Уравнение этилового спирта с калием

Этанол: химические свойства и получение

Этанол C2H5OH или CH3CH2OH, этиловый спирт – это органическое вещество, предельный одноатомный спирт .

Общая формула предельных нециклических одноатомных спиртов: CnH2n+2O.

Строение этанола

В молекулах спиртов, помимо связей С–С и С–Н, присутствуют ковалентные полярные химические связи О–Н и С–О.

Электроотрицательность кислорода (ЭО = 3,5) больше электроотрицательности водорода (ЭО = 2,1) и углерода (ЭО = 2,4).

Электронная плотность обеих связей смещена к более электроотрицательному атому кислорода:

Атом кислорода в спиртах находится в состоянии sp 3 -гибридизации.

В образовании химических связей с атомами C и H участвуют две 2sp 3 -гибридные орбитали, а еще две 2sp 3 -гибридные орбитали заняты неподеленными электронными парами атома кислорода.

Поэтому валентный угол C–О–H близок к тетраэдрическому и составляет почти 108 о .

Водородные связи и физические свойства спиртов

Спирты образуют межмолекулярные водородные связи. Водородные связи вызывают притяжение и ассоциацию молекул спиртов:

Поэтому этанол – жидкость с относительно высокой температурой кипения (температура кипения этанола +78 о С).

Водородные связи образуются не только между молекулами спиртов, но и между молекулами спиртов и воды. Поэтому спирты очень хорошо растворимы в воде. Молекулы спиртов в воде гидратируются:

Чем больше углеводородный радикал, тем меньше растворимость спирта в воде. Чем больше ОН-групп в спирте, тем больше растворимость в воде.

Этанол смешивается с водой в любых соотношениях.

Изомерия спиртов

Структурная изомерия

Для этанола характерна структурная изомерия – межклассовая изомерия.

Межклассовые изомеры — это вещества разных классов с различным строением, но одинаковым составом. Спирты являются межклассовыми изомерами с простыми эфирами. Общая формула и спиртов, и простых эфиров — CnH2n+2О.

Например. Межклассовые изомеры с общей формулой С2Н6О этиловый спирт СН3–CH2–OH и диметиловый эфир CH3–O–CH3
Этиловый спиртДиметиловый эфир
СН3–CH2–OH CH3–O–CH3

Химические свойства этанола

Спирты – органические вещества, молекулы которых содержат, помимо углеводородной цепи, одну или несколько гидроксильных групп ОН.

1. Кислотные свойства

Спирты – неэлектролиты, в водном растворе не диссоциируют на ионы; кислотные свойства у них выражены слабее, чем у воды.

1.1. Взаимодействие с раствором щелочей

При взаимодействии этанола с растворами щелочей реакция практически не идет, т. к. образующийся алкоголят почти полностью гидролизуется водой.

Равновесие в этой реакции так сильно сдвинуто влево, что прямая реакция не идет. Поэтому этанол не взаимодействуют с растворами щелочей.

1.2. Взаимодействие с металлами (щелочными и щелочноземельными)

Этанол взаимодействует с активными металлами (щелочными и щелочноземельными).

Например, этанол взаимодействует с калием с образованием этилата калия и водорода .

Алкоголяты под действием воды полностью гидролизуются с выделением спирта и гидроксида металла.

Например, этилат калия разлагается водой:

2. Реакции замещения группы ОН

2.1. Взаимодействие с галогеноводородами

При взаимодействии спиртов с галогеноводородами группа ОН замещается на галоген и образуется галогеналкан.

Например, этанол реагирует с бромоводородом.

2.2. Взаимодействие с аммиаком

Гидроксогруппу спиртов можно заместить на аминогруппу при нагревании спирта с аммиаком на катализаторе.

Например, при взаимодействии этанола с аммиаком образуется этиламин.

2.3. Этерификация (образование сложных эфиров)

Одноатомные и многоатомные спирты вступают в реакции с карбоновыми кислотами, образуя сложные эфиры.

Например, этанол реагирует с уксусной кислотой с образованием этилацетата (этилового эфира уксусной кислоты):

2.4. Взаимодействие с кислотами-гидроксидами

Спирты взаимодействуют и с неорганическими кислотами, например, азотной или серной.

Например, при взаимодействии этанола с азотной кислотой образуется сложный эфир этилнитрат :

3. Реакции замещения группы ОН

В присутствии концентрированной серной кислоты от спиртов отщепляется вода. Процесс дегидратации протекает по двум возможным направлениям: внутримолекулярная дегидратация и межмолекулярная дегидратация.

3.1. Внутримолекулярная дегидратация

При высокой температуре (больше 140 о С) происходит внутримолекулярная дегидратация и образуется соответствующий алкен.

Например, из этанола под действием концентрированной серной кислоты при температуре выше 140 градусов образуется этилен:

В качестве катализатора этой реакции также используют оксид алюминия.

3.2. Межмолекулярная дегидратация

При низкой температуре (меньше 140 о С) происходит межмолекулярная дегидратация по механизму нуклеофильного замещения: ОН-группа в одной молекуле спирта замещается на группу OR другой молекулы. Продуктом реакции является простой эфир.

Например, при дегидратации этанола при температуре до 140 о С образуется диэтиловый эфир:

4. Окисление этанола

Реакции окисления в органической химии сопровождаются увеличением числа атомов кислорода (или числа связей с атомами кислорода) в молекуле и/или уменьшением числа атомов водорода (или числа связей с атомами водорода).

В зависимости от интенсивности и условий окисление можно условно разделить на каталитическое, мягкое и жесткое.

При окислении первичных спиртов они последовательно превращаются сначала в альдегиды, а потом в карбоновые кислоты. Глубина окисления зависит от окислителя.

Первичный спирт → альдегид → карбоновая кислота

Типичные окислители — оксид меди (II), перманганат калия KMnO4, K2Cr2O7, кислород в присутствии катализатора.

4.1. Окисление оксидом меди (II)

Cпирты можно окислить оксидом меди (II) при нагревании. При этом медь восстанавливается до простого вещества.

Например, этанол окисляется оксидом меди до уксусного альдегида

4.2. Окисление кислородом в присутствии катализатора

Cпирты можно окислить кислородом в присутствии катализатора (медь, оксид хрома (III) и др.).

4.3. Жесткое окисление

При жестком окислении под действием перманганатов или соединений хрома (VI) первичные спирты окисляются до карбоновых кислот.

Например, при взаимодействии этанола с перманганатом калия в серной кислоте образуется уксусная кислота

4.4. Горение спиртов

Образуются углекислый газ и вода и выделяется большое количество теплоты.

Например, уравнение сгорания этанола:

5. Дегидрирование этанола

При нагревании спиртов в присутствии медного катализатора протекает реакция дегидрирования.

Например, при дегидрировании этанола образуется этаналь

Получение этанола

1. Щелочной гидролиз галогеналканов

При взаимодействии галогеналканов с водным раствором щелочей образуются спирты. Атом галогена в галогеналкане замещается на гидроксогруппу.

Например, при нагревании хлорэтана с водным раствором гидроксида натрия образуется этанол

2. Гидратация алкенов

Гидратация (присоединение воды) алкенов протекает в присутствии минеральных кислот. При присоединении воды к алкенам образуются спирты.

Например, при взаимодействии этилена с водой образуется этиловый спирт.

3. Гидрирование карбонильных соединений

Присоединение водорода к альдегидам и кетонам протекает при нагревании в присутствии катализатора. При гидрировании альдегидов образуются первичные спирты, при гидрировании кетонов — вторичные спирты, а из формальдегида образуется метанол.

Например, при гидрировании этаналя образуется этанол

4. Получение этанола спиртовым брожением глюкозы

Для глюкозы характерно ферментативное брожение, то есть распад молекул на части под действием ферментов. Один из вариантов — спиртовое брожение.

Acetyl

Наведите курсор на ячейку элемента, чтобы получить его краткое описание.

Чтобы получить подробное описание элемента, кликните по его названию.

H +Li +K +Na +NH4 +Ba 2+Ca 2+Mg 2+Sr 2+Al 3+Cr 3+Fe 2+Fe 3+Ni 2+Co 2+Mn 2+Zn 2+Ag +Hg 2+Pb 2+Sn 2+Cu 2+
OH —РРРРРМНМННННННННННН
F —РМРРРМННММНННРРРРРНРР
Cl —РРРРРРРРРРРРРРРРРНРМРР
Br —РРРРРРРРРРРРРРРРРНММРР
I —РРРРРРРРРР?Р?РРРРНННМ?
S 2-МРРРРННННННННННН
HS —РРРРРРРРР?????Н???????
SO3 2-РРРРРННМН?Н?НН?ММН??
HSO3Р?РРРРРРР?????????????
SO4 2-РРРРРНМРНРРРРРРРРМНРР
HSO4РРРРРРРР??????????Н??
NO3РРРРРРРРРРРРРРРРРРРРР
NO2РРРРРРРРР????РМ??М????
PO4 3-РНРРННННННННННННННННН
CO3 2-РРРРРНННН??Н?ННННН?Н?Н
CH3COO —РРРРРРРРРРРРРРРРРРР
SiO3 2-ННРР?НННН??Н???НН??Н??
Растворимые (>1%)Нерастворимые (

Спасибо! Ваша заявка отправлена, преподаватель свяжется с вами в ближайшее время.

Вы можете также связаться с преподавателем напрямую:

8(906)72 3-11-5 2

Скопируйте эту ссылку, чтобы разместить результат запроса » » на другом сайте.

Изображение вещества/реакции можно сохранить или скопировать, кликнув по нему правой кнопкой мыши.

Если вы считаете, что результат запроса » » содержит ошибку, нажмите на кнопку «Отправить».

Этим вы поможете сделать сайт лучше.

К сожалению, регистрация на сайте пока недоступна.

На сайте есть сноски двух типов:

Подсказки — помогают вспомнить определения терминов или поясняют информацию, которая может быть сложна для начинающего.

Дополнительная информация — такие сноски содержат примечания или уточнения, выходящие за рамки базовой школьной химии, нужны для углубленного изучения.

Здесь вы можете выбрать параметры отображения органических соединений.

Урок «Химические свойства спиртов»
материал по химии (10 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
himicheskie_svoystva_spirtov.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс уроков с использованием модульной технологии при изучении химии в 10 классе (физико-химический профиль)

Химические свойства спиртов

Сдвоенный урок с использованием модульной технологии.

Цели: в результате изучения темы учащиеся должны распознавать типы уравнений реакций, уметь составлять уравнения химических реакций, характеризовать и обосновывать химические свойства спиртов, называть продукты химических реакций, уметь проводить химические опыты, уметь решать расчетные задачи.

Оборудование и реактивы: глицерин, гидроксид натрия, сульфат меди, пробирки, спиртовка, держатели пробирок, средства защиты.

^ Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

Цель: Изучить химические свойства спиртов, закрепить умения составлять уравнения химических реакций, умения решать расчетные задачи.

Внимательно прочитайте цель урока

Проверка домашнего задания

Цель: Проверить уровень знаний учащихся о физических свойствах спиртов, о функциональной группе и классификации спиртов.

^ Выполните тестовые задания:

1.В каком из веществ существуют межмолекулярные водородные связи?

А)пропанол- 1; б) пропен

В) 2 – метилпропан; г) пропин

^ 2.Метанол при н.у. представляет собой:

А) газ б) жидкость

В) твердое вещество

3.Способность спиртов к образованию водородных связей приводит к:

А) уменьшению их температуры кипения

Б) увеличению растворимости в воде

В) возникновению окраски вещества

Г) понижению растворимости вещества в воде

^ 4.Какой спирт обладает большей растворимостью в воде:

А) бутиловый; б) октиловый

5. Какой спирт лучше растворим в воде:

А) пентанол – 1 б) пентадиол -1,2

^ 6) Какой спирт обладает более высокой температурой кипения:

А) бутиловый; б) октиловый

7) Для превращения галогеналкена в спирт на него необходимо подействовать:

Б)водным раствором щелочи

В) спиртовыфм раствором щелочи

Г) водным раствором кислоты

^ 8.Гидролиз галогеналканов протекает под действием:

Б)водного раствора кислоты

В)спиртового раствора щелочи

Г) водного раствора щелочи

^ 9)При увеличении давления в системе: С 2 Н 4 (г) + Н 2 О (г) = С 2 Н 5 ОН (г) в 3 раза скорость реакции:

б)уменьшится в 4 раза

в) увеличится в 4раза

г) увеличится в 2 раза

^ 10. Метанол в промышленности получают из:

Обсудите результаты работы. Сверьте правильные ответы с вашими, правильный ответ – 1 балл;

^ 11.Напишите структурные формулы спиртов и укажите группы, к которым эти спирты относятся (одноатомные, предельные, ароматические ит.д.)

ПЕНТЕН -4- ДИОЛ- 1,2

Сосчитайте количество правильных ответов, оцените свою работу:

10-13 баллов — «отлично»

9-10 баллов – «хорошо»

7-8 баллов –«удовлетворительно»

Менее 7 баллов «не удовлетворительно»

Работайте индивидуально, правильные ответы записывайте в тетрадях. По окончании работы проверьте правильность выполнения тестов.

Максимальная оценка за работу по УЭ -1 – 13 баллов.

Цель: Изучить реакции замещения спиртов, составить уравнения реакции.

^ А) реакции замещения:

— взаимодействие спиртов со щелочными и щелочноземельными металлами.

Запишите уравнение химической реакции взаимодействия этилового спирта с натрием.

Аналогично запишите уравнения химических реакций спирта с кальцием, с калием.

-взаимодействие спиртов с органическими и неорганическими кислотами – реакция этерификации,

запишите уравнение образования сложного эфира, приведенного в учебнике,

назовите вещества, вступающие в химическую реакцию и вещества, образовавшиеся в результате реакции.

— взаимодействие спиртов с галогенводородами, запишите уравнение в тетрадь.

Выполните задание: Составьте уравнения реакций взаимодействия пропанола-2 (изопропилового спирта) с натрием и бромоводородом.

Назовите продукты реакции и укажите условия их осуществления.

Прочитайте текст в учебнике О.С.Габриеляна на с 157,

работайте с учебником, делайте необходимые записи в тетрадях.

Максимальный балл за выполнения задания – 3 балла

Цель: Изучить реакции отщепления спиртов, составить уравнения реакции.

^ Б) реакции отщепления:

— Межмолекулярная дегидратация спиртов – отщепление молекулы воды от двух молекул спиртов при нагревании в присутствии водоотнимающих средств:.

^ Запишите уравнение образования простого эфира.

Напишите название простого эфира.

Аналогично напишите уравнение реакции образования диметилового эфира.

— внутримолекулярная дегидратация: отщепление молекулы воды от молекулы спирта.

Запишите уравнение реакции образования этена из этилового спирта.

Прочитайте текст в учебнике О.С.Габриеляна на с. 160,

работайте с учебником, делайте необходимые записи в тетрадях.

С 386-387 «Пособие по химии» Г. П. Хомченко (образование эфиров)

Максимальный балл выполнения задания – 2 балла

Цель: Изучить реакции окисления спиртов, составить уравнения реакции.

^ В) реакции окисления:

— горение. Запишите уравнение реакции горения этилового и метилового спиртов.

-Изучите текст в учебнике и запишите уравнение реакции взаимодействия спиртов с окислителями: перманганатом калия или дихроматом калия

^ Г) реакции дегидрирования

-дегидрирование первичных спиртов происходит с образованием альдегидов

-дегидрирование вторичных спиртов происходит с образованием кетонов.

Запишите уравнения химических реакций

Прочитайте текст в учебнике О.С.Габриеляна на с. 159,

работайте с учебником, делайте необходимые записи в тетрадях.

Максимальный балл за выполнения задания – 4 балла

Цель: Изучить качественную реакцию на многоатомные спирты, составить уравнение реакции.

^ Качественная реакция на многоатомные спирты

Изучите качественные реакции на многоатомные спирты.

Взаимодействие с Сu(ОН) 2 приводит к образованию ярко-синих комплексных соединений. Одноатомные спирты в эту реакцию не вступают.

Выполните тестовые задания

1.Для спиртов характерны реакции:

А)замещения б) элиминирования

В) окисления г) все предыдущие ответы

^ 2.С какими из перечисленных веществ в соответствующих условиях может реагировать этанол:

А) вода б) кислород в) калий

Г) калий д) этен е) бромоводород

Ж) уксусная кислота

^ 3.Расположите указанные вещества в порядке усиления кислотных свойств: 1) вода, 2) серная кислота, 3) метанол.

А) 1,3,2; б) 2,1,3; в) 3,1,2; г) 3,2,1

4.При взаимодействии 2,3г натрия на 100мл пропанола-1 (плотность 0,8 г/см 3 ) выделится водород объемом:

А) 3,0л, б) 2,24л в) 1,50л г) 1,12л

5.Сумма коэффициентов в уравнении реакции горения пропанола равна:

А)14, б) 21, в) 25, г)50.

Прочитайте пункт 19.2.»Химические свойства многоатомных спиртов», с.126-127, «Органическая химия» В. Ф. Травеня. Работайте индивидуально, правильные ответы записывайте в тетрадях. По окончании работы проверьте правильность выполнения тестов.

Максимальный балл выполнения задания – 5 баллов

Цель: Провести химическую реакцию взаимодействия глицерина с гидроксидом меди (II).

Запишите наблюдения, сформулируйте вывод о проделанной реакции в тетрадях для практических работ.

Соблюдайте правила техники безопасности, запишите результаты и наблюдения опыта в тетрадях для практических работ. Максимальный балл за выполнения задания – 5 баллов

1. Какая масса пропилата натрия может быть получена при взаимодействии пропанола — 1 массой 15 г с натрием массой 9,2 г?

2. При нагревании предельного одноатомного спирта массой 12г с концентрированной серной кислотой образовался алкен массой 6,3 г. Выход продукта составил 75%.Определите формулу исходного спирта.

3. Составьте уравнения реакций, которые надо провести для осуществления следующих превращений:

А) этанол —— этилен ——-Х ———этанол

Б) СН 4 —— У —— СН 3 ОН ——СН 3 – О- СН 3

В) пропанол – 1 ——- Х 1 ——Х 2 ——- 2,3- диметилбутан

Назовите вещества: Х, У, Х 1 , Х 2

Работайте в тетрадях, максимальный балл за выполнения задания – 15 баллов

Подведение итогов урока

Прочитайте цель урока.

Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали

40 -47 балла, то получаете оценку «5»;

35 — 40 баллов – оценку «4»

30 — 35 — баллов «3»

менее 30 баллов — оценку «2»

Если за работу на уроке вы получили оценку «5», то вы освобождаетесь от домашнего задания.

Если вы испытывали затруднения, допускали много ошибок, прочитайте еще раз параграф в учебнике: «Химические свойства спиртов».

К следующему уроку подготовьте сообщение о применении спиртов.

по окончании работы сдайте тетради на проверку учителю.

  1. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях 10 класс, О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, Е.Е.Остроумова, 2004 год
  2. Органическая химия 10 класс, О.С.Габриелян, И.Г.Остроумова, А. А. Карцова, 2007 год
  3. Пособие для поступающих в ВУЗы, Г.П. Хомченко, 2008 год
  4. Сборник задач для поступающих в ВУЗы, Г.П. Хомченко, И. Г. Хомченко, 2005 год
  5. Органическая химия, для учащихся школ с углубленным изучением химии, под редакцией В. Ф. Травеня, 2005 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Никитина Н.Н. МОУ «Лицей №47» г. Саратов. Урок по теме: «Химические свойства спиртов»

Урок по теме » Химические свойства спиртов» — для учащихся профильного класса. .

Химия 10 класс. План урока и презентация «Химические свойства спиртов»

Программа по химии О. С. Габриеляна. Тема №3 «Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники»Тема урока: Химические свойства этанола. Рассматриваются вопросы: физические св.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Химические свойства спиртов»

обучить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Одноатомные спирты», познакомить со свойствами многоатом­ных спиртов на примере глицерина.

П Р А К Т И Ч Е С К А Я Р А Б О Т А № 3. Тема: Кислородсодержащие соединения, их свойства (спирты, фенолы, альдегиды , кетоны).

Цель: закрепить и проверить усвоение знаний о спиртах, фенолах, альдегидах и кетонах.

Конспект урока по химии в 10-м классе по теме «Химические свойства спиртов и их применение»

Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии — это формирование из учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Вопр.

Методическая разработка факультативного занятия по теме «Химические свойства спиртов и фенола»

Занятие по теме «Химические свойства спиртов и фенола» рассчитано на 2 часа, проводится в 11 классе на факультативе. Состоит из теоретической, экспериментальной и практической части. Теоретическая час.

Проверочная работа по теме Химические свойства спиртов

Промежуточный контроль знаний похимические свойства спиртов.


источники:

http://acetyl.ru/o/a21t8.php

http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2022/02/20/urok-himicheskie-svoystva-spirtov