Уравнение превращения карбонатов в гидрокарбонаты

Уравнение превращения карбонатов в гидрокарбонаты

Взаимопревращение карбонатов и гидрокарбонатов

Пропускаем через раствор гидроксида кальция углекислый газ, получается нерастворимый карбонат кальция.

Карбонаты – соли угольной кислоты, в которых замещены оба иона водорода. Когда замещен только один ион водорода – получаются гидрокарбонаты. Большинство карбонатов – нерастворимые соединения, все гидрокарбонаты – растворимые. Нерастворимый карбонат превращается в растворимый гидрокарбонат при пропускании через раствор углекислого газа.

При нагревании раствора гидрокарбоната выделяется углекислый газ, и вновь образуется нерастворимый карбонат кальция.

Оборудование: пробирка, воронка, газоотводная трубка, штатив, пинцет, спиртовка, держатель, химический стакан.

Техника безопасности . Следует соблюдать правила работы с растворами кислот. Не допускать попадания кислот на кожу и слизистые оболочки.

Постановка опыта – Елена Махиненко, текст – к.п.н. Павел Беспалов.

Please wait.

We are checking your browser. gomolog.ru

Why do I have to complete a CAPTCHA?

Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.

What can I do to prevent this in the future?

If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.

If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.

Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.

Cloudflare Ray ID: 6e256ed7db2f0c54 • Your IP : 85.95.188.35 • Performance & security by Cloudflare

Урок с презентацией и дополнительным материалом на тему Взаимные превращения карбонатов и гидрокарбонатов

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Взаимные превращения карбонатов и гидрокарбонатов.docx

Урок химии по теме « В заимные превращения карбонатов и гидрокарбонатов. Качественная реакция на соли угольной кислоты ».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Ялтинская средняя школа-лицей №9»

Муниципального образования городской округ Ялта

Методическая разработка конспекта урока по теме: « В заимные превращения карбонатов и гидрокарбонатов. Качественная реакция на соли

Выполнила учитель химии: Вавилова Н.Т.

Конспект урока. Учитель: Вавилова Н.Т.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

В заимные превращения карбонатов и гидрокарбонатов. Качественная реакция на соли угольной кислоты .

Проблемный, исследовательский, частично-поисковый

Цели урока:
образовательные: организовать деятельность учащихся по усвоению и первичному закреплению знаний о взаимных превращениях карбонатов. Изучить качественную реакцию на соли угольной кислоты.

развивающие : расширение кругозора и развитие интереса к предмету через информационно – коммуникативные и проектные технологии. Развитие критического мышления, способности к рефлексии; обеспечение системности учения; умения анализировать. Развитие коммуникативных навыков, навыков самостоятельного химического эксперимента с соблюдением правил по ТБ;
общеучебные :
а) учебно – организационные: составлять схемы, таблицы.
б) учебно – интеллектуальные: умения сравнивать, анализировать.
в) учебно – информационные: пользоваться компьютером
воспитательные:
воспитание положительной мотивации учения,
воспитание правильной самооценки и чувства ответственности;
воспитание культуры поведения, общения и культуры умственного труда.

Образовательные: организовать деятельность учащихся по усвоению и первичному закреплению знаний о свойствах угольной кислоты и ее солей, их взаимопревращения и превращения из одних соединений в другие, роль углекислого газа и карбонатов в круговороте веществ и формировании облика планеты, изучить взаимосвязь строения, свойств и применения веществ. Совершенствовать навыки работы с реактивами при выполнении опытов, соблюдать правила по ТБ. Раскрыть значение углерода и его соединений в природе и жизни человека.

Развивающие: продолжить развитие мыслительных способностей: умения пользоваться опорными знаниями, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, объяснять ход эксперимента; навыков самостоятельности при работе с учебником, дополнительными материалами и реактивами; исследовательских навыков при изучении превращений карбонатов в гидрокарбонаты, проведении качественных реакций;

Воспитательные: продолжить формирование навыка самоконтроля, взаимопомощи, умения рационально организовать свой труд, стимулировать развитие познавательного интереса к предмету.

Основные термины, понятия

Карбонаты, гидрокарбонаты, кальцит, известняк, мрамор, качественная реакция.

Организация пространства: стандартная

Оборудование и реактивы: прибор для получения газов, известняк, известковая вода (демонстрационный опыт)

Работа в группах

Технические средства обучения

Компьютер, проектор, интерактивная доска, принтер и ксерокс.

Оборудование: для проведения демонстрационного опыта получение углекислого газа, взаимодействие с известковой водой, получение карбоната и гидрокарбоната кальция.

Исследовательская работа: «Качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты. Определение карбонатов в

составе природных соединений. Качественная реакция на карбонаты и соли аммония».

Дидактические задачи этапов урока.

Подготовка обучающихся к работе на уроке

Постановка учебной цели

Формулировка цели урока и постановка учебных задач

Актуализация опорных знаний

Активизация мыслительных процессов (внимание, память)

Открытие новых знаний

Создание условий для восприятия, осмысления, и первичного запоминания новых знаний.

Закрепление учебного материала

Установление правильности и осознания усвоения учебного материала, выявление пробелов, их коррекция.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели

Организационный момент , включающий: настрой обучающихся, на учебную деятельность,

предмет и тему урока.

постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном уроке

описание методов организации работыобучающихся на начальном этапе урока

Цель этапа урока : обозначить цель урока, поставить задачи этапов, наметить пути их реализации.

На доске: « В заимные превращения карбонатов и гидрокарбонатов. Качественная реакция на соли угольной кислоты ». (Слайд №1)

Проверка д/з по рядам (проверяют ученики)

Какие проблемы встретились при выполнении д/з? (При необходимости разбор).

Мы с вами изучили свойства углекислого газа и угольной кислоты. Как вы думаете, какие вопросы нам предстоит рассмотреть сегодня?

Тема нашего урока: « Взаимные превращения карбонатов и гидрокарбонатов. Качественная реакция на соли угольной кислоты ».

Цель урока: познакомиться с взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов и значением этого процесса для формирования облика планеты. Научиться качественно, определять карбонаты.

Мотивация учебных достижений учащихся

В романе Г.Г. Хаггарда «Клеопатра» написано: «… она вынула из уха одну из 3-х огромных жемчужин и опустила жемчужину в уксусную кислоту? Наступило молчание, потрясённые гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется, вот от неё не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая, и выпила всё до последней капли».

Объяснить растворение жемчужины мы сможем в ходе урока, изучив свойства солей самой распространённой в природе кислоты: угольной.

Актуализация опорных знаний, включающий:

повторение ранее изученного материала, необходимого для усвоения новой темы.

— слушать и понимать речь других;

— уметь с достаточной полнотой и точностьювыражать свои мысли;

— давать правильные определения химических понятий: оксид, гидроксид, соль, аллотропия, аллотропная модификация

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

— находить ответы, на вопросы, используя память и логическое мышление.

Цель этапа урока : повторение понятий, необходимых для изучения новой темы.

Древняя мудрость гласит: дорогу осилит идущий. Отправляясь в путь познания, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение будет сегодня нашим спутником.

Работа по индивидуальным карточкам

1. Укажите формулу угарного газа

2. Укажите запах углекислого газа

3. Укажите формулы кислот: соляной, азотной, йодоводородной, сероводородной, угольной. Какие из этих кислот способны образовывать кислые соли?

4. Укажите, насколько хорошо углекислый газ растворяется в воде

5. Укажите цвет угарного газа

6. Укажите, насколько безопасен углекислый газ

7. Укажите как доказать наличие углекислого газа?

8. Запишите уравнение реакции взаимодействия углекислого с гидроксидом бария

1. Назовите высшую и низшую степени окисления углерода.

2. В чем причина токсичности угарного газа?

3. Как называются соли угольной кислоты?

4. Приведите формулы трёх растворимых в воде карбонатов?

5. Формула оксида, кислоты, соли соответственно:

6. Массовая доля углерода в карбонате кальция равна:

а) 32 % б) 64 % в) 50 % г) 80 % д) 12 %

7. Электронная формула углерода:

а ) 1s 2 2s 2 2p 4 б ) 1s 2 2s 2 в ) 1s 2 2s 2 2p 2 г ) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 2 д ) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 4

8. Элементом «х» в схеме превращений Х → ХО 2 → Н 2 ХО 3 может быть:

а) Калий б) Кальций в) Фосфор г) Углерод д) Водород

1. Валентность углерода в соединениях СO 2 , H 2 СO 3 :

а) 6, 2 б) 2, 4 в) 4, 4 г) 6, 6 д) 6, 4

2. Сумма коэффициентов в уравнении реакции, схема которой СН 4 + О 2 → СO 2 +H 2 O:

а) 3 б) 6 в) 9 г) 12 д) 10

3. При сгорании 12 г углерода выделяется 212 кДж теплоты. Тепловой эффект Q химической реакции С + O 2 → СO 2 + Q равен:

а) 297,6 кДж б) 148,8 кДж в) 150 кДж г) 164,5 кДж д) 212 кДж

4. Какой цвет приобретёт раствор лакмуса при добавлении его к раствору Н 2 SO 3 :

а) синий б) красный в) желтый г) малиновый д) не изменится

5. Оксид углерода (4) не реагирует с:

а) Н 2 О б) S О 2 в) NaOH г) СаО д) КОН

6. Оксид углерода(IV) реагирует с:

а) серной кислотой; б) азотной кислотой; в) оксидом фосфора; г) оксидом кальция.

7. Для определения углекислого газа в качественном анализе можно использовать:

а) катионы свинца; б) «йодную воду»; в) раствор марганцовки; г) известковую воду.

8) Укажите запах углекислого газа

1. Приведите сведения о действии угарного газа на организм человека

2. Приведите сведения о действии углекислого газа на организм человека

3. Сколько граммов углерода составляет 10 моль углерода?

а) 32 г б) 3,2 г в) 320 г г) 120 г

4. Приведите формулы трёх нерастворимых в воде карбонатов?

5. Формула оксида, основания, соли соответственно:

6. Оксид углерода(IV) реагирует с:

а) серной кислотой; б) азотной кислотой; в) оксидом кремния; г) оксидом калия.

7. Укажите вещество, которое проводит электрический ток

а) алмаз б) графит в) угарный газ г) вода

8) Запишите уравнение реакции взаимодействия углекислого с оксидом бария

Для того чтобы успешно достичь цели урока, нам необходимо повторить те сведения о соединениях углерода, которые вы приобрели на предыдущих уроках

1) Как называются простые вещества, образованные одним и тем же химическим элементом?

2) Укажите число электронов на внешней электронной оболочке элементов IV группы главной подгруппы?

3) Приведите формулы летучих водородных соединений углерода и кремния?

4) Укажите формулы высших оксидов элементов IVа группы?

5) Сколько аллотропных модификаций существует у углерода?

6) Где больше атомов – в 1 литре угарного или в 1 литре углекислого газах?

7) Какие вещества называются солями?

8) Какие соли называются средними?

9) Какие соли называются кислыми?

10) Укажите три формулы кислот способных образовывать кислые соли

11. Какие соли образует угольная кислота?

Ответы учащихся: средние и кислые.

12. Запишите формулу карбоната калия

13. Запишите формулу гидрокарбоната калия

Ответ учащихся: K Н CO 3

14. Как можно обнаружить углекислый газ двумя способами?

Постановка проблемы повышающей интерес обучающихся к изучению темы (1 мин)

Карстовые явления чрезвычайно широко распространенны в Крыму. А вы знаете, что такое карст? В чём выражаются карстовые явления на плато и их значение для водоснабжения Крыма? Сегодня на урок, мы с вами рассмотрим причины и формы проявления карстовых явлений. (Слайды № 3,4,5,6,7)

Изучение новой темы включающий:

усвоение знаний о составе, типах солей, способах взаимопревращения средних и кислых солей на примере карбонатов и способах качественного определения карбонатов.

— повторить состав и названия солей, изучить взаимопревращения средних и кислых солей на примере карбонатов и способах качественного определения карбонатов.

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

— точно и полно выражать свои мысли

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

действий на уроке

-адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению

Цель этапа урока : развивать умения наблюдать, анализировать и делать выводы.

Формирование новых понятий и способов действий (этап исследования) – 15 мин

Мы с вами изучили свойства оксидов углерода, свойства угольной кислоты и её солей карбонатов и гидрокарбонатов. Как вы думаете, какие вопросы нам предстоит рассмотреть сегодня?

Тема нашего урока: « В заимные превращения карбонатов и гидрокарбонатов. Качественная реакция на соли угольной кислоты ».

Цель урока: изучить взаимные превращения карбонатов и гидрокарбонатов, а также рассмотреть качественную реакцию на соли угольной кислоты.

На доске (или проектор) заранее рисуется таблица «Соли угольной кислоты» (Слайд №8)

В таблице необходимо заполнить пропущенные места

Мы с вами повторили основные сведения об углекислом газе, угольной кислоте и её солях. А теперь давайте рассмотрим как можно получить из карбонатов гидрокарбонаты и наоборот из гидрокарбонатов карбонаты

Угольная кислота – двухосновная и поэтому может образовывать два вида солей:

Карбонаты – соли угольной кислоты, в которых замещены оба иона водорода. Когда замещен только один ион водорода – получаются гидрокарбонаты. Большинство карбонатов – нерастворимые соединения, все гидрокарбонаты – растворимые.

Все гидрокарбонаты хорошо растворимы в воде в отличие от карбонатов, из которых растворимы только карбонаты щелочных металлов и аммония.

Карбонаты легко превращаются в гидрокарбонаты и наоборот: (Слайд №10)

СаС O 3 ↓ + H 2 O + CO 2 → Ca(HCO 3 ) 2

А теперь давайте посмотрим как на практике можно получить карбонаты и как можно превратить карбонаты в гидрокарбонаты.

Для этого с помощью прибора для получения газов получим углекислый газ взаимодействием известняка и соляной кислоты.

Пока ученики под руководством учителя собирают прибор, обучающиеся класса отвечают на вопросы:

1. Записать уравнение химической реакции получения углекислого газа взаимодействием известняка

и соляной кислоты

2. Укажите цвет углекислого газа

3. Имеет ли углекислый газ запах?

4. Легче или тяжелее воздуха углекислый газ?

Прилив соляную кислоту к известняку в пробирке, опускаем газоотводную трубку в пробирку с известковой водой. Пропускаем через раствор гидроксида кальция углекислый газ, получается нерастворимый карбонат кальция.

Непрерывно комментируем процессы происходящие в пробирках.

При образовании осадка прошу высказать предположения о составе осадка и записать уравнение реакции. Ca(OH) 2 + CO 2 = CaCO 3 + H 2 O

При дальнейшем пропускании углекислого газа осадок растворяется.

Разольём содержимое пробирки в две пробирки.

Нагреваем полученный прозрачный раствор в первой пробирке, выделяется углекислый газ, и вновь образуется нерастворимый карбонат кальция.

Для превращения гидрокарбоната кальция в карбонат кальция можно вместо нагревания прилить раствор щёлочи. Приливаем к раствору гидрокарбоната кальция раствор гидроксида кальция. Наблюдаем образование осадка.

А теперь давайте рассмотрим, как можно качественно определить карбонаты.

Лабораторный опыт (Слайд №11)

Сегодня вы побываете в роли исследователей. Задача, стоящая перед первой группой исследователей определить карбонатные минералы среди предложенных природных соединений и привести в соответствие название минерала и номер склянки в которой находится минерал. Задача, стоящая перед второй группой исследователей, доказать, что выданная вам соль является карбонатом аммония.

Но прежде чем приступить к выполнению эксперимента, вспомним правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

1 группа исследователей

Инструкция по проведению исследования
«Качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты. Определение карбонатов в составе природных соединений»

Цель: практически изучить качественную реакцию на карбонаты. Научиться качественно определять карбонаты в составе природных соединений

Опыт 1. В пробирку №1 с раствором карбоната натрия прилейте раствор соляной кислоты HCl . Опишите явления которые вы наблюдали, напишите уравнение реакции. В пробирку №2 прилейте раствор хлорида бария. Опишите явления которые вы наблюдали, напишите уравнение реакции.

Определите карбонаты среди предложенных природных соединений. Приведите в соответствие номер склянки и название образца. Заполните таблицу: отметьте наблюдения, запишите уравнение реакции карбонатов с соляной кислотой.

цвета . Взаимодействует с соляной кислотой с выделением газа.

Красивый минерал различного цвета в зависимости от примесей. Взаимодействует с соляной кислотой с выделением газа.

Кристаллический оксид кремния, иногда прозрачные кристаллы, чаще всего окрашенные ионами других металлов. С соляной кислотой не взаимодействует.

2 группа исследователей

Инструкция по проведению исследования
«Качественная реакция на карбонаты и соли аммония».

Цель: практически изучить качественную реакцию на карбонаты. Научиться, качественно определять карбонаты в составе соединений. Провести качественную реакцию на катион аммония. Изучить свойства карбоната аммония с помощью предложенных реактивов и оборудования.

Реактивы: пробирка №1 Na 2 CO 3 , HCl склянка, BaCl 2 склянка, NaOH склянка, спиртовка, спички, держатель пробирок, универсальная индикаторная бумага.

Опыт 1. В пробирку №1 с раствором карбоната натрия прилейте раствор соляной кислоты HCl . Опишите явления которые вы наблюдали, напишите уравнение реакции. В пробирку №2 прилейте раствор хлорида бария. Опишите явления которые вы наблюдали, напишите уравнение

Докажите, что выданная вам соль является карбонатом аммония и изучите его свойства. Для проведения опыта используйте качественные реакции на ионы. Не забудьте разделить содержимое пробирки с карбонатом аммония на две части. Запишите уравнения реакции карбоната аммония с соляной кислотой и гидроксидом натрия. Заполните таблицу.

(Учащиеся: выписывают на лист А2 и афишируют на доске результат исследования о свойствах гидроксидов железа (информация от группы оформляется на листе А2 с помощью маркера и прикрепляется к доске с помощью магнитов).

Закрепление учебного материала , включающий обобщение и систематизацию знаний, выявление пробелов и их коррекция.

Предметные: давать правильные определения свойствам карбонатов и гидрокарбонатов. Уметь составлять уравнения химических реакций характеризующих свойства карбонатов и гидрокарбонатов и определять карбонат ионы в растворах.

— осуществлять анализ учебного материала;

— слушать и понимать речь других;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Цель этапа урока: выяснить затруднения в понимании материала и восполнить пробелы в знаниях.

Осуществите превращения: C → CO → CO 2 → CaCO 3 → → Ca ( HCO 3 ) 2 → CaCO 3

Применение новых знаний, включающий

проверку знаний полученных обучающимися на уроке.

-уметь составлять химические реакции, расставлять коэффициенты, определять названия веществ.

— отличать верно выполненное задание от неверного;

— осуществлять анализ учебного материала

Цель этапа урока : провести контроль знаний по данной теме.

Работа по КИМам ( подготовка к ЕГЭ (Слайды №13, 14) Правильный ответ 1 балл

1. Угольная кислота изменяет окраску лакмуса в:

а) малиновый б) красный в) оранжевый г) синий.

2. Как называются соли угольной кислоты:

а) силикаты б) фосфаты в) сульфаты г) карбонаты.

3. Формула питьевой соды:

4. Угольная кислота диссоциирует ступенчато в:

а) 1 стадию б) 3 стадии в) 2 стадии г) не диссоциирует

5. Какой кислотный оксид соответствует угольной кислоте:

6. Углекислый газ будет взаимодействовать с каждым из веществ

а ) H 2 O, SiO 2 , Ca б ) C, H 2 , CaO в ) CuO, Mg, S г ) CO, BaO, COCl 2

7. Карбонат кальция будет взаимодействовать

а ) а ) HCl, SiO 2 , H 2 CO 3 б ) CO, H 2 O, CaO в ) CuO, Mg, S г ) MgO, BaO, Cl 2

8. При взаимодействии гидроксида кальция с избытком углекислого газа образуется

а) карбонат кальция б) угарный газ в) гидрокарбонат кальция г) гидроксокарбонат кальция

9. При взаимодействии избытка гидроксида калия с углекислым газом образуется

а) карбонат калия б) гидрокарбонат калия в) гидроксокарбонат калия г) графен

10. Чтобы превратить гидрокарбонат натрия в карбонат натрия необходимо добавить к раствору гидрокарбоната натрия

а) соляную кислоту б) углекислый газ в) сульфат калия г) гидроксид натрия

Провести проверку ответов.

Учащиеся сами оценивают свою работу.

Оцените свою работу (Слайд №16)

Рефлексия учебной деятельности, включающий

оценку обучающимися собственной деятельности на уроке.

постановку цели самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания)

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

— выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Литература: Рудзитис Г.Е.

Химия 9 класс : учеб. Для общеобразоват. Организаций: базовый уровень/Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М., : Просвещение, 2014, 208 с, : ил.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии.

9 класс. Мультимедийное пособие.

Цель этапа урока : подвести итоги урока, выяснить самооценку уровня овладения знаниями, нацелить на выполнение домашнего задания

Подведение итогов урока:

На земле живут три брата

Из семейства Карбонатов

Старший брат – красавец МРАМОР

Славен именем Карары,

Превосходный зодчий. Он

Строил Рим и Парфенон.

Всем известен ИЗВЕСТНЯК,

Потому и назван так.

Знаменит своим трудом,

Возводя за домом дом.

И способен и умел

Младший мягкий братец МЕЛ.

Как рисует, посмотри,

Любят братья порезвиться,

В жаркой печке прокалиться.

Фокус – покус для народа:

Стоит нам подуть сквозь воду,

Как она легко- легко

Превратится в молоко

Домашнее задание (Слайд №19).

Проговорить и разъяснить дом. зад.

Читать § 35 упр.1,2,5,7; тесты 1,2 ( для сильных уч-ся + упр. 6)

Подготовить сообщения: 1) Кремний в природе

2) Стекло и цемент

Выбранный для просмотра документ Взаимные превращения карбонатов и гидрокарбонатов.pptx


источники:

http://gomolog.ru/reshebniki/9-klass/gabrielyan-2014/lab/38.html

http://infourok.ru/urok-s-prezentaciey-i-dopolnitelnim-materialom-na-temu-vzaimnie-prevrascheniya-karbonatov-i-gidrokarbonatov-3487688.html