Уравнения 2 класс дидактические игры

Дидактические игры по математике для 2 класса

Подборка дидактических игр для уроков математики во 2 классе начальной школы с целью закрепления материала.

У кого больше фигур?

У каждого ученика на парте лежат небольшие фигуры (круги, треугольники, квадраты).

Назначают пять водящих. По сигналу учителя они расходятся по классу и подходят к любому сидящему за партой. Тот ученик, к кому подошли, говорит пример на табличное умножение или деление. Водящий тихо, чтобы никто не слышал его ответ, называет результат. Если ответ верный, он получает фигуру.

Тот, кто за определённое время наберёт больше фигур, считается победителем. Возможен и обратный вариант игры.

Мальчики – девочки

Учитель берёт одну из карточек, показывает пример классу и переворачивает карточку обратной стороной.

Если карточка красного цвета, то ответ хором называют девочки, если синего – мальчики. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок.

Веселое путешествие

Карточки раскладываются на столе учителя примерами вниз. Класс делится на несколько команд. По сигналу учителя первый ученик из команды берёт одну из карточек, читает примеры и называет ответы. При затруднении ответ даёт кто-либо из команды. Решив все примеры на карточке, ученик дотрагивается до руки следующего игрока, и тот берёт другую карточку и начинает отвечать.

Взяв последнюю карточку и назвав ответы ученик переворачивает карточку и читает: “Весёлое путешествие окончено”. Он поднимает руку — его команда выполнила задание.

При подведении итогов учитывается не только время, но и количество допущенных ошибок, а также сколько раз команда оказывала помощь участнику.

По сугробам!

Выходят двое играющих. Они по очереди поднимают карточки, делают шаг (шагают по сугробам) и называют ответы. Класс следит за играющими. Тот, кто назвал ответ неверно, проваливается в сугроб. Провалившийся в сугроб назначает себе замену из других учеников, сидящих в классе.

Варианты: можно играть двумя командами; при подведении итогов учитывается быстрота выполнения задания и количество допущенных ошибок.

Точки

Работа с перфокартами в виде таблицы Пифагора.

“Поймай рыбку”, “Кто больше соберёт грибов?”, “Садовники”

На вырезанных из картона или бумаги рыбках, грибах, яблоках и т.д. на обратной стороне записаны примеры. Ученики подходят к столу, берут карточку и решают записанные на ней примеры. Правильно решил – поймал рыбку, сорвал гриб, яблоко и т.д.

Победителем считается тот, кто больше наберёт предметов, т.е. быстро и правильно решит примеры.

Выбери примеры

Выбери среди них примеры, сумма ответов которых равна 10. Запиши эти примеры в тетрадь.

Сборник дидактических игр на уроках математики для 2 класса

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

на уроках математики

Составитель: учитель начальных классов

Глава 1. Дидактические игры, рассчитанные на весь урок

1.1. Веселая математика

1.2. Путешествие на луну

1.3. Математическая зимушка

Глава 2. Дидактические игры, рассчитанные на этап урока

2.1. Математические игры

2.2. Старинные задачи

2.3. Занимательные задачи

2.5. Математические ребусы

2. 6. Математические кроссворды

2.7. Математические головоломки

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Проходит время, ребенок подрастает, и вот ему уже пора идти в школу. В школе ему придется столкнуться с множеством трудностей, получить огромное количество новых впечатлений, приобрести принципиально иной, чем в семье опыт общения. Все это требует немало усилий как умственных, так и эмоциональных. Процесс овладения новыми знаниями и навыками будет протекать для ребенка легче и эффективнее, если педагоги смогут внести в него определенную долю игры. Эта форма умственной деятельности является для ребенка привычной, а потому помогает ему справиться с трудностями, ожидающими его в первые годы обучения.

Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Вообще термин «игра» включает в себя разнообразные виды деятельности. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание. Одиночная игра развивает индивидуальные качества ребенка, знакомит его с характеристиками и свойствами тех или иных предметов. Игра в группе приучает ребенка к общественной жизни, социальным ролям и отношениям между людьми. Ролевые игры помогают ученику осваивать нормы и стереотипы поведения в современном обществе. Таким образом, можно дать игре четкое определение. Игра представляет собой вид деятельности, в которой человек добровольно принимает участие и получает удовольствие и возможность исследовательского поведения.

Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д. Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития», в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью…

Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет , классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенка своего участия в игре.

Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается детьми, и интерес к игре быстро угасает.

Форма проведения игры может быть разной:

Дидактические игры представляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание, память, познавательную активность . Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требует не только умственных, но и волевых усилий — организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Дидактические игры конструируются по-разному . В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действие или правило или то и другое.

Поэтому по структуре дидактические игры делятся на: сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны соответствовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослым, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

В этом сборнике собран интересный и полезный материал, который можно учителю начальной школы включить в ход уроков: разнообразить его, дать возможность ученикам несколько минут отдохнуть, восстановиться физически и эмоционально. Предлагаемые игры помогут учащимся, с одной стороны, лучше усвоить изучаемый материал, сформировать познавательную активность, а с другой – снимут напряжение и усталость. Игры подобраны несложные по содержанию, соответствующие умственному развитию детей 7-10 лет.

Игровая деятельность как элемент урока мо­жет применяться на любом этапе его — от провер­ки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения.

В основе предлагаемых материалов лежит идея использования в обучении младших школьников игр. В игре для ребенка появляется возможность добывать знания самостоятельно; он ощущает радость успеха и уверенность в своих силах. Каждый педагог может найти несколько минут в учебном дне для того, чтобы окунуться с младшими школьниками в игровую деятельность. Игры повышают эмоциональный тонус школьника, а без положительных эмоций не может быть плодотворной учебной деятельности. Использование игровых технологий несомненно даст заметный эффект в развитии детей, а также, улучшит эмоциональное состояние детей, поддержит у младших школьников интерес к учебной деятельности, минуя неблагоприятные тенденции школьного обучения.

Сборник дидактических игр как средство развития логического мышления учащихся 2 класса на уроках математики

Сборник дидактических игр, как средство развития логического мышления учащихся 2 класса на уроках математики / составитель: А.И. Зайкова. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.

В основе предлагаемых материалов лежит идея использования дидактических игр, для развития логического мышления учащихся 2 классов на уроках математики. В подобранных дидактических играх для учащихся появляется уникальная возможность усваивать учебный материал за счет игровой деятельности. Данный сборник дидактических игр предназначен для учителей начальных классов и классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, при проведении уроков, во внеурочной деятельности, при проведении индивидуальных занятий с обучающихся, для студентов педагогических специальностей при подготовке и проведении занятий.

©Камышловский педагогический колледж, 2017

Содержание

Дидактические игры, направленные на формирование умения сравнивать………………………………………………………………….….7

Величины и их измерения……………………………………………7

Текстовые, занимательные и нестандартные задачи…………….….9

Геометрические игры…………………………………………….……9 Арифметические игры . …………………………………………. 12 Дидактические игры, направленные на формирование умений анализировать и синтезировать…………….……………………………..14

Величины и их измерения………………………………………..…14

Текстовые, занимательные и нестандартные задачи………..…….15

Арифметические игры ……………………………………………. 19

Дидактические игры, направленные на формирование умения

Величины и их измерения . …………………………………..……21

Текстовые, занимательные и нестандартные задачи………. …….21

Геометрические игры………………………………..………….……25 Арифметические игры . …………………………………………. 25 Дидактические игры, направленные на формирование умения

Величины и их измерения ……………………………………..……29

Текстовые, занимательные и нестандартные задачи .. …………….29

Список источников и литературы …………………. …………..37

Пояснительная записка

В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности, без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, развития логического мышления, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в учебной деятельности».

Реализация этих задач требует эффективного и нового подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на развитие логического мышления учащихся. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В связи с этим, особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.

Дидактическая игра – это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.

Но не стоит забывать о том, какие интересы у младших школьников в настоящее время. В обществе протекает процесс информатизации, соответственно детей интересуют компьютеры. Значит, привлекать внимание детей к обучению следует не только через обычную игровую деятельность, но и через компьютерную реализацию дидактических игр.

Цель сборника: подбор и систематизация дидактических игр по математике для 2 класса, направленных на развитие логического мышления. Задачи:

v подобрать дидактические игры по математике для 2 класса, направленные на развитие логического мышления;

v систематизировать дидактические игры по приемам развития логического мышления;

v оформить сборник дидактических игр, направленных на развитие логического мышления учащихся 2 класса на уроках математики, в соответствии с предъявленными требованиями.

Разработанный сборник дидактических игры, а также компьютерных дидактических игр-тренажеров, опираются на подборе игр по математике в соответствии с возрастными особенностями второклассников.

В сборнике представлена 61 игра, 48 игр в печатном сборнике и 13 игр в виде электронного приложения к сборнику (компьютерные игрытренажеры). Все дидактические игры направлены на развитие логического мышления учащихся 2 класса, игры помогут детям запоминать учебный материал за счет игровой деятельности. Данные игры, используются на уроках математики, на внеурочных занятиях, например, таких как, «Учусь создавать проекты», индивидуальные и групповые консультации, «Наглядная геометрия», а также для дополнительной работы детей, испытывающих трудности в обучении или для тех, которые часто болеют.

1 раздел «Дидактические игры, направленные на формирование умения сравнивать». Данный раздел разделен на 4 подраздела: «Величины и их измерения», «Текстовые, занимательные и нестандартные задачи», «Геометрические игры», «Арифметические игры». В данном разделе представлено 12 игр (в каждом подразделе по 3 игры), которые направлены на формирование умения сравнивать. С их помощью можно научить детей сравнивать какие-либо предметы, признаки, явления и др. за счет игровой деятельности. Данные игры проводятся на уроках математики и др. в соответствии с тематикой урока.

2 раздел «Дидактические игры, направленные на формирование умений анализировать и синтезировать». Данный раздел также разделен на 4 подраздела: «Величины и их измерения», «Текстовые, занимательные и нестандартные задачи», «Геометрические игры», «Арифметические игры». Раздел содержит 12 игр (в каждом подразделе по 3 игры), направленных на формирование умений анализировать и синтезировать. С помощью этих игр дети научатся анализировать и синтезировать какие-либо явления, предметы, признаки, задачи, действия. Количество игр соответствует, игры проводятся на уроках математики и др. в соответствии с тематикой урока.

3 раздел «Дидактические игры, направленные на формирование умения обобщать». Данный раздел разделен на 4 подраздела: «Величины и их измерения», «Текстовые, занимательные и нестандартные задачи», «Геометрические игры», «Арифметические игры». Раздел содержит 12 игр (в каждом подразделе по 3 игры), направленных на формирование умения обобщать. С помощью этих игр дети научатся обобщать и делать выводы (например, игры по подведению итогов урока). Количество игр соответствует, игры проводятся на уроках математики и др. в соответствии с тематикой урока.

4 раздел «Дидактические игры, направленные на формирование умения классифицировать». Данный раздел разделен на 4 подраздела: «Величины и их измерения», «Текстовые, занимательные и нестандартные задачи», «Геометрические игры», «Арифметические игры». Раздел содержит 12 игр (в каждом подразделе по 3 игры), направленных на формирование умения классифицировать. С помощью этих игр дети научатся классифицировать предметы, явления и др. по каким-либо признакам. Количество игр соответствует, игры проводятся на уроках математики и др. в соответствии с тематикой урока.

Электронное приложение. На электронном носителе – диске, представлены дополнительно 13 дидактических игр-тренажеров по математике, направленных на развитие логического мышления.

Данный выбор разделов связан с приемами развития логического мышления. В структуре курса математики в ООП «Школа России» 2 класса выделены такие подразделы как «Величины и их измерения», «Текстовые задачи», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», «Занимательные и нестандартные задачи». Так как эти разделы есть в каждом УМК, в данном сборнике основные разделы дидактических игр мы разделили на следующие подразделы: «Величины и их измерения», «Текстовые, занимательные и нестандартные задачи», «Геометрические игры», «Арифметические игры».

Данный сборник позволит развить у учащихся 2 класса логическое мышление посредством дидактических игр, направленных на развитие логического мышления.

Таким образом, при организации учебных занятий по математике, направленных на развитие логического мышления, сборник дидактических игр, а также электронные игры будут оказывать действенное влияние на развитие логического мышления и запоминания материала с помощью игровой деятельности учащихся 2 класса.

Дидактические игры, направленные на формирование умения сравнивать


источники:

http://infourok.ru/sbornik-didakticheskih-igr-na-urokah-matematiki-dlya-klassa-2967461.html

http://znanio.ru/media/sbornik_didakticheskih_igr_kak_sredstvo_razvitiya_logicheskogo_myshleniya_uchaschihsya_2_klassa_na_urokah_matematiki-103302