Показательные уравнения. 10-й класс
Разделы: Математика
Класс: 10
Учебник: Колягин Ю. М. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Москва, «Просвещение», 2014.
Урок проведён в универсальном 10-м классе средней общеобразовательной школы.
Цели урока: изучение способов решения показательных уравнений, тренировка в применении полученных знаний при решении заданий по теме, развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся, формирование умения чётко и ясно излагать свои мысли, формирование познавательных интересов и мотивов самосовершенствования, воспитание умения работать с имеющейся информацией и культуры труда.
Структура урока
1. Организационный этап. Постановка темы и цели урока
– Прочитайте тему сегодняшнего урока (Приложение 1, слайд № 1)
– «Показательные уравнения».
– Нам это уже известно или это новый вид уравнений?
– Это новый вид уравнений.
– Попробуйте сформулировать цели урока.
– Мы узнаем, какие уравнения называются показательными, изучим способы их решения и будем учиться применять новое знание при решении задач по теме.
Учитель корректирует ответы учащихся.
2. Актуализация знаний. Устная работа (слайд № 3)
- Подберите корень уравнения 2 х = 32; 3 х = 27; 10 х = 10000
- Решите уравнение х 2 = 36; х 2 + х = 0; х 2 + 2х + 1 = 0
- Найдите область значений функции у = π х ; у = (0,5) х ; у = (0,5) |х|
- Сравните, используя свойства функций, с единицей 2 – 5 ; (0,5) – 3 ; (0,5) 0,5
3. Изучение нового материала (лекция)
Уравнение, в котором неизвестное содержится в показателе степени, считается показательным (слайд № 4). Рассмотрим основные виды показательных уравнений (слайд № 5) (учащиеся записывают названия видов и примеры в тетрадях).
1. Элементарные показательные уравнения. Эти уравнения сводятся к решению уравнений вида а х = а в , где а >0, а ≠ 1. При этом используется свойство степени, которое мы изучали (повторить следствие 2 на стр. 160 учебника). Рассмотрим примеры решения таких уравнений.
Пример 1 (слайд № 6).
(0,0016) 0,2 х + 1 = 25;
5 – 4 (0,2 х + 1) = 52;
– 0,8 х – 4 = 2;
– 0,8 х = 6;
х = – 7,5 .
Пример 2 (слайд №7)
36 · 6 х = 1;
6 2 + х = 60;
2 + х = 0;
х = – 2.
Пример 3 (слайд №8)
81 х · 2 4х = 36;
3 4х · 2 4х = 62;
6 4х = 6 2 ;
4х = 2;
х = 0,5.
Ответ: 0,5.
Пример 4 (слайд № 9)
2 х – 3 = 3 х – 3 ;
х – 3 = 0;
х = 3.
Ответ: 3.
2. Вынесение общего множителя за скобки (слайд № 10). Рассмотрим примеры решения таких уравнений.
2 · 3 х + 1 – 6 · 3 х – 1 – 3 х = 9;
3 х (2 · 3 – 6 · 3 – 1 – 1) = 9;
3 х · 3 = 9;
3 х = 3;
х = 3.
Ответ: 3.
Пример 2 (слайд № 11).
5 2х – 7 х – 5 2х · 17 + 7 х · 17 = 0;
5 2х – 5 2х · 17 = 7 х – 7 х · 17;
5 2х (1 – 17) = 7 х (1 – 17);
– 16· 52х = – 16 · 7х;
5 2х = 7 х ;
25 х = 7 х ;
х= 0.
Ответ: 0.
3. Сведение к квадратному уравнению (слайд № 12). Рассмотрим примеры решения таких уравнений.
9 х – 4 · 3 х = 45;
3 2х – 4 · 3 х – 45 = 0;
Замена 3 х = t, t > 0;
t 2 – 4 t – 45 = 0;
D = 16 +180 = 196;
t1 = 9,
t2 = – 5 – не удовлетворяет условию t > 0;
3 х = 9;
3 х = 32;
х = 2;
Ответ: 2.
4. Закрепление изученного материала
– Продолжаем учиться решать показательные уравнения. (Решение всех последующих уравнений записывается на доске с объяснениями, следует вызвать ученика по желанию). Разберём №680(3), 681(1), 682(3), 684(1), 693(2).
5. Обучающая самостоятельная работа с самопроверкой
– Предлагаю вам самостоятельно решить следующие уравнения (слайд № 13), а затем проверить себя самостоятельно с помощью готовых решений (решение уравнений следует заранее заготовить, например, на слайдах, а затем показать учащимся по окончании работы).
- (0,3) 5 – 2х = 0,09;
- 225 · 15 2х + 1 = 1;
- 3 х + 1 – 3 х = 18;
- 9 х – 26 · 3 х – 27 = 0
Решение № 1 (слайд № 14)
Решение № 2 (слайд № 15)
15 2 · 15 2х + 1 = 150;
152х + 3 = 150;
2х + 3 = 0;
х = – 1,5.
Ответ: – 1,5.
Решение № 3 (слайд № 16)
3 х · 3 – 3 х = 18;
3 х (3 – 1) = 18;
3 х · 2 = 18;
3 х = 9;
3 х = 3 2 ;
х = 2.
Ответ: х = 2.
Решение № 4 (слайд № 17)
3 2х – 26 · 3 х – 27 = 0;
Замена 3 х = t, t > 0;
t 2 – 26 t – 27 = 0;
t1 = 27,
t2 = – 1 не удовлетворяет условию t > 0;
3 х = 27; 3 х = 3 3 ; х = 3;
Ответ: 3.
6. Подведение итога урока. Рефлексия
– Итак, подведём итоги проделанной работы. Что нового вы узнали?
– С какими видами показательных уравнений мы познакомились?
7. Домашнее задание (слайд № 18)
Показательные уравнения
О чем эта статья:
6 класс, 7 класс
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение показательного уравнения
Показательными называются уравнения с показательной функцией f(x) = a х . Другими словами, неизвестная переменная в них может содержаться как в основании степени, так и в ее показателе. Простейшее уравнение такого вида: a х = b, где a > 0, a ≠ 1.
Конечно, далеко не все задачи выглядят так просто, некоторые из них включают тригонометрические, логарифмические и другие конструкции. Но для решения даже простых показательных уравнений нужно вспомнить из курса алгебры за 6–7 класс следующие темы:
Если что-то успело забыться, советуем повторить эти темы перед тем, как читать дальнейший материал.
С точки зрения геометрии показательной функцией называют такую: y = a x , где a > 0 и a ≠ 1. У нее есть одно важное для решения показательных уравнений свойство — это монотонность. При a > 1 такая функция непрерывно возрастает, а при a
Иногда в результате решения будет получаться несколько вариантов ответа, и в таком случае мы должны выбрать тот корень, при котором показательная функция больше нуля.
Свойства степеней
Мы недаром просили повторить свойства степенной функции — на них будет основано решение большей части примеров. Держите небольшую шпаргалку по формулам, которые помогут упрощать сложные показательные уравнения.
решение тригонометрических уравнений 10 класс
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Содержание
Ι. Решение простейших тригонометрических уравнений
ΙΙ. Общие методы решения тригонометрических уравнений
1. Метод разложения на множители
2. Метод введения новой переменной
3. Функционально-графические методы
ΙΙΙ. Решение комбинированных уравнений
ΙV. Решение тригонометрических уравнений с параметром
V. Тесты для самостоятельного решения
Ι. Решение простейших тригонометрических уравнений
Все тригонометрические уравнения сводятся к простейшим. Поэтому особое внимание следует уделять решению простейших уравнений. Начинать нужно с самых простых.
К простейшим тригонометрическим уравнениям относятся уравнения вида:
Для каждого из простейших тригонометрических уравнений определены формулы, справедливость которых обосновывается с помощью тригонометрического круга и с учетом периодичности тригонометрических функций.
sinx =0, x= πn, nєZ
sinx =–1, x= –+2πn, nєZ;
sinx =1, x=+2πn, nєZ;
x= π– arcsin а +2πn, nєZ.
В последнем случае для сокращения записи используют формулу:
x=(–1) n arcsin а + πn, nєZ.
cos x=0, x= – + π n, n є Z;
cos x=–1, x= π +2 π n, n є Z;
cos x=1, x=2 π n, n є Z;
cos x= а , | а | а +2 π n, n є Z.
Решения уравнения tg x =а и ctg x =а записываются существенно проще:
x = arctg а +π n , n є Z и, соответственно, x = arc с tg а +π n , n є Z .
Пример 1. Решить уравнение sinx = .
Решение: так как n arcsin + πn, nєZ.
Ответ: (–1) n arcsin + πn, nєZ.
Пример 2. Решить уравнение cos x =.
Решение: так как >1, значит уравнение не имеет решения.
Ответ: нет решения.
Пример 3. Решить уравнение tg x + = 0.
tg x+ = 0
tg x = –
x = arctg (– ) + π n, n є Z
x = – arctg + π n, n є Z
x = – +2 π n, n є Z;
Ответ: –+2πn, nєZ.
Пример 4. Решить уравнение 2 cos x = –.
2cos x = –
cos x = –
x= ± arccos (– )+2 π n, n є Z
x= ±( π – arccos )+2 π n, n є Z
x= ±( π – )+2 π n, n є Z
x = ± + 2 π n, n є Z
Ответ : ± + 2 π n, n є Z.
Для отработки общих формул решения простейших уравнений можно предложить для устного решения задания такого вида.
Образуют ли арифметическую прогрессию расположенные в порядке возрастания положительные корни уравнения : sinx =0; cosx = 0,5; tg x =1.
На начальном этапе, пока не отработаны навыки использования общих формул решения простейших уравнений желательно прописывать эти формулы, чтобы учащиеся быстрее их запомнили.
Далее нужно переходить к решению более сложных уравнений, которые чаще всего встречаются в вариантах ЕГЭ в разделе А.
Пример 5. Решить уравнение cos = .
Решение: cos =
Это уравнение сводится к простейшему cos t = заменой t =, которую можно не прописывать.
= ± arccos +2π n , n є Z
= ± +2π n , n є Z
х = ± + 10π n , n є Z
Ответ: ± + 10π n , n є Z .
Пример 6. Решить уравнение: sin (2 x –) = .
Решение: sin (2 x –) =
2 x –= (–1) n arcsin + π n , n є Z
2 x – = (–1) n + π n , n є Z
2 x – = ++ 2π n , n є Z
2 x – = –+ (2m + 1)π,mєZ
2 x = + 2πn, n є Z
2 x =π + 2πm, mє Z
x = + πn, n є Z
x = + πm, mє Z
Ответ: + πn, + πm, n ,mє Z .
Так же нужно обратить внимание учащихся на то, что довольно часто исходное уравнение приводится к простейшему лишь после различных тождественных преобразований и применения формул тригонометрии.
Пример 7. Решить уравнение 4 sin 3 x cos 3 x =1.
Решение : 4 sin3x cos 3x =1
2(2sin3x cos 3x) =1
sin6x =
6x = (–1) n + π n, n є Z
x = (–1) n + n, n є Z
Ответ: (–1) n + n , n є Z .
Часто предлагается решить тригонометрическое уравнение на некотором промежутке. Целесообразно начинать решать такие уравнения до вывода общих формул решения простейших тригонометрических уравнений.
Пример 8. Найдите корни уравнения 2 cosx = –1, принадлежащие промежутку [0;2π].
cosx = –
Выбор значений x , которые принадлежат указанному промежутку можно выполнить различными способами.
Наиболее рационально это делать с помощью единичной окружности.
x1 = ; x2 = .
Ответ: ;.
В тестах часто требуется не просто найти корни, принадлежащие данному промежутку, а вычислить их сумму или разность; определить наибольший или наименьший корень; указать количество корней.
Пример 9. Найдите сумму корней уравнения ( cos 2 x –1)(2 sin – 1) = 0, принадлежащих промежутку [–; π ).
Решение: x1 = 0; x2 = , x1 + x2 =
Ответ: .
1. Найдите сумму корней уравнения 2 sinx = –1 на указанном промежутке
2. Найдите количество корней уравнения 4 cos 2 2х = 1 на указанном промежутке
3. Найдите сумму наименьшего положительного и наименьшего отрицательного корней уравнения sinx cos + sin cos х = на указанном промежутке
Уже при решение простейших тригонометрических уравнений полезно предлагать нестандартные уравнения.
Пример 10. Решить уравнение cos x 2 = 1.
Можно дать это уравнение для самостоятельного решения.
Найдутся ученики, которые решат его в одну строчку:
х = , kЄZ.
Целесообразно продемонстрировать это решение на доске и предложить ученикам найти допущенные ошибки.
В случае затруднений, чтобы внести полную ясность, решить для начала уравнение
Его решение имеет вид х = ± при а0.
Если а sinsinx = 1.
Решение: sinsinx = 1.
sinx = +2πn, nєZ
Выражение |+2πn | > 1 при любых значениях n , nєZ.
Поэтому исходное уравнение не имеет решений.
Ответ: нет решений.
ΙΙ. Общие методы решения тригонометрических уравнений
Метод разложения на множители.
Этот метод заключается в том , что исходное уравнение сводится к уравнению вида
f ( x ) g ( x ) h ( x ) = 0, которое можно заменить совокупностью уравнений, каждое из которых сводится к простейшему.
Решив уравнения совокупности нужно взять только те решения, которые принадлежат области определения исходного уравнения, а остальные корни отбросить.
Пример 1. Решить уравнение sin 4 x = 3 cos 2х.
sin 4 x = 3 cos 2х.
2 sin 2 x cos 2х = 3 cos 2х
Получив такое уравнение, ученики достаточно часто делают ошибку, «сократив» левую и правую части уравнения на cos 2х. Некоторые из них при этом оговаривают, что cos 2х 0,но одной оговорки здесь, увы, недостаточно. Необходимо ещё рассмотреть случай, когда cos 2х = 0, и проверить, не являются ли значения х, удовлетворяющие этому равенству, корнями исходного уравнения. Разумеется, лучше всего не делить левую и правую части уравнения на cos 2х, а разложить на множители
(2 sin 2 x – 3) cos 2х = 0.
Полученное уравнение равносиьно совокупности двух уравнений
х = , nЄZ.
Первое уравнение решения не имеет, так как функция синус не может принимать значений по модулю больших единицы. К сожалению, не все ученики это понимают, а из тех, кто понимает, не всякий вспоминает вовремя.
Ответ: , nЄZ.
Пример 2. Решить уравнение sin 2 x = sin 4 x
Решение: некоторые учащиеся, встретив такое уравнение, решительно записывают
2х = 4х или 2х = 4х + 2πn, nЄZ, что приводит к потере решений исходного уравнения.
Решение исходного уравнения состоит в переходе к уравнению sin 2 x – sin 4 x = 0
и последующем применении формулы для преобразования разности тригонометрических функций в произведение
2 cos = 0
Ответ:
Пример 3. (ЕГЭ 2009г. Вариант 1, С2.).
Найдите все значения , при каждом из которых выражения
принимают равные значения.
Ответ:
Пример 4. (ЕГЭ 2009г. Вариант 2, B 7.).
Найдите наименьший корень уравнения
Решение:
Ответ:
Метод замены переменной.
В школьном курсе в основном рассматриваются уравнения, которые после введения нового неизвестного t = f ( x ),где f ( x ) – одна из основных тригонометрических функций, превращаются в квадратные либо рациональные уравнения с неизвестным t.
Пример 5. Решить уравнение cos 2 π x + 4 sin π x + 4 =0
Решение: 1 – sin 2 π x + 4 sin π x + 4 =0
– sin 2 π x + 4 sin π x + 5 =0
Заменим sin πx = t , -1
t 2 не удовлетворяет условию -1
πx = –
х = –
Ответ: –
Решение однородных тригонометрических уравнений.
Уравнение вида а sinx + b cosx =0, где а и b –некоторые числа, называются однородными уравнениями первой степени относительно sinx и cosx .
Уравнение вида а sin 2 x + b cos 2 x + с =0, где а,b,с – некоторые числа, называются однородными уравнениями второй степени относительно sinx и cosx .
Пример 6. Решить уравнение sinx – cos х = 0.
Решение: легко убедиться, что cosx = 0 не является корнем исходного уравнения.
В самом деле, если cosx = 0, то, в силу исходного уравнения, и sinx = 0, что противоречит основному тригонометрическому тождеству. Этот факт позволяет разделить левую и правую части уравнения на cosx .
Получим уравнение tg x = 1, откуда х =
Ответ:
Пример 7. Решить уравнение sin 2 x – 3 sinx cos х + 2 cos 2 x = 0.
Решение: поскольку cosx = 0 не является корнем tg x данного уравнения,
разделим левую и правую части уравнения на cos 2 x . В результате приходим к квадратному уравнению относительно tg 2 x – 3 tg x + 2 = 0,
решив которое, получим
Ответ:
Введение вспомогательного аргумента.
Уравнение вида а cosx + b sinx = с, где а, b, с –некоторые числа, причем
называют линейными тригонометрическими уравнениями.
Для решения таких уравнений используют введение вспомогательного аргумента.
Так как а 2 + b 2 >0, то можно разделить обе части уравнения на , получим
Введём в рассмотрение угол такой, что
Угол , удовлетворяющий этим двум условиям, принято называть дополнительным (или вспомогательным) аргументом. Для любых значений а и b такой угол существует, так как
Вообще, полезно напомнить учащимся, что любые числа p и g такие, что
p 2 + g 2 = 1 можно рассматривать как косинус и синус некоторого угла.
Теперь исходное уравнение можно записывать в виде
cos cosx + sin sinx =
cos (x – ) =
Аналогично можно вводить вспомогательный угол такой, что:
Тогда исходное уравнение можно привести к виду
sin cosx + cos sinx =
sin (x + ) =
Полезно также обратить внимание учащихся, что умение преобразовывать выражения вида а cosx + b sinx может понадобиться не только при решении уравнений, но и для построения оценок, нахождения наибольших значений и т. д.
Пример 8. Решить уравнение 3 sinx – 4 cos х = 5.
Решение. 3 sinx – 4 cos х = 5
==5
, cosx = ,
cos ( x + ) = –1
x + = π + 2 πn , n Є Z
x = – + π + 2 πn , n Є Z
x = – arcsin + π + 2 πn , n Є Z
Ответ: – arcsin + π + 2 πn , n Є Z .
Пример 9. Решить уравнение 2 cos х = 1– 2 cos 2 х – sin 2 x .
Решение. Воспользуемся формулой 2 cos 2 х – 1 = cos 2 x ,
получим 2 cos х = – cos 2х – sin 2 x .
Применим к правой части процедуру введения вспомогательного аргумента.
=
2cos х = – 2( cos2 х + sin2x)
2cos х = – 2 ( с os cos2 х + sin sin2x), где
2 cos х = – 2( cos 2х – )
cos х + cos (2х – ) = 0
Последнее уравнение легко решить, преобразовав сумму косинусов в произведение:
2 cos cos
cos
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что в тригонометрических системах и совокупностях при записи имеет смысл употреблять разные буквы, обозначающие целые числа.
Ответ: .
Универсальная тригонометрическая подстановка.
Универсальная тригонометрическая подстановка позволяет перейти от синуса и косинуса аргумента х к тангенсу половинного аргумента:
sin , cos
При таком переходе возможна потеря решений, следует помнить, что (в этих точках tg не существует). Поэтому всякий раз, когда приходится пользоваться универсальной подстановкой, значения х = π + 2πn, nЄZ необходимо проверять отдельно, подставляя в исходное уравнение.
Пример 10. Решить уравнение sinx + cos х = –1.
Решение: = –1, заменим tg , получим
2t +1 – t 2 = –1– t 2
tg
Подставим теперь в исходное уравнение значение и убедимся, что они действительно являются его решениями.
Ответ:
Уравнение вида
Уравнение вида где — многочлен, удобно решать при помощи введения новой переменной
Тогда можно получить выражение для произведения из формулы
Пример 11. Решить уравнение
Решение: введем новую переменную
Тогда
Следовательно, и исходное уравнение принимает вид
Для определения переменной получаем два уравнения
Для решения таких уравнений используют введение вспомогательного аргумента.
Ответ:
После завершения изучения рассмотренных методов, при наличии времени, рекомендуем провести урок-практикум – «Урок решения одного уравнения»
3. Функционально-графические методы
Использование свойств ограниченности функций, метод оценок.
Часто приходится иметь дело с уравнениями, имеющими вид f ( x ) = g ( x ), где f и g – некоторые функции, составленные с помощью тригонометрических выражений, такие, что можно исследовать области значений Е( f ) и Е( g ) и доказать, что эти области либо не пересекаются, либо имеют небольшое число общих точек. В таких случаях решения уравнения f ( x ) = g ( x ) следует искать среди таких x , которые удовлетворяют более простым уравнениям f ( x ) = a , g ( x ) = a , где а – такое действительное число, что
Пример 12. Решить уравнение .
Ответ: нет решения.
Пример13. Решить уравнение .
Ответ: нет решения.
Пример14. Решить уравнение .
Ответ: .
Пример15. Решить уравнение
Ответ:
Пример16. Решить уравнение
Заметим, что сумма в левой части полученного уравнения может принимать значение 2, только если одновременно, т.е. наше уравнение равносильно системе уравнений
И должно выполняться равенство Поскольку
Ответ:
Суть метода использования графиков для решения уравнения f ( x ) = g ( x ) проста: нужно построить графики функций y = f ( x ) и y = g ( x ) и найти все точки их пересечения, абсциссы которых и будут являться корнями нашего исходного уравнения.
Пример 17. Сколько корней имеет уравнение:
Решение: в данном примере для решения уравнений используются свойства графиков функций.
http://skysmart.ru/articles/mathematic/pokazatelnye-uravneniya
http://infourok.ru/reshenie_trigonometricheskih_uravneniy_10_klass-493973.htm