Уравнение сохранения расхода для газов

Уравнение сохранения расхода и уравнение Бернулли для потоков газа

Для потока газа выполняется уравнение сохранения массового или весового расхода.

Массовый расход – это масса газа, протекающая через поперечное сечение потока в единицу времени.

Весовой расход – это вес газа, протекающий через поперечное сечение потока в единицу времени.

Уравнение сохранения массового расхода газа выводится на основании закона сохранения материи, впервые сформулированным М.В. Ломоносовым в 1748г. Этот закон гласит: через каждое поперечное сечение элементарной струйки газа при установившемся движении в единицу времени должен протекать газ одной и той же массы.

Уравнение сохранения массового расхода для элементарной струйки газа имеет вид

, (9.11)

где — плотность газа;

— скорость газа;

— площадь поперечного сечения элементарной струйки газа.

Уравнение сохранения весового расхода газа имеет вид

, (9.12)

где — удельный вес газа.

Уравнение сохранения расхода (уравнение неразрывности) для струйки сжимаемого газа гласит: при установившемся движении массовый (весовой) расход есть величина постоянная для всех сечений данной элементарной струйки.

Уравнение сохранения расхода для потока сжимаемого газа имеет вид

или , (9.13)

где — средняя скорость;

— удельный расход газа.

Удельный расход газа – это масса газа, протекающего в единицу времени через единицу площади поперечного сечения потока.

Уравнение Бернулли для элементарной струйки газа имеет вид

— при адиабатном процессе

; (9.14)

— при политропном процессе

; (9.15)

— при изотермическом процессе

. (9.16)

При небольших перепадах давления сжимаемостью газа можно пренебречь, тогда уравнение Бернулли для элементарной струйки газа имеет вид

, (9.17)

где — весовое давление;

— статическое давление;

— скоростное (динамическое) давление.

На практике весовым давлением часто пренебрегают, тогда уравнение Бернулли для элементарной струйки газа имеет вид

. (9.18)

Полное давление — сумма статического и динамического давлений.

Уравнение Бернулли показывает, что при небольших перепадах давления полное давление вдоль элементарной струйки газа постоянно.

Уравнение Бернулли для потока реального газа имеет вид

, (9.19)

где — коэффициент кинетической энергии;

— потери удельной энергии на преодоление гидравлических сопротивлений.

Разность температур в двух сечениях потока определяется по формуле

. (9.20)

При движении газа с большими скоростями, близкими к скорости звука, уравнение Бернулли для потока реального газа имеет вид

, (9.21)

где — скорость распространения звука.

Скорость распространения звука определяется по формуле

. (9.22)

Вопросы для самопроверки

1 Какие вопросы изучает аэростатика и аэродинамика?

2 В чём отличие капельных жидкостей от газообразных?

3 Какие параметры характеризуют термодинамическое состояние газа?

4 Что устанавливается уравнением состояния идеального газа?

5 При каких видах воздействия может произойти изменение состояния газа?

6 За счёт чего происходит тепловое и механическое воздействия?

7 О чём гласит первый закон термодинамики?

8 Назовите основные термодинамические процессы.

9 Какой газ в механике жидкости и газа принимается за стандартный?

10 В каких случаях наблюдается однородная атмосфера?

11 Когда наблюдается изотермическая атмосфера?

12 Что представляет собой политропическая атмосфера?

13 Чему равна высота однородной атмосферы?

14 Какой вид имеет основное уравнение гидростатики в случае однородной атмосферы?

15 Как определяется распределение давления при равновесии газа для изотермической атмосферы?

16 Какой вид имеет уравнение, определяющее условия равновесия газа при адиабатном процессе для политропической атмосферы?

17 Как записывается закон распределения температуры при адиабатном и политропном процессах в случае политропической атмосферы?

18 Чему равна высота атмосферы при адиабатном процессе?

19 Дайте определение понятиям массового и весового расходов.

20 Какой закон был сформулирован М.В. Ломоносовым в 1748 году?

21 Какой вид имеет уравнение сохранения массового расхода для элементарной струйки газа?

22 Как записывается уравнение сохранения весового расхода для элементарной струйки газа?

23 О чём гласит уравнение сохранения расхода (уравнение неразрывности) для струйки сжимаемого газа?

24 Что такое удельный расход газа?

25 Какой вид имеет уравнение сохранения расхода для потока сжимаемого газа?

26 Как записывается уравнение Бернулли для элементарной струйки газа при адиабатном, политропном и изотермическом процессах?

27 Какой вид имеет уравнение Бернулли для элементарной струйки газа?

28 Как определяется полное давление вдоль элементарной струйки газа?

29 Какой вид имеет уравнение Бернулли для потока реального газа?

30 Как записывается уравнение Бернулли для потока реального газа при его движении со скоростями, близкими к скорости звука?

ЛЕКЦИЯ 10

Тема: Общая характеристика гидропривода

Уравнение расхода

Уравнение расхода

  • Как и во всех физических явлениях, при движении газа выполняется закон сохранения массы. Этот закон позволяет установить простую зависимость между скоростью движения, плотностью газа и площадью поперечного сечения потока по отношению к стационарному движению газа. Рассмотрим движение потока газа по каналам переменного сечения рис. 8. 3, в котором выбирается любое сечение между участками 1 и 2.

В разделе 15-2 процессы, происходящие во влажном воздухе, изучались при помощи графика зависимости удельного влагосодержания от энтальпии. Людмила Фирмаль

Частицы газа, которые ранее были удалены от этой секции в течение бесконечно короткого периода c t, проходят через секцию равную произведению скорости движения в час, то есть всех частиц, которые указывают расстояние между секцией 1 и секцией 1, и скорости прохождения частицы 4 — Зд 4Т Если площадь поперечного сечения канала в области сечения 1 умножить на длину 4x, то получается объем газа, поступающего в выбранную область через сечение в течение 4t. Произведение полученной величины и плотности p. Газ в объеме между секциями и дает массу газа, поступающего в выбранный объем через секцию 4c1 1 1214t. В то же время газы выделяются из выделенного участка канала между участками 2 и 2.

  • Масса этого газа 4 72 2a 2p24t Где 2 — поперечное сечение канала, скорость газа, p2-плотность в объеме между участками 2 и 2. Движение является стабильным, поэтому размеры выбранной области объема и плотность газа в каждой точке этого объема не изменяются с течением времени. Time. So согласно закону сохранения массы, количество газа, поступающего в участок канала между участками 1 и 2, должно быть точно равно количеству газа, выходящего из участка одновременно. Или 11 0 xc1r 21 hax. Если мы уменьшим s t l101 22c2- Поскольку секции 1 и 2 были взяты произвольно, ясно, что произведение a d имеет одинаковое значение для любого поперечного сечения, нарисованного на том же канале. Р const 8.

Если для газовой смеси коэффициент диффузии Э равняется коэффициенту температуропроводности а, то оба указанных выше безразмерных коэффициента будут для данного значения критерия Рейнольдса равны. Людмила Фирмаль

Произведением скорости движения на площадь поперечного сечения является объем газа, протекающего через сечение в единицу времени-2-й объем газа, то есть объемный расход. Исэк -h31eeek. 8. 2 Произведение объемного расхода и плотности газа представляет собой массу газа, протекающего через секцию в единицу времени, или массовый расход газа. Оскг секунд. 8. 3 Итак, уравнения 8. 1 и 8. 3 называются уравнениями течения.

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

1. Основные уравнения движения газа в двигателях и их элементах

Название1. Основные уравнения движения газа в двигателях и их элементах
Дата03.04.2021
Размер1.66 Mb.
Формат файла
Имя файла1.docx
ТипДокументы
#190867
страница1 из 3
Подборка по базе: Понятие и основные черты.docx, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ.docx, Определение отношения теплоемкостей газа методом клемана дезорма, Тест 5. Основные понятия математической статистики. Вариационные, АСУТП ЦЕНТРАЛЬНОГО ПУНКТА СБОРА НЕФТИ И ГАЗА НА УСТЬ-ТЕГУССКОМ М, Менеджмент. Основные модели принятия решений.Модели принятия реш, АСУТП Цеха добычи нефти и газа на базе технических средств.rtf, Реферат на тему Основные законы древней греции.docx, Локомотивные устройства обеспечения безопасности движения поездо, Тестовые задания по подготовке нефти и газа к транспортировке бе

1.Основные уравнения движения газа в двигателях и их элементах.
Уравнение неразрывности

Расход газа через любое поперечное сечение какого-либо канала, т.е. количество газа, проходящее через это сечение в единицу времени, равен

где с скорость потока, ρ его плотность, а F площадь данного сечения.

На установившемся режиме расход газа через все сечения данного канала одинаков. Следовательно, для двух произвольных сечений 1-1 и 2-2 (рис. 1.8)

Рис. 1.8. К составлению уравнения неразрывности.

c1 ρ 1 F1= c2 ρ 2 F2 или ρ c F= const

Для многих практических расчетов оказывается удобным использовать выражение расхода газа через параметры заторможенного потока и газодинамическую функцию :

,

где размерный коэффициент зависит от природы газа, т.е. показателя адиабаты k и газовой постоянной R. Единица его измерения [(кг·К)/Дж] 0,5 . Для воздуха при k = 1,4 и R= 287,05 Дж/(кг·К) m=0,0404. Для газа при k =1,33 и R =287,4 Дж/(кг·К) m=0,0397.

Уравнение сохранения энергии

Если к установившемуся потоку газа между сечениями 1-1 и 2-2 (рис. 1.9) подводится извне (в расчете на единицу массы) работа L внеш и теплота Q внеш , то

+ = +

г де i и с энтальпия единицы массы и скорость потока газа в соответствующих сечениях.


Рис.1.9.

К составлению уравнения сохранения энергии

В параметрах заторможенного потока это уравнение имеет вид

+ =

То есть теплота и работа, подведенные к газу, приводят к повышению его полной энтальпии.

Эти уравнения получены в предположении, что вся работа, затраченная на преодоление сил вязкого трения и других возможных форм гидравлических потерь (обозначим её L r ), в результате диссипации механической энергии полностью превращается в теплоту Q r , т.е. Q r L r .

Обобщенное уравнение Бернулли

Если из уравнения сохранения энергии

+ = +

вычесть уравнение первого закона термодинамики

+ L r = то получим следующее уравнение

Это уравнение называется обобщенным уравнением Бернулли. Оно показывает, что подведенная к газу внешняя работа расходуется на его политропическое сжатие, изменение кинетической энергии и преодоление гидравлического сопротивления.

Теорема Эйлера об изменении количества движения

П ри проектировании газотурбинных двигателей возникает необходимость определения сил взаимодействия газа с элементами двигателя, находящимися в потоке (например, при определении усилий, действующих на лопатки компрессора и турбины, силы тяги, создаваемой двигателем, и т.д.).

Рис. 1.10. Силы, действующие

на профиль в потоке

В ектор аэродинамической силы, действующей, например, на профиль (рис. 1.10), можно определить, интегрируя силы давления и трения которыми газ действует на поверхность f этого профиля, т.е.

Очевидно, что профиль воздействует на газ с силой Р, равной по величине, но противоположно направленной, т.е. Р = – Р .

Однако определение силы Р интегрированием сил давления и трения газа затруднительно, т.к. значения и распределение этих сил по поверхности обтекаемого тела довольно сложно определить. Но, если использовать теорему Эйлера об изменении количества движения газового потока при обтекании тела, то аэродинамическую силу, действующую на тело, можно определить без знания р и τ во всех точках обтекаемой поверхности. Примем, что движение газа установившееся. Выделим произвольной поверхностью F некоторый объем газа, окружающий обтекаемое тело, например, профиль. Такую поверхность обычно называют контрольной поверхностью. На рис. 1.11 показано плоское сечение этой поверхности.

Р ис. 1.11. К объяснению теоремы Эйлера

Отбросим газ вне контрольной поверхности и заменим его действие на газ внутри этой поверхности силами давления и трения.

Тогда в соответствии с теоремой Эйлера при установившемся течении газа сумма всех газодинамических сил (сил давления и трения), действующих на выделенную произвольной контрольной поверхностью F массу газа со стороны отброшенного вне этой поверхности газа и обтекаемых тел, равна разности количеств движения вытекающей из этой поверхности и втекающей в неё в единицу времени масс газа, т.е.

+ =

Здесь — сумма сил, действующих на массу газа, находящегося внутри контрольной поверхности со стороны самой контрольной поверхности, -сила, действующая на этот газ со стороны обтекаемого тела (профиля),

— разность количеств движения вытекающей из этой поверхности и втекающей в неё в единицу времени масс газа. Рациональным выбором формы контрольной поверхности можно облегчить вычисление как этих газодинамических сил, так и количеств движения вытекающей и втекающей в единицу времени масс газа.

Задача1.4. Определить температуру заторможенного потока воздуха на входе в ГТД в условиях полета на высоте Н = 11000 м со скоростью, соответствующей МН = 0,85.

Для Н=11000 м, =216,65К тогда при МН = 0,85
= (1+ )=247,96К

2. Компрессоры ГТД

Компрессор — часть ГТД, степень аэродинамического и конструктивного совершенства которого в значительной мере определяют мощность, экономичность, габаритные размеры, массу, надежность и ресурс двигателя. К компрессору предъявляются те же требования, что и к двигателю.

Помимо общих требований предъявляются и некоторые специфические:

— обеспечение заданного секундного расхода воздуха;

— обеспечение заданной степени повышения давления;

— обеспечение устойчивой, т.е. без помпажа и пульсации, работы в широком диапазоне частоты вращения ротора.

Работу компрессора характеризуют следующие основные параметры:

— расход воздуха G (кг/с) — определяется количеством воздуха, прошедшим через компрессор за одну секунду;

— степень повышения полного давления в компрессоре — отношение давления заторможенного потока воздуха на выходе из компрессора к давлению заторможенного потока на входе в компрессор ;

— адиабатический КПД — определяется как отношение полезной адиабатической работы, затраченной на сжатие и проталкивание воздуха в компрессоре, к полной подведенной к компрессору работе .

Адиабатический КПД на расчетном режиме для отдельных ступеней осевых компрессоров составляет 0,89. 0,92, многоступенчатых компрессоров 0,85. 0,87.

Осевой компрессор состоит из (рис. 1.1) входного направляющего аппарата (BHA) 5, нескольких венцов последовательно чередующихся в oceвом направлении рабочих лопаток 2, установленных на вращающемся роторе 7, нескольких венцов направляющих лопаток 3, закрепленных в корпусе компрессора 4 и спрямляющего аппарата 6, расположенного за компрессором. Совокупность одного венца рабочих лопаток и следующего за ним венца направляющих лопаток называется ступенью компрессора.
Рис. 1.1 Схема ступени и изменение параметров состояния воздуха в ступени осевого компрессора

Рабочие лопатки одной ступени, установленные в диске, называют рабочим колесом (PK), направляющие лопатки одной ступени, закрепленные в корпусе, называют направляющим аппаратом (НА), последний направляющий аппарат за последним PK называется спрямляющим аппаратом (CA).

В осевом компрессоре направление движения воздуха в основном осевое. В каналах, образованных рабочими лопатками, к воздуху подводится механическая энергия от турбины, в результате чего давление и скорость воздуха увеличиваются. В расположенном за рабочими лопатками НА кинетическая энергия воздуха преобразуется в потенциальную, т.е. за счет снижения скорости потока воздуха повышается его давление. НА обеспечивает также определенное направление потока при вхождении его в следующую ступень.

Степень повышения давления в ступени oceвого компрессора в основном зависит от средней окружной скорости лопаток. Чем больше эта скорость, тем больше степень повышения давления. Максимальная окружная скорость лопаток из условий их прочности обычно не превышает 300. 450 м/с.

Диаметр ступени компрессора определяется потребным расходом воздуха, его плотностью и осевой скоростью. Осевая скорость воздуха сохраняется по всем ступеням постоянной или несколько уменьшается к последним ступеням. Поскольку плотность воздуха на входе в первую ступень минимальная, то наибольшую площадь проточной части имеет первая ступень, далее площадь уменьшается к последним ступеням. Площадь проточной части ограничена ее наружным и внутренним диаметрами.

Для уменьшения наружного диаметра первой ступени при заданной площади проточной части уменьшают внутренний диаметр, а чтобы обеспечить размещение лопаток на роторе, внутренний диаметр выбирают обычно равным 0,35. 0,4 от наружного диаметра.

На последующих ступенях может быть сохранен тот же наружный диаметр, что и на первой ступени , тот же внутренний диаметр , тот же средний диаметр, или диаметры могут меняться .

В целях расширения области устойчивой работы и повышения КПД применяются двухкаскадные и трехкаскадные схемы осевых компрессоров. В многокаскадном компрессоре несколько последовательно расположенных роторов автономно приводящихся во вращение отдельными турбинами.

В центробежном компрессоре для повышения давления газа используется центробежный эффект, который позволяет увеличить степень повышения полного давления намного больше, чем в осевом компрессоре. К числу достоинств центробежных компрессоров относятся также относительная простота конструкции (существенно меньшее число деталей), более благоприятная характеристика и меньшая чувствительность к условиям эксплуатации, чем у осевых.

Ступень центробежного компрессора состоит из BHA 1, PK 2 и выходной системы, которая включает в себя безлопаточный щелевой диффузор 3, лопаточный диффузор 4 и выходной патрубок 5 (рис. 1.2).

Рис.1.2. Двухступенчатый центробежный компрессор:
1 — BHA; 2 — PK; 3 — безлопаточный щелевой диффузор; 4 — лопаточный диффузор; 5 — выходной патрубок.

В PK механическая энергия, подводимая к колесу от турбины, преобразуется в потенциальную и кинетическую энергию газа. Это преобразование энергии в PK осуществляется в результате аэродинамического взаимодействия потока газа с вращающимся лопаточным аппаратом. Поток на входе обычно закручивается по вращению. Хотя в связи с этим уменьшается напор, сообщаемый воздуху, необходимость в предварительной закрутке по вращению связана с желанием уменьшить величину относительной скорости, которая в периферийном сечении достигает значений, близких к скорости звука и даже превышающих ее.

По конструктивному выполнению рабочие колеса делятся на следующие типы:

— открытые (рис. 1.3, а),

— закрытые (рис. 1.3, б),

полуоткрытые (рис.1.3, в).



а б в

Рис. 1.3. Типы рабочих колес: а — открытого типа; б — закрытого типа; в — полуоткрытого типа;

1 — втулка; 2 — рабочие лопатки; 3 — покрывной диск; 4 – диск

Рабочее колесо открытого типа состоит из втулки 1 и закрепленных на ней рабочих лопаток 2, так что межлопаточные каналы с двух торцевых сторон ограничены лишь неподвижными стенками кожуха, расположенными на небольшом расстоянии от торцов лопаток. Koлесо открытого типа является малоэкономичным ввиду больших потерь от перетекания газа через торцы лопаток и из-за влияния среды в зазоре между колесами и кожухом на поток в канале колеса. Такие колеса применяются иногда в дешевых вентиляторах или дымососах.

У PK закрытого типа лопатки 2 с двух торцов прикрепляются к дискам 3 и 4, один из которых называется покрывным. В закрытом колесе оба торца лопаток закрыты, так что перетекания газа через торцы быть не может. Поток газа в колесе изолирован от воздействия газа, находящегося в зазоре между PK и кожухом. Ввиду этого закрытые колеса являются наиболее экономичными и применяются чаще всего в стационарных центробежных компрессорах. Лопатки закрытых колес обычно выполняют заодно с основным диском, а покрывной диск крепится к ним болтами или с помощью сварки.

У колес полуоткрытого типа лопатки с одной стороны соединены с диском, а с другой стороны также открыты. Обычно лопатки полуоткрытых PK выполняют заодно с дисками. Полуоткрытые колеса по экономичности занимают промежуточное положение. С точки зрения механической прочности PK полуоткрытого типа имеют наибольшую прочность по сравнению с колесами закрытого типа, так как наличие покрывного диска приводит к увеличению напряжений во всех элементах основного диска.

Использование центробежного компрессора вместо многоступенчатого осевого возможно, когда КПД ступени центробежного компрессора при =6. 8 достигнет η*=0,82. 0,83, т.е. приблизится к КПД осевых многоступенчатых компрессоров. Более целесообразно применение осецентробежных компрессоров в двигателях малых размеров.

Ротора центробежных компрессоров состоят из PK с лопатками, вращающихся BHA, вала или передней и задней цапф. Если конструктивно PK выполнено отдельно от вала, то передача крутящего момента производится посредством цилиндрических и торцевых шлицов. Отдельные ступени соединяются между собой промежуточными валами.

Передача крутящего момента осуществляется призонными болтами или шлицевым соединением в зависимости от конструкции компрессора.

Осецентробежные компрессоры представляют собой комбинированное устройство, в котором высокий КПД (

85. 87 %) осевого компрессора (первые 5. 7 ступеней) сочетается с высокой степенью сжатия в единственной последней центробежной ступени рис. 4.5). Центробежная ступень устанавливается вместо нескольких осевых, имеющих сверхмалые высоты рабочих лопаток, на которых особенно сказывается влияние радиальных зазоров над лопатками.

Рис. 1.4 Осецентробежный компрессор:
1 — осевые ступени; 2 — центробежная ступень

Такие компрессоры, несмотря на некоторую потерю общего КПД (по сравнению с осевым компрессором такой же степени сжатия), имеют значительный выигрыш по габаритным размерам и массе.

Задача 2.3 Определить работу Lu , передаваемую воздуху колесом ступени осевого компрессора, если с2а = с1а = 200 м/с;β1 = 40 ; β2 = 60 и u = 360 м/с.

Из формулы Lu = u Δwu следует, что для решения задачи необходимо определить величину закрутки воздуха в рабочем колесе Δwu , которая равна Δwu = w1uw2u = с1a (ctg β1 − ctg β2 ) =123м/с .

Тогда работа Lu = u Δwu = 44,3 кДж/кг .
3.Газовые турбины ГТД

Турбина в авиационных ГТД предназначена для привода во вращение компрессора и для получения мощности, необходимой для вращения винта в ТВД или ТВВД или несущего винта в вертолётных двигателях. Незначительная часть мощности турбины используется для привода агрегатов самолета и двигателя. Для получения мощности в турбине происходит преобразование энергии сжатого и нагретого газа в механическую работу на её валу.

В авиационных ГТД применяются только осевые одно- и многоступенчатые турбины. Процесс расширения газа в многоступенчатой турбине ГТД состоит из ряда последовательно протекающих процессов расширения в отдельных ступенях.

Рис. 6.1. Схема ступени газовой Рис. 6.2. Течение газа в ступени

газовой турбины турбины

Ступень газовой турбины в ГТД состоит из неподвижного соплового аппарата (СА) и расположенного за ним вращающегося рабочего колеса (РК) (рис. 6.1). Рассечем ступень цилиндрической поверхностью В-В и развернем это сечение на плоскость. В результате получим сечение решеток профилей СА и РК (рис. 6.2). Рассмотрим характерную форму профилей , межлопаточных каналов и течение газа через эти решетки.

На входе в СА газ имеет давление р0, температуру Т0 и скорость с0. Лопатки СА имеют большую кривизну. Угол 1, под которым выходит газ из СА, равен 20 … 30 о. Поэтому поперечное сечение каждой струи газа, прошедшего через межлопаточный канал СА, на выходе из него оказывается меньше, чем на входе (f1a w1) (рис. 6.1), так как межлопаточные каналы РК суживающиеся (f2к 1 2 3


источники:

http://lfirmal.com/uravnenie-raskhoda/

http://topuch.ru/1-osnovnie-uravneniya-dvijeniya-gaza-v-dvigatelyah-i-ih-elemen/index.html