Уравнение so3 na2o na2so4 соответствует реакции

Сульфат натрия: способы получения и химические свойства

Сульфат натрия — соль щелочного металла натрия и серной кислоты. Белый. Плавится и кипит без разложения. Хорошо растворяется в воде (гидролиз не идет).

Относительная молекулярная масса Mr = 142,04; относительная плотность для тв. и ж. состояния d = 2,66; tпл = 884º C; tкип = 1430º C.

Способ получения

1. В результате взаимодействия разбавленной серной кислоты и гидроксида натрия образуется сульфат натрия и вода:

2. При температуре 450–800º C гидросульфат натрия реагирует с хлоридом натрия. В результате реакции образуется сульфат натрия и хлороводородная кислота:

NaHSO4 + NaCl = Na2SO4 + HCl

3. В состоянии кипения в результате реакции между твердым хлоридом натрия и концентрированной серной кислотой происходит образование сульфата натрия и газа хлороводорода:

4. Твердый сульфид натрия и кислород взаимодействуют при температуре выше 400º C с образованием сульфата натрия:

5. При взаимодействии концентрированного раствора пероксида водорода и сульфида натрия образуется сульфат натрия и вода:

Качественная реакция

Качественная реакция на сульфат натрия — взаимодействие его с хлоридом бария, в результате реакции происходит образование белого осадка , который не растворим в азотной кислоте:

1. При взаимодействии с хлоридом бария , сульфат натрия образует сульфат бария и хлорид натрия:

Химические свойства

1. Сульфат натрия может реагировать с простыми веществами :

1.1. Сульфат натрия реагирует со фтором при температуре 100–150º C. При этом образуются фторид натрия, сульфурилфторид и кислород:

1.2. С водородом сульфат натрия реагирует при температуре 550–600º C, в присутствии катализатора Fe2O3 с образованием сульфида натрия и воды:

2. Сульфат натрия вступает в реакцию со многими сложными веществами :

2.1. Сульфат натрия реагирует с гидроксидом бария с образованием гидроксида натрия и сульфата бария:

2.2. При взаимодействии с концентрированной серной кислотой твердый сульфат натрия образует гидросульфат натрия:

2.3. Сульфат натрия реагирует с оксидом серы (VI) . Взаимодействие сульфата натрия с оксидом серы (VI) приводит к образованию пиросульфата натрия:

2.4. Сульфат натрия взаимодействует с хлоридом бария . При этом образуются хлорид натрия и сульфат бария:

Контролирующий материал Тесты, для текущего контроля знаний по теме: «Сера и её соединения»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

государственного образовательного профессионального образовательного учреждения Саратовской области

« Саратовский областной базовый медицинский колледж »

Тесты , для текущего контроля знаний по теме :

«Сера и её соединения »

Дисциплина «Общая неорганическая химия»

Тема : «Сера и её соединения»

Контролирующий материал тесты, для текущего контроля знаний по дисциплине «Общая неорганическая химия»

Автор: Белова Наталья Леонидовна Балашов 2021 г.

На заседании ЦМК

Общепрофессиональных дисциплин Протокол№. от». «20. г. Председатель ЦМК__ Тимофеева О.С

1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме серы:

2.Сера — более сильный окислитель, чем:

3. Степени окисления серы изменяются с +6 до 0 в группе веществ:

4.Раствор серной кислоты может взаимодействовать со всеми веществами из группы:

В )CuO, Fe, HNO3, NaOH

5. Схеме превращения S +6 S +4 соответствует уравнению реакции:

6. И сернистый газ, и оксид серы( VI ) будут реагировать со следующей парой веществ:

А) воду, кислород, оксид калия

Б) кислород, воду, калий

В) кислород, кислород.гидроксид калия

Г) воду, кислород, карбонат калия

А) является восстановителем

Б) является окислителем

В) понижает степень окисления

Г) не изменяет степень окисления

9. Разбавленная серная кислота не будет взаимодействовать с каждым веществом изследующей пары веществ:

А) водород, воду, оксид кальция

Б) водород, кислород, гидроксид кальция

В) водород, кислород, кальций

Г) водород, воду, кальций

1.Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме серы:
А) 2, 6

2. Сера — более сильный окислитель, чем:
А) фтор

3. Степени окисления серы изменяются с +6 до 0 в группе веществ:
А) S,SO2, SO3

Б ) H2SO4, SO2, H2S

В ) Na2SO4, K2S, S

4. Раствор серной кислоты может взаимодействовать со всеми веществами из группы:
А) MgO, CO2, NaCl, Fe(OH)3

Б ) NaOH, ZnO, Cu, Na2CO3
В ) CuO, Fe, HNO3, NaOH

Г ) Mg(OH)2, BaCl2, FeO, Zn

5. Схеме превращения S+6→ S+4 соответствует уравнения реакций:
А) SO3+ H2O = H2SO4

Б ) H2SO4+ Zn = ZnSO4+ H2
В ) 2SO2+ O2= 2SO3

Г ) Cu +2H2SO4= CuSO4+ SO2+ 2H2O

6. И сернистый газ, и оксид серы(VI) будут реагировать со следующей парой веществ:
А) H2O , CO2

7. Для осуществления превращения H2S → SO2→ SO3→ K2SO4 нужно последовательно
использовать:
А) воду, кислород, оксид калия

Б) кислород, воду, калий
В) кислород, кислород, гидроксид калия

Г) воду, кислород, карбонат калия

8. В реакции, уравнение которой H2SO3+ Br2+ H2O= H2SO4+ HBr , сера
А) является восстановителем

Б) является окислителем
В) понижает степень окисления

Г) не изменяет степень окисления

9. Разбавленная серная кислота не будет взаимодействовать с каждым веществом из следующей пары веществ:
А) CuO, HCl

10. Для осуществления превращения S → H2S → SO2→ CaSO3 нужно последовательно
использовать:
А) водород, воду, оксид кальция

Б) водород, кислород, гидроксид кальция
В) водород, кислород, кальций

Г) воду, воду, кальций

1. При комнатной температуре сера, серная кислота и сероводород имеют следующие агрегатные состояния:

А) Жидкое, жидкое и твердое

Б) Твердое, газообразное и газообразное

В) Твердое, жидкое и жидкое

Г) Твердое, жидкое и газообразное

2. Сера проявляет степени окисления

3. Химический элемент, имеющий схему строения атома: +16 ) 2е,8е,6е – это:

4.Степень окисления серы в гидросульфите натрия:

5. В реакции взаимодействия серы с кислородом сера является:

В) Не меняет степень окисления

6. Назовите вещество по его физическим свойствам: бесцветный газ, с запахом тухлых яиц, тяжелее воздуха, ядовит – это:

7.Схеме превращения S +6S +4 соответствует уравнения реакций:
А) SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4

Б ) H2SO4+ Zn = ZnSO4+ H2
В ) 2SO2+ O2= 2SO3

Г ) Cu +2H2SO4= CuSO4+ SO2+ 2H2O

В) разложение при нагревании, HNO 3, , K 2 SO 4

Г) разложение при нагревании, NaNO 3 , H 2 SO 4

А) водород, хлор, серную кислоту

Б) водород , раствор серной кислоты, гидроксид кальция

В) водород, концентрированную серную кислоту, гидроксид кальция

Г) углерод, концентрированную серную кислоту , карбонат кальция

10. К окислительно-восстановительным относится реакция между водой и

А) оксидом серы( IV )

Б) оксидом кальция

«Сера и её соеденения»

Тупикин , Е . И . Химия . В 2 ч . Общаяинеорганическаяхимия : учебникдляСПО / Е . И . Тупикин . -2- еиздание , исправленоеидополнено — Москва : ИздательствоЮрайт , 2017.

Саенко О.Е. Аналитическая химия: учебник для средних специальных учебных заведений. О.Е Саенко- Издательство 4-е,стер,-Ростов. Д: Феник 2016

« Химия -9» О . СГабриелян , М . Дрофа ,2016 г .

Дополнительнаялитература : Хомченко , И . Г . Общаяяхимия : учебникдляучащихсятехникумов . ХомченкоИ . Г — Москва : Химия 2016 г .

« Неорганическаяхимиявтаблицах » Н . ВМанцевич , Минск , Современнаяшкола ,2018 г .

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 924 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 578 865 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Другие материалы

  • 26.01.2021
  • 474
  • 6
  • 26.01.2021
  • 322
  • 6

  • 26.01.2021
  • 258
  • 6

  • 26.01.2021
  • 286
  • 0

  • 26.01.2021
  • 151
  • 1

  • 26.01.2021
  • 210
  • 2
  • 26.01.2021
  • 102
  • 2
  • 26.01.2021
  • 1413
  • 7

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 26.01.2021 4728
  • DOCX 25 кбайт
  • 42 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Белова Наталья Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 1 год и 3 месяца
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 10624
  • Всего материалов: 13

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Количество бюджетных мест в вузах по IT-программам вырастет до 160 тыс.

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Уравнение so3 na2o na2so4 соответствует реакции

Урок посвящен изучению темы «Реакции ионного обмена». На нём вы рассмотрите сущность реакций, протекающих между растворами кислот, солей и щелочей. На уроке будет дано определение новому понятию реакции ионного обмена.

Также будут рассмотрены условия протекания реакций ионного обмена до конца. Чтобы лучше понять, какие необходимо соблюдать условия протекания реакций ионного обмена до конца, будет проведено повторение, что собой представляют эти реакции, их сущность. Приводятся примеры на закрепление этих понятий.

Урок поможет закрепить умение составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярной и ионной формах, научит составлять по сокращенному ионному уравнению молекулярные.

I. Сущность реакций ионного обмена

Реакциями ионного обмена называют реакции между растворами электролитов, в результате которых они обмениваются своими ионами.

Реакции ионного обмена протекают до конца (являются практически необратимыми) в тех случаях, если образуются слабый электролит, осадок (нерастворимое или малорастворимое вещество), газ.

AgNO3 + HCl = AgCl + HNO3
Реакция протекает до конца, так как выпадает осадок хлорида серебра

Сu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O
Реакция идет до конца, так как образуется слабый электролит вода

Na2CO3 + 2H2SO4 = Na2SO4 + CO2 + H2O
Реакция протекает до конца, так как образуется углекислый газ

Правила написания уравнений реакций в ионном виде

1. Записывают формулы веществ, вступивших в реакцию, ставят знак «равно» и записывают формулы образовавшихся веществ. Расставляют коэффициенты.

2. Пользуясь таблицей растворимости, записывают в ионном виде формулы веществ (солей, кислот, оснований), обозначенных в таблице растворимости буквой «Р» (хорошо растворимые в воде), исключение – гидроксид кальция, который, хотя и обозначен буквой «М», все же в водном растворе хорошо диссоциирует на ионы.

3. Нужно помнить, что на ионы не разлагаются металлы, оксиды металлов и неметаллов, вода, газообразные вещества, нерастворимые в воде соединения, обозначенные в таблице растворимости буквой «Н». Формулы этих веществ записывают в молекулярном виде. Получают полное ионное уравнение.

4. Сокращают одинаковые ионы до знака «равно» и после него в уравнении. Получают сокращенное ионное уравнение.

На ионы диссоциируют

Реагенты (исходные вещества)

Растворимые (P) в воде (см. ТР):

(включая Ca(OH)2M)

Растворимые (P) в воде (см. ТР):

Исключениянеустойчивые вещества не диссоциируют, а разлагаются на газ и воду:

Р — растворимое вещество;

М — малорастворимое вещество;

ТР — таблица растворимости.

Алгоритм составления реакций ионного обмена (РИО)

в молекулярном, полном и кратком ионном виде

1) Записываем уравнение РИО в молекулярном виде:

Взаимодействие сульфата меди (II) и гидроксида натрия:

2) Используя ТР указываем растворимость веществ воде:

Если продукт является М или Н – оно выпадает в осадок, справа от химической формулы ставим знак ↓

— Если продукт является газом, справа от химической формулы ставим знак ↑

3) Записываем уравнение РИО в полном ионном виде. Какие вещества диссоциируют см. в таблице — ПАМЯТКЕ

Cu 2 + + SO4 2- + 2Na + + 2OH — = 2Na + + 2SO4 + Cu(OH)2

Полный ионный вид

4) Записываем уравнение реакции в кратком ионном виде. Сокращаем одинаковые ионы, вычёркивая их из уравнения реакции.

Помните! РИО необратима и практически осуществима, если в продуктах образуются:

Краткий ионный вид

Вывод – данная реакция необратима, т.е. идёт до конца, т.к. образовался осадок Cu(OH)2

Заишем еще несколько примеров РИО, идущих с образованием осадка:

Пример №1

а) Молекулярное уравнение реакции двух растворимых солей:

б) Полное ионное уравнение реакции:

2Al 3+ + 3SO4 2- + 3Ba 2+ + 6Cl — = 3BaSO4↓ + 2Al 3+ + 6Cl —

в) Cокращенное ионное уравнение реакции:

Пример №2

а) Молекулярное уравнение реакции нерастворимого основания с кислотой:

б) Полное ионное уравнение реакции:

В данном случае полное ионное уравнение реакции совпадает с сокращенным. Эта реакция протекает до конца, о чем свидетельствуют сразу два факта: образование вещества, нерастворимого в воде, и выделение воды.

Полное ионное уравнение реакции:

2Na + + CO3 2- + 2H + + 2Cl — = 2Na + + CO2↑ + H2O + 2Cl —

Cокращенное ионное уравнение реакции:

О протекании данной реакции до конца свидетельствуют два признака: выделение воды и газа – оксида углерода (IV).

Заишем еще несколько примеров РИО, идущих с образованием газа:

Пример №1

Молекулярное уравнение реакции растворимой соли (сульфида) с кислотой:

Полное ионное уравнение реакции:

2K + + S 2– + 2H + + 2Cl – = 2K + + 2Cl – + H2S↑

Cокращенное ионное уравнение реакции:

Пример №2

Молекулярное уравнение реакции нерастворимой соли (карбоната) с кислотой:

Полное ионное уравнение реакции:

В данном случае полное ионное уравнение реакции совпадает с сокращенным уравнением. Эта реакция протекает до конца, о чем свидетельствуют сразу три признака: выделение газа, образование осадка и выделение воды.

Посмотрите видео-опыт: “Реакция нейтрализации”

Пример №1

Молекулярное уравнение реакции щелочи с кислотой:

KOH (р) + HCl (р) = KCl(р) + H2O (мд)

Полное ионное уравнение реакции:

K + + OH – + H + + Cl – = K + + Cl – + H2O

Cокращенное ионное уравнение реакции:

Пример №2

Молекулярное уравнение реакции основного оксида с кислотой:

Полное ионное уравнение реакции:

Cокращенное ионное уравнение реакции:

CaO + 2H+ = Ca 2+ + H2O.

Пример №3

Молекулярное уравнение реакции нерастворимого основания с кислотой:

Полное ионное уравнение реакции:

В данном случае полное ионное уравнение совпадает с сокращенным ионным уравнением.

V. Выполнение заданий

Задание №1. Определите, может ли осуществляться взаимодействие между растворами гидроксида калия и хлорида аммония, записать реакциив молекулярном, полном, кратком ионном виде.

— Составляем химические формулы веществ по их названиям, используя валентности и записываем РИО в молекулярном виде (проверяем растворимость веществ по ТР):

так как NH4OH неустойчивое вещество и разлагается на воду и газ NH3уравнение РИО примет окончательный вид

— Cоставляем полное ионное уравнение РИО, используя ТР (не забывайте в правом верхнем углу записывать заряд иона):

K + + OH — + NH4 + + Cl — = K + + Cl — + NH3 ↑+ H2O

— Cоставляем краткое ионное уравнение РИО, вычёркивая одинаковые ионы до и после реакции:

Взаимодействие между растворами следующих веществ может осуществляться, так как продуктами данной РИО являются газ (NH3 ↑) и малодиссоциирующее вещество вода (H2O).

Подберите вещества, взаимодействие между которыми в водных растворах выражается следующими сокращёнными уравнениями. Составьте соответствующие молекулярное и полное ионное уравнения.

— Используя ТР подбираем реагенты — растворимые в воде вещества, содержащие ионы 2H + и CO3 2- .

— Составляем молекулярное уравнение РИО:

так как угольная кислота – неустойчивое вещества, она разлагается на углекислый газ CO2 ↑ и воду H2O, уравнение примет окончательный вид:

— Составляем полное ионное уравнение РИО:

6H + +2 PO4 3- + 6 K + + 3CO3 2- -> 6 K + + 2 PO4 3- + 3CO2 ↑ + 3H2O

— Составляем краткое ионное уравнение РИО:

Сокращаем коэффициенты на три и получаем:

В конечном итоге мы получили искомое сокращённое ионное уравнение, следовательно, задание выполнено верно.

Задание №3. Запишите реакцию обмена между оксидом натрия и фосфорной кислотой в молекулярном, полном и кратком ионном виде.

1. Составляем молекулярное уравнение, при составлении формул учитываем валентности (см. ТР)

3Na2O (нэ) + 2H3PO4 (р) -> 2Na3PO4 (р) + 3H2O (мд), где нэ — неэлектролит, на ионы не диссоциирует,
мд — малодиссоциирующее вещество, на ионы не раскладываем, вода — признак необратимости реакции

2. Составляем полное ионное уравнение:

3. Сокращаем одинаковые ионы и получаем краткое ионное уравнение:

3Na2O + 6H + -> 6Na + + 3H2O
Сокращаем коэффициенты на три и получаем:
Na2O + 2H + -> 2Na + + H2O

Данная реакция необратима, т.е. идёт до конца, так как в продуктах образуется малодиссоциирующее вещество вода.

VI. Задания для самостоятельной работы

Задание №1. Посмотрите следующий эксперимент:

Составьте уравнение реакции ионного обмена карбоната натрия с серной кислотой в молекулярном, полном и кратком ионном виде.

Задание №2. Закончите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде:

При выполнении задания используйте таблицу растворимости веществ в воде. Помните об исключениях!

Задание №3. Посмотрите следующий эксперимент:

Составьте уравнение реакции ионного обмена хлорида бария с сульфатом магния в молекулярном, полном и кратком ионном виде.

Задание №4. Закончите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде:

При выполнении задания используйте таблицу растворимости веществ в воде. Помните об исключениях!


источники:

http://infourok.ru/kontroliruyushij-material-testy-dlya-tekushego-kontrolya-znanij-po-teme-sera-i-eyo-soedineniya-4989432.html

http://kardaeva.ru/89-dlya-uchenika/9-klass/140-reaktsii-ionnogo-obmena-i-usloviya-ikh-protekaniya