Уравнение в правах католиков и протестантов год

Нантский эдикт или как Генрих IV хотел примирить католиков и гугенотов

После утверждения Генрихом IV в апреле 1598 г. Нантского эдикта французские протестанты-гугеноты получили официальное право исповедовать свою веру. Перед этим 30 лет в стране шли Религиозные войны, а после принятия эдикта в городе Нант, целое столетие во Франции продолжался мир в межконфессиональных отношениях. Этот период назвали «Великим веком». В 1685 г. Нантский эдикт был отменен Людовиком XIV.

Положения

В текст Нантского эдикта вошли 93 статьи и 36 постановлений. Накануне его издания гугеноты постоянно жаловались монарху на гонения. Переговорный процесс с ними длился годами. Ни в одном западноевропейском эдикте 16-го столетия не была так широко представлена терпимость к иной вере, как в Нантском.

По эдикту протестанты и католики уравнивались в правах. В его первой статье запрещалось упоминать Религиозные войны и другие смуты в публичном пространстве. Генрих IV хотел стереть их из памяти своего народа.

В третьей статье католикам разрешали проводить богослужения в местах, в которых им ранее запрещали это делать. Гугеноты, проживающие в городской и сельской местности, были восстановлены в праве на совершение богослужений. Таким способом король хотел предотвратить возможные смуты и распри между своими подданными. Теперь католиков и гугенотов никто не имел права преследовать и принуждать к действиям, которые противны их вере.

Католические священники были восстановлены в прежних правах. Им вернули все отобранные ранее имения. Кальвинисты тоже могли свободно совершать свои религиозные обряды. Дворяне теперь беспрепятственно проводили протестантские службы на территории собственных замков, но присутствовать на них могли не более тридцати верующих. Если же замок находился в месте, где у владельцев-католиков было право верховного суда, то в этом случае протестантские службы в нем запрещались.

Существовал формальный запрет на проведение кальвинистских богослужений в столице Франции и других городах, которые заключили капитуляцию, но протестанты могли в них селиться. Все остальные места были доступны гугенотам для создания своих школ и открытия церквей. Также они могли служить на общественных должностях. У родни теперь не отобрали наследство, исходя из религиозных мотивов. С гугенотскими детьми запрещалось вести беседы, склоняющие их к принятию католической веры. Приговоренных иноверцев помиловали.

Гугеноты получали финансовую помощь от правительства на открытие и функционирование церквей и учебных заведений. Им разрешили проведение собраний. Их придворные депутаты могли предоставлять жалобы и прошения через людей, приближенных к королю.

В столице учредили судебную палату, в которую могли обращаться бретанские и нормандские протестанты. В г. Кастр в такой палате обслуживали Тулузский округ, а в смешанных палатах Гренобля и Бордо принимали бургундских и прованских протестантов.

Изгнанники могли вернуться домой. Гугеноты в течение восьми лет имели право управлять двумя сотнями крепостей, которые принадлежали им до 1597 г. Содержание гарнизонов в них осуществлялось за средства королевской казны. Из основных замков гугеноты владели Монтобаном, Сомюром и Ла-Рошелью. От короля на этот счет они услышали: если Нантский эдикт отменит кто-то из его приемников, то гугеноты смогут обороняться в этих замках.

Принятие Нантского эдикта не было одобрено Папой Римским. Гугенотам хотелось обладать более обширными правами и расширить его положения.

Генриху IV тактично удалось убедить парламентариев внести эдикт в протоколы. Лишь члены Руанского парламента сопротивлялись этому до 1609 г. В итоге монарх все же поставил на нем большую государственную печать и охарактеризовал эдикт, как «вечный и неотменяемый». Он не позволял трактовать его неправильно, иногда на определенное время ограничивал или расширял действие положений эдикта, в частности, по срокам принадлежности замков гугенотам.

После Генриха IV

Когда трон занял Людовик XIII, у регентства возникла идея об утверждении Нантского эдикта, который следовало «нерушимо соблюдать». При кардинале Ришелье протестанты не имели влияния на политику, но пересмотр принципа веротерпимости никто даже не пытался осуществить.

В 1629 г. завершилась локальная война против гугенотов, что привело к изданию Нимского эдикта со статьями, копировавшими Нантский эдикт. В 1643 г. умер Людовик XIII. Согласно новой декларации протестанты получили право свободно исповедовать свою веру. В это же время состоялось утверждение Нантского эдикта, где содержалась одна оговорка по сроку его действия, который в будущем мог быть пересмотрен. Декларация Людовика XIV утверждала продолжение действия Нантского эдикта.

Отмена

Людовик XIV вынудил католических священников одобрить Нантский эдикт, но они при любом удобном случае делали все для его отмены или приостановки действия. В 1661 году католики вернулись к религиозным гонениям в отношении представителей других вероисповеданий.

Нантский эдикт содержал девятую статью, которая разрешала проведение религиозных служб в помещениях, используемых для этого в 1596-1597 гг. Началось разрушение новых протестантских церквей, инициированное католиками.

В 1666 г. Людовиком XIV была издана декларация, отменявшая свободы, прописанные в Нантском эдикте, который он окончательно отменил в 1685 г. В королевском документе говорилось, что Генрих IV принятием эдикта хотел, чтобы гугеноты влились в католическую церковь, что и произошло с самой передовой и многочисленной их частью, получается, что основная цель предшественника выполнена и нет нужды в дальнейшем действии его документа.

По приказу короля началось разрушение оставшихся гугенотских церквей и учебных заведений. Католикам запрещалось идти им даже на малейшие уступки. Священники повсеместно хвалили Людовика XIV. Ему присвоили негласные титулы «новый Константин» и «новый Карл Великий». В 1685 г. от Иннокентия XI королю передали папскую грамоту с поздравлением, где его действия назывались «великим благочестивым делом». Из печальных последствий, связанных с отменой Нантского эдикта, следует отметить упадок торговли и массовую эмиграцию протестантов, создавших в Лондоне многочисленные кальвинистские церкви.

Тридцатилетняя война: протестантское «Хождение по мукам»

Первая половина самого кровопролитного конфликта в истории Европы до XX века стала для протестантов тяжёлым испытанием.

«Я на войне родилась. У меня нет ни дома, ни друзей, ни родины. Война — это моя жизнь. Что мне теперь делать? Куда пойти?» — жаловалась шведскому полковому командиру одна из женщин, сопровождавших скандинавскую армию в Моравии в 1648 году. Тридцать лет на территории Германии шло кровавое противостояние, унесшее жизни, по подсчётам современных историков, около 8 миллионов человек. Война стала одним из переломных моментов, маркером начала новой эпохи в истории человечества, называемой ныне Новым Временем.

Католики и протестанты — раскол в Германии

Аугсбургский религиозный мир, подписанный императором Священной Римской Империи и католическими и лютеранскими князьями осенью 1555 года, лишь на время смог заморозить конфессиональный конфликт в центре Европы. Принцип «чья земля, того и вера» неизбежно вёл к тому, что в скором времени кусочки раздробленной Германии начнут объединяться в союзы по религиозному принципу, что несомненно повлечёт новый крупномасштабный конфликт.

К началу XVII века в немецких городах и княжествах конфессиональные противоречия разгорелись с новой силой — в том числе из-за появления кальвинизма. В католических государствах происходили жестокие столкновения по религиозным мотивам. В этих условиях ситуация усугублялась стремлением официальной церкви взять реванш за поражения прошлого века: проводится политика контрреформации, поддерживаемой Ватиканом. Стремительно возвышается орден иезуитов, активную деятельность разворачивает Святая Инквизиция.

Император Маттиас Габсбург. Источник: wikipedia.org

Религиозные противоречия пересекались с политическим соперничеством князей на территории Священной Римской Империи. В 1608 — 1609 годы в Германии формируются два объединения князей и вольных городов: Католическая и Евангелическая унии, которые фактически парализовали имперские органы управления. Несмотря на то, что правящая династия Габсбургов исповедовала католичество, Императоры Рудольф II и Маттиас II не принимали деятельного участия в конфликтах, поэтому лидером Католической лиги считался баварский дом Виттельсбахов. Главой объединения лютеран стал пфальцский курфюрст Фридрих IV.

Пфальцский курфюрст Фридрих IV. Источник: wikimedia.org

Конфликт в Германии протекал на фоне глобального соперничества немецких и испанских Габсбургов и Франции. Сложная дипломатическая обстановка в Европе в те годы, огромное количество взаимных претензий и спорных вопросов в дальнейшем предопределили широкомасштабный характер Тридцатилетней войны, начавшейся в наиболее проблемном регионе Священной Римской Империи — Богемии.

Пражская дефенестрация: начало и первый этап войны

Ещё в самом начале XV века Богемия, уже контролировавшаяся австрийскими Габсбуграми, стала центром серьёзных религиозных волнений, связанных с деятельностью проповедника Яна Гуса. На протяжении почти века чешские «еретики» отбивали многочисленные крестовые походы, пока в 1485 году не были подписаны договоры в Кутна Горе, устанавливавшие мирное сосуществование католиков и гуситов. В начале XVII века религиозная ситуация усложнилась в связи с появлением кальвинистов и лютеран, а Габсбурги попытались пересмотреть сложившийся в Чехии конфессиональный баланс.

Положение усугубилось также из-за вопроса о наследнике чешского и имперского престолов. Матвей II не имел детей, поэтому его преемником оказался эрцгерцог Фердинанд Штирийский — ревностный католик, воспитанный монахами ордена иезуитов. В 1617 году император объявил его наследником чешского престола, что вызвало недовольство среди большого количества чехов. Более того, началось серьёзное наступление на протестантов: в некоторых городах местные клирики фактически запретили деятельность «еретиков», а делегации бюргеров, выразивших своё несогласие с этой политикой, были арестованы.

Фердинанд Штирийский, будущий император СРИ. Источник: wikimedia.org

Весной 1618 года со всех концов Богемии в Прагу съехались аристократы и горожане, которые передали императору в Вену свои требования: освобождение арестованных и восстановление в правах протестантизма в стране. В ответ на это Маттиас пригрозил собравшимся арестом и отказался выполнять выставленные условия. Ход протестующих не заставил себя долго ждать: 23 мая 1618 года дворяне выбросили из окна королевского дворца имперских наместников. Это событие получило название Второй Пражской дефенестрации — первая произошла в 1419 году и стала началом гуситских войн. Наместники не пострадали, но такой шаг чехов ознаменовал начало долгого военного конфликта.

Первый этап войны длился с 1618 по 1624 год преимущественно на территориях Богемии и Пфальца. Габсбурги отправили к Праге армию в 15 тысяч человек, против которой чехи собрали ополчение, подкреплённое наёмной армией Петера Мансефельда, посланной членами Евангелической унии. Бои велись сразу на территориях и Австрии, и Богемии — протестанты были близки к Вене, а католики вели тяжёлые бои в Чехии. В целом к 1619 году инициатива была в руках повстанцев, однако избрание новым императором СРИ Фердинанда Штирийского вкупе с вступлением на чешский престол пфальцского курфюрста Фридриха V, имевшего слабую поддержку среди союзников, склонило чашу весов в сторону католиков. Большое значение для имперцев и их союзников имела военная и материальная помощь, оказывавшаяся испанскими Габсбургами. К тому же Фердинанда поддержали могущественные правители Саксонии и Баварии — в обмен на территориальные бенефиции.

Таким образом, к 1620 году чаша весов постепенно начала склоняться в сторону католиков. Пока армия под командованием Альфонса Спинолы, присланная испанцами, действовала в Пфальце, силы императора под руководством фельдмаршала фон Тилли устремилась в Богемию, начав наступление на Прагу. В то же время осенью 1620 года Мансфельд сообщил Фридриху V, что из-за отсутствия у чешского короля денег он отказывается возобновлять контракт. Это сильно ударило по боеспособности протестантов, что предопределило их поражение в битве на Белой Горе и сдачу Праги. Мансфельд же, за большой выкуп, смог вырваться из осаждённой имперцами Пльзени. Пфальц был очищен от противников католиков уже к 1623 году.

Победа казалась сокрушительной. Перед императором Фердинандом открылась великолепная возможность принести Германии мир, однако ревностный католик не воспользовался в должной мере плодами своего успеха. Тем не менее, передача части Пфальца Максимилиану Баварскому, а также манипулирования имперским законодательством в пользу католиков сыграли с императором злую шутку — казалось бы, разобщённые после поражения протестанты вновь воспряли духом. К военной игре в Германии стали подключаться новые игроки.

«Новая надежда» — Скандинавия вступает в войну

10 июня 1624 года Франция, Англия и Республика Соединённых Провинций заключили антигабсбургский союз, к которому позже присоединились Швеция и Дания. В стане протестантов забрезжила надежда — и они попросили протекции у датского короля Кристиана IV. Война с этих пор приобрела совершенно иной характер, становясь фактически общеевропейской.

Кристиан IV, король Дании и Норвегии. Источник: wikimedia.org

Весной следующего, 1625, года Кристиан со своей армией вступил в пределы Северной Германии. Однако новая военная кампания окончилась даже быстрее предыдущей — союзники по антигабсбургскому союзу были заняты своими делами, а серьёзные амбиции Кристиана, стремившегося получить прямой контроль над некоторыми землями Северной Германии, оттолкнули от него саксонского и бранденбургского курфюрстов. Имперцы же, в свою очередь, смогли собрать силы и отбить вторжение с севера.

Большую роль в успехах католиков сыграл Альбрехт фон Валленштейн. Кристиан не только был вытеснен из пределов Германии — военные действия перешли на территорию самой Дании. Победы над противниками Габсбургов настолько возвысили Валленштейна, что Фердинанд был вынужден в 1630 году отказаться от его услуг, опасаясь амбиций талантливого полководца.

Альбрехт фон Валленштейн в лагере. Источник: wikimedia.org

Решительная победа на втором этапе войны позволила католическим радикалам диктовать свои условия. В марте 1629 года вышел в свет Эдикт о реституции, серьёзнейшим образом урезавший права протестантов в империи. Кальвинизм в Германии вовсе был запрещён, а позиции церковников, прежде всего в вопросах владения земельными наделами, значительно укреплялись. Это оттолкнуло от императора нейтрально настроенных курфюрстов, которые не смогли защитить свои интересы в рейхстаге. В этих условиях произошла высадка в Северной Германии шведской армии во главе с королём Густавом II Адольфом, только что разобравшимся с Речью Посполитой.

Кто такие гугеноты и за какие права они боролись

Гугеноты — это французские кальвинисты (протестанты). Это имя укрепилось с XVI века. Термин Eyguenot немецкого происхождения, что в переводе означает «собрат». На сегодняшний день эти кальвинисты — простые граждане Швейцарского союза (конфедерации).Это духовное сословие отрицает поклонение святым мощам, иконам, а также осуждают выдачу индульгенций.

  • Происхождение слова
  • Противостояние гугенотов и католиков
  • Поддержка слоев населения
  • Во время Варфоломеевской ночи
  • Образование партии католицизма
  • События XVII-XVIII века

Папа римский и католики не собирались терпеть раскол и объявили гугенотов настоящими еретиками. Долгие десятилетия продолжались кровавые войны между людьми различного религиозного верования.

Происхождение слова

Противники протестантов использовали французский термин Huguenot в качестве насмешки над живущими во Франции гугенотами. Определение укрепилось здесь с приходом периода Реформации. В начале XVI века начинают возникать закрытые лютеранские сообщества после разрешения королевы Наваррской. Ещё раньше на французской земле пропагандировали известные учёные: Лефевр и Руссель.

Это интересно: барщина это что такое, примеры.

Доктрина Кальвина нашла большую поддержку среди среднего сословия и дворянства. Учение веротерпимости и Реформации звучало из уст епископа Брюсонне. Протестантское сообщество в 1534 году распространило листовки, высмеивающие мессу и католическое священство в крупных городах Франции. Эти действия породили массовые аресты и публичные казни еретиков. Кальвинизм был вынужден скрываться от преследования.

Противостояние гугенотов и католиков

Столкновения двух церковных ответвлений происходили во время правления остатков династии Валуа. Гугеноты во Франции подчинялись Бурбонам, а Екатерина Медичи стояла во главе католицизма.

  • Король Франциск I запретил протестантские богослужения и конфисковал всю их литературу. Однако даже угроза смерти не страшила кальвинистов, они продолжали выдвигать реформаторское учение.
  • В 1555 г. король Генрих I выпустил нормативный документ, в котором угрожал гугенотам смертной казнью на костре. После Итальянских войн король принялся за тщательное искоренение еретического учения гугенотов. Через 5 лет создают специальную комиссию, которая называлась огненной палатой. Структура следила за верным исполнением законного эдикта о сожжениях на костре.
  • Правящей династией Гиз не были довольны. Гугеноты обнаружили силы в борьбе против своих врагов. Часть протестантского дворянства задумала заговор по удалению с трона Гизов. Гугеноты требовали свободы совести и желали передать управление государством династии Бурбонов.
  • Заговор был раскрыт, а король сбежал в Амбуаз, что находится в сердце Французского государства. Гугеноты не смогли взять крепость, многие из них отдали жизнь в бою или были сожжены на костре. В 1560 году огненную палату уничтожили, но публичные сборища кальвинистов продолжали запрещаться. Гугенотское движение не оставляло борьбу за свободу исповедания, но Государственное собрание сознательно откладывало рассмотрение этого вопроса.

Поддержка слоев населения

Гизы разбили армию Бурбонов, а стратег последних, Людовик I Конде, был схвачен. В 1561 г. французы выпустили нормативный акт, запрещающий применение смертной казни к еретикам. Вскоре враждующие стороны пытались провести религиозный диспут на тему примирения, но положительного исхода добыто не было.

Католики продолжали стремиться погасить деятельность гугенотов. При помощи политических спекуляций им удалось переманить на свою сторону герцога Наваррского. В 1562 принц де Гиз своевольно напал на совершавших богослужение кальвинистов. Это явилось началом первой междоусобицы. Через год гугенотам вновь посчастливилось получить разрешение на свободу исповедания. Протестантское движение поддерживалось дворянством и буржуазией, которое стремилось побороть абсолютизм во Франции.

Екатерина Медичи отменила все вольности католиков, захватив власть из рук Гизов. После множества взаимных успехов и поражений, а также всеобщей амнистии, разгорелась новая волна междоусобиц. Конде и Колиньи скрылись на западе Франции, а ненависть католиков к кальвинистам продолжала возрастать. Новым штабом протестантов становится город Ла-Рошель. Вскоре они получают помощь от королевы Англии и немецких князей. В 1569 году католики одерживают уверенную победу при Жарнаке. Маршал Таванн убивает Конде.

Другое войско гугенотов собралось в городе Коньяк. Предводителем стал сын Жанны Наваррской, Генрих. Успех продолжал переходить от одних противников к другим. После заключения Сен-Жерменского пакта удалось добиться мира и амнистии. Завоёванные протестантами города оставались в их руках.

Во время Варфоломеевской ночи

Екатерина Медичи выдаёт замуж сестру короля Карла IX за герцога Наваррского. Гугеноты под предводительством Колиньи ведут переговоры с Англией по поводу восстания на территории Нидерландов. Франция в этот период переживает затишье между военными действиями, поэтому приезд на бракосочетание всех важных персон состоялся.

Католики с колоссальной неприязнью смотрели на потенциальное воссоединение с гугенотскими слоями населения. Королева затеяла свержение с политического пути герцога Колиньи. В 1572 году состоялась ужасная расправа над гугенотами в Варфоломееву ночь. Спасшиеся протестанты защищались в своих крепостях. Через год наступило перемирие, а гугеноты вновь обрели свободу вероисповедания. Однако очередной заговор против династии Гизов подверг управляющих кальвинисткой партии (Наваррский, Конде) преследованиям.

Генрих III продолжал борьбу против протестантов. Когда стало ясно, что Конде с большой помощью от немецкого императора, способен полностью захватить власть в стране, король решается подписать мирный пакт на выгодных условиях. Гугеноты восстанавливают свои права и получают новые крепости.

Образование партии католицизма

Для защиты собственной веры от влияния протестантизма Генрих Гиз создаёт Католическую лигу. Возросшая мощь гугенотов подвигла королеву пойти на большие уступки. Герцог Наваррский обладал правами на корону, поэтому Гиз, не желая отдавать трон еретику, пошёл на сделку с Испанией. Наследником назначили кардинала Бурбонского, человека преклонных лет. В 1585 г. католики вновь провозглашают свою веру главнейшей и отбирают права у протестантов.

Разразилась последняя (восьмая) религиозная война. Кальвинисты Германии присылали в помощь своим собратьям армию, Англия — деньги. В сражении при Кутра Генрих Наваррский одержал знаковую победу, однако, короны он добиться не смог. В 1598 году в свет вышел Нантский указ, разрешающий всем протестантам свободное право исповедания. Чтобы закрепить условия акта, гугеноты пошли на свершение очередного восстания.

События XVII-XVIII века

В 1617 году духовенство католиков убеждает правителя вернуть их религию в протестантский город Беарн. Гугеноты согласились отдать имущество противникам только после приезда самого короля Людовика XIII. Кальвинисты вновь взялись за оружие, но терпели постоянные неудачи на фронте.

  • В Монпелье заключён мирный договор, по итогам которого всем участникам войны возвращалось имущество и свобода исповедания. Однако на устройство религиозного сборища требовалось разрешение правителя. Король отказывался выполнять условия, и столкновения происходили на море. Ришелье и Рошфор отметились обоюдными победами.
  • Вскоре католики, несмотря на военную помощь гугенотам от Англии, захватили главный оплот протестантов — Ла-Рошель. По итогам войн проигравшие разрушали некоторые крепости, но получали амнистию.
  • С приходом Людовика XIV гугеноты стали ощущать ущемление прав, а вскоре их принялись насильно обращать в католицизм. Кальвинисты бежали в развитые европейские страны. Из Франции эмигрировали 200 000 человек. За границей протестанты были хорошо приняты, они приобрели рабочие места и жилье.
  • В середине XVIII столетия правительство Франции делает попытки лишить состоятельности все брачные союзы и крещения, проведённые гугенотами. Акт спровоцировал новые отъезды за границу, и общественное мнение убедило государственные структуры пойти на смягчение условий.
  • Гугеноты-протестанты, живущие в горах, восстали против правительства, которое проводило процессию ожесточённого гонения. Кальвинизм смог удержаться на родине. Гуманизм нового века не позволил продвигаться замыслам по ужасному устранению еретиков.
  • Революция 1789 года дала протестантским структурам все права, за которые они так долго боролись. Период Реставрации окончательно подытожил свободу веры гугенотов. Сегодня во Франции располагаются десятки протестантских общин, три из которых продолжают изначальное дело гугенотов.


источники:

http://diletant.media/articles/45293459/

http://tvercult.ru/istoriya/kto-takie-gugenotyi-i-za-kakie-prava-oni-borolis