Уравнение с параметром 9 класс дробные

Дробно-рациональные уравнения с параметром. 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

  • использовать ранее полученные знания при решении дробно-рациональных уравнений и целых уравнений с параметрами, приводимых к линейным;
  • развивать умение анализировать;
  • использовать полученные навыки для решения дробно-рациональных уравнений с параметрами;
  • воспитывать культуру математической речи.

Эпиграф урока: «Учиться нелегко, но интересно!», Ян Амос Коменский (1592-1670)

1. Организация начала урока

– Что такое параметр?
– Какое уравнение называется линейным?
– Сколько корней может иметь линейное уравнение? Об условиях поговорим попозже.
– Какие уравнения называются дробно-рациональными?
– Какие уравнения называются равносильными?

2. Проверка выполнения домашнего задания

Сканируется работа одного из учеников и даётся к ней комментарий.

3. Организация деятельности по усвоению новых знаний

– Сколько корней имеет линейное уравнение ax = b, если:

2. Решите уравнения:

3. Каким цветом изображены графики лробно-рациональных функций? Как вы это определили?

4. Совместное решение основной задачи урока

№ 1:

– Ваши предложения, с чего начинаем работу? (Приводим к общему знаменателю и переходим равносильной системе уравнений)

– Получили линейное уравнение. Приступаем к его анализу. Какие ситуации рассмотрим?

– Проверим, нет ли таких значений а, при которых х = … (мои объяснения, запись ответа)

Физминутка

Расправим плечи… Спина прямая. Немного разомнёмся.
Плечи: круговые движения назад, вперёд
Глаза: вверх, вниз, вправо, влево, зажмурились. Немного поморгали.
Сделали глубокий вздох и медленный выдох.

4. Актуализация опорных знаний

Совместное решение и обсуждение примеров.

– Работаем поэтапно, пробуем решать самостоятельно, советуясь с соседом по парте. Как только выполнили задание этапа – поднимаем руку.

1 этап: Перейдите от заданного уравнения к равносильной системе. Что это значит? Приводим к общему знаменателю и записываем равносильную систему… Давайте проверим, правильно ли вы это сделали?
2 этап: Исследуем получившееся линейное уравнение. Что это значит? Ищем решение уравнения при каких значениях параметра? … (Контрольные, опасные значения параметра)
3 этап: Проверим, есть ли значения параметра, при которых х=1 …
4 этап: Запишем ответ …

– Скажите, а какая отличительная особенность решения дробно-рационального уравнения с параметром от линейного? (Выявление дополнительных «контрольных» значений параметра, при которых уравнение не имеет решения. Это обусловлено областью допустимых значений уравнения)

Домашнее задание: п.17; № 359 (а, б, в), 361*

5. Контроль и самоконтроль знаний

Время работы – 5 минут. Взаимоконтроль для диагностики успешности усвоения нового материала обучающимися.

6. Рефлексия. Подведение итогов урока

– Поднимите руку, кто правильно сделал все 3 номера? …2 номера? Кто не справился с работой?

Занятие №2. Тема: Решение дробных рациональных уравнений с параметром

Тема : Решение дробных рациональных уравнений с параметром .

Напоминаю, что решить уравнение с параметрами означает:

— исследовать, при каких значениях параметров уравнение имеет корни и сколько их при разных значениях параметров;

— найти все выражения для корней и указать для каждого из них те значения параметров, при которых это выражение действительно определяет корень уравнения .

При решении дробных рациональных уравнений необходимо отметить ключевые моменты:

1) знаменатель не может быть равен нулю ;

2) затем решить как линейное уравнение;

3) из полученных значений исключить те, при которых знаменатель равен нулю.

Пример 1. Решить уравнение:

Решение. Так как знаменатель дроби не может быть равен нулю, имеем .

(к-1)х=к-2 –вид уравнения, удобный для исследования.

а) Пусть к 1, тогда х= .

б) Выясним, при каких значениях параметра к

х=-1, и исключим их. Для этого решим уравнение:

тогда к= 1,5.

в) Если к= 1, то 0х= — 1 решений нет.

Ответ :1) при к 1, к 1,5, уравнение имеет единственный корень х = ,

При каких значениях параметра а уравнение имеет единственное решение?

Решение. 1) ОДЗ: х ≠ — 1, х ≠ 3.

2) Умножим обе части уравнения на общий знаменатель (х + 1)(х – 3), получим:

(х + а)(х – 3) + (а – 3х)(х + 1) = — 2(х + 1)(х – 3)

х2 – 3х + ах – 3а + ах + а – 3х2 – 3х = — 2х2 + 6х – 2х + 6

— 2х2 – 6х + 2ах – 2а = — 2х2 +4х + 6

-2х2 – 6х + 2ах + 2х2 – 4х = 6 + 2а

2ах – 10х = 6 + 2а

Разделим обе части уравнения на 2, получим:

Уравнение имеет единственный корень х = при условии: а – 5 ≠ 0, т. е. а ≠ 5.

Но пройдёт ли этот корень по ОДЗ? ОДЗ х ≠ — 1, х ≠ 3.

1) если х = — 1 , то

Значит, при а = 1 исходное уравнение не имеет корня, т. к. он не проходит по ОДЗ.

2) если х = 3 , то

Значит, при а = 9 исходное уравнение не имеет корня, т. к. он не проходит по ОДЗ.

Следовательно, исходное уравнение имеет единственный корень при а ≠ 1, а ≠ 5, а ≠ 9.

Решение. Так как знаменатель дроби не может быть равен нулю, имеем .

Умножив обе части на получаем уравнение:

( a — b ) x =(а — b )(а + b ).

При уравнение принимает вид , то есть может принимать любые действительные числа кроме

При корень уравнения

Найдем теперь те значения параметров, при которых

Ответ : при уравнение имеет единственный корень

При a = b x — любое число, кроме

При уравнение не имеет корней

1. + = ;

2. При каких значениях параметра а уравнение имеет единственное решение?

В отчете нужно присылать только ответы на каждое задание. Номер задания следует обязательно указывать.

Литература:

«Уравнения и неравенства с параметром» . С.-Петербург. 2004.

Жду с нетерпением ваших ответов и желаю вам успешной работы над заданием !

Уравнение с параметром 9 класс дробные

Так называется уравнение, которое содержит кроме многочленов еще и дробно-рациональные функции. В процессе решения его при помощи приведения к общему знаменателю оно заменяется целым алгебраическим уравнением. Целое уравнение по отношению к данному является следствием и может иметь посторонние корни. Отбор посторонних корней и выяснение условий, при которых корни уравнения-следствия являются корнями данного уравнения, представляют собой существенную часть решения дробно-рационального уравнения.

Найти область допустимых значений уравнения.

Решить целое рациональное уравнения.

Найти те значения параметра, при которых найденные корни целого рационального уравнения являются посторонними.

Пример 1. Решить относительно х:

.

ОДЗ: (m-1)(x+3)= 0, то есть m = 1, x = –3.

Умножив обе части уравнения на (m-1)(x+3), получим уравнение

, получаем

.

Отсюда при m = 2,25 .

Теперь необходимо проверить, нет ли таких значений m, при которых найденное значение x равно –3.

,

решая это уравнение, получаем, что х равен –3 при т = –0,4.

Ответ: при т = 1, т = 2,25, т = –0,4 уравнение (1) имеет единственное решение ; при т = 2,25 и при т = –0,4 решений нет, при т = 1 уравнение (1) не имеет смысла.

Пример 2. Решить уравнение = а.

Решение. Очевидно, х ? 1. Приведем исходное уравнение к виду:

(1 – а)х = а, заметим, что при а = 1 уравнение не имеет корней, а при а ? 1 получаем х = . Проверим нет ли таких значений а, при которых найденное значение х равно – 1, т. е. нужно решить уравнение

— 1 = относительно а. Так как последнее уравнение не имеет корней, других вариантов, кроме рассмотренных выше, не имеется.

Ответ: 1) если а ? 1, то х = ;

2) если , то корней нет.

Пример 3.

Решение. Очевидно, x ? — 3, x ? 2, a ? — 1.

При условии, что х ? 2, исходное уравнение можно упростить:

.

Преобразуем и получим уравнение 2ах = 1 – а, которое при а = 0 не имеет корней, а при а ? 0 . Теперь проверим, нет ли таких значений параметра а, при которых найденное значение х было бы равно – 3 или 2. Для этого решим относительно а уравнения:

и . Корень первого уравнения — 0,2, корень второго уравнения 0,2; т. е. при а = ± 0,2 соответствующие значения х не входят в область определения исходного уравнения.

Ответ: 1) если ; ;, то корней нет;

2) если ; ; , то .


источники:

http://pandia.ru/text/79/436/36144.php

http://www.qp1qp.narod.ru/urav_drob.html