Уравнение реакции вещества формула которого

Контрольная работа по теме « Углеводороды»

Контрольная работа по теме « Углеводороды».

Даны формулы углеводородов:

СН3

СН3

Выберите правильный ответ(ответы).

Формулы алканов Формулы непредельных углеводородов. Формулы веществ, состав которых соответствует общей формуле

Формулы гомолога вещества с формулой 3). Формула изомера вещества с формулой и). Формулы веществ, вступающих в реакции замещения. Формулы веществ обесцвечивающих бромную воду. Формула вещества, при полимеризации которого образуется каучук. Формула вещества, которая пропущена в цепочке превращений:

Формула газообразного вещества, используемого для резки и сварки металлов.

Вещество, формула которого ж), относят к классу… . Название вещества, формула которого и),- … . Название вещества, формула которого е), — … . Формулы гомолога вещества, формула которого в), -… . Формулы изомера положения двойной связи для вещества, формула которого г), -… . Уравнение реакции вещества, формула которого б), с бромом -… . Уравнение реакции вещества, формула которого б), с водой -… . Уравнение реакции лабораторного способа получения вещества, формула которого б), -… .

Выберите правильный ответ(ответы).

Формулы алкенов Формулы непредельных углеводородов. Формула вещества, состав которых соответствует общей формуле

Формулы гомолога вещества с формулой б). Формулы изомеров вещества с формулой д). Формулы веществ, вступающих в реакции замещения. Формулы веществ обесцвечивающих бромную воду. Формула вещества, при полимеризации которого образуется каучук.

Формула вещества, которая пропущена в цепочке превращений:

С2Н2→…→ (СН2 — СНСl -)n

Формула газообразного вещества, используемого как сырьё для получения ацетилена.

1. Вещество, формула которого г), относят к классу… .

2. Название вещества, формула которого з),- … .

3. Название вещества, формула которого ж), — … .

4. Формулы гомолога вещества, формула которого д), -… .

5. Формулы изомера углеродного скелета для вещества,

формула которого г), -… .

6. Уравнение реакции вещества, формула которого д), с бромом -… .

7. Уравнение реакции вещества, формула которого б), с кислородом -… .

8. Уравнение реакции получения в промышленности вещества, формула которого ж), -… .

Даны формулы углеводородов:

Н3С СН3

Контрольные работы химия 10 класс

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Контрольная работа №1.

Выберите правильный ответ (ответы).

1. Формулы алканов.

2 Формулы непредельных углеводородов.

3Формулы веществ, состав которых соответствует общей формуле С n Н 2 n -2 .

Формула гомолога вещества с формулой з).

Формула изомера вещества с формулой и).

Формулы веществ, вступающих в реакции замещения.

Формулы веществ, обесцвечивающих бромную воду.

Формула вещества, при полимеризации которого образуется каучук.

Формула вещества, которая пропущена в цепочке превращений:

10. Формула газообразного вещества, используемого для резки и сварки металлов.

Вещество, формула которого ж), относят к классу . .

Название вещества, формула которого и), — . .

Название вещества, формула которого е), — .

Формула гомолога вещества, формула которого в), — . .

Формула изомера положения двойной связи для вещества, формула которого г), — .

Уравнение реакции вещества, формула которого б), с бромом — .

Уравнение реакции вещества, формула которого б), с водой — .

Уравнение реакции лабораторного способа получения вещества, формула которого б), — .

Контрольная работа №1.

Выберите правильный ответ (ответы).

Формулы непредельных углеводородов.

Формула вещества, состав которого соответствует общей формуле С n Н 2 n -6 .

Формула гомолога вещества с формулой б).

Формулы изомеров вещества с формулой д).

Формулы веществ, вступающих в реакции замещения.

Формулы веществ, обесцвечивающих бромную воду.

Формула вещества, при полимеризации которого образуется каучук.

Формула вещества, которая пропущена в цепочке превращений:

10. Формула газообразного вещества, используемого как сырье для получения ацетилена.

Вещество, формула которого г), относят к классу … .

Название вещества, формула которого з), — . .

Название вещества, формула которого ж), — .

Формула гомолога вещества, формула которого д),-.

Формула изомера углеродного скелета для вещества, формула которого в), — . .

Уравнение реакции вещества, формула которого д), с бромом — .

Уравнение реакции вещества, формула которого б), с кислородом — .

8. Уравнение реакции получения в промышленности вещества, формула которого ж), — . .

Контрольная работа №1.

Выберите правильный ответ (ответы).

Формулы непредельных углеводородов.

Формулы веществ, состав которых соответствует общей формуле С n Н 2 n .

Формула гомолога вещества с формулой в).

Формулы изомеров вещества с формулой и).

Формулы веществ, вступающих в реакции замещения.

Формулы веществ, обесцвечивающих бромную воду.

Формула вещества, при полимеризации которого образуется каучук.

Формула вещества, которая пропущена в цепочке превращений:

10. Формула газообразного вещества, используемого для получения полиэтилена.

Вещество, формула которого а), относят к классу . .

Название вещества, формула которого а), — . .

Название вещества, формула которого з), — .

Формула гомолога вещества, формула которого е),-. .

Формула изомера углеродного скелета для вещества, формула которого з), — . .

Уравнение реакции вещества, формула которого е), с бромом — .

Уравнение реакции вещества, формула которого в), с водой — .

Уравнение реакции лабораторного способа получения вещества, формула которого в), — .

Контрольная работа №1.

Выберите правильный ответ (ответы).

1. Формула арена.

2. Формулы непредельных углеводородов.

3. Формулы веществ, состав которых соответствует общей формуле С n Н 2 n +2 .

4. Формула гомолога вещества с формулой в).

5. Формулы изомеров вещества с формулой и).

6. Формулы веществ, вступающих в реакции замещения.

7. Формулы веществ, обесцвечивающих бромную воду.

8. Формула вещества, при тримеризации которого образуется бензол.

9. Формула вещества, которая пропущена в цепочке превращений:

10. Формула вещества, используемого как сырье для получения хлорбензола.

1. Вещество, формула которого в), относят к классу … .

2. Название вещества, формула которого д), — . .

3. Название вещества, формула которого ж), — . .

4. Формула гомолога вещества, формула которого е), — . .

5. Формула изомера вещества, формула которого з),-.

6. Уравнение реакции вещества, формула которого в), с бромом —. .

7. Уравнение реакции вещества, формула которого б), с водой — .

8. Уравнение реакции промышленного способа получения вещества, формула которого б), — .

Контрольная работа №2.

1. Определите молекулярную формулу предельного одноатомного спирта:

2. Укажите соединение, содержащее карбоксильную группу:

А) ароматический спирт;

Г) предельная многоосновная карбоновая кислота.

3 . Дайте название соединения

4. Вторичные спирты получают по реакции:

А) восстановления кетонов;

Б) бромирования фенола;

В) гидрирования кетонов;

Г) окисления гомологов бензола.

5. Расположите приведенные вещества по усилению кислотных свойств:

6. Допишите уравнение химической реакции и дайте ее название:

В) «серебряного зеркала»;

7. В результате гидролиза жира получается:

А) метиловый спирт;

8. Сколько перечисленных веществ взаимодействуют с этилацетатом: пропаналь, глицерин, гидроксид натрия, вода, этиленгликоль, акриловая кислота.

А) 1; Б) 3; В) 2; Г) 5.

9. Образование ярко окрашенного сине-фиолетового комплексного соединения с хлоридом железа ( III ) является качественной реакцией на:

В) одноатомные предельные спирты;

Г) карбоновые кислоты.

10. Какую массу уксусной кислоты следует взять для получения 44 г этилацетата при его выходе 70% от теоретически возможного:

А) 30г; Б) 21г; В) 60г; Г) 43г.

Контрольная работа №2.

1. Определите молекулярную формулу предельного альдегида:

2. Укажите «лишнее» вещество в ряду:

3. Дайте название соединению:

4. При помощи какой реакции можно получить многоатомный спирт:

а) окисление альдегидов;

б) гидролиз 1,2-дигалогеналканов;

в) реакция Кучерова;

г) гидратация алкенов.

5. Расположите приведенные ниже вещества в ряд по усилению кислотных свойств:

6. Допишите уравнение химической реакции и дайте ей название:

б) реакция этерификации;

7. Качественной реакцией на многоатомные спирты является действие реагента:

а) аммиачного раствора оксида серебра;

б) свежеосажденного С u (ОН) 2 ;

г) металлического Na .

8. Сколько перечисленных веществ взаимодействуют с уксусной кислотой: водород, кальций, формальдегид, фенол, бутиловый спирт, азотная кислота, оксид магния, глицерин.

а) 4; б) 5; в) 3; г) 7

9 . Водородная связь образуется между молекулами:

а) спирта и воды;

в) карбоновых кислот;

10. Какой объём оксида углерода (н.у.) образуется при сжигании 3 моль этилового спирта:

а) 44, 8 л; б) 134,4 л в) 89,6 л; г) 156,8 л;

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 929 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 585 359 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

«Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

  • 20.10.2017
  • 896
  • 0

  • 20.10.2017
  • 544
  • 1

  • 19.10.2017
  • 1045
  • 2

  • 19.10.2017
  • 589
  • 1

  • 19.10.2017
  • 1376
  • 0

  • 18.10.2017
  • 539
  • 1

  • 18.10.2017
  • 1344
  • 7

  • 18.10.2017
  • 469
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 20.10.2017 10818
  • DOCX 59.9 кбайт
  • 17 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пахомова Виолетта Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 5 лет и 4 месяца
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 15117
  • Всего материалов: 6

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В Воронеже продлили удаленное обучение для учеников 5-11-х классов

Время чтения: 1 минута

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Получите новую специальность со скидкой 10%

Цена от 4900 740 руб. Промокод (до 23 февраля): Промокод скопирован в буфер обмена ПП2302 Выбрать курс Все курсы профессиональной переподготовки

Формулы веществ и уравнения химических реакций

Содержание:

Химическим уравнением (уравнением химической реакции) называют условную запись химической реакции с помощью химических формул, числовых коэффициентов и математических символов. Уравнение химической реакции даёт качественную и количественную информацию о химической реакции.

На странице -> решение задач по химии собраны решения задач и заданий с решёнными примерами по всем темам химии.

Формулы веществ и уравнения химических реакций

Химическая реакция — это превращение одних веществ в другие. Впрочем, такое определение нуждается в одном существенном дополнении. В ядерном реакторе или в ускорителе тоже одни вещества превращаются в другие, но такие превращения химическими не называют. В чем же здесь дело? В ядерном реакторе происходят ядерные реакции. Они заключаются в том, что ядра элементов при столкновении с частицами высокой энергии (ими могут быть нейтроны, протоны и ядра иных элементов) — разбиваются на осколки, представляющие собой ядра других элементов. Возможно и слияние ядер между собой. Эти новые ядра затем получают электроны из окружающей среды и, таким образом, завершается образование двух или нескольких новых веществ. Все эти вещества являются какими-либо элементами Периодической системы.

В отличие от ядерных реакций, в химических реакциях не затрагиваются ядра атомов. Все изменения происходят только во внешних электронных оболочках. Разрываются одни химические связи и образуются другие.

Химическими реакциями называются явления, при которых одни вещества, обладающие определенным составом и свойствами, превращаются в другие вещества — с другим составом и другими свойствами. При этом в составе атомных ядер изменений не происходит.

Расчёты по химическим формулам

По химическим формулам веществ можно производить различные расчеты:
1. Определение численного соотношения атомов.
Для молекулы SO3 численное соотношение атомов составляет 1 : 3, а для
– 3 : 1 : 4.

2. Определение относительной молекулярной массы вещества.

3. Расчет массы одной молекулы вещества.
Для молекулы

4. Определение массовых отношений химических элементов в сложном
веществе.​

Для молекулы вначале записываем значения атомных масс:

5. Расчет массы элемента по известной массе вещества и обратная задача.

а) Сколько граммов меди содержится в 320 г оксида меди (II)?

​​​​​​
б) В какой массе карбоната кальция содержится 80 г кальция?

6. Расчет массовой доли химического элемента в сложном веществе.
По формуле вещества можно рассчитать массовую долю каждого химического элемента, который входит в состав вещества.
Массовая доля химического элемента в данном веществе равна отношению относительной атомной массы данного элемента, умноженной на число его атомов в молекуле, к относительной молекулярной массе вещества:

– массовая доля элемента;
– относительная атомная масса элемента;
n – число атомов элемента (Э) в молекуле вещества;
– относительно молекулярная масса вещества.
Массовые доли обычно выражаются в процентах:

Пример: Рассчитать массовые доли водорода и кислорода в воде

Рассчитываем массовые доли водорода (Н) и кислорода (О):

Если вещество состоит из трех элементов, для определения массовой доли третьего элемента можно определить массовые доли двух элементов, затем их сумму отнять от 100%.

6. Составление формул по соотношению масс и массовых долей элементов в молекуле.

а) Выведите формулу вещества, если соотношение масс элементов
m (S) : m (O) = 2 : 3.

Относительные атомные массы элементов:

Расчет числа атомов элементов:
x (S) = 2 : 32 = 0,0625
y (О) = 3 : 16 = 0,1875

x : y = 0,0625 : 0,1875

Определение соотношения чисел атомов элементов.
Поскольку в молекулах не может быть дробных чисел атомов, то делением на наименьшее значение или умножением на какое-то число превращаем дробные числа в целое число:

Значит, формула вещества –

Ответ:

б) Составьте формулу вещества, если массовые доли элементов в соединении таковы:
= 0,414. = 0,552. = 0,034.

Определение чисел атомов элементов:

Ответ:

Массовая доля элементов в веществе, массовые соотношения атомов, соотношения чисел атомов.

Составление уравнений химических реакций

Химические формулы, индексы, химические реакции

Используя различные слова, мы составляем предложения. Используя формулы веществ, составляем уравнения реакций. Химическое уравнение –условная запись химической реакции с помощью химических формул и знаков. По уравнениям реакций можно определить, в каких количественных отношениях реагируют вещества и сколько продуктов при этом образуется. Вещества, вступающие в реакцию, называются реагентами. Образующиеся при этом вещества называются продуктами.

Алгоритм составления уравнений реакций

1. Записываем схему уравнения реакции: формулы вступающих в реакцию веществ – слева, а образовавшихся – справа.
2. Уравнения реакций отличаются от схем этих же реакций. Например, горение железа в кислороде записывается в виде схемы:

3. В уравнениях реакций число атомов реагирующих веществ должно быть равно числу атомов продуктов реакций. Поэтому в схемах реакций перед формулами веществ ставятся коэффициенты. Подбираем коэффициенты, чтобы число атомов каждого элемента в левой и правой частях равенства было одинаковым. Коэффициент 1 не ставится. Вначале уравниваем число атомов кислорода. Для этого находим наименьшее кратное число для атомов кислорода до и после реакции: 2 · 3 = 6. Делением этого числа на число атомов кислорода находим коэффициенты в левой части – 6 : 2 = 3; затем в правой части – 6 : 3 = 2.

4. Теперь уравниваем число атомов железа и, наконец, заменяем стрелку на знак равенства:

Коэффициенты перед формулами веществ в химических уравнениях называются стехиометрическими коэффициентами.

В полученном уравнении число атомов каждого элемента в левой части равно числу тех же атомов в правой части. Уравнение читается так: 4 атома железа плюс 3 молекулы кислорода равны 2 молекулам оксида железа (III).

При записи химического уравнения подбираются только коэффициенты, а индексы в формулах менять нельзя, так как нельзя произвольно менять состав вещества.

По уравнениям реакций можно получить следующие сведения:
1) качественный состав реагирующих и образовавшихся веществ
2) соотношения коэффициентов перед формулами:

3) соотношения масс веществ:

Уравнения реакции, реагенты, продукты, коэффициенты.

Закон сохранения массы веществ

При химических реакциях происходит распад молекул реагирующих
веществ, осуществляется перегруппировка атомов и групп атомов, образуются молекулы продуктов реакции. В результате реакций число атомов не изменяется, поэтому не должны изменяться и массы этих атомов.

Рассмотрим реакцию горения магния:

Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции.

В этом и состоит закон сохранения массы. Закон был открыт опытным путем в 1748 г. русским ученым М. В. Ломоносовым. Позднее, в 1789 г., французский ученый А. Лавуазье пришел к такому же выводу независимо от М. В. Ломоносова. Закон сохранения массы веществ имеет огромное значение для естественных наук.

Значение закона сохранения массы веществ

  • 1. Открытие закона способствовало дальнейшему развитию химии.
  • 2. Все расчетные задачи в химии решаются на его основе. Все химические уравнения составляются на основании этого закона.
  • 3. Этот закон является одним из проявлений общего закона природы: вещество не исчезает бесследно и не образуется из ничего.

Закон сохранения массы веществ.

Демонстрация №1

Опыт, доказывающий закон сохранения массы веществ

Цель: Знать закон сохранения массы веществ и доказать это опытным путём.

Проведите реакцию карбоната кальция с соляной кислотой. Для этого предварительно взвесьте колбу с кислотой, а также шарик на весах (рис. 9). Насыпьте 1 г карбоната
кальция в шарик. Затем наденьте его на колбу. Закрепите скотчем. Поднимите надувной шарик, чтобы весь карбонат высыпался в колбу. После проведения реакции взвесьте.
Сделайте выводы.

Соотношение масс реагирующих веществ. Закон постоянства состава

Состав вещества можно выразить числом атомов или массовым отношением атомов в молекуле. Например, для молекулы отношение числа молей атомов n (С) : n (О) =
= 1 : 2, а массовые отношения элементов m (C) : m (O) = 12 : 32 = 3 : 8. Или можно взять отношения массовых долей элементов:

Углекислый газ выделяется при горении топлива, при разложении некоторых сложных веществ или в результате дыхания.

Как вы видите, в молекуле независимо от способа образования, отношения масс, массовых долей остаются неизменными. На основании этого можно сделать вывод о постоянстве состава образующегося вещества. К этому важному выводу первым пришел французский ученый Ж. Л. Пруст в результате многочисленных исследований на протяжении ряда лет (1799–1806). Им был открыт закон постоянства состава веществ:

Состав химически чистого, имеющего молекулярное строение вещества, независимо от способа получения, остается постоянным. Химически чистое вещество имеет постоянный качественный и количественный состав.

В настоящее время известны вещества с переменным составом, с ними вы познакомитесь позднее.
В формулах веществ молекулярного строения индекс указывает на количество химического элемента в молекуле вещества.
На основе закона постоянства состава вещества можно производить различные расчеты. Рассмотрим следующий пример:
При взаимодействии меди с серой образуется 1 моль сульфида меди (II):

m (Cu) : m (S) = 64 : 32 = 2 : 1

Значит, из 2 г Cu и 1 г S образуется сульфид меди (ІІ).
Проведем два опыта.
1. Возьмем смесь, состоящую из 5 г меди и 2 г серы. После нагревания получим смесь сульфида меди с медью, так как 1 г меди находится в избытке. В смеси содержится 6 г CuS и 1 г Сu.
2. Теперь возьмем по 4 г меди и серы. В этом случае после нагревания образуется смесь сульфида меди и серы, так как 2 г серы остаются неизрасходованными и образуется 6 г сульфида меди.
Проверим результаты опытов математическим путем.

Для первого опыта:

По условию задачи было взято 5 г меди, следовательно, масса оставшейся меди: 5 г Сu, 5 – 4 = 1 г Cu в избытке.

Расчет массы сульфида меди:
m(Cu) + m(S) = 4 + 2 = 6 г.

Ответ: 1 г Cu в избытке, 6 г CuS.

Для второго опыта:

Расчет массы серы, которая остается в избытке:
По условию задачи было взято 4 г серы, значит, масса оставшейся
серы:
4 – 2 = 2 г S в избытке.

Расчет массы сульфида меди:
По закону сохранения массы веществ 4 г Cu взаимодействует с 2 г S с образованием 6 г CuS.

Ответ : 2 г S в избытке, 6 г CuS.

Соотношение масс реагирующих веществ, закон постоянства состава.

Лабораторный опыт №2

І вариант.

Цель: определить опытным путем соотношение масс реагирующих веществ, доказать правильность закона постоянства состава и закона сохранения масс.

Ход работы

1. Налейте во все пробирки, закрепленные в штативах, по 5 мл раствора
гидроксида натрия.
2. С помощью бюретки налейте определенные объемы раствора сульфата
меди в таком порядке: 1 мл, 1,5 мл, 2 мл, 2,5 мл, 3 мл, 3,5 мл, 4 мл.
3. Через некоторое время в некоторых пробирках образуется осадок, и
надо дать ему отстояться.
4. Заполните таблицу. Высота осадка будет измеряться линейкой.

Вопросы и задания:
1. Напишите уравнение реакции.
2. Какое объемное отношение растворов достаточно для образования осадка?
3. Определите массовые отношения исходных веществ.
4. Сделайте выводы: выполняется ли закон постоянства состава и закон сохранения масс.

ІІ вариант.
Цель
: определять опытным путем соотношение масс реагирующих веществ.

Ход работы
1. Напишите уравнение реакции взаимодействия железа с серой:

2. Определить соотношение масс реагирующих веществ:
m (Fe) : m (S) = 56 : 32 = 7 : 4
3. Для удобства и экономии реагентов можно брать исходные вещества в соотношении 3,5 : 2, т. е. на технических весах взвесить 3,5 г железа и 2 г серы.
4. Закрепить тигель на кольце штатива, нагреть, перемешивая стеклянной палочкой взвешенные железо и серу до образования однородной темной массы сульфида железа (ІІ) (рис. 10).

Типы химических реакций

По числу и составу реагентов, вступивших в реакцию, и продуктов реакций различают четыре типа химических реакций.

1. Реакции соединения – это реакции, в результате которых из нескольких
простых или сложных веществ образуется одно сложное вещество (рис. 10).

2. Реакции разложения – это реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются два и более веществ – простых или сложных.

3. Реакции замещения – это реакции между простым и сложным веществами, в которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном соединении. В результате образуются новые простое и сложное вещества (рис. 11а).

4. Реакции обмена – это реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями и образуются два новых сложных вещества (рис. 11б).

С классификацией химических реакций по другим признакам вы познакомитесь позднее.

Химические реакции в природе и жизнедеятельности живых организмов и человека

Вам известно, что в результате химических явлений одни вещества превращаются в другие, отличающиеся от исходных веществ по составу. Это вы можете наблюдать в окружающей среде каждодневно. Например: ржавление железного гвоздя, потускнение серебряных украшений и предметов кухонной утвари, позеленение тазика из латуни, горение дров и газа на плите. Что общего между ними? Все эти процессы происходят под действием кислорода
воздуха, т. е. идет окисление.

Химия в природе. В природе непрерывно идут реакции образования органических веществ из простых неорганических соединений, т. е. идут реакции синтеза (рис. 12):

Такой процесс идет в зеленых растениях и водорослях. Хлорофилл находится в хлоропластах зеленых листьев, поэтому они окрашены в зеленый цвет.

Во время грозы в летний период воздух становится свежее и чище в результате следующих реакций:

При разложении кислорода получаем атомарный кислород. Атомарный кислород, соединяясь с молекулой кислорода, образует озон.

Озон – это газ синего цвета с характерным запахом свежести. Накапливается в верхних слоях атмосферы и образует озоновый слой, который выполняет роль щита нашей планеты. Озон защищает Землю от солнечной радиации из космоса и не допускает остывание Земли, поглощая инфракрасное излучение.

Гниение также относится к реакциям окисления. В отличие от горения, гниение – это медленно протекающие процессы. В результате гниения сложные азотсодержащие вещества взаимодействуют с кислородом при участии микроорганизмов. Для того чтобы шел процесс гниения, кроме микроорганизмов, необходимо наличие влаги. Это уникальный, сложный многоступенчатый процесс, позволяющий перерабатывать белки погибших животных и
растений в соединения, пригодные к усвоению растениями.

На реакциях, лежащих в основе брожения сахаристых веществ, основаны многие производства, например, хлебобулочных изделий и напитков.

В результате реакции окисления глюкозы образуется углекислый газ, вода и большое количество тепла:

Это является источником энергии, необходимой для физической и умственной деятельности в повседневной жизни человека.

Использование пищевой соды способствует поднятию теста, так как при взаимодействии с органическими кислотами выделяется углекислый газ.

Выделяющийся углекислый газ разрыхляет тесто, поэтому булочки получаются мягкими и пышными.

Химия в живых организмах

С точки зрения химика, дыхание – также процесс окисления органических веществ: углеводов, жиров, белков.

Часть энергии, выделенной в результате этой реакции, организм использует
для совершения умственной, физической работы.

А вторая часть запасается в организме для того, чтобы можно было использовать ее при синтезе характерных для данного организма белков, углеводов и жиров. Таким образом, энергия, необходимая для жизнедеятельности, получается из питательных веществ, поступающих в организм из окружающей среды.

Антацидные вещества – лекарственные средства для лечения желудочно-кишечных заболеваний. Они нейтрализуют соляную кислоту, которая входит в состав желудочного сока.

Химия в быту

Работа двигателей внутреннего сгорания основана на реакции горения углеводородов (топлива).

Вы, наверное, заметили, что на стенках чайника через некоторое время образуется накипь. При этом идет реакция разложения солей магния и кальция, обусловливающих временную жесткость воды. В результате этих реакций образуются нерастворимые соли кальция и магния.

Из-за накипи выходят из строя нагревательные элементы в стиральных и посудомоечных машинах, утюгах, а также промышленные котлы.

Для очистки чайника от накипи достаточно прокипятить воду, в которую добавлена уксусная кислота.

Для этой цели можно использовать и лимонную кислоту.

«Гашение» соды уксусом – часто наблюдаемая на кухне реакция:

сода 4- уксусная кислота -> соль 4- вода 4- углекислый газ

Хозяйственное мыло не мылится в жесткой воде, т. к. идет реакция обмена с солями кальция и магния и образуется нерастворимая соль, которая «всплывает». Это объясняется тем, что натриевые соли органических кислот растворимые, а кальциевые, магниевые соли – нерастворимые в воде.

Санатории для больных туберкулезом обычно расположены в сосновых борах. Почему? Потому что в хвойных растениях содержится соединение, которое при окислении озоном (после грозы) выделяет атомарный кислород, который обладает дезинфицирующим и отбеливающим свойствами.

Еще одно интересное природное явление – образование в пещерах сталактитов и сталагмитов – это осадок карбоната кальция СаСО3. Сталактиты растут сверху вниз как сосульки, а сталагмиты – снизу вверх (рис. 13).

Химия дает человечеству огромные возможности и силы, но только она требует грамотного и ответственного отношения к ней. За день в мире происходят тысячи различных (опасных для человечества, в то же время интересных) химических реакций. Не зря говорится в изречении М. В. Ломоносова: «Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие».

  • 1. Обозначения качественного и количественного состава простых и сложных веществ с помощью символов элементов и индексов называются химическими формулами.
  • 2. Химическое уравнение — условная запись химической реакции с помощью химических формул и знаков.
  • 3. По числу и составу реагентов, вступивших в реакцию, и продуктов реакций различают четыре типа химических реакций: реакция соединения, реакция разложения, реакция замещения, реакция обмена.
  • 4. Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции. Эта формулировка называется законом сохранения масс веществ.
  • 5. Состав химически чистого, имеющего молекулярное строение вещества, независимо от способа получения, остается постоянным. Химически чистое вещество имеет постоянный качественный и количественный состав.

Услуги по химии:

Лекции по химии:

Лекции по неорганической химии:

Лекции по органической химии:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.


источники:

http://infourok.ru/kontrolnie-raboti-himiya-klass-2196692.html

http://natalibrilenova.ru/formulyi-veschestv-i-uravneniya-himicheskih-reaktsij/