Уравнение реакции лакмус с водой

Please wait.

We are checking your browser. gomolog.ru

Why do I have to complete a CAPTCHA?

Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.

What can I do to prevent this in the future?

If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.

If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.

Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.

Cloudflare Ray ID: 6e12a6364db08e4d • Your IP : 85.95.188.35 • Performance & security by Cloudflare

Гидролиз солей

Разделы: Химия

Цели урока:
Образовательная:

Сформировать знания о гидролизе, как о особом свойстве солей. Доказать влияние состава соли на направление реакции, и привести студентов к выводу о смещении равновесия. Сформировать умения по составу соли прогнозировать реакцию среды, определять характер среды по окраске индикатора.

На примере свойства солей, различной природы, их отношения к воде, продолжать развитие умений наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно-следственные связи, делать соответствующие выводу.

Через проблемный метод обучения раскрыть перед студентами научный путь познания через доказательство гипотезы, способствовать переходу знаний в убеждения. Посредством эксперимента прививать навыки трудолюбия, бережного отношения к реактивам, к природе, эстетических качеств.

Тип урока: формирование новых знаний.

Метод обучения: проблемный.

Методические приемы: фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент, эвристическая беседа, лабораторные опыты.

Средства наглядности: таблица растворимости.

Оборудование и реактивы для эксперимента: штатив с пробирками, растворы лакмуса и фенолфталеина, растворы солей: NaCl; Na2Co3; NH4Cl; CH3COONH4.

Физика – свойства ионов.

Биология – процесс гидролиза в организме человека, использование гидролиза при внесении удобрений.

Структура урока.

  • Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа 5 мин.)
    1. Дайте определение электролитической диссоциации.
    2. Какие вещества называются электролитами?
    3. Дайте определение не электролитам.
    4. Приведите примеры

    Б) не электролитов;

    5. Что такое растворы.

    6. Перечислите, в каких случаях реакции между растворами – электролитами идут до конца.

    7. Под действием каких веществ меняют окраску

    Б) фенолфталеин;

    1. Формирование знаний, умений, навыков.

    Запишите тему урока:

    Как вы думаете какую окраску будут иметь индикаторы в дистиллированной воде.

    Проведем химический эксперимент №1.

    И лакмус, и фенолфталеин – окраску не меняет.

    Что произойдет с окраской индикатора, если в одну из пробирок добавить кислоту?

    Проведем химический эксперимент №2.

    Лакмус меняет окраску на розовую.

    Что произойдет с окраской индикатора, если в одну из пробирок добавить щелочь.

    Проведем химический эксперимент №3.

    Какие изменения мы наблюдаем.

    (Окраска лакмуса и фенолфталеина в H2O(g) не меняется, при добавлении кислоты меняет окраску лакмус на красную или розовую; при добавлении в пробирку щелочи – меняет окраску фенолфталеин на малиновую, почему?)

    В дистиллированной воде концентрация ионов H + и OH — одинакова и среда поэтому нейтральна. Если прилить раствор кислоты, создается избыток катионов H + которые определяют кислою среду и окраску индикатора (лакмуса) поэтому изменяется. При добавлении к дистиллированной воде щелочи, в растворе создается избыток ионов OH — определяющих щелочную среду и окраска индикатора (фенолфталеина изменяется).

    Как вы думаете, какую окраску будет иметь лакмус и фенолфталеин в растворе соли?

    Для химического эксперимента возьмем: Химический эксперимент №5.

    Каковы ваши рассуждения?

    (При диссоциации NaCl =Na + +Cl — ионов H + и OH — определяющих среду, не образуется, поэтому среда должна быть нейтральной).

    Химический эксперимент №6. Нальем две пробирки раствор Na2CO3. Как вы думаете будет ли меняться окраска индикатора в этой соли? (окраска фенолфталеина измениться на малиновую). Почему же окраска индикатора меняется в Na2CO3? (значит Na2CO3 имеет щелочную среду) Как это можно объяснить? Для объяснения необходимо вспомнить, его раствор состоит из растворителя – это вода и растворенного вещества – соль. Вода (H2O = H + + OH — ) диссоциируя ,дает ионы H + и OH — — среда нейтральна. Откуда же берется избыток OH — в растворе Na2CO3?

    Проведем опыт №1.

    Нальем в две пробирки воду и испытаем индикатор (лакмус, фенолфталеин)

    Изменилась ли окраска?

    (Нет, так — как концентрация ионов H + и OH — одинаковы) Значит, концентрация ионов H + и OH — находиться в равновесном состоянии, поэтому это равновесие можно сдвинуть в ту или иную сторону. Для сдвига равновесия требуются определенные условия. Как вы думаете, в нашем примере, это может оказать влияние на сдвиг равновесия диссоциации воды?

    Выдвижение гипотезы и ее доказательство.

    И так, нам необходимо выяснить, почему изменилась окраска индикатора в растворе Na2CO3 .

    Напишите уравнение диссоциации Na2CO3=2Na + +CO3 -2 . Давайте выясним природу соли. Это соль образована сильным основанием NaOH и слабой кислотой H2CO3.

    Как вы думаете, какие частицы не могут связывать частицы воды и смещать равновесие ее диссоциации? (ионы Na + не могут связывать частицы OH — так – как NaOH сильный электролит и может существовать в растворе лишь в виде ионов. Карбонат – ионы связывают H + с образованием мало диссоциирующего гидро-карбонат-иона HCO3 — . При этом в растворе в избытке накапливаються ионы OH — , определяющих щелочную среду)

    Напишите схему реакции:

    CO3 -2 + HOH->HCO3 — +OH — (pH>7)

    Запишем уравнение в молекулярном виде: Na2CO3 +HON->NaHCO3 +NaOH.

    Проверим наши рассуждения на другом примере.

    В две пробирки нальем раствор NH4Cl и прильем к ним:

    (Раствор лакмуса изменил окраску на красную, а фенолфталеин нет)

    Какой можно сделать вывод из этого опыта? (раствор NH4Cl имеет кислую среду).

    Напишите уравнение диссоциации NH4Cl и определите природу соли

    NH4Cl = NH4 + + Cl — Соль (NH4Cl) образована слабым основанием (NH4OH) и сильной кислотой (HCl). Какие частицы на ваш взгляд могут смещать равновесие диссоциации воды? (ионы Cl — не могут сместить равновесие диссоциации воды, так – как HCl сильный электролит и существует только в виде ионов NH4 + . Ионы свяжут гидроксид-ион в слабый электролит NH4OH, и в свободном виде будет находиться катионы водорода, которые и определяют кислую среду).

    Напишите уравнение реакции: NH4 + +HOH->NH4OH+H + (pH NH4OH+HCl

    В две пробирки нальем раствор соли CH3COONH4 .

    Испытаем раствор ацетата аммония:

    А) лакмусом ; Б) фенолфталеином;

    (Окраска индикаторов не изменилась)

    Напишите уравнение диссоциации соли CH3COONH4.

    Какова природа соли? (соль образована слабым основанием (NH4OH) и слабой кислотой (CH3COOH).

    Почему индикаторы показали нейтральную среду?

    (Очевидно частицы NH4 + свяжут ионы OH — , а частицы CH3COO — свяжут H + , поэтому частиц определяющих среды – нейтральная).

    Напишите уравнения реакций:

    NH4 + +HOH->NH4OH+H + (слабый электролит)

    CH3COO — +HOH-> CH3COOH+OH — (слабый электролит)

    NH4 + +CH3COO — +HOH->NH4OH+CH3COOH (pH=7)

    В молекулярном виде:

    CH3COONH4+HOH-> NH4OH+ CH3COOH

    Сегодня на уроке мы познакомились с особыми свойствами солей, которые называются гидролизом.

    Запишите определение: ГИДРОЛИЗ— реакции обмена между солью и водой, в результате которой наблюдается сдвиг равновесия диссоциации молекул воды, приводящий к накоплению в растворе избытка ионов H + или OH — , меняющих реакцию среды.

    Вспомните, какой характер имеет среда при гидролизе:

      Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой?

    Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой?

    Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой?

    (среда нейтральная, или близкая к ней. Гидролиз идет до конца)

  • Что можно сказать о взаимодействие с водой солей, образованных сильным основанием и сильной кислотой?
  • (реакция не идет, т.е соли гидролизу не подвергаются)

    1. Формирование способов умственных и практических действий с новыми знаниями (Закрепление) 15мин.

    Мы с вами выдвинули гипотезу и доказательство ее. Теперь давайте ее подтвердим на других примерах.

      Вам выданы растворы солей: KY; K2S; AlCl3; (NH4)2S.

    С помощью индикаторов, определите среду каждого раствора, дайте характеристику природе соли.

    Результаты сведите в таблицу.

    СольПрирода солиСредаМеханизм процесса
    KJ
    K2S
    AlCl3
    (NH4)2S

    Тест “Проверь себя сам”

    Значение pH”Внеаудиторная самостоятельная работа”

  • Задание на дом Учебник §6 упр:1,2,3,8.
  • Вопросы:

  • Используются ли случаи гидролиза в природе?
  • О чем должен подумать агроном, прежде чем внести удобрение в почву?
  • Практическая работа № 6 Получение оксида углерода (IV) и получение его свойств. Распознавание карбонатов. химия 9 класс

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Химия 9 класс Практическая работа № 6

    «Получение оксида углерода ( IV ) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»

    Цель: научить получать углекислый газ реакцией обмена; продолжить ознакомление с химическими свойствами углекислого газа; познакомить с методами распознавания карбонатов.

    Планируемые результаты: уметь получать и собирать углекислый газ в лаборатории, описывать наблюдаемые явления, доказывать наличие оксида углерода ( IV ), распознавать соли угольной кислоты в растворе.

    Техника безопасности: осторожное обращение с химреактивами и стеклянной посудой.

    Оборудование и реактивы: кусочки мрамора или мела, фенолфталеин, лакмус,

    растворы: соляной кислоты , гидроксида натрия, нитрата серебра( I ), хлорида бария; вода, известковая вода, в пронумерованных пробирках кристаллические вещества( сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия), пробирки, газоотводная трубка с пробкой, стакан.

    1.Получение оксида углерода ( IV ) и определение его свойств

    1.Поместите в пробирку несколько кусочков мела или мрамора и прилейте немного разбавленной соляной кислоты

    При воздействии соляной кислоты на мрамор выделяется углекислый газ

    2. Пробирку быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки поместите в другую пробирку, в которой находится 2-3 мл известковой воды

    Образуется нерастворимое вещество карбонат кальция

    3. Пропускаем углекислый газ еще некоторое время

    Раствор становится прозрачным

    При пропускании углекислого газа через известковую воду образуется карбонат кальция, который затем растворяется, превращаясь в гидрокарбонат

    4. Конец газоотводной трубки выньте из раствора и сполосните в дистиллированной воде. Затем поместите трубку в пробирку с 2-3 мл дистиллированной воды и пропустите через неё газ. Через несколько минут выньте трубку из раствора, внесите в полученный раствор универсальную индикаторную бумагу (синий лакмус)

    В воде образуется слабая угольная кислота

    5.В пробирку налейте 2-3 мл разбавленного раствора гидроксида натрия и добавьте к нему несколько капель фенолфталеина. Затем через раствор пропустите газ

    Малиновая окраска исчезает, раствор становится прозрачным

    Идет реакция между CO 2 и NaOH
    Это еще раз подтверждает кислотные свойства
    CO 2

    В четырёх пронумерованных пробирках даны кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке. Na 2 SO 4 , ZnCl 2 , K 2 CO 3, Na 2 SiO 3

    В каждую из пробирок добавляем раствор соляной кислоты

    В двух пробирках ничего не изменилось, в одной из пробирок выделился газ, в другой студенистый осадок

    Выделение газа при действии кислоты — признак карбонатов

    Студенистый осадок – образовалась нерастворимая кремниевая кислота

    Два оставшихся вещества растворяем водой и добавляем раствор хлорида бария

    1) Выпал белый осадок

    Это качественная реакция на сульфат-ион, значит, в данной пробирке находится сульфат натрия

    В оставшийся раствор добавляем раствор нитрата серебра (I)

    2) Выпал белый осадок

    Реакция является качественной на хлорид-ион, в данной пробирке — хлорид цинка

    Вывод: качественной реакцией на карбонат-ион является действие сильной кислоты, которая вытесняет слабую кислоту из раствора ее соли, происходит выделение углекислого газа.

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    • Сейчас обучается 920 человек из 80 регионов

    Курс повышения квалификации

    Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

    • Курс добавлен 31.01.2022
    • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

    Курс повышения квалификации

    Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

    • Сейчас обучается 36 человек из 24 регионов

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    Дистанционные курсы для педагогов

    «Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    5 585 182 материала в базе

    Материал подходит для УМК

    «Химия», Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

    § 36. Практическая работа 6. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов

    Самые массовые международные дистанционные

    Школьные Инфоконкурсы 2022

    33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

    Другие материалы

    • 14.02.2022
    • 29
    • 0

    • 14.02.2022
    • 37
    • 0

    • 14.02.2022
    • 30
    • 0

    • 14.02.2022
    • 42
    • 0

    • 14.02.2022
    • 25
    • 0

    • 14.02.2022
    • 72
    • 0

    • 14.02.2022
    • 45
    • 0
    • 14.02.2022
    • 35
    • 0

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Добавить в избранное

    • 14.02.2022 3402
    • DOCX 209.5 кбайт
    • 48 скачиваний
    • Оцените материал:

    Настоящий материал опубликован пользователем Хубазова Анжелла Мовлдиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Автор материала

    • На сайте: 1 год и 10 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 22257
    • Всего материалов: 47

    Московский институт профессиональной
    переподготовки и повышения
    квалификации педагогов

    Дистанционные курсы
    для педагогов

    663 курса от 690 рублей

    Выбрать курс со скидкой

    Выдаём документы
    установленного образца!

    Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

    Время чтения: 11 минут

    Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

    Время чтения: 0 минут

    Инфоурок стал резидентом Сколково

    Время чтения: 2 минуты

    Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

    Время чтения: 1 минута

    РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

    Время чтения: 1 минута

    В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

    Время чтения: 1 минута

    Минобрнауки создаст для вузов рекомендации по поддержке молодых семей

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/599595

    http://infourok.ru/prakticheskaya-rabota-6-poluchenie-oksida-ugleroda-iv-i-poluchenie-ego-svojstv-raspoznavanie-karbonatov-himiya-9-klass-5778812.html