Уравнения 10 класс русский язык

Показательные уравнения. 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10

Учебник: Колягин Ю. М. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Москва, «Просвещение», 2014.

Урок проведён в универсальном 10-м классе средней общеобразовательной школы.

Цели урока: изучение способов решения показательных уравнений, тренировка в применении полученных знаний при решении заданий по теме, развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся, формирование умения чётко и ясно излагать свои мысли, формирование познавательных интересов и мотивов самосовершенствования, воспитание умения работать с имеющейся информацией и культуры труда.

Структура урока

1. Организационный этап. Постановка темы и цели урока

– Прочитайте тему сегодняшнего урока (Приложение 1, слайд № 1)
– «Показательные уравнения».
– Нам это уже известно или это новый вид уравнений?
– Это новый вид уравнений.
– Попробуйте сформулировать цели урока.
– Мы узнаем, какие уравнения называются показательными, изучим способы их решения и будем учиться применять новое знание при решении задач по теме.
Учитель корректирует ответы учащихся.

2. Актуализация знаний. Устная работа (слайд № 3)

  1. Подберите корень уравнения 2 х = 32; 3 х = 27; 10 х = 10000
  2. Решите уравнение х 2 = 36; х 2 + х = 0; х 2 + 2х + 1 = 0
  3. Найдите область значений функции у = π х ; у = (0,5) х ; у = (0,5) |х|
  4. Сравните, используя свойства функций, с единицей 2 – 5 ; (0,5) – 3 ; (0,5) 0,5

3. Изучение нового материала (лекция)

Уравнение, в котором неизвестное содержится в показателе степени, считается показательным (слайд № 4). Рассмотрим основные виды показательных уравнений (слайд № 5) (учащиеся записывают названия видов и примеры в тетрадях).

1. Элементарные показательные уравнения. Эти уравнения сводятся к решению уравнений вида а х = а в , где а >0, а ≠ 1. При этом используется свойство степени, которое мы изучали (повторить следствие 2 на стр. 160 учебника). Рассмотрим примеры решения таких уравнений.

Пример 1 (слайд № 6).

(0,0016) 0,2 х + 1 = 25;
5 – 4 (0,2 х + 1) = 52;
– 0,8 х – 4 = 2;
– 0,8 х = 6;
х = – 7,5 .

Пример 2 (слайд №7)

36 · 6 х = 1;
6 2 + х = 60;
2 + х = 0;
х = – 2.

Пример 3 (слайд №8)

81 х · 2 4х = 36;
3 4х · 2 4х = 62;
6 4х = 6 2 ;
4х = 2;
х = 0,5.
Ответ: 0,5.

Пример 4 (слайд № 9)

2 х – 3 = 3 х – 3 ;
х – 3 = 0;
х = 3.
Ответ: 3.

2. Вынесение общего множителя за скобки (слайд № 10). Рассмотрим примеры решения таких уравнений.

2 · 3 х + 1 – 6 · 3 х – 1 – 3 х = 9;
3 х (2 · 3 – 6 · 3 – 1 – 1) = 9;
3 х · 3 = 9;
3 х = 3;
х = 3.
Ответ: 3.

Пример 2 (слайд № 11).

5 2х – 7 х – 5 2х · 17 + 7 х · 17 = 0;
5 2х – 5 2х · 17 = 7 х – 7 х · 17;
5 2х (1 – 17) = 7 х (1 – 17);
– 16· 52х = – 16 · 7х;
5 2х = 7 х ;
25 х = 7 х ;
х= 0.
Ответ: 0.

3. Сведение к квадратному уравнению (слайд № 12). Рассмотрим примеры решения таких уравнений.

9 х – 4 · 3 х = 45;
3 2х – 4 · 3 х – 45 = 0;
Замена 3 х = t, t > 0;
t 2 – 4 t – 45 = 0;
D = 16 +180 = 196;
t1 = 9,
t2 = – 5 – не удовлетворяет условию t > 0;
3 х = 9;
3 х = 32;
х = 2;
Ответ: 2.

4. Закрепление изученного материала

– Продолжаем учиться решать показательные уравнения. (Решение всех последующих уравнений записывается на доске с объяснениями, следует вызвать ученика по желанию). Разберём №680(3), 681(1), 682(3), 684(1), 693(2).

5. Обучающая самостоятельная работа с самопроверкой

– Предлагаю вам самостоятельно решить следующие уравнения (слайд № 13), а затем проверить себя самостоятельно с помощью готовых решений (решение уравнений следует заранее заготовить, например, на слайдах, а затем показать учащимся по окончании работы).

  1. (0,3) 5 – 2х = 0,09;
  2. 225 · 15 2х + 1 = 1;
  3. 3 х + 1 – 3 х = 18;
  4. 9 х – 26 · 3 х – 27 = 0

Решение № 1 (слайд № 14)

Решение № 2 (слайд № 15)

15 2 · 15 2х + 1 = 150;
152х + 3 = 150;
2х + 3 = 0;
х = – 1,5.
Ответ: – 1,5.

Решение № 3 (слайд № 16)

3 х · 3 – 3 х = 18;
3 х (3 – 1) = 18;
3 х · 2 = 18;
3 х = 9;
3 х = 3 2 ;
х = 2.
Ответ: х = 2.

Решение № 4 (слайд № 17)

3 2х – 26 · 3 х – 27 = 0;
Замена 3 х = t, t > 0;
t 2 – 26 t – 27 = 0;
t1 = 27,
t2 = – 1 не удовлетворяет условию t > 0;
3 х = 27; 3 х = 3 3 ; х = 3;
Ответ: 3.

6. Подведение итога урока. Рефлексия

– Итак, подведём итоги проделанной работы. Что нового вы узнали?
– С какими видами показательных уравнений мы познакомились?

7. Домашнее задание (слайд № 18)

Алгебра и начала математического анализа. 10 класс

Показательные уравнения. Системы показательных уравнений
Показательные уравнения. Системы показательных уравнений
Необходимо запомнить

На этом уроке мы рассмотрим показательные уравнения и их системы.

К простейшим показательным уравнениям относятся:

Уравнение $f(g(x))=a$ равносильно на ОДЗ совокупности уравнений

Этим методом решаются показательные уравнения, которые после замены переменной сводятся к квадратным, дробно-рациональным, алгебраическим степени выше второй.

Однородным показательным уравнением называется уравнение вида:

Здесь $f$ и $g$ функции вида:

Однородные показательные уравнения решаются делением на $g^$ или на $f^$ и последующей заменой:

Показательные уравнения. Системы показательных уравнений

Показательно-степенное уравнение – это уравнение вида $a(x)^=a(x)^,$ то есть такое уравнение, в котором переменная x стоит и в основании степени, и в показателе, $a(x)\neq0.$

Решением такого уравнения является совокупность:

Здесь корень х = 1 квадратного уравнения не удовлетворяет условию $a(x)\neq0.$

Так как корнем уравнения называется такое число, которое обращает его в верное числовое равенство, то дополнительно рассматривают случай $a(x)=-1.$

В данном уравнении это значение соответствует x = 2.

Проверим. При х = 2

То есть показатели степеней являются четными числами, а это означает, что уравнение обращается в верное числовое равенство:

Презентация на тему «Однородные уравнения 10 класс»

Презентация на тему: «Однородные уравнения 10 класс». Автор: Win PRO SP2. Файл: «Однородные уравнения 10 класс.ppt». Размер zip-архива: 117 КБ.

Однородные уравнения 10 класс

Решение однородных тригонометрических уравнений второй степени

Урок-практикум в 10 классе учителя математики Зайцевой М.Ю.

«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего

нового и ничего не прибавил к своему образованию» Я.А.Коменский

Проверка домашнего задания

№ 375а) sin 2x = cos 2x sin 2x — cos 2x = 0 /: cos 2x?0 tg 2x – 1 = 0 х ? ?/4+?n/2 tg 2x = 1 2х = arctg 1 + ?n, n€Z 2х = ?/4 + ?n, n€Z х = ?/8 + ?n/2, n€Z Ответ: arctg 3/2 + ?n, n€Z

Устная работа

Вычислите: tg ?/2 sin 0 ctg ?/2 sin ?/4 cos ?/3

Sin ?/6 ctg ?/4 сos ?/2 tg 0 сos 2?

Ответы к тесту

Оценочная шкала

Оценка «5» — за 5 правильных заданий; Оценка «4» — за 4 правильных заданий; Оценка «3» — за 3 правильных заданий; Оценка «2» — менее 2 правильных задания

Определение однородного тригонометрического уравнения первой степени

Уравнение вида a sinx + b cosx = 0 называется однородным тригонометрическим уравнением первой степени

1 способ a sin x +b cos x = 0 Разделим обе части уравнения на соs х

0, х ? ?/2 + ?n, n€Z. Получим а tg x + в = 0 tg x = -в/а

Способы решения однородных тригонометрических уравнений первой степени

2 способ a sin mx + b cos mx = 0 Делим на соs mх

0. а tg mx + в = 0 tg mx = -в/а mx = arctg (-b/a) + ?n, n € ? x = 1/m (arctg (-b/a) + ?n), n € ?

Способы решения однородных тригонометрических уравнений первой степени

Определение однородного тригонометрического уравнения второй степени

Уравнение вида a sin?x + b sin х cos x + с cos?х = 0 называется однородным тригонометрическим уравнением второй степени

Способы решения однородных тригонометрических уравнений второй степени

a sin?x + b sinх cosx + с cos?х =0 1. При а = 0 или b = 0 уравнение решается методом разложения на множители; 2. При а?0 обе части уравнения почленно делятся на cos?x ? 0

Пример

sin? x – 3sin x cos x + 2 cos?x = 0 | : cos?x ?0 tg?x – 3tg x + 2 = 0 Пусть tg x = t, тогда t? — 3t + 2 = 0 D = 1, t = 1, t = 2. 1) tg x = 1 2) tg x = 2 x=arctg 1 + ?n, n€Z x=arctg 2 + ?n, n€Z x=?/4 +n€Z, n€Z Ответ: ?/4 +n€Z , x=arctg 2 + ?n, n€Z

Алгоритм решения уравнения a sin

x +b sinх cos x + с cos?х =0

1. Посмотреть, есть ли в уравнении член a sin?x; 2. Если член a sin?x в уравнении содержится (т.е. а?0), то уравнение решается делением обеих частей на cos?x и последующим введением новой переменной t = tg x 3. Если член a sin?x в уравнении не содержится (т.е. а=0), то уравнение решается методом разложения на множители: за скобки выносится соs x


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/5627/main/159325/

http://900igr.net/prezentacija/russkij-jazyk/odnorodnye-uravnenija-10-klass-210390.html

СлайдТекст
1