Уравнения 5 класс мерзляк закрепление

Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Уравнения». УМК: «Математика 5 класс» автор А.Г.Мерзляк
план-конспект урока по математике (5 класс)

Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Уравнения». (УМК»Математика 5 класс автор А.Г.Мерзляк)

Технологическая карта урока содержит материал соответствующий ФГОС, используются различные формы работы с обучающимися, способствующие актуализации и закреплению знаний по теме «Уравнения». Презентация к уроку позволяет сделать урок динамичным, красочным, повышает интерес обучающихся к теме, а буклет и инструкция самооценки позволяет определить уровень своих знаний и наметиь траекторию движения по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
урок «Уравнение»80 КБ
презентация1.19 МБ
буклет368.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Учитель: ШуваловаА.Н. учитель математики МАОУ гимназия №35, г. Екатеринбург

УМК: «Математика 5 класс» автор А. Г.Мерзляк

Цель: Актуализировать знания учащихся об уравнениях, полученные в начальной школе; дать понятие корня уравнения; ознакомить обучающихся с алгебраическим способом решения задач; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Цели: Предметные: обобщить и закрепить знания учащихся об уравнениях, формировать навыки решения уравнений с использованием

правил нахождения неизвестного компонента действий сложение и вычитание.

Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.

Метапредметные: Формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

в личностном направлении: формировать умение контролировать процесс учебной и математической деятельности

в метапредметном направлении: формировать умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; формировать умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; формировать умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

в предметном направлении: формировать умение решать уравнения; применять полученные знания при решении задач алгебраическим способом.

Формы работы учащихся Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Техническое обеспечение Математика. 5 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / [ А.Г.Мерзляк,В.Б.Полонский, М.С.Якир]. — М.: Вентана –Граф» 2016. Дидактические материалы по математике для 5 класса / [А.Г.Мерзляк].

Конспект урока по математике 5 класс по теме уравнения

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

математика 5 класс

УМК А. Г. Мерзляк, В.Б. Полонский

по теме: Уравнения.

Цели: выработать навык в нахождении компонентов при сложении и вычитании, научить решать задачи составлением уравнения.

Личностные: развивать готовность к самообразованию и решению творческих задач, формировать ответственное отношение к обучению.

Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Предметные : обобщить и закрепить знания учащихся об уравнениях, формировать навыки решения уравнений с использованием правил нахождения неизвестного компонента действий сложение и вычитание, сформировать начальные навыки решения текстовых задач с помощью уравнений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать уравнения с помощью правил нахождения неизвестного компонента действий сложение и вычитание.

Основные понятия: уравнение, корень уравнения.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

1. Организационный этап.

Присутствие учащихся. Готовность к уроку.

2. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. -Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо …….

-Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо …….

-Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо …….

-Чтобы проверить, правильно ли решено уравнение, надо …….

2. Через мост проехали 20 автомобилей и велосипедистов, всего 50 колес. Сколько было машин и сколько велосипедистов?

(Ответ: 5 машин и 15 велосипедистов).

Задание: запишите, пожалуйста, в тетрадь число, классная работа.

3.Этап проверки домашнего задания.

Индивидуальная работа у доски учащихся (по карточкам 3 ученика).

Найти значение выражения, предварительно упростив его.

(238+у)-127, при у=78 (189)

Составь уравнение по задаче.

У мамы 500 рублей. После того как она сделала покупки, у неё осталось 112 рублей. Сколько денег потратила мама? (500-х=112).

Остальные учащиеся находят удобный способ упрощения выражения с объяснением приема вычисления. Учитель показывает карточки .

4.Закрепление изученного материала

Учитель. Молодцы ребята справились с заданием. Теперь не мешало бы и отдохнуть

1.У учителя набор карточек с примерами на знание таблицы умножения. Если показывается правильный ответ — руки вверх, неправильный — руки в стороны.

5*6=35; 7*6=42; 12:3=4; 7*8=54; 18:9=2; 9*6=63

2. На доске записаны уравнения, а учитель показывает ответ, если ответ верный — учащиеся хлопают в ладоши, а неправильный — топают ногами.

Работа в группах. Каждой группе предлагается задача. Ребята решают задачи, а затем один участник из каждой команды показывает решение на доске.

Во время привала мамонтиха Элли приготовила 6 кг. салата. Для приготовления салата она взяла 2кг. листьев одуванчика, сладких корешков и цветов ромашки в 3 раза больше, чем сладких корешков. Сколько килограмм сладких корешков понадобилось для приготовления салата.

Тигр Диего и ленивец Сид отправились за веточками для костра. Сид принёс несколько веточек, а Диего принёс в три раза больше, после чего у костра оказалось 36 веточек. Сколько веточек принёс каждый.

Когда стемнело тигр Диего, ленивец Сид и мамонт Мени решили устроить соревнования, кто больше наловит светлячков. Мени поймал в 2 раза больше светлячков, чем Сид, а Диего в 4 раза больше, чем Сид. Сколько светлячков поймал Сид, если вместе они поймали 49 светлячков.

Мамонтиха Элли отправилась на рыбалку и поймала 35 рыб. Сколько она поймала окуней, если пескарей она поймала в 2 раза больше чем окуней, а ершей в 4 раза больше, чем окуней.

4.Этап информации домашнего задания

П.10, в.1-5, №271(1-3), 274. Домашнее задание будет творческим. Вам необходимо составить задачу, которую будем решать с помощью уравнения и чтобы в условии задачи присутствовали наши сегодняшние друзья из мультфильма. (Красочно оформить на формате А4)

5. Подведение итога урока:

Что значить решить уравнение?

 Как называются неизвестные компоненты?

 Как можно найти неизвестное?

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель: Ребята, а у меня для вас есть еще один сюрприз, который я спрятала в классе. Для того чтобы узнать, где он находится, надо решить следующее уравнение:

В уравнении (х+ 26) –29 =19 корень двузначное число. Если вы найдете число десятков, то узнаете номер парты, а единицы укажут ряд, на котором находится парта с сюрпризом. (2-парта, 2-ряд)

Сюрприз: конверт, на котором надпись » Спасибо за урок. Вы замечательно поработали!»

Технологическая карта открытого урока по математике «Уравнение» 5 кл (Мерзляк)

технологическая карта + приложения + самоанализ урока по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока по математике «Уравнение» 5 кл (Мерзляк)»

Урок по теме: Уравнения

УМК Мерзляк, А. Г. Математика : 5 класс : учебник для учащихся общеобразоват. организаций / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М. : Вентана-Граф. (Алгоритм успеха. ФГОС)

Учитель: Ермошкина Лариса Юрьевна

Создать условия для закрепления навыков решения уравнений с использованием правил нахождения неизвестного компонента действий сложения и вычитания, сформировать начальные навыки решения текстовых задач с помощью уравнений.

Создать условия для формирования навыков решения уравнений с использованием правил нахождения неизвестного компонента действий сложения и вычитания, сформировать начальные навыки решения текстовых задач с помощью уравнений, формирования умения соотносить полученный результат с поставленной целью.

Тип урока: Закрепление новых знаний и способов действий.

Универсальные учебные действия

Приветствует учащихся; проверяет готовность кабинета и учащихся к уроку, организация внимания детей, объявление темы урока.

Оформление карты самооценки (приложение 1)

Приветствуют учителя, подготавливаются к уроку, включаются в деловой ритм урока.

Оформляют карту самооценки: ФИ учащегося, класс

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения

Объявление темы урока.

Вопрос к учащимся: Какую цель каждый из вас ставит перед собой?

Записывают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя

коммуникативные: умение слушать, оформлять свои мысли в устной форме, анализировать, строить высказывания, формулировать тему и цель урока.

Уметь выделять неизвестный компонент арифметических действий (сложения и вычитания) и находить его значение

Организует проверку д/з: №272 — 1 учащийся на доске, №270 — устно. Отвечает на вопросы учащихся

Проверка и самопроверка д/з

4. Актуализация знаний, умений и навыков.

Вопросы к учащимся: какие знания, полученные вами на прошлых уроках, нам пригодятся на уроке? Давайте повторим изученный материал.

1) Что значит решить уравнение? (собрать фразу)

2) Какое число называют корнем уравнения? (собрать фразу)

3) Восстановите правильную последовательность слов в предложении

Выполняют задание. Объясняют свой выбор.

5. Закрепление, решение уравнений

Формирование новых знаний и способов действий.

А теперь вспомним, как решать уравнения, содержащее выражение с неизвестным числом в скобках

Каков алгоритм решения?

Укажите уравнения, для которых приведено правильное решение:

Решают уравнения, проговаривая алгоритм решения

Обсуждают алгоритм решения, ошибки

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные: осознать ответственность за общее дело

Знать определение уравнения, корня уравнения, что значить решить уравнение; правила сложения и вычитания. Уметь выделять неизвестный компонент арифметических действий и находить его значение

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Давайте немного отдохнём.

Поднимает руки класс — это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперёд смотри – это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к рукам прижать –это «пять».

Всем ребятам надо сесть –это «шесть».

Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за учителем. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу

7. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
действии

Выберите уравнение, с помощью которого можно решить задачу:

При выполнении данного задания у вас возникло затруднение? Какое?

Чему нужно научиться при решении задач такого типа?

Пытаются выполнить задание

Отвечают на вопросы учителя

Составлять уравнение по условию задачи

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; строят свои высказывания, формулируют вывод на основе анализа

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения

8. Построение проекта выхода из затруднения

При решении задач в математике бывает удобнее использовать алгебраический способ решения задачи, т.е. с помощью уравнения. В этом случае, как правило, буквой обозначается то, что надо найти в задаче.

При решении задач такого типа можно воспользоваться таблицей:

Действия с числом

Ответ: задуманное число 62.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке

Уметь решать уравнения, задачи с помощью уравнений

9. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач)

Решим еще 1 задачу с помощью уравнения:

Организует подведение итогов по обозначенным вопросам. Корректирует ответы обучающихся

Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках

Познавательные: уметь добывать новые знания.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке

Уметь решать задачи с помощью уравнений

10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельную работу по вариантам с самопроверкой по эталону (приложение 2-3)

Самостоятельно выполняют предложенные задания по вариантам.

Выполняют самопроверку по предложенному эталону

Планирование учебного сотрудничества

— поиск и выделение необходимой информации

Уметь решать уравнения и задачи с помощью уравнений

11. Рефлексия (Подведение итогов урока).

-Подведем итог работы на уроке.

— Какую цель мы ставили? Достигли ли цели? Назовите тему урока.

— Расскажите, чему вы научились.

— Оцените свою деятельность на уроке (работа с листом самооценки).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: понимать причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности

12. Домашнее задание

Домашнее задание: п.10, №273(а), 272(3,6)

Приложение1 (лист самооценки)

Вид деятельности на уроке

Оценка своей деятельности

№5. Самостоятельная работа (по вариантам)

Приложение 2 (самостоятельная работа)

№1. Число 7 является корнем уравнения

а) 15х = 105 б) 7 + х = 0 в) 3(х + 5) + 21

№2. Неизвестное слагаемое в уравнении

х + 605 = 700 равно:

а) 1305 б) 95 в) 105

№3. Неизвестное вычитаемое в уравнении

600 — у = 83 равно:

а) 683 б) 517 в) 399

№4. В корзине лежали грибы. После того, как нашли еще 12 грибов, в корзине их стало 71. Сколько грибов лежало в корзине первоначально? Уравнение, составленное для решения этой задачи имеет вид

а) 71 — 12 = 59 б) х — 12 = 71 в) х + 12 = 71

№1. Число 6 является корнем уравнения

а) 14х = 102 б) 6 + х = 0 в) 3(х + 5) + 33

№2. Неизвестное слагаемое в уравнении

515 + х = 600 равно:

а) 1115 б) 115 в) 85

№3. Неизвестное вычитаемое в уравнении

800 — у = 97 равно:

а) 697 б) 897 в) 703

№4. В лукошке лежали яблоки. После того, как сорвали еще 14 яблок, в лукошке их стало 85. Сколько яблок лежало в лукошке первоначально? Уравнение, составленное для решения этой задачи имеет вид

а) 85 — 14 = 71 б) х + 14 = 85 в) х — 14 = 85

Приложение 3 (эталон проверки с/р)

Самоанализ урока математики в 5 классе

Урок связан с предыдущими согласно календарно-тематическому планированию. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Цель урока: способствовать закреплению понятия уравнения и нахождению корней уравнения, решения задач используя взаимосвязь между компонентами и через парную работу и приобретенными ранее знаниями.

Для проведения урока были выбраны следующие методы:

-метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся

-метод стимулирования и мотивации учащихся

На уроке были реализованы все дидактические принципы: наглядности, сознательности, активности, научности, воспитывающего обучения, практичности (связи с жизнью), компетентности, систематичности и последовательности, доступности и прочности знаний, но главными на уроке были:

• принцип деятельности – заключался в том, что ученики получали знания не только в готовом виде, но и добывали их сами, что способствует активному успешному формированию их общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

• принцип психологической комфортности – состоял в снятии всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Урок был составлен с учетом требований ФГОС с использованием информационно-коммуникативных технологий, технологии развития критического мышления.

Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально, «связки» между этапами логичны.

Перегрузка школьников предупреждалась за счёт смены видов деятельности, использования, элементов здоровьесберегающей технологии: физминутки и рефлексии.

На уроке соблюдались правила технической безопасности и санитарно — гигиенические требования: кабинет был проветрен и чист, записи на доске не сливались с цветом доски.

Структура урока полностью соответствовала логике проведения заявленного типа урока.

Организационный этап включал в себя приветствие, чтобы активизировать речевую деятельность учащихся, мотивировать их на работу.

На этапе постановки цели и задач урока учащиеся смогли сами сформулировать тему и задачи урока.

Этап актуализации знаний включил в себя выполнение упражнения у доски. С задачей все учащиеся справились успешно.

Контроль над усвоением знаний проводился мною на протяжении всего урока через исправление ошибок.

В ходе выполнения самостоятельной работы дети работали по образцу, используя правила нахождения в уравнении неизвестного компонента. На этом этапе удалось определить уровень усвоения материала детьми. По окончании самостоятельной работы, с помощью готовых ответов, учащиеся осуществили взаимопроверку и самопроверку.

Следующий этап-подведение итогов. В конце урока дается домашнее задание.

Я считаю, что цели урока достигнуты. Дети активно работали на уроке. С интересом включались в различные виды деятельности.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-matematike-klass-po-teme-uravneniya-2431041.html

http://multiurok.ru/index.php/files/tekhnologicheskaia-karta-otkrytogo-uroka-po-mate-1.html