Основные уравнения АД. Схема замещения
Потоки взаимоиндукции, создаваемые токами в фазах статора создают основной или рабочий поток машины, как это было отмечено выше. Намагничивающие силы обмоток статора и ротора создают так же и потоки рассеяния, обусловливающие потокосцепления рассеяния ψ1σ и ψ2σ и индуктивности рассеяния L1σ и L2σ .
Основной вращающийся поток Ф, пересекая витки фаз обмотки статора, создает в каждой фазе синусоидальную ЭДС е1,действующее значение которой определяется соотношением:
(3.14)
Кроме того, этот поток, пересекая проводники обмотки ротора, создает в фазах (стержнях) ротора ЭДС е2. Его действующее значение:
. (3.15)
Если ротор заторможен (s=1 и f2=f1), то действующее значение ЭДС фазы ротора равно:
или E2 = E2Ks.
Отношение ЭДС обмотки статора Е, к ЭДС ротора Е2К при s = 1 называется коэффициентом трансформации машины или коэффициентом приведения ЭДС:
, (3.16)
где Коб1 и Коб2— обмоточные коэффициенты, учитывающие влияние распределения обмотки фазы на величину намагничивающей силы обмотки. Умножая w1на Коб1можно привести распределенную обмотку к эквивалентной сосредоточенной обмотке. Для обмотки статора Коб1
Разделив обе части уравнения (3.19) на скольжение, получим после простых преобразований:
Выражение имеет физический смысл и означает, что обмотка вращающегося ротора подобна вторичной обмотке трансформатора, включенной на сопротивление нагрузки, зависящей от скольжения:
Следовательно, вращающийся ротор с переменной по частоте ЭДС е2 и переменной Х2 можно привести к неподвижному ротору с ЭДС Ē2К, изменяющейся с частотой сети f1 и постоянным индуктивным сопротивлением рассеяния Х2K.
Связь между током Ī1 в фазе статора и током Ī2 в фазе ротора асинхронной машины так же аналогична связи токов первичной и вторичной обмоток трансформатора. На самом деле вращающийся поток ротора Ф2, величина которого зависит от числа фаз ротора и тока в фазах, можно представить в виде суммы трех неподвижных в пространстве синусоидальных потоков, сдвинутых по фазе на 120 эл. градусов и направленных по осям А, В, С фазных обмоток статора.
Потоки взаимоиндукции статора и ротора взаимно неподвижны, поэтому поток, пронизывающий витки фаз статора можно представить в виде алгебраической суммы потока взаимоиндукций статора и ротора:
Как и в трансформаторе эти потоки находятся в противофазе, т. е. потоки ротора являются размагничивающими. Поток в фазе статора однозначно определяется величиной приложенного к фазе напряжения U1. Следовательно, основной поток фазы статора и основной поток машины Ф во всех режимах машины остаются практически постоянными и равными потоку холостого хода:
Ф = ФА + ФВ+ ФС = Ф0 const.
Как и в трансформаторе, ток в каждой фазе статора можно представить в виде суммы двух составляющих:
где Ī’2 = I2К1 — ток в фазе ротора, приведенный к числу витков и числу фаз обмотки статора. Коэффициент приведения тока:
где т2 — число фаз обмотки ротора; для короткозамкнутого ротора т2 равно числу стержней обмотки.
Составим систему из уравнений (3.17), (3.20) и (3.23):
Уравнения (3.25) называются основными уравнениями асинхронного двигателя. В этих уравнениях: R’2 = R2K1KE — приведенное к обмотке статора активное сопротивление фазы обмотки ротора; Х’2к = Х2кК1КE — приведенное к обмотке статора индуктивное сопротивление рассеяния фазы заторможенного ротора. Под приведением понимается замена реальной обмотки ротора с числом фаз т2, числом витков в фазе w2и обмоточным коэффициентом Kоб2фиктивной обмоткой, имеющей то же число фаз (т1), то же число витков в фазе (w1) и тот же обмоточный коэффициент (Kоб1),что и обмотка статора.
Основным уравнениям асинхронного двигателя соответствует векторная диаграмма (рис. 3.10). Векторная диаграмма асинхронной машины мало отличается от векторной диаграмма трансформатора, поэтому порядок и необходимые пояснения аналогичны приведенным для трансформатора.
Как и в трансформаторе ток в фазе статора имеет две составляющие: составляющая Ī0 создает рабочий поток машины и компенсирует потери в стали, составляющая Ī’2компенсирует размагничивающее действие тока ротора Ī2на поток машины.
Увеличение нагрузки двигателя приводит к уменьшению скорости ротора, к увеличению скольжения, соответственно, ЭДС и тока ротора. Это обуславливает увеличение размагничивающего потока ротора Ф2 и, следовательно, уменьшение рабочего потока Ф. Но уменьшение потока Ф вызывает уменьшение ЭДС Е1в фазе статора и, следовательно, увеличение тока Ī1, что компенсирует в итоге размагничивающее действие потока ротора. Таким образом, всякое увеличение механической мощности на валу машины вызывает увеличение электрической мощности, потребляемой из сети.
Рис. 3.10. Векторная диаграмма асинхронного двигателя
Трехфазная АМ при вращающемся роторе. Уравнения намагничивающих сил, токов и напряжений.
Рассмотрим теперь получение кругового вращающегося магнитного поля в трехфазной электрической цепи. Возьмем три одинаковые катушки с токами: . Положительные направления осей катушек обозначим как . Индукцию первой катушки обозначим , второй- , третьей — . Построим вектор результирующей индукции для моментов времени . |
На рисунке приведен вариант схемы АД с трехфазной обмоткой. Как видно из приведенных 2-х пар рисунков при изменении фазы токов на 30 0 , магнитный поток поворачивается в сторону следования фаз на 30 0 .
Намагничивающая сила обмоток:
Основной магнитный поток создается совместным действием сил статора и ротора.
RM – сопротивление магнитной системы.
I1,2 – токи соответственно статора и ротора; m1,2 – число фаз; K1,2 – обмоточный коэффициент.
Несмотря на то, что в выражения для определения F1,2 входят токи, которые зависят от нагрузки, основной магнитный поток зависит только от напряжения, поэтому сумма F1,2 остается постоянной.
С учетом выше сказанного с помощью выражений для МДС и равенства F0=F1+F2=const получим уравнение токов асинхронного двигателя:
I1 – ток статора; I0 – намагничивающий ток; — ток ротора приведенный к обмотке статора.
Как следует из принципа действия асинхронного двигателя, обмотка ротора не имеет электрической связи с обмоткой статора. Между этими обмотками существует только магнитная связь, энергия из обмотки статора в обмотку ротора передается магнитным полем. В процессе работы асинхронного двигателя токи в обмотках статора и ротора создают две магнитодвижущие силы; МДС статора и МДС ротора.
Основной магнитный поток Ф, вращающийся с частотой n1, наводит в неподвижной обмотке статора ЭДС Е1. I1r1 – падение напряжения в активном сопротивлении обмотки статора r1. U1 – напряжение сети, в которую включен статор. jI1x1 — магнитный поток рассеяния. Т.о. имеем уравнение напряжений обмотки статора:
Данное уравнение полностью идентично уравнению первичной обмотки тр-ра.
При условии неподвижности ротора асинхронной машины скольжение s=1. Откуда следует, что частота ЭДС ротора f2=f1. С учетом данного факта получим по второму закону Кирхгофа уравнение напряжений для обмотки ротора:
36.Электрическая схема замещения асинхронной машины.
Уравнениям напряжений и токов, а также векторной диаграмме асинхронного двигателя соответствует электрическая схема замещения асинхронного двигателя. Ниже представлена Т-образная схема замещения. Магнитная связь обмоток статора и ротора заменена электрической связью цепей статора и ротора.
r1 – активное сопротивление обмотки статора.
– приведенное активное сопротивление обмотки ротора .
Хσ1 – индуктивное сопротивление рассеяния обмотки статора.
–приведенное индуктивное сопротивление рассеяния обмотки ротора.
rМ – активное сопротивление потери мощности на котором равны потерям в магнитной системе.
ХМ – Индуктивное сопротивление взаимной индукции. Активное сопротивление можно рассматривать как внешнее переменное сопротивление, включенное в обмотку неподвижного ротора. Значение этого сопротивления определяется скольжением, т.е. механической нагрузкой на валу двигателя.
Более удобной для практического применения является Г-образная схема замещения, у которой намагничивающий контур вынесен на входные зажимы схемы замещения. Чтобы намагничивающий ток I0 не изменил своего значения, в этот контур последовательно включают сопротивления обмотки статора r1 и x1. Полученная схема удобна тем, что она состоит из двух параллельно соединенных контуров: намагничивающего с током I0 и рабочего с током –I`2.
С1 – коэффициент, представляющий собой отношение напряжения сети U1 к ЭДС статора Е1 при идеальном холостом ходе (s=0).
http://poznayka.org/s38774t1.html