Уравнение гаусса от 1 до 100

Занимательная математика: правило Гаусса

Цикл «Занимательная математика» посвящен деткам увлекающимся математикой и родителям, которые уделяют время развитию своих детей, «подкидывая» им интересные и занимательные задачки, головоломки.

Первая статья из этого цикла посвящена правилу Гаусса.

Немного истории

Известный немецкий математик Карл Фридрих Гаусс (1777-1855) с раннего детства отличался от своих сверстников. Несмотря на то, что он был из небогатой семьи, он достаточно рано научился читать, писать, считать. В его биографии есть даже упоминание того, что в возрасте 4-5 лет он смог скорректировать ошибку в неверных подсчетах отца, просто наблюдая за ним.

Одно из первых его открытий было сделано в возрасте 6 лет на уроке математики. Учителю было необходимо увлечь детей на продолжительное время и он предложил следующую задачку:

Найти сумму всех натуральных чисел от 1 до 100.

Юный Гаусс справился с этим заданием достаточно быстро, найдя интересную закономерность, которая получила большое распространение и применяется по сей день при устном счете.

Давайте попробуем решить эту задачку устно. Но для начала возьмем числа от 1 до 10:

1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10

Посмотрите внимательно на эту сумму и попробуйте догадаться, что же необычного смог разглядеть Гаусс? Для ответа необходимо хорошо представлять себе состав чисел.

Гаусс сгруппировал числа следующим образом:

(1+10) + (2+9) + (3+8) + (4+7) + (5+6)

Таким образом маленький Карл получил 5 пар чисел, каждая из которых в отдельности в сумме дает 11. Тогда, чтобы вычислить сумму натуральных чисел от 1 до 10 необходимо

Вернемся к первоначальной задаче. Гаусс заметил, что перед суммированием необходимо группировать числа в пары и тем самым изобрел алгоритм, благодаря которому можно быстро сложить числа от 1 до100:

1 + 2 + 3 + 4 + 5 + … + 48 + 49 + 50 + 51 + 52 + 53 + … + 96 + 97 + 98 + 99 + 100

Находим количество пар в ряде натуральных чисел. В данном случае их 50.

Суммируем первое и последнее числа данного ряда. В нашем примере — это 1 и 100. Получаем 101.

Умножаем полученную сумму первого и последнего члена ряда на количество пар этого ряда. Получаем 101 * 50 = 5050

Следовательно, сумма натуральных чисел от 1 до 100 равна 5050.

Задачи на использование правила Гаусса

А сейчас вашему вниманию предлагаются задачи, в которых в той или иной степени используется правило Гаусса. Эти задачки вполне способен понять и решить четвероклассник.

Можно дать возможность ребенку порассуждать самому, чтобы он сам «изобрел» это правило. А можно разобрать вместе и посмотреть как он сможет его применить. Среди ниже приведенных задач есть примеры, в которых нужно понять как модифицировать правило Гаусса, чтобы его применить к данной последовательности.

В любом случае, чтобы ребенок мог оперировать этим в своих вычислениях необходимо понимание алгоритма Гаусса, то есть умение разбить правильно по парам и посчитать.

Важно! Если будет заучена формула без понимания, то это очень быстро будет забыто.

Задача 1

Найти сумму чисел:

  • 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10;
  • 1 + 2 + 3 + … + 14 + 15 + 16;
  • 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9;
  • 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + … + 48 + 49 + 50 + 51 + 52 + 53 + … + 96 + 97 + 98 + 99 + 100.

Вначале можно дать возможность ребенку самому решить первый пример и предложить найти способ, при котором это сделать легко в уме. Далее разобрать этот пример вместе с ребенком и показать как это сделал Гаусс. Лучше всего для наглядности записать ряд и соединить линиями пары чисел, дающие в сумме одинаковое число. Важно, чтобы ребенок понял как образуются пары — берем самое маленькое и самое большое из оставшихся чисел при условии, что количество чисел в ряду четно.

  • 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 = (1 + 10) + (2 + 9) + (3 + 8) + (4 + 7) + (5 + 6) = (1 + 10) * 5;
  • 1 + 2 + 3 + … + 14 + 15 + 16 = (1 + 16) + (2 + 15) + (3 + 14) + (4 + 13) + (5 + 12) + (6 + 11) + (7 + 10) + (8 + 9) = (1 + 16) * 8 = 136;
  • 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 = (1 + 8) + (2 + 7) + (3 + 6) + (4 + 5) + 9 = (1+ 8) * 4 + 9 = 45;
  • 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + … + 48 + 49 + 50 + 51 + 52 + 53 + … + 96 + 97 + 98 + 99 + 100 = (1 + 100) * 50 = 5050

Задача 2

Имеется 9 гирь весом 1г, 2г, 3г, 4г, 5г, 6г, 7г, 8г, 9г. Можно ли разложить эти гири на три кучки с равным весом?

С помощью правила Гаусса находим сумму всех весов:

1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 = (1 + 8) * 4 + 9 = 45 (г)

Далее смотрим, можно ли этот вес разбить на три равных веса:

Значит, если мы сможем сгруппировать гири так, чтобы в каждой кучке были гири суммарным весом 15г, то задача решена.

Один из вариантов:

Другие возможные варианты найдите сами с ребенком.

Обратите внимание ребенка на то, что когда решаются подобные задачи лучше всегда начинать группировать с большего веса (числа).

Задача 3

Можно ли разделить циферблат часов прямой линией на две части так, чтобы суммы чисел в каждой части были равны?

Для начала к ряду чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 применим правило Гаусса: найдем сумму и посмотрим, делится ли она на 2:

1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 + 11 + 12 = (1 + 12) * 6 = 78

Значит разделить можно. Теперь посмотрим как.

По правилу Гаусса у нас получается 6 пар чисел, каждая из которых в сумме дает 13:

1 и 12, 2 и 11, 3 и 10, 4 и 9, 5 и 8, 6 и 7.

Следовательно, надо провести линию на циферблате так, чтобы 3 пары попали в одну половину, а три в другую.

Ответ: линия пройдет между числами 3 и 4, а затем между числами 9 и 10.

Задача 4

Можно ли провести на циферблате часов две прямые линией так, чтобы в каждой части сумма чисел была одинаковой?

Для начала к ряду чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 применим правило Гаусса: найдем сумму и посмотрим делиться ли она на 3:

1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 + 11 + 12 = (1 + 12) * 6 = 78

78 делиться на 3 без остатка, значит разделить можно. Теперь посмотрим как.

По правилу Гаусса у нас получается 6 пар чисел, каждая из которых в сумме дает 13:

1 и 12, 2 и 11, 3 и 10, 4 и 9, 5 и 8, 6 и 7.

Следовательно, надо провести линии на циферблате так, чтобы в каждую часть попали по 2 пары.

Ответ: первая линия пройдет между числами 2 и 3, а затем между числами 10 и 11; вторая линия — между числами 4 и 5, а затем между 8 и 9.

Задача 5

Летит стая птиц. Впереди одна птица (вожак), за ней две, потом три, четыре и т. д. Сколько птиц в стае, если в последнем ряду их 20?

Получаем, что нам необходимо сложить числа от 1 до 20. А к вычислению такой суммы можно применить правило Гаусса:

1 + 2 + 3 + 4 + 5 + … + 15 + 16 + 17 + 18 + 19 + 20 = (20 + 1) * 10 = 210.

Задача 6

Как рассадить 45 кроликов в 9 клеток так, чтобы во всех клетках было разное количество кроликов?

Если ребенок решил и с пониманием разобрал примеры из задания 1, то тут же вспоминается, что 45 это сумма чисел от 1 до 9. Следовательно, сажаем кроликов так:

  • первая клетка — 1,
  • вторая — 2,
  • третья — 3,
  • восьмая — 8,
  • девятая — 9.

Но если ребенок сразу не может сообразить, то попробуйте натолкнуть его на мысль о том, что подобные задачи можно решить перебором и надо начинать с минимального числа.

Задача 7

Вычислить сумму, используя прием Гаусса:

  • 31 + 32 + 33 + … + 40;
  • 5 + 10 + 15 + 20 + … + 100;
  • 91 + 81 + … + 21 + 11 + 1;
  • 1 + 2 + 3 + 4 + … + 18 + 19 + 20;
  • 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6;
  • 4 + 6 + 8 + 10 + 12 + 14;
  • 4 + 6 + 8 + 10 + 12;
  • 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 + 11.
  • 31 + 32 + 33 + … + 40 = (31 + 40) * 5 = 355;
  • 5 + 10 + 15 + 20 + … + 100 = (5 + 100) * 10 = 1050;
  • 91 + 81 + … + 21 + 11 + 1 = (91 + 1) * 5 = 460;
  • 1 + 2 + 3 + 4 + … + 18 + 19 + 20 = (1 + 20) * 10 =210;
  • 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 = (1 + 6) * 3 = 21;
  • 4 + 6 + 8 + 10 + 12 + 14 = (4 + 14) * 3 = 54;
  • 4 + 6 + 8 + 10 + 12 = (4 + 10) * 2 + 12 = 40;
  • 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 + 11 = (1 + 10) * 5 + 11 = 66.

Задача 8

Имеется набор из 12 гирек массой 1г, 2г, 3г, 4г, 5г, 6г, 7г, 8г, 9г, 10г, 11г, 12г. Из набора убрали 4 гирьки, общая масса которых равна трети общей массы всего набора гирек. Можно ли оставшиеся гирьки расположить на двух чашках весов по 4 штуки на каждой чашке так, чтобы они оказались в равновесии?

Применяем правило Гаусса, чтобы найти общую массу гирек:

1 + 2 + 3 + … + 10 + 11 + 12 = (1 + 12) * 6 = 78 (г)

Вычисляем массу гирек, которые убрали:

Следовательно, оставшиеся гирьки (общей массой 78-26 = 52г) надо расположить по 26 г на каждую чашу весов, чтобы они оказались в равновесии.

Нам не известно какие гирьки были убраны, значит мы должны рассмотреть все возможные варианты.

Применяя правило Гаусса можно разбить гирьки на 6 пар с равным весом (по 13г):

1г и 12г, 2г и 11г, 3г и 10, 4г и 9г, 5г и 8г, 6г и 7г.

Тогда лучший вариант, когда при убирании 4 гирек уберутся две пары из приведенных выше. В этом случае у нас останутся 4 пары: 2 пары на одну чашу весов и 2 пары на другую.

Худший вариант — это когда 4 убранные гирьки разобьют 4 пары. У нас останутся 2 неразбитые пары общим весом 26г, значит их помещаем на одну чашу весов, а оставшиеся гирьки можно поместить на другую чашу весов и они тоже будут 26г.

Уравнение гаусса от 1 до 100

Однажды десятилетний мальчик по имени Карл поставил в тупик своего учителя арифметики, решив очень трудную задачу за считанные секунды. В будущем Карл стал одним из величайших ученых, заслужив неофициальный титул “Короля математики”. А все началось с этого маленького открытия в школе. Так что же придумал Карл?

Дело было так. Учитель решил занять детей и заодно немного отдохнуть. Он задал классу, по его мнению, очень трудное задание. Задание было следующим: посчитайте сумму всех чисел от 1 до 100. Как бы вы посчитали такую сумму?

В те времена, такие задачи решали методом “в лоб”: долго и нудно складывая все числа от 1 до 100.
1+2=3, 3+3=6, 6+4=10 и так далее. И пока дети решали бы задачу, «грызли гранит науки», учитель надеялся немного отдохнуть. В зависимости от навыков сложения, кто-то справлялся быстрее, а кто-то медленнее, кто-то получал верный ответ, а кто-то — нет.

Каково же было удивление учителя, когда спустя всего несколько секунд, десятилетний Карл поднялся со своей скамьи, уверенным шагом прошел к учительскому столу и выложил на него листок бумаги, со словами: “вот решение”. Карл показал листок, на котором было написано лишь одно число — 5050. Учитель не поверил, что возможно так быстро решить задачу и подумал, что паренек хочет над ним подшутить. Согласно легенде, мальчик за это получил нехилую взбучку (был такой варварский обычай в школах тех времен).

Но ответ был правильный и на вопрос учителя, о том, как Карлу удалось так быстро найти решение, мальчик ответил, что заметил закономерность. Сумма первого и последнего числа 1 и 100 равна 101, сумма второго и предпоследнего числа — 2 и 99 также равна 101. Карл заметил, что это справедливо для всех пар чисел заканчивая последней парой — 50 и 51. И всего таких пар от 1 до 100 было 50. Таким образом, Карлу Гауссу осталось посчитать 50 раз по 101, иначе говоря, умножить 50 на 101 и получить конечный ответ- 5050!

Попробуем усложнить задачу. Предположим, что нам нужно посчитать сумму всех цифр от 1 до n, где n-любое натуральное число (их еще называют естественными числами, возникающими естественным образом при счете).

Получится ли решить такую задачу способом Гаусса? Оказывается, что да. Для удобства предположим, что число n четное, так как сама постановка задачи о делении всех чисел на пары подразумевает, что их четное количество.

Заметьте, что сумма каждой пары равна n+1 и что количество таких пар n/2. Нам остается лишь перемножить сумму каждой пары (n+1) на количество пар (n/2) по аналогии c задачей, с которой столкнулся Карл. Обозначим сумму буквой S.

S=(n+1)*n/2 (при условии, что n — четное натуральное число).

А что если n — нечетное число, что делать тогда?

Или первое число не равно единице?

Или разница между соседними числами не один, а скажем три?

Или нам нужно посчитать такую сумму:

И единственное, что их объединяет с числами, которые суммировал Карл — это закономерность, связывающая соседние элементы между собой. Каждый следующий элемент получается из предыдущего путем прибавления одного и того же числа. Обозначим это общее для всей последовательности число как d и a n=a(n-1) + d. Таким образом, каждый элемент последовательности можно представить так:

Мы только что дали определение арифметической прогрессии и d — разность прогрессии.

Последовательность — упорядоченный список элементом, в данном случае в качестве элементов выступают числа.

Оказывается логика, которой руководствовался Гаусс, верна и в этом случае. Для того чтобы это показать, нам нужно слегка модифицировать трюк Карла и разбить пары несколько иначе. Помня, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется, обозначим сумму такой последовательности как S и запишем ее двумя зеркально разными способами.

Прибавим оба равенства, последовательно прибавляя в правой части слагаемые, которые стоят на одной вертикали. Так вот все эти пары равны между собой. Как бы вы это показали? Я думаю, что наш друг Карл заметил бы особенность таких пар: если начинать с первой пары (a 1+an), то в каждой следующей паре первое слагаемое пары увеличивается на d, тогда как второе уменьшается на d и, в конечном счете, сумма не меняется и равна (a1+an). Учитывая, что таких пар n делим обе части равенства на два, получаем:

Получаем формулу суммы арифметической прогрессии. Если вспомнить, что любой элемент прогрессии выражается через первый элемент a1 и разность прогрессии — d, то можно переписать формулу суммы следующим образом:

Уравнение гаусса от 1 до 100

Учитель: Запишите тему урока: метод Гаусса. Вы сегодня узнаете кто такой Гаусс и что такое метод Гаусса и как его можно применить.

В истории математики известен такой случай. Однажды, а было это в Германии, в конце 18 в., для того чтобы заставить учеников поработать, учитель дал им задание подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Какова же было его удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ: искомая сумма равна 5050! Этот ученик, Карл Фридрих Гаусс, а ему было тогда 10 лет, стал одним из великих математиков мира. Как же маленькому Гауссу удалось быстро подсчитать сумму? Запишите в тетради: Карл Гаусс, 18в, Германия . Чтобы понять, как рассуждал Гаусс, разберем задачу

Найдем сумму всех натуральных чисел от 1 до 10. Запишите в тетради:

1 + 2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 + 9 +10.

Попробуйте найти ответ этого примера. Учитель дает время 1 минуту (так же как и маленькому Гауссу). Он заранее знает, что большинство ребят будет считать напрямую, т.е. к 1 прибавлять 2, затем 3 и т.д. При этом подсчет будет выполнять устно и запишет только ответ. По мере того как дети будут решать, учитель обходит класс и проверяет ответы. Те, кто получили 55 на полях должны поставить 1 балл. При этом надо дать возможность каждому получить за это задание по 1 баллу, т.е. если у кого-то будет неверно подправить его или подсказать. Затем вызывает к доске трех желающих и спрашивает как они нашли ответ. При этом учащиеся учатся проговаривать свое решение. То есть они показывают словесно другим учащимся как они рассуждали. Если все ответы одинаковые, стоит послушать каждого. Бывает очень интересно. После этого необходимо перейти к важному шагу. А как же считал Гаусс. Как по другому можно найти ответ. Мы для этого на доске делаем маленькую подсказку и при этом будем молчать(соединяем линией числа в пары 1 с10, 2 с 9,…,5 с 6). 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10. Хотя некоторые из ребят покажут и расскажут правильное другое решение и получат за это 1 балл, учителю надо показать самим как решается задача, чтобы у детей был более точный образец рассуждения. Объединим слагаемые в пары – первое с десятым, второе с девятым и т.д. Всего у нас 5 таких пар, и каждая пара в сумме дает 11. Поэтому искомая сумма равна 11 × 5 = 55.

Задача 1.

Теперь надо предоставить возможность детям найти сумму чисел от 1 до 14. Дать время на решение 3 минуты. Ответ: (1+14)× 7=105. За правильное решение 1 балл. Здесь и в дальнейшем за правильные идеи и решения надо стимулировать учащихся, т.к. на олимпиадах даже за неполное решение, а за правильный подход ученик может получить дополнительные баллы. И к этому мы приучаем уже на наших занятиях.

Задача 2.

Найти сумму чисел от 1 до 9. Эта задача потруднее, т.к. все числа уже нельзя разбить на пары. Попросить ребят все же воспользоваться разбиением на пары тех чисел, с которыми это можно сделать. Ответ: (1+9)× 4+9=45, 55-10=45. Данный результат также будет часто встречаться в олимпиадных задачах.

Задача 3.

А теперь перейдем к задаче маленького Гаусса. Здесь учителю можно дать время решить детям самим, а затем после совместного обсуждения записать решение у доски. Найти сумму чисел от 1 до 100. Трудность заключается в форме записи 1+2+3…+98+99+100. Надо объяснить, что все числа мы не можем записать, поэтому используем такую запись: 1+2+3+…+98+99+100=(1+100)× 50. Ответ: (1+100)× 50=5050.

Задача 4.

Попробуйте решить следующую задачу, где применяется метод Гаусса. Имеется 9 гирь весом 1г, 2г, 3г, 4г, 5г, 6г, 7г, 8г, 9г. Можно ли разложить на три кучки равным весом? Решение. Сумма масс всех гирек 45г. Значит в одной кучке будут гири весом 15г. Попробуем это сделать: 1г+9г+5г,2г+6г+7г,3г+4г+8г. Здесь возможны и другие результаты, например: 1г+8г+6г, 3г+5г+7г, 2г+4г+9г.

Задача 5.

Можете ли вы разделить циферблат часов прямой линией на 2 равные половины так, чтобы суммы чисел на каждой половине были равны? Ответ: Проведите линию между 9 и 10, между 3 и 4.

Задача 6.

Проведите на циферблате часов две прямые линии, чтобы в каждой части сумма чисел была одинакова. (1+12)× 6=78 – сумма чисел от 1 до 12. Нужно, чтобы в каждой части было 78:3=26. Линии провести между 1)10, 11 и 2,3 2) 8,9 и 4,5.

Задача 7.

Летит стая птиц. Впереди одна птица(вожак), за ней две, потом три, четыре и т.д. Сколько птиц в стае, если в последнем ряду их 20? Ответ: Это сумма чисел от 1 до 20. (1+20)×10=210.

Задача 8.

Как рассадить 45 кроликов в 9 клетках так, чтобы во всех клетках было разное количество кроликов? Ответ: В первую –1, во вторую –2, …, в девятую-9.

Задача 9.

Вычислите сумму, используя прием Гаусса:

а) 21 + 22 + 23 +…+ 30; Ответ: 51× 5=255

б) 5 +10 + 15 + 20 + …+ 100; Ответ: (5+100)× 10=1050

в) 93 + 83 +…+ 23 + 13 + 3; Ответ: (93+3)× 5=480

г) 1 + 2 + 3 + 4 +…+18 + 19 +20; Ответ: (20+1)× 10=210


источники:

http://oyla.xyz/article/progressia-karl

http://elkin52.narod.ru/reforged/zadacha_genialnogo_gaussa.htm

Задача 10.