Уравнение женщин в правах в россии

Почему в СССР было гендерное равноправие, а потом его не стало

Советская Россия стала одной из первых стран, где было узаконено гендерное равенство. После революции женщины получили доступ к профессиональному образованию, рабочим местам, могли легально делать аборты и легко разводиться. Несмотря на то что сто лет назад наша страна была одной из самых прогрессивной в гендерном вопросе, сейчас мы на 81‑м месте в рейтинге экономического равенства полов. Вместе с феминистской и исследовательницей Анастасией Красильниковой разбираемся, как мы потеряли эти достижения и почему гендерное равноправие в советской России несколько преувеличено.

Вклад марксистского феминизма

Вместе с социализмом в России появились идеи феминизма. Однако он не был таким же, каким мы привыкли видеть его сегодня. Это было марксистское направление. Его поддерживали активистки Клара Цеткин, Роза Люксембург и Александра Коллонтай. Сторонницы движения считали, что социалистическое общество возможно только с женской эмансипацией. Поэтому феминизм в СССР служил больше на благо социализма и рабочего класса, а не женщин как отдельно взятой угнетённой группы.

Этим и определялось дальнейшее развитие гендерного вопроса. Всё, что касалось проблем женщин, должно было идти на пользу государства и коммунизма. Когда произошла революция, правительство полностью узаконило женские права, потому что изменения должны были быть радикальными. Однако потом политика в отношении женщин противоречила изначальной эмансипации, так как та не давала нужных правительству результатов.

1917–1930‑е годы: революция в гендерном вопросе

Законы о равноправии, принятые в 1917–1918 годах

Уже в первые месяцы правления Советы приняли декреты, которые улучшали положение женщин.

— Декрет «Об образовании рабочего и крестьянского правительства». Узаконил равноправие мужчин и женщин.

— Декрет «О восьмичасовом рабочем дне». Запрещал женский труд в ночное время.

— Декрет «О правилах приёма в высшие учебные заведения». Открывал доступ женщинам к высшему образованию.

— Декрет «О заработной плате». Устанавливал равную оплату труда мужчин и женщин.

— Декрет «О гражданском браке, о детях и введении актов состояния». Упразднял религиозную регистрацию браков и уравнивал права женщин в семье. Первым гражданским браком стал союз Александры Коллонтай и революционера Павла Дыбенко.

— Избирательное право. Первая Конституция РСФСР, принятая в 1918 году, закрепила право женщин избирать и быть избранными в Советы.

«Новая женщина»

Революционерка и первая женщина-министр в истории Александра Коллонтай считала, что для гендерного равноправия недостаточно изменить законы. Она стремилась уничтожить гендерные стереотипы и частную сферу, то есть традиционную семью, которая порабощала женщину, делала её заложницей домашнего хозяйства. В статье 1913 года она описала концепцию «новой женщины» — идеологический эталон женственности того времени. Он включал в себя:

1. Внутреннюю дисциплину и борьбу с эмоциями. Женщина должна провести над собой воспитательную работу, чтобы отстаивать свои права, которых раньше не было.

2. Уважение своей и чужой свободы. Да, Александра Коллонтай уже тогда предлагала соблюдать личные границы.

3. Требовательность к мужчине. От «нового мужчины» не требовалось быть добытчиком, потому что женщина теперь может обеспечить себя. Однако он должен бережно и уважительно относиться к женщине.

4. Самостоятельность. Женщина больше не связана с семьёй, поэтому у неё должны быть собственные увлечения и интересы.

5. Отношение к любви как к одной из сфер жизни. До этого в мире женщины не было ничего, кроме любви. Она играла для неё первостепенную роль. «Новая женщина» должна относиться к любви как к одной из сфер своей жизни, а не как к целому миру.

Повышение грамотности и политического участия женщин

Для того чтобы женщина поддерживала коммунизм и включилась в производство, ей было необходимо профильное образование. Так появились женские курсы при заводах и профшколы для обучения женщин квалифицированному труду. Затем женщины получили доступ к любому учебному заведению. Профсоюзы, советы, молодёжные и кооперативные организации поднимали культурный и политический уровень женщины.

В середине 1919 года при ЦК РКП(б) были созданы женотделы, чьей задачей стало просвещать женщин в вопросах политики. На собраниях женотделов обсуждались вопросы жизни и труда работниц и крестьянок. Представительницы защищали их права, контролировали выполнение законов в отношении работающих женщин. Также женотделы участвовали в законотворчестве и следили, чтобы женские интересы были учтены.

Новая советская семья

Декрет о гражданском браке лёг в основу Семейного кодекса 1918 года. Муж и жена признавались равными партнёрами в семейных отношениях. В законе не было прописано, что супруги должны хранить друг другу верность. С тех пор жена не была обязана брать фамилию мужа. Имущество считалось общим. Расторгнуть брак стало очень просто. Это мог сделать один из супругов по почте. При разводе труд женщины в домашнем хозяйстве приравнивался к труду мужчины вне дома, поэтому у него не было привилегий в разделе нажитого имущества при разводе.

Мужчины обязаны были платить алименты женщине, если она забеременела от него вне брака. Тогда биологическое отцовство установить было трудно, однако суд мог наложить это обязательство на всех предполагаемых отцов. В 1920 году было легализовано право женщины на аборт. Советская Россия узаконила репродуктивные женские права раньше, чем другие страны Европы.

Одной из задач правительства стало облегчение быта: построение столовых, садов, яслей. Предполагалось, что так государство берёт на себя часть обязанностей по ведению быта и предоставляет женщине возможность работать вне дома.

Большинство реформ, которые были воплощены в жизнь при советском правительстве, были направлены не на благополучие женщин, а на выгоду нового государства.

Мощная индустриализация требовала новых рабочих рук. Эта тенденция была в то время во всём мире, не только в России. Новой рабочей силой стали женщины. Чтобы их вовлечь, нужно было создать условия и новую общественную структуру. Как раз поэтому были проекты про новый быт, лёгкие разводы, государственную поддержку материнства. Без этих реформ вовлечение женщин в производство не принесло бы пользы, потому что была бы высокая женская и детская смертность. Об этом пишет Александра Коллонтай в своём труде «Общество и материнство» 1913 года.

1930‑е — 1955 год: откат в традиционную политику

Ликвидация женотделов

Уже в начале 1920‑х годов в правительстве возникали сомнения о женотделах. Например, в резолюции XII партийного съезда 1923 года отмечается, что женские организации создают почву для отделения женщин в борьбу за свои права, а не за права рабочих. Правительство боялось, что женщины таким образом примкнут к «буржуазному» феминизму, а не к марксистскому. Первым «звоночком» к ликвидации женотделов стало окончание Международного женского секретариата Коминтерна в 1926 году. Его возглавляла Клара Цеткин. В январе 1930-го женотделы стали подчиняться отделу Агитации и массовых кампаний. В 1934 году Сталин объявляет женский вопрос решённым, и женские политические организации упразднялись окончательно.

Укрепление «традиционной» семьи

Гражданская и Первая мировая войны ударили по демографии. Начиная с 1920‑х годов рождаемость упала в два раза по сравнению с началом XX века, и тенденция продолжалась. В ответ на это правительство стало укреплять традиционные семейные ценности. Секс снова стал «работать» на рождение детей. В 1935 году прекратилось производство контрацепции. Далее в 1936‑м была усложнена процедура развода. В том же году аборты разрешались только по медицинским показаниям. При этом нагрузки на производстве с женщины не снимались. Теперь она должна была работать как машина и регулярно рожать, что создавало для неё двойную нагрузку.

Гендерный вопрос в годы Великой Отечественной войны

Во время войны женщины заняли на производстве места мужчин. Среди рабочих и служащих число женщин возросло на 15 миллионов человек и составило 56% от числа работающих. Женщины стали заняты в профессиях, которые считались мужскими. Среди рабочих железнодорожного транспорта их количество выросло с 25% до войны до 42% после. В цветной металлургии — соответственно с 27 до 50%. На предприятиях по производству боеприпасов они составляли более 50% работающих. Женщины также занимали освободившиеся административные должности. На 1 октября 1944 года женщины составляли 55% в аппарате Верховных Советов и СНК союзных республик, 60,9% — в аппаратах областных и краевых исполкомов, 76,5% — в городских и районных Советах депутатов трудящихся.

Everett Col­lec­tion / Shut­ter­stock
Wiki­me­dia Commons

При этом правительство пыталось повышать рождаемость. С 1944 года увеличились льготы и выплаты для многодетных семей. Женщина могла отдать своего ребёнка в воспитательный дом, и заботу о нём брало на себя государство. Был введён налог на бездетность на граждан, не имеющих детей, и налог на супругов, имеющих одного или двух детей.

После окончания войны женщины оказались вытесненными мужчинами с рабочих мест, которые они ненадолго заняли. В обществе укреплялось представление о традиционной семье, так как было важно повышать рождаемость. Женщина металась между ролью матери и работницы. Мужчины же приобретали особую ценность, так как их численность сильно уменьшилась.

Несмотря на то что женщина стала работать, голосовать, получать образование, она всё ещё должна была рожать детей — новых граждан для нового государства. Правительство было озабочено демографией, потому что в XX веке было много социальных катаклизмов: войны, голод, разрушительные последствия коллективизации.

В начале 20‑х годов у правительства был сильный запал на эксперименты и радикальную перестройку. Но стало понятно, что многие из проектов привлекательны на бумаге, а на практике трудновыполнимы. Плюс это дорого, а денег не было. Из-за этого все реформы быстро сворачиваются, и государство возвращается к акценту на традиционных ценностях. При этом женщины оказываются в ловушке. Они уже не могут положиться только на мужчин в материальном плане, потому что те не могут обеспечить всю семью. Женщины были вынуждены трудиться сначала на оплачиваемой работе, а потом на неоплачиваемой дома.

1955–1990‑е: противоречивая гендерная политика

Восстановление репродуктивных прав женщины

Усилия по повышению рождаемости не принесли результатов. Также это наносило большой вред женщинам, которые прибегали к нелегальному прерыванию беременности. Из-за этого в 1955 году аборт снова легализовали. Несмотря на это, был затруднён доступ к контрацепции. Были проблемы и с секспросветом. Из-за этого сложилась «абортная контрацептивная культура», то есть аборт стал единственным методом контрацепции. При этом операции происходили практически без обезболивания.

Культивирование материнства

В 1970–80‑х увеличиваются выплаты беременным и матерям. В начале 1990‑х годов послеродовой отпуск увеличен до 70 дней. Частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком длится до полутора лет. Введён отпуск по уходу за ребёнком с полутора до трёх лет без оплаты, но с сохранением рабочего стажа и без утраты рабочего места.

Проводится агитация в пользу «правильной женственности», которая ассоциируется с материнством. Несмотря на льготы на рабочем месте, социальные структуры, которые должны помогать в быту, не соответствуют потребностям семьи, в которой работают и отец, и мать. Так, детей стали повсеместно воспитывать бабушки и дедушки.

Кризис мужественности и женственности

Семья снова преподносится как основная ячейка общества, где чётко распределены гендерные роли: мужчина-добытчик, а женщина — тоже добытчица, но ещё и мать. В таком контексте мужчины испытывает кризис маскулинности, потому что он перестаёт быть единственным кормильцем семьи. Женщина же испытывает на себе двойную нагрузку и чувство вины за то, что не может полностью отдаться ни одной из двух ролей.

Закручивание гаек произошло при Сталине, после его смерти оно закончилось, но сильно лучше не стало. Вернули право на аборты, упростили развод, но никуда не делся бытовой сексизм.

В 70‑е мы видим его торжество, что хорошо показано в советском кино, на котором мы выросли. Например, в фильмах «Москва слезам не верит» и «Служебный роман» есть успешные героини с хорошей карьерой, но они неполноценны без «женского счастья» и женской привлекательности. В эти годы начинается давление третьей смены — время, которое тратит женщина на соответствие стандартам красоты. Про это писала исследовательница Элла Россман в сборнике «Феминистский самиздат 40 лет спустя» — это переиздание альманаха «Женщины и Россия», написанного диссидентскими феминистками в конце 70‑х.

Они заметили, что в СССР существует мифическое гендерное равенство, потому что на практике именно женщина и работает, и ведёт домашнее хозяйство. При этом мужчины перестали быть кормильцами. Наступает кризис маскулинности. Это тоже видно в советских фильмах. В упомянутых «Москва слезам не верит» и «Служебном романе» любовные интересы героинь — «неудачники», которые самоутверждаются за счёт отношений с женщинами. Диссидентские феминистки, например Татьяна Горичева, Наталья Малаховская, Татьяна Мамонова, писали, что женщины стали тащить все обязанности на себе, но всё равно считаются «вторым полом».

С перестройкой и 90-ми происходит несколько интересных моментов. Хлынуло западное влияние. Создаётся много центров гендерных исследований, выпускаются сборники, проводятся конференции. Гендер — предмет изучения социологии, культурологии и других гуманитарных наук. Однако это продолжалось недолго и в довольно узком кругу. Для большинства женщин тогда (и на самом деле сейчас тоже, если мы говорим о наших мамах) гендерное равенство ассоциировалось с утомительной работой и тем, чтобы тащить всё на себе.

Почему не было достигнуто гендерное равенство

«Новая женщина» Александры Коллонтай не смогла найти своей реализации в советской России, потому что политика в её защиту велась только в первые десять лет после революции. Затем перед государством остро встал вопрос повышения рождаемости. Из-за этого укреплялись традиционные семейные ценности, в контексте которых женщина — прежде всего мать, значит, она привязана к дому. Также государство не осуществило задачу по взятию на себя части домашних обязанностей.

В СССР права были спущены женщинам сверху и в довольно искажённой форме, в то время как в западных странах женское движение боролось за эти права. В советской гендерной политике женщины были объектами. Гендерное равенство не было достигнуто, потому что советская власть и не планировала его достигать — у неё были другие цели.

Обложка: Everett Col­lec­tion / Shutterstock/Wikimedia Commons

Авторка «Горящей избы» и феминистка. Отучилась на социолога, но выбрала журналистику. Пишу о женщинах и для них, смотрю Тикток, задаю сложные вопросы, чтобы найти на них ответ.

Права женщин: история борьбы за равенство

Сегодня никого не удивляет, когда в парламенте, на футбольном поле, в такси, на должности профессора находятся женщины. Но каких-то сто-двести лет назад такую картину сложно было бы себе представить.

Какие ограничения для женщин существовали в истории? Как они боролись за свои права и какие государства первыми совершили революцию в правах женщин? Обо всем этом в новой статье.

Предыстория доминирования мужчин

В период Древней истории стал формироваться общественно-политический уклад, в котором главную роль играла физическая сила. Те, кто сильнее определял как распределять добычу, в какие походы идти, с кем воевать, а с кем договариваться. Постепенно руководящую роль в обществе занимают мужчины. Такой уклад называется патриархальным.

Естественно, те, кто доминируют, формируют законы таким образом, чтобы закрепить свои привилегии, а также поставить себе на службу социальные, расовые или гендерные группы. Так формировалось крепостное право, рабство или полное отсутствие прав у женщин.

Клавдий Лебедев «Боярская свадьба»

Последние становятся фактически собственностью мужчин, их передают от родителей к мужу, их удел – домашнее хозяйство. Когда проходят века, то политический и социальный строй ищет свою легитимность в религии или истории. Вы знаете примеры женщин-ученых или политиков? Нет. Значит, в этих сферах им не место, а в домашнем хозяйстве – пожалуйста. Вот примерно такая логика формировала патриархальный строй.

В Средние века и Новое время философы и ученые формировали доказательства того, что многие права являются природными. Вот только многих из них потянуло в другую сторону: значит, существующий уклад говорит о природности отдельного набора прав для мужчин, отдельно – для женщин. Ведь мы разные, а значит – и набор прав должен быть разным.

Американские суфражистки на демонстрации. Февраль 1913 года

Первая борьба и первые жертвы

Революции в США и Франции в конце 18 века создавали возможности для разрушения старого порядка и формирования нового, свободного общества. Принимались Конституции, декларировались права и свободы человека и гражданина. Как в такое время не начать бороться за права женщин? Вот только первые попытки остались незамеченными.

Олимпия де Гуж в 1791 году написала «Декларацию прав женщин», но документ был отклонен Конвентом, а в 1793 году де Гуж казнили якобинцы. В 1804 году в Кодексе Наполеона появилась статья, согласно которой мужчина обязан был опекать женщину и отвечать за ее гражданские права. Ситуация накалялась, а в 1848 году в Америке подписали «Декларацию чувств», признавая равенство мужчин и женщин исходя из того, что все мы – люди.

Александр Кучарский «Портрет Олимпии де Гуж»

Изменение обстоятельств

Историки, занимающиеся правами женщин, отмечают, что на закрепление их прав в законодательстве главную роль сыграла Первая мировая война. Пока мужчины воевали, именно женщины спасали производство, за что правительства разных стран вынуждено было пойти им на уступки.

Более того, Первая мировая стала следствием образования СССР. Именно в этой стране, формирующей равное общество, женщины получили широкие права: частичный доступ к власти (другого при Сталине и представить сложно), право на выбор профессии и свободное получение образования. После 1918 года мир начал меняться, но обо всем по порядку.

Прапорщицы, выпускницы Александровского училища, 1917 год

Как отстаивали отдельные права

Права человека – очень широкий термин, включающий в себя большой набор прав и свобод. Женщины получили полное равенство не в один день, поэтому ниже разберемся, как постепенно, шаг за шагом, женский пол получал равные права.

Избирательное право

Массовая борьба за права женщин началась именно за политические права. В период формирования республиканского строя, важную роль играл голос граждан. И тогда-то женщины задались вопросом: а почему нас никто не спрашивает, почему мы должны жить по законам, которые не выбирали?

Впервые это движение охватило США. В переводе с английского слово «suffrage» означает избирательное право. Так сторонников этого движения стали называть суфражистками. В 1869 году жительницы штата Вайоминг получили право голоса на региональном уровне. В 1906 году в автономной Финляндии (в составе Российской империи) женщины также получили право голоса.

В 1917 году Временное правительство, а затем и большевики дали политические права женщинам. Через год женщины старше 30 лет получили избирательное право в Британии, а в 1920 году начали голосовать американки.

Энни Кенни и Кристабель Панкхёрст проводят кампанию за избирательное право женщин

Право на образование

Знания и умения – один из основных рецептов карьерного роста в Новейшее время. Именно поэтому женщинам без права на образование тяжело было добиться равного социального положения. С 18 века в России начали появляться Институты благородных девиц. Формально они готовили дам для семейного общества либо преподавательниц, они стали первыми учебными заведениями России, где женщины смогли получать образование, выше, чем начальное.

В 1878 году в Калькутте (Индия, тогда колония Британии) женщинам разрешили свободный доступ в университет и получение ученой степени. Примерно в тоже время в Британии и США на базе университетов формируются колледжи, в которые открыт доступ женщинам. Позже им дают место и в университетах.
Лист из альбома к 25-летию Высших женских курсов. Санкт-Петербург, [1903]. Фотоателье Карла Буллы. СПБГУ

Право на труд

В середине 19 века, с развитием промышленной революции, все больше женщин получают рабочие места. Некоторые из них становятся частью пролетариата, вступая в ряды социалистических партий. Равное участие в производстве – предпосылка равного статуса в обществе.

Более того, государства создают сеть школ и детских садов, тем самым снимая с женщин часть функций, они получают шанс развития профессиональной карьеры. В СССР женщины были руководителями строек, главами колхозов, а плакаты с женщинами-трактористками стали известны на весь мир.

Плакат времен СССР с женщиной-трактористкой

Благодаря этим первичным правам женщины перестали считаться собственностью мужчин. А значит, они получили возможность самим выбирать свой жизненный путь, формировать вкусы и предпочтения. И пусть во многих странах ситуация не идеальная, но сегодня уже невозможно поспорить с тем, что женщина – это самостоятельная личность.

Расшифровка Что такое гендерное неравенство и почему это не о женщинах против мужчин?

Почему уравнение в правах — это прошлый век и откуда в патриархатном обществе уязвленные мужчины

Наверное, всем людям, считающим себя феминистками и феминистами, в момент задавали вопрос: мы же современная страна, у нас равноправие между мужчинами и женщинами, равный доступ к образованию и работе — за что вы еще боретесь? Мне его, по крайней мере, задают регулярно. И в этой лекции я хочу поговорить о том, что же такое гендерное неравенство и как его можно преодолеть, то есть достичь гендерного равен­ства, почему равенства на уровне прав в этом случае недостаточно и, наконец, при чем здесь феминизм.

Вообще про категорию гендерного неравенства можно сказать, что она дважды значима. С одной стороны, проблематика гендерного неравенства и путей его преодоления лежит в основе академических гендерных исследова­ний и феми­нистской мысли. То есть гендерное неравенство — это категория критической теории. С другой стороны, вопросы гендерного неравенства в современном мире обрели обществен­ное и политическое значение. Серьез­ные международ­ные организации наподобие Мирового банка подсчиты­вают индексы гендер­ного равенства и составляют рейтинги стран в соответ­ствии с этим индексом. Эксперты Международного экономического форума пишут о связи между уровнем гендерного равенства в той или иной стране и уровнем ее экономиче­ского развития, а комитет министров Совета Европы совсем недавно издал междуна­родные рекомендации по борьбе с сексизмом.

Социальные и гуманитарные исследо­вания часто могут показаться оторван­ными от реальности. Но проблема гендерного равенства представляет собой в этом смысле исключение. Научные теории здесь имеют практические последствия. Разные представления о гендерном неравенстве находят свое отражение в политических решениях, и это в конечном счете сказывается на повседневной жизни мужчин и женщин.

Обычно, когда говорят о гендерном неравенстве, имеют в виду, что женщины по тому или иному парамет­ру находятся в невыгодном положении по сравне­нию с мужчинами. Например, что на тех же должностях они получают более низкую зарплату, а их шансы на карьерный рост ограничены. К проявлениям гендерного неравенства также могут относить сексуальную эксплуатацию и домашнее насилие по отношению к женщинам. Однако в действитель­ности это более сложное явление. Оно может принимать множество разных форм в зависимости от экономической и социальной структуры конкретного общества. Например, в предыдущих лекциях уже обсуждалось, что проблема гендерного неравенства может затрагивать и мужчин. В уязвимом положении могут оказаться мужчины, принадлежащие к ряду социальных групп: муж­чины с негетеросексуальной ориентацией или безработные мужчины.

В гендерных исследованиях существует три основных подхода к пониманию того, что собой представляет гендерное неравенство и как его можно преодо­леть. Эти подходы связаны с разными этапами развития феминистской мысли, с так называемыми тремя волнами феминизма. И каждый из этих подходов нашел свое воплощение в определенных политических реше­ниях. Об этих пересечениях волн феминизма, гендерной политики и представлений о ген­дерном неравенстве мы дальше и поговорим.

Итак, первое и, наверное, наиболее привычное для нас определение гендерного неравенства было сформулировано в конце XIX — начале ХХ века в рамках движения суфражисток, которое также принято называть первой волной феминизма. На повестке дня суфражисток стоял вопрос о том, чтобы женщины стали гражданами на равных с мужчинами условиях, то есть обрели права, которые мы сегодня считаем само собой разумеющимися: право на образова­ние, право на владение имуществом, избирательное право. Еще в 1792 году провозвестница данного подхода британка Мэри Уолстонкрафт высказывала радикальные для своего времени суждения о том, что женщины занимают незавидное положение в обществе не потому, что они глупее мужчин, а потому, что они поражены в правах, в частности ограничены в доступе к образованию. В основе данного подхода — идея, что гендерное равенство будет достигнуто, когда к людям независимо от их пола будет применяться один и тот же набор законов и правил. Это по сути своей либеральный взгляд. Также данный подход ассоциируют с равными возможностями для мужчин и для женщин в том смысле, что на уровне закона им гарантирована одина­ковая стартовая позиция, а то, как они реализуют имеющиеся права и чего достигнут, — это уже вопрос их индивидуальных способностей и мотивации. Воплощение в жизнь этого взгляда на гендерное равенство и успехи женщин в борьбе за свои права стали крайне важным этапом социального развития.

Однако по мере того как женщины в разных странах стали добиваться равноправия с мужчинами, становилось очевидно: равенства на уровне закона недостаточно для того, чтобы мужчины и женщины на самом деле стали равны. Так, Советский Союз был весьма передовым государством в смысле обеспечения равной платы за равный труд и мужчин, и женщин, вообще в смысле привлечения женщин к производственной деятельности. Согласно переписи населения 1970 года, 82 % советских женщин трудоспособ­ного возраста были заняты на произ­вод­стве. Однако, возвращаясь домой, работ­ницы сталкивались с необходи­мостью отработать полноценную вторую смену, заботясь о детях и занимаясь домашними делами. Вряд ли в этом случае можно было говорить о равенстве полов. В Европе и США примерно в этот же период, в 60–70-е годы прошлого века, разворачивается интел­лектуаль­ное и активистское движение, получившее название второй волны феминизма. В фокусе этого движения также была проблема гендерного неравенства, однако новое поколение феминисток увидело корень этой проблемы не только в области правовых норм, но и в области повседневной жизни, которая у мужчин и у женщин организована очень . И дело здесь не только в биологических различиях или законодательстве. При патри­архате существуют культурные и социальные ограничения, которые мешают женщинам пользоваться своими правами, связанными с публичной сферой, а мужчинам — правами в области заботы. Это неписаные нормы, но они тем не менее определяют наши действия. Например, в России и мужчины, и жен­щины имеют право на отпуск по уходу за ребенком. Но на уровне стереотипов правильной и нормальной считается ситуация, когда о ребенке заботится мать. В результате в абсолютном большинстве случаев отпуск по уходу за новорож­денным в семьях берут именно женщины.

Мне однажды встретилась в интернете ироничная картинка. На ней было представлено воображаемое соревно­вание между слоном, обезьяной, золотой рыбкой и пингвином, а также был дан комментарий судьи: чтобы соревнова­ние было максимально честным, задание для всех одно — залезть на верхушку вон того дерева. Когда мы понимаем гендерное равенство как равенство прав, то есть как равенство правил на старте, мы оказываемся в позиции этого судьи. Ведь даже если правила одинаковые, оказывается, что они лучше соответст­вуют образу жизни одних людей, чем образу жизни других. Так, даже в ситуа­ции равных прав женщина, на которой лежит дополнительная ответствен­ность по заботе о детях, не может строить карьеру действительно на равных с мужчиной. И даже женщины без семейных обязанностей могут страдать в данном случае от дискриминации, ведь к ним нередко предвзято относятся при найме, так как видят в них в первую очередь потенциальных матерей, для которых трудовые обязанности, предположительно, менее важны, чем семей­ные. Таким образом, при равенстве прав на практике гендерное неравенство сохраняется. Оказывается, что женщины всегда как бы не дотяги­вают до муж­ской нормы. Они недостаточно хорошие работники, поскольку отвлекаются на семью.

Как добиться гендерного равенства, но при этом учесть отличия в социаль­ном опыте мужчин и женщин? Этот вопрос стал одним из основных для феми­низма второй волны. Предложенное решение — признать, что даже при равен­стве прав женский опыт отличается от мужского. И на уровне практик часто сохраняется дискриминация по признаку пола. Для достижения гендерного равенства с точки зрения данного подхода необходимы не равные права, но позитив­ные действия, то, что называется affirmative action, которые учитывают гендерные различия при формулировании критериев трудоустройства, продвижения по службе или участия в политике. Подобное понимание гендерного равенства находит свое воплощение, например, в идее квот для женщин в законодательных органах или, наоборот, в мерах семейной политики, которые, как в Швеции, стимулируют отцов брать отпуск по уходу за ребенком. Это значит, что теперь мы воспринимаем гендерное равенство не как равенство возможностей, но как равенство результата. Если мы пони­маем, что при патриархате женщинам сложнее сделать карьеру, то для дости­жения равенства в сфере труда нам нужно отдавать предпочтение женщинам при найме на работу. Если мы пони­маем, что отцы мало вовлечены в заботу о детях, нужно не просто гарантировать их родительские права, но, скажем, предоставлять им дополнительный месяц отпуска по уходу за ребенком. Нам как бы нужно намеренно сместить баланс в противоположную сторону, осуществить некий перегиб.

Надо заметить, что в конце ХХ века феминистская повестка становится гораздо более многоголосой, чем в XIX веке. Многие феминистки продолжают бороться в первую очередь за права женщин — их большую представленность в поли­тике, а также в профессиях, где традиционно доминируют мужчины. Для дру­гих феминисток самыми значимыми проблемами становятся сексуальное насилие, проституция, порнография, проблема сексизма в СМИ и сексуаль­ные домогательства на работе. Третьи сосредотачиваются на том, чтобы изменить само наше видение гендера, изменить наши знания и способ говорения о муж­чинах и женщинах. С последним из этих направлений, которое представлено постструктура­листским феминизмом и постколони­аль­ным феминизмом, связан следую­щий шаг в осмыслении проблемы гендерного неравенства. Как и в пре­дыдущих случаях, этот подход вырос из критики более ранних подходов. В 1990-х годах феминистские авторы пришли к двум важным выводам. Первый из них — что сводить проблему гендерного неравенства к неравенству между двумя полами неверно. Гендер­ное неравенство сущест­вует не только между мужчинами и женщинами: крайне значимо и неравен­ство между разными группами мужчин и женщин. Давайте представим себе с одной стороны состоятельную женщину-профессионала, которая может нанять няню для своего ребенка, и с другой стороны — саму эту няню, которая, осуществляя труд заботы, не развивает свою профессиональную карьеру. Весьма вероятно, что это вообще няня-мигрантка, которая оставила собст­венную семью в далекой стране ради того, чтобы ухаживать за чужими детьми. Очевидно, что нельзя объеди­нять этих двух людей в одну универсаль­ную категорию «женщины, заботящиеся о детях» и говорить о том, что обе эти женщины переживают схожий опыт неравенства. Важной здесь становится метафора перекрестка, intersection. Эту метафору и связанную с ней категорию интерсек­циональности в научный оборот ввела американская исследовательница Кимберли Креншоу, которая изучала трудовую дискрими­нацию по отноше­нию к афроамериканкам. Интерсекцио­нальный подход к гендерному неравенству говорит нам о том, что в обществе существуют особенно уязвимые позиции, которые возникают на пересечении нескольких осей неравенства: неравенства по гендер­ному, классовому, этническому и иным признакам.

Второй важный тезис, выдвинутый в рамках третьей волны феминизма, состоит в том, что необходимо вовсе уйти от мужской нормы, которая находилась в центре всех предыдущих дискуссий о гендерном неравенстве. С этой точки зрения первая волна феминизма была про то, чтобы встроить женщин в мужскую систему прав, вторая волна была про то, чтобы признать отличия женщин от мужской нормы и образом это отличие компенсировать. Феминистки третьей волны предлагают уйти от бесконеч­ного обсуждения двух полов, один из которых находится в привилегиро­ван­ном положении, а второй — в угнетенном, одному предписана функция добытчика, а другому — роль заботящейся. Новая модель предлагает признать множество гендерных различий, то, что называется diversity, как основу гендерного равенства. В рамках этого подхода к гендерному неравенству мы больше не можем говорить о мужчинах вообще и женщи­нах вообще, а также о том, что первые всегда угнетают вторых. Постмодер­нистский феминизм Постмодернистский феминизм — направ­ление феминистской мысли, сформировавшееся под влиянием постмодернизма и постструктурализма. Для постмодернистского феминизма характерны взгляд на гендер как дис­курсивный конструкт, критика норматив­ности и признание множества различ­ных гендеров. и квир-теория Квир-теория — интеллектуальный проект, сложившийся в 1980–90-е годы. Квир-теория ставит под сомнение привычные категории (мужчина, женщина, гей, лесбиянка) и оппозиции (гомосексуальность — гетеросексуаль­ность). В ее основе — проблематизация связи между полом, гендером и сексуальностью; восприятие гендер­ной идентичности как текучей, изменчивой, всегда находящейся в процессе становления. ставят под вопрос привычный гендер­ный порядок, создают новые гендерные категории, говорят о множестве изменчивых гендерных идентич­ностей. На уровне политических решений этот взгляд на гендерное неравен­ство воплощается в концепции гендерного мейнстриминга и в принципе признания гендерных различий — собственно, принципе gender diversity. В первом случае речь идет о том, что при осуществлении любых политических действий необходимо учитывать гендерную перспективу, оценивать с точки зрения гендера практические последствия разных программ и инициатив, а также сам язык, на котором эти программы написаны. Второй принцип предпола­гает равную представленность всех гендеров в разных сферах социаль­ной жизни — мужчин, женщин, но также, например, и людей с небинарной гендерной идентичностью.

Признание всей сложности гендерных отношений, конечно, выглядит хорошо на бумаге. Но основная сложность здесь состоит в том, как реализовать эту концепцию на практике, как перейти от принципов к действию.

Итак, подходов к гендерному равенству много, и в современном обществе уже наивно сводить гендерное равенство только к равенству прав мужчин и жен­щин (хотя некоторым странам и этого еще нужно достичь). Но при всех разли­чиях во взглядах все исследователи сходятся в том, что гендерное неравен­ство — это не индивидуальная пробле­ма и не проблема, затрагиваю­щая исклю­чительно женщин. Гендерное неравенство встроено в структуру общества и проявляется на уровне семьи, работы, политики, искусства, в самом языке, на котором мы говорим. В этом смысле противодействие гендерному неравенству — это наша общая задача.


источники:

http://worldofhistory.ru/prava-zhenschin-istoriya-borby-za-ravenstvo/

http://arzamas.academy/materials/1737