Уравнение в целых числах на егэ

Уравнение в целых числах на егэ

А) Найдите все пары целых чисел, разность квадратов которых равна 91.

Б) Найдите все пары целых чисел, разность кубов которых равна 91.

В) Может ли разность каких‐либо Nх (N > 3) степеней двух целых чисел равняться 91?

а) Требуется решить в целых числах уравнение Перепишем его в виде: Заметим, что 91 можно разложить на множители восемью способами: Получаем восемь различных пар (x;y): (46,45); (46,-45); (-46,45); (-46,-45); (10,3); (10,-3); (-10,3); (-10,-3).

б) Требуется решить в целых числах уравнение Перепишем его в виде: Аналогично пункту а), получаем 8 систем: и еще 7 аналогичных систем. Решая их в целых числах, получаем четыре пары (x,y): (6,5); (-5,-6); (4,-3); (3,-4).

в) Будем искать только неотрицательные решения (1), поскольку:

— если n-четно, то пара (|x|,|y|) — тоже решение (1)

— если x 1, так как уравнения не имеют целочисленных решений при n>1. Так же поэтому

Сначала разберем случай n=4.

Учитывая, что то возможен только один вариант разложения числа 91 на три различных множителя:

Легко убедиться, что в этом случае решений в целых числах нет.

Пусть n>4, тогда:

Функция где является возрастающей, так как после раскрытия скобок останется сумма возрастающих функций. Тогда, с учетом того, что имеем:

Таким образом, , при решений нет

Ответ: а) (46,45); (46,-45); (-46,45); (-46,-45); (10,3); (10,-3); (-10,3); (-10,-3). б) (6,5); (-5,-6); (4,-3); (3,-4). в) не может.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Верно получены все перечисленные (см. критерий на 1 балл) результаты.4
Верно получены три из перечисленных (см. критерий на 1 балл) результатов.3
Верно получены два из перечисленных (см. критерий на 1 балл) результатов.2
Верно получен один из следующих результатов:

— обоснованное решение п. б;

— обоснование в п. в того, что S может принимать все целые значения (отличные от −1 и 1);

Решение уравнений в целых числах. Подготовка к заданию C6

В школьной программе эта тема затрагивается вскользь в восьмом классе, хотя задачи, основанные на решении уравнений в целых числах, часто встречаются на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения и на олимпиадах по математике в старших классах. В пособии также рассматривается связанная с решением уравнений в целых числах тема делимости чисел.

Пособие рекомендуется абитуриентам, школьникам старших классов и преподавателям математики.

Авторы: Власова А.П., Евсеева Н.В., Латанова Н.И.

Профильный ЕГЭ по математике. Задание №19. Уравнения в целых числах.

Мы привыкли решать уравнения с одной переменной. А если переменных в одном уравнении целых две? А если 4? С такими ситуациями мы встречаемся, решая задачу 19 Профильного ЕГЭ по математике. И обычно нам помогает то, что эти переменные — целые.

Возьмем. нет, не реальную задачи 19. Возьмем такую, о которых пишут: «Она взорвала интернет».

А началось все с того, что один британский школьник лет 10-11 попросил маму помочь с домашним заданием. А мама не смогла. И папа тоже. И, уложив дите спать, родители отправились куда? — Правильно, в интернет! На форум для родителей. Но и там никто не смог решить задачу, только перессорились. И на других форумах тоже.

А вы справитесь с задачей, которая поставила в тупик столько взрослых людей?

1. На берегу стоят три маяка. Первый включается на три секунды, затем выключается на три секунды. Второй включается на четыре секунды и затем выключается на четыре секунды. Третий включается на пять секунд, затем выключается на пять секунд. Все три маяка начинают работать одновременно.

а) Через сколько минут после начала работы все три маяка снова одновременно включатся?

б) В какой момент времени все три маяка одновременно отключатся?

По условию, все три маяка включаются одновременно. Маяк может либо светить, либо нет. Нарисуем графики их работы:

а) В какие моменты включаются первый и второй маяки? Первый маяк включается через 6 секунд после начала работы, через 12, через секунд.

Второй маяк — через 8 секунд после начала работы, через — то есть через секунд.

Очевидно, что одновременное включение первого и второго маяков произойдет через 24 секунды после начала работы, поскольку 24 — это наименьшее общее кратное чисел 6 и 8 (то есть наименьшее число, которое делится на 6 и на 8).

Третий маяк включается через секунд после начала работы. Найдем наименьшее общее кратное чисел 6, 8 и 10, то есть наименьшее число, которое делится на 6, на 8 и на 10.

Поскольку , наименьшее общее кратное чисел 6, 8 и 10 должно делиться на , на 3 и на 5. Это число 120. Значит, через секунд после начала работы все три маяка включатся одновременно.

Можно сказать, что все три графика работы маяков — периодические функции, причем период для первого маяка равен 6, для второго 8, для третьего 10.

б) В какие же моменты одновременно отключаются все три маяка?

Первый маяк отключается через секунд после начала работы.

Второй маяк — через секунд после старта, а третий — через секунд после старта. Если существует такой момент, что все три маяка отключаются одновременно, то должны выполняться условия:

Эта система не имеет решений. В самом деле, величины и — четные. Тогда в первом уравнении в левой части — нечетная величина, а в правой — четная. Во втором уравнении левая часть четна, правая нечетная. Нет такого момента, когда все три маяка одновременно отключились!

Мы увидели один из принципов решения уравнений в целых числах. Если левая часть уравнения четна, то и правая должна быть четна. Если левая делится на 10, то и правая должна делиться на 10.

Следующая задача предлагалась когда-то на реальном ЕГЭ, часто встречалась в Демоверсиях ЕГЭ, а теперь появилась и в возможной демоверсии ОГЭ — которая пока называется «перспективной моделью измерительных материалов для государственной итоговой аттестации». Правда, в задаче для ОГЭ осталось два пункта из трех, а именно (а) и (в). Но мы решим задачу полностью.

2. На доске написано более 42, но менее 54 целых чисел. Среднее арифметическое этих чисел равно — 7, среднее арифметическое всех положительных из них равно 6, а среднее арифметическое всех отрицательных из них равно — 12.

а) Сколько чисел написано на доске?

б) Каких чисел больше: положительных или отрицательных?

в) Какое наибольшее количество положительных чисел может быть среди них?

Напомним, что среднее арифметическое нескольких чисел есть сумма этих чисел, делённая на их количество.

В условии сказано, что на доске написаны положительные и отрицательные числа. Есть ли среди этих чисел нули? — Да, могут быть и нули. Они не внесут вклад в сумму чисел, зато повлияют на их среднее арифметическое.

Пусть на доске написано чисел. Тогда их сумма: Обозначим: — количество положительных чисел, — количество отрицательных чисел, — количество нулей. Таким образом,

Пусть и — суммы положительных и отрицательных чисел соответственно. Имеем: , и так как , то:

а) Правая часть данного равенства делится на 6. Поскольку 6 и 7 взаимно просты, число n делится на 6. Между числами 42 и 54 есть только одно такое число:

б) Из равенства получаем после сокращения на 6:

Сложим полученные равенства: Так как 104 при делении на 3 дает остаток 2, число также даёт остаток 2: Отсюда: , или

Составляем разность: так что — отрицательных чисел написано больше.

в) Из равенства видим, что

Приведём пример с (тогда ). Пусть написано 12 чисел 6, 34 числа и два нуля. Этот набор удовлетворяет условию задачи: среднее арифметическое положительных чисел равно, очевидно, 6; среднее арифметическое отрицательных чисел равно , а среднее арифметическое всех чисел:

Следовательно, наибольшее возможное количество положительных чисел равно 12.

Видите, как из уравнения с тремя неизвестными мы получили всё. Как в сказке про суп из топора.

И еще одна задача. Сколько чисел на доске — не знаем. Есть одинаковые или все разные — не знаем. Переменных штук, то есть в 2 раза больше, чем самих чисел. И все-таки мы это решим!

3. (ЕГЭ-2015) На доске написали несколько не обязательно различных двузначных натуральных чисел без нулей в десятичной записи. Сумма этих чисел оказалась равной 2970. В каждом числе поменяли местами первую и вторую цифры (например, число 16 заменили на число 61).

а) Приведите пример исходных чисел, для которых сумма получившихся чисел ровно в три раза меньше, чем сумма исходных чисел.

б) Могла ли сумма получившихся чисел быть ровно в пять раз меньше, чем сумма исходных чисел?

в) Найдите наименьшее возможное значение суммы получившихся чисел

Двузначные числа на доске — это числа вида , где — первая цифра, — вторая.


источники:

http://4ege.ru/matematika/4851-reshenie-uravneniy-v-celyh-chislah-podgotovka-k-zadaniyu-c6.html

http://ege-study.ru/uravneniya-v-celyx-chislax-zadacha-19-profilnogo-ege-po-matematike-2/