Мембранный транспорт. Лекция 7 Ж (1). Физические процессы в биологических мембранах
Название | Физические процессы в биологических мембранах |
Анкор | Мембранный транспорт |
Дата | 08.11.2021 |
Размер | 0.7 Mb. |
Формат файла | |
Имя файла | Лекция 7 Ж (1).doc |
Тип | Лекция #266686 |
страница | 2 из 2 |
Подборка по базе: Переходные процессы вариант 14 -1.docx, Термические процессы переработки нефти и газа.pdf, Лекция ГОСТ Р ИСО_МЭК 12207. Основные процессы и взаимосвязь меж, Лекция ГОСТ Р ИСО_МЭК 12207. Основные процессы и взаимосвязь меж, ОСТ 36-28-78 Система стандартов безопасности труда. Процессы про, Базовые информационные процессы.docx, Опасные природные процессы Солодовникова.docx, Общие проблемы малой группы. Динамические процессы в малой групп, Романов. Д.В. Базовые информационные процессы и технологии_ИК.do, ПК_ПЛАН-КОНСПЕКТ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА В БАДМИНТОНЕ.docx Как известно , на мембране существует разность потенциалов, следовательно, в мембране имеется электрическое поле. Оно ока зывает влияние на диффузию заряженных частиц (ионов и элект ронов). Между напряженностью поля Е и градиентом потенциала d / dx существует известное соотношение (см. § 12.1): (11.22) Заряд иона равен Ze. На один ион действует сила ; сила, действующая на 1 моль ионов, равна (11.23) Скорость направленного движения ионов пропорциональна дей ствующей силе [см. (11.4), (11.5)]: (11.24) Чтобы найти поток вещества (ионов), выделим объем электролита (рис. 11.12) в виде прямоугольного параллелепипеда с ребром, численно равным скорости ионов. Все ионы, находящиеся в параллелепипе де, за 1 с пройдут через площадку S . Это и будет поток Ф. Число молей этих ионов можно найти, умножая объем параллелепипеда ( S ) на молярную концентрацию ионов с: Плотность потока вещества найдем, используя формулы (11.24) и (11.25): (11.26) В общем случае перенос ионов определяется двумя факторами: неравномерностью их распределения, т.е. градиентом концентра ции [см. (11.11)], и воздействием электрического поля [см. (11.26)]: (11.27) Это уравнение Нернста — Планка. Используя выражение для подвижности (11.12), преобразуем уравнение (11.27) к виду (11.28) Это другая форма записи уравнения Нернста—Планка. Используем уравнение Нернста—Планка для установления за висимости плотности диффузионного потока от концентрации ионов и от напряженности электрического поля. Предположим, система находится в стационарном состоянии, т. е. плотность потока J постоянна. Электрическое поле в мембране примем за од нородное, следовательно, напряженность поля одинакова, а по тенциал линейно изменяется с расстоянием. Это позволит счи тать, что где м — разность потенциалов на мембране. Упростим запись слагаемого в уравнении (11.28): (11.29) — вспомогательная величина (безразмерный потенциал). С учет ом (11.29) получим уравнение Нернста—Планка в виде: (11.30) Разделим переменные и проинтегрируем уравнение:
(11.32) (11.33) Вообще говоря, формула (11.33) справедлива как для положи тельных ( Z > 0, > 0), так и для отрицательных ( Z 0, ионов. Однако для отрицательных ионов целесообразно видоизме нить это выражение, подставив в него отрицательное значение безразмерного потенциала:
Разделим числитель и знаменатель этого выражения на е — : (11.34) При использовании этой формулы необходимо помнить, что отри цательные значения Z и уже учтены в самой формуле, т. е. — положительная величина. Уравнения (11.33) и (11.34) устанавливают связь плотности стационарного потока ионов с тремя величинами: 1) проницаемо стью мембран для данного иона, которая характеризует взаимо действие мембранных структур с ионом; 2) электрическим полем; 3) молярной концентрацией ионов в водном растворе, окружаю щем мембрану (ciи c0). Проанализируем частные случаи уравнения (11.33): а) = 0, что означает либо Z = 0 (нейтральные частицы), либо отсутствие электрического поля в мембране ( м = 0), либо и то, и другое:
Найдем пределы отдельных сомножителей.
Эту неопределенность можно раскрыть по пра вилу Лопиталя:
Отсюда получаем, как и следовало ожидать, уравнение (11.21): б) одинаковая молярная концентрация ионов по разные сторо ны от мембраны ( c i = с 0 = с ) при наличии электрического поля: Это соответствует электропроводимости в электролите (см. § 12.9). Для нейтральных частиц ( Z = 0 и = 0) J = 0; в) если мембрана непроницаема для частиц (Р = 0), то, естест венно, плотность потока равна нулю. Явления переноса (см.§ 11.3 и §11.4) относятся к пассивному транспорту: диффузия молекул и ионов в направлении их мень шей концентрации, перемещение ионов в соответствии с направле нием силы, действующей на них со стороны электрического поля. Пассивный транспорт не связан с затратой химической энергии. Наиболее общая классификации видов пассивного транспорта веществ через мембрану включает в себя простую диффузию, диф фузию через поры и диффузию с переносчиком. Простая диффузия через липидный бислой подчиняется урав нению Фика для молекул (11.21) или, в более общем случае для нейтральных и заряженных частиц, — уравнению Нернста— Планка (11.28). В живой клетке такая диффузия обеспечивает прохождение кислорода и углекислого газа (см. рис. 11.13, а). Ряд жирорастворимых лекарственных веществ и ядов также про никает через липидный бислой по схеме, изображенной на рисун ке. Как уже отмечалось в § 11.1, определенная конфигурация ли пидов способствует диффузии поперек мембраны благодаря пере мещению «кинков». Однако подобная простая диффузия протекает достаточно мед ленно и не может снабдить клетку в нужном количестве питатель ными веществами. Поэтому есть иные механизмы пассивного пе реноса веществ через мембрану, к ним относятся диффузия через канал (пору) и диффузия в комплексе с переносчиком. Два по следних варианта называют иногда облегченной диффузией (рис. 11.13, б, в).
Порой или каналом называют участок мембраны, включаю щий липидные или белковые молекулы и образующий в мембране проход (см. рис. 11.13, б). Этот канал допускает проникновение через мембрану не только малых молекул, например, молекул во ды, кислорода, но и более крупных ионов. Диффузия через поры также описывается диффузионными уравнениями, однако нали чие пор увеличивает коэффициент проницаемости Р. Каналы могут проявлять селективность (избирательность) по отношению к разным ионам, это проявится и в различии проницаемости для разных ионов. Еще одно «облегчение» диффузии — перенос ионов специаль ными молекулами-переносчиками (см. рис. 11.13, в). При этом пе реносчик может быть подвижным либо неподвижным. Так, антибиотик валиномицин при связывании с ионом калия образует рас творимый в липидах комплекс и проходит через мембрану. Молекулы другого антибиотика, грамицидина, образуют времен ную цепочку поперек мембраны и «по эстафете» передают перено симое через мембрану вещество (ионы натрия) от одной молекулы переносчика к другой. За способность переносить ионы через мембраны валиномицин, грамицидин и другие переносчики получили название ионофоров. Следует отметить, что диффузия комплекса переносчика и иона также описывается общим уравнением диффузии, посколь ку облегченная диффузия происходит от мест с большей концент рацией диффундирующего вещества к местам с меньшей концент рацией. Вывод о том, что имеет место облегченная диффузия, по зволяют сделать некоторые особенности, отличающие ее от простой. Во-первых, перенос вещества с помощью переносчика любого типа идет с существенно большими скоростями, по сравнению с простой диффузией. Во-вторых, для облегченной диффузии ха рактерно «насыщение», когда с увеличением концентрации дан ного вещества с одной стороны мембраны плотность его потока становится больше только до определенного предела, зависящего от количества молекул переносчика. Наконец, при облегченной диффузии возможна конкуренция близких по структуре веществ за связывание с молекулой переносчика. Наряду с пассивным транспортом в мембранах клетки проис ходит перенос молекул в область большей концентрации, а ионов — против силы, действующей на них со стороны электрического по ля. Такая разновидность переноса поручила название активного транспорта. Если пассивный транспорт может происходить в любых полупроницаемых мембранах, как биологических, так и искусственных, то активный транспорт присущ только биологи ческим мембранам. Благодаря активному транспорту сохраняет ся пространственная неоднородность в клетке (отличие внутри клеточной среды от внеклеточного пространства), создаются и поддерживаются градиенты концентраций, электрических потен циалов и т. д. Активный перенос веществ через мембрану осу ществляется за счет энергии гидролиза молекул (АТФ). С уществование активного транспорта через биологические мембраны впервые было показано датским ученым Уссингом в опытах с переносом ионов натрия через кожу лягушки, которая имеет более сложную структуру, чем одиночная мембрана. Кожу лягушки можно представить как два последовательно располо женных барьера (1 и 2 на рис. 11.14). Наружный барьер 1 (мемб рана) отличается тем, что он избирательно проницаем для ионов натрия, но не калия. В то же время внутренняя мембрана 2 более проницаема для калия, чем для натрия. Экспериментальная ка мера Уссинга, изображенная на рис. 11.14, разделена на две части кожей лягушки. На рисунке кожа лягушки располагается между наружным и внутренним раствором: снаружи и изнутри камеры заполнены раствором Рингера, содержащим ионы натрия, калия, кальция и хлора. В результате пассивного транспорта ионы натрия диффундиру ют из наружного раствора в кожу. При этом цитоплазма заряжа ется положительно относительно этого раствора. Ионы калия, проходя из цитоплазмы во внутренний раствор, заряжают ее от рицательно. Таким образом, на коже лягушки между внутренним и внешним барьерами возникает разность потенциалов. В уста новке имеется блок компенсации напряжения, позволяющий ус тановить разность потенциалов на коже, равную нулю. Это можно контролировать вольтметром. Концентрацию ионов с наружной и внутренней сторон поддерживают одинаковой. Если бы при этих условиях перенос ионов определялся только пассивным транспортом, потоки частиц в обе стороны были бы одинаковыми, а суммарный поток через мембрану был бы равен нулю. Однако с помощью амперметра был зарегистрирован ток в це пи, проходящий через кожу лягушки. Это свидетельствует о том, что через кожу лягушки происходит односторонний перенос заря женных частиц. Методом меченых атомов было показано, что имеет место движение ионов натрия от наружного раствора к внутреннему. Таким образом, результаты опыта Уссинга показа ли, что перенос ионов натрия через кожу лягушки не подчиняет ся законам пассивного транспорта. В этом случае имеет место активный перенос ионов. Согласно современным представлениям, в биологических мембранах имеются ионные насосы — специальные системы интег ральных белков (транспортные АТФазы). Известны четыре вида ионных насосов, три из которых обеспечивают перенос ионов Na + , К + , Ca 2+ и Н + через мембраны за счет энергии гидролиза АТФ. Ме ханизм переноса протонов при работе дыхательной цепи митохондрий изучен менее всего. Натрий-калиевый насос работает при условии сопряжения переноса ионов калия и натрия. Это означает, что если во внеш ней среде нет ионов калия, не будет активного переноса ионов натрия из клетки, и наоборот. Другими словами, ионы натрия активируют натрий-калиевый насос на внутренней поверхности клеточной мембраны, а ионы калия — на внешней. Натрий-калиевый насос переносит из клетки во внешнюю сре ду три иона натрия в обмен на перенос двух ионов калия внутрь клетки. Один акт переноса требует затраты энергии одной молекулы АТФ. При этом создается и поддерживается разность потенциалов на мембране, причем внутренняя часть клетки имеет отрицательный заряд. Надо отметить, что существует также активный перенос сахаров, аминокислот, нуклеотидов, но кинетика этих процессов не достаточно хорошо изучена. Интересно, что до сих пор нет досто верных сведений об активном транспорте анионов, хотя они игра ют важную роль в жизнедеятельности клеток (в особенности ионы хлора). По-видимому, анионы попадают в клетку путем пассивно го переноса. Перенос молекул (атомов) через мембраны. Уравнение ФикаВажной характеристикой мембран является их способность пропускать или не пропускать молекулы (атомы) и ионы. Вероятность такого проникновения зависит как от направления перемещения частиц (в клетку или из клетки), так и от разновидности молекул и ионов. Эти вопросы относятся к явлениям переноса. Таким термином называют самопроизвольные необратимые процессы, в которых благодаря молекулярному движению из одной части системы в другую переносится какая-либо физическая величина. Рассмотрим наиболее существенные для биологических мембран явления: перенос вещества (диффузию) и перенос заряда (электропроводность). Как синоним переноса частиц в биофизике используется термин «транспорт частиц». Основное уравнение диффузии имеет вид , (1) где J -плотность потока частиц, – коэффициент диффузии, τ – среднее время оседлой жизни молекулы (среднее время перескока), δ – среднее расстояние между молекулами, c=m∙n – массовая концентрация, m – масса молекулы, n – концентрация молекул. Знак «-» показывает, что суммарная плотность потока частиц при диффузии направлена в сторону уменьшения их концентрации (увеличения градиента концентрации). (1) называется уравнением Фика. Уравнение Фика описывает диффузию в однородной среде. Модифицируем его для случая диффузии через мембрану. Обратим внимание на следующий известный факт: на границе раздела двух сред (например, воды и масла) обязательно имеет место скачкообразное изменение концентрации частиц диффундирующего вещества. Например, если в сосуд, в котором поверх воды налито масло, бросить соль, то ее концентрации в этих средах будут различны. Пусть концентрация частиц, диффундирующих через мембрану, изменяется в мембране линейно (рис.11). Рис.11. Распределение концентрации частиц, проходящих через мембрану где – толщина мембраны, сi – концентрация частиц внутри клетки, с0 – снаружи клетки, сmi – концентрация частиц в мембране у ее внутренней поверхности, cmo – концентрация частиц в мембране у ее внешней поверхности. . Практически легче определять концентрации частиц не внутри мембраны (cmi и cmo), а вне мембраны: в клетке (сi) и снаружи клетки (co). Предположим, что где k -коэффициент распределения частиц между мембраной и окружающей средой. Тогда cmo = kco, cmi = kci , и имеем . , (2) где – коэффициент проницаемости , характеризующий способность мембраны пропускать те или иные вещества. Перенос заряженных частиц. Электродиффузное уравнение Нернста-Планка На мембране существует разность потенциалов, следовательно, в мембране имеется электрическое поле, которое влияет на диффузию заряженных частиц (ионов и электронов). Плотность потока заряда дается выражением , (3) где φ – потенциал поля, F=eNA -постоянная Фарадея, Z – валентность, Um – подвижность диффундирующих частиц для одного моля. В общем случае перенос ионов зависит от неравномерности их распределения и воздействия электрического поля. Суммарная плотность потока частиц определяется электродиффузным уравнением Нернста-Планка . (4) Для нейтральных частиц (Z=0) уравнение Нернста-Планка переходит в уравнение Фика. Биологические мембраны. Биоэлектрогенез (лекция 5)Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах. Описание презентации по отдельным слайдам:Лекция 5 Содержание лекции №5 и их физические свойства В каждой клетке есть плазматическая мембрана, которая ограничивает содержимое клетки от наружной среды, и внутренние мембраны, которые формируют различные органоиды Она состоит из органических молекул, которая имеет толщину 6-10 нм и видима только посредством электронного микроскопа. БМ –это глико – липо — протеидный комплекс Через биологическую мембрану происходит обмен: in Общие Структура биологических мембран Из липидной части наиболее важны для структуры фосфолипиды. В воде молекулы фосфолипидов автоматически собираются в бислой (bilayer) Мембранные белки (большие глобулы). Пример: ферменты, рецепторы Схема расположения молекулы родопсина в биологической мембране (α – спираль, пронизывающая 7 раз фосфолипидный каркас) Интегральные белки Схематическое строение БМ Поверхностные белки Различные формы молекулярного движения в БМ Перемещение молекул в пределах одной стороны бислоя. Физические свойства БМ η = 100 мПа٠с Модуль упругости 1. Жидкокристаллическая структура Жидкокристаллическая структура (ЖК) 3. Вязкость 4. Поверхностный заряд на мембране. Уменьшение вязкости БМ – причина разжижжения БМ при злокачественных опухолях – при лейкозе. Вязкость меняется при многих заболеваниях, под действием ионизирующего Э/М излучения , ряда фармпрепаратов. а также под действием наркотических веществ, например, хлороформа. Две стороны мембраны, наружная и внутренняя, различаются и по составу и по функциям. Пассивный транспорт – это перенос веществ через биологическую мембрану без затраты энергии. Диффузия молекул Диффузия –это самопроизвольный процесс проникновения массы вещества из области большей концентрации в область с меньшей концентрацией в результате теплового хаотичного движения молекул. ПЛОТНОСТЬ in Математическое описание процесса диффузии дал физиолог Фик в 1855 г. Уравнение Фика является основой конструирования ряда биотехнических систем, например, в аппаратах: описывает пассивный транспорт неэлектролитов C out Коэффициент диффузии D зависит от природы вещества и температуры и характеризует способность вещества к диффузии. Уравнение диффузии для мембраны Коэффициент проницаемости Уравнения электродиффузии Уравнение Нернста – Планка Уравнение Нернста – Планка описывает пассивный транспорт ионов Z – валентность иона Разновидности пассивного транспорта Простая физическая диффузия (O2, CO2, N2, яды, лекарства). Виды транспорта с носителем out Курс повышения квалификации Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
Курс повышения квалификации Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок» Дистанционные курсы для педагогов«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни» Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:5 595 599 материалов в базе Самые массовые международные дистанционные Школьные Инфоконкурсы 2022 33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок» «Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников» Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:Оставьте свой комментарийАвторизуйтесь, чтобы задавать вопросы. Добавить в избранное
Настоящий материал опубликован пользователем Макаренко Наталья Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Автор материала
Московский институт профессиональной Дистанционные курсы |