Уравнение и неравенство 10 класс

«Решение неравенств». 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10

Цели:

  1. Систематизировать, обобщить, расширить знания и умения учащихся, связанные с применением методов решения рациональных неравенств.
  2. Содействовать развитию математического мышления учащихся,умению комментировать,тренировать память.
  3. Воспитание ответственного отношения к учебному труду,чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал(разноуровневые карточки с практическими заданиями).

Структура урока:

  1. Сообщение темы и цели урока (1 мин.)
  2. Проверка домашнего задания (5 мин.)
  3. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу (10 мин.)
  4. Инструктирование по выполнению заданий в группах (3 мин.)
  5. Выполнение заданий в группах (15 мин.)
  6. Проверка и обсуждение полученных результатов (8 мин.)
  7. Постановка домашнего задания (2 мин.)
  8. Подведение итогов урока (1 мин.)

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем решать неравенства методом интервалов и методом замены переменных. Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова Ньютона:“При изучении наукпримеры не менее поучительны,нежели правила” и слова Ломоносова: “Примеры учат больше,чем теория”.

II. Проверка домашнего задания.

На дом были даны неравенства. Проверьте ваше решение по интерактивной доске.

Отметим на числовой оси корни числителя и знаменателя.

Ответ: Є (-3; 1]

Преобразуем исходное неравенство

≥ 0

≥ 0

≥ 0

≥ 0

Применим метод интервалов.

III. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.

Решим методом интервалов следующее неравенство. (Учитель на доске дает образец решения неравенств).

≥ 0

Рассмотрим функцию

1. Область определения функции f(x)находим из системы неравенств

Область определения: [-4; 3) U (3; 4]

2. Уравнение f (x) ═ 0 имеет корни: -4; 4; 3,5

Ответ: [-4; 3) U [3,5; 4]

Следующее неравенство решим методом замены переменных.

()² + 7 () +12 0

  • ≤ 0
  • ≥ 0
  • V. Выполнение заданий в группах.

    VI. Проверка и обсуждение полученных результатов.

    Проверьте по интерактивной доске решение работы.

    Учащиеся осуществляют самопроверку и самооценку заданий. Получают разъяснения по возникающим при этом вопросам.

    Ответы к рассмотренному варианту.

    Воспользуемся методом интервалов, получим :

    ≤ 0

    Замена

    Тогда t-1 — ≤ 0

    Алгебра и начала математического анализа. 10 класс

    Конспект урока

    Алгебра и начала математического анализа, 10 класс

    Урок № 1. Повторение 7-9. Числовые и алгебраические выражения. Линейные уравнения и неравенства

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме.

    1. обобщение и систематизация знаний по алгебре 7-9;
    2. повтор арифметики алгебраических выражений;
    3. решение линейных уравнений и неравенств;
    4. решение систем линейных уравнений и неравенств.

    1. Колягин Ю. М., Ткачева М. В., Фёдорова Н. Е. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Базовый и углублённый уровни.

    2. Ткачева М. В., Федорова Н. Е. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 10 класс. Базовый и профильный уровни

    1. Шабунин М. И., Ткачева М. В., Фёдорова Н. Е. и др. Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 10 класс. Профильный уровень.

    2. Галицкий М. Л., Гольдман А. М., Звавич Л. И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 2000.

    Открытые электронные ресурсы:

    1. Федеральный институт педагогических измерений. http://www.fipi.ru

    Все выражения можно разбить на два класса на основании наличия переменных: числовые выражения и выражения с переменными.

    Логическая задача на классификацию

    Основание для классификации: наличие переменных

    Выражения с переменными

    Для числовых выражений можно находить значение – результат всех выполненных действий. Для выражений с переменными можно также находить значение при некоторых значениях переменных, предварительно упростив его, например, с помощью свойств, правил, формул сокращенного умножения.

    Найдите значение выражения при a=0,01 и b=12:

    2)

    3)

    2);

    3)

    3b-2a-3b=-2a-2a=-0,02

    2.Линейное уравнение с одним неизвестным

    Линейное уравнение с одним неизвестным – это уравнение вида ax=b, где a и b – заданные числа, x – неизвестное

    Решить уравнение – это значит найти все его корни или установить, что корней нет

    Основные свойства уравнений

    Любой член уравнения можно перенести из одной части в другую, изменив его знак на противоположный.

    Решение уравнения ax=b,где a и b – числа, x – переменная

    Если a≠0, b – любое число, то .

    Если a=0, b≠0, то нет корней.

    Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.

    1) ,

    1),

    Решим уравнение 2).

    По определению модуля числа имеем 5x+7=±2.

    Таким образом, либо 5x+7=2, откуда x=-1, либо 5x+7=-2, откуда x=-1,8. Получаем ответ: -1; -1,8.

    Решение уравнения ax=b,где a и b – числа, x – переменная

    Если a≠0, b – любое число, то .

    Если a=0, b≠0, то нет корней.

    Если a=0, b=0, то x – любое число.

    Линейное уравнение с параметрами

    Решите уравнение (5x+7)n=x-m, где m и n – некоторые числа, x – неизвестное

    1)Если 5n-1≠0, то есть n≠0,2, то . Используя основное свойство дроби, получаем, что .

    2)Если 5n-1=0, то есть n=0,2, то уравнение примет вид 0∙x=-m-1,4;

    Тогда при m=-1,4 корнем уравнения будет любое число,

    при m≠-1,4 уравнение не имеет корней.

    Рассмотрим задачу 1.

    От пристани А до пристани В катер плывет по реке 15 минут, а обратно 20 минут. Найти скорость течения реки, если собственная скорость катера 14 км/ч.

    Для ее решения необходимо:

    1.Провести ориентировку в тексте задачи.

    1.1.Проанализировать условие и выявить данные (известные, дополнительные, скрытые).

    1.2.Проанализировать вопрос задачи и выявить искомое.

    1.3.Определить связи одноуровневые и межуровневые между данными и искомым.

    1.4.Построить графическую схему, например, таблицу.

    1.5.Установить в ней место искомого.

    2.Спланировать способ решения задачи.

    2.1.Подобрать метод, например, алгебраический.

    2.3.Подобрать действия для решения составленной математической модели.

    3.Исполнить намеченный план решения и найти искомое.

    4.Провести самоконтроль решения задачи, проверив, что найденное искомое не противоречит условию задачи.

    5.Провести самооценку решения задачи.

    6.Провести самокоррекцию выполненного решения задачи, если есть в том необходимость.

    1 способ: Провести повторное решение задачи от начала до конца.

    2 способ: Провести дополнительную деятельность для того, чтобы ответить на вопрос задачи.

    3 способ: Решить задачу другим способом.

    удовлетворяет условию

    3.Системы линейных уравнений с двумя неизвестными

    Система двух уравнений первой степени с двумя неизвестными – это система вида

    где x и y – неизвестные,

    – заданные числа,

    причем и .

    Решение системы двух уравнений с двумя неизвестными – это пара чисел x и y, которые при подстановке в эту систему обращают каждое ее уравнение в верное числовое равенство.

    Решить систему уравнений – это значит найти все ее решения или установить, что их нет.

    Способы решения систем уравнений: способ подстановки и способ сложения.

    Решите систему способом подстановки

    Для этого необходимо:

    1.Выразить одну переменную через другую из какого-либо уравнения.

    2.Подставить полученное выражение вместо выраженной переменной в другое уравнение.

    3.Решить полученное уравнение относительно одной переменной.

    4.Найти значение другой переменной, подставив найденный корень в формулу пункта 1.

    5.Записать решение системы.

    (1;2) – решение системы

    Решите систему способом сложения

    Для этого необходимо:

    1.Домножить какое-либо уравнение системы или оба уравнения на такие числа, чтобы при почленном сложении уравнений получить уравнение относительно одной переменной.

    2.Решить уравнение, полученное после почленного сложения.

    3.Подставить найденный корень в какое-либо уравнение исходной системы.

    4.Решить составленное уравнение.

    5.Записать решение системы.

    (3;-1) – решение системы

    Решение системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными

    Если , то система имеет единственное решение.

    Если то система не имеет решений.

    Если , то система имеет бесконечно много решений.

    Система линейных уравнений с параметром

    Решите систему уравнений с параметром a:

    Решим систему способом подстановки. Выразим y из первого уравнения системы: . Подставим выражение вместо y во второе уравнение системы:
    (a-3)x+a((a+1)x-a)=-9 .

    Решим полученное уравнение относительно x:
    .

    1. Если , то есть , то система имеет единственное решение. Найдем это решение: После сокращения получаем: . Найдем соответствующее значение y, подставив вместо x в формулу
    . Получим . Итак, если , то – решение системы.

    2. Если и , то есть a=-3, то система имеет бесконечно много решений. Найдем в этом случае решения системы. Для этого подставим a=-3 в первое уравнение системы. Получим уравнение -2x-y=-3, из которого выразим y: y=3-2x. Значит, (x;3-2x), где x – любое число, — решения системы.

    3. Если и , то есть a=1, то система не имеет решений.

    Ответ: Если , то – решение системы;

    если a=-3, то (x;3-2x), где x – любое число, — решения системы;

    если a=1, то система не имеет решений.

    4.Решение линейных неравенств с одним неизвестным

    Неравенство первой степени с одним неизвестными – это неравенство вида ax b / ax≤b / ax ≥b, где a и b – заданные числа, x – неизвестное.

    Решение неравенства с одним неизвестным – это то значение неизвестного, при котором это неравенство обращается в верное числовое неравенство.

    Решить неравенство – это значит найти все его решения или установить, что их нет.

    Правило решения неравенства первой степени с одним неизвестным

    1.Перенести с противоположными знаками члены, содержащие неизвестное, из правой части в левую, а не содержащие неизвестное – из левой части в правую.

    2.Привести подобные члены в левой и правой частях неравенства.

    3.Если коэффициент при неизвестном отличен от нуля, то разделить на него обе части неравенства.

    5.Системы линейных неравенств с одним неизвестным

    Решение системы неравенств с одним неизвестным – это значение неизвестного, при котором все неравенства системы обращаются в верные числовые неравенства.

    Решить неравенство 2x-8 3.

    Решение неравенства ax 0, то

    Если a 0, то x – любое число

    Если a=0, b≤0, то решений нет

    Линейное неравенство с параметром

    Решите неравенство с параметром a:

    ax 0, то

    Если a 0, то ; если a 0, 2x>6, x>3.

    Решим второе неравенство системы:

    4x-20 b / ax≤b / ax ≥b, где a и b – заданные числа, x – неизвестное.

    Система двух уравнений первой степени с двумя неизвестными – это система вида

    где x и y – неизвестные,

    – заданные числа,

    причем и .

    Презентация по алгебре и началам математического анализа в 10 классе на тему «Равносильные уравнения и неравенства»

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Уравнения, имеющие одно и то же множество корней, называются равносильными

    Уравнения 9x-5=5x+3 и 4x=8 равносильны, так как каждое из них имеет только один корень x=2. Уравнения (x-3)(x+7)=0 и x2+4x-21=0 также равносильны, так как они имеют одни и те же корни x1=3, x2=-7. Уравнения 2x=4 и 3×2=12 не равносильны, так как первое имеет корень x=2, а второе – корни x1=2, x2=-2.

    Из определения равносильности уравнений следует, что два уравнения равносильны, если каждый корень первого уравнения является корнем второго уравнения и, наоборот, если каждый корень второго уравнения является корнем первого уравнения. Уравнения, не имеющие корней, также считают равносильными.

    Любой член уравнения можно переносить из одной части в другую, изменив его знак на противоположный; Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю. При этих преобразованиях исходное уравнение заменяется на равносильное ему уравнение.

    Например: При возведении в квадрат обеих частей уравнения √x=x-2 получается уравнение x=(x-2)2, не равносильное исходному: первое уравнение имеет только один корень x=4, а второе – два корня x1=4, x2=1. В этом случае второе уравнение называют следствием первого уравнения. Если при переходе от одного уравнения к другому потери корней не происходит, то второе уравнение называют следствием первого уравнения.

    Если все корни первого уравнения являются корнями второго уравнения, то второе уравнение называется следствием первого уравнения.

    Если два уравнения равносильны, то каждое из них является следствием другого; Если каждое из двух уравнений является следствием другого, то эти уравнения равносильны.

    Уравнения 4х – 3 = 2х + 5 и 4х – 2х = 5 + 3 Неравенства х2 > 1 и x2 – 1 > 0

    Уравнения х2/4 = 1 и х2 = 4 (х2-4)(х2+ 4) =0 и х2 – 4 =0 Неравенства (х-3)/(х2 +1) 0 и (x + 1)2 + 1. » onclick=»aa_changeSlideByIndex(13, 0, true)» >

    Уравнения х2 +3х = 0 и х (х+3) = 0 Неравенства х2 + 2х + 2 > 0 и (x + 1)2 + 1 > ) ; √x2 – 3

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    • Сейчас обучается 929 человек из 80 регионов

    Курс профессиональной переподготовки

    Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

    • Сейчас обучается 686 человек из 75 регионов

    Курс повышения квалификации

    Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

    • Сейчас обучается 313 человек из 69 регионов

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    Дистанционные курсы для педагогов

    «Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    5 585 378 материалов в базе

    Самые массовые международные дистанционные

    Школьные Инфоконкурсы 2022

    33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

    «Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Другие материалы

    • 13.04.2020
    • 132
    • 15
    • 13.04.2020
    • 139
    • 1
    • 13.04.2020
    • 2227
    • 552
    • 13.04.2020
    • 265
    • 4
    • 13.04.2020
    • 176
    • 8
    • 13.04.2020
    • 284
    • 7
    • 13.04.2020
    • 255
    • 3
    • 13.04.2020
    • 129
    • 4

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Добавить в избранное

    • 13.04.2020 4023
    • PPTX 2.6 мбайт
    • 1052 скачивания
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:

    Настоящий материал опубликован пользователем Филиппова Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Автор материала

    • На сайте: 5 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 142544
    • Всего материалов: 293

    Московский институт профессиональной
    переподготовки и повышения
    квалификации педагогов

    Дистанционные курсы
    для педагогов

    663 курса от 690 рублей

    Выбрать курс со скидкой

    Выдаём документы
    установленного образца!

    Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

    Время чтения: 11 минут

    Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

    Время чтения: 1 минута

    Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

    Время чтения: 1 минута

    Инфоурок стал резидентом Сколково

    Время чтения: 2 минуты

    В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

    Время чтения: 1 минута

    Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

    Время чтения: 1 минута

    В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Получите новую специальность со скидкой 10%

    Цена от 4900 740 руб. Промокод (до 23 февраля): Промокод скопирован в буфер обмена ПП2302 Выбрать курс Все курсы профессиональной переподготовки


    источники:

    http://resh.edu.ru/subject/lesson/5100/conspect/

    http://infourok.ru/prezentaciya-po-algebre-i-nachalam-matematicheskogo-analiza-v-10-klasse-na-temu-ravnosilnye-uravneniya-i-neravenstva-4249463.html