Уравнение 5 класс мерзляк правило

Мерзляк 5 класс — § 10. Уравнение

Вопросы к параграфу

1. Какое число называют корнем (решением) уравнения? — Корнем (решением) уравнения называют число, которое при подстановке вместо буквы обращает уравнение в верное числовое равенство.

2. Что значит решить уравнение? — Это значит найти все его корни или убедиться, что их вообще нет.

3. Как найти неизвестное слагаемое? — Надо из суммы вычесть известное слагаемое.

4. Как найти неизвестное уменьшаемое? — Надо к разности прибавить вычитаемое.

5. Как найти неизвестное вычитаемое? — Надо из вычитаемого вычесть разность.

Решаем устно

1. Найдите значение выражения 53 + х:

1. если х = 29, то 53 + х = 53 + 29 = 82

2. если х = 61, то 53 + х = 53 + 61 = 114

2. Найдите значение выражения 12y:

1. если: у = 7, то 12y = 12 • 7 = 84

2. если: у = 20, то 12y = 12 • 20 = 240

3. Найдите по формуле пути s = 50t расстояние (в метрах), которое проходит Петя:

1) за 4 мин: s = 50t = 50 • 4 = 200 метров

2) за 10 мин: s = 50t = 50 • 10 = 500 метров

Что означает числовой множитель в этой формуле? Числовой множитель 50 обозначает скорость движения Пети (м/мин).

4. Число а на 10 больше, чем число b. В виде каких из следующих равенств это можно записать:

  1. а + b = 10 — нельзя записать
  2. а — b = 10 — можно записать
  3. b — а = 10 — нельзя записать
  4. а — 10 = b — можно записать
  5. b + 10 = а — можно записать

Ответ: можно записать в виде равенств: а — b = 10; а — 10 = b; b + 10 = а.

5. Найдите все натуральные значения а, при которых выражение 20 : а принимает натуральные значения.

  • если а = 1, то 20 : 1 = 20 — натуральное число
  • если а = 2, то 20 : 2 = 10 — натуральное число
  • если а = 4, то 20 : 4 = 5 — натуральное число
  • если а = 5, то 20 : 5 = 4 — натуральное число
  • если а = 10, то 20 : 10 = 2 — натуральное число
  • если а = 20, то 20 : 20 = 1 — натуральное число

Ответ: при а = 1, 2, 4, 5 , 10 или 20.

6. На одну чашу весов поставили несколько гирь по 2 кг, а на другую — по 3 кг, после чего весы пришли в равновесие. Сколько поставили гирь каждого вида, если всего их поставили 10?

На одну чашу весов надо поставить 6 гирь по 2 кг, а на другую — 4 гири по 3 кг.

Для решения использовано 10 гирь.

Упражнения

267. Какое из чисел 3, 12, 14 является корнем уравнения:

1) х + 16 = 28

  • если х = 3, то 3 + 16 = 19. Так как 19 ≠ 28, то число 3 не является корнем уравнения;
  • если х = 12, то 12 + 16 = 28. Так как 28 = 28, то число 12 является корнем уравнения;
  • если х = 14, то 14 + 16 = 30. Так как 30 ≠ 28, то число 14 не является корнем уравнения.

Ответ: корнем уравнения является число 12.

2) 4х — 5 = 7

  • если х = 3, то 4 • 3 — 5 = 12 — 5 = 7. Так как 7 = 7, то число 3 является корнем уравнения;
  • если х = 12, то 4 • 12 — 5 = 48 — 5 = 43. Так как 43 ≠ 7, то число 12 не является корнем уравнения;
  • если х = 14, то 4 • 14 — 5 = 56 — 5 = 51. Так как 51 ≠ 7, то число 14 не является корнем уравнения.

Ответ: корнем уравнения является число 3.

268. Какое из чисел 3, 12, 14 является корнем уравнения:

1) 234 — y = 220

  • если y = 3, то 234 — 3 = 231. Так как 231 ≠ 220, то число 3 не является корнем уравнения;
  • если y = 12, то 234 — 12 = 222. Так как 222 ≠ 220, то число 12 не является корнем уравнения;
  • если y = 14, то 234 — 14 = 220. Так как 220 = 220, то число 14 является корнем уравнения.

Ответ: корнем уравнения является число 14.

2) 72 : b + 13 = 19

  • если b = 3, то 72: 3 + 13 = 24 + 13 = 37. Так как 37 ≠ 19, то число 3 не является корнем уравнения;
  • если b = 12, то 72 : 12 + 13 = 6 + 13 = 19. Так как 19 = 19, то число 12 является корнем уравнения;
  • если b = 12, то 72 : 12 + 13 = 5 + 13 = 18 . Так как 18 ≠ 19, то число 14 не является корнем уравнения.

Ответ: корнем уравнения является число 12.

269. Решите уравнение:

270. Решите уравнение:

271. Решите уравнение:

272. Решите уравнение:

273. Решите с помощью уравнения задачу.

1) Оксана задумала число. Если к этому числу прибавить 43 и полученную сумму вычесть из числа 96, то получим число 25. Какое число задумала Оксана?

Пусть задуманное Оксаной число равно x. Тогда можно составить уравнение:

96 — (х + 43) = 25
х + 43 = 96 — 25
х + 43 = 71
х = 71 — 43
х = 28

Ответ: Оксана задумала число 28.

2) У Буратино было 74 сольдо. После того как он купил себе учебники для школы, папа Карло дал ему 25 сольдо. Тогда у Буратино стало 68 сольдо. Сколько сольдо потратил Буратино на учебники?

Пусть Буратино потратил на учебники х сольдо. Тогда можно составить уравнение:

(74 — х) + 25 = 68
74 — х = 68 — 25
74 — х = 43
х = 74 — 43
х = 31

Ответ: Буратино потратил на учебники х сольдо.

274. Решите с помощью уравнения задачу.

Ваня задумал число. Если к этому числу прибавить 27 и из полученной суммы вычесть 14, то получим число 36. Какое число задумал Ваня?

Пусть задуманное Ваней число равно х. Тогда можно составить уравнение:

(х + 27) — 14 = 36
х + 27 = 36 + 14
х + 27 = 50
х = 50 — 27
х = 23

Ответ: Ваня задумал число 23.

275. Какое число надо подставить вместо а, чтобы корнем уравнения:

1) (x + а) — 7 = 42 было число 22

Подставим вместо х число 22 — корень уравнения, затем найдём неизвестное а:

(22 + а) — 7 = 42
22 + а = 42 + 7
22 + а = 49
а = 49 — 22
а = 27

Ответ: вместо а надо подставить число 27.

2) (а — x) + 4 = 15 было число 3

Подставим вместо х число 3 — корень уравнения, затем найдём неизвестное а:

(а — 3) + 4 = 15
а — 3 = 15 — 4
а — 3 = 11
а = 11 + 3
а = 14

Ответ: вместо а надо подставить число 14.

276. Какое число надо подставить вместо а, чтобы корнем уравнения:

1) (х — 7) + а = 23 было число 9

Подставим вместо х число 9 — корень уравнения, затем найдём неизвестное а:

(9 — 7) + а = 23
2 + а = 23
а = 23 — 2
а = 21

Ответ: вместо а надо подставить число 21.

2) (11 + х) + 101 = а было число 5

Подставим вместо х число 5 — корень уравнения, затем найдём неизвестное а:

(11 + 5) + 101 = а
16 + 101 = а
117 = а
а = 117

Ответ: вместо а надо подставить число 117.

Упражнения для повторения

277. Лиза была в школе с 8 ч 15 мин до 15 ч 20 мин. Вечером она пошла на тренировку. Там она провела на 5 ч 40 мин меньше времени, чем в школе. Сколько времени Лиза была на тренировке?

1) 15 ч 20 мин — 8 ч 15 мин = 7 ч 5 мин — Лиза провела в школе.

2) 7 ч 5 мин — 5 ч 40 мин = 6 ч 65 мин — 5 ч 40 мин = 1ч 25 мин — Лиа провела на тренировке.

Ответ: 1 ч 25 мин.

278. Начертите отрезок длиной 12 см. Над одним концом отрезка напишите число 0, а над другим — 480. Поделите отрезок на шесть равных частей. Отметьте на полученной шкале числа 40, 100, 280, 360, 420.

279. Можно ли, имея 900 р., купить 3 кг бананов по 65 р. за 1 кг, 2 кг мандаринов по 130 р. за 1 кг и 4 кг апельсинов по 95 р. за 1 кг?

Посчитаем общую стоимость предполагаемой покупки:

1) 65 • 3 = 195 (рублей) — потребуется на покупку бананов.

2) 130 • 2 = 260 (рублей) — потребуется на покупку мандаринов.

3) 95 • 4 = 380 (рублей) — потребуется на покупку апельсинов.

4) 195 + 260 + 380 = 835 (рублей) — будет стоить весь набор продуктов.

Сравним предполагаемую стоимость покупки с имеющейся суммой денег:

Значит купить все эти продукты на 900 рублей можно.

Задача от мудрой совы

280. В трёх ящичках лежат шары: в первом ящичке — два белых, во втором — два чёрных, в третьем — белый и чёрный. На ящички наклеены этикетки ББ, ЧЧ и БЧ так, что содержимое каждого из них не соответствует этикетке. Как, вынув один шар, узнать, что в каком ящичке лежит?

Этикетки на ящиках не соответствуют их содержимому. Значит в ящике БЧ не может лежать два разноцветных шарика. Там будет либо 2 белых шарика, либо два чёрных шарика. Вытащим один шар из ящика с этикеткой БЧ:

  • если вытащен белый шар, то значит в ящике:
    • БЧ — 2 белых шара;
    • ББ — 2 чёрных шара;
    • ЧЧ — 1 белый и 1 чёрный шар.
  • если вытащен чёрный шар, то значит в ящике:
    • БЧ — 2 чёрных шара;
    • ББ — 1 белый и 1 чёрный шар;
    • ЧЧ — 2 белых шара.

Ответ: надо вытащить шар из ящика с надписью БЧ.

Урок по теме «Уравнения» по учебнику 5 класса А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок по теме: «Уравнения»

Тема урока: уравнения

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели: Предметные — обобщить и закрепить знания учащихся об уравнениях, формировать навыки решения уравнений с использованием правил нахождения неизвестного компонента действий сложение и вычитание.

Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.

Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Планируемые результаты: Учащийся научится решать уравнения с помощью правил нахождения неизвестного компонента действий сложение и вычитание.

Основные понятия: Уравнение, корень уравнения.

Присутствие учащихся, проверка готовности к уроку

Постановка цели и задач урока .

Устный счет: на доске записаны примеры, дети цепочкой их комментируют.

В корзине лежало некоторое количество грибов. Потом в нее положили еще 7 грибов. После этого в корзине стало 35 грибов.

Переведем эту задачу на математический язык: составим выражение, которое будет отражать описанную в задаче ситуацию.

— Сколько грибов было в корзине сначала? ( нам неизвестно ).

Когда в задаче какая-то величина неизвестна, то можно для составления выражения эту величину обозначить за х.

Как тогда обозначим число грибов, которое было в корзине первоначально? ( обозначить за х ).

Затем в корзину добавили 7 грибов. Какое выражение получилось? ( х+7 )

По условию задачи всего в корзине стало 35 грибов. Как можно записать это предложение? ( х+7=35 )

Как называется полученное равенство? ( уравнение)

Запишите в тетрадях число, Классная работа, тема урока: «Уравнения»

Запишите полученное уравнение: х+7=35 поставьте тире и запишите «уравнение».

Изучение нового материала

Уравнение – это равенство , в котором содержится неизвестное ( буква ).

То есть, чтобы сказать, что это уравнение, должно выполняться обязательно 2 условия: — должен быть знак = в записи

— должна быть буква.

Посмотрите на доску и скажите есть ли среди записанных выражений уравнения? Свой ответ обоснуйте.

а+19=26 (есть буква, есть знак =) – это уравнение

5+9=14 ( есть знак =, но нет буквы) – это не уравнение

В+8 ( есть буква, но нет знака =) – это не уравнение

Вернемся к задаче.

Получено уравнение х+7=35

Подставим вместо х в полученное уравнение число 28. Посмотрим, что получится:

Посчитайте чему равно значение суммы в левой части равенства? (28+7=35).

То есть, получили 35=35. Получилось верное числовое равенство.

В таком случае говорят, что число 28 – корень данного уравнения.

Корень уравнения – это число, которое при подстановке вместо буквы обращает уравнение в верное числовое равенство.

Рассмотри уравнение: 2х+4=6

Подставим в это уравнение х=1, получим: 2*1+4=6

Значит, х=1 – корень уравнения

Подставим в это уравнение х=2, получим: 2*2+4=6

Значит, х=2 не является корнем данного уравнения.

проверим, какое из значений будет являться корнем данного уравнения.

19=28 – неверно. Х=3 – не является корнем уравнения

28=28 – верно. Х=12 – корень уравнения

30=28 – не верно. Х=14 не корень.

проверим, какое из значений будет являться корнем данного уравнения.

7=7 верно. Х=3 – корень уравнения

43=7 не верно, х=12 – не корень

51=7 не верно, х=14 – не корень

Корень уравнения, по-другому, называют еще решением уравнения .

В математике уравнений огромное множество, поэтому уравнение не обязательно имеет один корень (как в примерах ранее).

Рассмотрим уравнение х-х=0.

Как вы думаете какое число будет являться корнем данного уравнения? ( ребята, делают различные предположения )

Данное уравнение имеет бесконечно много корней, потому что какое бы число мы не подставили вместо х в уравнение у нас всегда будет получаться верное числовое равенство.

х=5 5-5=0 верно, х=5 — корень

х=127 127-127=0 – верно, х= 127 корень.

Такие примеры можно продолжать бесконечно.

Рассмотри еще 1 уравнение: х-х=1.

Как вы думаете какое число будет являться корнем данного уравнения? ( ребята, делают различные предположения )

Данное уравнение не имеет корней. Потому, что какое бы число мы не подставили в уравнение вместо х, всегда не будет получаться верного числового равенства.

Как вы думаете какое число будет являться корнем данного уравнения? ( ребята, делают различные предположения )

Данное уравнение имеет 2 корня х=1 и х=2.

Решить уравнение – значит найти все его корни или убедиться, что их вообще нет.

Рассмотрим уравнение: 78+х=100

Решим это уравнение. Для начала выясним, что нам нужно найти (какой компонент действия нам неизвестен) 78 + х = 100

Итак, нам нужно найти неизвестное слагаемое (х – слагаемое). Воспользуемся правилом для его нахождения:

Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Решение любого уравнения всегда заканчивается словом ответ.

Решим уравнения: 1) 53+х=122 (х – неизвестное слагаемое)

х= 122 – 53 (воспользуемся правилом нахождения неизвестного слагаемого)

а+316=900 (какой компонент действия нужно найти?)

а= 900-360 (проговариваем правило)

Рассмотрим еще 1 вид уравнений: х – 34= 82

Прежде чем решать это уравнение, вспомним компоненты действий в данном равенстве: х – 34= 82

В данном уравнении, неизвестное число х является уменьшаемым, чтобы его найти воспользуемся правилом:

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

а – 458=345 (а – неизвестное уменьшаемое)

а= 345+458 (воспользуемся правилом нахождения неизвестного уменьшаемого)

в – 129=693 (какой компонент действия нужно найти?)

в= 693+129 (проговариваем правило)

Еще 1 тип уравнений: 108 – х = 96

Прежде чем решать это уравнение, вспомним компоненты действий в данном равенстве: 108 – х= 96

В данном уравнении, неизвестное число х является вычитаемым, чтобы его найти воспользуемся правилом:

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

То есть: х= 108 – 96

2064 – в=1398 (неизвестное число в – неизвестное вычитаемое)

в= 2064 – 1398 (воспользуемся правилом нахождения неизвестного вычитаемого)

1755 – к= 196 (Какой компонент действия нужно найти?)

к= 1755 – 196 (проговариваем правило)

Первичное закрепление нового материала : № 269

Подведение итогов урока : вопросы 1-5 параграфа 10

Домашнее задание : параграф 10, вопросы 1-5 (устно), № 268, 270, 278

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 956 человек из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 685 человек из 75 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • Сейчас обучается 314 человек из 70 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 571 352 материала в базе

Материал подходит для УМК

«Математика», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С./ Под ред. Подольского В.Е.

Другие материалы

  • 15.11.2020
  • 77
  • 0

  • 13.11.2020
  • 113
  • 2

  • 10.11.2020
  • 77
  • 0

  • 08.11.2020
  • 164
  • 5

  • 05.11.2020
  • 176
  • 8

  • 20.10.2020
  • 117
  • 3

  • 17.10.2020
  • 151
  • 4

  • 15.10.2020
  • 555
  • 17

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 16.11.2020 400
  • DOCX 33.2 кбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Соловьева Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 1 год и 6 месяцев
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 427
  • Всего материалов: 1

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

В школах Хабаровского края введут уроки спортивной борьбы

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок по теме «Уравнение»
методическая разработка по математике (5 класс)

Подробная разработка урока математики в 5 классе по теме «Уравнения» УМК Мерзляк.

Скачать:

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_v_5_klasse.docx622.72 КБ
marshrutnyy_list.docx58.62 КБ
rasstoyanie_mezhdu_naselennymi_punktami_zavyalovskogo_rayona_i_s.pdf197.16 КБ
uravneniya.pptx1.37 МБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Архипова Евгения Андреевна

Место работы: МБОУ «Завьяловская СОШ №1 Завьяловского района».

Должность: Учитель математики и информатики.

Тема урока: «Уравнение».

Номер урока: 1 урок.

УМК: Мерзляк А. Г. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 304 с.

Образовательная: формирование умения решать уравнения с использованием правил нахождения неизвестного компонента действий сложение и вычитание.

Воспитательная: воспитание самостоятельности, внимательности, уважения к работе товарищей.

Развивающая: развитие умения анализировать учебный материал, развитие умения слушать и вступать в диалог.

— повторить формулы для нахождения целого и его частей;

— формировать понятие «уравнение»;

— формировать понятие «корень уравнения»;

— формировать умение находить корень уравнения;

— повторить компоненты операций сложение и вычитание;

— формировать представление о том, что значит решить уравнение;

— формировать умение применять правила для нахождения неизвестного компонента.

Предметные: применение знаний для решения уравнений с помощью правил нахождения неизвестного компонента действий сложение и вычитание.

Личностные: формирование доброжелательного отношения к окружающим, умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве и планировать свои действия;

Метапредметные: формирование умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы, технологии обучения:

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: уравнение, корень уравнения.

Метапредметные связи: география, история.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация на тему «Уравнение», раздаточный материал (маршрутные листы, фишки, сигнальные карточки).

Технологическая карта урока

Задания для учащихся, выполнение которые приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты УУД

Организационный этап (1 мин)

Цель: организация внимания учащихся, внутренней готовности к уроку.

-Активизирует внимание детей, нацеливая их на работу.

— Отмечает отсутствующих учащихся.

— Проверяет готовность учащихся к уроку.

— Занимают свои рабочие места.

— Называют отсутствующих в классе ребят.

— Проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу у вас я, меня зовут Евгения Андреевна.

Но урок у нас будет не совсем обычный. Думаю, каждый из вас мечтает немного попутешествовать. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашему району (Слайд 1), а поможет нам в этом мир математики.

Все ли у вас готово для путешествия (ручка, учебник, тетрадь и дневник)? Тогда я желаю вам хорошего урока и удачи!

создание благоприятного психологического климата на уроке.

формирование способности к самостоятельной организации рабочего места.

Мотивационный этап (6 мин)

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания внутренней потребности к построению нового способа действий, постановка перед учащимися учебной проблемы.

— Предлагает учащимся подписать маршрутные листы.

— Для того чтобы узнать тему урока, организует работу над ребусом.

— Для составления плана путешествия рекомендует учащимся воспользоваться учебником.

— Внимательно изучают и подписывают маршрутные листы.

— Решая ребус, формулируют тему: «Уравнение» и цель урока: «Научиться решать уравнения».

— Составляют план путешествия, внимательно изучив материал параграфа:

1. Что называют уравнением?

2. Что значит «корень уравнения»?

3. Что значит «решить уравнение»?

4. Решать уравнения.

Перед вами на столах лежит маршрутный лист (Приложение 1) самооценки. Подпишите его. В ходе нашего путешествия, после выполнения каждого из заданий этого листа вы будите выставлять себе баллы, количество баллов за верно выполненный пункт указано в скобках.

Но для того, чтобы выстроить наш путь, необходимо определить, что же нам поможет в путешествии. Для этого вам необходимо разгадать следующий ребус: (Слайд 2)

Итак, ребята, что у вас получилось? Какова тема сегодняшнего урока?(Слайд 3)

А для чего нам нужно изучить эту тему? Чему мы будем учиться? Какова цель урока?

Запишите тему и цель в маршрутный лист.

А теперь давайте определим, с какими основными понятиями нам необходимо познакомиться. Составим план нашего путешествия, для этого откройте учебник на странице 69 пункт 10. Изучив материал учебника, выпишите основные понятия в маршрутный лист. (Слайд 4)

формирование умения высказывать собственную точку зрения в процессе обсуждения.

формирование умения самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения.

осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков.

Актуализация опорных знаний, умений и навыков и получение новых.
Первичное закрепление полученных знаний (типовые задания) (15 мин)

Цель: приобретение новых знаний и установление уровня их усвоения, устранение обнаруженных проблем.

— Предлагает учащимся разбиться на пары и выполнить задание по предложенным схемам.

— С опорой на маршрутный лист и выполненные задания, предлагает самостоятельно сформулировать определение понятия «уравнение».

— Предлагает учащимся самостоятельно определить корень данного уравнения, и сформулировать следующее определение.

— Рассмотрев различные уравнения, предлагает определить, чем являются неизвестные величины и с опорой на маршрутный лист сформулировать правила.

— Работают в парах, выполняя задание предложенное учителем.

После выполнения один представитель от пары выписывает формулу на доску:

— Затруднение заключается в том, что неизвестна одна из частей.

— Данное задание можно выполнить, обозначив неизвестную часть за «x»:

— Формулируют определение понятия «уравнение» с опорой на маршрутный лист и выполненное задание.

— Внимательно изучив следующее задание и определив способ его выполнения, самостоятельно находят корень уравнения:

и с опорой на выполненное задание формулируют понятие «корень уравнения».

— Выполняя следующее задание, отвечают на вопросы учителя

Неизвестно слагаемое: 1, 2, 3, 4.

Неизвестно вычитаемое: 6, 7.

Неизвестно уменьшаемое: 5, 8.

и с опорой на материал, предложенный в маршрутном листе, формулируют правила нахождения неизвестного.

План готов, для того, чтобы посетить села и поселки нашего района будем следовать ему. И первое, что нам необходимо сделать это?

a)

Посмотрите на доску (Слайд 5). Обсудите в паре и запишите на листах формулы, с помощью которых можно найти:

— целое А, если известны части В и С.

— части В и С, если известно целое А и вторая часть.

б)

А теперь посмотрите на эту схему (Слайд 6,7) и аналогично запишите формулы, для нахождения целого и его частей.

Смогли ли вы выполнить это задание? В чем возникло затруднение?

Как можно решить данную проблему? А теперь составьте выражения по данной схеме.

Сформулируйте определение уравнения. Заполните пропуски в маршрутном листе.

И вот на горизонте показался первый населенный пункт, но чтобы узнать его название необходимо выполнить следующее задание (Слайд 8):

Являются ли числа 5, 13 корнем уравнения
x + 32 = 45.

Какое село мы посетили первым? Чтобы ответить на этот вопрос воспользуйтесь таблицей (Приложение 2).

Можем ехать дальше. Что необходимо сделать в следующем задании? (Слайд 9)

Запишите номера уравнений, в которых надо найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое или вычитаемое.

1) ;

5) ;

2) ;

6) ;

3) ;

7) ;

4) ;

8) .

И давайте вспомним правила, с помощью которых мы сможем найти это неизвестное. Сформулируйте их с опорой на маршрутный лист, заполнив пропуски.

формирование умения взаимодействовать с группой, умения слушать и слышать учителя.

планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.

усвоение новых способов умственной деятельности через различные виды получения информации.

Физминутка (1 мин)

Мы совершили уже часть нашего путешествия, а теперь нам нужно отдохнуть (Слайд 10),
чтобы с новыми силами отправиться дальше:

Вверх рука, вниз рука

Потянулись мы слегка

Быстро поменяли руки,

Нам сегодня не до скуки.

Разминаем шею… стой.

А теперь встряхнулись лихо

И на стул садимся тихо.

— Предлагает учащимся решить по вариантам несколько уравнений, которые укажут названия посещенных населенных пунктов.

— В соответствии с вариантом, выполняют предложенное задание:

и в результате его выполнения формулируют ответ на вопрос: Что значит решить уравнение?

Пройдя долгий путь, мы вновь видим на горизонте несколько населенных пунктов, что же посетим на этот раз? (Слайд 11)

Решите уравнения и определите название населенного пункта, который вы посетили.

1) ;

1) ;

2) ;

2) ;

3) .

3) .

Итак, какие села или поселки мы посетили на этот раз?

Что значит решить уравнение?

Первичное закрепление нового материала (с измененной ситуацией) (10 мин)

Цель: закрепление умений и знаний, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

— Предлагает учащимся выполнить задания в немного измененной ситуации, решение которых позволит узнать новые посещенные места.

— Контролирует процесс выполнения задания.

— Выполняют индивидуально задание, предложенное учителем, исправляя неверно решенные уравнения:

2) Решено неверно:

;

;

.

3) Решено неверно:

250 ;

;

.

Верное решение записывается учеником, который выполнил все быстрее остальных, на доске.

Верно. А выполнение следующего задания, позволит определить какие еще населенные пункты нам следует посетить.(Слайд 12)

1) ;

;

.

2) ;

;

.

3) 250 ;

;

.

Какие места нам еще нужно посетить?

Великая Отечественная война началась в 1941 году, и закончилась спустя 4 года после ее начала. После прошло еще несколько лет, и наступил 2020 год. Сколько лет прошло после окончания войны?

формирование умения высказывать собственную точку зрения в процессе обсуждения.

планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.

формирование умения применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Информация о домашнем задании (2 мин)

Цель: сообщение учащимся о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения.

— Предлагает учащимся записать задания для домашней работы, объясняя методику его выполнения.

— Внимательно слушают и записывают домашнее задание в дневник.

Домашнее задание: (Слайд 13)

На оценку «3»: п. 10, № 268, 270.

На оценку «4», «5»: п. 10, № 270. Составить задачу на тему Завьяловского района, которая должна решаться с помощью уравнения.

формирование и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

Рефлексия (5 мин)

Цель: Цель: анализ и самооценка успешности достижения цели, результатов своей учебной деятельности.

— Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

— Подводит итоги урока совместно с учащимися с помощью системы вопросов.

— Анализируют свою деятельность и формулируют конечный результат своей работы, отвечая на поставленные учителем вопросы.

Наше путешествие подошло к концу, а это значит, что настало время для подведения итогов занятия.

Чем мы занимались сегодня на уроке?

Какие села и поселки Завьяловского района смогли посетить?

Что нового вы узнали для себя?

Что вам понравилось больше всего?
Что получилось, а что еще требует дополнительного изучения?

Посчитайте, какое количество баллов вы набрали за все путешествие, и оцените себя в соответствии со следующей шкалой (Слайд 14):

Если ты набрал (ла):

13 – 11 баллов – «5»

10 – 8 баллов – «4»

формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:
формирование умения подводить итоги своей познавательной, учебной деятельности.

Маршрутный лист 24.10.19

Ф. И. __________________________________________

Тема: ___________________________________ (1 балл)

I. Работа в парах:

б) (1 балл)

II. Определение: (1 балл)

1. _______________________, в которых есть __________________ величина, называют уравнением .

III. Являются ли числа 5, 13 корнем уравнения x + 32 = 45. (1 балл)

Если x = 5 , то _________________________________________________________________________

Если x = 13 , то _________________________________________________________________________

IV. Определение*: (1 балл)

2. Корнем уравнения называют ___________________, которое при подстановке вместо буквы обращает уравнение в верное ________________ ___________________.

*если затрудняешься, смотри п. 10 на с.70 в учебнике.

V. Запишите номера уравнений: (1 балл)

1) ;

5) ;

2) ;

6) ;

3) ;

7) ;

4) ;

8) .

а) Уравнения, в которых надо найти неизвестное слагаемое: ___________________________________

б) Уравнения, в которых надо найти неизвестное уменьшаемое ________________________________

в) Уравнения, в которых надо найти неизвестное вычитаемое __________________________________

VI. Заполни пропуски*: (1 балл)

1. Чтобы найти неизвестное слагаемое , надо из _______________ вычесть _______________ слагаемое.

2. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое , надо к ________________ прибавить __________________.

3. Чтобы найти неизвестное вычитаемое , надо из ________________ вычесть ___________________.

*если затрудняешься, смотри п. 10 на с.70 в учебнике.

VII. Решите уравнения: (1 балл)

1) ;

1) ;

2) ;

2) ;

3) .

3) .

VIII. Определение: (1 балл)

3. Решить уравнение – значит _______________ все его ________________, или убедиться, что их нет.

IX. «Найди ошибку»: (1 балл за каждое верно решенное уравнение)

1) ; 2) ;

; ;

. .

3) 250 ;

;

.

X. А можно ли… Составить уравнение**: (2 балла)

Великая Отечественная война началась в 1941 году, и закончилась спустя 4 года после ее начала. После прошло еще несколько лет, и наступил 2020 год. Сколько лет прошло после окончания войны?

**задача на дополнительные баллы.

XI. Задание на дом:

п. 10, № 270. Составить задачу на тему Завьяловского района, которая должна решать с помощью уравнения.

Если ты набрал (ла):

13 – 11 баллов – «5»

10 – 8 баллов – «4»

Оценка за урок: ____________

Расстояние между населенными пунктами Завьяловского района и
с. Чистоозёрка


источники:

http://infourok.ru/urok-po-teme-uravneniya-po-uchebniku-5-klassa-a-g-merzlyak-v-b-polonskij-m-s-yakir-4584110.html

http://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2020/11/25/urok-po-teme-uravnenie