Уравнение движения агрегата пределы движущей силы

УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ АГРЕГАТА. Тяговый баланс трактора.

Силы, действующие на агрегат.В динамическом от­ношении машинно-тракторный агрегат представляет собой си­стему твердых тел, связанных между собой жесткими и упруги­ми связями. Агрегат движется и работает в результате взаимо­действия сил, действующих на него.

Источником энергии для агрегата с трактором, оборудован­ным тепловым двигателем, является топливо. Тракторный дви­гатель, преобразуя энергию топлива в механическую, реализует

ее в виде крутящего момента Ме. Весь момент (для прицепного агрегата) или часть его (для приводного) через трансмиссию переда­ется движителю, в результа­те чего при достаточном сцеплении трактора с поч­вой создается движущая си­ла F. Она сообщает тракто­ру и машинам ускорение при трогании с места и при изменении скорости движе­ния, а также преодолевает их сопротивление при уста­новившемся движении (по­стоянной скорости).

На рисунке представлена общая схема внешних сил, дей­ствующих на трактор, при его движении на подъем с углом а.

В направлении движения можно выделить следующие силы: 1) силу F, движущую агрегат; 2) силы сопротивления — тяговое сопротивление рабочей части агрегата Rа, возникающее в связи с перемещением и выполнением рабочей машиной технологиче­ского процесса; сопротивление движению трактора Pf, возни­кающее в связи с деформацией почвы ходовой частью, механи­ческими потерями и т. п.; сопротивление воздушной среды Рвозд и сопротивление подъему (спуску) трактора Pα= ±Gsinα (G —вес трактора*). Общее сопротивление Pc=Rа + Pf + PB03Д.± Pα

Среди внешних сил сопротивления, действующих на агрегат решающее значение имеет сопротивление рабочей части агрега­та (рабочей машины) Rа.

В направлении, перпендикулярном к плоскости движения действуют следующие внешние силы: 1) составляющая веса трактора G cosα; 2) составляющие реакции почвы, действующие на ведущие и направляющие колеса RB и RH (для колесного трактора) или Rосн (для гусеничного); 3) составляющая от воз­действия рабочей машины Rв.м.

Работа и движение агрегата возможны только при опреде­ленном соотношении скорости движения v, приведенной массы агрегата т и сил, действующих на агрегат (трактор) в направ­лении движения. Это соотношение определяется уравнением движения

В ряде случаев сельскохозяйственные агрегаты характеризуются переменной массой машин (главным

образом из-за поступления или разгрузки материалов). В этом случае уравнение движения агрегата имеетболее сложный вид. В эксплуатационных расчетах приведенную массу машин принимают постоянкой.

Вследствие непрерывного изменения условий: свойств почвы глубины обработки, микрорельефа и других, которые имеют случайный (в вероятностно-статистическом смысле) характер, все величины, входящие в уравнение движения, в процессе ра­боты агрегата также имеют случайный характер и непрерывно изменяются. В связи с этим изменяется (как правило, по закону нормального распределения) и ускорение dυ/dt. Это сказывает­ся на качестве технологического процесса и ухудшает работу агрегата. Для каждого технологического процесса существуют допустимые пределы вариации ускорения.

Если движущая сила F и силы сопротивления Рс изменяют­ся сравнительно мало, то ускорение dυ/dt зависит только от приведенной массы агрегата: чем она больше, тем меньше уско­рение. Поэтому при прочих равных условиях агрегаты, имею­щие большую массу, устойчивее в своем движении.

Поскольку m dυ/dt представляет собой приведенную силу инерции pj, направленную в сторону, противоположную направ­лению ускорения, то силы, действующие в направлении движе­ния агрегата, можно представить уравнением, которое называет­ся тяговым балансом агрегата:

Так как скорости движения машинно-тракторных агрегатов сравнительно небольшие, сопротивление воздушной среды не­велико и им обычно пренебрегают, принимая Рвозд = 0.

В большинстве практических расчетов по ЭМТП (кроме про­цесса разгона и торможения агрегата), имея в виду закон нор­мального распределения ускорения, его считают по среднему значению, (dv/dt = 0), т. е. принимают, что движение установив­шееся.

В этом случае тяговый баланс определяется тем, что движу­щая сила равна сумме сил сопротивления, которые она преодо­левает:

В случае когда требуется учитывать мгновенные значения действующих сил (при рассмотрении качества технологического процесса, прочности и вибрации частей трактора, действия ав­томатических устройств, при расчете ряда экономических пока­зателей и т. д.), следует исходить из неустановившегося харак­тера движения и принимать в расчет ±Рj.

Как видно из уравнений и из рисунка тя­говый баланс определяет соотношение фактических усилий, при­чем в случае установившегося движения тяговое усилие Рт = Rа, а движущая сила F = PC. Предельные же (или оптимальные) значения этих величин характеризуют эксплуатационные свойства трактора и зависят вовсе не от значения преодолеваемых со­противлений, а от возможностей (свойств) самого трактора и его двигателя.

Сельскохозяйственные и мелиоративные машины

Тяговый и мощностной баланс трактора

Тяговый баланс трактора

На рисунке 1 представлена схема внешних сил, действующих на гусеничный трактор, движущийся ускоренно и на подъеме с углом α .

Рисунок 1. Схема внешних сил, действующих на трактор

В направлении движения действует только одна активная сила, это сила движущая агрегат F .
Все другие силы, направленные в противоположную сторону движения трактора — это силы сопротивления:
— составляющая тягового сопротивления рабочей части агрегата Rа , возникающая в связи перемещением и выполнением рабочими машинами технологического процесса (приложенная к трактору она называется тяговым усилием Pкр ),
— сопротивление движению самого трактора со стороны опорной поверхности Pf ,
— сопротивление воздушной среды Pв ,
— силы инерции Pj ,
— дополнительное сопротивление на преодоление подъема (спуска) Pα .

Сумма сил сопротивления движения трактора может быть выражена формулой:

Так как mпр•dv/dt представляет собой приведенную силу инерции Pj , то уравнение движения агрегата с учетом формулы (1) может быть представлена уравнением, в котором сила, движущая агрегат, равна алгебраической сумме внешних сил, действующих на движущийся трактор:

Формула (2) называется уравнением тягового баланса трактора .

В направлении, перпендикулярном движению агрегата, действуют следующие внешние силы: составляющая веса трактора m∙g∙cosα , составляющая от воздействия рабочих машин на трактор Rвм = Pкр∙tgβ и соответствующие реакции почвы Rосн (для гусеничного трактора) или действующие на ведущие Rв и направляющие колеса Rн (колесных тракторов).

Сопротивление движению трактора со стороны почвы зависит от конструкции ходового аппарата и веса трактора, свойств и неровностей почвы, величины тягового усилия, скорости движения. Все эти факторы находятся в сложной взаимосвязи и определение сопротивления движению от каждого фактора в отдельности весьма затруднительно.
Поэтому для практических расчетов сопротивления передвижению используют упрощенную зависимость:

где m – эксплуатационная масса трактора, кг;
mм – масса рабочей машины, кг;
р – коэффициент, показывающий, какая часть массы рабочей машины нагружает трактор;
f – коэффициент пропорциональности, обычно называемый коэффициентом сопротивления передвижения;
g – ускорение свободного падения, м/с 2 .

Понятие эксплуатационной массы включает конструктивную массу трактора, массу тракториста (по стандарту 75 кг), массу балластных грузов и возимого инструмента, массу полной заправки всех емкостей горюче-смазочными материалами и охлаждающей жидкостью и массу устанавливаемого на тракторе дополнительного оборудования, указанного в технической документации.

Из рисунка 1 видно, что сопротивление подъему (спуску) выражается зависимостью:

Поскольку углы подъемов (спусков) небольшие, то без большой ошибки можно принять sinα ≈ tgα , а tgα = h/l = i (то есть отношение величины подъема h к величине ее заложения l ). Тогда сопротивление подъему можно представить более удобной для расчета формулой:

Из формулы (5) видно, что при подъеме (спуске) на один процент (градус) сопротивление машины изменяется (увеличивается или уменьшается в зависимости от знака) на один процент ее веса.

Сопротивление воздушной среды Pв обычно учитывается при относительной скорости воздушного потока более 18 км/ч.
Так как скорости движения машинно-тракторных агрегатов сравнительно небольшие то, сопротивление воздушной среды невелико и им обычно при расчетах пренебрегают, принимая Рв = 0 .

Величина dv/dt зависит от большого числа случайных факторов и, как показывают многочисленные опытные данные, распределена по нормальному закону. Поэтому наиболее вероятной средней величиной ускорения прямолинейно-поступательного движения является нуль. Это служит основанием для упрощения расчетов по составлению агрегатов, принимая движение установившимся и Pj = 0 .

Силы инерции Pj обычно учитывают при расчете разгона или торможения МТА, когда ускорение может достигать 10 м/с 2 .

В большинстве практических расчетов по составлению МТА принимают, что движение установившееся ( dv/dt = 0 ) и сопротивление воздушного потока невелико.
В этом случае уравнение тягового баланса трактора имеет вид:

Как видно из уравнения (6) и рисунка 1 в случае установившегося движения тяговое усилие трактора Ркр = Rа , движущая агрегат сила F = Pс .

Мощностной баланс трактора

Как известно, мощность — это произведение силы на скорость движения тела под действием этой силы. Поэтому, аналогично тому, как составляется баланс сил, описывается и баланс мощностей, называемый уравнением мощностного баланса.

Уравнение мощностного баланса показывает, на какие составляющие расходуется эффективная мощность двигателя Nе , и в общем виде записывается:

где Nтр — потери мощности в трансмиссии, кВт;
Nf — потери мощности на качение (самопередвижение) трактора;
Nб — потери мощности на буксование;
Nа — потери мощности на преодоление подъема;
Nj — потери мощности на преодоление сил инерции;
NВОМ — мощность, отводимая через вал отбора мощности трактора (ВОМ);
Nв — потери мощности на преодоление сопротивления воздуха;
Nкр — полезная мощность на крюке.

Обычно для оценки тяговых и мощностных качеств трактора мощностной баланс рассматривают для случая движения по горизонтальной дороге в установившемся режиме без отбора мощности через ВОМ. При этом потерей мощности на преодоление сопротивления воздуха пренебрегают. При постоянной скорости движения машины не учитывают и потери на преодоление сил инерции.

Уравнение движения машинного агрегата и его решение

Составляем уравнение движения машинного агрегата, которое может быть записано (на основании уравнения Лагранжа 2-го рода) в форме:

(2.30)

где: — угол поворота звена приведения

— приведенные к этому звену момент инерции агрегата, момента движущих сил и момента сил сопротивления, выраженные в виде периодических зависимостей.

Интегрирование уравнения ведется в предположении, что закон движения может быть представлен в виде суммы равномерного вращения и малых периодических колебании

, (2.31)

где: ω0 – средняя угловая скорость, подлежащая определению;

ψ(t) – динамическое отклонение угла поворота от среднего значения , удовлетворяющее условию .

Преобразуем дифференциальное уравнение:

-в левую часть перенесем слагаемые, не зависящие от угла поворота кривошипного вала;

-в правую часть перенесем слагаемые, зависящие от угла поворота кривошипного вала.

Тогда уравнение движения машинного агрегата, может быть записано в виде:

Уравнение решается методом последовательных приближений.

Исходное приближение определяется как решение уравнения:

(2.32)

Эксплуатационный момент двигателя приведенный к кривошипному валу рабочей машины равен: . (2.33)

Определяем среднее значение угловой скорости кривошипного вала рабочей машины:

(2.34)

В дальнейшем дифференциальное уравнение решаем в такой последовательности:

Определим амплитудные значения возмущающего момента для трех гармоник по зависимости:

. (2.35)

аналогично для n=2,3 значения амплитудного значения возмущающего момента представлены в виде таблицы 2.10.

Таблица 2.10 Значения амплитудного значения возмущающего

L1L2L3
183,7192549,4060659429,5476978

Определим изменения возмущающих моментов

(2.36)

Для n=1 , получим:

=

Аналогично определяем для и n=1.2.3 Полученные результаты в таблицу 2.11

Таблица 2.11 Значения возмущающего момента

Угол поворота кривошипа °L1(f)L2(f)L3(f)L(f)=L1(F)+L2(F)+L3(F)
-168,8979,06716125,2132287-134,61695
-110,1222,366671-15,406477-123,16208
-21,84-6,70049-25,213229-53,753759
72,29422-9,0671615,406477578,6335337
147,0573-2,3666725,2132287169,903855
182,41656,70049-15,406477173,710506
168,89739,067161-25,213229152,751269
110,12232,36667115,4064775127,895424
21,84004-6,7004925,213228740,3527777
-72,2942-9,06716-15,406477-96,767856
-147,057-2,36667-25,213229-174,6372
-182,4166,7004915,4064775-160,30952
-168,8979,06716125,2132287-134,61695

По данным таблицы 2.11 строим графики изменения возмущающего момента

(2.37)

где:YL – отрезок изображающий L, мм.

Определим углы сдвига вектора возмущающего момента n-й гармоники по отношению к вектору постоянного момента L0

(2.38)

=

(2.39)

Аналогично определяем и результаты представлены в виде таблицы 2.12.

Таблица 2.12 Численные значения углов сдвига возмущающего момента

cos
-0,91861-0,395160,9639330,2661440,8531610,521648
=203,2757 0 =15,43496 0 =31,44285 0

По данным таблицы 2.12 строим диаграмму углов сдвига вектора возмущающего момента.

Определим амплитудные значения динамического отклонения угловой координаты:

(2.40)

Таблица 2.13 Численные значения амплитуды

А1А2А3
0,064127740,001641420,00343683

Определим величину угла сдвига амплитуды угловой координаты n-й гармоники

(2.41)

(2.42)

Аналогично определяем и результаты представлены в виде таблицы 2.14.

Таблица 2.14 Численные значения угла сдвига амплитуды угловой координаты

cos
-0,00884-0,99996-0,01767-0,99984-0,0265-0,99965
=269,4937 0 =268,9874 0 =268,4813 0

По данным таблицы 2.14 строим диаграмму углов сдвига вектора угловой скорости

Определим динамическое отклонение по углу поворота кривошипного вала

(2.43)

Для получим:

=

Определим динамическое отклонение по угловой скорости кривошипного вала

(2.44)

Для получим:

(2.45)

Определим угловое ускорение кривошипного вала

(2.46)

Для получим:

Аналогично определяем , и для результаты расчетов сводим в таблицу 2.15.

Таблица 2.15 Значения динамических отклонений

Угол поворота кривошипного вала Динамическое отклонение Динамическое отклонение ,с -1Угловое ускорение ,с -2
-0,02246-0,48939440,81967661
-0,04633-0,44928571,91370668
-0,06411-0,20342338,01451866
-0,062620,340109079,4675229
-0,038890,6125543,23563477
-0,006530,63124961-1,4908813
0,023270,55550419-1,1692865
0,0494930,46777026-3,2782211
0,0664650,15579801-9,0294231
0,061812-0,3415444-9,117913
0,035726-0,6310386-1,8711204
0,004179-0,58362442,50578573

Поданным таблицы 2.15 строим графики:

график изменения динамического отклонения по углу поворота кривошипного вала в масштабе:

(2.47)

где:Y — отрезок изображающий значение на графике

график изменения динамического отклонения угловой скорости кривошипного вала

в масштабе:

(248)

где:Y — отрезок изображающий значение на графике

график изменения углового ускорения кривошипного вала в масштабе:

(2.49)

Определим коэффициент неравномерности хода машинного агрегата

Определенный коэффициент выше заданного: δ =0,163>[δ]=0,13, необходимо определить дополнительную массу для чего производим расчет маховика.


источники:

http://k-a-t.ru/sxt/14_%D0%9F%D0%9C.02.01-7/index.shtml

http://lektsii.org/14-61610.html