Уравнение реакции разложения химия 8 класс

Реакции разложения

При выполнении различных заданий ЕГЭ по химии (например, задачи 34 или задания 32 «мысленный эксперимент») могут пригодиться знания о том, какие вещества при нагревании разлагаются и как они разлагаются.

Рассмотрим термическую устойчивость основных классов неорганических веществ. Я не указываю в условиях температуру протекания процессов, так как в ЕГЭ по химии такая информация, как правило, не встречается. Если возможны различные варианты разложения веществ, я привожу наиболее вероятные, на мой взгляд, реакции.

Разложение оксидов

При нагревании разлагаются оксиды тяжелых металлов:

2HgO = 2Hg + O2

Разложение гидроксидов

Как правило, при нагревании разлагаются нерастворимые гидроксиды. Исключением является гидроксид лития, он растворим, но при нагревании в твердом виде разлагается на оксид и воду:

2LiOH = Li2O + H2O

Гидроксиды других щелочных металлов при нагревании не разлагаются.

Гидроксиды серебра (I) и меди (I) неустойчивы:

2AgOH = Ag2O + H2O

2CuOH = Cu2O + H2O

Гидроксиды большинства металлов при нагревании разлагаются на оксид и воду.

В инертной атмосфере (в отсутствии кислорода воздуха) гидроксиды хрома (III) марганца (II) и железа (II) распадаются на оксид и воду:

Большинство остальных нерастворимых гидроксидов металлов также при нагревании разлагаются:

Разложение кислот

При нагревании разлагаются нерастворимые кислоты.

Например , кремниевая кислота:

Некоторые кислоты неустойчивы и подвергаются разложению в момент образования. Большая часть молекул сернистой кислоты и угольной кислоты распадаются на оксид и воду в момент образования:

В ЕГЭ по химии лучше эти кислоты записывать в виде оксида и воды.

Например , при действии водного раствора углекислого газа на карбонат калия в качестве реагента мы указываем не угольную кислоту, а оксид углерода (IV) и воду, но подразумеваем угольную кислоту при этом:

Азотистая кислота на холоде или при комнатной температуре частично распадается уже в водном растворе, реакция протекает обратимо:

При нагревании выше 100 о С продукты распада несколько отличаются:

Азотная кислота под действием света или при нагревании частично обратимо разлагается:

Разложение солей

Разложение хлоридов

Хлориды щелочных, щелочноземельных металлов, магния, цинка, алюминия и хрома при нагревании не разлагаются.

Хлорид серебра (I) разлагается под действием света:

2AgCl → Ag + Cl2

Хлорид аммония при нагревании выше 340 о С разлагается:

Разложение нитратов

Нитраты щелочных металлов при нагревании разлагаются до нитрита металла и кислорода.

Например , разложение нитрата калия:

Видеоопыт разложения нитрата калия можно посмотреть здесь.

Нитраты магния, стронция, кальция и бария разлагаются до нитрита и кислорода при нагревании до 500 о С:

При более сильном нагревании (выше 500 о С) нитраты магния, стронция, кальция и бария разлагаются до оксида металла, оксида азота (IV) и кислорода:

Нитраты металлов, расположенных в ряду напряжений после магния и до меди (включительно) + нитрат лития разлагаются при нагревании до оксида металла, диоксида азота и кислорода:

Нитраты серебра и ртути разлагаются при нагревании до металла, диоксида азота и кислорода:

Нитрат аммония разлагается при небольшом нагревании до 270 о С оксида азота (I) и воды:

При более высокой температуре образуются азот и кислород:

Разложение карбонатов и гидрокарбонатов

Карбонаты натрия и калия плавятся при нагревании.

Карбонаты лития, щелочноземельных металлов и магния разлагаются на оксид металла и углекислый газ:

Карбонат аммония разлагается при 30 о С на гидрокарбонат аммония и аммиак:

Гидрокарбонат аммония при дальнейшем нагревании разлагается на аммиак, углекислый газ и воду:

Гидрокарбонаты натрия и калия при нагревании разлагаются на карбонаты, углекислый газ и воду:

Гидрокарбонат кальция при нагревании до 100 о С разлагается на карбонат, углекислый газ и воду:

При нагревании до 1200 о С образуются оксиды:

Разложение сульфатов

Сульфаты щелочных металлов при нагревании не разлагаются.

Сульфаты алюминия, щелочноземельных металлов, меди, железа и магния разлагаются до оксида металла, диоксида серы и кислорода:

Сульфаты серебра и ртути разлагаются до металла, диоксида серы и кислорода:

Разложение фосфатов, гидрофосфатов и дигидрофосфатов

Эти реакции, скорее всего, в ЕГЭ по химии не встретятся! Гидрофосфаты щелочных и щелочноземельных металлов разлагаются до пирофосфатов:

Ортофосфаты при нагревании не разлагаются (кроме фосфата аммония).

Разложение сульфитов

Сульфиты щелочных металлов разлагаются до сульфидов и сульфатов:

Разложение солей аммония

Некоторые соли аммония, не содержащие анионы кислот-сильных окислителей, обратимо разлагаются при нагревании без изменения степени окисления. Это хлорид, бромид, йодид, дигидрофосфат аммония:

Cоли аммония, образованные кислотами-окислителями, при нагревании также разлагаются. При этом протекает окислительно-восстановительная реакция. Это дихромат аммония, нитрат и нитрит аммония:

Видеоопыт разложения нитрита аммония можно посмотреть здесь.

Разложение перманганата калия

Разложение хлората и перхлората калия

Хлорат калия при нагревании разлагается до перхлората и хлорида:

4KClO3 → 3KClO4 + KCl

При нагревании в присутствии катализатора (оксид марганца (IV)) образуется хлорид калия и кислород:

2KClO3 → 2KCl + 3O2

Перхлорат калия при нагревании разлагается до хлорида и кислорода:

Реакции разложения. Химия. 8 класс. Разработка урока

Класс: 8

Тема урока: «Реакции разложения».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: сформировать представления о реакциях разложения; дать понятие о катализаторах, ферментах.

Задачи:

  • познакомить учащихся с классификацией химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции;
  • дать понятие о сущности реакции разложения и научить их определять; ознакомить с понятиями «катализатор», «фермент».
  • продолжить формирование умений расставлять коэффициенты в химических уравнениях;
  • сформировать представление о значении реакций разложения в организме человека и его повседневной жизни.
  • продолжить развитие умений объяснять смысл изученных понятий, применять эти понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, наблюдать и объяснять результаты экспериментов;
  • способствовать формированию вербального мышления как предпосылки речевой компетентности учащихся;
  • развитие критического мышления как аспекта учебно-интеллектуальных умений и навыков ;
  • развитие у школьников умения структурировать информацию.
  • продолжить формирование научного мировоззрения,
  • развивать коммуникативные способности учащихся через организацию работы в малых группах;
  • способствовать развитию внимания, наблюдательности; формированию устойчивого познавательного интереса к изучению химии.

Оборудование:

  • На столе учителя: бихромат аммония, бутылка с газированной водой, пероксид водорода, оксид марганца (IV), спиртовка, портрет Д. Пристли, колбы, пробирки, держатель для пробирок, лучинка, спички.
  • На столах учеников: раствор пероксида водорода, оксид марганца, кусочки картофеля и моркови, пробирки, спички, лучинки.

Использованные источники:

  • Габриелян О.С. «Химия».8 класс. Учебник.
  • О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В.Яшукова «Химия», 8 класс. Настольная книга учителя. М.: Дрофа, 2002.
  • О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова. Изучаем химию в 8 классе.
  • Л.Ю. Аликберова “Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей”, М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.
  • Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. М.: Аванта +, 2000.

Девиз урока: «Природа, по-видимому, любит превращения»

Ход урока

1. Организационная часть урока

1. Приветствие учителя

2. Постановка проблемного вопроса

Перед вами несколько предметов: портрет Джозефа Пристли, лупа, колба с кислородом, перманганатом калия, бутылка газированной воды. Что объединяет эти предметы?
Ваши предположения? (Ответы учащихся.) (Выдвижение гипотезы.)

Ну что ж, в конце урока мы ответим на этот вопрос и выясним, кто был прав.

2. Актуализация знаний учащихся

Для успешной работы на уроке мы с вами разделимся на группы таким образом: у вас на столах лежат листочки, на которых написаны слова. В течение 2 минут вы должны прочитать, посмотреть друг у друга слова, словосочетания и разделиться по смыслу предложений на группы.

Встали, задвинули стулья. (Обсуждение и деление на группы «химические явления, признаки химических реакций, условия химических реакций, химические уравнения».)

Почему вы оказались в одной группе? Прочитайте ваше предложение.

  • 1-й стол – химические явления;
  • 2-й стол – признаки химических реакций;
  • 3-й стол – условия течения химических реакций;
  • 4-й стол – химические уравнения.

3. Определение темы и постановка целей урока

Подумайте, а какая связь существует между вашими группами по смыслу предложений? (Обсуждение в группах в течение 30 секунд.)

Химическая реакция

Итак, мы продолжаем изучение типов химических реакций. Тема нашего урока: «Реакции разложения».

Откройте тетради, запишите число и тему урока. (Слайд 2.)

А какие цели вы перед собой поставите?

Цель урока: познакомиться с реакциями разложения и научиться их определять.

А что вы ожидаете от нашего урока?

А я надеюсь, что вы на уроке будете активными, успешными и легко усвоите новый материал.
Предлагаю вам план проведения урока (слайд 5.)

  1. Реакции разложения.
  2. Скорость химической реакции.
  3. Катализаторы. Ферменты.

4. Изучение нового материала

Учитель: Реакций, протекающих вокруг человека и внутри его, очень много. Они протекают постоянно. Что же необходимо сделать, чтобы не запутаться во всём многообразии химических реакций? Конечно, разложить всё по полочкам или классифицировать.

Введение понятия реакции разложения

С одной из классификаций – по признаку поглощения и выделения теплоты вы уже познакомились. Вспомните, как называются реакции, идущие с выделением теплоты, с поглощением теплоты?

А сегодня мы рассмотрим ещё одну классификацию, в основу которой положен признак числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.

1. Откройте §29 стр 151, найдите и прочитайте, какой опыт провёл английский учёный Джозеф Пристли? (Слайд 6.)

В 1774 году английский учёный Джозеф Пристли как- то раз, оксид ртути нагревая, обнаружил странный газ. (Слайд 7.)

Рассмотрим эту реакцию с точки зрения атомно-молекулярного учения. Посмотрим видеоролик «Механизм реакции разложения оксида ртути» (слайд 8).

Обратите внимание на признаки реакции.

Давайте попробуем записать уравнение реакции.

Оксид ртути = ртуть + кислород (Слайд 9.)

(У доски 1 ученик записывает уравнение реакции и расставляет коэффициенты.)

2HgO = 2Hg + O2

И под формулами напишем, что это за вещества по составу (акцентируем внимание на том, что из одного сложного вещества образуется 2 новых вещества). Эта работа проводится при разборе всех реакций.

2. Кислород также можно получить путём разложения перекиси водорода.

Лабораторный опыт №1

Проведите эксперимент с перекисью водорода Н2O2, строго соблюдая правила по ТБ и придерживаясь инструкции учителя.

Инструкция к лабораторному опыту №1:

  1. Возьмите 1-ую пробирку с перекисью водорода Н2О2.
  2. В пробирку с перекисью водорода из другой пробирки насыпьте оксид марганца MnO2.
  3. Что наблюдаете?
  4. Внесите тлеющую лучинку в пробирку.
  5. Сделайте вывод, какой газ образуется в результате разложения пероксида водорода.

Известно, что перекись водорода – это сложное вещество, состоящее из 2 атомов водорода и 2 атомов кислорода.

– Возьмите пробирку с перекисью водорода, наблюдаем признаки реакций?

– Какие условия необходимо создать для разложения перекиси водорода.

– Правильно. А если добавить оксид марганца (IV) MnO2, то в пробирке происходит бурная реакция с выделением газа.

В другой пробирке найдите оксид марганца и высыпьте это в пробирку с перекисью водорода. Что вы наблюдаете? Давайте внесём тлеющую лучину в пробирку. Что наблюдаем?

– Тлеющая лучина загорается.

– Какой газ выделяется из пробирки?

– Правильно, кислород, газ, поддерживающий горение. А на стенках пробирки видны капельки воды. Перекись водорода разложилась на воду и кислород. А оксид марганца (IV) MnO2 ускорил протекание этой реакции. Такие вещества в химии называются катализаторами.

– Расставьте коэффициенты в уравнении этой реакции. (Объяснение ученика.)

Демонстрационный опыт №3

Учитель: Ребята, а следующий опыт я проведу сама.

Если поднести лучинку к горке вещества оранжевого цвета – дихромата аммония, начинается бурная реакция. Образуется серо-зеленое вещество – оксид хрома, выделяется газ, появляется пламя. Происходит превращение вещества – химическое явление.

Расставим коэффициенты (объяснение ученика).

– Ребята, посмотрите внимательно на все уравнения реакций.

Подумайте и ответьте на следующий вопрос:

Что объединяет все эти реакции? (Слайд 10.)

Идет процесс разложения веществ.

Во всех реакциях вступает в реакцию одно вещество, а образуются два или более новых веществ: как простых, так и сложных.

  • Как, одним словом мы можем назвать процессы, которые протекают? (Слайд 10.)

Вывод:

1. Идет процесс разложения веществ (реакция разложения.) Во всех реакциях вступает в реакцию одно вещество, а образуются два или более новых веществ: как простых, так и сложных.

Попытайтесь сформулировать определение реакции разложения.

(Ученики дают определение реакций разложения.)

Прочитайте в учебнике на стр. 155 определение реакций разложения. (Слайд 11.)

Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется два и более новых веществ, называются реакциями разложения.

Отличается наше определение от определения в учебнике? Практически не отличается, молодцы!

  • В чем их отличие?
  • Какие условия необходимы для осуществления данных реакций? (Слайд 10.)

2. Как правило, почти все реакции разложения относятся к эндотермическими реакциям, т.к. для протекания требуется определенные условия, нагревание, электрический ток, присутствие других веществ, ускоряющих реакцию – катализаторов. (Слайды 12, 13.)

Катализаторы. Ферменты

Какие же вещества называются катализаторами? На стр. 152 учебника прочитайте определение о катализаторах.

Катализаторы – это вещества, изменяющие скорость химических реакций, но по окончании их остающиеся качественно и количественно неизменными.

Вернемся к лабораторному опыту, который вы уже провели. Посмотрите внимательно, на дне пробирки вы видите черный оксид марганца, он цел и невредим?

А теперь мы с вами повторим этот опыт: к перекиси водорода положим (1-я и 2-я группы) – кусочек картофеля, а 3-4 группы – кусочек моркови. О чем говорит этот опыт? Подумайте, почему эти овощи растительного происхождения ускоряют химические реакции?

Потому что они являются тоже катализаторами, но называются по- другому – ферменты.

Прочитайте на стр. 153 определение ферментов.

Лабораторный опыт №2

Инструкция к лабораторному опыту №2:

  1. Возьмите 2-ую пробирку с перекисью водорода Н2О2.
  2. В пробирку с перекисью водорода положите кусочек картофеля.
  3. Что наблюдаете?
  4. Почему картофель ускоряет химическую реакцию?

Учитель. А теперь я предлагаю вам прочитать небольшой текст о катализаторах (слайд 14) и ответить на вопрос: Что интересного вы для себя узнали о катализаторах. Какая информация вас особенно удивила?

Катализаторы в природе распространены повсеместно. Достаточно сказать, что все превращения веществ в живых организмах происходят с участием природных катализаторов – ферментов и поэтому не требуют высокой температуры. Это очень важно – иначе живые ткани, проводя химические реакции, могли бы свариться. Без особых “биологических” катализаторов – ферментов – не получится ни вкусный хлеб, ни аппетитный сыр, ни квашеная капуста. Разрезанное яблоко темнеет на воздухе, оттого что фермент полифенолоксидаза ускоряет окисление находящихся в клетках плода полифенолов – органических веществ. Когда ранку заливают перекисью водорода, пероксид водорода “вскипает” – бурно разлагается на воду и кислород под влиянием фермента каталазы, находящегося в крови. Каталаза нужна организму для уничтожения пероксида водорода, который образуется в процессе клеточного дыхания.

В пищеварительных соках содержится десятки ферментов: липазы, разлагающие жиры на глицерин и органические кислоты; протеазы, разлагающие белки, и др.

Катализаторы применяются и в химической промышленности при синтезе разнообразных веществ, в том числе таких важных продуктов химии, как аммиак NH3 и серная кислота H2SO4.

Катализаторы – вещества из разряда самых необходимых, хотя порой мы об этом мало задумываемся.

И так, что интересного вы узнали об этих удивительных веществах?

(Обсудите информацию в паре и подготовьтесь кратко сказать о самом важном.)

Вы знаете, что очень многие замораживают тертую морковь в морозильниках. Дома (у кого есть) проверьте, пожалуйста, сохраняются ли ферментативные свойства в замороженной моркови? Итак, вам нужны будут перекись водорода и кусочки тертой замороженной моркови. Будут ли выделяться пузырьки газа?

5. Физкультминутка. Театральные этюды

У каждой группы на столе лежит задание. Подготовить театральный этюд о реакции разложения. Выйти ко мне к столу и без слов показать ваш вариант. Остальные группы угадывают, что они вам проиграли. На обдумывание дается 2 мин. Итак время пошло.

Демонстрация этюдов: разложение сложного вещества и образование 2 простых веществ, 2 сложных, 1 простого и 1 сложного вещества.

6. Закрепление изученного материала

Ну, а теперь закрепим знания, полученные на этом уроке.

Задание 1. (Слайд 15.) Вставьте пропущенное слово: Реакции разложения – это…

Задание 2. (Слайд 16.) На слайде вы видите уравнения реакций. Все ли реакции относятся к реакциям разложения? Вычеркните лишнее. Найдите ошибку и дайте объяснение. За каждый правильный ответ 1б.

2) 2Na + Cl2 = 2NaCl

(Показываю ответ, и прошу встать тех, кто справился с этим заданием на 5.) Молодцы.

Почему вы выбрали эти ответы?

А какую ошибку сделали вы?

Задание 3. (Слайд 17):

Соотнесите левые и правые части уравнений реакций. Расставьте коэффициенты:

Конспект урока по химии для 8 класса на тему «Реакции разложения»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

УМК О.С. Габриеляна

Тема урока: « Реакции разложения».

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: формирование представления о реакциях разложения; дать понятие

о катализаторах, ферментах.

· познакомить учащихся с классификацией химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции;

· дать понятие о сущности реакции разложения и научить их определять; ознакомить с понятиями «катализатор», «фермент».

· продолжить формирование умений расставлять коэффициенты в химических уравнениях;

· сформировать представление о значении реакций разложения в организме человека и его повседневной жизни.

На столе учителя: перманганат калия, бихромат аммония, пероксид водорода, оксид марганца ( IV ), спиртовка, колбы, пробирки, держатель для пробирок, лучинка, спички., кусочки картофеля и моркови.

Девиз урока: «Природа, по-видимому, любит превращения»

1.Организационная часть урока.

На уроках биологии вы неоднократно обсуждали процессы дыхания, питания. Что происходит с кислородом в нашем организме? Как происходит распад белков, жиров и углеводов в организме? Что происходит с веществами дальше?

Наш организм представляет собой огромный химический завод. Для протекания химических реакций в каждой клеточке нашего организма необходим кислород. В результате сложных реакций окисления выделяется энергия, необходимая для поддержания постоянной температуры тела, для движения, для мышления, т.е. для жизни.

Да, действительно, без химических реакций невозможна жизнь. Различаются ли химические реакции друг от друга; могут ли некоторые реакции в чем-то быть схожими? Чтобы нам ориентироваться в огромном царстве химических реакций необходимо знать типы химических реакций.

Итак, тема нашего урока: «Реакции разложения».

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

какие цели вы перед собой поставите?

Цель урока : познакомиться с реакциями разложения и научиться их определять.

А что вы ожидаете от нашего урока?

Предлагаю вам план проведения урока

  1. Реакции разложения.
  2. Скорость химической реакции.
  3. Катализаторы. Ферменты.

3. Изучение нового материала.

Реакций, протекающих вокруг человека и внутри его, очень много. Они протекают постоянно. Что же необходимо сделать, чтобы не запутаться во всём многообразии химических реакций? Конечно, разложить всё по полочкам или классифицировать.

Введение понятия реакции разложения

С одной из классификаций – по признаку поглощения и выделения теплоты вы уже познакомились. Вспомните, как называются реакции, идущие с выделением теплоты, с поглощением теплоты?

А сегодня мы рассмотрим ещё одну классификацию, в основу которой положен признак числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.

1. Откройте §______, найдите и прочитайте, какой опыт провёл английский учёный Джозеф Пристли?

В 1774 году английский учёный Джозеф Пристли как- то раз, оксид ртути нагревая,

обнаружил странный газ.

Обратите внимание на признаки реакции.

Давайте попробуем записать уравнение реакции.

Оксид ртути = ртуть + кислород

(у доски 1 ученик записывает уравнение реакции и расставляет коэффициенты.)

И под формулами напишем, что это за вещества по составу(акцентируем внимание на том, что из одного сложного вещества образуется 2 новых вещества).Эта работа проводится при разборе всех реакций

2. Кислород также можно получить путём разложения KMnO 4

Кислород также можно получить путём разложения перекиси водорода

Инструкция к лабораторному опыту №1.

1. Возьмите 1-ую пробирку с перекисью водорода Н2О2 .

2. В пробирку с перекисью водорода из другой пробирки насыпьте оксид марганца MnO 2 .

3. Что наблюдаете?

4. Внесите тлеющую лучинку в пробирку.

5. Сделайте вывод, какой газ образуется в результате разложения пероксида водорода.

Известно, что перекись водорода — это сложное вещество, состоящее из 2 атомов водорода и 2 атомов кислорода.

— Возьмите пробирку с перекисью водорода, наблюдаем признаки реакций?

— Какие условия необходимо создать для разложения перекиси водорода.

— Правильно. А если добавить оксид марганца (IV) MnO2, то в пробирке происходит бурная реакция с выделением газа.

В другой пробирке найдите оксид марганца и высыпьте это в пробирку с перекисью водорода. Что вы наблюдаете? Давайте внесём тлеющую лучину в пробирку. Что наблюдаем?

Тлеющая лучина загорается.

— Какой газ выделяется из пробирки?

— Правильно, кислород, газ, поддерживающий горение. А на стенках пробирки видны капельки воды. Перекись водорода разложилась на воду и кислород. А оксид марганца (IV) MnO2 ускорил протекание этой реакции. Такие вещества в химии называются катализаторами.

— Расставьте коэффициенты в уравнении этой реакции. (Объяснение ученика).

Если поднести лучинку к горке вещества оранжевого цвета — дихромата аммония, начинается бурная реакция. Образуется серо-зеленое вещество – оксид хрома, выделяется газ, появляется пламя. Происходит превращение вещества – химическое явление.

Расставим коэффициенты (объяснение ученика).

— Ребята, посмотрите внимательно на все уравнения реакций.

Подумайте и ответьте на следующий вопрос:

Что объединяет все эти реакции?

Идет процесс разложения веществ.

Во всех реакциях вступает в реакцию одно вещество, а образуются два или более новых веществ: как простых, так и сложных.

· Как, одним словом мы можем назвать процессы, которые протекают?

1. Идет процесс разложения веществ (реакция разложения). Во всех реакциях вступает в реакцию одно вещество, а образуются два или более новых веществ: как простых, так и сложных.

Попытайтесь сформулировать определение реакции разложения.

(Ученики дают определение реакций разложения.)

Прочитайте в учебнике на стр.155 определение реакций разложения.

Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется два и более новых веществ, называются реакциями разложения.

Отличается наше определение от определения в учебнике? Практически не отличается, молодцы!

· В чем их отличие?

· Какие условия необходимы для осуществления данных реакций?

2. Как правило, почти все реакции разложения относятся к эндотермическими реакциям, т.к. для протекания требуется определенные условия, нагревание, электрический ток, присутствие других веществ, ускоряющих реакцию – катализаторов .

Какие же вещества называются катализаторами? Н а стр. ____ учебника прочитайте определение о катализаторах.

Катализаторы — это вещества, изменяющие скорость химических реакций, но по окончании их остающиеся качественно и количественно неизменными .

Вернемся к лабораторному опыту, который вы уже провели. Посмотрите внимательно, на дне пробирки вы видите черный оксид марганца, он цел и невредим?

А теперь мы с вами повторим этот опыт: к перекиси водорода положим – кусочек картофеля, а 3-4 группы – кусочек моркови. Что наблюдаете? Почему картофель ускоряет химическую реакцию?О чем говорит этот опыт? Подумайте, почему эти овощи растительного происхождения ускоряют химические реакции?

Потому что они являются тоже катализаторами, но называются по- другому – ферменты.

Прочитайте на стр. ____ определение ферментов.

Учитель. А теперь я предлагаю вам прочитать небольшой текст о катализаторах

и ответить на вопрос: Что интересного вы для себя узнали о катализаторах. Какая информация вас особенно удивила?

Катализаторы в природе распространены повсеместно. Достаточно сказать, что все превращения веществ в живых организмах происходят с участием природных катализаторов – ферментов и поэтому не требуют высокой температуры. Это очень важно – иначе живые ткани, проводя химические реакции, могли бы свариться. Без особых “биологических” катализаторов – ферментов – не получится ни вкусный хлеб, ни аппетитный сыр, ни квашеная капуста. Разрезанное яблоко темнеет на воздухе, оттого что фермент полифенолоксидаза ускоряет окисление находящихся в клетках плода полифенолов – органических веществ. Когда ранку заливают перекисью водорода, пероксид водорода “вскипает” – бурно разлагается на воду и кислород под влиянием фермента каталазы, находящегося в крови. Каталаза нужна организму для уничтожения пероксида водорода, который образуется в процессе клеточного дыхания.

В пищеварительных соках содержится десятки ферментов: липазы, разлагающие жиры на глицерин и органические кислоты; протеазы, разлагающие белки, и др.

Катализаторы применяются и в химической промышленности при синтезе разнообразных веществ, в том числе таких важных продуктов химии, как аммиак NH3 и серная кислота H2SO4.

Катализаторы – вещества из разряда самых необходимых, хотя порой мы об этом мало задумываемся.

И так, что интересного вы узнали об этих удивительных веществах?

(Обсудите информацию в паре и подготовьтесь кратко сказать о самом важном).

Вы знаете, что очень многие замораживают тертую морковь в морозильниках. Дома (у кого есть) проверьте, пожалуйста, сохраняются ли ферментативные свойства в замороженной моркови? Итак, вам нужны будут перекись водорода и кусочки тертой замороженной моркови. Будут ли выделяться пузырьки газа?

4.Закрепление изученного материала. Ну, а теперь закрепим знания, полученные на этом уроке.

Задание 1. Вставьте пропущенное слово: Реакции разложения – это

Задание 2 . вы видите уравнения реакций. Все ли реакции относятся к реакциям разложения? Вычеркните лишнее. Найдите ошибку и дайте объяснение. За каждый правильный ответ 1б.

(Показываю ответ, и прошу встать тех, кто справился с этим заданием на 5.) Молодцы.

Почему вы выбрали эти ответы?

А какую ошибку сделали вы?

Соотнесите левые и правые части уравнений реакций. Расставьте коэффициенты:

Какое значение имеют реакции разложения для человека?

(Обсуждение в парах в течение 1 минуты).

6. Домашнее задание : Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

§___, выучить выделенные определения;

«4»- упр. __________;

Ну а теперь, ребята, тишина. Если, Взять бутылку газированной воды и открыть крышку

Что вы слышите? Что происходит? Реакция разложения при обычных условиях.

Катализаторы в природе распространены повсеместно. Достаточно сказать, что все превращения веществ в живых организмах происходят с участием природных катализаторов – ферментов и поэтому не требуют высокой температуры. Это очень важно – иначе живые ткани, проводя химические реакции, могли бы свариться. Без особых “биологических” катализаторов – ферментов – не получится ни вкусный хлеб, ни аппетитный сыр, ни квашеная капуста. Разрезанное яблоко темнеет на воздухе, оттого что фермент полифенолоксидаза ускоряет окисление находящихся в клетках плода полифенолов – органических веществ. Когда ранку заливают перекисью водорода, пероксид водорода “вскипает” – бурно разлагается на воду и кислород под влиянием фермента каталазы, находящегося в крови. Каталаза нужна организму для уничтожения пероксида водорода, который образуется в процессе клеточного дыхания.

В пищеварительных соках содержится десятки ферментов: липазы, разлагающие жиры на глицерин и органические кислоты; протеазы, разлагающие белки, и др.

Катализаторы применяются и в химической промышленности при синтезе разнообразных веществ, в том числе таких важных продуктов химии, как аммиак NH3 и серная кислота H2SO4.

Катализаторы – вещества из разряда самых необходимых, хотя порой мы об этом мало задумываемся.

И так, что интересного вы узнали об этих удивительных веществах?


источники:

http://rosuchebnik.ru/material/reakcii-razlozheniya-himiya-8-klass-razrabotka-uroka/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-himii-dlya-8-klassa-na-temu-reakcii-razlozheniya-5293732.html