Уравнения на целую часть числа

Урок-семинар по теме: «Решение уравнений, содержащих целую часть числа»

Разделы: Математика

Цель урока.

  • Углубление знаний по теме урока.
  • Развитие самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
  • Развитие навыков групповой работы.
  • Оценка реальности и красоты каждого из предложенных способов решения уравнения.

Тип урока: комбинированный.

Метод: проблемный и частично поисковый.

Оборудование:

  • Кодоскоп.
  • Плёнки с графиками функций ;
  • “Информация к размышлению”- подборка задач по теме “целая и дробная части числа” для учащихся 8-11-х классов с указанием литературы.

Предварительная подготовка к уроку-семинару.

Класс разбивается на 4 группы (по числу способов решения уравнения), для каждой группы указывается способ решения и литература, где этот способ можно найти. Затем для каждой группы производится консультация, на которой проверяется готовность каждой группы и выясняются все возникающие вопросы. Каждая группа выдвигает своего докладчика, который будет на уроке решать задачу указанным способом.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Повторение.
  4. Проверка домашнего задания.
  5. Семинар.
  6. Итог урока.

Вступительное слово учителя.

В последние годы задачи на решение уравнений с целой частью числа постоянно встречаются на олимпиадах и на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения. Такие задачи для учеников являются непривычными и сложными.

Впервые знакомство с целой и дробной частью числа встречается в 8-м классе, когда вводится определение целой и дробной части числа и строятся графики y=[x]; y=;

Но в учебниках нет методов решения уравнений, содержащих целую часть числа.

Поэтому сегодня мы повторим то, что знаем и рассмотрим различные способы решения ещё одного вида уравнений, содержащих целую часть числа.

Повторение.

Вызываю 2 человека к доске решать домашнее задание.

Устно с помощью кодоскопа:

Определение целой части числа. Найти [25,8]; [0.75]; [-1]; [-2,74]; [-3,8].

Свойства: если, то [x]=x; если то [x] 3.

При m=4 значит, промежуток [5;6) не входит в решение уравнения.

в) Получим, что данному уравнению из интервала (2;6) не удовлетворяют числа 2

0t

2) график y=[x-1] берётся из домашнего задания;

3)обе плёнки совмещаем на экране.

Графики и совпадают при 3x 26.11.2003

Решение уравнений, содержащих целую часть числа стр. 1-2

Главная > Решение

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Министерство образования Российской Федерации

Целая и дробная части числа

Выполнил: Остащенко О. Г.

г. Братск, 10 класс, МОУ »СОШ №38»

Научный руководитель: Попугаева Г. Н.

Решение уравнений, содержащих целую часть числа—————стр. 1-2

Решение уравнений, содержащих дробную часть числа ———-стр. 3-4

Решение неравенства, содержащего целую и дробную части числа-стр. 5

Преобразование графиков в системе координат ———————стр. 9-10

Графики, содержащие целую и дробную части——————— стр. 11-12

Графическое решение уравнений, содержащих целую и дробную части числа—————————————————————————стр. 13

В данной работе даются определения таких понятий, как »дробная» и »целая» части числа, решения задач на данную тему, не входящую в программу для общеобразовательных школ, но предлагаемых на вступительных экзаменах по математике и олимпиадах.

Участвуя в олимпиадах по математике, я столкнулся с трудностями при использовании таких понятий, как »целая» и »дробная» части числа, эти понятия представляют наибольшую сложность, как в логическом, так и в техническом плане. Так как данной темы нет в программе для общеобразовательных школ, то я поставил перед собой следующие цели:

познакомиться с понятиями »целая» и »дробная» части числа

уметь применять эти понятия при решении уравнений и неравенств

рассмотреть функции вида: y=[ x ] и y= < x >их графики и свойства

Целая часть числа — 1 —

Целой частью числа x называется наибольшее целое число n, не превышающее x. Целая часть числа x обозначается символом [x] или (реже) E(x) (от фр. entier «антье» — целый).

Примеры: [2,6] = 2; [- 2,6] = -3.

Свойство целой части числа:

Если x принадлежит интервалу [n; n +1), где n — целое число, то [x]=n, т.е. x находится в интервале [ [x]; [x]+1). Значит [x] x Решение уравнений, содержащих целую часть числа

Решение системы неравенств:


Дробная часть числа — 3 —

Дробной частью числа называют разность между самим числом x и его целой частью.

Свойство дробной части числа:

Дробная часть числа всегда неотрицательна и не превышает 1, т.е.

Решение уравнений, содержащих дробную часть числа

Решение неравенства, содержащего дробную и целую части числа

Функция y=[ x ], ее свойства и график

1. Функция имеет смысл для всех значений переменной x , что следует из определения целой части числа и свойств числовых множеств. Следовательно, ее областью определения является все множество действительных чисел:

2. Функция ни четная, ни нечетная, т.е. не выполняется ни условие четности ( f (- x ) = f ( x ) ), ни условие нечетности ( f (- x ) = — f ( x ) ).

3. Функция y = [ x ] не периодическая.

4. Множество значений функции y = [ x ], это множество целых чисел (по определению целой части числа)

5. Функция неограничена, так как множество значений функции — все целые числа, множество целых чисел неограничено.

6. Функция разрывная. Все целые значения x — точки разрыва первого рода с конечным скачком равным 1. В каждой точке разрыва имеется непрерывность справа.

7. Функция принимает значение 0 для всех x , принадлежащих интервалу [0;1), что следует из определения целой части числа. Следовательно, нулями функции будут все значения этого интервала.

8. Учитывая свойства целой части числа функция y = [ x ] принимает отрицательные значения при x меньших нуля, и положительные значения при x больших 1.

9. Функция y = [ x ] кусочно — постоянная и неубывающая.

10. Точек экстремума функция не имеет, так как не меняет характер монотонности.

11. Так как функция y = [ x ] постоянна на каждом интервале [ n ; n +1), она не принимает наибольшего и наименьшего значений на области определения.

12. График функции.

Функция y=< x >, ее свойства и график

1. Функция имеет смысл для всех значений переменной x , что следует из определения дробной части числа. Таким образом, область определения этой функции все действительные числа:

2. Функция ни четная, ни нечетная, не выполняется ни условие четности ( f (- x ) = f ( x ) ), ни условие нечетности ( f (- x ) = — f ( x ) ).

3. Функция периодическая с наименьшим положительным периодом T = 1.

4. Функция y = < x >принимает значения на интервале [0 ; 1), что следует из определения дробной части числа, т.е.

5. Из предыдущего свойства следует, что функция y = < x >ограничена.

6. Функция y = < x >непрерывна на каждом интервале [ n ; n +1), где n — целое, в каждой точке n функция терпит разрыв первого рода. Скачок равен 1.

7. Функция y = < x >обращается в 0 при всех целых значениях x , что следует из определения функции. То есть нулями функции будут все целочисленные значения аргумента.

8. Функция y = < x >на всей области определения принимает только положительные значения.

9. Функция, строго монотонно возрастающая на каждом интервале [ n ; n +1), где n — целое число.

10. Точек экстремума функция не имеет, так как не меняет характер монотонности.

11. Учитывая свойства 6 и 9, на каждом интервале [ n ; n +1) функция y = < x >принимает минимальное значение в точке n .

12. График функции.

Преобразование графиков в системе координат

вдоль оси OX в 2 раза

y =

вдоль оси OX в 2 раза

растяжение

вдоль оси OY в 2 раза

y = 2

вдоль оси OY в 2 раза

Изобразить на координатной плоскости множество точек, координаты которых удовлетворяют заданному условию

Построить график функции

Графическое решение уравнений содержащих целую и дробную части числа

y=1-x

y=

Ответ:

y=[x]

y=2

Ответ:

0,5[x] =

y=

y=0,5[x]

Ответ: Решений нет.

В ходе своего исследования я пришёл к выводу, что данный материал можно использовать на факультативах, элективных уроках, при подготовке к олимпиадам и вступительным экзаменам в ВУЗ.

В.А. Кирзимов, Центр образования «Царицыно» № 548, М. 2000 г.

Милованова Л.Н. Функции и их исследование.- М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1958 г.

Глаголева Е.Г. Серебринкова Л.Г. Метод координат

Евсюк С.Л. Математика. Решение задач повышенной сложности. Минск «Мисанта» 2003 г.

Абрамов А. М. Ивлев Б.М. Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа «Просвещение» 1990 г.

Если бы мы всегда подражали в технологии Западу, Гагарин никогда бы не стал первым. —>

Нас посетило 38 млн. человек | —> Чем занимались русские 4000 лет назад?

Владимир Александрович Кирзимов

Решение уравнений и неравенств, содержащих целую и дробную часть числа.

Определение1 : целой частью числа х ([x]) называется ближайшее целое число,

не превышающее х, т.е. [3,27] = 3; [-3,27] = — 4.

Из данного определения следует, что [x]

Примеры решения уравнений и неравенств:

3. [3x-5,2] = . Ответ: решений нет.

4. [ ] =1 1 1

Ответ: 1

5. [ ] = 0 x Ответ : x

6. [ ] = 2 2 100 .

Ответ: .

7. [2sinx] =1 , .

Ответ: , .

8. — 5[x] — 3 = 0 [x] = + 1 ,

, .

Первый промежуток корней не содержит. Второй промежуток содержит два корня

х = , x = . Ответ : < ; >

10. [x] x Ответ : x

11. [x] > 2 x >=3. Ответ : x >= 3.

12. [x] >= 2 x >= 2. Ответ : x >= 2.

13. [log(x)] log(x) 0 Ответ : 0

14. [ ] = [ ].

Если два числа имеют одинаковую целую часть, то модуль их разности меньше 1,

-1 -1

следовательно, выражения и должны одновременно принадлежать

промежуткам [-1;0), [0;1), [1;2), [2;3). Решая соответствующие системы неравенств

получаем решение данного уравнения: 1

15. Сколько решений имеет уравнение?

[x + ] + [x] = .

Пусть х = n + a, где n — целое и 0

к виду [a + ] + [a] = (т.к. [x + n] = [x] + n). При a , = 0,

n = 2-7a и при 0 получаем —

Соответственно при , т.е. два решения.

Таким образом, всего 7 решений. Ответ : 7.

16. [ ] + [ ] = .

= t, где t — целое число. Исходное уравнение принимает вид

[ ] + [ ] = t. Разность выражений, заключенных в скобках, равна 0,5,

следовательно, целые части их либо равны, либо отличаются на 1. Легко убедится,

что t может принимать значения из множества <-2; -1; 0; 1; 2>. При этих значениях t

получаем множество решений уравнения <-0,4; 0,2; 0,8; 1,4; 2>.

Примеры для самостоятельного решения.

7. [ ] = 2.

8. [ ] = 3.

9. .

10. .

17. [sinx + cosx] = 1.

18. [sinx + cosx] = 0.

19. [sinx + cosx] = -1.

20. [sinx + cosx] = -2.

21. [ ] = 4.

22. = 4.

23.

24. > 1000.

25. > 7.

27. [x + ] + [x] = .

28. .

Решить системы уравнений:

29. 2[x] + 3[y] = 8, 3[x] — [y] = 1.

30. [x + y + 4] = 18 — y, [x+1] + [y-1] = 18 — x — y.

31. [x] + [y — 2] = 5 — x, [x + 3] = -x — y + 6.

Построить графики функций:

39. y = [ ].

40. y = .

43. 0,5[x] = .

45. [x + 0,25] + [x] = [2x].

46. [cosx] = — 1.

47. [ ] = .

Определение 2: дробная часть числа х (<х>) определяется равенством

Примеры решения уравнений и неравенств:

48. . Ответ: .

49. . Ответ: .

50. . Ответ: решений нет.

51. \/ \/ .

Ответ: , .

52. . Ответ: .

53. = 0,8. Ответ: решений нет.

55. > 0,2 0,2 + n Ответ: [0,2 + n; 1 + n).

56. .

Ответ: ( ; ).

57. n .

Ответ: [ ; ).

58. lg n + n. Ответ: [n; + n).

Примеры для самостоятельного решения.

59. .

60. .

61. .

62. .

63. .

64. .

65. .

66.

69. .

70. .

73. Решить систему уравнений:

.


источники:

http://gigabaza.ru/doc/37003.html

http://pereplet.ru/pops/kirzimov/kniga/kniga.html