Урок математики в 5-м классе по теме «Степень числа. Квадрат и куб числа»
Разделы: Математика
Цели и задачи урока:
- Ввести понятие степени числа, основания степени и показателя степени, закрепить понятие возведения в степень на решении заданий.
- Развивать внимание, логическое мышление, математическую речь.
- Воспитание культуры речи, усидчивости.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- презентация “Возведение в степень квадрат и куб числа”.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний: (слайд)
Упростить выражение:
- 25х + 15 х;
- 12у – 3у;
- 9k + 9k – 4k;
- 80c-35c-14c;
- 8d+d-9d;
- 163 + 37v + 18v
Решить уравнение:
- 7х+2х = 918;
- 5а-3а = 222;
- 18у – 13у – 5 = 35
Проверьте порядок действий:
1 3 2 4
508 * 609 — (22313 + 345) : 69
4 6 5 2 3 1
34 * 45 + 56 — 78 * 356 : 56 * 4
3. Объяснение нового материала: (слайд)
Вы знаете, что сумму равных слагаемых заменяют произведением,
5+5+5+5+5+5+5+5+5+5= 5*10 это короче и удобней.
А есть ли способ, чтобы заменить произведение равных сомножителей?
Как, например, произведение 5*5*5*5*5*5*5*5*5*5 записать короче?
Такой способ есть 5*5*5*5*5*5*5*5*5*5=5 10
5 10 — читают: “пять в десятой степени”
5 – основание степени
10 – показатель степени, который показывает, сколько множителей было в произведении
В математике произведение одинаковых множителей называется – возведением в степень.
А)Записать в тетрадь произведения в виде степени и вычислить:
Назовите основание и показатель степени:
3 4 ; 5 3 ;2 6 ; 6 1
Если показатель степени равен 1, то что это значит?
Первая степень любого числа равна этому числу.
5. Объяснение нового материала: (слайд)
Квадрат и куб числа а 2 и а 3
Вторая и третья степени числа имеют особые названия.
Вторую степень называют – Квадратом этого числа.
Квадрат числа 2 равен 4,
Квадрат числа 3 равен 9.
Запись 2 2 читают: “Два в квадрате”.
А почему такое название – квадрат?
Ведь у нас никаких геометрических фигур здесь не появилось.
Фигура сейчас появится. И именно квадрат. Рассмотрим квадрат со стороной 2 см. его площадь равна 2*2=2 2 (кв.см)
Рассмотрим шахматную доску. У нее 8 строк (горизонталей) и 8 столбцов (вертикалей).
Клетки этой таблицы-доски называют полями.
Сколько у нее полей? Ответ: 8*8=8 2 =64
Третью степень называют – Кубом этого числа.
Запись 2 3 читают: “Два в кубе”.
Рассмотрим куб, ребро которого имеет длину 2 см, видно, что он сложен из восьми кубиков с ребром 1 см.
Но 8 как раз и равно 2*2*2=2 3
6. Работа с учебником.
№ 653 (выполняет у доски ученик)
А) запишите выражение с помощью символов степени и вычислите его значение:
- 10*10*10
- 6*6*6
- 4*4+8*8
- 2*2*2+3*3
Б) вычислите: 11 2 ; 9 3 ; 34 1 ; 13 2 ; 4 3 .
В) Вопросы:
- Что называется возведением в степень?
Произведение одинаковых множителей называется – возведением в степень.
- На примере поясните, какое число называется степенью, основанием степени, показателем степени?
- Дано число. Чему равна его первая степень?
Первая степень числа равна самому числу. - Что такое квадрат данного числа ?Куб данного числа?
- Дан куб со стороной а см (а – натуральное число). Из скольких кубиков с ребром 1 см он сложен?
Из а кубиков. - Верно ли равенство? 15*3=15 3
Равенство неверное, т.к. 15 3 =15*15*15
8.Итог урока:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие трудности были у вас на уроке?
- Что понравилось на уроке?
Самостоятельная работа «Степень числа», 5 класс
Самостоятельная работа по теме: «Степень числа»
Вариант I
- Запишите выражение и найдите его значение:
а) три в четвертой степени;
б) восемь в квадрате.
- Запишите число, которое представлено в виде суммы разрядных слагаемых:
- Найдите значение выражения:
- Какой показатель надо вписать вместо звездочки, чтобы получилось верное равенство:
- Найдите значение выражения:
Самостоятельная работа по теме: «Степень числа»
Вариант II
- Запишите выражение и найдите его значение:
а) два в пятой степени;
- Запишите число, которое представлено в виде суммы разрядных слагаемых:
- Найдите значение выражения:
- Какой показатель надо вписать вместо звездочки, чтобы получилось верное равенство:
- Найдите значение выражения:
Самостоятельная работа по теме: «Степень числа»
Вариант I
- Запишите выражение и найдите его значение:
а) три в четвертой степени;
б) восемь в квадрате.
- Запишите число, которое представлено в виде суммы разрядных слагаемых:
- Найдите значение выражения:
- Какой показатель надо вписать вместо звездочки, чтобы получилось верное равенство:
- Найдите значение выражения:
Самостоятельная работа по теме: «Степень числа»
Вариант II
- Запишите выражение и найдите его значение:
а) два в пятой степени;
- Запишите число, которое представлено в виде суммы разрядных слагаемых:
- Найдите значение выражения:
- Какой показатель надо вписать вместо звездочки, чтобы получилось верное равенство:
- Найдите значение выражения:
Степенные или показательные уравнения.
Для начала вспомним основные формулы степеней и их свойства.
Произведение числа a само на себя происходит n раз, это выражение мы можем записать как a•a•…•a=a n
3. a n • a m = a n + m
5. a n b n = (ab) n
7. a n /a m = a n — m
Степенные или показательные уравнения – это уравнения в которых переменные находятся в степенях (или показателях), а основанием является число.
Примеры показательных уравнений:
В данном примере число 6 является основанием оно всегда стоит внизу, а переменная x степенью или показателем.
Приведем еще примеры показательных уравнений.
2 x *5=10
16 x — 4 x — 6=0
Теперь разберем как решаются показательные уравнения?
Возьмем простое уравнение:
Такой пример можно решить даже в уме. Видно, что x=3. Ведь чтобы левая и правая часть были равны нужно вместо x поставить число 3.
А теперь посмотрим как нужно это решение оформить:
Для того, чтобы решить такое уравнение, мы убрали одинаковые основания (то есть двойки) и записали то что осталось, это степени. Получили искомый ответ.
Теперь подведем итоги нашего решения.
Алгоритм решения показательного уравнения:
1. Нужно проверить одинаковые ли основания у уравнения справа и слева. Если основания не одинаковые ищем варианты для решения данного примера.
2. После того как основания станут одинаковыми, приравниваем степени и решаем полученное новое уравнение.
Теперь прорешаем несколько примеров:
Начнем с простого.
Основания в левой и правой части равны числу 2, значит мы можем основание отбросить и приравнять их степени.
x+2=4 Получилось простейшее уравнение.
x=4 — 2
x=2
Ответ: x=2
В следующем примере видно, что основания разные это 3 и 9.
Для начала переносим девятку в правую сторону, получаем:
Теперь нужно сделать одинаковые основания. Мы знаем что 9=3 2 . Воспользуемся формулой степеней (a n ) m = a nm .
Получим 9 х+8 =(3 2 ) х+8 =3 2х+16
3 3х = 3 2х+16 теперь видно что в левой и правой стороне основания одинаковые и равные тройке, значит мы их можем отбросить и приравнять степени.
3x=2x+16 получили простейшее уравнение
3x — 2x=16
x=16
Ответ: x=16.
Смотрим следующий пример:
2 2х+4 — 10•4 х = 2 4
В первую очередь смотрим на основания, основания разные два и четыре. А нам нужно, чтобы были — одинаковые. Преобразовываем четверку по формуле (a n ) m = a nm .
4 х = (2 2 ) х = 2 2х
И еще используем одну формулу a n • a m = a n + m :
2 2х+4 = 2 2х •2 4
Добавляем в уравнение:
2 2х •2 4 — 10•2 2х = 24
Мы привели пример к одинаковым основаниям. Но нам мешают другие числа 10 и 24. Что с ними делать? Если приглядеться видно, что в левой части у нас повторяется 2 2х ,вот и ответ — 2 2х мы можем вынести за скобки:
2 2х (2 4 — 10) = 24
Посчитаем выражение в скобках:
2 4 — 10 = 16 — 10 = 6
Все уравнение делим на 6:
Представим 4=2 2 :
2 2х = 2 2 основания одинаковые, отбрасываем их и приравниваем степени.
2х = 2 получилось простейшее уравнение. Делим его на 2 получаем
х = 1
Ответ: х = 1.
9 х – 12*3 х +27= 0
Преобразуем:
9 х = (3 2 ) х = 3 2х
Получаем уравнение:
3 2х — 12•3 х +27 = 0
Основания у нас одинаковы равны трем.В данном примере видно, что у первой тройки степень в два раза (2x) больше, чем у второй (просто x). В таком случаем можно решить методом замены. Число с наименьшей степенью заменяем:
Тогда 3 2х = (3 х ) 2 = t 2
Заменяем в уравнении все степени с иксами на t:
t 2 — 12t+27 = 0
Получаем квадратное уравнение. Решаем через дискриминант, получаем:
D=144-108=36
t1 = 9
t2 = 3
Возвращаемся к переменной x.
3 х = 9
3 х = 3 2
х1 = 2
Один корень нашли. Ищем второй, из t2:
t2 = 3 = 3 х
3 х = 3 1
х2 = 1
Ответ: х1 = 2; х2 = 1.
На сайте Вы можете в разделе ПОМОГИТЕ РЕШИТЬ задавать интересующие вопросы мы Вам обязательно ответим.
http://mega-talant.com/biblioteka/samostoyatelnaya-rabota-stepen-chisla-5-klass-84650.html
http://tutomath.ru/uroki/stepennye-pokazatelnye-uravneniya.html