Уравнение химической реакции с избытком

Уравнение химической реакции с избытком

Ключевые слова конспекта: расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке; решение задач, когда одно из веществ в избытке.

Вещества реагируют друг с другом в строго определенных количествах. Однако исходные вещества для проведения реакции могут быть взяты в любых количествах. Таким образом, одно из реагирующих веществ может оказаться в избытке, а другое — в недостатке. В этом случае необходимо определить, какое из реагирующих веществ находится в избытке, а какое — в недостатке, и дальнейшие расчеты производить по веществу, находящемуся в недостатке. Это обусловлено тем, что вещество, находящееся в недостатке, прореагирует полностью, таким образом, количество вещества данного реагента нам будет точно известно.

Для того чтобы определить, какое из реагирующих веществ находится в избытке, а какое — в недостатке, необходимо вычислить количества вещества реагентов и сравнить их. Если количества вещества реагентов, участвующих в химической реакции, одинаковы, то в избытке будет то вещество, количество которого больше в соответствии с условиями задачи. Например, если в реакцию, уравнение которой Н2 + Сl2 = 2НСl, взять 0,2 моль водорода и 0,15 моль хлора, то в избытке будет водород, а в недостатке — хлор, так как v(H2) > v(Cl2). Расчет количества образовавшегося водорода в этом случае следует вести по количеству вещества хлора.

Если же вещества реагируют в неравных количествах, то для расчета избытка и недостатка следует учитывать коэффициенты в уравнении реакции. Например, для реакции, уравнение которой 2 + O2 = 2Н2O, отношение количества веществ водорода и кислорода, реагирующих друг с другом, имеет следующий вид:

При использовании количеств веществ, соответствующих условию задачи, это выражение превращается в неравенство, которое и показывает, какое из веществ взято в реакции в избытке. Например, если в рассматриваемой реакции использовать 0,2 моль водорода и 0,15 моль кислорода, в недостатке будет водород, несмотря на то что количество вещества его больше. Это следует из соотношения: 1 • v(H2) Особые трудности возникают в тех случаях, когда в зависимости от того, какой из реагентов в избытке, образуются различные продукты реакции. Например, если углекислый газ взаимодействует с избытком гидроксида кальция, образуется средняя соль — карбонат кальция:
Са(ОН)2 + СO2 = CaCO3 ↓ + Н2O.

Если же в избытке углекислый газ, то в результате реакции образуется кислая соль — гидрокарбонат кальция:
Са(ОН)2 + 2СO2 = Са(НСO3)2.

Поэтому в ряде случаев определение избытка и недостатка следует проводить еще до составления уравнения химической реакции.

В некоторых случаях вещество, взятое в избытке, взаимодействует с одним из продуктов реакции, например при восстановлении магнием оксида кремния (IV) по реакции:

взятый в избытке магний будет взаимодействовать с образовавшимся кремнием:

Такие превращения нужно также учитывать при решении задач.

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Задача № 1. Сколько граммов поваренной соли образуется при сливании растворов, содержащих 24 г гидроксида натрия и 14,6 г хлороводорода?

Задача № 2. Вычислите массу хлорида железа (III), образующегося при взаимодействии 14 г железа и 5,6 л (н. у.) хлора.

Задача № 3. Водород, полученный при разложении 12,6 г гидрида кальция водой, пропустили над 40 г нагретого оксида меди (II). Определите массу образовавшегося металла.

Задача № 4. Газ, полученный при взаимодействии 19,8 г сульфата аммония и 32 г 25% -ного раствора гидроксида натрия, смешали с газом, полученным при разложении 24,5 г бертолетовой соли. Газовую смесь пропустили через 73г 5%-ного раствора соляной кислоты. Определите состав смеси газов после прохождения через раствор.

Задача № 5. Каков состав и какова масса соли, которая образуется при пропускании 26,88 л (н. у.) углекислого газа через 210 г раствора с массовой долей гидроксида калия 24% ?

Задача № 6. Смешали 200 г 14% -ного раствора гидроксида натрия и 392 г 10% -ного раствора серной кислоты. Определите массовые доли солей в образовавшемся растворе.

Задача № 7. Вычислите массу осадка, который образуется при прибавлении 280 г 20% -ного раствора гидроксида калия к 160,2 г 25%-ного раствора хлорида алюминия.

ЗАДАЧИ с КРАТКИМ ОТВЕТОМ

  1. Сколько граммов осадка образуется при взаимодействии 340 г 17,5%-ного раствора нитрата серебра и 109,5 г 20% -ной соляной кислоты?

Ответ. m(AgCl) = 50,2 г.

  1. 29,12 л аммиака (н. у.) пропустили через 160,17мл раствора 30%-ной азотной кислоты (р = 1,18 г/мл). Определите массу образовавшейся соли.
  1. Сколько граммов воды образуется при сжигании смеси, содержащей 56 л водорода (н. у.) и 56 г кислорода?
  1. Какой объем газа (н. у.) выделится при взаимодействии 24 г смеси алюминия с кремнием, массовая доля алюминия в которой 45%, с 506,1 мл 10% -ного раствора серной кислоты (р = 1,065 г/мл)?
  1. К 280 г 10%-ного раствора гидроксида натрия добавили 75 г медного купороса. Выпавший осадок отделили и прокалили. Определите массу образовавшегося продукта и назовите его.

Ответ. m(CuO) = 24 г, оксид меди (II).

  1. Через 68 г 4%-ного раствора сероводородной кислоты H2S пропустили газ, образовавшийся при сжигании 0,96 г серы в избытке кислорода. Какова масса образовавшегося осадка?

Ответ. m(S) = 2,88 г.

  1. Нагрели смесь, содержащую 32,5 г цинка и 11,2 г серы. После этого смесь обработали избытком соляной кислоты. Определите объем выделившегося газа (н. у.).

Ответ. V(газа) = 11,2 л.

  1. Газ, образовавшийся при обработке 19,2 г меди 22,79мл 94%-ной серной кислотой (р = 1,83 г/мл), пропустили через 1200 г бромной воды с массовой долей брома 4% . Будет ли раствор бесцветным после пропускания газа?

Ответ. Раствор останется окрашенным.

  1. 10,8 г серебра обработали 72,41 мл 30%-ной азотной кислоты (р = 1,48 г/мл). К полученному раствору добавили 18,72 г 25%-ного раствора хлорида натрия. Найдите массу образовавшегося осадка.

Ответ. m(осадка) = 11,48 г.

  1. Газ, полученный при обработке 26,4 г сульфида железа (II) 73 г 20%-ной соляной кислоты, пропустили через 198,6 г 25% -ного раствора нитрата свинца (II). Определите массу образовавшегося осадка.

Ответ. m(осадка) = 35,85 г.

  1. Определите массу и состав соли, которая образуется при пропускании 15,68 л аммиака (н. у.) через 61,25 г 40% -ного раствора серной кислоты.
  1. Какая соль образуется при сливании 177 мл 12%-ного раствора гидроксида натрия (р = 1,13 г/мл) и 194,44 мл 14%-ного раствора фосфорной кислоты (р = 1,08 г/мл)? Какова ее масса?
  1. В 588 г раствора 10%-ной серной кислоты опустили кусочек цинка массой 52 г. Выделившийся водород пропустили при нагревании над 90 г оксида кобальта (II). Найдите массу образовавшегося металла.

Ответ. m(Со) 35,4 г.

  1. Через 224 г 20%-ного раствора гидроксида калия пропустили 13,44 л (н. у.) оксида серы (IV). Вычислите массы солей в полученном растворе.
  1. Какова масса осадка, выделившегося при пропускании 5,6 л (н. у.) углекислого газа через известковую воду, содержащую 11,1 г гидроксида кальция?

Ответ. m(осадка) = 5 г.

  1. В 200 мл воды растворили 56,8 г оксида фосфора (V). К полученному раствору прибавили

76,9 мл раствора с массовой долей NaOH 40% (р = = 1,43 г/мл). Найдите массовые доли солей в полученном растворе.

  1. Каковы объемные доли газов, образующихся при прокаливании 28,8 г углерода в присутствии 33,6 л кислорода (н. у.)?
  1. После прокаливания смеси, содержащей 32,4 г алюминия и 64 г оксида железа (III), ее обработали избытком соляной кислоты. Определите объем выделившегося при этом газа (н. у.).

Ответ. V(газа) = 31,36 л.

  1. Какую массу кремния можно получить, прокаливая 21 г оксида кремния (IV) с 32 г кальция?

Ответ. m(Si) = 8,4 г.

  1. 32,5 г цинка растворили в 240 г 20%-ного раствора гидроксида натрия. К полученному раствору добавили 204,4 г 25% -ной соляной кислоты. Определите массу полученного осадка.

Ответ. m(осадка) = 39,6 г.

Задачи на количества исходных веществ и продуктов реакции (ответы и решения). Выберите дальнейшие действия:

Решение задач,если одно из реагирующих веществ дано в избытке по химии (9 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке

Алгоритм расчетов по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке: Записать условие и вопрос задачи (дано, найти). Записать уравнение реакции (исходные вещества, продукты, расставить коэффициенты). Найти количества исходных веществ. Определить избыточный и недостаточный реагенты. Рассчитать искомое вещество по реагенту, находящемуся в недостатке. Правильно записать ответ.

Пример решения задачи Смешали два раствора, содержащих соответственно 33,3 г хлорида кальция и 16,4 г фосфата натрия. Вычислите массу образовавшегося фосфата кальция.

Дано: m(СаСl2)=33,3 г m(Nа3РО4)=16,4 г ——————— Найти: m(Са3РО4)2)=? г

Решение: Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты: ЗСаСl2+2Nа3РО4=Са3(РО4)2+6NaCl Найдем количества веществ, масса которых дана в условии задачи:

М(СаСl2)=40+35,5*2=111 г/моль М(Nа3РО4)=23*3+31+16*4=164 г/моль М(Са3РО4)2)=40*3+31+16*8=310 г/моль ν(CaCl2)=33,3/111г/моль=0,3моль ν (Na3PO4)=16,4г/164г/моль=0,1моль едлива формула, объединяющая основные расчёты с количеством вещества:

Над формулами веществ запишем данные о количествах веществ, найденных из условия задачи, а под формулами — стехиометрические соотношения, отображаемые уравнением реакции 0,3моль 0,1 моль ?моль ЗСаСl2+2Nа3РО4=Са3(РО4)2+6NaCl 3моль 2моль 1моль

Определим, какой из реагентов взят в избытке. Для этого составим пропорцию соотношений количеств реагирующих веществ по условию и уравнению реакций: 0,3моль 0,1 моль х моль ЗСаСl2+2Nа3РО4=Са3(РО4)2+6NaCl 3моль 2моль 1 моль

Распознаем, какой реагент дан в избытке. Для этого сравним найденные значения соотношений количества веществ реагентов. Мы видим, что CaCl2 дан в избытке (0,5 моль). Расчет ведем по Na3PO4 (0,1 моль).

Перепишем уравнение реакций с молярным соотношением веществ, по которым ведется расчет. 0,1моль Xмоль ЗСаСl2+2Nа3РО4=Са3(РО4)2+6NаCI 2 моль 1 моль

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию: 0,1 моль – Х моль 2 моль – 1 моль 0,1=2х ν(Ca3(PO4)2)= 0,05 моль

Найдем массу вещества, которую требуется вычислить m(Ca3(P04)2)= ν(Ca3(P04)2)•М(Са3(РО4)2) m(Са3(РО4)2)=0,05моль•310г/моль =15,5 г Запишем ответ Ответ: m(Са3(РО4)2)=15,5г

Литература Задачник по химии: 9 класс/ Кузнецова Н. Е., Левкин А. Н. –М.: Вентана-Граф, 2013. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н.; под ред. проф. Кузнецовой Н.Е. -4-е изд., перераб. -М.: Вентана-Граф, 2011.- 288 с.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 40 человек из 25 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 26 человек из 16 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 573 271 материал в базе

Другие материалы

  • 24.10.2015
  • 774
  • 0
  • 24.10.2015
  • 766
  • 3
  • 24.10.2015
  • 641
  • 0
  • 24.10.2015
  • 1597
  • 1
  • 24.10.2015
  • 752
  • 0
  • 24.10.2015
  • 413
  • 1
  • 24.10.2015
  • 551
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 24.10.2015 18547
  • PPTX 578.2 кбайт
  • 238 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Матвиец Ирина Валериевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 6 лет и 4 месяца
  • Подписчики: 2
  • Всего просмотров: 50000
  • Всего материалов: 9

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В Воронеже продлили удаленное обучение для учеников 5-11-х классов

Время чтения: 1 минута

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

В Ленобласти школьники 5-11-х классов вернутся к очному обучению с 21 февраля

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок в контексте подготовки к ЕГЭ «Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке»

Разделы: Химия

Цель урока: познакомить учащихся с выполнением расчетов по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

  • приобрести навык решения подобных заданий;
  • акцентировать внимание на правильном оформлении результатов работы.
  • развитие логического, абстрактного мышления;
  • развитие навыков быстрого счета;
  • развитие способности концентрироваться при выполнении ответственного задания.
  • воспитание чувства ответственности учащегося за свою работу.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Мотивационная модель. Учащиеся решают задачи государственного экзамена В9 и В10. Уровень подготовленности учащихся выясняется в процессе решения.

  1. Организационный момент.
  2. Вводное слово учителя.
  3. Алгоритм решения задач.
  4. Подробный разбор задачи.
  5. Отработка навыка решения подобных задач.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Домашнее задание.

Пояснение к уроку. Длительность урока 45 минут. На всех этапах урока учитель контролирует выполнение задач. Во время урока приобретаются навыки решения задач определенного типа. Используется соревновательный элемент: кто решит задачу быстрее отвечающего у доски.

— Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами продолжаем готовиться к единому государственному экзамену.

В части 2 единого госэкзамена есть задания В9 и В10. Ответом к заданиям В9 и В10 является число. Надо записать это число в соответствующую графу ответа без указания единиц измерения.

Т.е. надо не просто правильно решить задачу, но еще и правильно записать ответ. Иначе он засчитан не будет.

Задача 1. К 26,7 г карбоната калия добавили 315,0 г азотной кислоты. При этом образовался оксид углерода (IV) (н.у.) объемом _____ л. Запишите число с точностью до целых.

Сначала запишем алгоритм решения подобных задач.

Алгоритм расчетов по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке:

  1. Записать условие и вопрос задачи (дано, найти).
  2. Записать уравнение реакции (исходные вещества, продукты, расставить коэффициенты).
  3. Найти количества исходных веществ.
  4. Определить избыточный и недостаточный реагенты.
  5. Рассчитать искомое вещество по реагенту, находящемуся в недостатке.
  6. Правильно записать ответ.

А теперь попробуем решить нашу задачу.

Примечание 1. Решение задачи (см. Приложение).

— Очень хорошо. У нас получилось 4,256 л.

Прочитайте еще раз условие задачи, и запишите ответ так, как требуется в условии. (4)

Задача 2.
Задача 3.
Задача 4.

Прочитайте еще раз условия задач, и проверьте, правильно ли вы записали ответы.

Примечание 2. Тексты задач 2-4 (см. Приложение).

Примечание 3. Анализ задач и их решений проводится на уроке.

— А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы поняли правила решения и записи ответа заданий части 2 ЕГЭ.

Примечание 4. Тексты задач для самостоятельной работы (см. Приложение).

Домашнее задание: переписать задачу соседнего варианта и решить ее.


источники:

http://infourok.ru/reshenie-zadachesli-odno-iz-reagiruyuschih-veschestv-dano-v-izbitke-po-himii-klass-519547.html

http://urok.1sept.ru/articles/608055