Уравнение состояния идеального газа газовые законы 10 класс

Урок по физике на тему «Уравнение идеального газа. Газовые законы»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: « Уравнение идеального газа, Газовые законы»

продолжить формирование понятия макросистемы;

продолжить формирование умения объяснять законы с молекулярной точки зрения;

изображать графики изопроцессов.

развитие познавательного интереса;

развитие интеллектуальных способностей учащихся;

развитие предметных и общенаучных умений и навыков;

развитие навыков самообразования.

формирование коммуникативных качеств, культуры общения;

воспитание ответственности у учащихся не только за свои знания, умения, но и за знания каждого обучаемого.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения : словесные, словесно-наглядные, словесно-наглядно-практические

Оборудование: доска, учебник, фотографии

Три пути ведут к знанию. Путь размышления — самый благородный.

Путь подражания – самый лёгкий. Путь опыта – самый горький путь.

Конфуций (древний мыслитель и философ Китая).

I. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.

Сообщение темы, цели, задач урока. Стимулирование мотивации учебной деятельности при обучении.

II. Проверка знаний и умений.

Самостоятельная работа на 10 минут

1. Основное уравнение МКТ имеет вид: , где .

2. Температура — мера средней кинетической энергии. Почему?

, , измеряется в Дж, давно известно, что температура измеряется в , а теперь мы знаем ,что и в К.

3. Как связана абсолютная шкала и шкала Цельсия?

4. Назовите макроскопические параметры.

Давление, объем, температура.

5. Вот мы говорим сегодня о давлении. Чем создается давление в газах?

Ударами молекул о стенки сосуда

6. А от чего оно зависит? (Обратимся к небольшому видеоролику)

От повышения или понижения температуры, от количества молекул.

7. Запишите формулу, которую связывают эти все величины.

8. А как определить число молекул?

9. А что показывает число N а . Чему оно равно?

Число Авогадро показывает число молекул в одном моле. Na=6, 02*10^23 моль^-1

ⅠⅠⅠ . Изучение нового материала

Запишем зависимость давления газа от концентрации молекул и температуры

подставляем вместо n

преобразуем

,

где -универсальная газовая постоянная

-уравнение состояния идеального газа или уравнение Менделеева-Клапейрона.

Из данного уравнения вытекает связь между давлением, объемом и температурой идеального газа, который может находиться в двух любых состояниях.

Рассмотрим систему , находящуюся в двух состояниях, с параметрами p, V, T.

Запишем уравнения для двух состояний.

поделим первое на второе

при уравнение Клапейрона.

Определение: при фиксированной массе отношение произведения давления и объема на температуру есть величина постоянная.

Историческая справка. Готовят учащиеся.

При изучении биографии Д.И. Менделеевым и Бенуа Поль Эмиля Клапейрона я задалась таким вопросом: что мы знаем об этих выдающихся ученых? Большинство людей знают о Менделееве, как о создателе периодической системы химических элементов, а о Клапейроне из учебника по физике при изучении состояния идеального газа.

Меня поразило то, что Клапейрон старше Менделеева на 35 лет, но каким-то случайным образом их судьбы похожи. Они работали в Петербурге в разное время в одном и том же Институте инженеров путей сообщения. В 1834 году Клапейрон открыл уравнение идеального газа, объединяющее закон Бой ля-Мариотта, закон Гей-Люссака и закон Авогадро. В 1874 году этот закон обобщил Д.И. Менделеев и назвал это уравнение Менделеева-Клапейрона.

Я прочла недавно вот такие слова: « Гений? Какой там гений. Трудился всю жизнь, вот вам и гений.» и мне кажется, что они подходят к обоим ученым. Ведь их жизнь пример трудолюбия, преданности делу и любви к науке. Я думаю у нас есть чему у них поучиться.

С помощью уравнения состояния идеального газа можно исследовать процессы, в которых масса газа и один из трех параметров – давление, объем или температура – остаются неизменными.

Определение: количественные зависимости между двумя параметрами газа при фиксированном значении третьего параметра называют газовыми законами (изопроцессамия).

Рассмотрим каждый из процессов

(процесс изменения состояния термодинамической системы макроскопических тел при постоянной температуре) [3]

сформулируем определение. (учащиеся формулируют самостоятельно)

определение: для газа данной массы произведение давления на объем постоянна, если температура газа не меняется.- закон Бойля – Мариотта.

— изотерма, изображает обратно пропорциональную зависимость, график находится в первой четверти т.к. величины p,V положительны.

Вывод : (учащиеся самостоятельно по первому рисунку)

изотерма соответствующая более высокой температуре , лежит на графике выше изотермы, соответствующей более низкой температуре . Построим графики в координатах PT, VT.

(процесс изменения состояния термодинамической системы макроскопических тел при постоянном давлении). [3]

Определение: для газа данной массы отношение объема к температуре постоянно, если давление не изменяется.

прямолинейная зависимость.- закон Гей-Люссака (1802г)

Вывод: (самостоятельно по рисунку 2)

изобара соответствующая более высокому давлению лежит на графике ниже изобары соответствующей более низкому давлению . Построим графики в координатах PT, PV,Vt.

(процесс изменения состояния термодинамической системы при постоянном объеме). [1]

Определение: при данной массе газа отношение давление газа к температуре постоянно, если объем газа не изменяется.- закон Шарля (1787г.)

Вывод: изохора соответствующая большему объему лежит ниже изохоры, соответствующей меньшему объему . Построим графики в координатах PV, VT, Pt.

Определите кол-во молекул при нормальных условиях, если делая 1 вдох, ваши легкие поглощают 1,5 л воздуха

Физика. 10 класс

Конспект урока

Физика, 10 класс

Урок 20. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1) уравнение состояния идеального газа и уравнение Менделеева — Клапейрона;

2) закон Дальтона, парциальное давление, закон Авогадро;

3) газовые законы и границы их применимости;

4) графики изохорного, изобарного и изотермического процесса;

5) определение по графикам характера процессов и макропараметров идеального газа;

6) применение модели идеального газа для описания поведения реальных газов.

Глоссарий по теме

Уравнение, связывающее три макроскопических параметра давление, объём и температура, называют уравнением состояния идеального газа.

Парциальное давление – давление отдельно взятого компонента газовой смеси, равно давлению, которое он будет оказывать, если занимает весь объем при той же температуре.

Количественные зависимости между двумя параметрами газа при фиксированном значении третьего параметра называют газовыми законами (изопроцессами).

Процесс изменения состояния термодинамической системы макроскопических тел при постоянной температуре называют изотермическим.

Процесс изменения состояния термодинамической системы макроскопических тел при постоянном давлении называют изобарным.

Процесс изменения состояния термодинамической системы при постоянном объеме называют изохорным.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. – С. 209 – 218.

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. — М.: Дрофа, 2009.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Уравнение Клапейрона при m = const: отношение произведения давления и объёма к температуре есть величина постоянная для постоянной массы газа:

Если изменяется какой-либо макроскопический параметр газа постоянной массы, то два других параметра изменятся таким образом, чтобы указанное соотношение осталось постоянным.

Отношение произведения давления и объёма к температуре равно универсальной газовой постоянной для одного моля идеального газа.

Уравнение Менделеева при v = 1 моль

Произведение постоянной Больцмана и постоянной Авогадро называется универсальной газовой постоянной.

уравнение состояния идеального газа.

Уравнение состояния идеального газа получило название «уравнение Менделеева-Клапейрона».

Давление смеси химически невзаимодействующих газов равно сумме их парциальных давлений: закон Дальтона.

где pi– парциальное давление i-й компоненты смеси.

Парциальное давление – давление отдельно взятого компонента газовой смеси, равное давлению, которое он будет оказывать, если занимает весь объём при той же температуре.

Один моль любого газа при нормальных условиях занимает один и тот же объём равный:

V0=0,0224м 3 /моль=22,4дм 3 /моль.

Это утверждение называется законом Авогадро

Количественные зависимости между двумя параметрами газа при фиксированном значении третьего параметра называют газовыми законами (изопроцессами).

Процесс изменения состояния термодинамической системы макроскопических тел при постоянной температуре называют изотермическим.

Для газа данной массы произведение давления на объём постоянна, если температура газа не меняется — закон Бойля – Мариотта.

Изотерма соответствующая более высокой температуре T1, лежит на графике выше изотермы, соответствующей более низкой температуре T2.

Если значения давления и температуры в различных точках объёма разные, то в этом случае газ находится в неравновесном состоянии.

Равновесное состояние — это состояние, при котором температура и давление во всех точках объёма одинаковы.

Процесс изменения состояния термодинамической системы макроскопических тел при постоянном давлении называют изобарным.

Для газа данной массы отношение объема к температуре постоянно, если давление не изменяется — закон Гей-Люссака.

Изобара соответствующая более высокому давлению p2 лежит на графике ниже изобары соответствующей более низкому давлению p1.

Процесс изменения состояния термодинамической системы при постоянном объеме называют изохорным.

При данной массе газа отношение давление газа к температуре постоянно, если объем газа не изменяется — закон Шарля.

Изохора соответствующая большему объему V2 лежит ниже изохоры, соответствующей меньшему объему V1.

Примеры и разбор решения заданий

1. Установите соответствие между физическими величинами и приборами для их измерения. К каждой позиции первого столбца подберите нужную позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Урок по физике в 10 классе. Тема урока «Уравнение состояния идеального газа»
методическая разработка (физика, 10 класс) по теме

На уроке выводится формула уравнения состояния идеального газа. Кроме того, рассматриваются важные следствия, вытекающие из этого уравнения. Урок сопровождается показом презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_v_10_klasse._uravnenie_sostoyaniya_idealnogo_gaza.rar1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Власова Надежда Ивановна

МКОУ Петропавловская СОШ

«Уравнение состояния идеального газа»

Тип урока : комбинированный.

Дидактическая цель : создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления новой учебной информации об идеальном газе.

  1. Образовательные: установление вида связи между макроскопическими параметрами состояния вещества и знакомство со следствиями, вытекающими из уравнения состояния идеального газа; формирование умений применять полученные знания при решении задач.
  2. Воспитательные: создание условий для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций и проявления инициативы; формирование познавательного интереса к изучаемому материалу; формирование стремления к глубокому усвоению теоретических знаний через решение задач, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
  3. Развивающие : развитие мышления и мировоззрения обучающихся через использование метода научного познания; осуществление межпредметных связей с математикой при выводе уравнения Менделеева — Клапейрона, развитие навыков самообразования.

Раздаточный материал : карточка для индивидуальной работы; домино для закрепления материала, папка «Учись учиться».

ТСО : компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в программе Power Point.

I. Проверка знаний.

1. Организационный момент : приветствие, готовность к уроку.

2 .Актуализация опорных знаний; мотивация учебной деятельности.

1 .(Сообщение ученика)

Теплый воздух, водород и гелий применяют в летательных аппаратах: аэростатах, стратостатах, воздушных шарах и дирижаблях. Воздушные шары чаще используют в спортивных и научно-познавательных целях. Стратостаты предназначены для исследования верхних слоев атмосферы. Они находят применение в метеорологии, для запуска автоматических метеостанций. Управляемые аэростаты называют дирижаблями. Основные задачи, которые возлагаются на дирижабли сегодня,- перевозка грузов, укладка нефтегазовых труб, установка опорных линий электропередач, работа в труднодоступных районах, где нет дорог. В последнее время летательные аппараты используют еще и в рекламных целях.

2. (Дополнение учителя). (Слайд 1-7)

На слайде летательные аппараты.

Вы видите один из первых жестких дирижаблей «Цеппелин» -дирижабль 1890 года. Сейчас в летательных аппаратах используют в основном гелий, так как пожароопасность водородных летательных аппаратов резко ограничивает его применение как наполнителя.

Не всегда полеты названных аппаратов заканчивались благополучно. 30 января 1934 года в небо поднялся аэростат «Осоавиахим – 1». Он достиг рекордной высоты на тот момент – 22 км, но из-за плохой погоды обледенел и рухнул вниз. Погибли Андрей Васенко – конструктор, Илья Усыскин – физик и пилот Павел Федосеенко, наш земляк, уроженец г. Острогожска. Одна из улиц города носит его имя.

Тема сегодняшнего урока:

«Уравнение состояния идеального газа».

  1. Познакомиться с уравнением состояния идеального газа;
  2. записать это уравнение в классическом виде;
  3. сформулировать следствия, вытекающие из уравнения состояния идеального газа;
  4. научиться использовать полученные уравнения при решении задач.

А чтобы достичь этих целей, повторим ранее изученный материал об идеальном газе.

1 ). Решить задачу по карточке (индивидуальная работа у доски).

Задача . Определить температуру, при которой тепловая скорость движения молекул водорода равна 2 км / с.

Дополнительный вопрос: «Какие микроскопические параметры характеризуют газ?»

  1. Это масса молекулы, ее скорость, импульс и кинетическая энергия поступательного движения частицы.

Так как нам предстоит получить уравнение состояния идеального газа, давайте вспомним, что такое «идеальный газ». Это идеализированная модель, согласно которой считают, что: …

Перед вами слайд, на котором записаны 9 постулатов МКТ.

Все ли они верны для идеального газа? (Не верны 3, 6, 9)

Итак, верно ли, что …

Модель «Идеальный газ»

  1. В любом макроскопическом объеме газа число молекул очень велико.
  2. Размеры молекул пренебрежительно малы по сравнению с расстояниями между ними.
  3. Между молекулами существуют силы взаимодействия- силы притяжения и силы отталкивания.
  4. Все соударения молекул являются абсолютно упругими.
  5. Молекулы взаимодействуют друг с другом или со стенкой сосуда только в момент соударения.
  6. Значительная средняя потенциальная энергия взаимодействия препятствует изменению среднего расстояния между ними.
  7. Молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении.
  8. К движению отдельной молекулы применимы законы механики Ньютона.
  9. Частицы колеблются около положений равновесия, взаимодействуя с ближайшими соседями.

2. Проверка знаний ранее изученных формул.

Учащимся демонстрируется слайд, на котором написаны формулы, но вместо некоторых величин стоит знак ?. Заменить знак ? недостающими буквами .


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6292/conspect/

http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/08/26/urok-po-fizike-v-10-klasse-tema-uroka-uravnenie-sostoyaniya