Уравнение коэффициента спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ – мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя.

Эластичность спроса по доходу выступает в следующих основных формах:

  • положительная, предполагающая, что увеличение дохода (при прочих равных условиях) сопровождается ростом объемов спроса. Положительная форма эластичности спроса по доходу относится к нормальным товарам, в частности к товарам роскоши;
  • отрицательная, предполагающая сокращение объема спроса с увеличением дохода, т. е. существование обратного соотношения между доходом и объемом покупок. Эта форма эластичности распространяется на некачественные блага;
  • нулевая, означающая, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода. Это блага, потребление которых нечувствительно к доходам. К ним, в частности, относятся товары первой необходимости.

    Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов:

  • от значимости того или иного блага для бюджетасемьи. Чем большее благо нужно семье, тем меньше его эластичность;
  • является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего;
  • от консерватизма спроса. При увеличении дохода потребитель не сразу переходит на потребление более дорогих благ.

    Необходимо отметить, что для потребителей, имеющих разный уровень дохода, одни и те же товары могут относиться или к предметам роскоши, или к предметам первой необходимости. Подобная оценка благ может иметь место и для одного и того же индивида, когда у него изменяется уровень дохода.

    На рис. 15.1 изображены графики зависимости QD от I при различных значениях эластичности спроса по доходу.

    Рис. 15.1. Эластичность спроса по доходу: а) качественные неэластичные блага; б) качественные эластичные блага; в) некачественные блага

    Сделаем краткий комментарий к рис. 15.1.

    Спрос на неэластичные блага увеличивается с ростом дохода лишь при низких доходах домохозяйств. Затем начиная с некоторого уровня I1 спрос на эти блага начинает сокращаться.

    Спрос на эластичные блага (например, предметы роскоши) до некоторого уровня 12 отсутствует, поскольку домохозяйства не имеют возможности приобретать их, а затем увеличивается с увеличением дохода.

    Спрос на некачественные блага вначале увеличивается, но начиная со значения 13 сокращается.

    КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ДОХОДУ – это показатель эластичности спроса по доходу, посредством которого измеряется данный вид эластичности.

    Коэффициент эластичности спроса по доходу есть отношение относительного изменения объема спроса на благо к относительному изменению дохода потребителя. Он рассчитывается по формуле:

    где I – доходы потребителя; Q – объем купленного блага.

    Коэффициент эластичности спроса по доходу используется при исчислении потребительской корзины, определении структуры потребления людей с различным уровнем доходов, расчетах степени изменения потребления того или иного блага при изменении уровня дохода и т. д.

    Знание коэффициента эластичности спроса по доходу для тех или иных товаров важно, например, для предприятий розничной торговли, поскольку позволит им регулировать свои запасы и заказы таким образом, чтобы оптимально реагировать на возникающие изменения в конъюнктуре рынка.

    Задача №22. Коэффициент эластичности спроса по доходу

    Увеличение дохода мистера Z с 500 до 600 долл. в месяц привело к изменению его месячного спроса на:

    — товар А с 10 до 13 единиц,

    — товар Б с 50 до 53 единиц,

    — товар В с 200 до 180 единиц.

    Вычислите коэффициенты эластичности спроса по доходу для этих товаров. К каким группам благ они относятся?

    Решение:

    Коэффициенты эластичности спроса по доходу для этих товаров вычислим по формуле дуговой эластичности:

    следовательно товар А характеризуется как «предмет роскоши».

    следовательно товар Б характеризуется как товар первой необходимости.

    следовательно товар В характеризуется как инфериорный (низкокачественный) товар.

    Эластичность спроса по доходу и факторы эластичности и неэластичности спроса

    Эластичность спроса по доходу определяется подобно тому, как определяется ценовая эластичность спроса в качестве степени количественного изменения дохода на 1%.

    Эластичность спроса по доходу

    Коэффициент эластичности спроса по доходу – это отношение относительного изменения объёма спроса на благо к относительному изменению дохода потребителя.

    Коэффициент эластичности спроса по доходу рассчитывается по следующей формуле:

    где / — доходы потребителя;

    С — объем купленного блага.

    ​​​​​​​

    Этот коэффициент применяется для вычисления потребительской корзины, определения структуры потребления людей с разными уровнями дохода, а также для вычисления степени трансформации потребления того или другого блага при изменении уровня дохода и т.п. Знание этого коэффициента важно для разных групп товаров.

    Знание коэффициента эластичности спроса по доходу даст возможность предприятиям регулировать собственные запасы и заказы в таком соотношении, чтобы максимально реагировать на возникающие изменения в конъектуре рынка.

    По причине роста дохода увеличивается рост возможности совершения покупок, спрос на большую часть товаров увеличивается прямо пропорционально тому, как увеличивается доход, иными словами эластичность спроса по доходу является положительной.

    При низком коэффициенте эластичности по абсолютному значению (0 1) – о предметах роскоши.

    Товарам низкого качества «относительно худшим» характерна эластичность спроса по доходам отрицательного вида (Е

    Наблюдается прямая зависимость ценовой эластичности и общей выручки. Самый простой способ установить эластичность или неэластичность спроса заключается в определении того, что происходит с общей выручкой в случае изменения цены продукции. При эластичном спросе:

    • Снижение цены становится причиной увеличения общего дохода.
    • Увеличение цены является причиной уменьшения общего дохода.

    Эластичный спрос влияет на изменение цены и приводит к изменению общей выручки в противоположном направлении.

    При неэластичном спросе:

    • Повышение стоимости является причиной увеличения общего дохода.
    • Снижение стоимости является причиной уменьшения общего дохода.

    Замечание 4

    Неэластичный спрос влияет на изменение стоимости и приводит к изменению общего дохода в том же направлении.

    В ситуации, когда эластичность имеет единичный характер увеличения или уменьшения цены оставит общую выручку без изменений:

    • Потеря выручки, которая связана со снижением стоимости единицы продукции, будет компенсирована полностью сходным расширением продаж.
    • Прирост выручки, который получен посредством роста единицы товара, будет компенсирован потерей выручки, спровоцированной сопутствующим сокращением количества продукции, пользующийся спросом.

    Факторы эластичности спроса

    К факторам эластичности спроса относят:

    • Наличие и доступность товаров-заменителей на рынке. В случае, когда нет возможности произвести подобный товар, тогда риск уменьшения спроса минимален, в силу отсутствия аналогов.
    • Временной фактор, который подразумевает, что рыночный спрос имеет тенденцию становиться более эластичным в долгосрочной перспективе и менее эластичным в короткий период времени.
    • Доля расходов на товары в потребительском бюджете, что означает соотношение высокого уровня расходов на товар относительно доходов потребителя и тем чувствительнее представлен спрос на колебания стоимости.
    • Степень насыщения рынка конкретным товаром, когда рынок насыщен каким-то товаром, то с малой долей вероятности производители будут осуществлять стимуляцию продаж посредством уменьшения стоимости, при ненасыщенности рынка снижение стоимости может привести к увеличению спроса.
    • Разнообразие возможностей применения конкретного товара. Здесь речь идёт о том, чем больше различных областей применения имеет товар, тем более эластичен спрос на него. В такой ситуации рост стоимости сокращает область экономически оправданного использования данного товара, а при обратном действии – уменьшении, увеличивается эта область.

    Замечание 5

    Этим можно обусловить спрос на универсальное оборудование, этот спрос гораздо эластичнее, чем на специализированное.

    • Важность товара для потребителя. В ситуации, когда товар представляется потребителю как необходимый в повседневной жизни (мыло для рук, моющее для посуды), тогда спрос на него будет неэластичным к изменению стоимости. Товары не первой необходимости не столь важны для потребителя и их приобретение может быть отложено на определённый период, для них характерна большая эластичность.

    Факторы неэластичности спроса

    Чувствительность разных групп потребителей к цене на один и тот же товар может иметь существенные различия.

    Нечувствительность к цене потребителя проявляется при следующих условиях:

    • Когда покупатель отдаёт важную место значению характеристикам товара. Спрос неэластичен по цене, когда выходит из строя или не соответствует заявленным требованиям, тогда это приводит к существенным потерям или неудобствам. Чтобы избежать подобной ситуации, покупатель должен переплачивать за качество товара и приобретать те модели, которые соответствуют рекомендациям большинства.
    • Когда покупатель хочет иметь товар, сделанный по индивидуальному заказу, при этом готов заплатить за это. В ситуации, когда покупатель хочет приобрести товар, заведомо изготовленный по его индивидуальным параметрам, то он готов заплатить за эту установленную, в большинстве своём более высокую цену, как плату за персональный заказ.

    Замечание 6

    Позже человек может повысить стоимость услуг без особого риска потерять клиента.


    источники:

    http://ecson.ru/economics/demand-and-supply/zadacha-22.koeffitsient-elastichnosti-sprosa-po-dohodu.html

    http://zaochnik.com/spravochnik/ekonomika/ekonomika-predprijatija/elastichnost-i-neelastichnost-sprosa/