Уравнение потребления предельная склонность к потреблению

Потребление, сбережения, инвестиции. Рыночный механизм использования доходов на потребление и накопления

Совокупный спрос и совокупное предложение

Макроэкономика изучает не отдельные явления и процессы, а их совокупности: совокупный спрос, совокупное предложение, совокупные потребление и сбережения, совокупную занятость, совокупные инвестиции, совокупную цену в виде уровня цен и т. д. Целью макроэкономического анализа является нахождение условий, при которых наступает общее экономическое равновесие.

Общее экономическое равновесие – это состояние экономики, при котором общественное производство (совокупное предложение) сбалансировано с общественным потреблением (совокупный спрос), когда между использованием ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал) и созданием различных товаров достигается пропорциональность в общенациональном масштабе.

Общеэкономическое равновесие, выступающее в качестве макроэкономического, проявляется в виде пропорциональности:

а) между производством продукции и ее потреблением;
б) между вовлеченными в оборот ресурсами и их использованием;
в) между предложением товаров и их спросом;
г) между материально-вещественными и финансовыми потоками.

При рассмотрении макроэкономического равновесия важнейшими категориями выступают «совокупный спрос» и «совокупное предложение», «потребление» и «предельная склонность к сбережению», «накопления» и «инвестиции».

Совокупный спрос – это общий объем товаров и услуг в национальном масштабе, который потребители, предприятия и государство могут купить при различных уровнях цен.

Совокупный спрос (AD) представляет собой сумму всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарных рынках. В агрегированном виде совокупный спрос включает:

где AD – совокупный спрос; C – совокупный спрос домохозяйств; I – спрос на капитальное оборудование; G – спрос на товары и услуги со стороны государства; X – чистый экспорт, разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

На совокупный спрос оказывают влияние различные факторы, которые можно разделить на две группы.

К первой группе относятся те факторы, которые формируют спрос на уровне отдельного товара (доход потребителей, вкусы потребителей, цены на товары-заменители).

Ко второй группе относятся факторы, оказывающие воздействие в целом на совокупный спрос (AD). Если национальный доход растет, то и AD растет. Если доход покупателя повышается, то и спрос на товары увеличивается.

Важнейшим положением является то, что стоимостная величина всех продаж за определенный период времени должна равняться произведению массы денег (M), находящихся в обращении, на число оборотов (V) этих денег за данный период времени. Другими словами, если вся денежная масса (М) совершит пять полных оборотов, то объем годовых продаж конечных товаров в стране составит MV.

Если, например, денежная масса М = 200 млрд руб., скорость оборота денег V =5, тогда MV = 200 х 5 = 1000 млрд руб. = стоимости всех продаж конечных товаров за год.

В соответствии с количественной теорией денег совокупный спрос можно выразить как

где P – уровень цен.

Кроме этого, следует иметь в виду, что на совокупный спрос оказывают влияние ценовые и неценовые факторы.

К ценовым факторам относятся:

  • «Эффект процентной ставки». При росте уровня цен потребители и производители вынуждены брать деньги в кредит, что ведет к повышению процентной ставки, снижению покупательной способности, сокращению инвестиций. В результате совокупный спрос уменьшается.
  • «Эффект богатства». При повышении уровня цен стоимость акций, облигаций, финансовых активов падает, население беднеет и совокупный спрос сокращается.
  • «Эффект импортных товаров». При повышении уровня цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные – возрастает, что ведет к снижению совокупного спроса.

К неценовым факторам относятся:

  • Изменения в потребительских расходах, связанные с изменением уровня благосостояния: рост населения, рост доходов, изменения в подоходном налоге.
  • Изменения в инвестиционных расходах, т. е. в объеме закупок, средств производства, связанные с изменением уровня налогов на бизнес, уровнем использования производственных мощностей.
  • Изменения в государственных расходах, вызываемые преимущественно политическими решениями.

4. Изменения в расходах на чистый экспорт, обусловленные уровнем доходов в стране, изменением валютного курса.

Неценовые факторы смещают кривую совокупного спроса AD либо вправо от A1D1, когда спрос увеличивается, либо влево от A2D2, когда спрос уменьшается (рис. 16.1).

Совокупное предложение – это общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено предпринимательским и государственным секторами при разных уровнях цен.

Совокупное предложение (АS) может быть приравнено к величине валового национального продукта (ВНП) или к величине национального дохода (НД):

На величину совокупного предложения оказывают влияние ценовые и неценовые факторы.

Среди ценовых факторов, во-первых, выделяют действующие на микроуровне и вызывающие изменение предложения на рынке отдельного товара (технология производства, издержки и т. д.). Во-вторых, к ним относятся действующие на макроуровне факторы, их качество и количество. В данном случае качество характеризуется производительностью факторов (более квалифицированная рабочая сила и более совершенная техника). Увеличение количества и повышение качества факторов приводит к росту производственных мощностей, а следовательно, к росту AS.

Графически совокупное предложение можно представить в следующем виде (рис. 16.2).

Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен. Но в любом случае объем производства ограничивается величиной имеющихся ресурсов. На графике представлены случаи совокупного предложения:

  1. На участке ab производство растет при неизменном уровне цен (по горизонтали).
  2. На участке bc производство растет при росте цен (по восходящей).
  3. На участке cd экономика достигает своих производственных возможностей, определяемых ресурсами. Спрос может удовлетворяться за счет роста цен (по вертикали).

К числу неценовых факторов относятся те, которые могут изменять издержки:

  1. Изменение цен на ресурсы (их повышение ведет к увеличению издержек производства и как результат к понижению совокупного предложения).
  2. Рост производительности труда ведет к увеличению объема производства и соответственно к расширению совокупного предложения.
  3. Изменение условий бизнеса (налоги, субсидии). При повышении налогов издержки увеличиваются, совокупное предложение сокращается.

Взаимосвязь совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) и обеспечение равновесия на товарном рынке.

Равновесие на товарном рынке в процессе отклонения AD и AS достигается путем изменения цен или объемов выпуска продукции. При этом могут иметь место несколько вариантов:

1. Совокупный спрос превышает совокупное предложение AD > AS. При этом равновесие достигается двумя путями:

а) не изменяя объема, повышают цены;
б) не изменяя цен, расширяют выпуск продукции.

На практике фирмы обычно идут по второму пути. Но увеличение выпуска продукции ведет к росту издержек. Поэтому в действительности идут по пути увеличения объемов производства и повышения уровня цен.

2. Совокупный спрос ниже совокупного предложения AD

Функция потребления: понятие, график, пример

Функция потребления — это уравнение, которое показывает, как личные потребительские расходы изменяются в ответ на изменения располагаемого дохода, богатства, процентной ставки и так далее.

Как правило, потребление равно совокупному значению автономного потребления и произведения предельной склонности к потреблению и располагаемого дохода.

Потребление является самой большой составляющей валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Оно включает в себя некоммерческие расходы, которые люди несут на конечные товары и услуги, такие как продукты питания, одежда, образование, развлечения, мебель, автомобили, компьютеры и тому подобные.

Наиболее популярной функцией потребления является кейнсианская функция потребления, которая показывает, что потребление (C) зависит от автономных расходов (c0), предельной склонности к потреблению (MPC) и располагаемого дохода (YD).

C = C0 + MPC × YD

C0 — это константа, представляющая автономное потребление, то есть потребление, существующее даже при нулевом уровне дохода. Даже если у людей нет текущего дохода, они тратят на еду и одежду из сбережений или занимая деньги.

Предельная склонность к потреблению (англ. marginal propensity to consume, MPC) — это процент от каждой дополнительной денежной единицы, потребляемой людьми.

Например, если потребитель тратит 60 долларов из любого 100-долларового дохода, его предельная склонность к потреблению равна 0,6.

Располагаемый доход (YD) равен чистому доходу, доступному потребителям для расходов после уплаты налогов. Он равен Y × (1 — t), где t — налоговая ставка.

Подставляя определение располагаемого дохода в приведенное выше уравнение, мы получаем расширенную версию функции потребления:

C = C0 + MPC × Y × (1 – t)

График и пример

Давайте рассмотрим Марка, который должен тратить 500 долларов каждый месяц на еду и одежду. Если его предельная склонность к потреблению равна 0.7, а налоговая ставка – 0.3, мы можем записать его функцию потребления следующим образом:

C = $500 + 0.7 × Y × (1 – 0.3)

Если мы построим график функции потребления выше, то получим прямую линию, которая обычно считается хорошим приближением реальности.

Наклон потребления равен предельной склонности к потреблению.

Средняя склонность к потреблению (APC)

Средняя склонность к потреблению, отношение общего потребления к общему располагаемому доходу, может быть рассчитана путем деления потребления на общий доход следующим образом:

APC = C / YD = C0 / YD + MPC × (YD / YD) = C0 / YD + MPC

В случае Марка кривая средней склонности к потреблению (APC) уменьшается с увеличением общего дохода. Он равен 2,13, когда располагаемый доход составляет 350 долларов, и падает до 0,84, когда располагаемый доход составляет 3500 долларов.

Хотя базовая кейнсианская функция потребления полезна для анализа широкого диапазона задач, некоторые экономисты предложили уточнения к функции потребления.

Эти уточнения основаны на предположении, что потребители учитывают свои будущие доходы и процентную ставку при определении уровня потребления сегодня.

Две важные альтернативные функции потребления основаны на (a) гипотезе жизненного цикла и (b) гипотезе постоянного дохода.

Гипотеза жизненного цикла утверждает, что потребление является функцией как богатства, так и дохода.

Гипотеза постоянного дохода, с другой стороны, постулирует, что люди основывают свое решение о потреблении только на доходе, который они разумно ожидают сохранить в будущем, а не на каком-либо временном разовом доходе.

Предельная склонность к потреблению (MPC)

Что такое Предельная склонность к потреблению (MPC)?

В экономике предельная склонность к потреблению (MPC) определяется как доля совокупного повышения заработной платы, которую потребитель тратит на потребление товаров и услуг, а не на его сбережения. Предельная склонность к потреблению является компонентом кейнсианской макроэкономической теории и рассчитывается как изменение потребления, деленное на изменение дохода. ПДК изображается линией потребления , которая представляет собой наклонную линию, созданную путем нанесения изменения потребления на вертикальную ось «y» и изменения дохода на горизонтальную ось «x».

Ключевые моменты

  • Предельная склонность к потреблению – это доля увеличения дохода, которая тратится на потребление.
  • ПДК зависит от уровня дохода. ПДК обычно ниже при более высоких доходах.
  • ПДК является ключевым фактором кейнсианского мультипликатора, который описывает эффект увеличения инвестиций или государственных расходов как экономического стимула.

Понимание предельной склонности к потреблению (MPC)

Предельная склонность к потреблению равна ΔC / ΔY, где ΔC – это изменение потребления, а ΔY – изменение дохода. Если потребление увеличивается на 80 центов на каждый дополнительный доллар дохода, то ПДК составляет 0,8 / 1 = 0,8.

Предположим, вы получаете бонус в 500 долларов сверх своего обычного годового дохода. Вы внезапно получаете на 500 долларов больше дохода, чем раньше. Если вы решите потратить 400 долларов из этого предельного увеличения дохода на новый костюм и сэкономить оставшиеся 100 долларов, ваша предельная склонность к потреблению составит 0,8 (400 долларов разделить на 500 долларов).

Другой стороной предельной склонности к потреблению является предельная склонность к сбережениям, которая показывает, насколько изменение дохода влияет на уровень сбережений. Предельная склонность к потреблению + предельная склонность к сбережению = 1. В примере с костюмом ваша предельная склонность к сбережению будет равна 0,2 (100 долларов разделить на 500 долларов).

Если вы решите сэкономить все 500 долларов, ваша предельная склонность к потреблению будет равна 0 (0 долларов разделить на 500), а ваша предельная склонность к сбережению будет равна 1 (500 долларов разделить на 500).

MPC и экономическая политика

Имея данные о доходах и расходах домашних хозяйств, экономисты могут рассчитать ПДК домашних хозяйств по уровню доходов. Этот расчет важен, потому что ПДК не постоянный; он зависит от уровня дохода. Как правило, чем выше доход, тем ниже ПДК, потому что с увеличением дохода удовлетворяются все больше желаний и потребностей человека; в результате они вместо этого экономят больше. При низких уровнях дохода ПДК, как правило, намного выше, поскольку большая часть или весь доход человека должен быть направлен на прожиточное потребление.

Согласно кейнсианской теории, увеличение инвестиций или государственных расходов увеличивает доход потребителей, и тогда они будут тратить больше. Если мы знаем, какова их предельная склонность к потреблению, то мы можем рассчитать, насколько увеличение производства повлияет на расходы. Эти дополнительные расходы приведут к дополнительному производству, создавая непрерывный цикл с помощью процесса, известного как кейнсианский множитель . Чем больше доля дополнительного дохода направляется на расходы, а не на сбережения, тем больше эффект. Чем выше ПДК, тем выше множитель – тем больше увеличение потребления от увеличения инвестиций; Таким образом, если экономисты могут оценить ПДК, они могут использовать его для оценки общего воздействия предполагаемого увеличения доходов.


источники:

http://sprintinvest.ru/funkciya-potrebleniya-ponyatie-grafik-primer

http://nesrakonk.ru/marginalpropensitytoconsume/