Методы решения уравнений и неравенств с модулем
Методы решения уравнений и неравенств с модулем
Цели. Целью моей работы является классификация методов решения уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля (абсолютной величины). Данное исследование возникло из необходимости обобщить все знания по этой теме для проникающего повторения при подготовке к Единому Государственному Экзамену в 10 – 11 классах. В результате исследования мне удалось выделить три основных метода, которые являются универсальными для решения уравнений (неравенств) своего типа, а так же, были выявлены частные случаи этих методов, упрощающие общую схему решения.
Считаю, что данная работа будет полезна ученикам 11-х классов.
Типы уравнений (неравенств) и методы их решения:
I. Простейшие – уравнения и неравенства вида
|f(x)| = a, |f(x)| a, где а – любое число.
При решении простейших уравнений и неравенств исходим из определения модуля, как расстояния от нуля до числа, выраженного в единичных отрезках.
1. Рассмотрим уравнения вида | f(x)| = a:
Решение неравенства – множество значений f(х) «между» числами а и – а:
двойное неравенство — a а ():
б). Если а = 0, то |f(x)| > 0. Тогда , т. к. |f(x)| 0.
(|f(x)|0. Решение: (см. выше)).
|f(x)| > a Решение неравенства: множество значений х «за» числами а и – а.
1.| x+2| = 3
2.
Ответ: x = 3, x = -1.
3., тогда или
.
Ответ: (-∞;1 ).
4. | x2 +5x | ≥ 6,
Ответ: (-∞;-6][-3;-2] [1;+ ∞).
- |f(x)| = f(x) f(x) ≥ 0 Решение уравнения – решение неравенства. |f(x)| = — f(x) f(x) ≤ 0. |f(x)|=|g(x)|
1.
x = 1, x =3.
2.| x2 – 1| = (x – 1)(x + 1),
Ответ: (-∞; — 1] [1;+ ∞).
II. По определению модуля.
Если в уравнении или неравенстве один модуль и функция (|f(x)| * g(x)), то решаем по определению модуля:
|f(x)|=
Для этого нужно рассмотреть два случая, раскрывая модуль, в зависимости от знака подмодульного выражения Изменения происходят только в части, содержащей модуль.
1. 2|x +1|>x+4,
Ответ:
2.
Ответ: x = 1, x = —
Данное равенство возможно, только если . Тогда:
Только для уравнений, в которых g(x) проще f(x).
1.
Ответ: x = 1, x = 6.
III. Метод интервалов
А) В случае, когда в уравнении или неравенстве сумма (разность) нескольких модулей.
1.
1.Приведем подмодульные выражения к виду ax + b, где a > 0, по свойству . .
2.Найдем нули модулей: х = — 1, х = 4.
3.Отметим нули модулей на числовом луче и выделим числовые промежутки.
4.Заполним таблицу и расставим знаки, используя свойство линейной функции y = kx + b при k>0 (возрастающая функция, при переходе через ноль знак меняется с « — » на « + »).
5. Решим уравнения (неравенства) на каждом из участков, раскрывая модуль с учетом знака подмодульного выражения.
1. x 5.
Объединяем решения всех случаев, тогда x(-
Ответ: (-
2.Существуют уравнения этого типа (в тестах!), условие которых позволяет сократить количество рассматриваемых случаев, но для этого надо внимательно исследовать подмодульные выражения.
данное равенство возможно только, если , т. е. когда , .
Значит, и
Тогда рассматриваем только один случай:
Ответ:
Так как обе части уравнения (неравенства) — неотрицательные числа, то можно возвести обе части в квадрат. Тогда получим:
f2(x) * g2(x) или f2(x) — g2(x) * 0 – это разность квадратов, можно разложить на множители.
(Очень эффективно, когда функции сложно заданы!)
- | x2 — 3x + 2| ≥ | x2 + 3x + 2|,
(x2 — 3x +x2 + 3x + 2) 2 ≥ 0,
(x2 — 3x + 2 — x2 — 3x – 2)∙(x2 — 3x + 2 + x2 + 3x + 2) ≥ 0,
— 6x∙(2×2 + 4) ≥ 0, т. к. 2×2 + 4 > 0, то получим:
Б). Произведение или частное сравнивается с нулем.
- x∙
1.Найдем нули всех множителей: х =0, х = — 1.
2.Учтем, что ноль модуля не является знакоменяющей точкой, т. к. («лепесток»).
3.Расставим в промежутках знаки, чередуя их, и в лепестках тоже, начиная с самого правого (рис. 4).
4.Выберем промежутки соответственно знаку неравенства: «больше» — c « + »,
Ответ: <- 1>.
Нули числителя: x=0 (●).
Нули знаменателя: x=1, «лепесток» (○).
Ответ: .
Проделанная мной работа позволила мне привести в систему мои знания по этой теме, что необходимо каждому старшекласснику для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена. Кроме того, я открыла для себя новые схемы решения уравнений и неравенств с модулями, которые значительно облегчают процесс решения и позволяют сократить время, требуемое для выполнения задания. Расширила знания по работе с компьютерной программой Microsoft Word, выходящие за рамки простого набора текста, что необходимо каждому современному человеку.
Уравнения с модулем
Эта статья посвящена приёмам решения различных уравнений и неравенств, содержащих
переменную под знаком модуля.
Если на экзамене вам попадётся уравнение или неравенство с модулем, его можно решить,
вообще не зная никаких специальных методов и пользуясь только определением модуля. Правда,
занять это может часа полтора драгоценного экзаменационного времени.
Поэтому мы и хотим рассказать вам о приёмах, упрощающих решение таких задач.
Прежде всего вспомним, что
Рассмотрим различные типы уравнений с модулем. (К неравенствам перейдём позже.)
Слева модуль, справа число
Это самый простой случай. Решим уравнение
Есть только два числа, модули которых равны четырём. Это 4 и −4. Следовательно, уравнение
равносильно совокупности двух простых:
Второе уравнение не имеет решений. Решения первого: x = 0 и x = 5.
Переменная как под модулем, так и вне модуля
Здесь приходится раскрывать модуль по определению. . . или соображать!
Уравнение распадается на два случая, в зависимости от знака выражения под модулем.
Другими словами, оно равносильно совокупности двух систем:
Решение первой системы: . У второй системы решений нет.
Ответ: 1.
Первый случай: x ≥ 3. Снимаем модуль:
Число , будучи отрицательным, не удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому не является корнем исходного уравнения.
Выясним, удовлетворяет ли данному условию число . Для этого составим разность и определим её знак:
Значит, больше трёх и потому является корнем исходного уравнения
Стало быть, годятся лишь и .
Ответ:
Квадратные уравнения с заменой |x| = t
Поскольку , удобно сделать замену |x| = t. Получаем:
Модуль равен модулю
Речь идёт об уравнениях вида |A| = |B|. Это — подарок судьбы. Никаких раскрытий модуля по определению! Всё просто:
Например, рассмотрим уравнение: . Оно равносильно следующей совокупности:
Остаётся решить каждое из уравнений совокупности и записать ответ.
Два или несколько модулей
Не будем возиться с каждым модулем по отдельности и раскрывать его по определению — слишком много получится вариантов. Существует более рациональный способ — метод интервалов.
Выражения под модулями обращаются в нуль в точках x = 1, x = 2 и x = 3. Эти точки делят числовую прямую на четыре промежутка (интервала). Отметим на числовой прямой эти точки и расставим знаки для каждого из выражений под модулями на полученных интервалах. (Порядок следования знаков совпадает с порядком следования соответствующих модулей в уравнении.)
Таким образом, нам нужно рассмотреть четыре случая — когда x находится в каждом из интервалов.
Случай 1: x ≥ 3. Все модули снимаются «с плюсом»:
Полученное значение x = 5 удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому является корнем исходного уравнения.
Случай 2: 2 ≤ x ≤ 3. Последний модуль теперь снимается «с минусом»:
Полученное значение x также годится — оно принадлежит рассматриваемому промежутку.
Случай 3: 1 ≤ x ≤ 2. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:
Мы получили верное числовое равенство при любом x из рассматриваемого промежутка [1; 2] служат решениями данного уравнения.
Случай 4: x ≤ 1 ≤ 1. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:
Ничего нового. Мы и так знаем, что x = 1 является решением.
Модуль в модуле
Начинаем с раскрытия внутреннего модуля.
1) x ≤ 3. Получаем:
Выражение под модулем обращается в нуль при . Данная точка принадлежит рассматриваемому
промежутку. Поэтому приходится разбирать два подслучая.
1.1) Получаем в этом случае:
Это значение x не годится, так как не принадлежит рассматриваемому промежутку.
1.2) . Тогда:
Это значение x также не годится.
Итак, при x ≤ 3 решений нет. Переходим ко второму случаю.
Здесь нам повезло: выражение x + 2 положительно в рассматриваемом промежутке! Поэтому никаких подслучаев уже не будет: модуль снимается «с плюсом»:
Это значение x находится в рассматриваемом промежутке и потому является корнем исходного уравнения.
Так решаются все задачи данного типа — раскрываем вложенные модули по очереди, начиная с внутреннего.
Читайте также о том, как решать неравенства с модулем.
Модули. Применение геометрического смысла модуля при решений уравнений и неравенств
Классы: 9 , 10 , 11
Ключевые слова: модуль числа , свойства модуля , геометрический смысл модуля
Цель: Актуализировать знания школьников о смысле понятия «модуль». Учить их применять эти знания при решении уравнении, неравенств и систем уравнении с модулями.
Для того, чтобы научиться решать уравнения и неравенства с модулем, необходимо хорошо разобраться с понятием модуля, его геометрическим смыслом и свойствами.
С рассмотрения этого материала мы и начнем наше занятие.
1. Определение: Модулем числа называется само число, если оно неотрицательно, или число противоположное данному, если оно отрицательно.
Следовательно, при любых значениях переменной |а| есть число неотрицательное.
2. Рассмотрим основные свойства модуля, которые используются при решении уравнений и неравенств, содержащих модуль.
Свойства модуля
— Модуль числа есть величина неотрицательная: |а|>0 или равно 0.
— Модули противоположенных чисел равны: |а|= |-а|
— Модуль произведения равен произведению модулей множителей: |а*в|= |а|*|в|.
— Модуль частного равен частному модулей числителя и знаменателя: |а/в|=|а|/|в|, где в не равен нулю.
— Квадрат модуля равен квадрату подмодульного выражения: |а| 2 =а 2 .
— Модуль суммы не больше суммы модулей ее слагаемых: |а+в|≤|а|+|в|.
При этом равенство |а+в|=|а|+|в| имеет место тогда и только тогда, когда слагаемые одного знака или одно из слагаемых равно нулю.
— Два числа, модули которых равны, либо равны между собой, либо отличаются только знаками, то есть являются противоположными: |а|=|в|, если, а=в или, а=–в.
Преобразование выражений, содержащих модули
При решении уравнении и неравенств с модулем, часто приходится преобразовывать их, раскрывая знак модуля.
Рассмотрим, по каким правилам раскрывается модуль.
Из определения модуля следует: чтобы раскрыть знак модуля, надо знать знак подмодульного выражения.
Составим схему раскрытия модуля:
а) если знак подмодульного выражения неотрицателен, то знак модуля опускается: |а| =а.
б) если знак подмодульного выражения отрицателен, то подмодульное выражение умножается на (-1), то есть заменяется противоположенным выражением: |а| =-1а.
Рассмотрим несколько примеров.
Пример 1.1
а) т.к. с 0, то -7х 5;
б) |3+х|, если х 5, то х-2 > 0, поэтому |х-2|=х-2;
в) т.к. х 0, |8-х|= 8 – х, х-6 (=) 2/3 3х – 2 >(=)0, следовательно, |3[ — 2|= 3х – 2.
4. Задания для самостоятельной работы
б) |- 3/7х|, если х 2 |, если а > 0;
г) |8 + х|, если х > -7;
д) |х — 5| — |х + 4|, если -3 13.
3. Решить неравенство самостоятельно:
4. Решить уравнение:
5. Решить уравнение:
6. Решить неравенство:
7. Найдите наибольшее натуральное значение параметра с при котором решение неравенства
- ||2х + 4| — 7| — 13 ≤ 2с 2 удовлетворяет условию х [-37; 35].
Это задание можно предложить сильным школьникам для домашней работы с последующей проверкой на уроке.
Решения и ответы:
1. Для решения уравнении используем рисунок на доске и правило: «Модуль — это расстояние»:
2. Для решения неравенства сделаем ещё два рисунка.
Значение выражения, стоящего под модулем, не должно превышать 2, значит
Значение выражения, стоящего под модулем, должно быть больше, чем 48 единиц, значит:
18 – х ≥ 48 или 18 – х ≤ -48 => х ≤ -30 или х ≥66.
http://ege-study.ru/ru/ege/materialy/matematika/uravneniya-i-neravenstva-s-modulem/
http://urok.1sept.ru/articles/676940