Уравнение с 2 неизвестными в целых числах

Уравнения с двумя переменными (неопределенные уравнения)

Разделы: Математика

Обращение автора к данной теме не является случайным. Уравнения с двумя переменными впервые встречаются в курсе 7-го класса. Одно уравнение с двумя переменными имеет бесконечное множество решений. Это наглядно демонстрирует график линейной функции, заданный в виде ax + by=c. В школьном курсе учащиеся изучают системы двух уравнений с двумя переменными. В результате из поля зрения учителя и, поэтому ученика, выпадает целый ряд задач, с ограниченными условиями на коэффициент уравнения, а также методы их решения.

Речь идет о решении уравнения с двумя неизвестными в целых или натуральных числах.

В школе натуральные и целые числа изучаются в 4-6-х классах. К моменту окончания школы не все ученики помнят различия между множествами этих чисел.

Однако задача типа “решить уравнение вида ax + by=c в целых числах” все чаще встречается на вступительных экзаменах в ВУЗы и в материалах ЕГЭ.

Решение неопределенных уравнений развивает логическое мышление, сообразительность, внимание анализировать.

Я предлагаю разработку нескольких уроков по данной теме. У меня нет однозначных рекомендаций по срокам проведения этих уроков. Отдельные элементы можно использовать и в 7-м классе (для сильного класса). Данные уроки можно взять за основу и разработать небольшой элективный курс по предпрофильной подготовке в 9-м классе. И, конечно, этот материал можно использовать в 10-11 классах для подготовки к экзаменам.

Цель урока:

    повторение и обобщение знаний по теме “Уравнения первого и второго порядка”
  • воспитание познавательного интереса к учебному предмету
  • формирование умений анализировать, проводить обобщения, переносить знания в новую ситуацию

Урок 1.

Ход урока.

1) Орг. момент.

2) Актуализация опорных знаний.

Определение. Линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида

mx + ny = k, где m, n, k – числа, x, y – переменные.

Определение. Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство.

Уравнения с двумя переменными, имеющими одни и те же решения, называются равносильными.

1. 5x+2y=12 (2)y = -2.5x+6

Данное уравнение может иметь сколько угодно решений. Для этого достаточно взять любое значение x и найти соответствующее ему значение y.

Пусть x = 2, y = -2.5•2+6 = 1

x = 4, y = -2.5•4+6 =- 4

Пары чисел (2;1); (4;-4) – решения уравнения (1).

Данное уравнение имеет бесконечно много решений.

3) Историческая справка

Неопределенные (диофантовы) уравнения – это уравнения, содержащие более одной переменной.

В III в. н.э. – Диофант Александрийский написал “Арифметику”, в которой расширил множество чисел до рациональных, ввел алгебраическую символику.

Так же Диофант рассмотрел проблемы решения неопределенных уравнений и им даны методы решения неопределенных уравнений второй и третьей степени.

4) Изучение нового материала.

Определение: Неоднородным диофантовым уравнением первого порядка с двумя неизвестными x, y называется уравнение вида mx + ny = k, где m, n, k, x, y Z k0

Если свободный член k в уравнении (1) не делится на наибольший общий делитель (НОД) чисел m и n, то уравнение (1) не имеет целых решений.

Пример: 34x – 17y = 3.

НОД (34; 17) = 17, 3 не делится нацело на 17, в целых числах решения нет.

Пусть k делится на НОД (m, n). Делением всех коэффициентов можно добиться, что m и n станут взаимно простыми.

Если m и n уравнения (1) взаимно простые числа, то это уравнение имеет по крайней мере одно решение.

Если коэффициенты m и n уравнения (1) являются взаимно простыми числами, то это уравнение имеет бесконечно много решений:

где (; ) – какое-либо решение уравнения (1), t Z

Определение. Однородным диофантовым уравнением первого порядка с двумя неизвестными x, y называется уравнение вида mx + ny = 0, где (2)

m, n, x, y Z

Если m и n – взаимно простые числа, то всякое решение уравнения (2) имеет вид

5) Домашнее задание. Решить уравнение в целых числах:

  • 9x – 18y = 5
  • x + y= xy
  • Несколько детей собирали яблоки. Каждый мальчик собрал по 21 кг, а девочка по 15 кг. Всего они собрали 174 кг. Сколько мальчиков и сколько девочек собирали яблоки?
  • Замечание. На данном уроке не представлены примеры решения уравнений в целых числах. Поэтому домашнее задание дети решают исходя из утверждения 1 и подбором.

    Урок 2.

    1) Организационный момент

    2) Проверка домашнего задания

    5 не делится нацело на 9, в целых числах решений нет.

    Методом подбора можно найти решение

    3) Составим уравнение:

    Пусть мальчиков x, x Z, а девочек у, y Z, то можно составить уравнение 21x + 15y = 174

    Многие учащиеся, составив уравнение, не смогут его решить.

    Ответ: мальчиков 4, девочек 6.

    3) Изучение нового материала

    Столкнувшись с трудностями при выполнении домашнего задания, учащиеся убедились в необходимости изучения их методов решений неопределенных уравнений. Рассмотрим некоторые из них.

    I. Метод рассмотрения остатков от деления.

    Пример. Решить уравнение в целых числах 3x – 4y = 1.

    Левая часть уравнения делится на 3, следовательно, должна делиться и правая часть. Рассмотрим три случая.

    1. Если y = 3m, m Z, то 4y + 1= 4•3m + 1 = 12m + 1 не делится на 3.
    2. Если y = 3 m + 1, то 4y +1 = 4• (3m + 1)+1 = 12m + 5 не делится на 3.
    3. Если y = 3 m + 2, то 4y +1 = 4• (3m + 2)+1 = 12m + 9 делится на 3, поэтому 3x = 12m + 9, следовательно, x = 4m + 3, а y = 3m + 2.

    Ответ: где m Z.

    Описанный метод удобно применять в случае, если числа m и n не малы, но зато разлагаются на простые сомножители.

    Пример: Решить уравнения в целых числах.

    Пусть y = 4n, тогда 16 — 7y = 16 – 7•4n = 16 – 28n = 4*(4-7n) делится на 4.

    y = 4n+1, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 1) = 16 – 28n – 7 = 9 – 28n не делится на 4.

    y = 4n+2, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 2) = 16 – 28n – 14 = 2 – 28n не делится на 4.

    y = 4n+3, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 3) = 16 – 28n – 21 = -5 – 28n не делится на 4.

    Следовательно, y = 4n, тогда

    4x = 16 – 7•4n = 16 – 28n, x = 4 – 7n

    Ответ: , где n Z.

    II. Неопределенные уравнения 2-ой степени

    Сегодня на уроке мы лишь коснемся решения диофантовых уравнений второго порядка.

    И из всех типов уравнений рассмотрим случай, когда можно применить формулу разности квадратов или другой способ разложения на множители.

    Пример: Решить уравнение в целых числах.

    13 – простое число, поэтому оно может быть разложено на множители лишь четырьмя способами: 13 = 13•1 = 1•13 = (-1)(-13) = (-13)(-1)

    Рассмотрим эти случаи

    а) =>

    б) =>

    в) =>

    г) =>

    4) Домашнее задание.

    Примеры. Решить уравнение в целых числах:

    а)

    2x = 42x = 52x = 5
    x = 2x = 5/2x = 5/2
    y = 0не подходитне подходит
    2x = -4не подходитне подходит
    x = -2
    y = 0

    б)

    в)

    Итоги. Что значит решить уравнение в целых числах?

    Какие методы решения неопределенных уравнений вы знаете?

    Упражнения для тренировки.

    1) Решите в целых числах.

    а) 8x + 12y = 32x = 1 + 3n, y = 2 — 2n, n Z
    б) 7x + 5y = 29x = 2 + 5n, y = 3 – 7n, n Z
    в) 4x + 7y = 75x = 3 + 7n, y = 9 – 4n, n Z
    г) 9x – 2y = 1x = 1 – 2m, y = 4 + 9m, m Z
    д) 9x – 11y = 36x = 4 + 11n, y = 9n, n Z
    е) 7x – 4y = 29x = 3 + 4n, y = -2 + 7n, n Z
    ж) 19x – 5y = 119x = 1 + 5p, y = -20 + 19p, p Z
    з) 28x – 40y = 60x = 45 + 10t, y = 30 + 7t, t Z

    2) Найти целые неотрицательные решения уравнения:

    а) 8x + 65y = 81x = 2, y = 1
    б) 17x + 23y = 183x = 4, y = 5

    3) Найти все пары целых чисел (x; y), удовлетворяющие следующим условиям

    а) x + y = xy(0;0), (2;2)
    б) (1;2), (5;2), (-1;-1), (-5;-2)

    Число 3 можно разложить на множители:

    a) б) в) г)
    в) (11;12), (-11;-12), (-11;12), (11;-12)
    г) (24;23), (24;-23), (-24;-23), (-24;23)
    д) (48;0), (24;1), (24;-1)
    е) x = 3m; y = 2m, mZ
    ж) y = 2x – 1x = m: y = 2m – 1, m Z
    з) x = 2m; y = m; x = 2m; y = -m, m Z
    и)решений нет

    4) Решить уравнения в целых числах

    (-3;-2), (-1;1), (0;4), (2;-2), (3;1), (5;4)
    (x — 3)(xy + 5) = 5(-2;3), (2;-5), (4;0)
    (y + 1)(xy – 1)=3(0;-4), (1;-2), (1;2)
    (-4;-1), (-2;1), (2;-1), (4;1)
    (-11;-12), (-11;12), (11;-12), (11;12)
    (-24;23), (-24;23), (24;-23), (24;23)

    5) Решить уравнения в целых числах.

    а) (-1;0)
    б)(5;0)
    в) (2;-1)
    г) (2; -1)
  • Детская энциклопедия “Педагогика”, Москва, 1972 г.
  • Алгебра-8, Н.Я. Виленкин, ВО “Наука”, Новосибирск, 1992 г.
  • Конкурсные задачи, основанные на теории чисел. В.Я. Галкин, Д.Ю. Сычугов. МГУ, ВМК, Москва, 2005г.
  • Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. Н.П. Косрыкина. “Просвещение”, Москва, 1991 г.
  • Алгебра 7, Макарычев Ю.Н., “Просвещение”.
  • math4school.ru

    Уравнения в целых числах

    Немного теории

    Уравнения в целых числах – это алгебраические уравнения с двумя или более неизвестными переменными и целыми коэффициентами. Решениями такого уравнения являются все целочисленные (иногда натуральные или рациональные) наборы значений неизвестных переменных, удовлетворяющих этому уравнению. Такие уравнения ещё называют диофантовыми, в честь древнегреческого математика Диофанта Александрийского, который исследовал некоторые типы таких уравнений ещё до нашей эры.

    Современной постановкой диофантовых задач мы обязаны французскому математику Ферма. Именно он поставил перед европейскими математиками вопрос о решении неопределённых уравнений только в целых числах. Наиболее известное уравнение в целых числах – великая теорема Ферма: уравнение

    не имеет ненулевых рациональных решений для всех натуральных n > 2.

    Теоретический интерес к уравнениям в целых числах достаточно велик, так как эти уравнения тесно связаны со многими проблемами теории чисел.

    В 1970 году ленинградский математик Юрий Владимирович Матиясевич доказал, что общего способа, позволяющего за конечное число шагов решать в целых числах произвольные диофантовы уравнения, не существует и быть не может. Поэтому следует для разных типов уравнений выбирать собственные методы решения.

    При решении уравнений в целых и натуральных числах можно условно выделить следующие методы:

    способ перебора вариантов;

    применение алгоритма Евклида;

    представление чисел в виде непрерывных (цепных) дробей;

    разложения на множители;

    решение уравнений в целых числах как квадратных (или иных) относительно какой-либо переменной;

    метод бесконечного спуска.

    Задачи с решениями

    1. Решить в целых числах уравнение x 2 – xy – 2y 2 = 7.

    Запишем уравнение в виде (x – 2y)(x + y) = 7.

    Так как х, у – целые числа, то находим решения исходного уравнения, как решения следующих четырёх систем:

    1) x – 2y = 7, x + y = 1;

    2) x – 2y = 1, x + y = 7;

    3) x – 2y = –7, x + y = –1;

    4) x – 2y = –1, x + y = –7.

    Решив эти системы, получаем решения уравнения: (3; –2), (5; 2), (–3; 2) и (–5; –2).

    Ответ: (3; –2), (5; 2), (–3; 2), (–5; –2).

    2. Решить в целых числах уравнение:

    а) 20х + 12у = 2013;

    в) 201х – 1999у = 12.

    а) Поскольку при любых целых значениях х и у левая часть уравнения делится на два, а правая является нечётным числом, то уравнение не имеет решений в целых числах.

    Ответ: решений нет.

    б) Подберём сначала некоторое конкретное решение. В данном случае, это просто, например,

    Поскольку числа 5 и 7 взаимно простые, то

    Значит, общее решение:

    х = 1 + 7k, у = 2 – 5k,

    где k – произвольное целое число.

    Ответ: (1+7k; 2–5k), где k – целое число.

    в) Найти некоторое конкретное решение подбором в данном случае достаточно сложно. Воспользуемся алгоритмом Евклида для чисел 1999 и 201:

    НОД(1999, 201) = НОД(201, 190) = НОД(190, 11) = НОД(11, 3) = НОД(3 , 2) = НОД(2, 1) = 1.

    Запишем этот процесс в обратном порядке:

    1 = 2 – 1 = 2 – (3 – 2) = 2·2 – 3 = 2· (11 – 3·3) – 3 = 2·11 – 7·3 = 2·11 – 7(190 – 11·17) =

    = 121·11 – 7·190 = 121(201 – 190) – 7·190 = 121·201 – 128·190 =

    = 121·201 – 128(1999 – 9·201) = 1273·201 – 128·1999.

    Значит, пара (1273, 128) является решением уравнения 201х – 1999у = 1. Тогда пара чисел

    x0 = 1273·12 = 15276, y0 = 128·12 = 1536

    является решением уравнения 201х – 1999у = 12.

    Общее решение этого уравнения запишется в виде

    х = 15276 + 1999k, у = 1536 + 201k, где k – целое число,

    или, после переобозначения (используем, что 15276 = 1283 + 7·1999, 1536 = 129 + 7·201),

    х = 1283 + 1999n, у = 129 + 201n, где n – целое число.

    Ответ: (1283+1999n, 129+201n), где n – целое число.

    3. Решить в целых числах уравнение:

    а) x 3 + y 3 = 3333333;

    б) x 3 + y 3 = 4(x 2 y + xy 2 + 1).

    а) Так как x 3 и y 3 при делении на 9 могут давать только остатки 0, 1 и 8 (смотрите таблицу в разделе «Делимость целых чисел и остатки»), то x 3 + y 3 может давать только остатки 0, 1, 2, 7 и 8. Но число 3333333 при делении на 9 даёт остаток 3. Поэтому исходное уравнение не имеет решений в целых числах.

    Ответ: целочисленных решений нет.

    б) Перепишем исходное уравнение в виде (x + y) 3 = 7(x 2 y + xy 2 ) + 4. Так как кубы целых чисел при делении на 7 дают остатки 0, 1 и 6, но не 4, то уравнение не имеет решений в целых числах.

    Ответ: целочисленных решений нет.

    а) в простых числах уравнение х 2 – 7х – 144 = у 2 – 25у;

    б) в целых числах уравнение x + y = x 2 – xy + y 2 .

    а) Решим данное уравнение как квадратное относительно переменной у. Получим

    у = х + 9 или у = 16 – х.

    Поскольку при нечётном х число х + 9 является чётным, то единственной парой простых чисел, которая удовлетворяет первому равенству, является (2; 11).

    Так как х, у – простые, то из равенства у = 16 – х имеем

    С помощью перебора вариантов находим остальные решения: (3; 13), (5; 11), (11; 5), (13; 3).

    Ответ: (2; 11), (3; 13), (5; 11), (11; 5), (13; 3).

    б) Рассмотрим данное уравнение как квадратное уравнение относительно x:

    x 2 – (y + 1)x + y 2 – y = 0.

    Дискриминант этого уравнения равен –3y 2 + 6y + 1. Он положителен лишь для следующих значений у: 0, 1, 2. Для каждого из этих значений из исходного уравнения получаем квадратное уравнение относительно х, которое легко решается.

    Ответ: (0; 0), (0; 1), (1; 0), (1; 2), (2; 1), (2; 2).

    5. Существует ли бесконечное число троек целых чисел x, y, z таких, что x 2 + y 2 + z 2 = x 3 + y 3 + z 3 ?

    Попробуем подбирать такие тройки, где у = –z. Тогда y 3 и z 3 будут всегда взаимно уничтожаться, и наше уравнение будет иметь вид

    Чтобы пара целых чисел (x; y) удовлетворяла этому условию, достаточно, чтобы число x–1 было удвоенным квадратом целого числа. Таких чисел бесконечно много, а именно, это все числа вида 2n 2 +1. Подставляя в x 2 (x–1) = 2y 2 такое число, после несложных преобразований получаем:

    y = xn = n(2n 2 +1) = 2n 3 +n.

    Все тройки, полученные таким образом, имеют вид (2n 2 +1; 2n 3 +n; –2n 3 – n).

    6. Найдите такие целые числа x, y, z, u, что x 2 + y 2 + z 2 + u 2 = 2xyzu.

    Число x 2 + y 2 + z 2 + u 2 чётно, поэтому среди чисел x, y, z, u чётное число нечётных чисел.

    Если все четыре числа x, y, z, u нечётны, то x 2 + y 2 + z 2 + u 2 делится на 4, но при этом 2xyzu не делится на 4 – несоответствие.

    Если ровно два из чисел x, y, z, u нечётны, то x 2 + y 2 + z 2 + u 2 не делится на 4, а 2xyzu делится на 4 – опять несоответствие.

    Поэтому все числа x, y, z, u чётны. Тогда можно записать, что

    и исходное уравнение примет вид

    Теперь заметим, что (2k + 1) 2 = 4k(k + 1) + 1 при делении на 8 даёт остаток 1. Поэтому если все числа x1, y1, z1, u1 нечётны, то x1 2 + y1 2 + z1 2 + u1 2 не делится на 8. А если ровно два из этих чисел нечётно, то x1 2 + y1 2 + z1 2 + u1 2 не делится даже на 4. Значит,

    и мы получаем уравнение

    Снова повторив те же самые рассуждения, получим, что x, y, z, u делятся на 2 n при всех натуральных n, что возможно лишь при x = y = z = u = 0.

    7. Докажите, что уравнение

    (х – у) 3 + (y – z) 3 + (z – x) 3 = 30

    не имеет решений в целых числах.

    Воспользуемся следующим тождеством:

    (х – у) 3 + (y – z) 3 + (z – x) 3 = 3(х – у)(y – z)(z – x).

    Тогда исходное уравнение можно записать в виде

    (х – у)(y – z)(z – x) = 10.

    Обозначим a = x – y, b = y – z, c = z – x и запишем полученное равенство в виде

    Кроме того очевидно, a + b + c = 0. Легко убедиться, что с точностью до перестановки из равенства abc = 10 следует, что числа |a|, |b|, |c| равны либо 1, 2, 5, либо 1, 1, 10. Но во всех этих случаях при любом выборе знаков a, b, c сумма a + b + c отлична от нуля. Таким образом, исходное уравнение не имеет решений в целых числах.

    8. Решить в целых числах уравнение 1! + 2! + . . . + х! = у 2 .

    если х = 1, то у 2 = 1,

    если х = 3, то у 2 = 9.

    Этим случаям соответствуют следующие пары чисел:

    Заметим, что при х = 2 имеем 1! + 2! = 3, при х = 4 имеем 1! + 2! + 3! + 4! = 33 и ни 3, ни 33 не являются квадратами целых чисел. Если же х > 5, то, так как

    5! + 6! + . . . + х! = 10n,

    можем записать, что

    1! + 2! + 3! + 4! + 5! + . . . + х! = 33 + 10n.

    Так как 33 + 10n – число, оканчивающееся цифрой 3, то оно не является квадратом целого числа.

    Ответ: (1; 1), (1; –1), (3; 3), (3; –3).

    9. Решите следующую систему уравнений в натуральных числах:

    a 3 – b 3 – c 3 = 3abc, a 2 = 2(b + c).

    3abc > 0, то a 3 > b 3 + c 3 ;

    таким образом имеем

    b 2 2 + х = у 4 + у 3 + у 2 + у.

    Разложив на множители обе части данного уравнения, получим:

    х(х + 1) = у(у + 1)(у 2 + 1),

    х(х + 1) = (у 2 + у)(у 2 + 1)

    Такое равенство возможно, если левая и правая части равны нулю, или представляют собой произведение двух последовательных целых чисел. Поэтому, приравнивая к нулю те или иные множители, получим 4 пары искомых значений переменных:

    Произведение (у 2 + у)(у 2 + 1) можно рассматривать как произведение двух последовательных целых чисел, отличных от нуля, только при у = 2. Поэтому х(х + 1) = 30, откуда х5 = 5, х6 = –6. Значит, существуют ещё две пары целых чисел, удовлетворяющих исходному уравнению:

    Ответ: (0; 0), (0; –1), (–1; 0), (–1; –1), (5; 2), (–6; 2.)

    Задачи без решений

    1. Решить в целых числах уравнение:

    б) х 2 + у 2 = х + у + 2.

    2. Решить в целых числах уравнение:

    а) х 3 + 21у 2 + 5 = 0;

    б) 15х 2 – 7у 2 = 9.

    3. Решить в натуральных числах уравнение:

    4. Доказать, что уравнение х 3 + 3у 3 + 9z 3 = 9xyz в рациональных числах имеет единственное решение

    5. Доказать, что уравнение х 2 + 5 = у 3 в целых числах не имеет решений.

    Реферат: «Уравнения с двумя неизвестными в целых числах»

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Саврушская средняя общеобразовательная школа

    Похвистневский район Самарская область

    Реферат по математике на тему:

    Выполнили: Колесова Татьяна

    у ченицы 10 класса

    МОУ Саврушская СОШ

    Руководитель: Ятманкина Галина Михайловна

    Глава 1. Теория уравнений с двумя переменными в целых числах.

    1. Историческая справка _______________________________________5

    1.1 Теоремы о числе решений линейных диофантовых уравнений___6

    1.2 Алгоритм решения уравнения в целых числах_________________ 6

    1.3 Способы решения уравнений_______________________________ 7

    Глава 2. Применение способов решения уравнений.

    1. Решение задач_____________________________________________ 8

    2.1 Решение задач с помощью алгоритма Евклида________________ 8

    2.2 Способ перебора вариантов________________________________ 9

    2.3 Метод разложения на множители___________________________ 9

    2.4 Метод остатков__________________________________________ 12

    2. Задачи экзаменационного уровня___________________________ 13

    Список используемой литературы_____________________________ 17

    « Кто управляет числами,

    Тот управляет миром»

    Анализ ситуации: Диофантовы уравнения это актуальная в наше время тема, т. к. решение уравнений, неравенств, задач, сводящихся к решению уравнений в целых числах с помощью оценок для переменных, встречается в различных математических сборниках и сборниках ЕГЭ.

    Изучив разные способы решения квадратного уравнения с одной переменной на уроках, нам было интересно разобраться, а как решаются уравнения с двумя переменными. Такие задания встречаются на олимпиадах и в материалах ЕГЭ.

    В этом учебном году одиннадцатиклассникам предстоит сдавать Единый государственный экзамен по математике, где КИМы составлены по новой структуре. Нет части «А», но добавлены задания в часть «В» и часть «С». Составители объясняют добавление С6 тем, что для поступления в технический ВУЗ нужно уметь решать задания такого высокого уровня сложности.

    Проблема : Решая примерные варианты заданий ЕГЭ, мы заметили, что чаще всего встречаются в С6 задания на решение уравнений первой и второй степени в целых числах. Но мы не знаем способы решения таких уравнений. В связи с этим возникла необходимость изучить теорию таких уравнений и алгоритм их решения.

    Цель: Освоить способ решения уравнений с двумя неизвестными первой и второй степени в целых числах.

    Задачи: 1) Изучить учебную и справочную литературу;

    2) Собрать теоретический материал по способам решения уравнений;

    3) Разобрать алгоритм решения уравнений данного вида;

    4) Описать способ решения.

    5) Рассмотреть ряд примеров с применением данного приема.

    6) Решить уравнения с двумя переменными в целых числах из

    материалов ЕГЭ-2010 С6.

    Объект исследования : Решение уравнений

    Предмет исследования : Уравнения с двумя переменными в целых числах.

    Гипотеза: Данная тема имеет большое прикладное значение. В школьном курсе математики подробно изучаются уравнения с одной переменной и различные способы их решения. Потребности учебного процесса требуют, чтобы ученики знали и умели решать простейшие уравнения с двумя переменными. Поэтому повышенное внимание к этой теме не только оправдано, но и является актуальной в школьном курсе математики.

    Данная работа может быть использована для изучения данной темы на факультативных занятиях учениками, при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам. Мы надеемся, что наш материал поможет старшеклассникам научиться решать уравнения такого вида.

    Глава 1. Теория уравнений с двумя переменными в целых числах.

    1. Историческая справка.

    Диофант и история диофантовых уравнений .

    Решение уравнений в целых числах является одной из древнейших математических задач. Наибольшего расцвета эта область математики достигла в Древней Греции. Основным источником, дошедшим до нашего времени, является произведение Диофанта – «Арифметика». Диофант суммировал и расширил накопленный до него опыт решения неопределенных уравнений в целых числах.

    История сохранила нам мало черт биографии замечательного александрийского ученого-алгебраиста Диофанта. По некоторым данным Диофант жил до 364 года н.э. Достоверно известно лишь своеобразное жизнеописание Диофанта, которое по преданию было высечено на его надгробии и представляло задачу-головоломку:

    «Бог ниспослал ему быть мальчиком шестую часть жизни; добавив к сему двенадцатую часть, Он покрыл его щеки пушком; после седьмой части Он зажег ему свет супружества и через пять лет после вступления в брак даровал ему сына. Увы! Несчастный поздний ребенок, достигнув меры половины полной жизни отца, он был унесен безжалостным роком. Через четыре года, утешая постигшее его горе наукой о числах, он [Диофант] завершил свою жизнь» (примерно 84 года).

    Эта головоломка служит примером тех задач, которые решал Диофант. Он специализировался на решении задач в целых числах. Такие задачи в настоящее время известны под названием диофантовых.

    Наиболее известной, решенной Диофантом, является задача «о разложении на два квадрата». Ее эквивалентом является известная всем теорема Пифагора. Эта теорема была известна в Вавилонии, возможно ее знали и в Древнем Египте, но впервые она была доказана, в пифагорейской школе. Так называлась группа интересующихся математикой философов по имени основателя школы Пифагора (ок. 580-500г. до н.э.)

    Жизнь и деятельность Диофанта протекала в Александрии, он собирал и решал известные и придумывал новые задачи. Позднее он объединил их в большом труде под названием «Арифметика». Из тринадцати книг, входивших в состав «Арифметики», только шесть сохранились до Средних веков и стали источником вдохновения для математиков эпохи Возрождения.

    1.1 Теоремы о числе решений линейного диофантового уравнения.

    Приведем здесь формулировки теорем, на основании которых может быть составлен алгоритм решения неопределенных уравнений первой степени от двух переменных в целых числах.

    Теорема 1. Если в уравнении , , то уравнение имеет, по крайней мере, одно решение.

    Теорема 2. Если в уравнении , и с не делится на , то уравнение целых решений не имеет.

    Теорема 3. Если в уравнении , и , то оно равносильно уравнению , в котором .

    Теорема 4. Если в уравнении , , то все целые решения этого уравнения заключены в формулах:

    где х0 , у0 – целое решение уравнения , — любое целое число.

    1.2. Алгоритм решения уравнения в целых числах.

    Сформулированные теоремы позволяют составить следующий алгоритм решения в целых числах уравнения вида .

    1. Найти наибольший общий делитель чисел a и b ,

    если и с не делится на , то уравнение целых решений не имеет;

    если и , то

    2. Разделить почленно уравнение на , получив при этом уравнение , в котором .

    3. Найти целое решение (х0 , у0 ) уравнения путем представления 1 как линейной комбинации чисел и ;

    4. Составить общую формулу целых решений данного уравнения

    где х0 , у0 – целое решение уравнения , — любое целое число.

    1.3 Способы решения уравнений

    При решении уравнений в целых и натуральных числах можно условно выделить следующие методы:

    1. Способ перебора вариантов.

    2. Алгоритм Евклида.

    4. Метод разложения на множители.

    5. Решение уравнений в целых числах как квадратных относительно какой-либо переменной.

    6. Метод остатков.

    7. Метод бесконечного спуска.

    Глава 2. Применение способов решения уравнений

    1. Примеры решения уравнений.

    2.1 Алгоритм Евклида.

    Задача 1 . Решить уравнение в целых числах 407х – 2816y = 33.

    Воспользуемся составленным алгоритмом.

    1. Используя алгоритм Евклида, найдем наибольший общий делитель чисел 407 и 2816:

    2816 = 407·6 + 374;

    Следовательно (407,2816) = 11, причем 33 делится на 11

    2. Разделим обе части первоначального уравнения на 11, получим уравнение 37х – 256y = 3, причем (37, 256) = 1

    3. С помощью алгоритма Евклида найдем линейное представление числа 1 через числа 37 и 256.

    Выразим 1 из последнего равенства, затем последовательно поднимаясь по равенствам будем выражать 3; 34 и полученные выражения подставим в выражение для 1.

    1 = 34 – 3·11 = 34 – (37 – 34·1) ·11 = 34·12 – 37·11 = (256 – 37·6) ·12 – 37·11 =

    Таким образом, 37·(– 83) – 256·(–12) = 1, следовательно пара чисел х0 = – 83 и у0 = – 12 есть решение уравнения 37х – 256y = 3.

    4. Запишем общую формулу решений первоначального уравнения

    где t — любое целое число.

    2.2 Способ перебора вариантов.

    Задача 2. В клетке сидят кролики и фазаны, всего у них 18 ног. Узнать, сколько в клетке тех и других?

    Решение: Составляется уравнение с двумя неизвестными переменными, в котором х – число кроликов , у – число фазанов:

    4х + 2у = 18, или 2х + у = 9.

    Выразим у через х : у = 9 – 2х.

    Далее воспользуемся методом перебора:

    Таким образом, задача имеет четыре решения.

    2.3 Метод разложения на множители.

    Перебор вариантов при нахождении натуральных решений уравнения с двумя переменными оказывается весьма трудоемким. Кроме того, если уравнение имеет целые решения, то перебрать их невозможно, так как таких решений бесконечное множество. Поэтому покажем еще один прием — метод разложения на множители.

    Задача 3. Решить уравнение в целых числах y 3 x 3 = 91.

    Решение. 1) Используя формулы сокращенного умножения, разложим правую часть уравнения на множители:

    2) Выпишем все делители числа 91: ± 1; ± 7; ± 13; ± 91

    3) Проводим исследование. Заметим, что для любых целых x и y число

    следовательно, оба сомножителя в левой части уравнения должны быть положительными. Тогда уравнение (1) равносильно совокупности систем уравнений:

    ; ; ;

    4) Решив системы, получим: первая система имеет решения (5; 6), (-6; -5); третья (-3; 4),(-4;3); вторая и четвертая решений в целых числах не имеют.

    Ответ: уравнение (1) имеет четыре решения (5; 6); (-6; -5); (-3; 4); (-4;3).

    Задача 4. Найти все пары натуральных чисел, удовлетворяющих уравнению

    .

    Решение. Разложим левую часть уравнения на множители и запишем уравнение в виде

    .

    Т.к. делителями числа 69 являются числа 1, 3, 23 и 69, то 69 можно получить двумя способами: 69=1·69 и 69=3·23. Учитывая, что , получим две системы уравнений, решив которые мы сможем найти искомые числа:

    или .

    Первая система имеет решение , а вторая система имеет решение .

    Ответ: .

    Задача 5. Решить уравнение в целых числах:

    .

    Решение. Запишем уравнение в виде

    .

    Разложим левую часть уравнения на множители. Получим

    .

    Произведение двух целых чисел может равняться 1 только в двух случаях: если оба они равны 1 или -1. Получим две системы:

    или .

    Первая система имеет решение х=2, у=2, а вторая система имеет решение х=0, у=0.

    Ответ: .

    Задача 6. Решить в целых числах уравнение

    .

    Решение . Запишем данное уравнение в виде

    .

    Разложим левую часть уравнения на множители способом группировки, получим

    .

    Произведение двух целых чисел может равняться 7 в следующих случаях:

    7=1· 7=7·1=-1·(-7)=-7·(-1).Таким образом, получим четыре системы:

    или , или , или .

    Решением первой системы является пара чисел х = — 5, у = — 6. Решая вторую систему, получим х = 13, у = 6.Для третьей системы решением являются числа х = 5, у = 6. Четвёртая система имеет решение х = — 13, у = — 6.

    Ответ: .

    Задача 7. Доказать, что уравнение (xy ) 3 + (yz ) 3 + (zx ) 3 = 30 не

    имеет решений в целых числах.

    Решение. 1) Разложим левую часть уравнения на множители и обе части уравнения разделим на 3, в результате получим уравнение:

    2) Делителями 10 являются числа ±1, ±2, ±5, ±10. Заметим также, что сумма сомножителей левой части уравнения (2) равна 0. Нетрудно проверить, что сумма любых трех чисел из множества делителей числа 10, дающих в произведении 10, не будет равняться 0. Следовательно, исходное уравнение не имеет решений в целых числах.

    Задача 8. Решить уравнение: х 2 — у 2 =3 в целых числах.

    1. применим формулу сокращенного умножения х 2 — у 2 =(х-у)(х+у)=3

    2. найдем делители числа 3 = -1;-3;1;3

    3. Данное уравнение равносильно совокупности 4 систем:

    х-у=1 2х=4 х=2, у=1

    х-у=3 х=2, у=-1

    х-у=-3 х=-2, у=1

    х-у=-1 х=-2, у=-1

    Задача 9 . Решить уравнение: х 2 +ху=10

    1. Выразим переменную у через х: у= 10-х 2

    У = — х

    2. Дробь будет целой, если х Є ±1;±2; ±5;±10

    3. Найдем 8 значений у.

    Если х=-1, то у= -9 х=-5, то у=3

    Х=1, то у=9 х=5, то у=-3

    Х=-2 ,то у=-3 х=-10, то у=9

    Х=2, то у=3 х=10, то у=-9

    Задача 10. Решить уравнение в целых числах:

    выразим из уравнения то неизвестное, которое входит в него только в первой степени — в данном случае у:

    У =

    выделим у дроби целую часть с помощью правила деления многочлена на многочлен «углом». Получим:

    Следовательно, разность 2х-1 может принимать только значения -3,-1,1,3.

    Осталось перебрать эти четыре случая.

    2. Задачи экзаменационного уровня

    Рассмотрев несколько способов решения уравнений первой степени с двумя переменными в целых числах, мы заметили, что чаще всего применяются метод разложения на множители и метод остатков.

    Уравнения, которые даны в вариантах ЕГЭ -2011, в основном решаются методом остатков.

    1. Решить в натуральных числах уравнение: , где т>п

    Решение:

    Выразим переменную п через переменную т :

    Название: «Уравнения с двумя неизвестными в целых числах»
    Раздел: Остальные рефераты
    Тип: реферат Добавлен 03:04:10 23 августа 2011 Похожие работы
    Просмотров: 9086 Комментариев: 18 Оценило: 8 человек Средний балл: 4.5 Оценка: 5 Скачать

    Найдем делители числа 625: т -25 Є 1; 5; 25; 125; 625

    1) если т -25 =1, то т =26, п =25+625=650

    2. Решить уравнение в натуральных числах: тп +25 = 4т

    1) выразим переменную т через п :

    т =

    2) найдем натуральные делители числа 25: ( 4-п) Є 1; 5; 25

    4-п =5, то п =-1, т =5 (посторонние корни)

    4-п =25, то п =-21, т =1 (посторонние корни)

    3 .Найдите все пары ( х; у) целых чисел, удовлетворяющие системе неравенств:


    источники:

    http://math4school.ru/uravnenija_v_celih_chislah.html

    http://www.bestreferat.ru/referat-396829.html