Уравнение равноускоренного движения конспект урока

Физика. 10 класс

Конспект урока

Физика, 10 класс

Урок 3.Равноускоренное движение материальной точки

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1) изучение равноускоренного движения;

2) изучение понятий мгновенной скорости, ускорения и скорости равноускоренного движения;

3) вывод формул скорости и пути равноускоренного движения;

4) построения графиков координат и пути равноускоренного движения.

Глоссарий по теме

Неравномерное движение – если тело за одинаковые промежутки времени проходит разные расстояния — то такое движение называется неравномерным.

Скорость – это векторная величина равная отношению пути, пройденного телом за некоторый период времени, к величине этого периода времени.

Средняя скорость при неравномерном движении – отношение вектора перемещения тела к промежутку времени, за который это перемещение произошло.

Мгновенная скорость – это векторная физическая величина, численно равная пределу, к которому стремится средняя скорость за бесконечно малый промежуток времени:

Ускорение – это физическая величина, численно равная изменению скорости за единицу времени. Равноускоренное движение – скорость тела за равные промежутки времени изменяется одинаково, то есть движется с постоянным ускорением.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.. Физика.10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. – С. 31-54

1.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.. Физика.10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. – С. 40 – 41

Открытые электронные ресурсы:

Основное содержание урока.

Неравномерное движение тел может быть не только прямолинейным, но и криволинейным.

Полное описание неравномерного движения тела, возможно при знании его положения и скорости в каждый момент времени. Скорость точки в данный момент времени называется мгновенной скоростью ()

Любая точка в движении при определённой скорости перемещается из начального положения в конечное. Эту скорость называют средней скоростью перемещения точки.

Определяется по формуле:

Кроме мгновенной и средней скоростей перемещения для описания движения чаще пользуются средней путевой скоростью.

Эта средняя скорость определяется отношением пути к промежутку времени, за которое этот путь пройден:

Скорости тел при движении меняются по модулю, по направлению или же одновременно как по модулю, так и по направлению.

Изменения скорости теле могут происходить как быстро, так и медленно.

Ускорением тела называется предел отношения изменения скорости к промежутку

Времени ∆t, в течении которого это изменение призошло, при стремлении ∆t к нулю.

Ускорение обозначается буквой .

Определяется по формуле:

Единица ускорения – м/с 2

Выясним зависимости точки от времени при её движении с постоянным ускорением. Для этого воспользуемся формулой:

Пусть о – скорость точки в начальный момент времени to, а – в некоторый момент времени t, тогда:

и формула для ускорения примет вид:

Если начальный момент времени принять равным нулю, то получим:

Отсюда получим формулу для определения скорости точки в любой момент времени при её движении с постоянным ускорением:

Вектору уравнению соответствуют в случае движения на плоскости два скалярных уравнения для проекций скорости на координатные оси X и Y:

Мы научились, таким образом, находить скорость материальной точки при движении с постоянным ускорением.

Теперь получим уравнения, которые позволяют рассчитывать для этого движения положение точки в любой момент времени.

Допустим, движение с постоянным ускорением совершается в одной плоскости, пусть это будет плоскость XOY. Если вектор начальной скорости и вектор ускорения не лежат на одной прямой, то точка будет двигаться по кривой линии. Следовательно, в этом случае с течением времени будут изменяться обе ее координаты х и у. Обозначим через хо и уо координаты в начальный момент времени tо = 0, а через х и у координаты времени.

Тогда за время ∆t = t – to = t изменения координат будут равны

График зависимости v(t)

По формуле для площади трапеции имеем:

Учитывая, что 𝑣 = 𝑣ₒₓ + 𝒂ₓt, получаем формулу:

В обычных условиях задачи даются значения (модули) скоростей и ускорений:

При движении точки в плоскости ХОY двум уравнениям соответствует одно векторное уравнение:

Разбор тренировочных заданий

1. Куда движутся тела и как изменяются их скорости, векторы начальных скоростей и ускорений которых показаны на рисунке 1?

Направление движения определяем по направлению скорости, изменение скорости – по направлению ускорения и скорости.

Тело 1 движется вправо; направления ускорения и скорости совпадают, следовательно, скорость его увеличивается.

Тело 2 движется вправо; ускорение направлено в противоположную сторону скорости, следовательно, скорость его уменьшается.

Тело 3 движется влево; направления ускорения и скорости совпадают, следовательно, скорость его увеличивается.

Тело 4 движется влево; ускорение направлено в противоположную сторону скорости, следовательно, скорость его уменьшается.

2. Электропоезд тормозит с ускорением 0,40 м/с 2 . Определите, за какое время он остановится, если тормозной путь равен 50 м.

При прямолинейном движении путь электропоезда равен перемещению s = ∆r. Так как электропоезд останавливается, то 𝑣 = 0 Скорость уменьшается, поэтому ускорение направлено против движения.

Конспект урока: «Прямолинейное равноускоренное движение. Решение задач»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Физика 9 класс Урок №9 ___________

« Прямолинейное равноускоренное движение. Решение задач».

Цель урока: Систематизировать знания о способах решения задач при равноускоренном движении.

Сформировать умения выделять ускоренное движение и характеризовать его с помощью физических величин – ускорения, скорости.

Научиться строить график скорости.

Научиться составлять уравнение скорости по графику скорости.

Научиться составлять уравнение скорости.

1. Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие целей урока и плана его проведения.

1)Что называется ускорением равноускоренного движения?

2) Что такое равноускоренное движение?

3)Что характеризует ускорение? По какой формуле вычисляется? (а х =

4) При каком условии модуль вектора скорости движущегося тела увеличивается? Уменьшается?

5) Запишите формулу, по которой можно рассчитать проекцию вектора мгновенной скорости

2. Решение задач .

На сегодняшнем уроке будем рассматривать следующие вопросы:

Как составить уравнение скорости;

Как по уравнению скорости определить направление скорости и ускорения;

Как по уравнению скорости построить график проекции скорости:

Как по графику проекции скорости составить уравнение скорости.

Задача 1. По данному рисунку составить уравнение проекции скорости:

1 тело : V x = 6 — 3 t , т.к вектор скорости сонаправлен с осью Х, то V 0 x =6 м/с, вектор ускорения противоположно направлен с осью Х, то а х = -3м/с 2 .

2 тело : V x = 2 + t , т.к вектор скорости сонаправлен с осью Х, то V 0 x =2 м/с, вектор ускорения тоже сонаправлен с осью Х, то а х = 1м/с 2 .

Задача 2 . (самостоятельно).

По данным уравнениям проекции скорости нарисовать положение тел на координатной прямой .

V x = -10 + 2 t 2) V x = -6 — 3 t

Задача 3. По данным уравнениям проекции скорости построить графики проекции скорости.(Из условия первой задачи)

1)V x = 6 — 3 t 2) V x = 2 + t

Графиками данных функций являются прямые, которые строятся по точкам.

t (с) 1.Как движется первое тело? Второе тело?

( первое тело — тормозит, второе- ускоряется)

2. Что означает точка пересечения графиков?

(скорости тел через 1 сек после начала движения стали равны)

Задача4 . По данному графику проекции скорости написать уравнение проекции скорости. (рис А)

(рис.А)

Ответ: по графику определяем, что V = 3м/с. Чему равно ускорение? а х =

а х = = 2 м/с 2 . Подставляя числа в уравнение, имеем: V x = 3 +2 t .

Какое из приведенных ниже уравнений описывает движение, при котором скорость тела увеличивается? (А)

На рисунке 1 приведен график зависимости скорости движения тела от времени. Какое уравнение соответствует этому графику? А. V = 3 + t Б . V = 3 – t В. V = 3 — 3 t

( рис .1)

Какой из графиков (рис.2) соответствует уравнению скорости V = 2- t ? А.1 Б.2 В.3

(рис.2)

Какой из графиков (рис 3) соответствует равноускоренному движению тела, при котором вектор ускорения направлен противоположно вектору скорости? А.1 Б.2 В.3

(рис.3)

По графику зависимости скорости от времени (рис. 4) определите ускорение тела в момент времени t = 4с.

А. 0,5 м/с 2 Б. 4 м/с 2 В. 0,8 м/с 2

(рис. 4)

Рефлексия: Я понял… Я узнал… Я научился…

Домашнее задание . §7, вопросы письменно.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 925 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 576 014 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Физика», Кабардин О.Ф.

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Другие материалы

  • 30.05.2018
  • 1338
  • 30

  • 30.05.2018
  • 530
  • 4

  • 30.05.2018
  • 1399
  • 42

  • 30.05.2018
  • 623
  • 8

  • 30.05.2018
  • 4195
  • 180

  • 30.05.2018
  • 1814
  • 61

  • 30.05.2018
  • 8315
  • 725

  • 30.05.2018
  • 3580
  • 109

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 30.05.2018 3837
  • DOCX 262.3 кбайт
  • 217 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Изетуллаев Юнус Линурович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 4 года и 5 месяцев
  • Подписчики: 3
  • Всего просмотров: 1111147
  • Всего материалов: 759

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока по физике для 9 класса «Прямолинейное равноускоренное движение»
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Данный конспект урока предназначен для систематизации и обобщения знаний по решению задач на прямолинейное равноускоренное движение. рассматривается разные типы задач: составление уроавнения скорости, построение графика скорости по уравнению скорости. Для закрепления темы предлагается тест из материалов ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.docx263.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме « Прямолинейное равноускоренное движение.

Цель урока: Систематизировать знания о способах решения задач при равноускоренном движении.

  1. Сформировать умения выделять ускоренное движение и характеризовать его с помощью физических величин – ускорения, скорости.
  2. Научиться строить график скорости.
  3. Научиться составлять уравнение скорости по графику скорости.
  4. Научиться составлять уравнение скорости.

1. Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие целей урока и плана его проведения.

1)Что называется ускорением равноускоренного движения?

2) Что такое равноускоренное движение?

3)Что характеризует ускорение? По какой формуле вычисляется? (а х =

4) При каком условии модуль вектора скорости движущегося тела увеличивается? Уменьшается?

5) Запишите формулу, по которой можно рассчитать проекцию вектора мгновенной скорости

(V x = V 0x + a x t)

На сегодняшнем уроке будем рассматривать следующие вопросы:

  1. Как составить уравнение скорости;
  2. Как по уравнению скорости определить направление скорости и ускорения;
  3. Как по уравнению скорости построить график проекции скорости:
  4. Как по графику проекции скорости составить уравнение скорости.

Задача 1. По данному рисунку составить уравнение проекции скорости:

1 тело : V x = 6 — 3 t , т.к вектор скорости сонаправлен с осью Х, то V 0x =6 м/с, вектор ускорения противоположно направлен с осью Х, то а х = -3м/с 2 .

2 тело : V x = 2 + t , т.к вектор скорости сонаправлен с осью Х, то V 0x =2 м/с, вектор ускорения тоже сонаправлен с осью Х, то а х = 1м/с 2 .

Задача 2 . (самостоятельно).

По данным уравнениям проекции скорости нарисовать положение тел на координатной прямой .

  1. V x = -10 + 2 t 2) V x = -6 — 3 t

Задача 3. По данным уравнениям проекции скорости построить графики проекции скорости.(Из условия первой задачи)


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pryamolineynoe-ravnouskorennoe-dvizhenie-reshenie-zadach-3077246.html

http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/04/19/konspekt-uroka-po-fizike-dlya-9-klassa-pryamolineynoe