Практическая работа №4. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».
Задача 1
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Напишите уравнения реакций.
Задача 2
В пробирку поместите 1-2 гранулы цинка и прилейте в неё около 1 мл разбавленной серной кислоты. Что вы наблюдаете? Напишите уравнение реакции и рассмотрите окислительно-восстановительные процессы.
Задача 3
Налейте в две пробирки по 1-2 мл раствора сульфида натрия. Прилейте в одну из них такой же объём хлорной воды, а в другую – бромной воды. Что вы наблюдаете? Объясните свои наблюдения. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 4
Вам даны три пробирки с растворами. Определите, в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 5
Определите, содержит ли поваренная соль примесь сульфатов. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 6
С помощью характерных реакций установите, является выданная вам соль сульфатом, иодидом или хлоридом. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 7
Исходя из оксида меди (II), получите раствор сульфата меди (II) и выделите из него кристаллический медный купорос. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 8
Вам даны три пробирки с растворами сульфата, сульфита и сульфида натрия. Определите с помощью только одного реактива, в какой пробирке находится каждое из веществ. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 1
Чтобы доказать, что в серной кислоте имеются катионы водорода, прильём в раствор кислоты раствор лакмуса, он окрасит раствор в красный цвет.
Чтобы доказать, что в серной кислоте имеются сульфат-анионы, прильём раствор кислоты в раствор хлорида бария, в результате реакции выпадет осадок белого цвета:
H2SO4 + BaCl2 ⟶ 2HCl + BaSO4↓
Задача 2
Zn + H2SO4 ⟶ ZnSO4 + H2↑ | ||
2H + + 2ē ⟶ H2 0 | 1 | окислитель (восстановление) |
Zn 0 — 2ē ⟶ Zn +2 | 1 | восстановитель (окисление) |
Задача 3
При добавлении хлорной воды к раствору сульфида натрия наблюдается обесцвечивание хлорной воды и выпадение светло-желтого осадка потому, что хлор вытесняет серу из сульфида натрия, т. к. хлор является более электроотрицательным элементом, чем сера:
Na2S + Cl2 ⟶ 2NaCl + S↓
2Na + + S 2- + Cl2 ⟶ 2Na + + 2Cl — + S↓
S 2- + Cl2 ⟶ 2Cl — + S↓
При добавлении бромной воды к раствору сульфида натрия наблюдается обесцвечивание бромной воды и выпадение светло-желтого осадка потому, что бромной вытесняет серу из сульфида натрия, т. к. бром является более электроотрицательным элементом, чем сера:
Na2S + Br2 ⟶ 2NaBr + S↓
2Na + + S 2- + Br2 ⟶ 2Na + + 2Br — + S↓
S 2- + Br2 ⟶ 2Br — + S↓
Задача 4
Определить в какой пробирке находится раствор гидроксида натрия можно с помощью индикатора, например, фенолфталеина, он окрасится в малиновый цвет. Для подтверждения можно добавит сульфат меди, в результате реакции выпадет голубой осадок:
2NaOH + CuSO4 ⟶ Na2SO4 + Cu(OH)2↓
2Na + + 2OH — + Cu 2+ + SO4 2- ⟶ 2Na + + SO4 2- + Cu(OH)2↓
Cu 2+ + 2OH — ⟶ Cu(OH)2↓
Для определения соляной и серной кислот добавим раствор хлорида бария, в пробирке с серной кислотой выпадет осадок белого цвета:
H2SO4 + BaCl2 ⟶ 2HCl + BaSO4↓
2H + + SO4 2- + Ba 2+ + 2Cl — ⟶ 2H + + 2Cl — + BaSO4↓
Ba 2+ + SO4 2- ⟶ BaSO4↓
Задача 5
Определить, что поваренная соль содержит примесь сульфатов, можно с помощью раствора хлорида бария. Для это растворим поваренную соль, и добавим раствор хлорида бария, в результате реакции выпадет осадок белого цвета:
Na2SO4 + BaCl2 ⟶ 2NaCl + BaSO4↓
2Na + + SO4 2- + Ba 2+ + 2Cl — ⟶ 2Na + + 2Cl — + BaSO4↓
Ba 2+ + SO4 2- ⟶ BaSO4↓
Задача 6
NaI + AgNO3 ⟶ NaNO3 + AgI↓
Na + + I — + Ag + + NO3 — ⟶ Na + + NO3 — + AgI↓
Ag + + I — ⟶ AgI↓
NaCl + AgNO3 ⟶ NaNO3 + AgCl↓
Na + + Cl — + Ag + + NO3 — ⟶ Na + + NO3 — + AgCl↓
Ag + + Cl — ⟶ AgCl↓
Задача 7
Из оксида меди (II), получим раствор сульфата меди (II), для этого добавим раствор серной кислоты:
CuO + H2SO4 ⟶ CuSO4 + H2O
CuO + 2H + + SO4 2- ⟶ Cu 2+ + SO4 2- + H2O
CuO + 2H + ⟶ Cu 2+ + H2O
Далее выпарим большую часть воды, и остудим полученный раствор, в результате этого образуются кристаллы медного купороса CuSO4∙5H2O.
Задача 8
Определить в каких пробирках находятся растворы сульфата, сульфита и сульфида натрия можно с помощью сильной кислоты. Прильём в каждую пробирку соляной кислоты.
В пробирке с сульфатом натрия запах отсутствует:
Na2SO4 + 2HCl ⇸
В пробирке с сульфитом натрия появился резкий запах:
Na2SO3 + 2HCl ⟶ 2NaCl + H2O + SO2↑
В пробирке с сульфидом натрия появился запах тухлых яиц:
Na2S + 2HCl ⟶ 2NaCl + H2S↑
Тема урока: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»
Элементы содержания: качественные реакции на растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия, соляной кислоты в пробирках под номерами 1, 2, 3, 4, проведение химических реакций в растворах, реакции ионного обмена.
Требования: уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.
Оборудование: растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия, соляной кислоты в пробирках под номерами 1, 2, 3, 4, пробирки для анализа, таблица “Определение ионов” (учебник О.С.Габриеляна, М. “Дрофа”, 2009, 8 класс, с.238-239).
Уметь: обращаться с химической посудой, использовать приобретённые знания и умения для безопасного обращения с веществами, составлять уравнения реакций с используемыми в практической работе веществами.
Цель: в процессе проверки усвоения качественных реакций на хлорид — ион, карбонат — ион, сульфат — ион и проведения химических реакций в растворах развивать у обучающихся навыки работы с химическими веществами и оборудованием.
Оборудование: наборы для практического занятия на каждом ученическом столе (растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия, соляной кислоты в пробирках под номерами 1, 2, 3, 4, пробирки для анализа).
Даю краткую инструкцию к работе, инструкцию по правилам техники безопасности, распределяю варианты (на стадии вызова мотивирую (побуждаю к работе с новой информацией, пробуждаю интерес к ней), вызываю “на поверхность” имеющиеся знания по теме (информационная функция), идёт бесконфликтный обмен мнениями (коммуникационная функция).
Содержание мысленного эксперимента, сопровождающего практическую часть работы обучающихся:
В четырёх пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия и хлороводородной кислоты. В распоряжении обучающихся имеется необходимое число пустых пробирок. Не пользуясь никакими другими реактивами, определить содержимое каждой из пробирок.
Задание: распознать растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия, хлороводородной (соляной) кислоты в пробирках под номерами 1, 2, 3, 4 (последовательность в каждом варианте своя), используя качественные реакции на хлорид-ион, карбонат-ион, сульфат-ион. Записать уравнения реакций в молекулярном виде (на стадии осмысления содержания реализуется информационная функция (получена новая информация по теме), систематизационная функция (классификация полученной информации по категориям знания), мотивационная функция (сохранение интереса к изучаемой теме).
Ход мысленного эксперимента
Проводим мысленный эксперимент. Рассмотрим содержимое пробирок. Вещества визуально неразличимы – это бесцветные прозрачные растворы.
Составим таблицу возможных парных взаимодействий веществ (табл. 1), в результате которых мы будем (или не будем) наблюдать определённые признаки реакций.
BaCl2 | Na2CO3 | K2SO4 | HCl |
BaCl2 | выпадает осадок белого цвета | выпадает осадок белого цвета | без изменений |
Na2CO3 | выпадает осадок белого цвета | без изменений | выделяется газ без цвета и запаха |
K2SO4 | выпадает осадок белого цвета | без изменений | без изменений |
HCl | без изменений | выделяется газ без цвета и запаха | без изменений |
Практическая часть работы
Возьмём пробирку №1. Из остальных пробирок отольём примерно по 2 мл растворов в три пустые пробирки и добавим в каждую из них по 5–6 капель раствора из пробирки №1.
Рассмотрим 4 возможных варианта (см. табл.№1). Для наглядности в каждом случае приведены схемы распознавания веществ. В решении изображать схему не обязательно.
В двух пробирках выпали белые осадки, в третьей признаков реакции не наблюдается (первая строка табл.№1). Это означает, что в пробирке №1 находится хлорид бария. В этом случае в той из пробирок, где нет признаков химической реакции, находится соляная кислота. Осадки в двух других пробирках представляют собой карбонат и сульфат бария. Прильём в пробирки с осадками по несколько капель кислоты. Там, где осадок растворяется с выделение газа, изначально находился раствор карбоната натрия, там имели место реакции (1) и (3). В пробирке, где при добавлении соляной кислоты осадок не растворяется (BaSO4 не растворяется в кислотах), изначально находился сульфат калия и протекала только реакция (2).
При добавлении нескольких капель из пробирки №1 в одной из трёх пробирок выпал белый осадок, в другой выделился газ, в третьей нет признаков реакции (вторая строка табл.№1). В этом случае в пробирке №1 находился карбонат натрия. Там, где выпал белый осадок, находился хлорид бария, где выделился газ – соляная кислота, где не было признаков реакции – сульфат калия.
При добавлении нескольких капель из пробирки №1 в одной из трёх пробирок выпал белый осадок, в двух других признаков реакции нет (третья строка табл.№1). В этом случае в пробирке №1 находится сульфат калия. Там, где выпал белый осадок, находился хлорид бария. В две пробирки с исходными растворами, которые не прореагировали с сульфатом калия, добавляем хлорид бария. Выпадение белого осадка (BaCO3) указывает, что первоначально в этой пробирке находился карбонат натрия. В пробирке, где вновь нет признаков реакции, находился раствор соляной кислоты.
При добавлении нескольких капель из пробирки №1 в одной из трёх пробирок выделяется газ, в двух других нет признаков реакции (четвёртая строка табл.№1). В этом случае в пробирке №1 находилась хлороводородная кислота. Там, где выделился газ, находился карбонат натрия. В две пробирки с исходными растворами, которые не прореагировали с кислотой, добавляем карбонат натрия. Выпадение белого осадка (BaCO3) указывает, что первоначально в этой пробирке был хлорид бария. В пробирке, где вновь нет признаков реакции, первоначально находился раствор сульфата калия.
Итоги мысленного эксперимента
Пробирка №1 | Пробирка №2 | Пробирка №3 | Пробирка №4 | |
Вариант №1 | BaCl2 | Na2CO3 | K2SO4 | HCl |
Вариант №2 | Na2CO3 | K2SO4 | HCl | BaCl2 |
Вариант №3 | BaCl2 | HCl | BaCl2 | Na2CO3 |
Вариант №4 | HCl | BaCl2 | Na2CO3 | K2SO4 |
Подведение итогов эксперимента (на стадии рефлексии реализую коммуникационную функцию (обмен мнениями о полученных результатах), информационную функция (приобретение нового знания), мотивационную (побуждаю к дальнейшему расширению информационного поля), оценочную (соотносят новую информацию и имеющиеся знания, вырабатывают собственную позицию, оценивают процесс).
Практическая работа 3 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии». (11 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
В тетрадь записываем только то, что выделено жирным шрифтом и помечено значком
Практическая работа № 3. Дата: __________________
Тема: Решение экспериментальных задач по неорганической химии
Цель: закрепить знания о генетической связи различных классов неорганических веществ, вспомнить их свойства и качественные реакции; провести виртуальный эксперимент, закрепить правила ТБ.
Оборудование и реактивы:
инструктивная карта, ссылки на видеоопыты, учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, химия 11 класс, стр.144 , тетрадь или лист формата А4.
Ход работы:
Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.
Ø В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
Ø Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
Ø Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
Ø Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды, затем нейтрализовать слабым раствором питьевой соды или борной кислоты соответственно.
Ø Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.
Ø Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
Ø При нагревании пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
Ø Опыты проводят с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
Ø Без разрешения учителя, ничего на столах не трогают.
Ø Во время просмотра эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
Ø Оформите работу, отправьте учителю на электронную почту: irina . shkaburina @ mail . ru
С правилами по технике безопасности ознакомлен: ___________________ (подпись)
Опыт 1. Опытным путем докажите, в каких пробирках содержатся растворы: а) нитрат меди ( II ); б) сульфат аммония; в) хлорид железа ( III ).
Предварительный анализ (таблицу переписываем в тетрадь и заполняем графы, указываем признаки, формулы веществ, записываем качественные реакции ), используя для определения один реактив NaOH .
http://urok.1sept.ru/articles/645287
http://infourok.ru/prakticheskaya-rabota-3-reshenie-eksperimentalnyh-zadach-po-neorganicheskoj-himii-11-klass-5221957.html