Уравнение с одним неизвестным множителем 3 класс

Нахождение неизвестного слагаемого, множителя: правила, примеры, решения

Чтобы научиться быстро и успешно решать уравнения, нужно начать с самых простых правил и примеров. В первую очередь надо научиться решать уравнения, слева у которых стоит разность, сумма, частное или произведение некоторых чисел с одним неизвестным, а справа другое число. Иными словами, в этих уравнениях есть одно неизвестное слагаемое и либо уменьшаемое с вычитаемым, либо делимое с делителем и т.д. Именно об уравнениях такого типа мы с вами поговорим.

Эта статья посвящена основным правилам, позволяющим найти множители, неизвестные слагаемые и др. Все теоретические положения будем сразу пояснять на конкретных примерах.

Нахождение неизвестного слагаемого

Допустим, у нас есть некоторое количество шариков в двух вазах, например, 9 . Мы знаем, что во второй вазе 4 шарика. Как найти количество во второй? Запишем эту задачу в математическом виде, обозначив число, которое нужно найти, как x. Согласно первоначальному условию, это число вместе с 4 образуют 9 , значит, можно записать уравнение 4 + x = 9 . Слева у нас получилась сумма с одним неизвестным слагаемым, справа – значение этой суммы. Как найти x ? Для этого надо использовать правило:

Для нахождения неизвестного слагаемого надо вычесть известное из суммы.

В данном случае мы придаем вычитанию смысл, который является обратным смыслу сложения. Иначе говоря, есть определенная связь между действиями сложения и вычитания, которую можно в буквенном виде выразить так: если a + b = c , то c − a = b и c − b = a , и наоборот, из выражений c − a = b и c − b = a можно вывести, что a + b = c .

Зная это правило, мы можем найти одно неизвестное слагаемое, используя известное и сумму. Какое именно слагаемое мы знаем, первое или второе, в данном случае неважно. Посмотрим, как применить данное правило на практике.

Возьмем то уравнение, что у нас получилось выше: 4 + x = 9 . Согласно правилу, нам нужно вычесть из известной суммы, равной 9 , известное слагаемое, равное 4 . Вычтем одно натуральное число из другого: 9 — 4 = 5 . Мы получили нужное нам слагаемое, равное 5 .

Обычно решения подобных уравнений записывают следующим образом:

  1. Первым пишется исходное уравнение.
  2. Далее мы записываем уравнение, которое получилось после того, как мы применили правило вычисления неизвестного слагаемого.
  3. После этого пишем уравнение, которое получилось после всех действий с числами.

Такая форма записи нужна для того, чтобы проиллюстрировать последовательную замену исходного уравнения равносильными и отобразить процесс нахождения корня. Решение нашего простого уравнения, приведенного выше, правильно будет записать так:

4 + x = 9 , x = 9 − 4 , x = 5 .

Мы можем проверить правильность полученного ответа. Подставим то, что у нас получилось, в исходное уравнение и посмотрим, выйдет ли из него верное числовое равенство. Подставим 5 в 4 + x = 9 и получим: 4 + 5 = 9 . Равенство 9 = 9 верное, значит, неизвестное слагаемое было найдено правильно. Если бы равенство оказалось неверным, то нам следовало бы вернуться к решению и перепроверить его, поскольку это знак допущенной ошибки. Как правило, чаще всего это бывает вычислительная ошибка или применение неверного правила.

Нахождение неизвестного вычитаемого или уменьшаемого

Как мы уже упоминали в первом пункте, между процессами сложения и вычитания существует определенная связь. С ее помощью можно сформулировать правило, которое поможет найти неизвестное уменьшаемое, когда мы знаем разность и вычитаемое, или же неизвестное вычитаемое через уменьшаемое или разность. Запишем эти два правила по очереди и покажем, как применять их при решении задач.

Для нахождения неизвестного уменьшаемого надо прибавить вычитаемое к разности.

Например, у нас есть уравнение x — 6 = 10 . Неизвестно уменьшаемое. Согласно правилу, нам надо прибавить к разности 10 вычитаемое 6 , получим 16 . То есть исходное уменьшаемое равно шестнадцати. Запишем все решение целиком:

x − 6 = 10 , x = 10 + 6 , x = 16 .

Проверим получившийся результат, добавив получившееся число в исходное уравнение: 16 — 6 = 10 . Равенство 16 — 16 будет верным, значит, мы все подсчитали правильно.

Переходим к следующему правилу.

Для нахождения неизвестного вычитаемого надо вычесть разность из уменьшаемого.

Воспользуемся правилом для решения уравнения 10 — x = 8 . Мы не знаем вычитаемого, поэтому нам надо из 10 вычесть разность, т.е. 10 — 8 = 2 . Значит, искомое вычитаемое равно двум. Вот вся запись решения:

10 — x = 8 , x = 10 — 8 , x = 2 .

Сделаем проверку на правильность, подставив двойку в исходное уравнение. Получим верное равенство 10 — 2 = 8 и убедимся, что найденное нами значение будет правильным.

Перед тем, как перейти к другим правилам, отметим, что существует правило переноса любых слагаемых из одной части уравнения в другую с заменой знака на противоположный. Все приведенные выше правила ему полностью соответствуют.

Нахождение неизвестного множителя

Посмотрим на два уравнения: x · 2 = 20 и 3 · x = 12 . В обоих нам известно значение произведения и один из множителей, необходимо найти второй. Для этого нам надо воспользоваться другим правилом.

Для нахождения неизвестного множителя нужно выполнить деление произведения на известный множитель.

Данное правило базируется на смысле, который является обратным смыслу умножения. Между умножением и делением есть следующая связь: a · b = c при a и b , не равных 0 , c : a = b , c : b = c и наоборот.

Вычислим неизвестный множитель в первом уравнении, разделив известное частное 20 на известный множитель 2 . Проводим деление натуральных чисел и получаем 10 . Запишем последовательность равенств:

x · 2 = 20 x = 20 : 2 x = 10 .

Подставляем десятку в исходное равенство и получаем, что 2 · 10 = 20 . Значение неизвестного множителя было выполнено правильно.

Уточним, что в случае, если один из множителей нулевой, данное правило применять нельзя. Так, уравнение x · 0 = 11 с его помощью решить мы не можем. Эта запись не имеет смысла, поскольку для решения надо разделить 11 на 0 , а деление на нуль не определено. Подробнее о подобных случаях мы рассказали в статье, посвященной линейным уравнениям.

Когда мы применяем это правило, мы, по сути, делим обе части уравнения на другой множитель, отличный от 0 . Существует отдельное правило, согласно которому можно проводить такое деление, и оно не повлияет на корни уравнения, и то, о чем мы писали в этом пункте, с ним полностью согласовано.

Нахождение неизвестного делимого или делителя

Еще один случай, который нам нужно рассмотреть, – это нахождение неизвестного делимого, если мы знаем делитель и частное, а также нахождение делителя при известном частном и делимом. Сформулировать это правило мы можем с помощью уже упомянутой здесь связи между умножением и делением.

Для нахождения неизвестного делимого нужно умножить делитель на частное.

Посмотрим, как применяется данное правило.

Решим с его помощью уравнение x : 3 = 5 . Перемножаем между собой известное частное и известный делитель и получаем 15 , которое и будет нужным нам делимым.

Вот краткая запись всего решения:

x : 3 = 5 , x = 3 · 5 , x = 15 .

Проверка показывает, что мы все подсчитали верно, ведь при делении 15 на 3 действительно получается 5 . Верное числовое равенство – свидетельство правильного решения.

Указанное правило можно интерпретировать как умножение правой и левой части уравнения на одинаковое отличное от 0 число. Это преобразование никак не влияет на корни уравнения.

Переходим к следующему правилу.

Для нахождения неизвестного делителя нужно разделить делимое на частное.

Возьмем простой пример – уравнение 21 : x = 3 . Для его решения разделим известное делимое 21 на частное 3 и получим 7 . Это и будет искомый делитель. Теперь оформляем решение правильно:

21 : x = 3 , x = 21 : 3 , x = 7 .

Удостоверимся в верности результата, подставив семерку в исходное уравнение. 21 : 7 = 3 , так что корень уравнения был вычислен верно.

Важно отметить, что это правило применимо только для случаев, когда частное не равно нулю, ведь в противном случае нам опять же придется делить на 0 . Если же частным будет нуль, возможны два варианта. Если делимое также равно нулю и уравнение выглядит как 0 : x = 0 , то значение переменной будет любым, то есть данное уравнение имеет бесконечное число корней. А вот уравнение с частным, равным 0 , с делимым, отличным от 0 , решений иметь не будет, поскольку таких значений делителя не существует. Примером может быть уравнение 5 : x = 0 , которое не имеет ни одного корня.

Последовательное применение правил

Зачастую на практике встречаются более сложные задачи, в которых правила нахождения слагаемых, уменьшаемых, вычитаемых, множителей, делимых и частных нужно применять последовательно. Приведем пример.

У нас есть уравнение вида 3 · x + 1 = 7 . Вычисляем неизвестное слагаемое 3 · x , отняв от 7 единицу. Получим в итоге 3 · x = 7 − 1 , потом 3 · x = 6 . Это уравнение решить очень просто: делим 6 на 3 и получаем корень исходного уравнения.

Вот краткая запись решения еще одного уравнения ( 2 · x − 7 ) : 3 − 5 = 2 :

( 2 · x − 7 ) : 3 − 5 = 2 , ( 2 · x − 7 ) : 3 = 2 + 5 , ( 2 · x − 7 ) : 3 = 7 , 2 · x − 7 = 7 · 3 , 2 · x − 7 = 21 , 2 · x = 21 + 7 , 2 · x = 28 , x = 28 : 2 , x = 14 .

Учебно-методический комплект для проведения урока математики в 3 классе по теме «Как найти неизвестный множитель»
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Тема: Как найти неизвестный множитель.
Цель: познакомить учеников с решением уравнений с неизвестным множителем.
Планируемые результаты
Предметные: формировать умение решать уравнения с нахождением неизвестного множителя.
Метапредметные:
• Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать;
• Регулятивные: учить ставить новую учебную задачу, в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу;
• Личностные: Формировать внутреннюю позицию школьника на уроке положительного отношения к школе; учебно–познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
matematika_praktika.docx23.48 КБ
neizv._mnozhitel.pptx87.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Как найти неизвестный множитель.

Цель: познакомить учеников с решением уравнений с неизвестным множителем.

Предметные: формировать умение решать уравнения с нахождением неизвестного множителя.

  • Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать;
  • Регулятивные: учить ставить новую учебную задачу, в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу;
  • Личностные: Формировать внутреннюю позицию школьника на уроке положительного отношения к школе; учебно–познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Наталия Игоревна, сегодня урок математики проведу у вас я.

-Я очень рада познакомится с вами.

-сегодня за правильный ответ вы будете получать жетоны, а в конце урока по количеству жетонов вы получите оценку.

-Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на урок. Я верю, что мы сможем работать дружно, выслушивать друг друга, помогать друг другу.

Личностные: освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу;

Регулятивные: самостоятельно определять важность выполнения различных заданий в учебном процессе;

Познавательные: извлекать информацию представленную в разных формах;

Коммуникативные: умеет слушать и слышать

-на доске вы видите карточки, прослушайте задачу и выберите карточку с правильным ответом:

В доме 14 этажей. На каждом из них 6 балконов. Застеклили 50 из них. Сколько балконов осталось незастекленными?

-еще раз посмотрите на карточки и скажите, на какой из них записано правильное решение.

-почему вы выбрали эту запись? Объясните.

— а сейчас у меня для вас другое задание, на экране вы видите вычитания столбиком, но некоторые цифры потерялись, найдите их.

Выбирают правильный ответ

Личностные: у ребенка сформирована учебная мотивация; понимает ответственность за будущий результат;

Регулятивные: сформирован внутренний план действий;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выбор наиболее эффективных способов решения задач; умеет слушать и слышать;

коммуникативные: может осуществлять продуктивные взаимодействия с детьми и взрослыми.

Повторение старой темы

— Над какой темой вы работали на предыдущих уроках математики?

— Давайте проверим, что вы помните и решим несколько примеров. Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа и решайте, а два человека решат их у доски.

45*23+45*77
-в прошлом году вы проходили уравнения, давайте вспомним, что такое уравнение, и как оно решается (уравнение – равенство, содержащее неизвестное; корень уравнения – это число, при подстановки которого в уравнение вместо Х получается верное числовое равенство)

-А теперь посмотрите на экран и скажите, какие из данных уравнений вы уже умеете решать, а какие — нет?
x + 35 = 50 (если из известного значения суммы вычесть известное слагаемое, то получится неизвестное слагаемое)
70 – x = 28 (если из известного уменьшаемого вычесть известное значение разности, то получится неизвестное вычитаемое)
x – 23 = 46 (если к неизвестному вычитаемому прибавить известное значение разности, то получится неизвестное уменьшаемое.)
x ·3 = 15

-давайте назовем каждое число (неизвестное слагаемое,… )

Регулятивные: осознает, что освоено, и что еще подлежит усвоению; сформирован внутренний план действий;

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; умеет вести поиск и выделять необходимую информацию; умеет выражать свои мысли, строить высказывание

Коммуникативные: умеет составлять план действий; умеет вступать в диалог; умеет слушать и слышать

Объяснение нового материала

-Назовите компоненты действия умножения

— На какой вопрос мы будем искать ответ, чтобы научиться выполнять такие задания? Какую цель поставим перед собой?(. Научиться находить неизвестный множитель, решать уравнения на произведения)

— Вы все правильно отвечали и сегодня на уроке мы будем учиться решать уравнения с неизвестным множителем.

-посмотрите на экран, что вы видите.

-а теперь откройте ваши тетради и запишите число, классная работы

-перепишите данные выражения и найдите их значение.

— что получается, если значение произведения разделить на первый множитель? (второй множитель)

-что получается, если значение произведения разделить на второй множитель? (первый множитель)

-а теперь у меня для вас такое задание, послушайте его.

— первый множитель – 6, второй – неизвестное число х , а значение произведения – 24. Составьте и запишите уравнение. .

А теперь давайте сформулируем правило (учебник стр 27)

Личностные: осознает смысл обучения и понимает личную ответственность за будущий результат; способен к волевому усилию;

Регулятивные: умеет составлять план действий;

Может поставить учебную задачу; перед тем как начать действовать определяет последовательность действий;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выбор наиболее эффективных способов решения задач; умеет слушать и слышать; умеет устанавливать причинно – следственные связи;

Коммуникативные: умеет вступать в диалог; умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации

Закрепление нового материала

Посмотрите на следующее уравнение

-какой компонент умножения является неизвестным в данном уравнении? (первый множитель)

-как можно найти неизвестный множитель, если известны значение произведения и второй множитель? (значение произведения разделить на известный множитель)

-самостоятельно выполните соответствующие вычисления у себя в тетради

— а теперь сравните свое уравнение с уравнением соседа по парте

-у всех получился ответ 9? Молодцы.

-садитесь. Откройте ваши учебники на странице 26 № 62

-прочитайте задание (ребенок читает задание)

-а теперь по рядам решаете, первый ряд первый столбик, второй ряд – второй, третий – третий.

— и один ребенок с каждого ряда выйдет и решит первое уравнение из своего столбика у доски

-если все понятно, приступайте к выполнению задания

— сравните свои ответы с ответами на доске, у кого также, кто нашел ошибку? Докажите где у него ошибка.

— А теперь, уберите ваши учебники на край стола и откройте рабочие тетради на странице 17, посмотрите на упр. 37, прочитайте задание.

-здесь вам надо решить уравнение и найти его корень и ответ записать в таблицу, решать уравнения вы будете в тетради, если все понятно, то приступайте к работе.

Личностные: осознает смысл обучения и понимает личную ответственность за будущий результат; способен к волевому усилию;

Регулятивные: умеет составлять план действий;

Может поставить учебную задачу; перед тем как начать действовать определяет последовательность действий;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выбор наиболее эффективных способов решения задач; умеет слушать и слышать; умеет устанавливать причинно – следственные связи;

Коммуникативные: умеет вступать в диалог; умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации

Подведение итога урока

-сегодня вы хорошо поработали, а теперь давайте вспомним, что мы сегодня вспомнили (как решаются уравнения, что такое корень уравнения)

-а что нового вы узнали на уроке (как решаются уравнения с неизвестным множителем)

Регулятивные: сформирован внутренний план действий;

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; умеет выражать свои мысли; может создавать устные высказывания;

Коммуникативные: умеет вступать в диалог; умеет слушать и слышать; умеет выражать свои мысли

-а теперь ребята, давайте встанем возле парт, и те кому сегодня урок понравился, подпрыгнут верх, а те кому нет, сядут на корточки.

Спасибо за урок!

Домашнее задание, упр. 64, и в рабочей тетради упр.36

Регулятивные: сформирован внутренний план действий;

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; умеет выражать свои мысли; может создавать устные высказывания;

Коммуникативные: умеет вступать в диалог; умеет слушать и слышать; умеет выражать свои мысли

Конспект открытого урока математики в 3 классе Тема урока: «Нахождение неизвестного множителя»

Разработка урока сопровождается презентацией

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока математики в 3 классе Тема урока: «Нахождение неизвестного множителя»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Светлинская средняя общеобразовательная школа №2»

Конспект открытого урока математики в 3 классе

Тема урока: «Нахождение неизвестного множителя»

Головиной Оксаны Иосифовны,

учителя начальных классов

МАОУ «Светлинская СОШ №2»

Тема урока: «Нахождение неизвестного множителя»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с нахождением неизвестного множителя.

Предметные: сформировать умение решать уравнения с нахождением неизвестного множителя; умение решать задачи с помощью уравнения; составлять уравнения с неизвестным множителем.

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

Коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уроке, положительного отношения к школе; учебно – познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

По характеру учебно –познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение: учебник «Математика» 3класс, 2 часть А.Л. Чекин, тетрадь для самостоятельной работы 3 класс, 2часть, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, экран.

I. Мотивационный этап (орг. момент)

– Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно — я тебе помогу. Если будет трудно мне, ты мне поможешь. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь нашим гостям.

– Я рада видеть ваши улыбающиеся лица. Покажите какой смайлик соответствует вашему настроению в начале нашего урока. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Шаг за шагом мы будем подниматься с вами к вершине успеха.

– Записали число, классная работа.

II. Минутка каллиграфии.

– Начинаем наш урок с минутки каллиграфии.

–Продолжите числовой ряд, установив закономерность.

– Что помогло вам справиться с этим заданием?

– Чтобы спорилась работа проведём «разминку» для ума – устный счёт.

1) 1 множитель 7, второй — 9. Найти значение произведения.

2) восемью девять

3) 6 увеличить в 9 раз

4) найти значение произведения чисел 3 и 9

6) по 4 взять 9 раз

7) девятью девять

8) 1 множитель 2, второй множитель – 9. Найти значение произведения.

(4слайд (щелчок): самопроверка, ответы математического диктанта)

2. Математический ребус.

– Следующее задание, разгадывание математического ребуса, будем выполнять в группах. Перед выполнением вспомним правила дружной работы.

Выслушай мнение соседа;

Придите к единому мнению;

– Возьмите карточку для работы в группе.

–Как получили первое неполное произведение?

–Как определили количество десятков во втором множителе?

–Как нашли значение произведения?

Слайд 7. Проверьте какая группа справилась правильно.

— Оцени свои первые 3 шага по карте «Успеха».

IV. Актуализация опорных знаний.

1.Продолжим нашу работу. Возьмите карточку для работы в паре. Исследуйте выражения и соедините выражение с его названием.

3 · х = 9 числовые выражения

-–На какие две группы можно разделить данные записи? Слайд 9.

–Что такое уравнение?

(Уравнение – это равенство, в котором есть неизвестное число.)

–Рассмотрите уравнения. Что общего?

-–Назовите компоненты действия умножения.

( Первый множитель, второй множитель, значение произведения)

–Как вы думаете какие же главные слова будут звучать на уроке математики сегодня?

2. Создание проблемной ситуации.

––Рассмотрите данные уравнения.

х · 2 = 6 3 · х = 9

–Какой компонент умножения неизвестен?

VI. Определение темы урока, постановка учебной задачи.

–Как вы считаете, какая тема нашего урока?

–Откройте учебник на странице26. Оправдались ли ваши предположения.

–Поставьте перед собой учебную цель.

(Научиться находить неизвестное делимое, решать уравнения и задачи.)

VII. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

1. Работа с учебником

– Найдите значения данных выражений (самостоятельно, в тетрадях).

– Выполним проверку. (самопроверка)

6 · 9 = 54 54 : 6 = 9 54 : 9 = 6

– Назовите компоненты первого выражения. Чему равно значение произведения?

– Что получится, если значение произведения разделить на первый множитель? (Второй множитель.)

– Что получится, если значение произведения разделить на второй множитель? (Первый множитель.)

– Сформулируйте правило, которое связывает умножение с делением.

— Оцени свой 4 шага по карте «Успеха».

– Первый множитель – 6, второй – неизвестное число х, а значение произведения – 54. Составьте и запишите уравнение.

– Какое число является корнем этого уравнения?

– Как нашли корень уравнения?

– Как нашли 2 множитель?

–Как проверить правильно ли найден корень уравнения?

Слайд 13 (щелчок) Проверка по образцу.

– Какие трудности возникли у вас при выполнении этого задания?

(Дети проговаривают вслух: что и как они делали. Фиксируют момент на котором они «споткнулись»)

— Те ребята у кого возникли затруднения просигнальте красной карточкой.

4. Построение проекта выхода из затруднения

– Какой компонент умножения является неизвестным в данном уравнении? (Первый множитель.)

– Как можно найти первый множитель, если известны значение произведения и второй множитель? (Значение произведения разделить на второй множитель.)

– Выполните соответствующие вычисления.

х · 8 = 72 У доски работает ребёнок у которого были

х = 72 : 8 трудности при выполнении №60.

Сделайте вывод, как найти неизвестный множитель?

–Сравните свой вывод с выводом учебника на стр. 27.

— Оцени свой 5 шага по карте «Успеха».

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять

VIII. Первичное закрепление.

Слайд 16. Задание 62

1. Первый столбик решают у доски (дети у которого были трудности при выполнении №60.

2. Самостоятельно решают 2 столбик (по вариантам)

– Какая пара готова?

Какое правило помогло выполнить это задание?

–Чему равен корень первого уравнения? Второго?

–Сверьте правильно ли вы выполнили взаимопроверку.

— Оцени свой 6 шага по карте «Успеха».

IX. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

– Корень какого уравнения можно найти данным образом? Запишите это уравнение.

– Сравните свое уравнение с уравнением соседа по парте.

– Могут ли ваши уравнения отличаться при правильном выполнении задания? (Могут. Другой вариант: 8 · х = 48.)

– У кого различаются?

– Сколько человек в классе записали уравнение х · 8 = 48?

– А уравнение 8 · х = 48?

– Какое уравнение встретилось чаще?

– Почему у того и другого уравнения корень равен 6?

— Оцени свой 7 шага по карте «Успеха».

2. Работа над задачами № 64.

– Что требуется узнать?

– Составь уравнение для решения данной задачи, обозначив искомое через х. Проверь.

– Если уравнение составлено правильно, запиши решение самостоятельно.

(Группа детей, работающих по зелёной карточке.)

– Найдите корень данного уравнения. Запишите ответ данной задачи.

–Ребята, составившие уравнение не правильно, продолжают работу со мной.

(Группа детей, работающих по красной карточке, анализируют подобную задачу с изменёнными числовыми данными и решают её коллективно.)

Посетили музей до осенних каникул

Увеличилось за осенние каникулы

Каким правилом пользовались для нахождения корня составленного уравнения?

(Тем учащимся, которые работали по зелёной карточке, предлагаются карточки для самостоятельной работы.)

— Оцени свой 8 шага по карте «Успеха».

–Как составить задачу обратную данной?

(Известное делаем неизвестным, а неизвестное – известным)

– Что такое кратное сравнение? (Надо узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого)

–Попробуйте сформулировать задачу.

(До осенних каникул краеведческий музей посетили 9 учащихся. За осенние каникулы число учащихся данной школы, посетивших краеведческий музей составило 72 человека. Во сколько раз больше учащихся посетило краеведческий музей за осенние каникулы, чем до каникул?)

Д/з. с.26 №62, 3 столбик; с. 27 №64, составить и решить обратную задачу.

XI. Рефлексия деятельности (итог урока)

– Какую учебную цель ставили перед собой в начале урока?

– Что было трудно?

– Придя домой, каким новым открытием вы поделитесь со своими родителями.

– Как бы вы закончили фразу «Чтобы найти неизвестный множитель……»

–Посмотрите на свои карты «успеха» и оцените свою работу на уроке. А поможет вам в этом «Лесенка успеха».

–Спасибо за урок. Я горжусь вами, потому что сегодня вы сделали еще один шаг к успеху. Покажите какой смайлик соответствует вашему настроению.

–Изменилось ли ваше настроение? У кого оно стало лучше?

– А за что бы вы хотели похвалить себя?

К АРТА «УСПЕХА» _______________________________


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2016/04/15/uchebno-metodicheskiy-komplekt-dlya-provedeniya-uroka

http://multiurok.ru/index.php/files/konspekt-otkrytogo-uroka-matematiki-v-3-klasse-t-1.html