Уравнение женщин в правах это

Феминизм – проблема или борьба? История феминизма от А до Я

Данная статья разработана в рамках рубрики: Психология.

В СМИ становится всё больше новостей о том, что люди борются за свои права. Большой огласке и интересу со стороны общества подвергаются сейчас те, кто борется за права, нарушенные сексистскими убеждениями. Одно из таких явлений феминистическое движение. В действительности этот процесс является наиболее актуальным, так как феминизация происходит почти повсеместно. Давайте разберёмся что такое феминизм, откуда он появился и как он влияет на современное общество.

Что такое феминизм простыми словами

Простыми словами феминизм — это борьба за права женщин. Но на деле он охватывает намного более широкий круг социальных проблем. До сих пор не сформировано единое понятие феминизма, поэтому в литературе в настоящее время можно насчитать порядка 300 различных определений.

Термин «феминизм» происходит от латинского «femina» – женщина. Он представляет собой целое общественное политическое движение, идеологию, образованную для защиты прав женщин от дискриминации, сексизма, для борьбы с доминированием одних социальных групп над другими и иного рода угнетений и принижений женского пола.

Феминизм как явление рассматривается с двух сторон:

  1. Политическое движение. С этой стороны феминизм рассматривается как борьба за равноправие, наделение женщин полным объёмом гражданских прав, уравнение в избирательных правах с мужчинами.
  2. Интеллектуальное движение. Феминизм как интеллектуальное женское движение определяет его скорее как философское течение и охватывает ещё больший круг вопросов и проблем.

Может ли мужчина быть феминистом

Когда речь заходит о феминизме многие думают, что его представителями могут быть исключительно женщины. Определённый ответ на вопрос пола представителей ставит в затруднительное положение даже их самих. Радикальные представители феминизма уверены в том, что феминизм представляет собой движение «женщин за женщин», придерживаясь мнения, что мужчины изначально наделены патриархальными взглядами. Но, разобравшись в том, какое широкое поле проблем охватывает рассматриваемое движение, феминизированный взгляд вполне разделяется и мужчинами.

Чаще мужчин называют всё же «профеминистами», единомышленниками. Патриархат и патриархальные установки отрицательно влияют и на мужской пол в тех случаях, когда мы слышим фразы «ты же мужчина», «мужчина должен» и подобные. Таким образом следует вывод – мужчины могут быть феминистами. Интересы и потребности защиты прав женщин от притеснений (матерей, сестёр, дочерей и так далее) присущи мужскому полу наравне с женщинами.

Кто такие феминистки и феминисты

Представителей феминистского движения называют «феминисты» и «феминистки». Как мы уже разобрались, к ним относят как женщин, так и мужчин. Феминистки в некотором роде являются последователями суфражистского движения 19 века. Суфражистками называли женщин-участниц движения, выступавших за наделение женского пола избирательными правами. Кроме избирательных прав, они боролись за уравнивание женщин в политической и экономической сфере. Нынешнее феминистское движение охватывает гораздо больше общественных сфер. Феминистки вынуждены бороться с дискриминацией женщин в политике и экономике, но также и в институте брака, трудовой деятельности, социальной сфере и других.

В настоящее время, когда говорят феминистка, то у большинства людей возникает феминистский образ скорее резкой, агрессивной женщины феминистки, которая активно ведёт борьбу с любыми проявлениями, в том числе и сексистскими. Однако, такие проявления наблюдаются лишь у радикально настроенных и часто агрессия обусловлена личными качествами самого человека.

На самом деле феминистки ведут борьбу не только с мужчинами, но и с женщинами. В 21 веке количество представителей феминистского движения резко возросло, и теперь феминистки объединяются в организации, например, Российское Феминистское Объединение «ОНА».

Основные идеи феминизма

С течением времени и в зависимости от постоянно изменяющихся условий цели, проявления, направление феминизма изменялось и продолжает меняться по сей день. Но даже в таких условиях можно выделить основные идеи феминизма, которые не подвергаются значительным изменениям:

  • Борьба за политические права, уравнение женщин и мужчин. Здесь идет речь о том, что женщина, равно как и мужчина, вправе голосовать, беспрепятственно участвовать в политической жизни общества, выдвигать свою кандидатуру и избираться.
  • Борьба за возможность получать высшее образование и работать в тех ж отраслях, что и мужской пол. Сюда же входит борьба с неравной оплатой и условиями труда, возможностью занимать определенные должности и другие.
  • Борьба с репродуктивным насилием. Ущемление и угнетение женщин проявляется и в вопросах репродукции. Уравнение прав женщин и мужчин в браке, поддержка женщин в вопросах контрацепции, абортов, родов и других вопросов, связанных с репродуктивными функциями женщин.
  • Борьба с давлением общества на женский пол. Имеется в виду, что общество не должно требовать от женщины придерживаться определенных правил, традиционно приписываемых женскому полу. Начиная от внешнего вида женщины и заканчивая её социальной ролью.
  • Борьба за сохранение личных границ женщин. Под этой формулировкой феминистки подразумевают более жесткие наказания за сексуальные домогательства, насилие и другие проявления харассмента и сексизма.
  • Борьба со стереотипностью. Привычные и традиционные взгляды общества на женщин тормозят развитие общества, а также ограничивают возможности женщин.

История феминизма

Самые первые упоминания о феминистских проявлениях появились ещё в 789 году, когда впервые в мире Карл Великий издал приказ о создании школ, где могли обучаться не только мальчики, но и девочки. Также к этому времени относят обучение девочек и женщин при монастырях.

Официальное зарождение феминизма в мире относят к 18 веку. Именно в период Войны за независимость в США женщины впервые заявили о своих требованиях, заключающихся в равноправии и уравнении с мужчинами. Одной из первых феминисток называют Абигейл Смит Адамс. В своей речи в 1776 году она произнесла следующую фразу: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов». После этого в США, Франции, Англии и других странах появлялись женщины, которые отстаивали свои права, однако, власти предотвращали подобные проявления феминизма, всячески ограничивая женщин.

Лишь с конца 19 века во многих европейских странах женщины всё же стали наделяться избирательным правом. Развитие феминистского движения в различные периоды приостанавливалось в основном в те годы, когда мир охватывали войны, реабилитация после них. В 1979 году первым международным соглашением, которое провозгласило равенство мужчин и женщин стал Устав Организации Объединенных Наций. Принятие Конвенции о ликвидации дискриминации женщин стало одним из самых значимых результатов феминистского движения даже несмотря на то, что большая часть мусульманских стране его не признала.

Этапы развития

Историю феминизма принято разделять на 3 волны, каждая из которых соответствует исторической эпохе, событиям, войнам и постоянным изменениям в обществе. Каждая волна определяется отдельными аспектами дискриминации женщин. Соответственно цели и результаты смещаются, однако, рассмотренные ранее главные принципы сохраняются.

Феминизм первой волны

Феминизация первой волны датируется 1850–1930 годами. К ней относят создание самых первых феминистских организаций. Эта волна наиболее либеральна, так как феминистки (скорее даже суфражистки) боролись за всеобщее равенство прав, независимо от половой принадлежности. Главным событием первой волны называют принятие 19-ой поправки Конституции США. В ней сказано о том, что пол не является препятствием для ограничения избирательных прав, прав участия в политической жизни.

Итогами первой волны стали:

  • Получение женщинами избирательного права;
  • Право женщин получать образование, независимо от возраста и принадлежности к классу;
  • Разрешение получения высшего образования любой специальности;
  • Право осуществления трудовой деятельности в любой выбранной профессии. Юриспруденция и политика не стали исключением для женского пола;
  • Получение права собственности замужних женщин.

Феминизм второй волны

Обычно феминизм второй волны относят к 1960–1981 годам. Во вторую волну феминизм как явление усложняется и приобретает новые проявления. Помимо политических прав, феминизм развивается в отношении к самой женщине. Феминистки идут против традиционного представления женщины лишь в качестве матери, жены, сексуального объекта. Кроме этого, начинается активная борьба с семейным насилием, неравенством в трудовой деятельности.

К результатам второй волны относят:

  • Исключение дискриминации в профессиональной деятельности;
  • Равенство при оплате труда;
  • Развитие программ по поддержке женщин – жертв семейного насилия;
  • Запрет порнографии, борьба с сексуальной объективизацией женщин (то есть женщин перестали принимать лишь как сексуальный объект);
  • Получение доступа и возможность использования женщинами контрацептивов, в некоторых странах легализованы аборты.

Феминизм третьей волны

Третья волна феминизма проходила в 1990–1999 годы. Она отличается от двух предыдущих тем, что феминизм обрастает философскими идеями. Он превратился не просто в освободительное движение, а в целую идеологию, систему взглядов. Одним из важнейших вопросов становится вопрос о гендерной идентичности.

Итогами третьей волны являются:

  • Сексуальная свобода женщин. Женщины вправе получать удовольствие от сексуальных отношений, не подвергаясь общественному унижению и осуждению «slut shaming»);
  • Создание большего количества убежищ для тех, кто оказался жертвами домашнего насилия;
  • Количество женщин в политической, юридической сферах, а также в СМИ возросло.

На современном этапе общества выделяют феминизм 4 волны, то есть борьбу за реальное равноправие и прославление личного выбора женщины. Он тесно связан с косвенными движениями – бодипозитивом, ЛГБТ, борьбой с «черным» феминизмом и др.

За что борются сторонники феминизма

Изначально, в период первой и второй волны представители феминизма боролись за те права, которые для нас сейчас кажутся обыденными, и мы не представляем современную жизнь без этих вещей. Например, за право женщин носить брюки, получать образование, голосовать на выборах, работать и другие. Позднее, когда феминизм стал развиваться как идеология, круг феминистских целей стал расширяться. Выделяют несколько основных направлений, по которым по сей день ведётся борьба.

Безопасность

Устоявшееся и устаревшее мнение о женщине лишь как о сексуальном объекте, заставляет женский пол бояться домогательств до сих пор. Борьба феминизма в направлении безопасности женщин заключается в борьбе от:

  • Сексуального насилия, домогательств. Так называемый уличный харассмент. Женщина находится в постоянном страхе от того, что может стать жертвой насилия, независимо от того, что она за человек и как выглядит. Тем не менее, достаточно часто женщину саму обвиняют в том, что она «неправильно оделась», «спровоцировала» и так далее.
  • Домашнего насилия. В этом направлении работа феминистских движений ведётся уже давно. С конца 2019 года во многих источниках, социальных сетях, на уровне государства ведутся обсуждения о необходимости принятия закона «О семейно-бытовом насилии». В России пока существует лишь проект закона.
  • Проявлений и традиций, обычаев в некоторых культурах. К таким относят по большей части мусульманские страны, где до сих пор практикуют женское обрезание.

Борьба с традициями распространена во всем мире. Феминизация требует устранения таких традиционных устоев и защиту женщин от закрепощенных взглядов определенных наций, культур.

Благополучие

В этом направлении выделяют следующие аспекты:

  • Стереотипные, гендерные взгляды, не позволяющие женщинам достичь желаемого, например, в карьерном росте. Так называемый стеклянный потолок, который устанавливается относительно женского пола и не даёт им развиваться в профессиональной среде, независимо от личных и профессиональных качеств.
  • Запрет на осуществление деятельности в некоторых профессиях. В России существует список профессий, недоступных для женщин. На 2021 год он содержит 100 профессий. До 1 января 2021 года список состоял из 456 профессий.
  • В связи с устоявшимися патриархальными традициями в обществе, женщины не могут быть полными гедонистами.

Свобода

Свобода женщин также одно из важнейших направлений борьбы феминисток.

  • Навязывание образа женщины, сексизм. Существование некого образа и отклонение от него вызывает общественное порицание, унижение.
  • Аборты. По мнению феминисток запреты абортов навязывают женщинам функцию деторождения. А значит, ограничивают выбор самой женщины рожать или нет.

Аборты – это серьезнейшая проблема современной борьбы женщин за свои права. Во многих странах феминизация не привела к легализации абортов. Например, в Сенегале, Египте и Ираке аборты полностью запрещены. Многие страны используют систему исключительности абортов. Это значит, что аборты разрешены только при медицинских показаниях или когда необходимо спасти жизнь матери ребенка. Например, в Израиле аборт возможен только при соответствующем решении специально медицинской комиссии.

Равноправие

Равноправие является важнейшей составляющей всех направлений феминизма. Проявляется, например, в равенстве размера оплаты труда женщин и мужчин при выполнении одинаковой работы, оплаты аналогичной занимаемой должности.

Злоупотребление феминизмом

В современном обществе многие уверены в том, что феминистка – мужеподобная женщина. Она ненавидит мужчин и устраивает всяческие акции для оскорбления и унижения мужского пола. Радикальные проявления отдельных феминисток заставляют людей так думать о целом феминистском движении. Ведь всё, что мы видим в новостях о феминизме это то, как они в метро обливают водой мужчин, которые слишком широко раздвинули ноги на сиденье, оправдывая это феминизмом.

В таких случаях стоит говорить о злоупотреблении феминизмом. Именно поэтому стоит понимать, что представляет феминизм на самом деле. Феминистки никогда не боролись с тем, что мужчина подаёт руку, открывает перед ней дверь или помогает с тяжёлыми сумками. Феминизм это про равенство в образовании, социальной и политической сфере, трудовой деятельности.

Разновидности феминизма

Феминистское движение имеет множество течений, которые появлялись и появляются в зависимости от многообразия идей, взглядов отдельных женщин, которые объединяются в группы. Они отличаются своими взглядами, убеждениями, методами борьбы и проявлениями. Иногда бывает сложно представить, что феминистка из одного течения и феминистка из другого имеют одну конечную цель и борются за одно общее дело. Давайте рассмотрим три самые известные разновидности феминизма.

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм принято считать наиболее классическим и распространенным течением. Оно направлено на борьбу за равенство прав и свободы женщин в целом. Главной идеей либерального феминизма является то, что женщина обладает физическими и интеллектуальными возможностями наравне с мужчиной. При этом не допуская возможной дискриминации в науке, труде, политике и так далее. Причиной угнетения женщин принято считать традиционным, устоявшимся воспитанием и правовые ограничения, как существовавшие ранее, так и новые. Для достижения целей представители либерального феминизма используют правовые и политические программы, не прибегая к агрессивным проявлениям.

Марксистский феминизм

Марксистский феминизм сформировался в начале 20 века в России, именно Россия оказала влияние на развитие марксистского феминизма. Идеи марксистского феминизма заключаются в борьбе с эксплуатацией женщин (неоплачиваемый домашний труд, работа домохозяек и другие). До прихода советской власти большевистское правительство гарантировало политическое равенство, избирательное право, образование женщин, к тому же был декриминализован аборт.

Радикальный феминизм

Радикальные феминистки являются самыми яростно настроенными представителями феминизма. Радикальный феминизм отличается от других его разновидностей наиболее резкими проявлениями, является прямой противоположностью либерального феминизма. По мнению представителей радикального феминизма причиной его появления является формирование на протяжении продолжительного времени человеческих взаимоотношений внутри общества. Наиболее популярен он был в период второй волны феминизма.

Именно в среде радикального феминизма распространены случаи агрессии и искажения идей феминизма. Феминизация в данном случае направлена на угнетение мужчин, их дискриминацию и ксенофобию.

Современный феминизм

Современный феминизм набирает обороты. Если изначально феминизм был присущ лишь США и некоторым другим странам, то сейчас он стал глобальным явлением для всего мира. Феминизм, его направления, проявления и идеология не стоят на месте, а продолжают развиваться вместе с обществом. Именно поэтому с момента появления и по сей день эволюция феминизма идёт в ногу с развитием общества.

Феминизм в России

В России феминизм начал получать более широкую огласку ещё со времён Петра 1. Его реформы способствовали вхождению женского пола в жизнь общества. Благодаря этим реформам создавались ассамблеи, где женщины впервые участвовали наравне с мужчинами. За ассамблеями последовала отмена раздельного застолья, возможность для женщин расторгнуть брак, право наследования и другие.

Центральным событием феминистского движения в России стало закрепление равноправия полов Конституцией РСФСР в 1918 году. В этот период в России преобладали представители марксистского и либерального феминизма. С приходом советской власти, а после и участия страны во Второй Мировой войне, взгляды обрели более консервативный характер, что и затормозило развитие феминизма в России. Возрождение феминизма в России наступило лишь в 80-х годах.

Феминизм на Западе

С первой волной Запад отличался преобладанием либерального феминизма. А первыми представителями в основном были женщины из высшего общества. Войны затормозили развитие феминистского движения не только в России, но и на Западе, но возрождение началось на 20 лет раньше. В 1960-х годах феминистки возобновили борьбу за права женщин, но совершенно в других проявлениях. Если ранее феминистки боролись за право голосовать на выборах, то во вторую волну женщины стали добиваться права быть избранными.

Как люди относятся к феминизму

Отношение людей к феминизму зависит от большого количества факторов: пол, возраст, религиозные убеждения, национальность и другие. Например, в некоторых странах, особенно мусульманских, до сих пор остро стоит проблема неравенства полов. Например, в Пакистане заработная плата мужчин на 62,5% выше, чем у женщин. В современных реалиях многие относятся к феминизму уже нейтрально. Хотя мнения неоднозначные: по данным опросов 2018–2019 годов более 60% опрошенных поддерживают идею равенства мужского и женского пола. Однако, феминистское движение поддерживают или положительно относится лишь треть от всех опрошенных.

В отношении к феминисткам и профеминистам современное общество настроено скептически. Люди не торопятся причислять себя к представителям этого движения. Однако, количество феминистических сообществ и блогов в социальных сетях лишь растет и пользуется большой популярностью. В целом многие люди поддерживают основные идеи феминистского движения – борьбу против дискриминации и насилия, негативное влияние устоявшихся гендерных стереотипов и так далее.

За что не любят феминисток

Направления феминизма в современном обществе многообразны, каждое из которых отличается методами, направленностью, частными целями. Некоторые из направлений отличаются друг от друга. Например, методы и убеждения либерального феминизма и радикального практически противоположны. При сравнении этих направлений иногда можно усомниться в том, что это всё проявления одного и того же движения. Именно относительно природы и проявлений радикального феминизма многие люди, даже поддерживающие необходимость равноправия мужчин и женщин, отрицательно относятся к феминизму как к движению, несмотря на его глобальные цели.

Стереотипные представления феминисток складываются в виде озлобленных на мужчин и агрессивно настроенных женщин. Ведь они только и делают, что выкрикивают нелицеприятные лозунги и участвуют в митингах. Да, такие представители феминизма тоже встречаются, однако, они не передают всю суть феминизма как движения. Общественное мнение формируется под натиском таких представителей, которых в действительности не так много. Сформировались следующие клише, которые формируют негативное отношение к феминисткам:

  • «Феминистки ненавидят мужчин». Многие люди заблуждаются в отношении этого высказывания, которое сформировалось из-за сложившегося мнения о том, если женщины борются за равенство с мужчинами, значит, они отрицательно настроены к самим мужчинам.
  • «Женщина — жертва». Такое мнение отворачивает от феминизма и самих женщин. Раз уж их принижают, значит, они выставляют свои слабости напоказ. Однако, феминистское движение не про слабости, а про улучшение положения женщин в обществе.
  • «Феминистки отрицают гендерные роли». Это совершенно неправильно, так как многие феминистки создают семьи, занимаются хозяйством, воспитывают детей. Феминизм в семье строится на том, что любой из партнеров может заниматься домашними делами, а другой – работать и зарабатывать. При этом неважно какую из этих двух ролей выполняет женщина, а какую – мужчина.

Влияние на западное общество

Западное общество стремительно меняется, и феминизм, равно как и многие другие факторы определяет направление этих изменений. Три волны феминизма, из которых проявления последней происходят и в наше время. Феминистское направление достигло большого количества положительных результатов для развития всего общества.

Гражданские права

Какие гражданские права получили женщины за всю историю феминистского движения?

  • Женщины получили право голосовать на выборах, а также выставлять свою кандидатуру для избрания;
  • Право подавать на развод, сохранять девичью фамилию, право на имущество после развода;
  • Право на получение образования, выбор специальности и профессии. Доступность профессиональных сфер как женщинам, так и мужчинам;
  • Уравнение заработной платы мужчин и женщин, занимающих аналогичные должности;
  • Право на медицинские вмешательства по своему желанию. Например, выбор противозачаточных средств, проведение абортов.

Интеграция в общество

Феминизм и результаты феминистского движения настолько влились уже в общество, что некоторые даже стали незаметны. Интеграция феминизма заключается в том, что он принимается как само собой разумеющееся. Например, право женщин голосовать на выборах в большинстве стран никого не удивляет. Хотя ещё пару веков назад это вызвало бы бурные обсуждения и даже протесты. Более того, активная политика нерадикального феминизма повлияло на принятие многими государствами разных субкультур, которые общество также не принимало на протяжении долго времени.

Влияние на язык

Феминистское движение оказало влияние и на язык во многих странах мира. Представители феминизма используют слова не-сексистского языка. Например, в английском идеи феминизировать язык выражаются в использовании обращения «Miss» не только к незамужним женщинам, но и к тем, кто состоит в браке. Не-сексистский язык предполагает избежание слов, обращений, которые обращены к обоим полам. Феминисты, феминистки и профеминисты считают, что сексистские проявления в языке негативно влияют на общество и даже пропагандируют сексизм, который тормозит развитие феминистского движения.

Феминитивы достаточно часто вызывают «раздражение» у людей. Это связано с тем, что феминитивы являются непривычными в употреблении словами. Многих женщин употребление феминитивов в их сторону оскорбляет.

Влияние на мораль в образовании

Традиционно принято считать, что роль воспитателя в вопросах морали и этики присуща женскому полу. Несмотря на ранее существовавшие запреты на получение образования женщинами, они всё равно участвовали в процессе воспитания вышеперечисленных ценностей. В том числе и внутри семьи. Вопрос влияния и роли феминизма на мораль в образовании до сих пор подвергается открытым дискуссиям в обществе между представителями феминистского движения и его оппонентами.

Влияние на гетеросексуальные отношения

Феминизм повлиял и на гетеросексуальные отношения. Под влиянием феминизма сексуальное воспитание в обществе изменилось. Хорошим примером будет возможность обоих полов получать удовольствие от отношений. Ведь ранее женщина рассматривалась только как сексуальный объект, а за наличие у неё нескольких партнёров подвергалась угнетениям и унижениям со стороны общества.

Влияние на религию

Религия также подверглась влиянию феминизма. Например, в некоторых направлениях протестантского христианства женщины получили возможность быть «священниками», членами духовенства. Однако, в Исламе феминистские проявления не поддерживаются и запрещаются – мусульманки не имеют права состоять в рядах духовенства.

Плох ли феминизм на самом деле

Несмотря на то, что большое количество людей отвергают феминизм как движение, глобальные цели благоприятно влияют на развитие общества в целом. Противники феминистского движения придерживаются отрицательного мнения об этом движении во многом из-за радикальных феминисток и их способах. При этом около 80% людей считают, что дискриминация полов недопустима, а женщины и мужчины должны иметь равные как права, так и обязанности.

Известные феминистки и феминисты

Самой известной представительницей феминизма в России является политический деятель, писатель Ирина Хакамада. Она проводит мастер-классы для женщин, продвигая идеи необходимости феминизировать общество. Однако, по её же словам она является «пост-феминисткой» и объясняет этот термин следующим образом «Постфеминистки обожают мужчин, они экономически независимы, профессионально реализованы, обладают стилем и вкусом к жизни. Эти женщины не воюют с мужчинами, они просто живут в свое удовольствие».

В России не так уж много представителей феминизма среди известных людей, зато их достаточное количество в рядах голливудских звезд. Например, успешная актриса Эмма Уотсон. В 2014 году она выступала с речью о проблемах равноправия женщин и мужчин в роли Посла доброй воли ООН-Женщины. Именно в этой речи она подчеркивала, что восприятие феминисток в качестве женщин, которые ненавидят мужчин, является неверным. Кроме того, Эмму Уотсон можно нередко обнаружить на всяческих митингах в поддержку феминизма и других акциях протеста, например, Марш женщин в 2017 году в Вашингтоне.

Фильмы о феминизме

Предлагаю вам подборку интереснейших фильмов о феминистском движении и его проявлениях:

  • Маленькие женщины (2019);
  • По половому признаку (2018);
  • Суфражистка (2015);
  • Блондинка в законе (2001);
  • Играй, как Бекхэм (2002).

Книги о феминизме

О феминизме как движении написано большое количество как научных, так и художественных работ. Многие из них написаны самими феминистками. О зарождении суфражизма, волнах феминизма, влиянии на общество можно прочитать в следующих работах:

  • «Гендерный мозг», Д. Риппон. О гендерных стереотипах, мифах. Феминизированный взгляд на мышление мужчин и женщин с точки зрения науки.
  • «Глобальная женщина», Барбара Эренрайх. О женском труде и о проблемах неравенства с мужчинами в профессиональной среде.
  • «Миф о красоте», Наоми Вульф. О влиянии индустрии красоты на женщин и мифах о том, что феминистки отрицают женственность.

Россия и феминизм. Рассказываем, за какие права женщины борются сегодня

Международный женский день появился в начале XX века, и это событие стало одной из важных вех женского движения за равноправие. Избирательное право, высшее образование, возможность контролировать деторождение, право работать и владеть недвижимостью, заниматься политикой или футболом, занимать руководящие должности – большинство из того, что сейчас могут делать женщины, так или иначе является результатом их борьбы за свои права. Многим может показаться, что эта борьба давно канула в прошлое и пора с чистой совестью отмечать 8-е марта подарками, цветами и конфетами, а не разговорами о дискриминации. Но феминизм, несмотря на попытки дискредитировать это движение, жив и актуален как никогда. Какова же повестка современного российского феминизма?

Что такое феминизм и кто его придумал?

Феминизм – это движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами. Одна из его мишеней – угнетение женщин и превосходство мужчин как в прошлом, так и настоящем. Термин feminist появился в английском языке в 80-е годы XIX века и изначально обозначал женщин и мужчин, которые выступают за юридическое и политическое равноправие полов. С тех пор феминистское движение пережило несколько крупных идеологических волн.

Первая волна феминизма

Захватывает период с конца XIX по начало XX века, который часто называют классическим феминизмом. По времени он совпал с движением суфражисток, которые требовали предоставить женщинам право голоса на выборах: в начале XX века женщины не могли голосовать практически нигде в мире. Первые феминистки обращались к либеральным лозунгам: люди обладают равными правами вне зависимости от пола. В повестку также вошла борьба женщин за доступ к образованию и обретение прав собственности.

Поскольку суфражистки были очень мощным движением публичной политики в Великобритании и США, они быстро добились победы. В 1920 году США приняли 19-ю поправку к Конституции, которая гарантировала женщинам избирательное право; в Великобритании этого добились в 1928 году. После этого многим казалось, что феминизм закончился, потому что своей основной цели женщины достигли, а другие проблемы решат политики, избранные женщинами.

Вторая волна феминизма

Возникла в 1960-е годы. Феминизм этого периода предложил расширенное понимание неравенства – оказалось, что уравнение в политических правах не исключает угнетения в семье и на рабочем месте, и это следствие патриархального порядка в обществе. Список тем, которые обсуждали феминистки, расширился: в него вошли борьба с насилием (домашним, сексуальным, экономическим, психологическим), критика навязанных гендерных ролей, вопросы о разнице зарплат и неоплачиваемом домашнем труде. Феминистки второй волны критиковали представление о том, что основным предназначением женщины является материнство, забота о доме и отказ от карьеры,.

Проблемы, о которых писали феминистки 1960-х годов, сохранились и сегодня. Но вторая волна позволила совершить в западном мире настоящую социальную революцию: женщины массово стали выходить на рынок труда (это привело к резкому росту материального благополучия общества) и новому представлению о равных возможностях для мужчин и женщин.

Третья волна феминизма

Возникла в 1990-е годы как попытка избавиться от ограничений, которые были навязаны «старым» феминизмом. Что это значит? В первую очередь феминистки третьей волны задали вопрос: как именно, кем и для чего создаются гендерные роли в обществе, могут ли они быть навязаны? Возможно, их больше, чем две – мужская и женская? Таким образом, «новые» феминистки провозгласили свободу даже от тех ограничений, которые принимали представительницы второй волны.

Внимание к проблемам неравенства стало ещё более пристальным, феминистки стали учитывать категории класса, расы и сексуальности отдельных женщин. Быстро выяснилось, что образованные, состоятельные, белые, гетеросексуальные женщины имеют больше привилегий в обществе, чем все остальные, и могут сами выступать в роли угнетателей. Таким образом, в список проблем, с которыми борются феминистки, вошли разнообразные формы дискриминации: расовая, сексуальная, религиозная, этническая, классовая. А благодаря тому, что основным ориентиром третьей волны стало антисексисткое мировоззрение, феминистки реабилитировали агрессивный макияж и высокие каблуки, которые еще недавно считались классическим символом угнетения со стороны мужчины.

Как феминизм развивался в России?

Женщины в России получили права, за которые боролись суфражистки и феминистки, гораздо раньше, чем жительницы западных стран. Например, русские дворянки на сто лет раньше европеек могли наследовать имущество и распоряжаться им. Ещё больше сделало для женщин правительство большевиков – в начале 1920-х годов оно было самым прогрессивным с точки зрения гендерного равенства. Женщины получили «сверху» избирательные и политические права, их стали учить грамоте, пытались освободить от «кухонного рабства» через открытие централизованных пролетарских столовых. Появились ясли, дома быта. Были декриминализованы аборты.

Однако длился этот период недолго, и отношение к женщинам быстро вернулось в русло традиционной гендерной иерархии. При Сталине усложнили процедуру развода, упразднили женотделы и запретили аборты. Следующие полстолетия феминистское движение в стране почти сошло на нет. Изредка женщинам удавалось участвовать в делах государства, например, в 1960-х годах снова появились женсоветы, но повестку им диктовали члены партии. Первые женские журналы («Женщина и Россия», «Мария») были подпольными, а за феминистками следили агенты КГБ. Из «подполья» феминисток вывела лишь перестройка.

Сегодня фемдвижение и в России, и в мире поделено на десятки течений. В нашей стране можно найти последовательниц либерального феминизма (в основном они занимаются политикой), постмодернистского феминизма (выступают против бинарной гендерной системы «мужчина/женщина»), радикального и сепаратистского феминизма (отказываются от отношений с мужчинами, потому что они подавляют женщин), интерсекционального феминизма (борются как за права женщин, так и отдельных меньшинств).

За что борются современные феминистки в России?

  • В России декриминализированы побои в семье – домашний тиран может несколько раз заплатить штраф, прежде чем понесет уголовное наказание. Нет закона о домашнем насилии, также отсутствует охранный ордер – документ, не позволяющий агрессору приближаться к жертве по решению суда.
  • В России распространено сексуальное насилие, ответственность за которое возлагают на его жертву: «сама виновата». Из-за этого только 15% потерпевших женщин обращаются в полицию. В большинстве случаев насильником оказывается знакомый или родственник жертвы.
  • В некоторых регионах сохраняются насильственные обычаи этносов: так называемое «женское обрезание», кража невест, убийства чести. Живущие в России женщины (преимущественно на Северном Кавказе) все еще не имеют базовых прав на безопасность и неприкосновенность.
  • Отдельно стоит репродуктивное насилие – попытки государства запретить аборты и навязать всем женщинам без исключения роль матери вместо поддержки самого материнства и борьбы с трудовой дискриминацией матерей.

За финансовое благополучие.

  • Сохраняется феномен «стеклянного потолка»: женщины часто не могут пробиться на высокие управленческие должности как в коммерческих компаниях, так и в органах власти.
  • В России зарплата мужчин в среднем выше зарплаты женщин на 30%. Причем такое неравенство встречается в пределах одной должности.
  • Матери-одиночки – одни из самых бедных людей в стране. В России остро стоит проблема неуплаты алиментов со стороны отца.
  • Женщины наравне с основной работой вынуждены заниматься неоплачиваемым домашним трудом, воспитанием детей, уходом за пожилыми родственниками. Мужчины занимаются этим в намного меньшей степени.

За свободу от гендерных стереотипов (например, женщина должна быть милой, приятной, женственно одеваться), бытового сексизма (женщины не могут работать на технических специальностях из-за интеллектуальных особенностей), стандартов красоты и сексуального поведения.

Почему феминизм не устаревает?

В России, на первый взгляд, решены основные проблемы, которые волнуют активисток: аборты в стране разрешены, разводам никто не препятствует, а во главе многих предприятий сегодня – женщины. Однако в нашей стране женщины зарабатывают в среднем на треть меньше мужчин. А те, у кого есть несовершеннолетние дети, платят «штраф за материнство»: зарабатывают еще меньше, чем их бездетные коллеги. Женщины чаще страдают от побоев в семье. Делают в два раза больше домашней работы, чем мужчины, причем часто отказываются ради этого от карьеры или образования. Кроме этого, распространено мнение, что для успеха в жизни, некоего «женского счастья», женщине нужны любовь и семья, а карьера второстепенна или вовсе этому вредит. И это – только то, что лежит на поверхности. Очевидно, что бороться за равноправие необходимо, и это не дань западной «моде» на феминизм, а насущная необходимость, которая затрагивает не только активисток с громкими лозунгами, но и обычных женщин, у которых нет времени осознать, что их права нарушаются до сих пор.

Расшифровка Что такое гендерное неравенство и почему это не о женщинах против мужчин?

Почему уравнение в правах — это прошлый век и откуда в патриархатном обществе уязвленные мужчины

Наверное, всем людям, считающим себя феминистками и феминистами, в момент задавали вопрос: мы же современная страна, у нас равноправие между мужчинами и женщинами, равный доступ к образованию и работе — за что вы еще боретесь? Мне его, по крайней мере, задают регулярно. И в этой лекции я хочу поговорить о том, что же такое гендерное неравенство и как его можно преодолеть, то есть достичь гендерного равен­ства, почему равенства на уровне прав в этом случае недостаточно и, наконец, при чем здесь феминизм.

Вообще про категорию гендерного неравенства можно сказать, что она дважды значима. С одной стороны, проблематика гендерного неравенства и путей его преодоления лежит в основе академических гендерных исследова­ний и феми­нистской мысли. То есть гендерное неравенство — это категория критической теории. С другой стороны, вопросы гендерного неравенства в современном мире обрели обществен­ное и политическое значение. Серьез­ные международ­ные организации наподобие Мирового банка подсчиты­вают индексы гендер­ного равенства и составляют рейтинги стран в соответ­ствии с этим индексом. Эксперты Международного экономического форума пишут о связи между уровнем гендерного равенства в той или иной стране и уровнем ее экономиче­ского развития, а комитет министров Совета Европы совсем недавно издал междуна­родные рекомендации по борьбе с сексизмом.

Социальные и гуманитарные исследо­вания часто могут показаться оторван­ными от реальности. Но проблема гендерного равенства представляет собой в этом смысле исключение. Научные теории здесь имеют практические последствия. Разные представления о гендерном неравенстве находят свое отражение в политических решениях, и это в конечном счете сказывается на повседневной жизни мужчин и женщин.

Обычно, когда говорят о гендерном неравенстве, имеют в виду, что женщины по тому или иному парамет­ру находятся в невыгодном положении по сравне­нию с мужчинами. Например, что на тех же должностях они получают более низкую зарплату, а их шансы на карьерный рост ограничены. К проявлениям гендерного неравенства также могут относить сексуальную эксплуатацию и домашнее насилие по отношению к женщинам. Однако в действитель­ности это более сложное явление. Оно может принимать множество разных форм в зависимости от экономической и социальной структуры конкретного общества. Например, в предыдущих лекциях уже обсуждалось, что проблема гендерного неравенства может затрагивать и мужчин. В уязвимом положении могут оказаться мужчины, принадлежащие к ряду социальных групп: муж­чины с негетеросексуальной ориентацией или безработные мужчины.

В гендерных исследованиях существует три основных подхода к пониманию того, что собой представляет гендерное неравенство и как его можно преодо­леть. Эти подходы связаны с разными этапами развития феминистской мысли, с так называемыми тремя волнами феминизма. И каждый из этих подходов нашел свое воплощение в определенных политических реше­ниях. Об этих пересечениях волн феминизма, гендерной политики и представлений о ген­дерном неравенстве мы дальше и поговорим.

Итак, первое и, наверное, наиболее привычное для нас определение гендерного неравенства было сформулировано в конце XIX — начале ХХ века в рамках движения суфражисток, которое также принято называть первой волной феминизма. На повестке дня суфражисток стоял вопрос о том, чтобы женщины стали гражданами на равных с мужчинами условиях, то есть обрели права, которые мы сегодня считаем само собой разумеющимися: право на образова­ние, право на владение имуществом, избирательное право. Еще в 1792 году провозвестница данного подхода британка Мэри Уолстонкрафт высказывала радикальные для своего времени суждения о том, что женщины занимают незавидное положение в обществе не потому, что они глупее мужчин, а потому, что они поражены в правах, в частности ограничены в доступе к образованию. В основе данного подхода — идея, что гендерное равенство будет достигнуто, когда к людям независимо от их пола будет применяться один и тот же набор законов и правил. Это по сути своей либеральный взгляд. Также данный подход ассоциируют с равными возможностями для мужчин и для женщин в том смысле, что на уровне закона им гарантирована одина­ковая стартовая позиция, а то, как они реализуют имеющиеся права и чего достигнут, — это уже вопрос их индивидуальных способностей и мотивации. Воплощение в жизнь этого взгляда на гендерное равенство и успехи женщин в борьбе за свои права стали крайне важным этапом социального развития.

Однако по мере того как женщины в разных странах стали добиваться равноправия с мужчинами, становилось очевидно: равенства на уровне закона недостаточно для того, чтобы мужчины и женщины на самом деле стали равны. Так, Советский Союз был весьма передовым государством в смысле обеспечения равной платы за равный труд и мужчин, и женщин, вообще в смысле привлечения женщин к производственной деятельности. Согласно переписи населения 1970 года, 82 % советских женщин трудоспособ­ного возраста были заняты на произ­вод­стве. Однако, возвращаясь домой, работ­ницы сталкивались с необходи­мостью отработать полноценную вторую смену, заботясь о детях и занимаясь домашними делами. Вряд ли в этом случае можно было говорить о равенстве полов. В Европе и США примерно в этот же период, в 60–70-е годы прошлого века, разворачивается интел­лектуаль­ное и активистское движение, получившее название второй волны феминизма. В фокусе этого движения также была проблема гендерного неравенства, однако новое поколение феминисток увидело корень этой проблемы не только в области правовых норм, но и в области повседневной жизни, которая у мужчин и у женщин организована очень . И дело здесь не только в биологических различиях или законодательстве. При патри­архате существуют культурные и социальные ограничения, которые мешают женщинам пользоваться своими правами, связанными с публичной сферой, а мужчинам — правами в области заботы. Это неписаные нормы, но они тем не менее определяют наши действия. Например, в России и мужчины, и жен­щины имеют право на отпуск по уходу за ребенком. Но на уровне стереотипов правильной и нормальной считается ситуация, когда о ребенке заботится мать. В результате в абсолютном большинстве случаев отпуск по уходу за новорож­денным в семьях берут именно женщины.

Мне однажды встретилась в интернете ироничная картинка. На ней было представлено воображаемое соревно­вание между слоном, обезьяной, золотой рыбкой и пингвином, а также был дан комментарий судьи: чтобы соревнова­ние было максимально честным, задание для всех одно — залезть на верхушку вон того дерева. Когда мы понимаем гендерное равенство как равенство прав, то есть как равенство правил на старте, мы оказываемся в позиции этого судьи. Ведь даже если правила одинаковые, оказывается, что они лучше соответст­вуют образу жизни одних людей, чем образу жизни других. Так, даже в ситуа­ции равных прав женщина, на которой лежит дополнительная ответствен­ность по заботе о детях, не может строить карьеру действительно на равных с мужчиной. И даже женщины без семейных обязанностей могут страдать в данном случае от дискриминации, ведь к ним нередко предвзято относятся при найме, так как видят в них в первую очередь потенциальных матерей, для которых трудовые обязанности, предположительно, менее важны, чем семей­ные. Таким образом, при равенстве прав на практике гендерное неравенство сохраняется. Оказывается, что женщины всегда как бы не дотяги­вают до муж­ской нормы. Они недостаточно хорошие работники, поскольку отвлекаются на семью.

Как добиться гендерного равенства, но при этом учесть отличия в социаль­ном опыте мужчин и женщин? Этот вопрос стал одним из основных для феми­низма второй волны. Предложенное решение — признать, что даже при равен­стве прав женский опыт отличается от мужского. И на уровне практик часто сохраняется дискриминация по признаку пола. Для достижения гендерного равенства с точки зрения данного подхода необходимы не равные права, но позитив­ные действия, то, что называется affirmative action, которые учитывают гендерные различия при формулировании критериев трудоустройства, продвижения по службе или участия в политике. Подобное понимание гендерного равенства находит свое воплощение, например, в идее квот для женщин в законодательных органах или, наоборот, в мерах семейной политики, которые, как в Швеции, стимулируют отцов брать отпуск по уходу за ребенком. Это значит, что теперь мы воспринимаем гендерное равенство не как равенство возможностей, но как равенство результата. Если мы пони­маем, что при патриархате женщинам сложнее сделать карьеру, то для дости­жения равенства в сфере труда нам нужно отдавать предпочтение женщинам при найме на работу. Если мы пони­маем, что отцы мало вовлечены в заботу о детях, нужно не просто гарантировать их родительские права, но, скажем, предоставлять им дополнительный месяц отпуска по уходу за ребенком. Нам как бы нужно намеренно сместить баланс в противоположную сторону, осуществить некий перегиб.

Надо заметить, что в конце ХХ века феминистская повестка становится гораздо более многоголосой, чем в XIX веке. Многие феминистки продолжают бороться в первую очередь за права женщин — их большую представленность в поли­тике, а также в профессиях, где традиционно доминируют мужчины. Для дру­гих феминисток самыми значимыми проблемами становятся сексуальное насилие, проституция, порнография, проблема сексизма в СМИ и сексуаль­ные домогательства на работе. Третьи сосредотачиваются на том, чтобы изменить само наше видение гендера, изменить наши знания и способ говорения о муж­чинах и женщинах. С последним из этих направлений, которое представлено постструктура­листским феминизмом и постколони­аль­ным феминизмом, связан следую­щий шаг в осмыслении проблемы гендерного неравенства. Как и в пре­дыдущих случаях, этот подход вырос из критики более ранних подходов. В 1990-х годах феминистские авторы пришли к двум важным выводам. Первый из них — что сводить проблему гендерного неравенства к неравенству между двумя полами неверно. Гендер­ное неравенство сущест­вует не только между мужчинами и женщинами: крайне значимо и неравен­ство между разными группами мужчин и женщин. Давайте представим себе с одной стороны состоятельную женщину-профессионала, которая может нанять няню для своего ребенка, и с другой стороны — саму эту няню, которая, осуществляя труд заботы, не развивает свою профессиональную карьеру. Весьма вероятно, что это вообще няня-мигрантка, которая оставила собст­венную семью в далекой стране ради того, чтобы ухаживать за чужими детьми. Очевидно, что нельзя объеди­нять этих двух людей в одну универсаль­ную категорию «женщины, заботящиеся о детях» и говорить о том, что обе эти женщины переживают схожий опыт неравенства. Важной здесь становится метафора перекрестка, intersection. Эту метафору и связанную с ней категорию интерсек­циональности в научный оборот ввела американская исследовательница Кимберли Креншоу, которая изучала трудовую дискрими­нацию по отноше­нию к афроамериканкам. Интерсекцио­нальный подход к гендерному неравенству говорит нам о том, что в обществе существуют особенно уязвимые позиции, которые возникают на пересечении нескольких осей неравенства: неравенства по гендер­ному, классовому, этническому и иным признакам.

Второй важный тезис, выдвинутый в рамках третьей волны феминизма, состоит в том, что необходимо вовсе уйти от мужской нормы, которая находилась в центре всех предыдущих дискуссий о гендерном неравенстве. С этой точки зрения первая волна феминизма была про то, чтобы встроить женщин в мужскую систему прав, вторая волна была про то, чтобы признать отличия женщин от мужской нормы и образом это отличие компенсировать. Феминистки третьей волны предлагают уйти от бесконеч­ного обсуждения двух полов, один из которых находится в привилегиро­ван­ном положении, а второй — в угнетенном, одному предписана функция добытчика, а другому — роль заботящейся. Новая модель предлагает признать множество гендерных различий, то, что называется diversity, как основу гендерного равенства. В рамках этого подхода к гендерному неравенству мы больше не можем говорить о мужчинах вообще и женщи­нах вообще, а также о том, что первые всегда угнетают вторых. Постмодер­нистский феминизм Постмодернистский феминизм — направ­ление феминистской мысли, сформировавшееся под влиянием постмодернизма и постструктурализма. Для постмодернистского феминизма характерны взгляд на гендер как дис­курсивный конструкт, критика норматив­ности и признание множества различ­ных гендеров. и квир-теория Квир-теория — интеллектуальный проект, сложившийся в 1980–90-е годы. Квир-теория ставит под сомнение привычные категории (мужчина, женщина, гей, лесбиянка) и оппозиции (гомосексуальность — гетеросексуаль­ность). В ее основе — проблематизация связи между полом, гендером и сексуальностью; восприятие гендер­ной идентичности как текучей, изменчивой, всегда находящейся в процессе становления. ставят под вопрос привычный гендер­ный порядок, создают новые гендерные категории, говорят о множестве изменчивых гендерных идентич­ностей. На уровне политических решений этот взгляд на гендерное неравен­ство воплощается в концепции гендерного мейнстриминга и в принципе признания гендерных различий — собственно, принципе gender diversity. В первом случае речь идет о том, что при осуществлении любых политических действий необходимо учитывать гендерную перспективу, оценивать с точки зрения гендера практические последствия разных программ и инициатив, а также сам язык, на котором эти программы написаны. Второй принцип предпола­гает равную представленность всех гендеров в разных сферах социаль­ной жизни — мужчин, женщин, но также, например, и людей с небинарной гендерной идентичностью.

Признание всей сложности гендерных отношений, конечно, выглядит хорошо на бумаге. Но основная сложность здесь состоит в том, как реализовать эту концепцию на практике, как перейти от принципов к действию.

Итак, подходов к гендерному равенству много, и в современном обществе уже наивно сводить гендерное равенство только к равенству прав мужчин и жен­щин (хотя некоторым странам и этого еще нужно достичь). Но при всех разли­чиях во взглядах все исследователи сходятся в том, что гендерное неравен­ство — это не индивидуальная пробле­ма и не проблема, затрагиваю­щая исклю­чительно женщин. Гендерное неравенство встроено в структуру общества и проявляется на уровне семьи, работы, политики, искусства, в самом языке, на котором мы говорим. В этом смысле противодействие гендерному неравенству — это наша общая задача.


источники:

http://www.gosrf.ru/rossiya-i-feminizm-rasskazyvaem-za-kakie-prava-zhenshhiny-boryutsya-segodnya/

http://arzamas.academy/materials/1737