Уравнения химических реакций соединения примеры для тренировки

Упражнения по составлению уравнений реакций
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему

Файл содержит 130 заданий по составлению уравнения реакции (закончить реакции, протекание которых возможно)

Скачать:

ВложениеРазмер
uprazhneniya_uravneniya_reaktsiy_130.docx64.46 КБ

Предварительный просмотр:

Закончить уравнения реакций, протекание которых возможно (!) ; уравнять; назвать реагенты и продукты реакции:

  1. Al 2 O 3 +HCl→
  2. Na 2 O + H 2 O→
  3. Fe + H 2 SO 4 →
  4. CaCO 3 →
  5. Zn+CuSO 4 →
  6. BaCl 2 +K 2 CO 3 →
  7. CaO+CO 2 →
  8. Fe(OH) 2 →
  9. CO 2 +H 2 О→
  10. C+H 2 →
  11. H 2 O→
  12. Al + H 2 SO 4 →
  13. Na+O 2 →
  14. K 2 O+H 2 O→
  15. Cu(OH) 2 +H 2 SO 4 →
  16. Mg+H 2 CO 3 →
  17. Al + O 2 →
  18. Ca+ H 2 O→
  19. SO 3 + CO 2 →
  20. BaO + H 2 O→
  21. P 2 O 5 + H 2 O→
  22. CaO + P 2 O 5 →
  23. MgO + HCI→
  24. P 2 O 5 + NaOH→
  25. H 2 SO 4 + Cu 2 O→
  26. ZnO + HNO 3 →
  27. P 2 O 5 + Ca(OH) 2 →
  28. Cu 2 S + HNO 3 →
  29. FeCl 3 + NaNO 3 →
  30. AgNO 3 + BaBr 2 →
  31. H 2 S + Pb(NO 3 ) 2 →
  32. Ca(OH) 2 + HCl→
  33. ZnSO 4 + CuCl 2 →
  34. MgCl 2 + Na 3 PO 4 →
  35. KOH + FeSO 4 →
  36. HNO 3 + NaOH→
  37. Ba(NO 3 ) 2 + HCl→
  38. CuCl 2 + H 2 S →
  39. CaCO 3 + HCl →
  40. Na 2 CO 3 + KCl →
  41. KOH + H 3 PO 4 →
  42. AgNO 3 + FeCl 2 →
  43. Na 2 S + Co(NO 3 ) 2 →
  44. CuCl 2 + KNO 3 →
  45. H 2 SO 4 + NaCl →
  46. ZnSO 4 + KOH →
  47. Li + O 2 →
  48. Li 2 O + H 2 O →
  49. LiOH + H 2 SO 4 →
  50. NO + O 2 →;
  51. Zn + HCl →
  52. CaCl 2 + Na 2 CO 3 →
  53. Ca + HCl →
  54. Mg + O 2 →
  55. CaCl 2 + NaOH →
  56. H 2 + O 2 →
  57. Zn + CuCl 2 →
  58. N 2 + H 2 →
  59. Cu + S →
  60. CuBr 2 + NaOH →
  61. Fe 2 O 3 + Аl →
  62. Mg + N 2 →
  63. Al + S →
  64. Al + Cr 2 O 3 →
  65. Ca + P→
  66. С + H 2 →CH 4 ;
  67. Si + Mg→
  68. Na + S→
  69. Ca + N 2 →
  70. Si + Cl 2 →
  71. Ag + S→
  72. Н 2 + Сl 2 →
  73. HI + Ag →
  74. Mg + НСl →
  75. FeS + НСl →
  76. Br 2 + KI→
  77. HCl+Na 2 CO 3 →
  78. Mg 2 Si + HCl →
  79. P + Cl 2 =
  80. CH 4 =
  81. ZnSO 4 + KOH =
  82. BaCl 2 + Na 2 SO 4 =
  83. AlCl 3 + NaOH =
  84. Fe(OH) 3 =
  85. P 2 O 5 + Na 2 O =
  86. Al 2 (SO 4 ) 3 +Ba(NO 3 ) 2 →
  87. H 2 SO 4 + Na 2 O →
  88. H 3 PO 4 + CaO →
  89. H 2 S + Na 2 O→
  90. HNO 3 + CuO →
  91. HNO 2 + KOH →
  92. HNO 2 + P 2 O 5 →
  93. H 2 CO 3 + CaO →
  94. H 2 SiO 3 + K 2 O →
  95. H 3 PO 4 + KOH →
  96. H 2 SO 3 + Ca(OH) 2 →
  97. HNO 3 + Al(OH) 3 →
  98. HNO 3 + SO 2 →
  99. H 3 PO 4 + Ba(OH) 2 →
  100. P 2 O 5 + K 2 O →
  101. CO 2 + SO 3 →
  102. N 2 O 5 + CaO →
  103. SO 3 + K 2 O →
  104. CO 2 + Ca(OH) 2 →
  105. SO 2 + CuO →
  106. SiO 2 + NaOH →
  107. HCl + Fe(OH) 2 →
  108. Cu(OH) 2 + NaOH →
  109. NaOH + SO 3 →
  110. Ca(OH) 2 + Fe 2 O 3 →
  111. Al(OH) 3 →
  112. Al(OH) 3 + H 2 SO 3 →
  113. CuO + N 2 O 5 →
  114. Fe 2 O 3 + HCl →
  115. Fe 2 O 3 + P 2 O 5 →
  116. Ca(OH) 2 + CuCl 2 →
  117. KOH + CO 2 →
  118. K + P →
  119. Na + H 2 →
  120. P + O 2 →
  121. P 2 O 5 + Na 2 O →
  122. AgI + Na 2 SO 4 →
  123. AgNO 3 +KF →
  124. HCl + H 2 SO 4 →
  125. Mg + Br 2 →
  126. N 2 O + O 2 →
  127. N 2 + O 2 →
  128. AgCl →
  129. CaCO 3 →
  130. Al 2 O 3 +H 3 PO 4 →

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-упражнение по составлению уравнений химических реакций

Тема «Составление химических уравнений» одна из самых сложных тем курса химии и одна из основополагающих, потому что химия – это уравнения. Учащиеся с трудом понимают эту тему, поэтому для достижения .

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций

Тема урока: «Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций». Рассказ нового материала с использованием интерактивной доски.

Конспект урока «Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса» (Химия, 8 класс)

Цель урока: обеспечение условий для самостоятельного вывода учащимися и применения ими на практике алгоритма по составлению ОВР методом электронного баланса. Прилагается презентация.

Составление уравнений окислительно – восстановительных реакций методом электронного баланса.

Конспект урока по теме «Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций методом электронного баланса».

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций (дифференцированный алгоритм)

Дифференцированный алгоритм составления уравнений ОВР.

Презентация к уроку «Составление уравнений реакций»

Презентацию можно использовать для отработки умения составлять уравнения реакций. Подобраны задания разной сложности.

8 класс. Химия. Составление уравнений химических реакций

Задания по расстановке коэффициентов в у равнениях реакций, химия 8 класс.

Уравнения химических реакций соединения примеры для тренировки

Какое уравнение соответствует реакции разложения?

1)

2)

3)

4)

Рассмотрим каждую реакцию:

1) реакция разложения

2) реакция обмена

3) реакция замещения

4) реакция замещения

Правильный ответ указан под номером 1.

Какое уравнение соответствует реакции обмена?

1)

2)

3)

4)

Рассмотрим каждую реакцию:

1) реакция замещения

2) реакция замещения

3) реакция обмена

4) реакция соединения

Правильный ответ указан под номером 3.

Аналоги к заданию № 50: 2225 Все

Какое уравнение соответствует реакции замещения?

1)

2)

3)

4)

Рассмотрим каждую реакцию:

1) реакция обмена

2) реакция соединения

3) реакция замещения

4) реакция разложения

Правильный ответ указан под номером 3.

Аналоги к заданию № 72: 4801 Все

В реакцию разложения, сопровождающуюся изменением степени окисления, вступает

1)

2)

3)

4)

В реакцию разложения, сопровождающуюся изменением степени окисления, вступает перманганат калия:

Правильный ответ указан под номером 4.

Гидроксид магния-нерастворимое основание(осадок)и оно раскладывается под температурой на оксид мет.и воду.

Кристина, но при этом не изменяется степень окисления.

В реакцию замещения вступают между собой

1) и

2) и

3) и

4) и

Реакция замещения − это реакция простого вещества со сложным, в результате которой получаются другое простое вещество и другое сложное. Из представленных вариантов простое вещество есть только в варианте 3.

Как решать химические уравнения — схемы и примеры решения для разных реакций

Основные термины и понятия

Составление уравнений химических реакций невозможно без знания определённых обозначений, показывающих, как проходит реакция. Объединение атомов, имеющих одинаковый ядерный заряд, называют химическим элементом. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов. Первые совпадают с числом атомного номера элемента, а значение вторых может варьироваться. Простейшими веществами называют элементы, состоящие из однотипных атомов.

Любой химический элемент описывается с помощью символов, условно обозначающих структуру веществ. Формулы являются неотъемлемой частью языка науки. Именно на их основе составляют уравнения и схемы. По своей сути они отражают количественный и качественный состав элементов. Например, запись HNO3 сообщает, что в соединении содержится одна молекула азотной кислоты, а оно само состоит из водорода, азота и кислорода. При этом в состав одного моля азотной кислоты входит по одному атому водорода и азота и 3 кислорода.

Символика элементов, условное обозначение, представляет собой химический язык. В значке содержится информация о названии, массовом числе и порядковом номере. Международное обозначение принято, согласно периодической таблице Менделеева, разработанной в начале 1870 года.

Взаимодействующие между собой вещества называются реагентами, а образующиеся в процессе реакции — продуктами. Составление и решение химических уравнений фактически сводится к определению результатов реакций, поэтому просто знать формулы веществ мало, нужно ещё уметь подбирать коэффициенты. Располагаются они перед формулой и указывают на количество молекул или атомов, принимающих участие в процессе. С правой стороны от химического вещества ставится индекс, указывающий место элемента в системе.

Записывают уравнения в виде цепочки, в которой указываются все стадии превращения вещества начиная с левой части. Вначале пишут формулы элементов в исходном состоянии, а затем последовательно их преобразование.

Виды химических реакций

Химические явления характеризуются тем, что из двух и более элементов образуются новые вещества. Уравнения описывают эти процессы. Впервые с объяснениями протекания реакций знакомят в восьмом классе средней образовательной школы на уроках неорганической химии. Ученикам демонстрируют опыты, в которых явно наблюдаются различия в протекании реакций.

Всего существует 4 типа химического взаимодействия веществ:

  1. Соединение. В реакцию могут вступать 2 простых вещества: металл и неметалл или неметалл и неметалл. Например, алюминий с серой образуют сульфид алюминия. Кислород, взаимодействуя с водородом, превращается в воду. Объединятся могут 2 оксида с растворимым основанием, как оксид кальция с водой: CaO + H2O = Ca (OH)2 или основной оксид с кислотным: CaO + SO3 = CaSO4.
  2. Разложение. Это процесс обратный реакции соединения: было одно вещество, а стало несколько. Например, при пропускании электрического тока через воду получается водород и кислород, а при нагревании известняка 2 оксида: CaCO3 = CaO + CO2.
  3. Замещение. В реакцию вступают 2 элемента. Один из них простой, а второй сложный. В итоге образуются 2 новых соединения, при котором атом простого вещества заменяет сложный, как бы вытесняя его. Условие протекания процесса: простое вещество должно быть более активным, чем сложное. Например, Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2. Величину активности можно узнать из таблицы ряда электрохимических напряжений.
  4. Обмен. В этом случае между собой реагируют 2 сложных элемента, обменивающиеся своими составными частями. Условием осуществления такого типа реакции является обязательное образование воды, газа или осадка. Например, CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O. Чтобы узнать, смогут ли вещества прореагировать, используют таблицу растворимости.

Основными признаками химических реакций является изменение цвета, выделение газа или образование осадка. Различают их по числу веществ, вступивших в реакцию и образовавшихся продуктов. Правильное определение типа реакции особо важно при составлении химических уравнений, а также определения свойств и возможностей веществ.

Окислительно-восстановительный процесс

Составление большинства реакций сводится к подбору коэффициентов. Но при этом могут возникнуть трудности с установлением равновесия, согласно закону сохранения массы веществ. Чаще всего такая ситуация возникает при решении заданий, связанных с расстановкой количества атомов в уравнениях окислительно-восстановительных процессов.

Под ними принято понимать превращения, протекающие с изменением степени окисления элементов. При окислении происходит процесс передачи атомом электронов, сопровождающийся приобретением им положительного заряда или ионом, после чего он становится нейтральным. При этом также происходит процесс восстановления, связанный с присоединением элементарных частиц атомом.

Для составления уравнений необходимо определить восстановитель, окислитель и число участвующих в реакции электронов. Коэффициенты же подбирают с помощью метода электронно-ионного баланса (полуреакций). Его суть состоит в установлении равенства путём уравнивания количества электронов, отдаваемых одним элементом и принимаемым другим.

Классический алгоритм

В основе решения задач этим методом — закон сохранения массы. Согласно ему, совокупная масса элементов до реакции и после остаётся неизменной. Другими словами, происходит перегруппировка частиц. Если рассматривать решение химического уравнения поэтапно, оно будет состоять из трёх шагов:

  1. Написания формул элементов, вступающих в реакцию с левой стороны.
  2. Указания справа формулы образующихся веществ.
  3. Уравнивания числа атомов с добавлением коэффициентов.

Перед тем как переходить к сложным соединениям, лучше всего потренироваться на простых. Например, нужно составить уравнение, описывающее взаимодействие двух сложных веществ: гидроксида натрия и серной кислоты. При таком соединении образуется сульфат натрия и вода.

Согласно алгоритму, в левой части уравнения необходимо записать реагенты, а в правой продукты реакции: NaOH + H2SO 4 → Na 2SO4 + H2O. Теперь следует уравнять коэффициенты. Начинают с первого элемента. В примере это натрий. В правой части содержится 2 его атома, а в левой один, поэтому необходимо возле реагента поставить цифру 2. Затем нужно уровнять водород. В результате получится выражение: 2 NaOH + H2SO 4 → Na2 SO4 +2H2O.

Ещё одним наглядным примером является процесс реакции тринитротолуола с кислородом. При их взаимодействии образуется: C7H5N3O6 + O2 → CO2 + H2O + N2. Исходя из того, что слева находится нечётное число атомов H и N, а справа чётное, нужно их уравнять: 2C7H5N3O6 + O2 → CO2 + H2O + N2.

Теперь становится понятным, что 14 и 10 атомов углерода и водорода должны образовать 14 долей диоксида и 5 молекул воды. При этом 6 атомов азота превратятся в 3. Итоговое уравнение будет выглядеть как 2C7H5N3O6 + 10,5O2 → 14CO2 + 5H2O + 3N2.

Перед тем как начинать тренировку по составлению уравнений, следует научиться расставлять валентность. Это параметр, равный числу соединившихся атомов каждого элемента. Фактически это способность к соединению. Например, в формуле NH3 валентность атома азота равна 3, а водорода 1.

Решение методом полуреакций

Алгоритм для решения примеров химических уравнений проще рассмотреть на конкретном задании. Пускай необходимо описать процесс окисления пирита азотной кислоты с малой концентрацией: FeS2 + HNO3. Решать этот пример необходимо в следующей последовательности:

  1. Определить продукты реакции. Так как кислота является сильным окислителем, сера получит максимальную степень оксидации S6+, а железо Fe3+. HNO3 может восстановиться до одного из двух состояний NO2 или NO.
  2. Исходя из состава ионов и правила, что вещества, переходящие в газовую форму или плохо растворимые, записываются в молекулярном виде, верным будет записать: FeS2 — Fe3+ + 2SO2−4. Гидролизом можно пренебречь.
  3. В записи уравнивают кислород. Для этого в левую часть добавляют 8 молекул воды, а в правую 16 ионов водорода: FeS2 + 8H20 — Fe3+ + 2SO2−4 + 16H+. Так как заряда в левой части нет, а в правой он равный +15, то серное железо должно будет отдать 15 электронов. Значит, уравнение примет вид: FeS2 + 8H20 — 15e → Fe3+ + 2SO2−4 + 16H+.
  4. Теперь переходят к реакции восстановления нитрата иона: NO-3 →NO. Для её составления нужно отнять у оксида азота 2 атома кислорода. Делают это путём прибавления к левой части 4 ионов водорода, а правой — 2 молекул воды. В итоге получится: NO-3 + 4H+ → NO + 2H2O.
  5. Полученную формулу уравнивают добавлением к левой части 3 электронов: NO-3 + 4H+ 3e → NO + 2H2O.
  6. Объединяют найденные выражения и записывают результат: FeS2 + 8H20 + 5NO-3 + 20H+ → Fe3+ + 2SO2−4 + 16H+ + 5NO + 10H2O.

Уравнение можно сократить на 16H + и 8H2O. В итоге получится сокращённое выражение окислительно-восстановительной реакции: FeS2 + 5NO — 3 + 4 H + = Fe3 + + 2SO 2- 4 + 5NO + 2H2O.

  • Добавив в обе части нужное количество ионов, записывают молекулярное уравнение: FeS2 + 8HNO3 = Fe (NO 3) 3 + 2H2SO4 + 5NO + 2H2O.
  • Такой алгоритм считается классическим, но для упрощения понимания лучше использовать способ электронного баланса. Процесс восстановления переписывают как N5+ + 3e → N2+. Степень же окисления составить сложнее. Сере нужно приписать степень 2+ и учесть, что на 1 атом железа приходится 2 атома серы: FeS2 → Fe3++ 2S6+. Запись общего баланса будет выглядеть: FeS2 + 5N5+ = Fe3+ + 2S6+ + 5N2+.

    Пять молекул потратятся на окисление серного железа, а ещё 3 на образование Fe (NO3)3. После уравнения двух сторон запись реакции примет вид, аналогичный полученному с использованием предыдущего метода.

    Использование онлайн-расчёта

    Простые уравнения решать самостоятельно довольно просто. Но состоящие из сложных веществ могут вызвать трудности даже у опытных химиков. Чтобы получить точную формулу и не подбирать вручную коэффициенты, можно воспользоваться онлайн-калькуляторами. При этом их использовать сможет даже пользователь, не особо разбирающийся в науке.

    Чтобы расстановка коэффициентов в химических уравнениях онлайн происходила автоматически, нужно лишь подключение к интернету и исходные данные. Система самостоятельно вычислит продукты реакции и уравняет обе стороны формулы. Интересной особенностью таких сайтов является не только быстрый и правильный расчёт, но и описание правил с алгоритмами, по которому выполняются действия.

    После загрузки калькулятора в веб-обозревателе единственное, что требуется от пользователя — правильно ввести реагенты в специальные формы латинскими буквами и нажать кнопку «Уравнять». Иногда возникает ситуация, когда запись сделана верно, но коэффициенты не расставляются. Это происходит, если суммы в уравнении могут быть подсчитаны разными способами. Характерно это для реакций окисления. В таком случае нужно заменить фрагменты молекул на любой произвольный символ. Таким способом можно не только рассчитать непонятное уравнение, но и выполнить проверку своих вычислений.


    источники:

    http://chem-oge.sdamgia.ru/test?theme=6

    http://nauka.club/khimiya/khimicheskie-uravneniya.html