Итоговое повторение темы «Решение уравнений» в курсе алгебры 11-го класса
Разделы: Математика
На первом, мотивационном этапе с учащимися обговорили, почему и для чего необходимо повторить эту тему. Дали оценку своих возможностей, составили план предстоящей работы:
- повторить тему за 6 уроков.
- повторить тему «Общие сведения об уравнениях»; (1 ч)
- обратить внимание на виды уравнений; (1 ч)
- повторить теоремы равносильности уравнений; (1 ч)
- повторить способы решений уравнений. (1 ч)
Способы решения уравнений, которые предлагаются учащимися в школьных учебниках, усваиваются достаточно хорошо. Поэтому при повторении мы решили пользоваться различными пособиями по элементарной математике.
В процессе повторения ученики должны последовательно перейти от одного уровня математической деятельности к следующему, более высокому, сделав для себя открытия в этой теме.
Какова мотивация учащихся? Готовиться к выпускным экзаменам и вступительным экзаменам в вузы, расширять и углублять знания по этой теме.
Учащиеся получили творческую работу: подобрать из разных источников такие уравнения, которые выходили бы за рамки традиционных уравнений, предлагаемых в школьных учебниках.
В результате выполнения этой работы мы решили рассмотреть 13 уравнений.
Учащиеся должны были поработать дома с этими уравнениями и выполнить задания.
- Задание №1.Провести классификацию уравнений по методам решения.
- Задание №2. Провести классификацию уравнений по виду.
- Задание №3. Решить уравнения (кто, сколько пожелает на выбор и объединиться в группы по методам решения уравнений).
Урок-семинар (2 часа)
Тема: «Решение уравнений».
- Повторить и расширить сведения об уравнениях и способах их решения;
- Формировать умения выполнять обобщения и конкретизацию, правильно отбирать способы решения уравнений;
- Развивать качества мышления, гибкость, целенаправленность, рациональность, воспитание чувства ответственности за коллектив в процессе творческой работы.
Формы организации познавательной деятельности:
по источнику приобретенных знаний:
по уровню познавательной активности:
- Организационный момент;
- Актуализация опорных знаний;
- Работа в творческих группах;
- Защита каждой группой своего способа решения уравнений;
- Зачетная работа;
- Домашнее задание;
- Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент: Девиз урока:
Посредством уравнений, теорем
Он уйму разрешал проблем.
И засуху предсказывал, и ливни
Поистине его познанья дивны.
Генрих Госсен.
2. Актуализация опорных знаний:
В результате выполнения первого задания получилась схема классификации уравнений.
Классификация уравнений по виду
При выполнении задания № 2 выяснили, что данные уравнения можно решить:
- Разложением на множители (№ 1, 2, 4);
- Заменой переменных (№ 4, 5, 6. 7, 10);
- Однородные (№ 8,13);
- Использование свойств функции(№ 3, 9. 11, 12)
3. Работа в творческих группах.
Класс разбивается на четыре группы (в каждой группе 5 учеников).
После того как каждой группе дано задание, идет обсуждение и поиск решения уравнений. Группа решает: какое уравнение, и кто представляет решение у доски для всего класса.
4. Представление и защита своего задания каждой группой.
Представили уравнение Решили методом разложения на множители.
Сгруппировали
Ответ:
Рассуждали так: Если раскрыть скобки получится уравнение 4-ой степени. Нужно найти делители свободного члена, разложить на множители левую часть и найти 4 корня уравнения, но это не рационально.
Предложили решить это уравнение способом замены переменной.
Пусть
Получили уравнение
Решим его как квадратное относительно t. Получим t =4x или t = x. Исходное уравнение распадается на совокупность двух уравнений:
Ответ: -1; 9;
Представили показательное уравнение, сводящееся к однородному.
.
Перепишем уравнение в виде
Получилось уравнение однородное относительно . Разделим обе части уравнения на
Пусть , причем >0. Получим , откуда
Вернемся к исходной переменной и решим уравнения
Ответ:
Представили уравнение: Это уравнение можно решить вполне стандартным способом. Но мы применили свойство монотонности функции. В левой части уравнения – возрастающая функция, в правой части — убывающая функция. Следовательно, данное уравнение не может иметь более одного корня. Число 5- корень уравнения, что проверяется подстановкой.
5. Зачетная работа:
6 Итог урока.
7. Задание на дом
№ 120 (1; 7;17) №129 (3;4)№130 (1; 3) учебник Алгебра и начала анализа. Н. Я. Виленкин и др.
С зачетной работой справились все 20 учащихся класса.
В результате проделанной работы ученики испытали радость победы над трудностями, преодоленными ими, познали новые (для них) приемы решений уравнений, дали самооценку своей деятельности и убедились, что только кропотливая самостоятельная работа приводит к формированию глубокого познавательного интереса к учебной деятельности.
Алгебра и начала математического анализа. 11 класс
Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа, 11 класс
Урок №49. Уравнения. Методы решения уравнений.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Методы решения уравнений.
- Применение методов решения к уравнениям различного вида.
- Примеры решения задач государственной итоговой аттестации
Глоссарий по теме
Уравнение. Пусть заданы функции f(x) и g(x). Если относительно равенства поставлена задача отыскания всех значений переменной, при которых получается верное числовое равенство, то говорят, что задано уравнение с одной переменной.
Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е., Шабунин М.И. Под ред. А.Б. Жижченко. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Открытые электронные ресурсы:
Решу ЕГЭ образовательный портал для подготовки к экзаменам https://ege.sdamgia.ru/.
Открытый банк заданий ЕГЭ ФИПИ, Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей, базовый уровень. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Базовый уровень. http://ege.fipi.ru/.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Основные методы решения уравнений
Метод разложения на множители
Решить уравнение:
ООУ:
Преобразуем обе части уравнения
Это уравнение равносильно совокупности двух уравнений
или
имеет множество корней
равносильно и его корни
Ответ:
Метод замены переменной
ООУ:
Так как в уравнении присутствует повторяющееся выражение, введем новую переменную
и получи уравнение
, корни которого
Возвращаемся к первоначальной переменной
Ответ:
Метод решения однородных уравнений.
ООУ: x – любое действительное число
Все слагаемые в правой части уравнения имеют равные степени, поэтому разделим обе части уравнения на и получим
.
Решаем полученное уравнение методом замены переменной
или
Итак, можно сделать следующие выводы. Наличие в уравнении повторяющихся элементов позволяет сделать предположение, что в его решении можно применить метод замены переменной. Наличие общих множителей выводит на применение метода разложение на множители. Если же в одной из частей уравнения стоит однородный многочлен, то применяем метод решения однородных уравнений.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Решите уравнение
Выберите ответ из предложенных.
ООУ:
Преобразуем левую часть уравнения
Введем новую переменную
Получим уравнение
Возвращаемся к первоначальной переменной
Решите уравнение
Выберите корень из списка:
ООУ:
Возведем обе части уравнения в квадрат
Повторно возведем в квадрат при условии
Корни этого уравнения
Учитывая все ограничения, получаем ответ .
Уравнения для 11 класса по алгебре с ответами
30 — вопросов. Уровень сложности — средний.
Тесты — Показательные уравнения и неравенства 11 класс с ответами
30 — вопросов. Уровень сложности — средний.
Тесты — Показательная функция ее свойства и график 11 класс с ответами
30 — вопросов. Уровень сложности — средний.
Тесты — Тригонометрические уравнения 11 класс с ответами
30 — вопросов. Уровень сложности — средний.
Тесты — Тригонометрические функции 11 класс с ответами
30 — вопросов. Уровень сложности — средний.
http://resh.edu.ru/subject/lesson/4932/conspect/
http://testua.ru/algebra/200-testy-po-algebre-11-klass.html