Уравнение касательной к графику функции. 11 класс Математический профиль УМК «Алгебра и начала анализа» С.М. Никольский и др. Учитель Злобина Э.В. — презентация
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемНаталия Сыкчина
Похожие презентации
Презентация на тему: » Уравнение касательной к графику функции. 11 класс Математический профиль УМК «Алгебра и начала анализа» С.М. Никольский и др. Учитель Злобина Э.В.» — Транскрипт:
1 Уравнение касательной к графику функции. 11 класс Математический профиль УМК «Алгебра и начала анализа» С.М. Никольский и др. Учитель Злобина Э.В.
2 Пусть функция у= f(х) непрерывна на интервале (а;в) и имеет в точке х 0 (а;в)производную.Тогда график этой функции имеет в точке касательную, уравнение которой,где Или где
3 Уравнение касательной y=f(x 0 )+f / (x 0 ) (x-x 0 ) f(x 0 ) – значение функции в заданной точке f / (x 0 ) – значение производной функции в x 0 x 0 – абцисса точки, в которой проведена касательная
4 Алгоритм написания уравнения касательной к графику функции у=f(x) в точке с абсциссой х 0 1. Найти f (x) 2. Подставить полученные числа в уравнение касательной у= f(x 0 ) + f (x 0 )(х — x 0 ) и упростить 3. Найти f(x 0 ) 4. Найти f (x 0 )
5 Алгоритм написания уравнения касательной к графику функции у=f(x) в точке с абсциссой х 0 1. Найти f(x 0 ); 2. Найти f (x); 3. Найти f (x 0 ); 4. Подставить полученные числа в уравнение касательной у= f(x 0 ) + f (x 0 )(х- x 0 ) и упростить
6 Значение производной функции y= f(x) в точке касания Х 0 равно угловому коэффициенту касательной к графику ф-ии y=f(x) в т Х 0. — Геометрический смысл производной
7 Типы задач. 1.Задачи на касательную, заданную точкой касания. 2.Задачи на касательную, заданную точкой не принадлежащей графику функции 3.Задачи на касательную, заданную её угловым коэффициентом. А
10 Касательная к кривой у=15 Х образует с осью абсцисс угол 60 градусов. Найдите абсциссу точки касания. В-8-3
11 Готовимся к ЕГЭ
12 Уравнение нормали. Нормалью к графику функции в т.А называется прямая, проходящая через данную точку перпендикулярно касательной. X Y условие перпендикулярности двух прямых A
13 Решить самостоятельно. Составить уравнение нормали к кривой в точке (2; 8). Ответ.
14 Задание на дом. Тест для курсантов Уравнение Касательной Логин Пароль kursant kursant kursant kursant kursant
открытый урок алгебры в 11 классе. Касательная. Уравнение касательной
презентация к уроку по алгебре (11 класс) по теме
урок алгебры в 11 классе по теме: «Касательная. Уравнение касательной»
1. Тип урока: Урок изучения нового материала
· Уточнить понятие «касательной».
· Вывести уравнение касательной.
· Составить алгоритм «составления уравнения касательной к графику функции
· Начать отрабатывать умения и навыки в составлении уравнения касательной в различных математических ситуациях.
· Отработать умения и навыки по применению производной;
· Расширять кругозор; развивать математическую речь, внимание, скорость, память, логическое мышление.
· Развивать умения анализировать, обобщать, показывать, использовать элементы исследования.
· Развивать навыки исследовательской работы.
4. Краткое описание хода урока:
· Сообщение темы урока
· Повторение изученного материала
· Объяснение нового материала.
· Создание алгоритма «составления уравнения касательной».
· Закрепление. Отработка умений и навыков в составлении уравнения касательной.
· Самостоятельная работа с самопроверкой
· Подведение итогов урока.
5. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока: На уроке учащиеся, с помощью учителя «уточняют» понятие касательной, выводят уравнение касательной, создают алгоритм написания уравнения касательной, учатся решать задания ЕГЭ В-8.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 94.4 КБ |
prezentaciya.ppt | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подробный конспект урока.
«Касательная. Уравнение касательной»
Алгебра и начала анализа
Автор/ы урока (ФИО, должность)
Горбунова С.В. учитель математики
ГКОУ Каменская школа – интернат № 2
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)
Г. Каменск –Шахтинский
Тип урока (мероприятия, занятия)
Изучение нового материала
Цели урока (мероприятия, занятия)
(образовательные, развивающие, воспитательные)
- Уточнить понятие «касательной».
- Вывести уравнение касательной.
- Составить алгоритм «составления уравнения касательной к графику функции
- Начать отрабатывать умения и навыки в составлении уравнения касательной в различных математических ситуациях.
Задачи урока (мероприятия, занятия)
- Отработать умения и навыки по применению производной;
- Расширять кругозор; развивать математическую речь, внимание, скорость, память, логическое мышление.
- Развивать умения анализировать, обобщать, показывать, использовать элементы исследования.
- Развивать навыки исследовательской работы.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Технология развивающего обучения, проблемный метод, контроля и взаимоконтроля, мозговой штурм.
Время реализации урока (мероприятия, занятия)
45 минут, школьный урок
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
«Уточняют» понятие касательной, выводят уравнение касательной, создают алгоритм написания уравнения касательной, отрабатывают умения и навыки в составлении уравнения касательной в различных математических ситуациях, учатся решать задания ЕГЭ В-8.
Необходимое оборудование и материалы
Компьютер, презентация, проектор, интерактивная (или маркерная) доска
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)
Карточки с памяткой, карточки для рефлексии.
Список учебной и дополнительной литературы
С. М. Никольский и др. «Алгебра и начала анализа», Ш. А. Алимов и др. «Алгебра и начала анализа», Д. А. Мальцев и др. «МАТЕМАТИКА Всё для ЕГЭ 2012»
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),
деятельность учителя и учеников.
- Мотивация учащихся
Тема сегодняшнего урока: «Уравнение касательной к графику функции». Откройте тетради, запишите число и тему урока. (Слайд 1)
Пусть слова, которые вы видите на экране, станут девизом сегодняшнего урока. (слайд 2)
- Плохих идей не бывает
- Мыслите творчески
- Рискуйте
- Не критикуйте
Чтобы настроиться на урок повторим ранее изученный материал. Внимание на экран. Решение запишите в тетрадь.
2. Повторение изученного материала
(слайд 3) .Цель: проверить знание основных правил дифференцирования.
Найти производную функции:
- у =2х 10
- у=4 √х
- у=7х+4
- у = tg x + 5х
- у = х 3 sin x
- у = х23-4х
Поменяйтесь тетрадью с соседом, оцените работу. Тест проверяют сами учащимися (слайд3 ).
У кого не одной ошибки? У кого одна?
Цель: Активизировать внимание, показать недостаточность знаний о касательной, сформулировать цели и задачи урока. (Слайд 4)
Давайте обсудим, что такое касательная к графику функции?
Согласны ли вы с утверждением, что «Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку»?
Давайте рассмотрим конкретные примеры:
Примеры. (слайд 5)
1) Прямая x = 1 имеет с параболой y = x 2 одну общую точку M(1; 1), однако не является касательной к параболе.
Прямая же y = 2x – 1, проходящая через ту же точку, является касательной к данной параболе.
Прямая x = π не является касательной к графику y = cos x , хотя имеет с ним единственную общую точку K(π; 1). С другой стороны, прямая y = — 1, проходящая через ту же точку, является касательной к графику, хотя имеет с ним бесконечно много общих точек вида (π+2 πk; 1), где k – целое число, в каждой из которых она касается графика.
4. Постановка цели и задачи перед детьми на уроке:
Попробуйте сами сформулировать цель урока.
Выяснить, что такое касательная к графику функции в точке, вывести уравнение касательной. Применять формулу при решении задач
5. Изучение нового материала
Посмотрите, чем отличается положение прямой х=1 от положения у=2х-1? (слайд 7)
Сделайте вывод, что же такое касательная?
Примем за определение: касательная это предельное положение секущей.
Раз касательная это прямая линия, а нам нужно составить уравнение касательной, то что, как вы думаете, нам нужно вспомнить?
Вспомнить общий вид уравнения прямой.( у= кх+b)
Как еще называют число к? (угловой коэффициент или тангенс угла между этой прямой и положительным направлением оси Ох) к = tg α
В чем заключается геометрический смысл производной?
Тангенс угла наклона между касательной и положительным направлением оси оХ
Т. Е. я могу записать tg α = yˈ(а). (слайд 8)
Давайте проиллюстрируем это на чертеже. (слайд 9)
Пусть дана функция y = f (x) и точка М принадлежащая графику этой функции. Давайте определим её координаты следующим образом: х=а, у= f (а), т.е. М (а, f (а) ) и пусть существует производная f ‘(а), т.е. в данной точке производная определена. Проведем через точку М касательную. Уравнение касательной – это уравнение прямой, поэтому оно имеет вид: y = kx + b. Следовательно, задача состоит в том, чтобы отыскать k и b. Обратите внимание на доску, из того что там записано, можно ли найти к? ( да, k = f ‘(а).)
Как теперь найти b? Искомая прямая походит через точку М(а; f(a)), подставим эти координаты в уравнение прямой: f(a) = ka +b , отсюда b = f(a) – ka, т. к. к = tg α= yˈ(x), то b = f(a) – f ‘(а)а
Подставим значение b и к в уравнение y = kx + b.
y = f ‘(а)x + f(a) – f ‘(а)a, вынося за скобку общий множитель, получаем:
Нами получено уравнение касательной к графику функции y = f(x) в точке х = а.
Чтобы уверенно решать задачи на касательную, нужно четко понимать смысл каждого элемента в данном уравнении. Давайте ещё раз остановимся на этом: (слайд 10)
- (а, f (а) ) – координаты точки касания
- f ‘(а) = tg α = к тангенс угла наклона или угловой коэффициент
- (х,у) – координаты любой точки касательной
И так мы вывели уравнение касательной, проанализировали смысл каждого элемента в данном уравнении, давайте попробуем теперь вывести алгоритм составления уравнения касательной к графику функции y = f (x)
6. Составление алгоритма
(слайд 11) Предлагаю составить алгоритм самим учащимся:
- Обозначим абсциссу точки касания буквой а.
- Вычислим f(a).
- Найдем f ‘( х) и вычислим f ‘( а).
- Подставим найденные значения числа а, f( а), f ‘( а) в уравнение касательной.
- y = f(a) + f ‘(а) · (x-a).
(Раздаю учащимся напечатанный заранее алгоритм как памятку для последующей работы.)
7. Историческая справка
Внимание на экран. Расшифруйте слово
Ответ: ФЛЮКСИЯ (слайд 13).
Какова история происхождения этого названия? (слайд 14,15)
Понятие производная возникло в связи с необходимостью решения ряда задач физики, механики и математики. Честь открытия основных законов математического анализа принадлежит английскому ученому Ньютону и немецкому математику Лейбницу. Лейбниц рассматривал задачу о проведении касательной к произвольной кривой.
Знаменитый физик Исаак Ньютон, родившейся в английской деревушке Вульстроп, внес немалый вклад и в математику. Решая задачи на проведение касательных к кривым, вычисляя площади криволинейных фигур, он создал общий метод решения таких задач – метод флюксий (производных), а саму производную называл флюентой .
Он вычислил производную и интеграл степенной функции. О дифференциальном и интегральном исчислениях он пишет в своей работе «Метод флюксий» (1665 – 1666гг.), послужившей одним из начал математического анализа, дифференциального и интегрального исчисления, которое ученый разработал независимо от Лейбница.
Многие ученые в разные годы интересовались касательной. Эпизодически понятие касательной встречалось в работах итальянского математика Н.Тартальи (ок. 1500 – 1557гг.) – здесь касательная появилась в ходе изучения вопроса об угле наклона орудия, при котором обеспечивается наибольшая данность полета снаряда. И. Кепплер рассматривал касательную в ходе решения задачи о наибольшем объеме параллелепипеда, вписанного в шар данного радиуса.
В 17 веке на основе учения Г.Галилея о движении активно развилась кинематическая концепция производной. Различные варианты изложения встречаются у Р.Декарта.
1) Составить уравнение касательной к графику функции f(x) = х² — 3х + 5 в точке с абсциссой а = -1.
Составим уравнение касательной (по алгоритму). Вызвать сильного ученика.
- а = -1;
- f(a) = f(-1) = 1 + 3 + 5 = 9;
- f ‘(x) = 2х – 3,
f ‘(a) = f ‘(-1) = -2 – 3 = -5; - y = 9 – 5 · (x + 1),
Задания ЕГЭ 2011 года В-8
1.Функция у = f(x) определена на промежутке (-3; 4). На рисунке изображён её график и касательная к этому графику в точке с абсциссой а = 1. Вычислите значение производной f'(x) в точке а= 1.
Решение: для решения необходимо вспомнить, что если известны координаты каких-либо двух точек А и В, лежащих на данной прямой, то её угловой коэффициент можно вычислить по формуле: к = у1-у2х1-х2 , где (x 1 ;у 1 ), (х 2 ; у 2 )— координаты точек А, В соответственно. По графику видно, что эта касательная проходит через точки с координатами (1; -2) и (3; -1),
2. Функция у = f(x) определена на промежутке (-3;4). На рисунке изображён её график и касательная к этому графику в точке с абсциссой а = -2. Вычислите значение производной f'(x) в точке а = -2.
Решение : график проходит через точки (-2;1) (0;-1) . fˈ(-2)= -2
Подготовка к ЕГЭ В-8 № 3 — 10
Напишите уравнение касательной к графику функции у=f(x) в точке с абсциссой а.
вариант 1 вариант 2
f(x) = х²+ х+1, а=1 f(x)= х-3х², а=2
ответы: 1 вариант: у=3х; 2 вариант: у= -11х+12
10. Подведение итогов.
- Что называется касательной к графику функции в точке?
- В чём заключается геометрический смысл производной?
- Сформулируйте алгоритм нахождения уравнения касательной в точке?
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)
Выберете смайлик, соответствующий вашему настроению и состоянию после проведенного урока. Спасибо за урок.
Дополнительная необходимая информация
Ссылки на использованные интернет-ресурсы
В помощь учителю
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
Данная тема очень объемна, за счет использования мультимедиа высвобождается достаточное количество времени для отработки практических навыков, хорошо работает принцип наглядности.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
На последующих уроках желательно продолжить отработку навыков составления уравнения касательной, желательно уделить время для решения тренировочных заданий В -8 из сборников по ЕГЭ.
Презентация и конспект по алгебре на тему «Вычисления производных. Уравнение касательной к графику функции.» (11 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ 3 ур през.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Уравнение касательной к графику функции
Верно ли определение? Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку.
Пусть дана и две прямые и , имеющая с данной параболой одну общую точку М (1;1).
На данном уроке: выясним, что же такое касательная к графику функции в точке, как составить уравнение касательной; рассмотрим основные задачи на составление уравнения касательной. Для этого: вспомним общий вид уравнения прямой условия параллельности прямых определение производной правила дифференцирования Формулы дифференцирования
Определение производной Пусть функция определена в некотором интервале, содержащем внутри себя точку . Дадим аргументу приращение такое, чтобы не выйти из этого интервала. Найдем соответствующее приращение функции и составим отношение .Если существует предел отношения при , то указанный предел называют производной функции в точке и обозначают .
Правила дифференцирования Производная суммы равна сумме производных. Постоянный множитель можно вынести за знак производной. Производная произведения двух функций равна сумме двух слагаемых; первое слагаемое есть произведение производной первой функции на вторую функцию, а второе слагаемое есть произведение первой функции на производную второй функции. Производная частного
Основные формулы дифференцирования С
Две прямые параллельны тогда и только тогда, когда их угловые коэффициенты равны Параллельны ли прямые:
Пусть дан график функции y=f(x). На нем выбрана точка M(a;f(a)), в этой точке к графику функции проведена касательная (мы предполагаем, что она существует). Найти угловой коэффициент касательной.
Геометрический смысл производной Если к графику функции y = f (x) в точке можно провести касательную, непараллельную оси у, то выражает угловой коэффициент касательной
Геометрический смысл производной Производная в точке равна угловому коэффициенту касательной к графику функции y = f(x) в этой точке. Т.е. Причем, если : .
Вывод уравнения касательной Пусть прямая задана уравнением: уравнение касательной к графику функции
Составить уравнение касательной: к графику функции в точке
Составить уравнение касательной: к графику функции в точке
Алгоритм нахождения уравнения касательной к графику функции y=f(x). Обозначим абсциссу точки касания буквой x=a. Вычислим . Найдем и . Подставим найденные числа a , в формулу
Составить уравнение касательной к графику функции в точке . Ответ:
К графику функции провести касательную так, чтобы она была параллельна прямой . . , , , , .
Ответьте на вопросы: Что называется касательной к графику функции в точке? В чем заключается геометрический смысл производной? Сформулируйте алгоритм нахождения уравнения касательной?
Выбранный для просмотра документ 3 урок.docx
Тема урока: Вычисления производных. Уравнение касательной к графику функции.
Тип урока: повторение и обобщение материала.
Методы обучения: наглядный, частично поисковый.
Ввести понятие касательной к графику функции в точке, выяснить в чем состоит геометрический смысл производной, вывести уравнение касательной и научить находить его для конкретных функций.
Развивать логическое мышление, математическую речь.
Воспитывать волю и упорство для достижения конечных результатов.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока и целей.
II. Актуализация знаний.
(Вспомнить с учащимися геометрическое определение касательной к графику функции. Привести примеры, показывающие, что данное утверждение не полно.)
Вспомним, что же такое касательная?
“ Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку”. (Слайд № 2)
Обсуждение правильности данного определения. (После обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что данное определение неверно.) Для наглядного доказательства их умозаключения приводим следующий пример.
Рассмотрим пример. (Слайд № 3)
Пусть дана парабола и две прямые , имеющая с данной параболой одну общую точку М (1;1). Проводится обсуждение, почему первая прямая не является к данной параболе касательной (Рис. 1), а вторая является (Рис.2).
На данном уроке, мы с вами должны выяснить, что же такое касательная к графику функции в точке, как составить уравнение касательной?
Рассмотреть основные задачи на составление уравнения касательной.
Для этого, вспомнить общий вид уравнения прямой, условия параллельности прямых, определение производной и правила дифференцирования. (Слайд № 4)
III. Подготовительная работа к изучению нового материала.
Сформулировать определение производной. (Слайд № 5)
Заполнить таблицу произвольных элементарных функций. (Слайд № 6)
Вспомнить правила дифференцирования. (Слайд № 7)
Какие из указанных прямых параллельны и почему? (Убедиться наглядно) (Слайд №8)
IV Изучение нового материала.
Чтобы задать уравнение прямой на плоскости нам достаточно знать угловой коэффициент и координаты одной точки.
Пусть дан график функции . На нем выбрана точка , в этой точке к графику функции проведена касательная (мы предполагаем, что она существует). Найти угловой коэффициент касательной.
Дадим аргументу приращение и рассмотрим на графике (Рис. 3) точку P с абциссой . Угловой коэффициент секущей MP, т.е. тангенс угла между секущей и осью x, вычисляется по формуле .
Если мы теперь устремим к нулю, то точка Р начнет приближаться по кривой к точке М. Касательную мы охарактеризовали как предельное положение секущей при этом приближении. Значит, естественно считать, что угловой коэффициент касательной будет вычисляться по формуле .
Следовательно, .
Если к графику функции y = f (x) в точке х = а можно провести касательную, непараллельную оси у , то выражает угловой коэффициент касательной. (Слайд № 10)
Или по другому. Производная в точке х = а равна угловому коэффициенту касательной к графику функции y = f(x) в этой точке .
Это и есть геометрический смысл производной. (Слайд № 11)
.
Выясним общий вид уравнения касательной.
Пусть, прямая задана уравнением . Мы знаем, что . Для вычисления m воспользуемся тем, что прямая проходит через точку . Подставим в уравнение. Получим , т.е. . Подставим найденные значения k и m в уравнение прямой:
– уравнение касательной к графику функции. (Слайд № 12)
Составим уравнение касательной:
к параболе в точке (Слайд № 13)
к графику функции в точке
Решая эти примеры мы воспользовались очень простым алгоритмом, который заключается в следующем: (Слайд № 15)
Обозначим абсциссу точки касания буквой a.
Вычислим .
Найдем и .
Подставим найденные числа , в формулу
Рассмотрим типичные задания и их решение.
№ 1 Составить уравнение касательной к графику функции в точке .
Решение. Воспользуемся алгоритмом, учитывая, что в данном примере .
1)
2)
3) ;
4) Подставим найденные числа , , в формулу.
, т.е.
Ответ:
№ 2 К графику функции провести касательную так, чтобы она была параллельна прямой . (Слайд № 17)
Решение. Уточним формулировку задачи. Требование “провести касательную” обычно означает “составить уравнение касательной”. Воспользуемся алгоритмом составления касательной, учитывая, что в данном примере .
Искомая касательная должна быть параллельна прямой . Две прямые параллельны, тогда и только тогда, когда равны их угловые коэффициенты. Значит угловой коэффициент касательной должен быть равен угловому коэффициенту заданной прямой: .Но . Следовательно: ; .
Из уравнения ,т.е. , находим, что и . Значит, имеются две касательные, удовлетворяющие условию задачи: одна в точке с абсциссой 2, другая в точке с абсциссой -2.
Действуем по алгоритму.
1) ,
2) ,
3)
4) Подставив значения , , , получим , т.е. .
Подставив значения , , , получим , т.е.
Ответ: , .
V. Решение задач.
1. Решение задач на готовых чертежах (Слайд № 18 и Слайд № 19)
2. Решение задач из учебника:
VI. Подведение итогов.
1. Ответьте на вопросы:
Что называется касательной к графику функции в точке?
В чем заключается геометрический смысл производной?
Сформулируйте алгоритм нахождения уравнения касательной?
2. В чем были трудности на уроке, какие моменты урока наиболее понравились?
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2011/12/17/otkrytyy-urok-algebry-v-11-klasse-kasatelnaya-uravnenie-kasatelnoy
http://infourok.ru/prezentaciya-i-konspekt-po-algebre-na-temu-vichisleniya-proizvodnih-uravnenie-kasatelnoy-k-grafiku-funkcii-klass-2662507.html