Уравнение состояния провода в пролете

Уравнение состояния провода

Уравнение состояния провода определяет взаимосвязь напряжения и стрелы провеса провода от изменения температуры и нагрузки.

Рассмотрим провод в пролете с неподвижными точками подвеса, находящимися на одинаковой высоте. Необходимо определить напряжения в проводе при новой температуре и нагрузке, исходя из его начального состояния, в котором напряжение известно.

Принимаем, что начальное состояние провода в пролете характеризуется параметрами: Lm-длина провода в пролете; рm-приведенная нагрузка; tm-температура воздуха; sm— напряжение в низшей точке провода. Необходимо определить напряжение в проводе snв новом состоянии, характеризующимся параметрами рnи tn.

При изменении температуры от tm до tnдлина провода изменится на величину

Изменение нагрузки от рmдо рnвызывает изменение напряжения в проводе от smдо sn. В соответствии с законом Гука, изменение напряжения приводит к упругой деформации провода, т. е. к его удлинению на величину

В новом состоянии длина провода будет равна:

Учитывая формулу (6.6), позволяющую определять длину провода в различных состояниях, последнее выражение принимает вид

Пренебрегая величиной второго порядка малости Dи группируя параметры нового состояния в левой части, получаем уравнение состояния провода

(6.7)

Решая данное уравнение, определяем напряжение в проводе snв новом состоянии на основе известных параметров рm,tm, sm исходного состояния.

Критический пролет

Критический пролет. Напряжения в проводах или тросах, возникающие при воздействии наибольшей нагрузки или низшей температуры, не должны превышать допустимых значений. Напряжения при среднегодовой температуре также ограничиваются допустимыми значениями из условий вибрации проводов. При ограничении допустимых напряжений для этих трех исходных режимов возникает вопрос, какой из режимов следует принимать в качестве исходного при расчете проводов и тросов.

В качестве исходного режима следует принимать такой режим, при котором напряжения в проводе будут наибольшими и, естественно, должны быть ограничены допустимыми значениями. Для определения такого исходного режима служат так называемые критические пролеты.

Рассмотрим зависимость напряжения от температуры и от нагрузки при малых и больших значениях пролетов.

Предположим, что длина пролета стремится к нулю, l →®0. Уравнение состояния провода (6.7) принимает при этом вид

Из уравнения следует, что напряжения в проводе в этом случае не зависят от нагрузки р, а определяются температурой воздуха. Из этого следует также, что наибольшее напряжение в проводе будет при низшей температуре.

При увеличении длины пролета l →®¥уравнение (6.7), после деления на l 2 и упрощения, примет вид

В этом случае напряжение в проводе зависит в основном от нагрузки р и, соответственно, достигает наибольшего значения при наибольшей нагрузке.

Очевидно, что между малыми пролетами, в которых наибольшие напряжения возникают при низшей температуре, и большими пролетами, в которых максимальные напряжения возникают при наибольшей нагрузке, должен находиться такой пограничный пролет, в котором напряжения становятся равными и достигают допустимое значение как при низшей температуре, так и при наибольшей нагрузке. Такой пролет называют критическим.

Заменяя параметры в уравнении состояния провода (6.7) на параметры, характерные для критического пролета, т.е. параметры с индексом «n» -на параметры, характерные низшей температуре: рn== р1; tn= t, а с индексом «m» – на параметры, характерные наибольшей нагрузке: рm= р++; tm= -5°C, учитывая также то, что напряжение в проводе при критическом пролете равноы допустимому напряжению sn= sm= [[s]доп], после преобразования (6.7) получаем выражение для определения критического пролета

. (6.8)

Если фактическая длина пролета больше критической, то напряжение в проводе при наибольшей нагрузке sр++больше, чем при низшей температуре st(рис. 6.12). ПоэтомуСледовательно, для пролетов, длина которых больше критической, наибольшие напряжения в проводе имеют место при наибольшей нагрузке. Если фактическая длина пролета меньше критической, то напряжение в проводе при низшей температуре больше чем при наибольшей нагрузке. Следовательно, для пролетов, длина которых меньше критической, наибольшие напряжения в проводе имеют место имеют место при низшей температтуурре.

Поэтому, для пролетов, длина которых больше критической, наибольшие напряжения в проводе имеют место при наибольшей нагрузке. Если фактическая длина пролета меньше критической, то напряжение в проводе при низшей температуре больше, чем при наибольшей нагрузке. Следовательно, для пролетов, длина которых меньше критической, наибольшие напряжения в проводе имеют место при низшей температуре.

Критическая температура

Если фактическая длина пролета меньше критической, то напряжение в проводе при низшей температуре больше чем при наибольшей нагрузке. Следовательно, для пролетов, длина которых меньше критической, наибольшие напряжения в проводе имеют место при низшей температуре.

Критическая температура. Ограничения, накладываемые ПУЭ на габарит пролета (расстояние от низшей точки провода до поверхности земли или пересекаемых коммуникаций), в свою очередь вызывают необходимость знать при каких климатических условиях стрела провеса провода имеет наибольшее значение: при гололеде или при высшей температуре.

Очевидно, что при наличии гололеда стрела провеса будет больше, чем при той же температуре без гололеда. При сбросе гололеда стрела провеса уменьшится; если температура начнет повышаться, то стрела провеса будет увеличиваться. При определенной температуре стрела провеса провода без гололеда достигнет такого же значения, что и при наличии гололеда. Такая температура называется критической tк.

Приведенная нагрузка на провод при гололеде р3,температура воздуха –5 о С, напряжение в проводе при этом s3. При критической температуре (провод без гололеда) приведенная нагрузка на провод р1, напряжение при этом s1. Из условия равенства стрел провеса по формуле (6.2) имеем

Воспользуемся уравнением состояния провода (6.7), в котором в качестве параметров исходного и искомого режимов, примем следующие значения:

Решив полученное уравнение относительно tк,получим формулу для определения критической температуры

(6.9)

Из сопоставления вычисленной критической температуры с максимальной для данной местности можно сделать следующие выводы:

— если максимальная температура выше критической, то наибольшая стрела провеса будет при максимальной температуре;

— если максимальная температура ниже критической, то наибольшая стрела провеса будет при гололеде.

Расчет проводов

В соответствии с требованием ПУЭ механический расчет проводов ВЛ выше 1 кВ должен проводиться на основании следующих исходных условий:

— при наибольшей внешней нагрузке;

— при низшей температуре и отсутствии внешних нагрузок;

— при среднегодовой температуре и отсутствии внешних на-

— 6.5. Расчет проводов

— В соответствии с требованием ПУЭ механический расчет проводов ВЛ выше 1 кВ должен проводиться на основании следующих исходных условий:

-при наибольшей внешней нагрузке;

-при низшей температуре и отсутствии внешних нагрузок;

-при среднегодовой температуре и отсутствии внешних нагрузок.

— Для ВЛ до 1 кВ расчет должен проводиться при тех же условиях за исключением последнего. В ряде случаев и для ВЛ выше 1кВ нет необходимости проводить расчет по условию среднегодовой температуры. Это связано с тем, что вибрация проводов, определяющая данное исходное условие, имеет место не на всех ВЛ и зависит от длины пролета, сечения проводов, характера окружающей местности, типа изоляторов и т.п. Условия, при которых провода ВЛ должны быть защищены от вибрации, определяются ПУЭ. В случаях, когда такая защита не требуется, напряжения в проводе при среднегодовой температуре существенно меньше напряжений, возникающих при других условиях, и не превышают соответствующего допустимому напряжению. Однако рекомендуется во всех случаях для ВЛ выше 1 кВ расчеты проводить по определенным ранее условиям, тем более, что эти расчеты не связаны с большими вычислительными трудностями.

— В предыдущем параграфе было введено понятие критического пролета. При этом критический пролет определялся условием достижения допустимого напряжения при наибольшей нагрузке и при низшей температуре. В расчетах проводов этот пролет принято называть вторым критическим пролетом l.

Как отмечалось ранее расчет проводов должен проводиться

Систематический расчет провода (по параболе)

Расчет провода с кривой провисания по параболе допускается выполнять на простых линиях (с длиной пролета не более 700 м). Хотя при наличии пересечений в пролетах около 500 м погрешность расчетов, вызванная упрощением расчетов, может приводить к недопустимым значениям.

Но в данном разделе остановимся на стандартной ситуации, когда погрешностью расчетов по параболе можно пренебречь.

Последовательность расчета провода:

  1. Сбор нормативных нагрузок
  2. Умножение нормативных нагрузок на коэффициенты надежности и коэффициенты условий работы
  3. Нахождение критических пролетов и критической температуры (можно опустить и не выполнять этот пункт, ниже будет показано каким образом)
  4. Определение исходного режима путем анализа критических пролетов или напряжений в различных пролетах
  5. Расчет напряжений и стрел провеса провода (троса) в зависимости от исходного режима во всех расчетных режимах.

Результатом расчета провода (троса), как правило, является таблица систематического расчета провода, в которой в зависимости от длины пролета приведены напряжения и стрелы провеса провода (троса) в каждом расчетном режиме. Зачастую таблицу систематического расчета провода дополняют значением габаритного пролета в режиме наибольшей стрелы провеса провода (троса).

Что касается нормативных и расчетных нагрузок мы разобрались в предыдущих статьях.

В этом разделе перейдем непосредственно к расчету провода и определению критических пролетов и температур.

Существует достаточно много специальной литературы, посвященной расчету провода. Целью данного ресурса является знакомство с механизмами расчетов, поэтому вдаваться в сложные выводы расчетных формул мы не станем. Если у читателя все-таки возникнет влечение к данной теме, рекомендуется обратить внимание на следующую литературу Глазунов А.А. Основы механической части воздушных линий электропередачи, Крюков К.П., Новгородцев Б.П. Конструкции и механический расчет линий электропередачи, Бошнякович А.Д. Механический расчет проводов и тросов линий электропередачи.

Что же такое расчет провода?

Если отбросить работу проектировщика, а перейти непосредственно к монтажу провода, то получается, что монтажники подвешивают провод при определенной температуре, допустим, +15°С. Затем строители уезжают на базу, и ложатся спать, а на линии тем временем наступает ночь, температура понижается до -5°С, как известно любому наблюдателю, при понижении температуры длинный стержень становится короче, то же самое происходит и с проводом, его длина уменьшается, и как следствие уменьшается его стрела провеса. Напряжение же в проводе увеличивается. Так вот, расчет провода заключается в том, чтобы сказать строителям как именно они должны подвесить провод, чтобы изменение погодных условий после окончания их работы не привело к обрыву провода (т.к. у провода все же ограниченный запас прочности) или в обратной ситуации – к несоблюдению габаритов до земли.

У каждого провода есть множество характеристик, гарантированных изготовителем, две из них относятся к максимально допускаемому напряжению провода. Первая из них ограничивает напряжение в режиме максимальных нагрузок и минимальной температуры, вторая – в режиме среднеэсплуатационной нагрузки (температуры).

Итак, зададимся маркой провода и климатическими условиями, чтобы рассмотреть расчет провода непосредственно на примере.

Исходные данные для примера

Характеристики проводаКлиматические условия
МаркаАС 240/32Район по ветру2
Отношение А:С7,71Район по гололеду2
Сечение А, мм 2275,7Максимальная температура+40°С
Диаметр d, мм21,6Минимальная температура-35°С
Нагрузка от собственного веса, Н/м9,026Среднеэксплуатационная температура+5°С
Коэффициент температурного расширения a, 1/°С19,8*10 -6
Модуль упругости Е, кН/мм 275,5
Допускаемое напряжение в режиме максимальной нагрузки, Н/мм 2119,6
Допускаемое напряжение в среднеэксплуатационном режиме, Н/мм 279,4

При этом класс напряжения проектируемой ВЛ – 220 кВ, региональные коэффициенты равны 1,0. Средняя высота расположения приведенного центра тяжести – менее 15 м, длина приведенного пролета – 230 м.

Уравнение состояния провода по параболе выглядит следующим образом:

Символом γ обозначается удельная нагрузка (погонная нагрузка, деленная на сечение провода), t – температура, l – пролет, σ – напряжение провода, Н/мм 2 , α и Е – характеристики провода.

Индексом m обозначается исходный режим, n – расчетный.

Расчет провода заключается в нахождении напряжения и стрел провеса провода в различных режимах. Но, как видно из уравнения, напряжение в расчетном режиме (n) зависит от напряжения в исходном режиме (m). Поэтому перед началом использования уравнения состояния провода нам необходимо задаться напряжением и климатическими условиями в исходном режиме.

Согласно характеристикам провода имеется всего три значения допускаемого напряжения: в режиме максимальных нагрузок, в режиме минимальной температуры и в среднеэксплуатационном режиме.

Поэтому в качестве исходного режима нами может быть выбран один из трех.

На что влияет выбор исходного режима?

Если исходный режим выбран верно, и напряжения во всех остальных режимах определены в соответствии с ним, то напряжение провода ни в одном из режимов не превысит допускаемых значений. Если же в качестве исходного режима принят режим, скажем, минимальной температуры, в то время как правильным было бы выбрать режим максимальной нагрузки, напряжение в режиме максимальной нагрузки превысит допускаемое в этом режиме. Для понимания этого необходимо выполнить несколько расчетов.

Как правильно выбрать режим в качестве исходного?

Существует несколько вариантов определения исходного режима:

  1. По критическим пролетам
  2. Произведя несколько расчетов по уравнению состояния.

Критическим пролетом называется пролет, в котором возможно одновременно два исходных режима, при этом напряжение провода не превзойдет допускаемое ни в одном режиме.

Произведем расчет провода АС 240/32 при различных исходных режимах, где каждому режиму соответствует своя нагрузка и температура.

Удельные нагрузки на провод получаются следующими:

Номер нагрузкиНаименование нагрузкиУдельная нагрузка γ, Н/мм2*м
1Собственный вес провода/троса0.0331
2Вес гололеда (bэ)0.03624
3Вес гололеда (bу)0.03624
4Вес провода/троса и гололеда (bэ)0.06934
5Вес провода/троса и гололеда (bу)0.06934
6Давление максимального ветра0.03436
7Дополнительный вес провода при монтаже0
8Давление ветра при грозе0.00484
9Давление ветра при гололеде (bэ)0.02775
10Давление ветра при гололеде (bу)0.02775
11Геометрическая сумма нагрузок от собственного веса провода/троса и давления максимального ветра0.04771
12Сумма нагрузок от собственного веса провода/троса и веса провода/троса при монтаже0.0331
13Геометрическая сумма нагрузок от собственного веса провода/троса и давления ветра при грозе0.03345
14Геометрическая сумма нагрузок от веса провода/троса покрытого гололедом и давления ветра при гололеде (bэ)0.07468
15Геометрическая сумма нагрузок от веса провода/троса покрытого гололедом и давления ветра при гололеде (bу)0.07468

Систематический расчет провода производится в 11 режимах, каждому из которых соответствует своя нагрузки и температура.

Номер режимаНаименование режимаНомер нагрузкиЗначение удельной нагрузки g, Н/мм2*мРасчетная температура, °С
1Режим максимального гололеда при ветреγ140.07468-5
2Режим ветра при гололедеγ150.07468-5
3Режим максимального ветраγ110.04771-5
4Режим минимальной температурыγ10.0331-35
5Среднеэксплуатационный режимγ10.03315
6Режим максимального гололедаγ40.06934-5
7Режим максимальной температурыγ10.033140
8Режим грозовых и внутренних перенапряженийγ130.033115
9Монтажный режимγ10.0331-15
10Режим грозовых перенапряжений без ветраγ10.033115
11Режим нагрева проводов токомγ10.033170

Результаты расчета напряжений в проводе (Н/мм 2 ) при различных исходных режимах приведены в нижеследующих таблицах.

Таблица 1. Систематический расчет провода АС 240/32 с исходным режимом максимальных нагрузок

Длина пролета, м

501001502002503003504004505001119.6119.6119.6119.6119.6119.6119.6119.6119.6119.62119.6119.6119.6119.6119.6119.6119.6119.6119.6119.63117.8112.9106.299.493.889.586.584.382.881.64161.6153.6140.7124.2106.691.28072.667.864.55102.496.187.278.170.865.862.560.258.757.66119.2118.1116.9115.7114.7113.9113.4112.9112.6112.3752.452.552.752.852.852.952.952.952.952.9887.882.675.869.66561.959.858.457.456.79131.9124.511399.486.676.770.165.762.860.81087.782.575.669.364.661.459.357.956.956.21122.13136.940.943.745.747.148.24949.7

Таблица 2. Систематический расчет провода АС 240/32 с исходным режимом среднеэксплуатационных нагрузок

Номер режимаДлина пролета, м
50100150200250300350400450500
197.6104.8112.9120.6127.5133.6138.8143.4147.3150.7
297.6104.8112.9120.6127.5133.6138.8143.4147.3150.7
394.996.598.6100.7102.6104.3105.8107108108.8
4138.2135.6131.3126119.9113.9108.2103.399.396
579.479.479.479.479.479.479.479.479.479.4
697103.1110.1116.8122.8128.1132.6136.6139.9142.9
733.441.648.253.557.761.163.86667.969.4
865.166.868.870.772.373.674.775.676.376.8
9108.6106.8104.1100.997.794.792.189.988.286.8
1065.166.768.670.471.973.274.27575.676.2
1115.726.434.641.346.751.25558.160.762.9

Таблица 3. Систематический расчет провода АС 240/32 с исходным режимом минимальной температуры

Номер режимаДлина пролета, м
50100150200250300350400450500
180.892.7105.1116.6127.3137.1146154.2161.7168.6
280.892.7105.1116.6127.3137.1146154.2161.7168.6
377.182.889.496.1102.4108.1113.4118.2122.5126.4
4119.6119.6119.6119.6119.6119.6119.6119.6119.6119.6
561.565.470.174.879.183.186.689.792.595
68090.7102112.7122.6131.6139.9147.4154.4160.7
723.134.343.350.957.563.368.372.876.880.4
848.154.460.866.872.176.88184.78890.9
990.191.493.295.297.399.4101.3103104.6106
104854.260.666.471.776.480.584.187.490.3
111323.432.239.846.652.758.16367.471.4

Проанализируем полученные таблицы. В первой таблице в качестве исходного режима был принят режим максимальной нагрузки (отмечен синим цветом). До пролета со значением в диапазоне 200 – 250 м в режиме минимальной температуры возникают напряжения, превосходящие допускаемые (119,56 Н/мм 2 ). При этом в среднеэксплуатационном режиме напряжения также превосходят допускаемые значения (79,38 Н/мм 2 ).

Поэтому необходимо отыскать другой исходный режим, при котором до пролета, находящегося в диапазоне 200-250 м, напряжения во всех режимах будет меньше допускаемого.

Рассмотрим таблицу 2, в которой на всем диапазоне значений пролетов напряжение в проводе превосходит допускаемые значения.

И наконец, таблица 3. Здесь мы видим, что до пролета со значением в диапазоне 200 — 250 м ни в одном режиме не возникает напряжений в проводе, превосходящих допускаемое значение.

Таким образом, очевидно, что существует значение пролета, начиная с которого исходным режимом будет режим максимальной нагрузки, а до этого значения исходный режим – режим минимальной температуры. Такой пролет называется критическим.

Существует три критических пролета.

1-ый для перехода из режима минимальной температуры к режиму максимальной нагрузки.

2-ой – из среднеэксплуатационного режима к режиму максимальной нагрузки.

3-ий — из среднеэксплуатационного режима к режиму минимальной температуры.

Все три критических пролета находятся по общей формуле:

Для провода АС 240/32 вычисленные по этой формуле 1-й, 2-й и 3-й критические пролеты равны соответственно 213,242 м, 192,652 и 253,107 м.

Проверим, верно ли найден критический пролет.

Номер режимаДлина пролета
213.242
1119.6
2119.6
397.8
4119.6
576
6115.4
752.8
868.2
995.8
1067.9
1141.7

Вспомнив определение критического пролета, получаем, что до пролета 213,242 м расчет провода следует производить при исходном режиме, принятом в режиме минимальной температуры. А после этого пролета — в режиме максимальной нагрузки.

Таким образом, окончательная таблица напряжений в проводе

Номер режимаДлина пролета, м
50100150200213.242250300350400450500
180.892.7105.1116.6119.6119.6119.6119.6119.6119.6119.6
280.892.7105.1116.6119.6119.6119.6119.6119.6119.6119.6
377.182.889.496.197.893.889.586.584.382.881.6
4119.6119.6119.6119.6119.6106.691.28072.667.864.5
561.565.470.174.87670.865.862.560.258.757.6
68090.7102112.7115.4114.7113.9113.4112.9112.6112.3
723.134.343.350.952.852.852.952.952.952.952.9
848.154.460.866.868.26561.959.858.457.456.7
990.191.493.295.295.886.676.770.165.762.860.8
104854.260.666.467.964.661.459.357.956.956.2
111323.432.239.841.743.745.747.148.24949.7

Стрела провеса провода находится в обратной зависимости от напряжения:

Проектирование механической части ВЛ — Расчет сталеалюминиевого провода на прочность

Содержание материала

Приведенные физико-механические характеристики сталеалюминиевого провода

Помимо основных характеристик проводов воздушных линий электропередачи, таких как площадь поперечного сечения провода, тяжение, напряжение в проводе и длина, существуют еще несколько дополнительных характеристик [3, 11, 13]:

  1. модуль продольной упругости E, даН/мм ;
  2. температурный коэффициент линейного расширения α, град-1;
  3. абсолютное удлинение провода AL, м;
  4. относительное упругое удлинение провода ε;
  5. разность температур при изготовлении провода и действующей температуры.


источники:

http://hvtl.ru/toplanners/methods/condcalc/

http://leg.co.ua/knigi/oborudovanie/proektirovanie-mehanicheskoy-chasti-vl-6.html