Уравнения обмена по химии 8 класс

Урок химии в 8-м классе «Реакции обмена»

Разделы: Химия

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Основная цель урока: Развитие знаний учащихся о химических реакциях при формировании представлений о реакции обмена.

Задачи урока

  • Образовательная: ввести основное понятие-реакция обмена, сформировать понятие реакции нейтрализации, как частного случая реакции обмена. Продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакций обмена. Научить сравнивать конкретные уравнения реакций и узнавать тот или иной тип реакций. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами (правило Бертолле). Продолжить отработку навыков и умений в составлении формул веществ, схем химических реакций.
  • Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои действия в процессе обучения, при проведении лабораторных опытов, соблюдение правил техники безопасности при работе с химическими веществами.
  • Развивающая: развивать химический язык, культуру речи, взаимоотношения. Способствовать развитию умений анализировать и обобщать, делать выводы в процессе беседы, демонстрации эксперимента, лабораторного опыта, развивать умения работать с таблицей растворимости, работать в парах, развивать умения применять имеющиеся знания в новой ситуации посредством составления уравнений.

Оборудование и реактивы: держатель для пробирок, CuO, растворы HCl, H2SO4, CuSO4, NaOH, Na2SO4, BaCl2, KCl, фенолфталеин, компьютер, проектор, ПСХЭ, таблица растворимости; на партах учеников инструктаж по технике безопасности и р-ры HNO3 и Na2CO3.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.

2.1. Проверка домашнего задания: (3 ученика у доски)

Закончите уравнения реакций, укажите тип реакции.
А) Li + O2 → ? Б) HgO →? В) Zn + CuSO4 →
2.2. Фронтальный опрос:

  1. Изучению какой темы мы посвятили последние несколько уроков?
  2. Что такое химическая реакция?
  3. По каким признакам можно судить, что происходит химическая реакция?
  4. Назовите условия, необходимые для возникновения химических реакций.
  5. Какие типы химических реакций вы знаете?
  6. Какая реакция называется реакцией соединения? Разложения? Замещения?

Далее слушаем ответы учеников у доски.
Затем учитель предлагает определить типы химической реакции (на слайде записаны):

Идет обсуждение.
Вопрос: Как вы думаете, к какому типу относится последняя химическая реакция?
Ученики затрудняются определить тип 4 реакции.
Учитель: Это-наша новая тема, то есть эта реакция является реакцией обмена, о которой мы сегодня узнаем.
Ученики в тетрадях записывают тему урока:»Реакции обмена».

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Учитель: Ребята, давайте попробуем самостоятельно вывести определение реакции обмена. Запись в тетрадь: Реакции обмена-это реакции, протекающие между двумя сложными веществами, в результате чего они обмениваются своими составными частями.

3.1. а) Демонстрация опыта (NaOH и HCl).

Беседа с классом:

  1. Какая химическая связь в NaOH?
  2. Какие частицы образуются в растворах гидроксида натрия и соляной кислоты?
    (В р-ре гидроксида натрия Na + и OH — , а в растворе соляной кислоты H + и Cl — ).
  3. Какие это ионы по составу? По заряду?

(Na + , Cl — и H + -простые, а ОН — -сложный; Na + и H + -катионы, а ОН — и Cl — -анионы).
Запись уравнения реакции

Na + OH — + H + Cl — = Na + Cl — + H + OH —
2О)
Вопрос классу:
1)Какая среда в растворе гидроксида натрия? (Ответ:щелочная).
2)Какая среда в растворе кислоты? (Ответ: кислотная).
3)Какая среда в воде? (Ответ: нейтральная).

щелочная +кислотная =нейтральная
среда среда среда
( ОН — + Н + = Н2О )

Учитель: Ребята, а какое еще можно дать определение реакции обмена, если реакция протекает между веществами в растворе?

Вывод: Тип реакции-реакция обмена (обмен ионами).
Вид реакции-реакция нейтрализации.
(Ученики сами формулируют понятия).

3.2. б) Демонстрация реакции между нерастворимым основанием и кислотой:
гидроксидом меди (II) и соляной кислотой.

Учитель перед учениками выставляет проблему:
Мы рассмотрели реакцию растворимого основания с кислотой. А будет ли реакция протекать между нерастворимым основанием и кислотой? И будет ли она относится к реакции нейтрализации?

1) Получение нерастворимого основания Cu(OH)2
Запись уравнения реакции учеником:
СuSO4 + 2 NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2
2) Демонстрация реакции между нерастворимым основанием и кислотой:
гидроксидом меди (II) и соляной кислотой.

На доске ученик записывает уравнение реакции
Cu(OH)2+2HCl=CuCl2+2H2O

Ученики рассуждают и приходят к выводу, что реакция между нерастворимым основанием и кислотой не является реакцией нейтрализации, но нейтрализовать кислотой нерастворимое основание можно.

3.3.Учитель: Назовите в каких классах соединений мы встречаем ионную связь?
(Ответ: ионная связь в солях и основаниях).
Учитель перед учениками выставляет новую проблему.
Вопрос: А будет ли протекать реакция, т.е. обмен ионами а) между солями?
б) солью и кислотой?
Демонстрация:
А) Na2SO4 и BaCl2 Б) Н2SO4 и BaCl2
Уравнения записывают ученики. Работают с таблицей растворимости.

3.4. Лабораторный опыт.

Инструктаж по ТБ
Ученики проводят реакцию между Na2CO3 и HNO3
Записывают уравнение реакции, работают с таблицей растворимости, рассуждают.

Подводится итог этой части урока. Ученики делают вывод: реакции обмена протекают между сложными веществами, т.е. между основаниями и кислотами, солями и щелочами, солями и кислотами, между солями.

3.5. Учитель перед классом ставит проблемный вопрос:
Будет ли протекать реакция между оксидами металлов и кислотами?
Демонстрируется взаимодействие оксида меди(II) с раствором серной кислоты при нагревании.
Ученик на доске записывает уравнение реакции:
CuO + Н2SO4 = CuSO4 + H2O

3.6. Условия течения реакций между растворами до конца.
Эта часть урока дается только на предмет возможности протекания реакций между растворами до конца.
Учитель перед классом ставит проблемный вопрос:
Все ли реакции, протекающие в растворах между двумя сложными веществами, будут протекать до конца?
Правило Бертолле (слайд). Газ, осадок, вода.

3.7. Демонстрация опыта: NaOH и KCl

NaOH + KCl ≠ NaCl + KOH

Ученики фиксируют, что нет признаков реакции, записывают уравнение реакции, работают с таблицей растворимости, делают вывод, что данная реакция не идет до конца, т.к. не происходит связывания ионов.

4. Закрепление и применение полученных знаний.

5. Рефлексия.
Учитель задает вопрос: Что нового вы узнали на уроке?

6. Подведение итогов занятия.

Подведем итоги нашего урока-точно сформулируем понятия:

  • Реакция обмена
  • Реакция нейтрализации
  • Условия течения реакции между растворами до конца

7. Домашнее задание:
Учебник: О.С.Габриелян. Химия 8 класс. Дрофа 2007.
§32, № 3 (а), № 4(в,г,д), №6(задача).

Урок по химии в 8 классе «Реакции обмена».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Урок химии, 8 класс (базовый уровень)

Образовательная: изучить реакции обмена, продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакции обмена. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами до конца (правило Бертолле).

Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы.

Методы обучения : проблемный, исследовательский.

Организационные формы : фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: медиапроектор, компьютер, набор для лабораторной работы по теме: «Реакция обмена» (1 комплект: штатив для пробирок, пробирки, реактивы: CaCO 3, HCl , CuSO 4 , NaOH , Na 2 CO 3 , BaCl 2, AgNO 3, H 2 SO 4 , фенолфталеин).

I . МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Организационный момент: приветствие, проверка явки учащихся, заполнение журнала.

Проверка готовности учащихся к уроку: настрой учащихся на работу, доведение до них плана урока.

II . АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Учитель — На последних уроках мы изучали различные классификации химических реакций, учились записывать уравнения реакций, расставлять коэффициенты.

Давайте вспомним с какими видами классификаций мы уже познакомились?

— по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции;

— по тепловому эффекту;

— по наличию катализатора.

Задание 1. Проклассифицируйте реакцию по различным признакам:

Выполняем у доски. Ответ:

Задание 2. Расставьте коэффициенты и укажите тип химической реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.

Выполняем у доски.

Учитель — Сегодня мы познакомимся еще с одним из видов реакций, но прежде чем это сделать отгадаем кроссворд, а выделенное слово покажет, что это за реакции.

1. Как называется реакция, идущая с выделением теплоты?

2. Как называется химическая реакция, идущая одновременно в двух противоположных направлениях?

3. Как называется реакция, в которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе?

4. Как называется реакция, при которой из двух или более веществ образуется одно сложное вещество?

5. Как называется реакция, идущая с поглощением теплоты?

6. Как называется реакция, при которой из одного вещества образуются два или более веществ?

Какое определяющее слово получилось по вертикали? (Обмена)

Сегодня мы будем говорить о реакциях обмена.

Учитель — Тема нашего урока: «Реакции обмена». (Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.)

Учитель — Что мы должны узнать? Что должны уметь?

1.Знать, какие реакции называются реакциями обмена.

2. Познакомиться с реакциями нейтрализации.

3. Понять, когда реакции обмена идут до конца.

4. Научиться распознавать реакции обмена среди других реакций.

5. Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

безопасного обращения с веществами и материалами.

IV . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Учитель — Прежде чем работать с реактивами вспомним правила ТБ.

Это, друг, химкабинет,

Для еды условий нет.

Пусть в пробирке пахнет воблой,

В колбе — будто мармелад.

Вещества на вкус не пробуй!

Сладко пахнет даже яд.

Всякое в опыте может случиться,

Внимательным будь и не оплошай.

Тебе всегда поможет учитель,

Паники только не допускай!

Экспериментальное задание №1. (На партах пробирки: №1 — р-р CuSO 4 , №2 — сода, в отдельных склянках — р-р HCl , р-р NaOH , спички. )

Учитель — Добавьте гидроксид натрия к раствору сульфата меди ( II ). Идет ли реакция? (Да.) Почему? (Потому что выпадает осадок.) Давайте запишем уравнение данной реакции.

Ученик у доски записывает уравнение реакции.

Какие вещества вступают в реакцию (сложные), а сколько их (два). А что с ними происходит в результате реакции? (Обмениваются своими составными частями).

Попробуйте дать определение для реакций обмена. (Ученики пробуют дать определение.) Затем читаем его в учебнике на стр.188. Смотрим на экране.

— Какие еще признаки реакций вы знаете? (Выделение газа, изменение цвета, появление запаха, выделение тепла и света, растворение осадка.) Проделаем еще один опыт. Экспериментальное задание №2. Добавьте к полученному осадку синего цвета, соляную кислоту, что наблюдаете? (Осадок растворяется.)

Запишем уравнение реакции.

Можно ли эту реакцию назвать реакцией обмена? (Да.) Почему? (Два сложных вещества обмениваются своими составными частями.) Мы видим, что одним из продуктов этой реакции является вода. Это нам далее пригодится.

Учитель — А теперь я вам покажу опыт. Беру щелочь, гидроксид натрия и добавлю в пробирку фенолфталеин, почему раствор стал малиновым? (Среда щелочная.) А теперь добавляю раствор соляной кислоты. Почему исчезла окраска? (Произошла химическая реакция.) Запишем ее.

щелочь + кислота → соль +вода

Будет ли эта реакция реакцией обмена? (Да.) Почему? (Два сложных вещества обмениваются своими составными частями.)

У таких реакций есть особое название — реакции нейтрализации .

Реакции обмена между щелочами и кислотами, идущие с образованием соли и воды, называют реакциями нейтрализации.

Экспериментальное задание №3. А теперь, ребята, добавьте к соде соляную кислоту, что наблюдаете? Поднесите к выделяющемуся газу горящую спичку. Что происходит? (Спичка гаснет.) Почему? (Выделяется углекислый газ, который не поддерживает горения.)

Пришло время ответить на вопрос: «Когда реакции обмена идут до конца?»

Это так называемое правило Бертолле:

Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца, если:

— А теперь это правило — стихами:

Если выделится газ — Это раз;
И получится вода — Это два;
А еще — нерастворимый
Осаждается продукт…
«Есть осадок» — говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик правила обмена
Не забудет никогда:
В результате — непременно
Будет газ или вода,
Выпадет осадок — Вот тогда — порядок!

— А теперь я покажу вам реакцию, которая практически неосуществима, т. не идет:

— Для этого нужно воспользоваться таблицей растворимости. Получаются растворимые вещества.

Учитель — Давайте, пользуясь таблицей растворимости, попробуем отыскать реакции обмена, которые идут до конца:

Дома это упражнение доделаете до конца, упр.4, стр.191.

— Что нового вы узнали на уроке?

Я благодарность вам всем объявляю,

Проверив работы, в журнал выставляю

Отметки все ваши, надеюсь привычно

Что будут они «хорошо» и «отлично»

Большое спасибо я вам говорю

Мы цели достигли. Благодарю!

VII . Домашнее задание: & 33, упр.4, стр.191

Please wait.

We are checking your browser. gomolog.ru

Why do I have to complete a CAPTCHA?

Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.

What can I do to prevent this in the future?

If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.

If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.

Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.

Cloudflare Ray ID: 6e272ed73a9916bf • Your IP : 85.95.188.35 • Performance & security by Cloudflare


источники:

http://infourok.ru/urok-po-himii-v-klasse-reakcii-obmena-3608152.html

http://gomolog.ru/reshebniki/8-klass/eremin-2019/36/13.html