Урок по теме «Окислительно-восстановительные реакции». 9-й класс
Класс: 9
Презентация к уроку
Учебник: Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 12-е изд. – М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2009. – 191 с
Цель: сформировать представление учащихся о окислительно-восстановительных процессах, их механизме
В ходе работы учащиеся
приобретут
- способность анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды
- умение устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, объяснять причины многообразия веществ, зависимость свойств веществ от их строения;
овладеют научным подходом к составлению уравнению окислительно-восстановительных реакций
В ходе работы учащиеся смогут
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
В ходе работы учащиеся приобретут
- основы экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ОГЭ
2.1. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения.
2.2. Классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов
2.6. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Умения и виды деятельности, проверяемые КИМ ГИА
Знать/понимать
- химическую символику: формулы химических веществ, уравнения химических реакций
- важнейшие химические понятия:, степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, основные типы реакций в неорганической химии
1.2.1. характерные признаки важнейших химических понятий
1.2.2. о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями
2.5.3. уравнения химических реакций.
Форма проведения: урок с использованием ИКТ, включением парных, индивидуальных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Продолжительность учебного занятия: 45 минут.
Использование педагогических технологий: метод эвристического обучения, обучение в сотрудничестве
I. Проблематизация, актуализация, мотивация – 10 мин.
Фронтальная беседа
- Что такое атомы и ионы.
- Чем они отличаются?
- Что такое электроны?
- Что такое степень окисления?
- Как рассчитывается степень окисления?
На доске учащимся предлагается расставить степени окисления в следующих веществах:
II. Изучение нового материала. Объяснение учителя. 15 мин.
Основные понятия (слайд 2):
Окислительно-восстановительные реакции – это реакции, в которых изменяются степени окисления двух элементов, один из которых является восстановителем, а другой – окислителем
Восстановитель – это тот элемент, который в процессе реакции отдает электроны, и сам при этом окисляется
Окислитель – это тот элемент, который в процессе реакции принимает электроны, и сам при этом восстанавливается
Правила составления окислительно-восстановительных уравнений (слайд 3)
1. Запишем уравнение реакции (слайд 4).
2. Расставим степени окисления всех элементов
3. Выделим элементы, которые поменяли степени окисления
Видим, что в результате реакции поменяли степени окисления два элемента –
- сера (S) поменяла полностью (от – 2 до 0)
- aзот (N) поменял частично (от +5 до +2 поменял), часть осталась +5
4. Выпишем те элементы, которые поменяли степени окисления и покажем переход электронов (слайд 5.)
5. Составим электронный баланс, найдем коэффициенты
Переход е – | Число переданных элементом электронов | Наименьшее общее кратное между числом переданных электронов | Коэффициенты (находятся делением наименьшего общего кратного на число переданных электронов) |
3 | 6 | 2 | |
2 | 3 |
6. Подставим в уравнение коэффициенты, найденные в балансе (коэффициенты ставятся у веществ, элементы в которых поменяли степень окисления) (слайд 6).
7. Доставим недостающие коэффициенты методом уравнивания
8. По кислороду проверим правильность составления уравнения (слайд 7).
До реакции кислорода 24 атома = После реакции кислорода 24 атома
9. Выдели окислитель и восстановитель и процессы – окисления и восстановления
S -2 (в CuS) является восстановителем, т.к. отдает электроны
N +5 (в HNO3) является окислителем, т.к. отдает электроны
III. Закрепление изученного материала (25 мин)
Учащимся предлагается выполнить задание в парах.
Задание 1. 10 мин. (слайд 8)
Учащимся предлагается составить уравнение реакции в соответствии с алгоритмом.
Переход е – | Число электронов | НОК | Коэффициенты | |||||||||||||||
2 | 4 | |||||||||||||||||
номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ответ | 3 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 |
Домашнее задание: параграф 5 упр. 6,7,8 стр. 22 (учебник).
Разработка урока по химии 9 класс «Ионные уравнения»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Урок химии 9 класс.
Тема: Реакции ионного обмена.
1.Сформировать у учащихся представления о реакций ионного обмена.
2. Научить составлять уравнения реакций ионного обмена между электролитами в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
3. Продолжить формирование практических навыков при работе с химическими веществами, умения обобщать и делать выводы.
Оборудование: химические реактивы: растворы HCl, H 2 SO 4 , KOH, BaCl 2 , Na 2 CO 3 , Na 2 SO 4 , KCl, фенолфталеин.
1.Актуализация опорных знаний.
1.Какие вещества называются электролитами?
2. Растворимость веществ. Таблица растворимости.
3.Какие электролиты относят к сильным, а какие к слабым?
Из данного перечня веществ выберите вещества, которые относятся к сильным, какие к слабым электролитам: NaNO 2 , H 2 S , LiNO 3 , HCl , Na 2 S , Ba ( OH ) 2 , Al ( OH ) 3 , NaOH , HNO 3 , H 2 SO 4 , HNO 2 , K 2 SO 3 , CH 3 COOH , NaNO 2 , K 2 CO 3 .
4.Напишите уравнения электролитической диссоциации следующих веществ:
б) Сульфат магния, гидроксид бария, фосфорная кислота, хлорид алюминия.
2.Мотивация к изучению нового учебного материала.
Что произойдет при сливании двух электролитов?
Какие процессы протекают в растворе при сливании двух и более электролитов?
3.Объяснение нового материала.
Опыт. К раствору хлорида бария прильем раствор сульфата калия. При этом образуется белый осадок.
Какое вещество выпало в осадок?
Для этого запишем уравнение реакции обмена и расставим коэффициенты:
Посмотрим в таблицу растворимости: BaSO 4 – нерастворимое вещество, оно и образует белый осадок:
Изучая электролитическую диссоциацию, мы узнали, что в водном растворе , каждое из этих веществ распадается на ионы. Следовательно, реакции в растворах протекают между ионами. Эти реакции называются ионными .
Запишем уравнение реакций в ионном виде, пользуясь следующими правилами:
1.Составим полное ионное уравнение (вещества, которые растворимы записываются виде ионов, газы, нерастворимые, малодиссоциируемые вещества записываются в молекулярном виде):
Ва 2+ + 2С l — + 2 H + + SO 4 2- = Ва SO 4
2.Приведем подобные. Найдем одинаковые ионы в левой и правой части уравнения, они не участвуют в реакции. Исключив их, запишем сокращенное ионное уравнение:
Сокращенное ионное уравнеие отражает суть реакции: ионы Ва 2+ связываются с ионами SO 4 2- и образуют осадок Ва SO 4
1.Реакции ионного обмена протекают в строну связывания ионов.
2.Реакции ионного обмена протекают в сторону образования слабого электролита.
Проведем еще один опыт: в пробирку с раствором карбоната калия прильем раствор соляной кислоты. Что наблюдается?
Происходит вспенивание. Выделение пузырьков газа. Какой это газ?
Для определения газа составим уравнение реакции и расставим коэффициенты:
В результате реакции образуется H 2 CO 3 , но она неустойчива и тут же распадается на H 2 O и CO 2.
Запишем ионные уравнения данной реакции:
2К + + С O 3 2- + 2 H + + 2 Cl — 2 K + + 2 Cl — + H 2 O + CO 2 – полное ионное уравнение
С O 3 2- + 2 H + H 2 O + CO 2 – сокращенное ионное уравнение
И еще один опыт: Как вы думаете, что произойдет при смешивании раствора гидроксида натрия с разбавленной серной кислотой. Как называется такая реакция между кислотой и щелочью и какой реактив необходим для наблюдения изменений в растворе?
Взаимодействие кислоты с щелочью называется реакцией нейтрализации. А для наблюдения изменений в растворе можно использовать индикатор – фенолфталеин.
К раствору щелочи добавим несколько капель фенолфталеина – раствор приобрел малиновую окраску. А теперь будем по капля приливать серную кислоту. Окраска исчезла, раствор снова стал прозрачным. Почему? Запишем уравнение данной реакции:
2 Na + + OH — + 2 H + + SO 4 2 — 2 Na + + SO 4 2- + H 2 O
OH — + 2 H + H 2 O
Почему возможна данная реакция?
Образуется слабый электролит – вода.
Отработка навыков написания уравнений реакций ионного обмена.
1.Если в результате реакции выделяется малодиссоциирующее (мд) вещество – вода.
Молекулярное уравнение реакции щелочи с кислотой:
KOH (р) + HCl (р) = KCl(р) + H 2 O (мд)
Полное ионное уравнение реакции:
K+ + OH– + H+ + Cl– = K+ + Cl– + H 2 O
Сокращённое ионное уравнение реакции:
2. Если в результате реакции выделяется нерастворимое в воде вещество.
Молекулярное уравнение реакции щелочи с солью:
CuCl 2 (р) + 2KOH (р) = 2KCl(р) + Cu(OH) 2 ↓
Полное ионное уравнение реакции:
Cu2+ + 2Cl– + 2K+ + 2OH– = 2K+ + 2Cl– + Cu(OH) 2 ↓.
Cокращенное ионное уравнение реакции:
Cu2+ + 2OH– = Cu(OH)2↓.
3. Если в результате реакции выделяется газообразное вещество.
Молекулярное уравнение реакции растворимой соли (сульфида) с кислотой:
K 2 S + 2HCl = 2KCl + H 2 S↑.
Полное ионное уравнение реакции:
2K+ + S 2– + 2H+ + 2Cl– = 2K+ + 2Cl – + H 2 S↑.
Сокращённое ионное уравнение реакции:
4.Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и запишите их в полном и сокращенном ионном виде:
Задания 1 уровня.
а ) CaCl 2 + AgNO 3 AgCl + Ca(NO 3 ) 2;
б ) Na 2 CO 3 + Ва Cl 2 BaCO 3 + NaCl;
в ) HCl + NaOH NaCl + H 2 O.
Задания 2 уровня.
При взаимодействии растворов каких веществ образуется осадок:
Задания 3 уровня.
Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций между растворами:
а) гидроксида калия и нитрата меди (II);
б) соляной кислоты и гидроксида бария;
в) хлорида железа (III) и гидроксида натрия.
Сегодня на уроке мы узнали, что такое ионные реакции, в каком случае они возможны. Научились составлять полные и краткие уравнения таких реакций.
Составление уравнений реакций ионного обмена
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
Данный урок продолжает тему «Реакции ионного обмена». Урок поможет закрепить умение составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярной и ионной формах, научит составлять по сокращенному ионному уравнению молекулярные.
http://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-himii-klass-ionnie-uravneniya-2490611.html
http://interneturok.ru/lesson/chemistry/9-klass/bhimicheskaya-svyaz-elektroliticheskaya-dissociaciyab/sostavlenie-uravneniy-reaktsiy-ionnogo-obmena