Уравнение имеет четыре корня если

«Решение уравнений высших степеней». 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9

Учебная:

  • Углубить знания учащихся по теме “ Решение уравнений высших степеней” и обобщить учебный материал.
  • Познакомить учащихся с приёмами решения уравнений высших степеней.
  • Научить учащихся применять теорию делимости при решения уравнений высших степеней.
  • Научить учащихся выполнять деление “уголком” многочлена на многочлен.
  • Развивать умения и навыки работы с уравнениями высших степеней.
  • Развивающая:

    1. Развитие внимания учащихся.
    2. Развитие умения добиваться результатов труда.
    3. Развитие интереса к изучению алгебры и навыков самостоятельной работы.

    Воспитывающая:

  • Воспитание чувства коллективизма.
  • Формирование чувства ответственности за результат работы.
  • Формирование у учащихся адекватной самооценки при выборе отметки за работу на уроке.
  • Оборудование: компьютер, проектор.

    1 этап работы. Организационный момент.

    2 этап работы. Мотивация и выход на постановку проблемы

    Уравнение одно из важнейших понятий математики. Развитие методов решения уравнений, начиная с зарождения математики как науки, долгое время было основным предметом изучения алгебры.

    В школьном курсе изучения математики очень много внимания уделяется решению различного вида уравнений. До девятого класса мы умели решать только линейные и квадратные уравнения. Уравнения третьей, четвёртой и т.д. степеней называются уравнениями высших степеней. В девятом классе мы познакомились с двумя основными приёмами решения некоторых уравнений третьей и четвёртой степеней: разложение многочлена на множители и использование замены переменной.

    А можно ли решить уравнения более высоких степеней? На этот вопрос мы постараемся сегодня найти ответ.

    3 этап работы. Повторить ранее изученный материал. Ввести понятие уравнения высших степеней.

    1) Решение линейного уравнения.

    Линейным называется уравнение вида , где по определению. Такое уравнение имеет единственный корень .

    2) Решение квадратного уравнения.

    Квадратным называется уравнение вида , где . Количество корней и сами корни определяются дискриминантом уравнения . Для уравнение корней не имеет, для имеет один корень (два одинаковых корня)

    , для имеет два различных корня .

    Из рассмотренных линейных и квадратных уравнений видим, что количество корней уравнения не более его степени. В курсе высшей алгебры доказывается, что уравнение -й степени имеет не более n корней. Что касается самих корней, то тут ситуация намного сложнее. Для уравнений третьей и четвёртой степеней известны формулы для нахождения корней. Однако эти формулы очень сложны и громоздки и практического применения не имеют. Для уравнений пятой и более высоких степеней общих формул не существует и существовать не может (как было доказано в XIX в. Н. Абелем и Э. Галуа).

    Будем называть уравнения третьей, четвёртой и т.д. степеней уравнениями высших степеней. Некоторые уравнения высоких степеней удаётся решить с помощью двух основных приёмов: разложением многочлена на множители или с использованием замены переменной.

    3) Решение кубического уравнения.

    Решим кубическое уравнение

    Сгруппируем члены многочлена, стоящего в левой части уравнения, и разложим на множители. Получим:

    Произведение множителей равно нулю, если один из множителей равен нулю. Получаем три линейных уравнения:

    Итак, данное кубическое уравнение имеет три корня: ; ;.

    4) Решение биквадратного уравнения.

    Очень распространены биквадратные уравнения, которые имеют вид (т.е. уравнения, квадратные относительно ). Для их решения вводят новую переменную .

    Решим биквадратное уравнение .

    Введём новую переменную и получим квадратное уравнение , корнями которого являются числа и 4.

    Вернёмся к старой переменной и получим два простейших квадратных уравнения:

    (корни и )

    (корни и )

    Итак, данное биквадратное уравнение имеет четыре корня:

    ; ;.

    Попробуем решить уравнение используя выше изложенные приёмы.

    4 этап работы. Привести некоторые утверждения о корнях многочлена вида , где многочлен n-й степени

    Приведём некоторые утверждения о корнях многочлена вида :

    1) Многочлен -й степени имеет не более корней (с учётом их кратностей). Например, многочлен третьей степени не может иметь четыре корня.

    2) Многочлен нечётной степени имеет хотя бы один корень. Например, многочлены первой, третьей, пятой и т.д. степени имеют хотя бы один корень. Многочлены чётной степени корней могут и не иметь.

    3) Если на концах отрезка значения многочлена имеют разные знаки (т.е. ,), то на интервале находится хотя бы один корень. Это утверждение широко используется для приближенного вычисления корней многочлена.

    4) Если число является корнем многочлена вида , то этот многочлен можно представить в виде произведения , где многочлен (-й степени. Другими словами, многочлена вида можно разделить без остатка на двучлен . Это позволяет уравнение -й степени сводить к уравнению (-й степени (понижать степень уравнения).

    5) Если уравнение со всеми целыми коэффициентами (причём свободный член ) имеет целый корень , то этот корень является делителем свободного члена . Такое утверждение позволяет подобрать целый корень многочлена (если он есть).

    5 этап работы. Показать как применяется теория делимости для решения уравнений высших степеней. Рассмотреть примеры решения уравнений высших степеней , в которых для разложения левой части на множители используется способ деления многочлена на многочлен “уголком”.

    Пример 1. Решим уравнение .

    Если это уравнение имеет целый корень, то он является делителем свободного члена (-1), т.е. равняется одному из чисел: . Проверка показывает, что корнем уравнения является число -1. Значит, многочлен можно представить в виде произведения , т.е. многочлен можно без остатка разделить на двучлен . Выполним такое деление “уголком”:

    Таким образом, мы фактически разложили левую часть уравнения на множители:

    Произведение множителей равно нулю, если один из множителей равен нулю. Получаем два уравнения:

    Итак, данное уравнение имеет три корня:

    Пример 2. Решим уравнение .

    Если это уравнение имеет целый корень, то он является делителем свободного члена (9),т.е. равняется одному из чисел: ;. Проверим:

    Значит, многочлен можно представить в виде произведения , т.е. многочлен можно без остатка разделить на двучлен . Выполним такое деление “уголком”:

    Таким образом, мы разложили левую часть уравнения на множители:

    Аналогичным образом поступим и с многочленом .

    Если это уравнение имеет целый корень, то он является делителем свободного члена (9), т.е. равняется одному из чисел: ;. Проверим:

    Значит, многочлен можно представить в виде

    произведения , т.е. многочлен можно без остатка разделить на двучлен . Выполним такое деление “уголком”:

    Таким образом, мы разложили левую часть исходного уравнения на множители:

    Произведение множителей равно нулю, если один из множителей равен нулю. Получаем три уравнения:

    Итак, данное уравнение имеет четыре корня:

    6 этап работы. Закрепление изученного материала.

    Решите уравнения высших степеней, используя способ деления многочлена на многочлен “уголком”.

    7 этап работы. Вывод урока.

    Решить уравнения высших степеней можно следующим образом:

    • используя формулы для нахождения корней (если они известны);
    • используя замену переменной;
    • раскладывая многочлен в левой части уравнения на множители, используя способ деления многочлена на многочлен “уголком”.

    8 этап работы. Домашнее задание.

    Дома решить уравнения высших степеней, используя способ деления многочлена на многочлен “уголком” (раздать листы с заданиями).

    уравнение х во 2-ой ступени — 4х-1= а имеют четыре разных

    Уравнение х во второй ступени — 4х-1= а имеют четыре разных корня, если

    • Aleksej Avlukov
    • Алгебра 2019-02-07 23:27:27 0 2

    во первых agt;0 (2)
    Дальше уравнение (1) «распадается» на два
    (3)
    (4)
    При этом обязано быть выполнено (2)

    Осмотрим уравнение (3).

    Если (обозначим 1+a=с) Получим
    (5)
    (5) Обычное квадратное уравнение оно будет иметь два разных вещественных корня, если его дискриминант будет больше 0. Т.е.

    Подобно из уравнения 4 получаем:

    alt;5 (7)
    Это еще два корня
    Итого 4 корня

    Обретая скрещение промежутков (2), (6), (7), получаем 0lt;alt;5 либо a(0; 5)
    Ответ a(0;5)

    Уравнение x-4x-1=a имеет четыре разных корня, если
    Решение:
    Уравнение имеет решение если значение параметра а больше нуля аgt;0, при аlt;0 уравнение не имеет смысла.

    Для правильного решения уравнения необходимо представить левую и правую часть уравнения на координатной плоскости.
    у = x-4x-1 — уравнение параболы ветки которой ориентированы ввысь
    D =4+4=20gt;0 Как следует парабола пересекает ось Ox в 2-ух точках
    Для функции у =x-4x-1 часть параболы под осью Ох зеркально отобразится вверх над осью Ох.
    Уравнение y=a является прямой параллельной оси Ох.
    Следовательно для пересечения этой прямой функции у =x-4x-1 нужно
    , чтоб локальный максимум (верхушка параболы) функции у =x-4x-1 был выше прямой y=a.
    Найдем координаты верхушки параболы.
    Парабола у = x-4x-1 имеет минимум в точке х =-b/(2a) = 4/2 = 2
    Подставим это значение в уравнение параболы
    y = 2 — 4*2 -1 =4-8-1 =-5
    Локальный максимум(верхушка параболы) функции у =x-4x-1 равен y=-5 =5
    Следовательно уравнение имеет четыре решения если а(0;5)
    Ответ:(0;5)

    Квадратные уравнения и квадратичные неравенства с параметрами

    Дорогой друг! Если ты никогда не решал задач с параметрами – прочитай статьи «Что такое параметр» и «Графический способ решения задач с параметрами». Квадратные уравнения, а тем более неравенства с параметрами только на первый взгляд кажутся простыми. Чтобы уверенно решать их, надо знать определенные приемы. О некоторых мы расскажем.

    Разберем сначала подготовительные задачи. А в конце – реальную задачу ЕГЭ.

    1. Найдите все значения a, при которых уравнение не имеет действительных корней.

    Всегда ли это уравнение является квадратным относительно переменной х? – Нет, не всегда. В случае, когда коэффициент при равен нулю, оно станет линейным.

    Рассмотрим два случая – когда это уравнение квадратное и когда оно линейное.

    Тогда уравнение примет вид 2 = 0. Такое уравнение не имеет действительных корней, что удовлетворяет условию задачи.

    Уравнение будет квадратным. Квадратное уравнение не имеет действительных корней тогда и только тогда, когда его дискриминант отрицательный.

    Если и – корни квадратного уравнения
    , то по теореме Виета:

    Решим первое неравенство системы

    Квадратный трехчлен в левой части не имеет корней, так как дискриминант равен -32, то есть отрицателен. Поэтому неравенство будет выполняться для всех действительных значений .

    Возведем второе уравнение системы в квадрат:

    Из этих двух уравнений выразим сумму квадратов и .

    Значит, сумму квадратов корней уравнения можно выразить через параметр

    График функции — парабола, ее ветви направлены вверх, минимум будет достигаться в ее вершине. Найдем вершину параболы:

    3) Найдите все значения , при каждом из которых все решения уравнения

    Как и в первой задаче, уравнение является квадратным, кроме случая, когда . Рассмотрим этот случай отдельно

    1) . Получим линейное уравнение

    У него единственный корень, причем положительный. Это удовлетворяет условию задачи.

    2) При уравнение будет квадратным. Нам надо, чтобы решения существовали, причем были положительными. Раз решения есть, то .

    Покажем один из приемов решения квадратичных уравнений и неравенств с параметрами. Он основан на следующих простых утверждениях:

    — Оба корня квадратного уравнения и положительны тогда и только тогда, когда их сумма положительна и произведение положительно.

    Очевидно, что сумма и произведение двух положительных чисел также положительны. И наоборот – если сумма и произведение двух чисел положительны, то и сами числа положительны.

    — Оба корня квадратного уравнения и отрицательны тогда и только тогда, когда их сумма отрицательна, а произведение положительно.

    Корни квадратного уравнения и имеют разные знаки тогда и только тогда, когда их произведение отрицательно.

    Сумма и произведение корней входят в формулировку теоремы Виета, которой мы и воспользуемся. Получим

    Второе и третье неравенства имеют одинаковое решение . Решение первого неравенства:
    .

    С учетом пункта 1 получим ответ

    4. При каких значениях параметра a уравнение

    имеет единственное решение?

    Уравнение является показательным, причем однородным. Мы умеем решать такие уравнения! Разделим обе части на .

    Сделаем замену

    Для того, чтобы исходное уравнение имело единственное решение, нужно, чтобы уравнение относительно t имело ровно один положительный корень.

    1) В случае уравнение будет линейным

    Значит, подходит. В этом случае уравнение имеет единственный положительный корень.

    2) Если , уравнение будет квадратным.

    Дискриминант является полным квадратом и поэтому всегда неотрицателен. Уравнение имеет либо один, либо два корня. В этом случае несложно найти корни в явном виде.

    Один корень получился не зависящим от параметра, причем положительным. Это упрощает задачу.

    Для того, чтобы уравнение имело единственный положительный корень, нужно, чтобы либо второй был отрицательным, либо равным нулю, либо чтобы корни совпадали. Рассмотрим все случаи.

    Объединив все случаи, получим ответ.

    И наконец – реальная задача ЕГЭ.

    5. При каких значениях a система имеет единственное решение?

    Решением квадратного неравенства может быть:

    В каких случаях система двух квадратных неравенств имеет единственное решение:

    1) единственная общая точка двух лучей-решений ( или интервалов-решений)

    2) одно из неравенств имеет решение – точку, которая является решением второго неравенства

    Рассмотрим первый случай.

    Если является решением 1 и 2 уравнений, то является решением уравнения (вытекает из второго первое) ⇒ или

    Если , при этом система примет вид:

    Второй корень первого уравнения:

    Второй корень второго первого:

    Если , при этом система примет вид:

    – бесконечно много решений, не подходит.

    Рассмотрим второй случай.

    – решением является точка, если – является решением второго неравенства.

    – решением является точка, если – не является решением первого неравенства.


    источники:

    http://obrazovalka.com/qa/algebra/2418220-uravnenie-h-vo-2-oj-stupeni-4h-1-a-imejut-chetyre-raznyh.html

    http://ege-study.ru/kvadratnye-uravneniya-i-kvadratichnye-neravenstva-s-parametrami/