Урок алгебры и начала анализа по теме «Методы решения уравнений высших степеней». 11-й класс
Разделы: Математика
Класс: 11
“Под методом же я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное и без излишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, это способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что доступно”.
Цель урока: обеспечение условий для усвоения каждым учащимся знаний об уравнениях высших степеней, способах их решений.
Образовательные задачи: обобщить, углубить знания обучающихся по изучаемой теме, закрепить умение узнавать и применять изученные приемы решения уравнений высших степеней.
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Форма урока – установочный практикум.
Обеспечение: 1) листы с заданиями (приложение 1); 2) типы уравнений высших степеней; 3) возможны презентации докладчиков; 4) презентация учителя (приложение 2).
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний (фронтальная работа с классом) (10 минут)
Учитель:
- Объявляется тема урока, обращается внимание обучающихся на эпиграф урока.
- Какие уравнения называются уравнениями высших степеней? Назовите виды таких уравнений.
- Назовите общие методы решения уравнений высших степеней.
Какой из перечисленных методов вам наиболее близок и понятен?
Перечислите аналитические приёмы, с помощью которых можно решить уравнения высших степеней названным методом. - А теперь я предлагаю вам составить схему (кластер) методов решения уравнений высших степеней и провести классификацию уравнений по методам решений (обучающиеся работают с предложенными уравнениями на специальных листах).
1) х 3 – 6х 2 + 11х – 6 = 0; (разложение на множители)
2) 9х 4 – 9х 3 + 10х 2 – 3х + 1 = 0; (введение новой переменной, возвратное уравнение)
3) х 5 + 3х 3 = 11 – х; (функционально-графический)
4) (х 2 + 3х + 2)(х 2 + 9х + 20) = 4; (введение новой переменной)
5) х 3 – 5х 2 +3х +1 = 0; (разложение на множители)
6) 2х 4 – 5х 3 + 5х – 2 = 0; (разложение на множители)
7) х 7 + 3х + 2 = 0; (функционально-графический)
8) 4х 3 – 10х 2 + 14х – 5 = 0; (введение новой переменной)
9) х 4 – 8х + 63 =0; (разложение на множители, функционально-графический, применение производной функции)
10) х 6 + х 2 – 8х + 6 = 0. (функционально-графический с использованием уравнения касательной)
- К доске приглашается один ученик, который представляет свою схему и классификацию. Учитель показывает свою схему, проверяется умение обучающихся определять способы решения уравнений на первый взгляд.
Разложение многочлена на множители
Метод замены переменной
Функционально-графический метод
- Взаимопроверка в парах. (“5” – 9-10 уравнений; “4” – 7-8 уравнений; “3” – 5-6 уравнений; “2” – меньше 5 уравнений”), отложили на край парты.
- Выявление проблемы: какие методы решения уравнений высших степеней вызывают затруднения (существуют ли другие методы решения ).
- Сформулируйте задачи нашего урока.
II. Включение в систему знаний (проверка домашнего задания, восприятие и осознание учебного материала) (15 минут):
Востребованные докладчики объясняют:
- Идею метода.
- Показывают решение конкретного примера.
Остальные учащиеся слушают объяснения, задают вопросы докладчику, записывают решение.
III. Закрепление знаний (17 минут):
- Решение предложенных уравнений различными методами по рядам:
I ряд – решают введением новой переменной, II ряд –функционально-графическим, III ряд – разложением на множители. - В последнее время уравнения выше второй степени являются частью выпускных экзаменов, они встречаются на вступительных экзаменах в ВУЗы, а также являются неотъемлемой частью ЕГЭ. Особое внимание уделяется уравнениям с параметром.
У доски ученик решает уравнение с параметром №3.4(г).
ах 3 – 3х 2 – 5х – а 2 = 0, р= -1 – корень уравнения.
а 2 + а – 2 = 0, а = -2 или а = 1.
При а = -2 уравнение принимает вид: 2х 3 + 3х 2 + 5х + 4 = 0.
2 | 3 | 5 | 4 | |
– 1 | 2 | 1 | 4 | 0 |
При а=1 уравнение принимает вид: х 3 – 3х 2 – 5х – 1 = 0.
1 | -3 | -5 | -1 | |
– 1 | 1 | -4 | -1 | 0 |
х 2 – 4х – 1 = 0, х = 25.
Ответ: – 1; 25.
- На слайдах в презентации показывается историческая справка.
Из истории математики
Для уравнений третьей и четвертой степени есть формулы корней (формулы Кордано и Феррари), выведенные итальянскими математиками в 1545 году, но в силу своей громоздкости эти формулы не используют в школьной программе. После того, как были выведены формулы корней для уравнений третьей и четвёртой степени, на протяжении почти 300 лет, учёные-математики пытались вывести формулы для нахождения корней уравнений пятой степени и выше, но труды их оказались безуспешными.
Нильс Хенрик Абель (1802-1829)– норвежский математик. В 1826 году норвежский математик Абель доказал, что нельзя вывести формулы для решения уравнений пятой степени и выше.
- Фронтальный опрос о приемах решения уравнений самостоятельно, ответы и решения сверяются с помощью презентации.
- Самооценка. Проанализируйте свою работу, сделайте выводы о своих навыках и умении решать уравнения высших степеней различными методами.
IV. Домашнее задание (1 минута):
П. 3. №№ 3.20(б); 3.26(а); 3.29(г); 3.33(б).
Задание творческого характера: найти в различных источниках приемы решения уравнений высших степеней, о которых не упоминалось на уроке, привести примеры.
V. Итог урока (2 минуты):
- Оценка работы отдельных учащихся на уроке.
- Рефлексия:
– Какой метод для вас оказался самым легким?
– Какой метод для вас оказался самым трудным?
– Какие приемы помогают вам в решении уравнений высших степеней?
– Чей доклад вам больше понравился? Почему?
– Как вы оцениваете работу класса? Как вы оцениваете собственную работу?
Литература:
- А.Г. Мордкович, П. В. Семенов “Алгебра и начала анализа 11 (профильный уровень)”, Москва “Мнемозина”, 2012.
- А.Г. Мордкович и др. “Алгебра и начала анализа 11 класс (профильный уровень)”, задачник. Москва “Мнемозина” 2012.
- А.П. Карп “Сборник задач по алгебре и началам анализа, 10-11” (М: Просвещение, 1999).
- Ф.М. Мурзабаева. Презентация “Методы решения уравнений высших степеней” 11 класс (профильный уровень), г. Баймака, 2013.
Презентация к уроку «Уравнения высших степеней» (11 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №4» Тема урока: Уравнения высших степеней. Учитель математики высшей квалификационной категории Боярская Мария Николаевна
Цель и задачи урока: Цели: Образовательная: Формирование знаний о методах и способах решения алгебраических уравнений высших степеней Развивающая: Развитие познавательных и исследовательских умений; содействовать развитию логического мышления, умения самостоятельно работать, навыков взаимоконтроля и самоконтроля, умений говорить и слушать. Воспитательная: Воспитание культуры общения, воспитание умения работать в группах, выработка привычки к постоянной занятости, воспитание отзывчивости, трудолюбия, аккуратности. Задачи: познакомить учащихся с различными способами решения уравнений высших степеней, научить понижать степень уравнений высших степеней, используя теорему Безу и схему Горнера, а также удачную подстановку при введении новой переменной, изучить способы возвратных и однородных уравнений
1 Этап. Организационный. Вопросы по домашнему заданию: 1 уравнение Какая замена переменных сделана в уравнении? Какое уравнение получено после замены переменных? 2 уравнение На какой многочлен делили обе части уравнения? Какая замена переменных была получена? 3 уравнение Какие многочлены необходимо перемножить для упрощения решения данного уравнения? 4 уравнение Назвать функцию f(х). Как были найдены остальные корни? 5 уравнение Сколько было получено промежутков для решения уравнения? 6 уравнение Какими способами можно было решить данное уравнение? Какой способ решения более рациональный?
Корнем уравнения называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство. Примеры х3 + х = 0 — один корень: х = 0. Ѕіn(πx) =0 — бесконечное число корней х Z. х2 + 2х + 1 = (х + I)2 — верно при всех х R. х2 = х2 + 1 — нет корней (пустое множество корней ø). 2 Этап. Изложение нового материала.
Два уравнения называются равносильными, если множества их корней совпадают. Примеры х2 = х + 2 и х2 – х – 2 = 0 равносильны. х4 + 2 = -16 и ЅіnЗх = 2 равносильны. х2 = 2х – 6 и х = (2х – 6)2 неравносильны. Неравносильные преобразования могут привести к: потере корней, появлению посторонних корней.
Методы решения уравнений Разложение на множители Замена переменной: Основными способами реализации этого метода являются: Использование основного свойства дроби. Выделение квадрата двучлена. Переход к системе уравнений. Раскрытие скобок парами. Раскрытие скобок парами и деление обеих частей уравнения на х ≠ 0. Двойная замена. Понижение степени уравнения. Использование монотонности Сравнение обеих частей по величине Использование однородности Применение схемы Горнера Возвратное уравнение Уравнение 3 степени – формула Кардано Метод Феррари См. Приложение 1. Теория
“Разобрать предложенный способ решения уравнения и объяснить его на данном примере”. Группа 1. 1. Решить уравнение по формуле Кардано: х3 + 15х2 + 48х + 44 = 0. 2. Решить уравнение выделением целых и рациональных корней х5 – 2х4 – 4х3 + 4х2 – 5х + 6 = 0; 3. Решить уравнение методом неопределенных коэффициентов 2х4 – 5х3 – 3х2 + 7х – 2 = 0. х4 – 2х3 – х2 – 2х + 1 = 0. Группа 2. Решить симметрические и возвратные уравнения. а) х5 – 12х4 + 31х3 + 31х2 –12х + 1 = 0; б) х4 + 4х3 – 18х2 – 12х + 9 = 0. Решить уравнение заменой переменных: (х – 1)(х + 1)(х + 2)х = 24. Решить уравнение вида f(f(х)) = х: (х2 + 2х – 5)2 + 2(х2 + 2х – 5) – 5 = х. На доске. Сколькими способами можно решить уравнение. Выберите наиболее рациональный. х4 + 2х3 + 2х2 + 2х + 1 = 0. Решить уравнение: (х – 2)2(х + 1)2 – (х – 2)(х2 – 1) – 2(х – 1)2 = 0. 3 Этап. Работа в группах.
Вариант 1. 1. Найдите действительные корни уравнения Зх3 – 5х2 + Зх – 5 =0. 2. Найдите действительные корни уравнения 2 х4 + 3х3–8х2 – 9х+6= 0. 3. Решите уравнение (х+1)(х – 2)(х+3)(х – 4)=144. Вариант 2 1. Найдите действительные корни уравнения 4х5+8х4+5х3+10х2 – 3х – 6=0. 2. Найдите действительные корни уравнения 2х4 – 5х3 – х2 +5х+2=0. 3. Решите уравнение (х – 1)(х – 2)(х – 3) = 6. Вариант 3 1. Найдите действительные корни уравнения Зх5 – 6х4 + 4х3 – 8х2 – Зх + 6 = 0. 2. Найдите действительные корни уравнения 5х4 – Зх3 – 4х2 –Зх+5= 0. 3. Решите уравнение (х – 3)(х+2)(х – 6)(х – 1)+56=0. 4 Этап. Самостоятельная работа.
Достигнуты ли цели урока? Чему Вы научились на уроке? Заполним вместе до конца Матрицу мониторинга урока. Домашнее задание. Оформить решение незаконченных уравнений. Подготовиться к контрольному срезу. 5 Этап. Рефлексия. Итог урока.
Спасибо за внимание! Недостаточно только получить знания: надо найти им приложение. И. Гете
Краткое описание документа:
Основная цель материала: Формирование знаний о методах и способах решения алгебраических уравнений высших степеней.
Задачи:
❏познакомить учащихся с различными способами решения уравнений высших степеней,
❏научить понижать степень уравнений высших степеней, используя теорему Безу и схему Горнера, а также удачную подстановку при введении новой переменной,
❏изучить способы возвратных и однородных уравнений
Методы решения уравнений высших степеней. Метод Горнера
учебно-методический материал по алгебре (11 класс) по теме
Методы решения уравнений высших степеней. Метод Горнера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorner.docx | 99.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы решения уравнений высших степеней. Метод Горнера.
Подобные задания, содержащие уравнения высших степеней, в последние годы стали появляться в ЕГЭ, олимпиадных заданиях по математике, при вступительных экзаменах в ВУЗы. Большинство учащихся с трудом справляются с решением уравнений со степенью выше 3, поскольку в школьном курсе алгебры при непрофильном обучении отводится этой теме малое количество времени, но умение решать такие уравнения необходимо при написании экзамена в форме ЕГЭ, при решении части С, причем математика является обязательным для сдачи предметом.
- Методы решения уравнений высших степеней различными способами.
- Метод замены переменной.
Пример 1. Дано: (х 2 -9) 2 -8(х 2 -9) +7=0
Решение. Введем новую переменную, обозначив х 2 -9=t, тогда получаем:
t 2 -8t+7=0, D=b 2 -4ac=36, t 1 =7; t 2 =1.
Возвращаемся к “старой” переменной х 2 -9=1, х=± √ 10; х 2 -9=7, х=±4.
Ответ: х 1 =+ √ 10; х 2 =- √ 10; х 3 =-4; х 4 =4.
Пример 2. Дано: х(х + 1)(x + 2)(x + 3) = 24
Решение . Перемножим первый и четвертый множители, второй и третий. Получим:
(х 2 + 3х)(x 2 + 3x + 2) = 24
Вводим замену: x 2 + 3x = t, тогда t(t + 2) = 24, t 2 + 2t – 24 = 0, t 1 = -6; t 2 = 4. Возвращаемся к “старой” переменной, получим: x 2 + 3x = -6, x 2 + 3x + 6 = 0, D
Уравнение x 2 + 3x = 4 имеет корни х 1 = -4, х 2 = 1.
Ответ : х 1 = -4, х 2 = 1.
Пример 3. Дано: (х – 4)(х 2 + 15 + 50)(х – 2) = 18х 2
Решение . Разложим на множители х 2 + 15 + 50.
х 2 + 15 + 50 = 0, х 1 = -5, х 2 = -10, тогда х 2 + 15х + 50 = (х + 5)(х + 10).
Уравнение примет вид: (х – 4)(х + 5)(х + 10)(х – 2) = 18х 2
Так как (-4)•5 = -20, 10•(-2) = -20, то перемножая первую скобку со второй, третью с четвертой, будем иметь: (х 2 + х – 20)( х 2 + 8х – 20) = 18х 2
Поскольку х = 0 не корень, разделим обе части уравнения на х 2 . Получим:
Вводим замену: , тогда (t+1)(t+8)=18, т.е. t 2 +9t-10=0, t 1 = -10, t 2 = 1.
Вернемся к исходной переменной:
Решим первое уравнение х 2 + 10х – 20 = 0, D = 180, х 1 = ; х 2 =
Решим второе уравнение х 2 — х – 20 = 0, D =81, х 3 = — 4, х 4 = 5.
Ответ : х 1 = ; х 2 = ; х 3 = — 4, х 4 = 5.
Решение. Произведем преобразования в числителе дроби: х 4 +324=х 4 +18 2 ,
(х 2 +18) 2 =х 4 +36х 2 +324, тогда х 4 +324= х 4 +36х 2 +324-36х 2 . Получим:
Приведем левую и правую части к одному знаменателю:
Приравняем к нулю. Получим:
Решим уравнение в числителе методом группировки:
Разложим на множители , приравняв к нулю:
, введем новую переменную: х 2 =t, получаем:
х 2 -25=0, или х 2 +6х+18=0
Числитель равен нулю при х=5; -5, а знаменатель никогда не будет равен нулю.
Пример 5. Дано: (х-1) 4 -х 2 +2х-73
(х-1) 4 -(х 2 -2х+1)-72, (х-1) 4 -(х-1) 2 -72.
Введем новую переменную: (х-1) 2 =t, t 2 -t-72=0, D=1+288=289
Возвращаемся к «старой» переменной:
х 2 -2х+1-9=0, х 2 -2х+1+8=0 ,
х 2 -2х-8=0 х 2 -2х+9=0
D=4+32=36 D=4 — 36= -32, D
Пример 6. Дано: (х 2 -2х-1) 2 +3х 2 -6х-13=0
Решение. Выполним преобразования: (х 2 -2х-1) 2 +3(х 2 -2х-1)-10=0.
Введем новую переменную: х 2 -2х-1=t
Возвращаемся к «старой» переменной:
х 2 -2х-1+5=0, х 2 -2х-1-2=0 ,
х 2 -2х+4=0 х 2 -2х-3=0
— не является корнем уравнения
Разделим обе части уравнения на (х-1) 2 , получим
Решение . В левой части выделим полный квадрат разности:
Сгруппируем первый, второй и четвертый члены:
Вводим замену: t 2 + 18t – 40 = 0; t 1 = -20, t 2 = 2.
Вернемся к “старой” переменной, получим:
Решение . х = 0 не является корнем уравнения, поэтому числитель и знаменатель каждой дроби делим на х:
Решим это уравнение:
Вернемся к “старой” переменной:
Решаем первое уравнение х 2 – 14х + 15 = 0
Второе уравнение не имеет действительных корней.
Решение. Раскроем скобки в правой части уравнения. Получим:
Введем новые переменные: (х-1) 2 =а; (х+1) 2 =b, получаем:
а 2 +9b 2 -10аb=0, поделим на а 2 , 1+9( 2 -10( ), вводим новую переменную и решаем квадратное уравнение:
9t 2 -10t+1=0, D=100-36=64, t 1,2 =
Возвращаемся к «старым» переменным: 1) (х+1) 2 =(х-1) 2 ; 2) (х-1) 2 =9(х+1) 2 .
- х 2 +2х+1=х 2 -2х+1, 2) х 2 -2х+1=9х 2 +18х+9,
Решение. Сгруппируем слагаемые в левой части, но следует заметить, что х=0; х=-1; х=-3; х=-4 не могут быть решениями. Получим:
Проводим преобразования и получаем:
х 1 =-2. Введем замену: х 2 +4х=t, тогда
Решая уравнения, получаем:
Подставляем значение t, получаем уравнение:
х 2,3 = Ответ: х 1 =-2; х 2 =-2+ ; х 3 = -2- .
Пример 2. Дано: х 4 +2х 3 +2х+1=0
Решение. Поделим на уравнение на х 2 , получим:
х 2 +2х+ перегруппируем слагаемые таким образом:
вводим новую переменную: t= х+ , t 2 +2t-2=0, D=4+8=12,
x 2 + (1− )x +1 = 0, D=-1-2
x 2 + (1+ )x +1 = 0, D= ,
Пример 3. Дано: х 4 +х 3 -72х 2 +9х+81=0
Решение. Поделим уравнение на х 2 и сгруппируем:
(х 2 + +(х+ проведем некоторые преобразования до полного квадрата в одной из скобок, получим:
(х+ ) 2 +( х+ )-90=0, вводим новую переменную: t= х+ , решаем уравнение:
t 2 +t-90=0, D=1+360=361,
t 1,2 = Решаем уравнения, подставляя значения t:
х 2 +10х+9=0, D=100-36=64
х 2 -9х+9=0, D=81-36=45
Ответ: х 1 х 2 =-1; х 3,4 =
Определение. Уравнение р 0 х n +p 1 x n-1 +p 2 x n-2 +…+p n-1 x+p n =0, где n – натуральное число, а — произвольные постоянные коэффициенты, называется целым рациональным уравнением n – й степени .
Теорема. Если целое рациональное уравнение с целыми коэффициентами имеет целые корни, то они являются делителями свободного члена.
Теорема Безу. Остаток от деления многочлена р 0 х n +p 1 x n-1 +p 2 x n-2 +…+p n-1 x+p n на двучлен х-а равен Р(а).
Рассмотрим решение уравнений высших степеней, используя метод деления с помощью схемы Горнера:
Если р 0 х n +p 1 x n-1 +p 2 x n-2 +…+p n-1 x+p n =(b 0 x n-1 +b 1 x n-2 +…+b n-2 x+b n-1 )(x-a)
http://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-uravneniya-visshih-stepeney-klass-3503174.html
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/07/30/metody-resheniya-uravneniy-vysshikh-stepeney-metod-gornera