Задание 14. Неравенства — профильный ЕГЭ по математике
Задание 14 Профильного ЕГЭ по математике можно считать границей между «неплохо сдал ЕГЭ» и «поступил в вуз с профильной математикой». Здесь не обойтись без отличного знания алгебры. Потому что встретиться вам может любое неравенство: показательное, логарифмическое, комбинированное (например, логарифмы и тригонометрия). И еще бывают неравенства с модулем и иррациональные неравенства. Некоторые из них мы разберем в этой статье.
Хотите получить на Профильном ЕГЭ не менее 70 баллов? Учитесь решать неравенства!
Темы для повторения:
Разберем неравенства разных типов из вариантов ЕГЭ по математике.
Дробно-рациональные неравенства
1. Решите неравенство:
Решим неравенство относительно t методом интервалов:
Вернемся к переменной x:
Показательные неравенства
2. Решите неравенство
Сделаем замену Получим:
Умножим неравенство на
Дискриминант квадратного уравнения
Значит, корни этого уравнения:
Разложим квадратный трехчлен на множители.
. Вернемся к переменной x.
Внимание. Сначала решаем неравенство относительно переменной t. Только после этого возвращаемся к переменной x. Запомнили?
Следующая задача — с секретом. Да, такие тоже встречаются в вариантах ЕГЭ,
3. Решите неравенство
Сделаем замену Получим:
Вернемся к переменной
Первое неравенство решим легко: С неравенством тоже все просто. Но что делать с неравенством ? Ведь Представляете, как трудно будет выразить х?
Оценим Для этого рассмотрим функцию
Сначала оценим показатель степени. Пусть Это парабола с ветвями вниз, и наибольшее значение этой функции достигается в вершине параболы, при х = 1. При этом
Мы получили, что
Тогда , и это значит, что Значение не достигается ни при каких х.
Логарифмические неравенства
4. Решите неравенство
Запишем решение как цепочку равносильных переходов. Лучше всего оформлять решение неравенства именно так.
Следующее неравенство — комбинированное. И логарифмы, и тригонометрия!
5. Решите неравенство
А вот и метод замены множителя (рационализации). Смотрите, как он применяется. А на ЕГЭ не забудьте доказать формулы, по которым мы заменяем логарифмический множитель на алгебраический.
6. Решите неравенство:
Мы объединили в систему и область допустимых значений, и само неравенство. Применим формулу логарифма частного, учитывая, что . Используем также условия
Обратите внимание, как мы применили формулу для логарифма степени. Строго говоря,
Согласно методу замены множителя, выражение заменим на
Решить ее легко.
Разберем какое-нибудь нестандартное неравенство. Такое, что не решается обычными способами.
7. Решите неравенство:
Привести обе части к одному основанию не получается. Ищем другой способ.
Заметим, что при x = 9 оба слагаемых равны 2 и их сумма равна 4.
Функции и — монотонно возрастающие, следовательно, их сумма также является монотонно возрастающей функцией и каждое свое значение принимает только один раз.
Поскольку при x=9 значение монотонно возрастающей функции равно 4, при значения этой функции меньше 4. Конечно, при этом , то есть x принадлежит ОДЗ.
Задания по теме «Неравенства»
Открытый банк заданий по теме неравенства. Задания C3 из ЕГЭ по математике (профильный уровень)
Задание №1198
Условие
Для x\geqslant 0 решите систему неравенств
\begin
Решение
1. Заметим, что x=0 решением системы не является, так как второе неравенство системы при x=0 не является верным (6 \leqslant 0). Пусть x>0.
Вычитая из первого неравенства второе, получаем
x^3-4x^2+x+6 \geqslant 0.
А вычитая из второго неравенства системы последнее неравенство, получаем
x^4-5x^3+5x^2+3x \leqslant 0,
x(x^3-5x^2+5x+3) \leqslant 0.
Так как x>0, то из последнего неравенства получаем:
x^3-5x^2+5x+3 \leqslant 0.
Таким образом система неравенств
\begin
является следствием исходной.
Вычитая из первого неравенства последней системы второе, умноженное на 2 , и деля полученное неравенство на -x (причём снова обращаем внимание на известное нам ограничение x>0 ), получаем x^2-6x+9 \leqslant 0.
Последнее неравенство (следствие исходной системы) имеет единственное решение x=3. Простой подстановкой убеждаемся, что x=3 является решением системы.
Ответ
Задание №1197
Условие
Решите неравенство \frac1<\log_x 0,5>+6\geqslant 16\log_<4x>2.
Решение
ОДЗ неравенства: \begin
Т.к. \frac1<\log_x 0,5>= -\frac1<\log_x 2>= -\log_2 x, а \log_ <4x>2 =\frac1<\log_2 x+2>, то неравенство примет вид: -\log_2 x+6 \geqslant \frac<16><\log_2 x+2>. Пусть \log_2 x=t, тогда \frac<16>
Ответ
\left( 0;\,\frac14\right) , 4.
Задание №1196
Условие
Решите неравенство \log_x2+2\log_<2x>2\geqslant 2.
Решение
Заметим, что x>0, x \neq \frac12, x \neq 1.
Используя свойства логарифмов, преобразуем неравенство:
Пусть \log_2x=t, тогда получим неравенство, которое удобно решить методом интервалов:
Получим два двойных неравенства, решим их, возвращаясь к переменной x :
Так как найденные значения переменной удовлетворяют ОДЗ, то решение неравенства — \left( \frac12; \frac1<\sqrt 2>\right] \cup (1; 2].
Ответ
\left( \frac12; \frac1<\sqrt 2>\right] \cup (1; 2].
Задание №1195
Условие
Решение
Заметим, что \sqrt 2>1,4, a \sqrt 3>1,7. Тогда \frac<\sqrt 2+\sqrt 3>3>1.
Получаем неравенство 5\geqslant 7-2^x, 2^x\geqslant 2, x\geqslant 1.
С учетом ОДЗ имеем x\in[1; \log_27).
Ответ
Задание №1194
Условие
Решение
1. Отдельно преобразуем числитель и знаменатель.
1.1. В числителе вынесем за скобки 5^x, чтобы в скобке осталась разность некоторого числа в степени x и константы (вместо этого можно вынести за скобки 3^x, а потом дополнительно преобразовать, или сразу вынести за скобки 3^
1.2. В знаменателе «избавимся» от \log_2 5 в показателе степени (преобразуем его в множитель). После этого получим квадратичное выражение от 2^x (если сделать замену t=2^x, то получим квадратичное выражение от t ). Квадратичное выражение разложим на множители.
2. Все множители в числителе и знаменателе заменим более простыми, совпадающими по знаку (в том числе равными нулю одновременно с исходными — таким образом, не надо будет дополнительно думать об ОДЗ).
3. Решим неравенство, полученное на предыдущем шаге, методом интервалов.
Выражения \left( \frac35\right) ^x-5, 2^x-2^2, 2^x-2^0 совпадают по знаку с выражениями \left( \frac35-1\right)\cdot
http://academyege.ru/theme/neravenstva.html