« Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы » С. Коваль. — презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемИлья Васьковский
Похожие презентации
Презентация на тему: » « Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы » С. Коваль.» — Транскрипт:
1 « Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы » С. Коваль
0, то уравнение имеет один корень ? 6. Верно ли что, если b» title=»1. Является ли функция убывающей ? 2. Является ли функция возрастающей ? 3. Является ли показательным уравнение : 4. Верно ли, что D показательной функции является R? 5. Верно ли что, если b>0, то уравнение имеет один корень ? 6. Верно ли что, если b» > 3 1. Является ли функция убывающей ? 2. Является ли функция возрастающей ? 3. Является ли показательным уравнение : 4. Верно ли, что D показательной функции является R? 5. Верно ли что, если b>0, то уравнение имеет один корень ? 6. Верно ли что, если b=0, то уравнение не имеет корней ? 7. Верно ли, что график показательной функции проходит через точку с координатами (0;1) 8. Верно ли что, если b 0, то уравнение имеет один корень ? 6. Верно ли что, если b»> 0, то уравнение имеет один корень ? 6. Верно ли что, если b=0, то уравнение не имеет корней ? 7. Верно ли, что график показательной функции проходит через точку с координатами (0;1) 8. Верно ли что, если b 0, то уравнение имеет один корень ? 6. Верно ли что, если b» title=»1. Является ли функция убывающей ? 2. Является ли функция возрастающей ? 3. Является ли показательным уравнение : 4. Верно ли, что D показательной функции является R? 5. Верно ли что, если b>0, то уравнение имеет один корень ? 6. Верно ли что, если b»>
4 1)- ; 2)- ; 3) + ; 4) + ; 5) + ; 6) + ; 7) + ; 8)- ; 9)+ ;10)+ Критерии оценок : Правильные ответы Оценка 345
0, a1 b>0 да-нет Решений нет да» title=»a>0, a1 b>0 да-нет Решений нет да» > 8 a>0, a1 b>0 да-нет Решений нет да 0, a1 b>0 да-нет Решений нет да»> 0, a1 b>0 да-нет Решений нет да»> 0, a1 b>0 да-нет Решений нет да» title=»a>0, a1 b>0 да-нет Решений нет да»>
9 Уу=4=4 одна точка пересечения (2;4), значит решением уравнения будет точка x=2
11 Уравнение вида: где — числовые коэффициенты. Особенностью этих уравнений является наличие одного и того же коэффициента перед x. Для решения этого уравнения выносим за скобки множитель, где — наименьшее из чисел. После чего ур-е принимает вид: где — числовые коэффициенты. Особенностью этих уравнений является наличие одного и того же коэффициента перед x. Для решения этого уравнения выносим за скобки множитель, где — наименьшее из чисел. После чего ур-е принимает вид: Выражение в скобках является постоянной вели- чиной. Обозначив его буквой N, получим: при N0: Получилось простейшее показательное уравнение.
12 Методы решения ПУ Аналитический Графический вынесение общего множителя за скобки
14 Уравнение вида: где — числовые коэффициенты. Вынося за скобки соответственно и в скобках получаем постоянные величины, обозначив их через M и N, получим: составляем отношение: Пришли к известному уравнению
15 Методы решения ПУ Аналитический Графический вынесение общего множителя за скобки составление отношений
16 Ответ: 2 Пусть Вернемся к замене: замене:
17 Уравнение вида: (*) Его часто называют трехчленным ПУ. Производя подстановку наше уравнение обращается в обычное квадратное уравнение: Решив его, находим и. Затем решение уравнения (*) сводится к решению двух уравнений:
18 Методы решения ПУ Аналитический Графический вынесение общего множителя за скобки составление отношений замена переменной
19 1) 2) Ответ: 1 или 2 Пусть Вернемся к замене: замене: Ответ: нет решения Пусть Разделив обе части уравнения на получим: Разделив обе части уравнения на получим:
20 Уравнение вида: И решаются они с использованием однородности. Все члены этого уравнения содержат степени с разными основаниями, но показатели степеней в крайних членах уравнения вдвое больше, чем показатели степеней среднего члена. Это уравнение легко можно привести к виду уравнения на слайде 9, разделив его на, получим квадратное уравнение: С помощью подстановки уравнение принимает вид: который мы уже разобрали.
21 Методы решения ПУ Аналитический Графический вынесение общего множителя за скобки составление отношений замена переменной использование однородности квадратный трехчлен
22 1) 2) 1) 2) Ответ: 2 Ответ: 3 Т.к функция является убывающей, то горизонтальная прямая y=1 пересекает график функции f не более, чем в одной точке. Следовательно, уравнение имеет не более одного корня. Методом перебора находим, что x=2 Т.к функция является возрастающей, то горизонтальная прямая y=34 пересекает график функции f не более, чем в одной точке. Следовательно, уравнение имеет не более одного корня. Методом перебора находим, что x=3
23 Методы решения ПУ Аналитический Графический вынесение общего множителя за скобки составление отношений замена переменной использование однородности квадратный трехчлен использование монотонности функции
24 « Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх того, и умения.»
25 1) 5) 9) 2) 6) 10) 3) 7) 11) 4) 8) 12)
26 Приведение к одному основанию Вынесение общего множителя за скобку Замена переменной ( к квадратному ) 2, 5, 10, 121, 7, 9, 113, 4, 6, 8
27 1) 1 7) 3 9) 2 11) -1 3) 2 4) 2 6) 1 8) -1 Критерии оценок : Два верных примера – 3 Три верных примера – 4 Четыре верных примера – 5
29 Показательная функция очень часто реализуется в физических, биологических и иных законах. В жизни нередко приходится встречаться с такими фактами, когда скорость изменения какой — либо величины пропорциональна самой величине. В этом случае рассматриваемая величина будет изменяться по закону, имеющему вид : y=y 0 a x
30 По закону показательной функции размножалось бы все живое на Земле, если для этого были бы благоприятные условия ( отсутствие хищников и обилие пищи ). Доказательство тому – обилие в Австралии кроликов и кенгуру.
31 Если бы все маковые зерна давали всходы, то через 5 лет число « потомков » 1 растения равнялось бы 243*10 15 ( около 2000 на 1 м 2 суши ). Потомство 2 х самок комнатных мух за 2 лета может составить 16* Оно имело бы массу, большую массы Земли. Только благодаря динамическому равновесию этого не происходит.
32 Процессы органического роста и органического затухания происходят по закону показательной функции. Закон органического роста выражается формулой : N=N 0 *e kt. По этому закону изменяется рост бактерий в идеальных условиях.
33 Радий распадается по закону : M=M 0 *e -kt, где М 0 – начальное количество радия, k – некоторый коэффициент. Это закон органического затухания.
34 Рост древесины происходит по закону: A=A 0 a kt, где: A- изменение количества древесины во времени; A 0 — начальное количество древесины; t-время, к, а- некоторые постоянные. Рост древесины происходит по закону: A=A 0 a kt, где: A- изменение количества древесины во времени; A 0 — начальное количество древесины; t-время, к, а- некоторые постоянные. А A0A0 A1A1 A2A2 A3A3 AnAn t 0 t0t0 t1t1 t2t2 t3t3 tntn
35 Уровень I: 1) ; 2) ; 3) 4) Уровень II: Вариант I Вариант II Уровень III:
36 Уровень I: 1) 3; 2) 0; 3) 4; 4) 1 Уровень II: Вариант I:1) -2; 1; 2) 2; 3) 1; 4) 0 Вариант II:1) -6; 2) 1; 3) 3; 4) 0 Уровень III: Вариант I: 1) 0; 2) 1; 3) 0; 2; 4) 2 Вариант II:1) 1; 2) 1; 3) -3; 4) -1; 0
37 « Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по — моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно ». А. Эйнштейн
0, 2 корня ; Ответ:» title=»; Д=9+160=169 >0, 2 корня ; Ответ:» > 38 ; Д=9+160=169 >0, 2 корня ; Ответ: 0, 2 корня ; Ответ:»> 0, 2 корня ; Ответ:»> 0, 2 корня ; Ответ:» title=»; Д=9+160=169 >0, 2 корня ; Ответ:»>
40 11 часов – время наивысшей трудоспособности 15 часов – время наибольшего утомления 19 часов – вечерний подъем трудоспособности 21 час – время прекращения всякой деятельности
41 « Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы » С. Коваль
Уравнения это золотой ключ открывающий все математические сезамы
«Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы»
Математическое образование, получаемое в школе, очень важная часть жизни современного человека. Практически всё, что окружает нас так или иначе связано с математикой. Решение многих практических задач сводится к решению уравнений различных видов.
Уравнения – это наиболее объёмная тема всего курса алгебры. В прошлом учебном году на уроках алгебры мы познакомилась с квадратными уравнениями. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении различных задач, как в области математики, так и в области физики и химии.
В школьном курсе математики изучается основные способы решения квадратных уравнений. Однако, имеются и другие приёмы решения квадратных уравнений, некоторые из которых позволяют быстро, рационально решать их.
Нами было проведено анкетирование среди 84 учащихся 8-9 классов по двум вопросам:
Какие способы решения квадратных уравнений вы знаете?
Какие вы используете чаще всего?
По результатам анкетирование были получены следующие результаты:
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что большинство учащихся используют при решении квадратных уравнений формулы корней с использование дискриминанта и недостаточно осведомлены о способах решения квадратных уравнений.
Таким образом, выбранная нами тема является актуальной.
Мы поставили перед собой цель: изучить нетрадиционные способы решения квадратных уравнений, познакомить учащихся 8 и 9 классов с различными способами решения, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратного уравнения.
Для достижения указанной цели нужно решить следующие задачи:
собрать информацию о различных способах решения квадратных уравнений,
освоить найденные способы решения,
составить программу для решения квадратных уравнений по формулам корней квадратного уравнения в Excel,
разработать дидактический материал для проведения урока или внеурочного мероприятия по нестандартным методам решения квадратных уравнений,
провести занятие «Необычные способы решения квадратных уравнений» с учащимися 8 – 9 классов.
Объект исследования: квадратные уравнения.
Предмет исследования: различных способы решения квадратных уравнений.
Считаем, что практическая значимость работы состоит в возможности использования банка приёмов и способов решения квадратных уравнений на уроках математики и внеурочной деятельности, а также в ознакомлении учащихся 8 — 9 классов с данных материалом.
ГЛАВА 1. НЕОБЫЧНЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ
- СВОЙСТВА КОЭФФИЦИЕНТОВ (a,b,c)
Метод основан на свойствах коэффициентов a,b,c:
Пример:
Пример:
Справедливы следующие зависимости коэффициентов a,b,c:
Решим следующие уравнения:
Коэффициент а умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, поэтому его называют способом «переброски». Далее корни находятся по теореме Виета. Найденные корни делятся на ранее переброшенный коэффициент, благодаря этому мы находим корни уравнения.
Пример:
«Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение
Согласно теореме Виета
Если в уравнении аx 2 + bx + c = 0 перенести второй и третий члены в правую часть, то получим ax 2 = –bx–c .
Построим графики зависимостей у = aх 2 и у = –bx–c в одной системе координат.
График первой зависимости – парабола, проходящая через начало координат. График второй зависимости – прямая.
Возможны следующие случаи:
прямая и парабола могут пересекаться в двух точках, абсциссы точек пересечения являются корнями квадратного уравнения;
прямая и парабола могут касаться (только одна общая точка), т.е. уравнение имеет одно решение;
прямая и парабола не имеют общих точек, т.е. квадратное уравнение не имеет корней.
Решим следующие уравнения:
1) х 2 + 2х – 3 = 0
В одной системе координат построим график функции у =х 2 и график функции у = — 2х+3. Обозначив абсциссы точек пересечения, получим ответ.
В одной системе координат построим график функции у = х 2 и график функции у = -6х — 9. Обозначив абсциссу точки касания, получим ответ.
В одной системе координат построим график функции у =2х 2 и график функции
Парабола у =2х 2 и прямая у = — 4х — 7 не имеют общих точек, следовательно уравнение не имеет корней.
Ответ: нет корней.
- РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ЦИРКУЛЯ И ЛИНЕЙКИ
Решим уравнение aх 2 +bх+c=0:
Построим точки S(-b:2a,(a+c):2a)- центр окружности и точку А(0,1).
Провести окружность радиуса SA.
Абсциссы точек пересечения с осью Ох есть корни исходного уравнения.
При этом возможны три случая:
1) Радиус окружности больше ординаты центра (AS>SK, или R>), окружность пересекает ось Ох в двух точках..B(х1; 0) и D(х2;0), где х1 и х2 – корни квадратного уравнения ах 2 + bх + с = 0.
2) Радиус окружности равен ординате центра (AS = SВ, или R = ), окружность касается оси Ох в точке B(х1; 0 ), где х1 – корень квадратного уравнения.
3) Радиус окружности меньше ординаты центра (AS SВ или R > , б) AS = SВ или R = в) AS 2 –8х + 6 = 0.
Решение: Определим координаты точки центра окружности по формулам:
Проведём окружность радиуса SA, где А (0;1).
Пример 2: х 2 –6х + 9 = 0.
Решение: Найдём координаты S: x=3, y=5.
Пример 3: х 2 + 4х + 5 = 0.
Решение: Координаты центра окружности: х= — 2 и y = 3.
Ответ: нет корней
Номограмма (от греческого «nomos» – закон и грамма), графическое представление функции от нескольких переменных, позволяющее с помощью простых геометрических операций (например, прикладывание линейки) исследовать функциональные зависимости без вычислений. Например, решать квадратное уравнение без применения формул.
Это старый и в настоящее время забытый способ решения квадратных уравнений, помещённый на стр. 83 сборника: Брадис В.М. «Четырехзначные математические таблицы». — М., “ДРОФА”, 2000. Таблица XXII. Номограмма для решения уравнения z 2 + pz + q = 0 (см. Приложение 1).
Эта номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения, по его коэффициентам определить корни уравнения.
Криволинейная шкала номограммы построена по формулам: ОВ = , АВ =
Полагая ОС = р, ЕD = q, ОЕ = а (все в см), из подобия треугольников САН и СDFполучим пропорцию откуда после подстановок и упрощений вытекает уравнение z 2 + pz + q = 0, причем буква z означает метку любой точки криволинейной шкалы.
Пример 1:z 2 — 9z + 8 = 0.
На шкале p находим отметку -9, а на шкале q отметку 8. Проводим через эти метки прямую, которая пересекает кривую шкалу номограммы в отметках 1 и 8. Следовательно, корни уравнения 1 и 8.
Именно данное уравнение решено в таблице Брадиса стр. 83 (см. Приложение 1).
Пример 2: 2z 2 — 9z + 2 = 0.
Разделим коэффициенты этого уравнения на 2, получим уравнение:
Пример 3:x 2 – 25x + 66 = 0
Коэффициенты p и q выходят за пределы шкалы. Выполним подстановку x = 5z, получим уравнение:
которое решаем посредством номограммы.
Пример 4: z 2 + 5z – 6 = 0, номограмма даёт положительный корень z1=1, а отрицательный корень находим, вычитая положительный корень из — p, т.е. z2= — p –1= — 5 – 1= -6.
Пример 5: z 2 – 2z – 8 = 0, номограмма даёт положительный корень z1=4, а отрицательный равен z2= — p –4 =
ГЛАВА 2. РЕШЕНИЕ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ ПО ФОРМУЛАМ КОРНЕЙ С ПОМОЩЬЮ EXCEL
Мы решили составить программу для решения квадратного уравнения с помощью Excel – это широко распространенная компьютерная программа. Нужна она для проведения расчётов, составления таблиц и диаграмм, вычисления простых и сложных функций. Она входит в состав пакета Microsoft Office.
Лист программы Excel, где отображены формулы:
Лист программы Excel, где показан конкретный пример решения квадратного уравнения x 2 – 14x – 15 = 0:
ГЛАВА 3. СРАВНЕНИЕ РАЗНЫХ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решить три-четыре различные задачи. Решая одну задачу различными методами, можно путём сравнений выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт»
Уолтер Варвик Сойер
В ходе работы мы собрали материал и изучили способы решения (нахождения корней) квадратных уравнений. Решение уравнений разными способами представлено в Приложении 2.
Изучая разные способы решения квадратных уравнений, мы сделали вывод, что для каждого уравнения можно подобрать свой наиболее эффективный и рациональный вариант нахождения корней. Каждый из способов решения уникален и удобен в определённых случаях. Некоторые способы решения позволяют сэкономить время, что немаловажно при решении заданий на ОГЭ, другие – помогают решить уравнение с очень большими коэффициентами. Мы постарались сравнить разные способы решения, составив таблицу, в которой отразили плюсы и минусы каждого из способов.
Нами разработан раздаточный материал. Познакомиться с банком заданий по теме можно в Приложении 3.
Используя Microsoft Excel, мы составили электронную таблицу, которая позволяет автоматически рассчитывать корни квадратного уравнения по формулам корней.
Мы провели урок, посвященный необычным способам решения квадратных уравнений, для учащихся 9 классов. Ученикам очень понравились способы, они отметили, что полученные знания пригодятся им в дальнейшем обучении. Результатом проведённого урока стали работы учащихся, в которых они представили различные варианты решения квадратных уравнений (см. Приложение 4).
Материал нашей работы можно рекомендовать для внеклассных и факультативных занятий по математике. Учителя могут использовать его для небольшого элективного курса «Необычные способы решение квадратных уравнений».
Материалом работы могут воспользоваться и те, кто любит математику и те, кто хочет знать о математике больше.
Брадис В. М. «Четырехзначные математические таблицы для средней школы», М.: Дрофа, 2000.
Виленкин Н.Я. «Алгебра для 8 класса», М.: Просвещение, 2000.
Галицкий М.Л. «Сборник задач по алгебре», М.: Просвещение 2002.
Глейзер Г. И. «История математики в школе», М.: Просвещение, 1982.
Звавич Л.И. «Алгебра 8 класс», М.: Мнемозина, 2002.
Макарычев Ю.Н. “Алгебра 8 класс”, М.: Просвещение, 2015.
Плужников И. «10 способов решения квадратных уравнений» // Математика в школе. — 2000.- № 40.
Пресман А.А. «Решение квадратного уравнения с помощью циркуля и линейки»//М., Квант, №4/72, c.34.
Савин А.П. «Энциклопедический словарь юного математика»,
М.: Педагогика, 1989.
Интернет ресурсы:
«СБОРНИК БРАДИСА В.М.»
«РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЯ ВСЕМИ СПОСОБАМИ»
Исходноеуравнение: 4х 2 +3х -1 = 0.
1.Формула корней квадратного уравнения с использованием дискриминанта D
D = b 2 – 4ac = 9+16 = 25 > 0, => уравнение имеет два корня
4х 2 +3х -1 = 0, поделим уравнение на 4, чтобы оно стало приведённым
3. Метод выделения полного квадрата
(2х + — )( 2х + + )=0, произведение =0, когда один из множителей=0
4. Способ группировки
(4х-1)( х+1)=0, произведение =0, когда один из множителей=0
5. Свойства коэффициентов
6. Метод «переброски» главного коэффициента
Разделим найденные корни на главный коэффициент и получим корни нашего уравнения:
7. Способ решения квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки
Определим координаты точки центра окружности по формулам:
8. Графический способ решения
В одной системе координат построим график функции у = 4х 2 и график функции
у = — 3х+1. Обозначив абсциссы точек пересечения, получим ответ:
9. С помощью номограммы
4х 2 +3х -1 = 0, разделим коэффициенты уравнения 1/на 4, получим уравнение
Номограмма даёт положительный корень = ,
а отрицательный корень находим, вычитая положительный корень из — p, т.е.
10. Решение данного уравнения в EXCEL
«ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТЕМЫ
“РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ”»
Урок — путешествие «Квадратные уравнения».
Эпиграф к уроку » Уравнения — это золотой ключ. открывающий все математические сезамы».
Просмотр содержимого документа
«Урок — путешествие «Квадратные уравнения».»
Урок — путешествие «Квадратные уравнения». (8 класс).
«Уравнение -это золотой ключ , открывающий все математические сезамы.»
С Коваль.
На этом уроке повторяются и закрепляются знания различных способов решения квадратных уравнений.
Обучающая цель: Коррекция умений и навыков; учащиеся должны знать формулы корней квадратного уравнения, теорему Виета, знания различных способов решения квадратных уравнений, уметь решать квадратные уравнения всех видов — неполные, приведенные, полные, решать задачи с помощью составления квадратных уравнений и применять различные способы решения квадратных уравнений.
Развивающая цель: Развивать память, мышление учащихся, вычислительные навыки, интерес к предмету, коммуникативность , навыки самостоятельной работы.
Воспитательная цель: Воспитывать у учащихся чувство ответственности за свой труд — учебу, чувство товарищества, взаимопомощи и взаимовыручку.
Метод: Частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский.
Оборудование: Презентация к уроку. Карточки-задания для групп, карточки с номерами,
Тема урока: Решение квадратных уравнений.
Цель урока: Повторить все правила и формулы решения квадратных уравнений, рассмотреть решение задач с их применением.
I этап: Организационный.
Здравствуйте, ребята! Математика — это история, история развития человеческой мысли, интеллекта. А когда и где люди научились решать квадратные уравнения? Вот мы и отправимся сегодня в путешествие.
II этап: Фронтальное повторение.
Для того, чтобы отправиться в путешествие, что мы с вами должны взять с собой?
Это «багаж» знаний по теме решение квадратных уравнений и лист самоконтроля, который вы мне после урока сдадите..
Давайте познакомимся с листом самоконтроля.
http://school-science.ru/3/7/32963
http://multiurok.ru/files/urok-putieshiestviie-kvadratnyie-uravnieniia.html