Уравнение движения механизма в конечной форме

УРАВНЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ МЕХАНИЗМА

После выполнения приведения сил и масс, любой механизм с одной степенью подвижности можно заменить его динамической моделью (рисунки 4.1; 4.5). Эта модель имеет переменный приведенный момент инерции Iпр и приведенный момент Мпр. Закон движения модели такой же, как и закон движения начального звена (уравнение 4.1).

Основой для составления уравнения движения механизма служит теорема об изменении кинетической энергии

, (4.8)

где υ – скорость в конце движения, υо – скорость в начале движения, Адв – работа движущих сил, Асс – работа сил сопротивления. При этом работу совершают все силы и моменты, а также силы трения.

Уравнение движения в энергетической форме. Если привести все силы и массы к звену приведения, то уравнение примет вид

, (4.9)

где АРдв – работа приведенной к звену приведения движущей силы, АРсс – работа приведенной силы сопротивления, mпр и mпр0 — приведенные массы, соответствующие конечному и начальному положениям.

Обычно удобнее в левую часть уравнения вводить работу приведенных моментов АМдв и МРсс, а правую часть выражать через приведенные моменты инерции Iпр и Iпр0. Тогда выражение (4.9) примет вид

. (4.10)

Уравнение движения в дифференциальной форме.Уравнение движения механизмов машинного агрегата запишем через приведенные силы и массы, для чего продифференцируем уравнение (4.9)

, (4.11)

где Рдв – движущая силы, Рс – сила сопротивления.

То же самое уравнение можно записать, если воспользоваться приведенным моментом и приведенным моментом инерции, для чего продифференцируем уравнение (4.10)

. (4.12)

Уравнение движения в интегральной форме.В дифференциальное уравнение движения механизма машинного агрегата входят приведенные моменты движущих сил и сил сопротивления. Эти моменты могут быть функциями обобщенной координаты φ или ее первой производной φ’ = ω, или времени t. Тогда уравнение (4.12) запишем в виде

. (4.13)

Интегрируя данное выражение по обобщенной координате, получим

. (4.14)

Уравнение движения механизма

Выполнив приведение сил и масс, любой механизм с одной степенью свободы (рычажный, зубчатый, кулачковый и др.), сколь бы сложным он ни был, можно заменить его динамической моделью (рис. 5.2). Эта модель в общем случае имеет переменный приведенный момент инер- ции и к ней приложен суммарный приведенный момент . Закон движения модели такой же, как и закон движения начального звена механизма (см. 5.1).

Рис. 5.2. Динамическая модель механизма с W = 1

после приведения сил и масс

Основой для составления уравнения движения механизма с одной степенью свободы служит теорема об изменении кинетической энергии:

Работу совершают все активные силы и моменты и силы трения во всех кинематических парах механизма.

Уравнение движения в энергетической форме. Запишем формулу для кинетической энергии модели, учитывая уравнение (5.1):

(5.3)

Так как вся нагрузка, приложенная к модели, выражается суммарным приведенным моментом , то сумма работ равна

(5.4)

Здесь переменная интегрирования φм заменена координатой φ1 начального звена, так как φм = φ1.

Подставив выражения (5.4) в (5.2), получим уравнения движения в энергетической форме:

(5.5)

где искомой величиной является угловая скорость φ1 начального звена механизма.

В общем случае верхний предел φ1 интегрирования в равнении (5.5) считается переменным. Если вся нагрузка, приложенная к механизму, зависит только от его положения, то и суммарный приведенный момент есть функция только координаты φ1. В этом случае уравнение (5.5) решается непосредственно относительно искомой величины ω1:

(5.6)

Укажем, что интеграл под корнем имеет знак, который необходимо учитывать.

Уравнение движения в дифференциальной форме.

Продифференцируем (5.5) по координате φ1:

Определим производную, стоящую в левой части уравнения, помня, что в общем случае переменной величиной является не только угловая скорость ω1, но и . Поэтому

(5.7)

Это и есть уравнение движения в дифференциальной форме, поскольку искомая переменная величина – угловая скорость ω1 начального звена механизма – стоит под знаком производной. При пользовании уравнением (5.7) следует помнить, что суммарный приведенный момент , а также производная d/dφ1 величины алгебраические и подставляются со своими знаками.

В том случае, когда исследуется механизм, имеющий = const (например, зубчатый механизм с круглыми центроидами), уравнение его движения упрощается и приобретает вид

(5.8)

Уравнение движения в дифференциальной форме (5.7) может быть получено также и из уравнения Лагранжа второго рода.

Для определения углового ускорения 1 начального звена используем уравнение (5.7) и решаем его относительно

(5.9)

Величины и d/dφ1 подставляются в уравнение (5.9) со своими знаками. Если угловое ускорение 1 получится со знаком, противоположным знаку угловой скорости ω1, значит, начальное звено механизма движется замедленно.

Производную d/dφ1 подсчитывают численным дифференцированием или графическим дифференцированием. Необходимо отметить, что существует другой значительно более точный (но и более трудоемкий) способ определения производной d/dφ1 , который можно найти в специальной литературе.

Уравнения движения механизма

Уравнения движения механизма

Выполнив приведение сил и масс, любой механизм с одной степенью свободы (рычажный, зубчатый, кулачковый и др.), сколь бы сложным он ни был, можно заменить его динамической моде­лью (рис. 7.1). Эта модель в общем случае имеет переменный приведенный момент инерции и к ней приложен суммарный приведенный момент . Закон движения модели такой же, как и закон движения начального звена механизма (см. уравнение 7.1).

Основой для составления уравнения движения механизма с одной степенью свободы служит теорема об изменении кинетической энергии:

(7.1)

Работу совершают все активные силы и моменты и силы трения во всех кинематических парах механизма.

Уравнение движения в энергетической форме. Запишем формулу для кинетической энергии модели, учитывая уравнение (7.1):

Рекомендуемые файлы

. (7.2)

Так как вся нагрузка, приложенная к модели, выражается сум­марным приведенным моментом , то сумма работ равна

(7.3)

Здесь переменная интегрирования заменена координатой начального звена, так как

Учитывая (5.16) и подставив выражения (7.2) и (7.3) в основное уравнение (7.1), получим уравнение движения в энергетической форме:

(7.4)

где искомой величиной является угловая скорость начального звена механизма. В общем случае верхний предел интег­рирования в уравнении (7.4) считается пере­менным.

Если вся нагрузка, приложенная к меха­низму, зависит только от его положения, то и суммарный приведенный момент есть функция только координаты . В этом слу­чае уравнение (7.4) решается непосредст­венно относительно искомой величины :

(7.5)

Укажем, что интеграл под корнем имеет знак, который надо учиты­вать.

Уравнение движения в дифференциальной форме. Продифферен­цируем уравнение (7.4 по координате :

Определим производную, стоящую в левой части уравнения, помня, что в общем случае переменой величиной является не только угловая скорость , но и . Поэтому:

(7.6)

Это и есть уравнение движения в дифференциальной форме, по­скольку искомая переменная величина — угловая скорость на­чального звена механизма — стоит под знаком производной. При пользовании уравнением (7.6) надо помнить, что суммарный при­веденный момент , а также производная суть величины алгебраические и подставляются со своими знаками.

В том случае, когда исследуется механизм, имеющий (например, зубчатый механизм с круглыми колесами), уравнение его движения упрощается и приобретает такой вид:

(7.7)

Уравнение движения в дифференциальной форме (7.6) может быть получено также и из уравнений Лагранжа II рода [2], [4].

Для определения углового ускорения начального звена используем уравнение (7.6), решим его относительно :

(7.8)

Величины и подставляются в уравнение (7.8) со своими знаками. Если угловое ускорение получится со знаком, проти­воположным знаку угловой скорости , то это значит, что началь­ное звено механизма движется замедленно.

Производная подсчитывается или численным дифферен­цированием на ЭВМ, или графическим дифференцированием (см. § 4.2). Другой значительно более точный (но и более трудоемкий) способ определения производной можно найти в литературе

(см.: Минут С. Б. Об определении производной приведенного мо­мента инерции массы звеньев механизма// Науч. тр. МВТУ им. Н. Э. Баумана, 1970; Зиновьев В. А., Бессонов А. П. Основы динами­ки машинных агрегатов. М., 1964).

Основные режимы движения машины.

При установившемся режиме III скорость главного вала изменяется периодически. В частном случае скорость может быть постоянной. В установившемся режиме работает большинство энергетических и технологических машин. Часто установившееся движение череду­ется с разгонами (при повышениях скоростного режима II) и торможе­ниями (при понижениях скоростного режима IV). Так работают, на­пример, автомобильный двигатель и различные другие транспорт­ные машины. Многие механизмы в установившемся режиме вообще не работают. Это особенно характерно для целого ряда приборов (реле, контакторы и т. п.). Их механизм во время срабатывания (режим VI) переходит из одного положения в другое, не совершая замкнутого повторяющегося кинематического цикла.

Неустановившийся режим движения машины имеет место тогда, когда ее пускают в ход и она, набирая скорость, выходит на установившийся режим, а также тогда, когда для остановки маши­ны ее двигатель выключают и она продолжает двигаться за счет накопленного запаса кинетической энергии; при этом машина посте­пенно теряет скорость из-за действия сил трения или каких-либо других сил сопротивления, в том числе и специальных тормозных сил. В этих случаях необходимо знать, насколько быстро проис­ходят переход из неподвижного состояния в рабочее и обратный переход до полной остановки. Применительно к транспортным машинам изучение обратного перехода особенно важно для надеж­ного расчета длины тормозного пути. Исследование неустановив­шегося режима движения дает возможность определить время сра­батывания механизма, что абсолютно необходимо для проектиро­вания многих приборов, таких, как фотозатворы, средства автома­тической защиты и др.

Разгоны (разбеги) и торможения могут происходить с большим ускорением. Это вызывает значительное динамическое нагружение механизма, что, в свою очередь, может привести к перенапряжени­ям и даже к поломкам.

Во время разбега и выбега угловая скорость многих машин проходит через критическую (резонансную) зону. Во избежание динамической перегрузки механизма и возможной аварии проход этой зоны должен быть достаточно быстрым, что надо обеспечить при проектировании, сделав расчет обеих фаз неустановившегося режима. Решение многих других динамических задач также связано с исследованием этого режима.

Таким образом, изучение неустановившихся (переходных) про­цессов весьма существенно для грамотного динамического проек­тирования механизма, машины или прибора.

Для определения закона движения механизма при неустано­вившемся режиме должны быть известны следующие исходные данные: кинематическая схема механизма; характеристики геомет­рии масс всех подвижных звеньев; механические характеристики сил и моментов; начальные условия движения. Последнее важно для исследования именно неустановившегося режима.

Рассмотрим механизм, нагруженный силами и моментами, кото­рые являются функциями только перемещения своих точек приложе­ния. Пусть приведенный момент инерции рассматриваемого меха­низма имеет переменную величину . Требуется определить зависимость скорости начального звена от его угла поворота, т. е. . Подобная задача является весьма распространенной. В каче­стве примеров можно привести механизмы дизель-компрессоров, буровых станков и подъемных кранов с приводом от двигателей внутреннего сгорания, различных устройств с пневмоприводом, приборов с пружинными двигателями и др.

Неустановившееся движение механизма

(переходные режимы работы)

Способами, изложенными в предыдущих лекциях строим диаграммы и , таким образом динамическая задача сводится к следующей: известны зависимости и , требуется определить закон изменения угловой скорости и углового ускорения звена приведения (модели).

Для решения данной задачи нужно взять уравнение движения, составленное в энергетической форме:

(7.9)

Порядок определения искомой угловой скорости таков:

1. Выполняют приведение масс и строят суммарную диаграмму приведенного момента инерции ;

2. По механическим характеристикам строят диаграммы приведенного движущего момента, затем диаграмму суммарного приведенного момента

Если силы тяжести и силы трения значительны, то их приведенные моменты должны войти слагаемыми в величину , т.е.

3. Графическим интегрированием строим диаграмму работы суммарного приведенного момента.

По уравнению (7.9) c учетом начальных условий определяют угловую скорость начального звена (модели) и строят зависимость

Если , то (7.10)

Если , то

Для определения углового ускорения начального звена (модели) используем уравнение движения, составленное в дифференциальной форме и решим его относительно

(7.11)

из уравнения видно, что для подсчета величины необходимо знать и в том положении начального звена, для которого определяется , а также нужно знать зависимость , по которой находят

Производную определяют графическим дифференцированием

,

Следует напомнить что величины и подставляют в уравнение (7.11) со своими знаками. Заметим, что графическое дифференцирование зависимости вносит некоторую ошибку во второй член уравнения.

Для тихоходных машин второй член уравнения (7.11) мал по сравнению с первым, поэтому ошибка существенного значения не имеет.

Для быстроходных машин второе слагаемое, зависящее от квадрата угловой скорости, может быть весьма значительным. В этом случае следует точно определить производную путем использования передаточных функций скоростей и ускорений (предложенных Минутом С.Б.), угловое ускорение величина алгебраическая.

Существует другой менее точный, но более простой способ определения , основанный на применении диаграммы = — метод поднормалей.

(7.12)

где — масштаб углового ускорения, = (по построению)

Величина и знак производной определяются по диаграмме аналогично определению производной

— угол наклона касательной, проведенной к кривой , с положительным направлением оси x.

(7.13)

Определение продолжительности переходного процесса

Рассмотрим построение кривой времени (рис. 7.5) по заданной диаграмме . При интегрировании обратной функции применяем метод трапеций. В пределах выбранных участков 01, 12,… кривую заменяем ступенчатым графиком с ординатами . Величины указанных ординат определяются из условия равенства площадей криволинейных трапеций и соответствующих прямоугольников. Ординаты и т.д. переносим на ось ординат, затем и на отрицательную полуось абцисс и получаем точки 1’, 2’,… i’. Отложив на оси ординат отрезок интегрирования К, соединяем точки 1’, 2’,… i’ с концом отрезка интегрирования. На диаграмме в пределах каждого участка проводим линии, параллельные линиям 1K, 2K,… iK и т.д. Через точки 0, 1”, 2”…i” проводим кривую, которая является кривой времени , в масштабе мм/с. Масштаб вычисляем из равенства углов на кривой и .

(7.14)

Контрольные вопросы к лекции N7

1. Какие факторы вызывают периодические и непериодические колебания угловой скорости динамической модели?

2. Какие основные режимы движения машин Вы знаете?

3. Чем характеризуются переходные режимы движения машины?

4. Запишите уравнения движения машины в дифференциальной форме и покажите как им можно пользоваться?

5. Как определяются продолжительность переходного процесса?


источники:

http://3ys.ru/teoriya-mekhanizmov-i-mashin/uravnenie-dvizheniya-mekhanizma.html

http://studizba.com/lectures/73-fizika/1075-teoriya-mehanizmov-mashin/19760-7-uravneniya-dvizheniya-mehanizma.html