Уравнения и неравенства 10 класс

«Решение неравенств». 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10

Цели:

  1. Систематизировать, обобщить, расширить знания и умения учащихся, связанные с применением методов решения рациональных неравенств.
  2. Содействовать развитию математического мышления учащихся,умению комментировать,тренировать память.
  3. Воспитание ответственного отношения к учебному труду,чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал(разноуровневые карточки с практическими заданиями).

Структура урока:

  1. Сообщение темы и цели урока (1 мин.)
  2. Проверка домашнего задания (5 мин.)
  3. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу (10 мин.)
  4. Инструктирование по выполнению заданий в группах (3 мин.)
  5. Выполнение заданий в группах (15 мин.)
  6. Проверка и обсуждение полученных результатов (8 мин.)
  7. Постановка домашнего задания (2 мин.)
  8. Подведение итогов урока (1 мин.)

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем решать неравенства методом интервалов и методом замены переменных. Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова Ньютона:“При изучении наукпримеры не менее поучительны,нежели правила” и слова Ломоносова: “Примеры учат больше,чем теория”.

II. Проверка домашнего задания.

На дом были даны неравенства. Проверьте ваше решение по интерактивной доске.

Отметим на числовой оси корни числителя и знаменателя.

Ответ: Є (-3; 1]

Преобразуем исходное неравенство

≥ 0

≥ 0

≥ 0

≥ 0

Применим метод интервалов.

III. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.

Решим методом интервалов следующее неравенство. (Учитель на доске дает образец решения неравенств).

≥ 0

Рассмотрим функцию

1. Область определения функции f(x)находим из системы неравенств

Область определения: [-4; 3) U (3; 4]

2. Уравнение f (x) ═ 0 имеет корни: -4; 4; 3,5

Ответ: [-4; 3) U [3,5; 4]

Следующее неравенство решим методом замены переменных.

()² + 7 () +12 0

  • ≤ 0
  • ≥ 0
  • V. Выполнение заданий в группах.

    VI. Проверка и обсуждение полученных результатов.

    Проверьте по интерактивной доске решение работы.

    Учащиеся осуществляют самопроверку и самооценку заданий. Получают разъяснения по возникающим при этом вопросам.

    Ответы к рассмотренному варианту.

    Воспользуемся методом интервалов, получим :

    ≤ 0

    Замена

    Тогда t-1 — ≤ 0

    Алгебра и начала математического анализа. 10 класс

    Конспект урока

    Алгебра и начала математического анализа, 10 класс

    Урок № 1. Повторение 7-9. Числовые и алгебраические выражения. Линейные уравнения и неравенства

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме.

    1. обобщение и систематизация знаний по алгебре 7-9;
    2. повтор арифметики алгебраических выражений;
    3. решение линейных уравнений и неравенств;
    4. решение систем линейных уравнений и неравенств.

    1. Колягин Ю. М., Ткачева М. В., Фёдорова Н. Е. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Базовый и углублённый уровни.

    2. Ткачева М. В., Федорова Н. Е. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 10 класс. Базовый и профильный уровни

    1. Шабунин М. И., Ткачева М. В., Фёдорова Н. Е. и др. Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 10 класс. Профильный уровень.

    2. Галицкий М. Л., Гольдман А. М., Звавич Л. И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 2000.

    Открытые электронные ресурсы:

    1. Федеральный институт педагогических измерений. http://www.fipi.ru

    Все выражения можно разбить на два класса на основании наличия переменных: числовые выражения и выражения с переменными.

    Логическая задача на классификацию

    Основание для классификации: наличие переменных

    Выражения с переменными

    Для числовых выражений можно находить значение – результат всех выполненных действий. Для выражений с переменными можно также находить значение при некоторых значениях переменных, предварительно упростив его, например, с помощью свойств, правил, формул сокращенного умножения.

    Найдите значение выражения при a=0,01 и b=12:

    2)

    3)

    2);

    3)

    3b-2a-3b=-2a-2a=-0,02

    2.Линейное уравнение с одним неизвестным

    Линейное уравнение с одним неизвестным – это уравнение вида ax=b, где a и b – заданные числа, x – неизвестное

    Решить уравнение – это значит найти все его корни или установить, что корней нет

    Основные свойства уравнений

    Любой член уравнения можно перенести из одной части в другую, изменив его знак на противоположный.

    Решение уравнения ax=b,где a и b – числа, x – переменная

    Если a≠0, b – любое число, то .

    Если a=0, b≠0, то нет корней.

    Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.

    1) ,

    1),

    Решим уравнение 2).

    По определению модуля числа имеем 5x+7=±2.

    Таким образом, либо 5x+7=2, откуда x=-1, либо 5x+7=-2, откуда x=-1,8. Получаем ответ: -1; -1,8.

    Решение уравнения ax=b,где a и b – числа, x – переменная

    Если a≠0, b – любое число, то .

    Если a=0, b≠0, то нет корней.

    Если a=0, b=0, то x – любое число.

    Линейное уравнение с параметрами

    Решите уравнение (5x+7)n=x-m, где m и n – некоторые числа, x – неизвестное

    1)Если 5n-1≠0, то есть n≠0,2, то . Используя основное свойство дроби, получаем, что .

    2)Если 5n-1=0, то есть n=0,2, то уравнение примет вид 0∙x=-m-1,4;

    Тогда при m=-1,4 корнем уравнения будет любое число,

    при m≠-1,4 уравнение не имеет корней.

    Рассмотрим задачу 1.

    От пристани А до пристани В катер плывет по реке 15 минут, а обратно 20 минут. Найти скорость течения реки, если собственная скорость катера 14 км/ч.

    Для ее решения необходимо:

    1.Провести ориентировку в тексте задачи.

    1.1.Проанализировать условие и выявить данные (известные, дополнительные, скрытые).

    1.2.Проанализировать вопрос задачи и выявить искомое.

    1.3.Определить связи одноуровневые и межуровневые между данными и искомым.

    1.4.Построить графическую схему, например, таблицу.

    1.5.Установить в ней место искомого.

    2.Спланировать способ решения задачи.

    2.1.Подобрать метод, например, алгебраический.

    2.3.Подобрать действия для решения составленной математической модели.

    3.Исполнить намеченный план решения и найти искомое.

    4.Провести самоконтроль решения задачи, проверив, что найденное искомое не противоречит условию задачи.

    5.Провести самооценку решения задачи.

    6.Провести самокоррекцию выполненного решения задачи, если есть в том необходимость.

    1 способ: Провести повторное решение задачи от начала до конца.

    2 способ: Провести дополнительную деятельность для того, чтобы ответить на вопрос задачи.

    3 способ: Решить задачу другим способом.

    удовлетворяет условию

    3.Системы линейных уравнений с двумя неизвестными

    Система двух уравнений первой степени с двумя неизвестными – это система вида

    где x и y – неизвестные,

    – заданные числа,

    причем и .

    Решение системы двух уравнений с двумя неизвестными – это пара чисел x и y, которые при подстановке в эту систему обращают каждое ее уравнение в верное числовое равенство.

    Решить систему уравнений – это значит найти все ее решения или установить, что их нет.

    Способы решения систем уравнений: способ подстановки и способ сложения.

    Решите систему способом подстановки

    Для этого необходимо:

    1.Выразить одну переменную через другую из какого-либо уравнения.

    2.Подставить полученное выражение вместо выраженной переменной в другое уравнение.

    3.Решить полученное уравнение относительно одной переменной.

    4.Найти значение другой переменной, подставив найденный корень в формулу пункта 1.

    5.Записать решение системы.

    (1;2) – решение системы

    Решите систему способом сложения

    Для этого необходимо:

    1.Домножить какое-либо уравнение системы или оба уравнения на такие числа, чтобы при почленном сложении уравнений получить уравнение относительно одной переменной.

    2.Решить уравнение, полученное после почленного сложения.

    3.Подставить найденный корень в какое-либо уравнение исходной системы.

    4.Решить составленное уравнение.

    5.Записать решение системы.

    (3;-1) – решение системы

    Решение системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными

    Если , то система имеет единственное решение.

    Если то система не имеет решений.

    Если , то система имеет бесконечно много решений.

    Система линейных уравнений с параметром

    Решите систему уравнений с параметром a:

    Решим систему способом подстановки. Выразим y из первого уравнения системы: . Подставим выражение вместо y во второе уравнение системы:
    (a-3)x+a((a+1)x-a)=-9 .

    Решим полученное уравнение относительно x:
    .

    1. Если , то есть , то система имеет единственное решение. Найдем это решение: После сокращения получаем: . Найдем соответствующее значение y, подставив вместо x в формулу
    . Получим . Итак, если , то – решение системы.

    2. Если и , то есть a=-3, то система имеет бесконечно много решений. Найдем в этом случае решения системы. Для этого подставим a=-3 в первое уравнение системы. Получим уравнение -2x-y=-3, из которого выразим y: y=3-2x. Значит, (x;3-2x), где x – любое число, — решения системы.

    3. Если и , то есть a=1, то система не имеет решений.

    Ответ: Если , то – решение системы;

    если a=-3, то (x;3-2x), где x – любое число, — решения системы;

    если a=1, то система не имеет решений.

    4.Решение линейных неравенств с одним неизвестным

    Неравенство первой степени с одним неизвестными – это неравенство вида ax b / ax≤b / ax ≥b, где a и b – заданные числа, x – неизвестное.

    Решение неравенства с одним неизвестным – это то значение неизвестного, при котором это неравенство обращается в верное числовое неравенство.

    Решить неравенство – это значит найти все его решения или установить, что их нет.

    Правило решения неравенства первой степени с одним неизвестным

    1.Перенести с противоположными знаками члены, содержащие неизвестное, из правой части в левую, а не содержащие неизвестное – из левой части в правую.

    2.Привести подобные члены в левой и правой частях неравенства.

    3.Если коэффициент при неизвестном отличен от нуля, то разделить на него обе части неравенства.

    5.Системы линейных неравенств с одним неизвестным

    Решение системы неравенств с одним неизвестным – это значение неизвестного, при котором все неравенства системы обращаются в верные числовые неравенства.

    Решить неравенство 2x-8 3.

    Решение неравенства ax 0, то

    Если a 0, то x – любое число

    Если a=0, b≤0, то решений нет

    Линейное неравенство с параметром

    Решите неравенство с параметром a:

    ax 0, то

    Если a 0, то ; если a 0, 2x>6, x>3.

    Решим второе неравенство системы:

    4x-20 b / ax≤b / ax ≥b, где a и b – заданные числа, x – неизвестное.

    Система двух уравнений первой степени с двумя неизвестными – это система вида

    где x и y – неизвестные,

    – заданные числа,

    причем и .

    Показательные уравнения и неравенства с примерами решения

    Содержание:

    Рассмотрим уравнения, в которых переменная (неизвестное) находится в показателе степени. Например:

    Уравнения такого вида принято называть показательными.

    Решении показательных уравнений

    При решении показательных уравнений нам будет полезно следствие из теоремы о свойствах показательной функции.

    Пусть

    Каждому значению показательной функции соответствует единственный показатель s.

    Пример:

    Решение:

    Согласно следствию из равенства двух степеней с одинаковым основанием 3 следует равенство их показателей. Таким образом, данное уравнение равносильно уравнению

    Пример:

    Решение:

    а) Данное уравнение равносильно (поясните почему) уравнению

    Если степени с основанием 3 равны, то равны и их показатели:

    Решив это уравнение, получим

    Ответ:

    При решении каждого уравнения из примера 2 сначала обе части уравнения представили в виде степени с одним и тем же основанием, а затем записали равенство показателей этих степеней.

    Пример:

    Решение:

    а) Данное уравнение равносильно уравнению

    Решая его, получаем:

    Так как две степени с одинаковым основанием 2 равны, то равны и их показатели, т. е. откуда находим

    б) Разделив обе части уравнения на получим уравнение равносильное данному. Решив его, получим

    Ответ:

    При решении примера 3 а) левую часть уравнения разложили на множители. Причем за скобку вынесли такой множитель, что в скобках осталось числовое выражение, не содержащее переменной.

    Пример:

    Решить уравнение

    Решение:

    Обозначим тогда

    Таким образом, из данного уравнения получаем

    откуда находим:

    Итак, с учетом обозначения имеем:

    При решении примера 4 был использован метод введения новой переменной, который позволил свести данное уравнение к квадратному относительно этой переменной.

    Пример:

    Решить уравнение

    Решение:

    Можно заметить, что 2 — корень данного уравнения. Других корней уравнение не имеет, так как функция, стоящая в левой части уравнения, возрастающая, а функция, стоящая в правой части уравнения, убывающая. Поэтому уравнение имеет не более одного корня (см. теорему из п. 1.14).

    Пример:

    Решить уравнение

    Решение:

    Пример:

    При каком значении а корнем уравнения является число, равное 2?

    Решение:

    Поскольку х = 2 — корень, то верно равенство

    Решив это уравнение, найдем

    Ответ: при

    Показательные уравнения и их системы

    Показательным уравнением называется уравнение, в ко тором неизвестное входит в показатель степени. При решении показательных уравнений полезно использовать следующие тождества:

    Приведем методы решения некоторых типов показательных уравнений.

    1 Приведение к одному основанию.

    Метод основан на следующем свойстве степеней: если две степени равны и равны их основания, то равны и их показатели, т.е. уравнения надо попытаться привести к виду . Отсюда

    Пример №1

    Решите уравнение

    Решение:

    Заметим, что и перепишем наше уравнение в виде

    Применив тождество (1), получим Зх — 7 = -7х + 3, х = 1.

    Пример №2

    Решить уравнение

    Решение:

    Переходя к основанию степени 2, получим:

    Согласно тождеству (2), имеем

    Последнее уравнение равносильно уравнению 4х-19 = 2,5х.

    2 Введение новой переменной.

    Пример №3

    Решить уравнение

    Решение:

    Применив тождество 2, перепишем уравнение как

    Введем новую переменную: Получим уравнение

    которое имеет корни Однако кореньне удовлетворяет условию Значит,

    Пример №4

    Решить уравнение

    Решение:

    Разделив обе части уравнения на получим:

    последнее уравнение запишется так:

    Решая уравнение, найдем

    Значение не удовлетворяет условию Следовательно,

    Пример №5

    Решить уравнение

    Решение:

    Заметим что Значит

    Перепишем уравнение в виде

    Обозначим Получим

    Получим

    Корнями данного уравнения будут

    Следовательно,

    III Вынесение общего множителя за скобку.

    Пример №6

    Решить уравнение

    Решение:

    После вынесения за скобку в левой части , а в правой , получим Разделим обе части уравнения на получим

    Системы простейших показательных уравнений

    Пример №7

    Решите систему уравнений:

    Решение:

    По свойству степеней система уравнений равносильна следующей

    системе :Отсюда получим систему

    Очевидно, что последняя система имеет решение

    Пример №8

    Решите систему уравнений:

    Решение:

    По свойству степеней система уравнений равносильна следующей системе: Последняя система, в свою очередь, равносильна системе:

    Умножив второе уравнение этой системы на (-2) и сложив с первым, получим уравнение —9х=-4. Отсюда, найдем Подставив полученное значение во второе уравнение, получим

    Пример №9

    Решите систему уравнений:

    Решение:

    Сделаем замену: Тогда наша система примет вид:

    Очевидно, что эта система уравнений имеет решение

    Тогда получим уравнения

    Приближенное решение уравнений

    Пусть многочлен f(х) на концах отрезка [a,b] принимает значения разных знаков, то есть . Тогда внутри этого отрезка существует хотя бы одно решение уравнения Дх)=0. Это означает, что существует такое (читается как «кси»), что

    Это утверждение проиллюстрировано на следующем чертеже.

    Рассмотрим отрезок содержащий лишь один корень уравнения .

    Метод последовательного деления отрезка пополам заключается в последовательном разделении отрезка [a, b] пополам до тех пор, пока длина полученного отрезка не будет меньше заданной точности

    1. вычисляется значение f(х) выражения
    2. отрезок делится пополам, то есть вычисляется значение
    3. вычисляется значение выражения f(х) в точке
    4. проверяется условие
    5. если это условие выполняется, то в качестве левого конца нового отрезка выбирается середина предыдущего отрезка, то есть полагается, что (левый конец отрезка переходит в середину);
    6. если это условие не выполняется, то правый конец нового отрезка переходит в середину, то есть полагается, что b=x;
    7. для нового отрезка проверяется условие
    8. если это условие выполняется , то вычисления заканчиваются. При этом в качестве приближенного решения выбирается последнее вычисленное значение х. Если это условие не выполняется, то, переходя к пункту 2 этого алгоритма, вычисления продолжаются.

    Метод последовательного деления пополам проиллюстрирован на этом чертеже:

    Для нахождения интервала, содержащего корень уравнения вычисляются значения

    Оказывается, что для корня данного уравнения выполнено неравенство. Значит, данное уравнение имеет хотя бы один корень, принадлежащий интервалу (-1 -А; 1+А). Для приближенного вычисления данного корня найдем целые и удовлетворяющие неравенству

    Пример №10

    Найдите интервал, содержащий корень уравнения

    Решение:

    Поделив обе части уравнения на 2 , получим,

    Так как, для нового уравнения

    Значит, в интервале, уравнение имеет хотя бы один корень. В то же время уравнение при не имеет ни одного корня, так как,

    выполняется. Значит, корень уравнения лежит в (-2,5; 0). Для уточнения этого интервала положим Для проверим выполнение условия

    Значит, уравнение имеет корень, принадлежащий интервалу (-1; 0).

    Нахождение приближенного корня с заданной точностью

    Исходя из вышесказанного, заключаем, что если выполнено неравенство корень уравнения принадлежит интервалу

    ПустьЕсли приближенный

    корень уравнения с точностью . Если то корень лежит в интервале если то корень лежит в интервале . Продолжим процесс до нахождения приближенного значения корня с заданной точностью.

    Пример №11

    Найдите приближенное значение корня уравнения с заданной точностью

    Решение:

    Из предыдущего примера нам известно, что корень лежит в интервале

    (-1; 0). Из того, что заключаем, что корень лежит в интервале (-0,5; 0).

    Так как, |(-0,25)41,5(-0,25)2+2,5(-0,25)+0,5| = |-0,046| 1. Если

    Пусть

    Изображения графиков показательной функции подсказывают это свойство. На рисунке 27 видно, что при а > 1 большему значению функции соответствует большее значение аргумента. А на рисунке 30 видно, что при 0

    При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

    Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

    Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

    Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

    Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.


    источники:

    http://resh.edu.ru/subject/lesson/5100/conspect/

    http://www.evkova.org/pokazatelnyie-uravneniya-i-neravenstva