Уравнение на деление дробей 6 класс с ответами

Решение уравнений с дробями

О чем эта статья:

5 класс, 6 класс, 7 класс

Понятие дроби

Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.

Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:

  • обыкновенный вид — ½ или a/b,
  • десятичный вид — 0,5.

Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.

Дроби бывают двух видов:

  1. Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
  2. Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.

Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.

Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.

Основные свойства дробей

Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.

Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.

Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.

Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:

  • Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
  • Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.

Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.

Линейное уравнение выглядит таках + b = 0, где a и b — действительные числа.

Что поможет в решении:

  • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = −b : а;
  • если а равно нулю, а b не равно нулю — у уравнения нет корней;
  • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
Квадратное уравнение выглядит так:ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

Понятие дробного уравнения

Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:

Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.

Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:

На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.

Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.

Как решать уравнения с дробями

1. Метод пропорции

Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.

Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:

В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.

После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.

2. Метод избавления от дробей

Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.

В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:

  • подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
  • умножить на это число каждый член уравнения.

Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!

Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.

Что еще важно учитывать при решении

  • если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
  • делить и умножать уравнение на 0 нельзя.

Универсальный алгоритм решения

Определить область допустимых значений.

Найти общий знаменатель.

Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.

Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.

Решить полученное уравнение.

Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.

Записать ответ, который прошел проверку.

Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.

Примеры решения дробных уравнений

Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.

Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.

  1. Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
  2. Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Решим обычное уравнение.

Пример 2. Найти корень уравнения

  1. Область допустимых значений: х ≠ −2.
  2. Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Переведем новый множитель в числитель..

Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.

Пример 3. Решить дробное уравнение:

    Найти общий знаменатель:

Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:

Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:

Решим полученное квадратное уравнение:

Получили два возможных корня:

Если x = −3, то знаменатель равен нулю:

Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.

  • Вывод: числа −3 и 3 не являются корнями уравнения, значит у данного уравнения нет решения.
  • Урок математики по теме «Деление дробей в уравнениях»

    Разделы: Математика

    Форма урока: объяснение нового материала.

    Цели урока:

    • Обучающая: выработать навыки учащихся умножать и делить обыкновенные дроби, решать и оформлять задачи на уравнения.
    • Воспитательная: воспитывать самостоятельность, аккуратность
    • Развивающая: развивать внимание, математическую речь, вычислительные навыки учащихся, интерес к математике.

    Ожидаемые результаты: дети научаться решать задачи и уравнения на дроби.

    Этапы урокаВремя (мин)

    СлайдыОрганизационный момент.2Слайд 1Устная работа и повторение ранее изученного8Слайды 2, 3, 4, 5,6Формирование новых знаний и умений10Слайды 7, 8Физкультминутка2Слайды 9, 10Закрепление нового материала5Слайд 11Проверка знаний (с/р)10Слайд 12Постановка домашнего задания1Слайд 13Подведение итогов урока2

    I. Организационный этап

    – Здравствуйте, мы проведем сегодня урок по теме «Деление дробей в уравнених». Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.
    Целью нашего урока является закрепление и проверка умений умножать и делить обыкновенные дроби, а также повторить навыки решения задач и уравнений.

    II. Устный опрос учащихся

    Чтобы умным в жизни стать
    Надо дроби изучать

    1) Переведите смешанную дробь в неправильную (Приложение 1, слайд 3)

    – Повторим правило умножения двух дробей: Чтобы умножить дробь на дробь нужно перемножить их числители и знаменатели и первое произведение записать числителем, а второе знаменателем.

    4) Выполните деление (в тетрадях с последующей взаимопроверкой, сосед у соседа) (Приложение 1, слайд 6)

    – Повторим правило деления двух дробей: Чтобы разделить одну дробь на другую, нужно первую дробь умножить на дробь, обратную второй.

    III. Формирование новых знаний и умений

    – При изучении темы деление большое значение имеет умение решать уравнения. Рассмотрим пример и запишем его в тетрадь. (Приложение 1, слайд 7)

    – Чтобы решить уравнение необходимо определить какой компонент в уравнении является неизвестным.
    – Какой?
    – 1 множитель
    – Правильно! Чтобы найти неизвестный множитель, что нужно сделать?
    – Чтобы найти неизвестный множитель необходимо произведение разделить на известный множитель.
    – Находим корень уравнения, выполняя деление. Выполним проверку и запишем ответ.

    – А теперь давайте проверим ваше умение решать задачи.

    – Сколько всего прошел лыжник ? (26 км)
    – Сколько километров прошел в первый день? (неизвестно)
    – Сколько километров прошел во второй день? (неизвестно)
    – Какую величину, с какой сравнивают?
    – Что возьмем за х?
    – Как найти дробь от числа?
    – Сколько километров прошел за два дня?
    – Как найти?
    – Составим уравнение.

    – 14 км лыжник прошел во второй день

    26 – 14 = 12 км лыжник прошел в первый день.

    – Вспомним что такое 1% (одна сотая)
    – Какой дробью запишем 75% (75/100 = 3/4)
    – Сколько грибов собрала белка? (неизвестно)
    – Сколько грибов собрал бельчонок? (неизвестно)
    – Какую величину, с какой сравнивают?
    – Что обозначим за икс?
    – Как найти дробь от числа?
    – Сколько собрали вместе белка и бельчонок?
    – Составим уравнение.

    200 грибов собрала белка
    350 – 200 = 150 грибов собрал бельчонок

    IV. Физкультминутка

    – Встаем и выполняем несколько упражнений.

    А теперь, ребята, встали,
    Быстро руки вверх подняли,
    В стороны, вперёд, назад
    Повернулись вправо, влево,
    Тихо сели, вновь за дело.

    V. Закрепление нового материала

    – Сколько собрал Митя?
    – Сколько собрал Коля?
    – Какую величину, с какой сравнивают?
    – Что обозначим за икс?
    – Как найти дробь от числа?
    – Сколько собрали вместе мальчики?

    28 грибов собрал Митя

    64 – 28 = 36 грибов собрал Коля

    VI. «Математический выбор»

    Уравнения, оцениваемые в 3 балла: Уравнения, оцениваемые в 5 баллов:

    1) 1)

    2) 2)

    3) 3)

    4) 4)

    Уравнения, оцениваемые в 6 баллов:

    1)

    2)

    3)

    4)

    Оценки: 5 – 12 баллов; 4 – 9 баллов; 3 – 6 баллов.

    Каждый выбирает себе уравнения по «плечу».
    Учитель во время работы оценивает учеников.

    VII. Итог урока

    – С каким настроением вы сегодня работали на уроке?
    – Какая задача для вас была самой интересной?
    – Ребята чему мы научились на сегодняшнем уроке?
    – Как найти часть от числа?
    – Как найти неизвестный множитель?

    VIII. Домашнее задание

    – С листов решить любые три уравнения, из тех которые не решали в классе.

    Деление обыкновенных дробей: правила, примеры, решения

    С дробями можно выполнять все действия, в том числе и деление. Данная статья показывает деление обыкновенных дробей. Будут даны определения, рассмотрены примеры. Подробно остановимся на делении дробей на натуральные числа и наоборот. Будет рассмотрено деление обыкновенной дроби на смешанное число.

    Деление обыкновенных дробей

    Деления является обратным умножению. При делении неизвестный множитель находится при известном произведении и другого множителя, где и сохраняется его данный смысл с обыкновенными дробями.

    Если необходимо произвести деление обыкновенной дроби a b на c d , тогда для определения такого числа нужно произвести умножение на делитель c d , это даст в итоге делимое a b . Получим число и запишем его a b · d c , где d c является обратным c d числу. Равенства можно записать при помощи свойств умножения, а именно: a b · d c · c d = a b · d c · c d = a b · 1 = a b , где выражение a b · d c является частным от деления a b на c d .

    Отсюда получим и сформулируем правило деления обыкновенных дробей:

    Чтобы разделить обыкновенную дробь a b на c d , необходимо делимое умножить на число, обратное делителю.

    Запишем правило в виде выражения: a b : c d = a b · d c

    Правила деления сводятся к умножению. Чтобы придерживаться его, нужно хорошо разбираться в выполнении умножения обыкновенных дробей.

    Перейдем к рассмотрению деления обыкновенных дробей.

    Выполнить деление 9 7 на 5 3 . Результат записать в виде дроби.

    Число 5 3 – это обратная дробь 3 5 . Необходимо использовать правило деления обыкновенных дробей. Это выражение запишем так: 9 7 : 5 3 = 9 7 · 3 5 = 9 · 3 7 · 5 = 27 35 .

    Ответ: 9 7 : 5 3 = 27 35 .

    При сокращении дробей следует выделять целую часть, если числитель больше знаменателя.

    Разделить 8 15 : 24 65 . Ответ записать в виде дроби.

    Для решения нужно перейти от деления к умножению. Запишем это в такой форме: 8 15 : 24 65 = 2 · 2 · 2 · 5 · 13 3 · 5 · 2 · 2 · 2 · 3 = 13 3 · 3 = 13 9

    Необходимо произвести сокращение, а это выполняется следующим образом: 8 · 65 15 · 24 = 2 · 2 · 2 · 5 · 13 3 · 5 · 2 · 2 · 2 · 3 = 13 3 · 3 = 13 9

    Выделяем целую часть и получаем 13 9 = 1 4 9 .

    Ответ: 8 15 : 24 65 = 1 4 9 .

    Деление необыкновенной дроби на натуральное число

    Используем правило деления дроби на натуральное число: чтобы разделить a b на натуральное число n , необходимо умножить только знаменатель на n . Отсюда получим выражение: a b : n = a b · n .

    Правило деления является следствием правила умножения. Поэтому представление натурального числа в виде дроби даст равенство такого типа: a b : n = a b : n 1 = a b · 1 n = a b · n .

    Рассмотрим данное деление дроби на число.

    Произвести деление дроби 16 45 на число 12 .

    Решение

    Применим правило деления дроби на число. Получим выражение вида 16 45 : 12 = 16 45 · 12 .

    Произведем сокращение дроби. Получим 16 45 · 12 = 2 · 2 · 2 · 2 ( 3 · 3 · 5 ) · ( 2 · 2 · 3 ) = 2 · 2 3 · 3 · 3 · 5 = 4 135 .

    Ответ: 16 45 : 12 = 4 135 .

    Деление натурального числа на обыкновенную дробь

    Правило деления аналогично правилу деления натурального числа на обыкновенную дробь: чтобы разделить натуральное число n на обыкновенную a b , необходимо произвести умножение числа n на обратное дроби a b .

    Исходя из правила, имеем n : a b = n · b a , а благодаря правилу умножения натурального числа на обыкновенную дробь, получим наше выражение в виде n : a b = n · b a . Необходимо рассмотреть данное деление на примере.

    Делить 25 на 15 28 .

    Нам необходимо переходить от деления к умножению. Запишем в виде выражения 25 : 15 28 = 25 · 28 15 = 25 · 28 15 . Сократим дробь и получим результат в виде дроби 46 2 3 .

    Ответ: 25 : 15 28 = 46 2 3 .

    Деление обыкновенной дроби на смешанное число

    При делении обыкновенной дроби на смешанное число легко можно свети к делению обыкновенных дробей. Нужно совершить перевод смешанного числа в неправильную дробь.

    Разделить дробь 35 16 на 3 1 8 .

    Так как 3 1 8 — смешанное число, представим его в виде неправильной дроби. Тогда получим 3 1 8 = 3 · 8 + 1 8 = 25 8 . Теперь произведем деление дробей. Получим 35 16 : 3 1 8 = 35 16 : 25 8 = 35 16 · 8 25 = 35 · 8 16 · 25 = 5 · 7 · 2 · 2 · 2 2 · 2 · 2 · 2 · ( 5 · 5 ) = 7 10

    Ответ: 35 16 : 3 1 8 = 7 10 .

    Деление смешанного числа производится таким же образом, как и обыкновенных.


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/570265

    http://zaochnik.com/spravochnik/matematika/dejstvitelnye-ratsionalnye-irratsionalnye-chisla/delenie-obyknovennyh-drobej/