Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Уроки 5–6. соли
Справочная страница к уроку по теме «Соли»
В табл. 5 к каждому типу соли приведены формульные примеры, а также указан характер их образования.
Классификация солей
Тип соли
Примеры
Характер образования
Нормальные (средние)
MgCl2, Na2CO3, CuSO4
Полное замещение в кислоте ионов водорода на металл
Kислые
NaHCO3, Na2HPO4, NaH2PO4
Неполное замещение ионов водорода в многоосновной кислоте (кислота в избытке)
Основные
MgOHCl, (CuOH)2CO3
Неполное замещение групп ОН – в многокислотном основании (основание в избытке)
Двойные (катионы двух металлов)
KAl(SO4)2, K2NaPO4
Полное замещение ионов водорода на ионы двух различных металлов (кислота + два основания)
Смешанные (два разных аниона)
CaClOCl, или CaOCl2 (производные кислот HClO и HCl)
Полное замещение групп ОН – в многокислотном основании на остатки двух различных кислот (основание + две кислоты)
Kомплексные
K[Al(OH)4]
Особое образование
Номенклатура. Названия солей составляют по схеме: латинское название кислотного остатка + русское название металла в родительном падеже + степень окисления металла (если она переменная). Например: FeSO4 – сульфат железа(II).
В названиях кислых и основных солей прибавляются приставки гидро- или гидроксо- с указанием числа атомов водорода или гидроксигрупп. Например: Na2HPO4 – гидроортофосфат натрия,
Безводный сульфат меди CuSO4 белого цвета (слева) при соприкосновении с водой превращается в медный купорос CuSO4•5Н2О и становится голубого цвета (справа)
8. К предложенным сокращенным ионным уравнениям составьте по два молекулярных уравнения:
а) + Ba 2+ = BaSO4; б) Zn 2+ + 2OH – = Zn(OH)2; в) Fe 2+ + Cu 0 = Cu 2+ + Fe 0 ; г) Ag + + Cl – = AgCl.
9.Запишите уравнения реакций получения солей в молекулярном и ионном видах: а) сульфата калия; б) хлорида магния; в) гидросульфата натрия.
Уровень 3
10.Запишите шесть уравнений реакций, характеризующих химические свойства солей, в молекулярном и кратком ионном видах. Две из этих реакций должны быть реакциями замещения, две – разложения, две – обмена.
11.Запишите пять уравнений реакций получения сульфата бария в молекулярном и ионном видах. Используйте реакции разных типов, например: а) соединения; б) окисления сульфида или сульфита бария; в) замещения (барий с серной кислотой); г) обмена.
Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах. Назовите продукты реакций, укажите типы реакций.
Электролитической диссоциацией называют процесс, в ходе которого молекулы растворенного вещества распадаются на ионы в результате взаимодействия с растворителем (воды). Диссоциация является обратимым процессом.
Диссоциация обуславливает ионную проводимость растворов электролитов. Чем больше молекул вещества распадается на ионы, тем лучше оно проводит электрический ток и является более сильным электролитом.
В общем виде процесс электролитической диссоциации можно представить так:
KA ⇄ K + (катион) + A — (анион)
Замечу, что сила кислоты определяется способностью отщеплять протон. Чем легче кислота его отщепляет, тем она сильнее.
У HF крайне затруднен процесс диссоциации из-за образования водородных связей между F (самым электроотрицательным элементом) одной молекулы и H другой молекулы.
Ступени диссоциации
Некоторые вещества диссоциируют на ионы не в одну стадию (как NaCl), а ступенчато. Это характерно для многоосновных кислот: H2SO4, H3PO4.
Посмотрите на ступенчатую диссоциацию ортофосфорной кислоты:
Важно заметить, что концентрация ионов на разных ступенях разная. На первых ступенях ионов всегда много, а до последних доходят не все молекулы. Поэтому в растворе ортофосфорной кислоты концентрация дигидрофосфат-анионов будет больше, чем фосфат-анионов.
Для серной кислоты диссоциация будет выглядеть так:
Для средних солей диссоциация чаще всего происходит в одну ступень:
Из одной молекулы ортофосфата натрия образовалось 4 иона.
Из одной молекулы сульфата калия образовалось 3 иона.
Электролиты и неэлектролиты
Химические вещества отличаются друг от друга по способности проводить электрический ток. Исходя из этой способности, вещества делятся на электролиты и неэлектролиты.
Электролиты — жидкие или твердые вещества, в которых присутствуют ионы, способные перемещаться и проводить электрический ток. Связи в их молекулах обычно ионные или ковалентные сильнополярные.
К ним относятся соли, сильные кислоты и щелочи (растворимые основания).
Степень диссоциации сильных электролитов составляет от 0,3 до 1, что означает 30-100% распад молекул, попавших в раствор, на ионы.
Неэлектролиты — вещества недиссоциирующие в растворах на ионы. В молекулах эти веществ связи ковалентные неполярные или слабополярные.
К неэлектролитам относятся многие органические вещества, слабые кислоты, нерастворимые в воде основания и гидроксид аммония.
Степень их диссоциации до 0 до 0.3, то есть в растворе неэлектролита на ионы распадается до 30% молекул. Они плохо или вообще не проводят электрический ток.
Молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения
Молекулярное уравнение представляет собой запись реакции с использованием молекул. Это те уравнения, к которым мы привыкли и которыми наиболее часто пользуемся. Примеры молекулярных уравнений:
Полные ионные уравнения записываются путем разложения молекул на ионы. Запомните, что нельзя раскладывать на ионы:
Слабые электролиты (в их числе вода)
Осадки
Газы
Сокращенное ионное уравнение записывается путем сокращения одинаковых ионов из левой и правой части. Просто, как в математике — остается только то, что сократить нельзя.
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.