Уравнения огэ 9 класс химия

Теория ОГЭ по химии

Полный курс подготовки к ОГЭ по химии-2022. Здесь приведена теория по каждому заданию ОГЭ по химии в соответствии с кодификатором. Вся теория, необходимая для подготовки к ОГЭ по химии.

Кодификатор ОГЭ по химии-2022

Строение веществ. Химическая связь

Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Степень окисления и валентность» (задание 3 ЕГЭ по химии) ( с ответами)

1Вещество











1.1.Строение электронных оболочек атомов элементов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева

Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Строение атома» (задание 1 ЕГЭ по химии) ( с ответами)

1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
1.2.1Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента
1.2.2
Первоначальные химические понятия
1.5Чистые вещества и смеси
1.6Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Относительная атомная и молекулярная масса
1.7Классификация и номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная)

Тренировочные тесты в формате ЕГЭ по теме «Классификация неорганических веществ» (задание 5 ЕГЭ по химии) ( с ответами)

2Химическая реакция
2.1Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях
2.2Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии
2.3. Электролиты и неэлектролиты
2.4. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)
2.5. Реакции ионного обмена и условия их осуществления
2.6. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель
2.7.
2.8.Взаимосвязь различных классов неорганических веществ
3. Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах
3.1 Химические свойства простых веществ
3.1.1Химические свойства простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, железа.
3.1.2Химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода , галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния
3.2Химические свойства сложных веществ
3.2.1Получение и химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных
3.2.2Получение и химические свойства оснований. Химические свойства амфотерных гидроксидов алюминия и железа (III)
3.2.3Получение, применение и химические свойства кислот
3.2.4Химические свойства солей
3.3Генетическая связь между классами неорганических соединений
3.4Первоначальные сведения об органических веществах
3.4.1Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен
3.4.2Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая)
3.4.Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы
4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии
4.1. Экспериментальные основы химии
4.1Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование.

Приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества

4.2Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов.

Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

4.4Решение экспериментальных задач по темам «Неметаллы IV–VII групп и их соединений»; «Металлы и их соединения»

Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ

4.5Проведение расчётов на основе формул и уравнений реакций
4.5.1Вычисление массовой доли химического элемента в веществе
4.5.2Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе
4.5.3Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции
5. Химия и жизнь
5.1Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни
5.2Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия
5.3Человек в мире веществ, материалов и химических реакций

Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества

Спецификация ОГЭ по химии-2022

Часть 1

Задание 1. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества

Задание 8. Химические свойства простых веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных

Задание 9. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ

Задание 10. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ

Задание 12. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения.
Сохранение массы веществ при химических реакциях

Задание 17. Определение характера среды раствора кислот и щёлочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид- ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

Задание 18. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.

Часть 2

Задание 21. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

Задание 22. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе.

Практическая часть

Задание 23. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений»; «Металлы и их соединения». Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-; ион аммония; катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа).

Задание 24. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Презентация по химии на тему «Решение задач по химическим уравнениям» (подготовка к ОГЭ, 9 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. Решение задач (подготовка к ОГЭ)

Задача 1 170 г раствора нитрата серебра смешали с избытком раствора хлорида натрия. Выпал осадок массой 8,61 г. Вычислите массовую долю соли в растворе нитрата серебра.

3 балла 1) Составлено уравнение реакции: AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3 2) Рассчитаны количество вещества и масса нитрата серебра, содержащегося в исходном растворе: по уравнению реакции n(AgNO3) = n(AgCl) = m(AgCl) / M(AgCl) == 8,61 / 143,5 = 0,06 моль m(AgNO3) = n(AgNO3) • M(AgNO3) = 0,06 • 170 = 10,2 г 3) Вычислена массовая доля нитрата серебра в исходном растворе: ω(AgNO3) = m(AgNO3) / m(р-ра) = 10,2 / 170 = 0,06, или 6%

Задача 2 Через раствор нитрата меди (II) массой 37,6 г и массовой долей 5% пропустили избыток сероводорода. Вычислите массу осадка, образовавшегося в результате реакции.

3 балла 1) Составлено уравнение реакции: Cu(NO3)2 + H2S = CuS + 2HNO3 2) Рассчитана масса и количество вещества нитрата меди(II), содержащегося в растворе: m (Cu(NO3)2) = m(p-pа) ∙ ω/100 = 37,6 ∙ 0,05 = 1,88 г n (Cu(NO3)2) = m (Cu(NO3)2)/ M (Cu(NO3)2) = 1,88 : 188 = 0,01 моль 3) Определен объем газообразного вещества, вступившего в реакцию: по уравнению реакции n (CuS) = (Cu(NO3)2) = 0,01 моль m(CuS) = n (CuS) ∙ M(CuS) = 0,01 ∙ 96 = 0,96 г

Задача 3 К 104 г раствора с массовой долей хлорида бария 9% добавили избыток раствора фосфорной кислоты. Вычислите массу образовавшегося осадка.

3 балла 1) Составлено уравнение реакции: 3BaCl2 + 2H3PO4 = Ba3(PO4)2 + 6HCl 2) Рассчитана масса и количество вещества хлорида бария, содержащегося в растворе: m (BaCl2) = m(p-pа) ∙ ω/100 = 104 ∙ 0,09 = 9,36 г n (BaCl2) = m (BaCl2)/ M (BaCl2) = 9,36 : 208 = 0,045 моль 3) Определена масса образовавшегося осадка: по уравнению реакции n (Ba3(PO4)2) = 1/3n (BaCl2) = 0,015 моль m (Ba3(PO4)2) = n (Ba3(PO4)2) ∙ M(Ba3(PO4)2) = 0,015 ∙ 602 = 9,03г

Задача 4 К 296 г раствора с массовой долей нитрата магния 6% добавили избыток раствора фосфорной кислоты. Вычислите массу образовавшегося осадка.

3 балла 1) Составлено уравнение реакции: 3Mg(NO3)2 + 2H3PO4 = Mg3(PO4)2 + 6HNO3 2) Рассчитана масса и количество вещества нитрата магния, содержащегося в растворе: m (Mg(NO3)2) = m(p-pа) ∙ ω/100 = 296 ∙ 0,06 = 17,76 г n (Mg(NO3)2) = m (Mg(NO3)2)/ M (Mg(NO3)2) = 17,76 : 148 = 0,12 моль 3) Определена масса образовавшегося осадка: по уравнению реакции n (Mg3(PO4)2) = 1/3n (Mg(NO3)2) = 0,04 моль m (Mg3(PO4)2) = n (Mg3(PO4)2) ∙ M(Mg3(PO4)2) = 0,04 ∙ 262 = 10,48г

Задача 5 К раствору сульфита натрия массой 252 г и массовой долей 5% добавили избыток раствора соляной кислоты. Вычислите объем (н.у.) выделившегося газа.

3 балла 1) Составлено уравнение реакции: Na2SO3 + 2HCl = 2NaCl + SO2 + H2O 2) Рассчитана масса и количество вещества сульфита натрия, содержащегося в растворе: m (Na2SO3) = m(p-pа) ∙ ω/100 = 252 ∙ 0,05 = 12,6 г n (Na2SO3) = m (Na2SO3)/ M (Na2SO3) = 12,6 : 126 = 0,1 моль 3) Определен объем газообразного вещества, вступившего в реакцию: по уравнению реакции n (SO2) = (Na2SO3) = 0,1 моль V (SO2) = n (SO2) ∙ Vm = 0,1 ∙ 22,4 = 2,24 л

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 956 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 51 человек из 29 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 569 588 материалов в базе

Другие материалы

  • 23.11.2015
  • 1184
  • 0
  • 23.11.2015
  • 5793
  • 4
  • 23.11.2015
  • 1530
  • 20
  • 23.11.2015
  • 1362
  • 0
  • 23.11.2015
  • 1003
  • 3
  • 23.11.2015
  • 44173
  • 69
  • 23.11.2015
  • 6040
  • 16

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 23.11.2015 4153
  • PPTX 78.7 кбайт
  • 46 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Машанова Наталья Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 6 лет и 7 месяцев
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 14200
  • Всего материалов: 4

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Алгоритм решения заданий ОГЭ по химии.

Данный материал могут использовать учителя и учащиеся. В алгоритме указаны номера заданий, соответствующие кодификатору ОГЭ, даны примеры заданий и их полный разбор. Этот материал поможет учителям в организации эффективного повторения и обобщения изученного материала по химии за 8, 9 классы, устранить пробелы в знаниях и умениях обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм решения заданий ОГЭ по химии.»

Алгоритм решения ОГЭ (Химия)

задания, тема, нужно знать, шпаргалка на экзамене

(на экзамене из шпаргалок будут только: таблица Менделеева, таблица растворимости, ряд электрохимических напряжений металлов)

Подробный разбор на примере

(ВНИМАТЕЛЬНО читать задание)

Тема: Строение атома и электронные оболочки

Нужно знать: заряд ядра, знание определений протонов, нейтронов и электронов и как их определить; определение числа энергетических уровней; распределение электронов по энергетическим уровням; электронное строение атома, валентность

Шпаргалка на экзамене: таблица Менделеева

Атомы углерода и кремния имеют одинаковое

1. число нейтронов в ядре атома

2. значение относительной атомной массы

3. число протонов в ядре атома

4. число валентных электронов

Берем таблицу Менделеева

Определяем местоположение атомов углерода и кремния в таблице Углерод – находится в 4 группе, во 2 периоде

Кремний – находится в 4 группе, в 3 периоде

Определяем заряд ядра, число электронов, протонов, нейтронов, относительную атомную массу, количество энергетических уровней, количество валентных электронов и валентность атома

Углерод – заряд ядра +6, 6 электронов, 6 протонов, 16-6=6 нейтронов, атомная масса = 12, 2 энергетических уровня, 4 валентных электрона, валентность 4.

Кремний – заряд ядра +14, 14 электронов, 14 протонов, 28-14=14 нейтронов, атомная масса = 28, 3 энергетических уровня, 4 валентных электрона, валентность 4.

Сравниваем оба элемента по ответам, представленным в задании

У атомов углерода и кремния одинаковое число валентных электронов. Число нейтронов и протонов разные, как и разное значение относительной атомной массы.

Выбираем правильный ответ: 4

Тема: Закономерности в таблице Д.И. Менделеева

Нужно знать: изменение свойств элементов в группе и периоде: электроотрицательность, радиус ядра, металлические и неметаллические свойства, изменение кислотности и основности элементов, изменение валености. Перекликается с заданием №1.

Шпаргалка на экзамене: таблица Менделеева

В ряду химичeских элементов Si – P – S

Увеличивается число валентных электронов в атомах

Уменьшается число валентных электронов в атомах

Уменьшается число протонов в ядрах атомов

Увеличиваются радиусы атомов

Берем таблицу Менделеева

Определяем местоположение атомов кремния, фосфора и серы в таблице

Кремний – находится в 4 группе, в 3 периоде

Фосфор – находится в 5 группе, в 3 периоде

Сера – находится в 6 группе в 3 периоде

Определяем свойства, которые изменяются в представленном ряду

От кремния к сере изменяются: заряд ядра атома – увеличение; электротрицательность – увеличение; неметаллические свойства – увеличиваются; число валентных электронов – увеличиваются; высшая степень окисления – увеличивается; радиус атома – уменьшается; не меняется число электронных слоев

Сравниваем полученный ответ с ответами к заданию

В ряду элементов Si – P – S из представленных ответов увеличивается только число валентных электронов в атомах.

Выбираем номер правильного ответа: 1

Тема: Химическая связь и строение молекул

Нужно знать: строения молекул и химической связи, определения ковалентные связи, метталическая, ионная, металлы, неметаллы

Шпаргалка на экзамене: таблица Менделеева и собственные знания

Какое из указанных веществ имеет ковалентную полярную связь?

Вспоминаем какие связи существуют и их определения

Металлическая – связь между атомами 1 или нескольких металлов

Ионная – связь между атомами металла и неметалла

Ковалентная полярная – связь между атомами двух разных неметаллов

Ковалентная неполярная – связь между атомами одного неметалла

Разбираем каждую молекулу по типам связи

СН4 – два разных атома неметалла – ковалентная полярная

S8 – один атом неметалл – ковалентная неполярная

CuO – атомы металла и неметалла – ионная

Zn – атом металла – металлическая

Выбираем правильный ответ из представленных: 1

Тема: Степень окисления и валентность

Нужно знать: определения степени окисления и валентности, их различия, уметь рассчитать степень окисления атома в молекулах, уметь определять высшие и низшие степени окисления элементов

Шпаргалка на экзамене: таблица Менделеева, таблица растворимости (известные степени окисления) и собственные знания

Степени окисления фосфора в соединениях K3PO4 и Mg3P2 соответственно равны:

Определяем степени окисления известных нам элементов

Степени окисления К и Mg можем определить по таблице растворимости: у К в соединения степень окисления всегда +1, а у Mg — +2

У атома О в соединениях степень окисления всегда равна -2.

Вычисляем по уравнению степень окисления фосфора в каждом из соединений

K3PO4 – суммарная степень окисления самой молекулы равна 0

Mg3P2– суммарная степень окисления самой молекулы равна 0

= 0

Умножаем индексы атомов на их степени окисления с учетом знаков: +1*3+Х+(-2)*4=0

Решаем уравнение с одним неизвестным: +3+Х-8=0↠Х=+5

= 0

Умножаем индексы атомов на их степени окисления с учетом знаков: +2*3+2*Х=0

Решаем уравнение с одним неизвестным: +6+2Х=0↠Х=-3

Выбираем правильный ответ из представленных: 1

Тема: Классификация веществ

Нужно знать: классы неорганических соединений, определения кислот, оснований, солей, оксидов, амфотерность, кислотность и основность веществ, знать, как записываются формулы неорганических молекул

Шпаргалка на экзамене: собственные знания и таблица растворимости

Гидроксиду натрия соответствует формула

1. Вспоминаем определение оснований/классов неорганических соединений

Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых — кислород.

Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и гидроксид-ионов.

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из ионов водорода и кислотных остатков.

Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотных остатков.

2. Ищем вещество, которое соответствует данному определению

NaH — соединение металла натрия с водородом — такие соединения носят названия гидриды, но не гидроксиды.

NaOH образовано катионом металла — натрия и гидроксо- группой.

NaHCO3 — кислая соль — гидрокарбонат натрия. Она образована остатком угольной кислоты и катионом натрия.

Na2CO3 — средняя соль — карбонат натрия.

3. Выбираем правильный ответ из представленных: 2

Тема: Классификация веществ

Нужно знать: химическая реакция, условия и признаки протекания химических реакций, химические уравнения, сохранение массы веществ при химических реакциях, классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии

Шпаргалка на экзамене: собственные знания и таблица растворимости

Сумма коэффициентов в уравнении реакции между оксидом кальция и водой равна:

1. Составляем уравнение реакции

CaO + H2O = Ca(OH)2

2. Определяем коэффициенты

Всех элементов до реакции и после одинаковое количество Са до реакции был один, после реакции столько же, водород и кислород до реакции по 2 атома, после реакции также по 2 атома. Следует вывод, что коэффициенты перед молекулами равны 1.

1CaO + 1H2O = 1Ca(OH)2

Сумма всех коэффициентов в уравнении равна: 1+1+1=3

3. Выбираем правильный ответ из представленных: 3

Тема: Электролитическая диссоциация

Нужно знать: определение электролитической диссоциации, электролитов и неэлектролитов, знать представителей сильных и слабых электролитов, писать уравнения диссоциации

Шпаргалка на экзамене: собственные знания и таблица растворимости

Одинаковое число молей катионов и анионов образуется при полной диссоциации в водном растворе 1 моль

1. Определяем сильный или слабый электролит

H2SO4 – серная кислота относится к сильным электролитам

(NH4)2S – сильных электролит, т.к. хорошо растворим в воде

BaCl2 – сильный электролит, т.к. хорошо растворим в воде

CuSO4– сильный электролит, т.к. хорошо растворим в воде

2. Пишем уравнения диссоциации электролита

H2SO4 = 2 H + + SO4 2-

(NH4)2S = 2 NH4 + + S 2-

BaCl2 = Ba 2+ + 2Cl —

CuSO4 = Cu 2+ + SO4 2-

3. Согласно условию задачи определяем число молей катионов и анионов

В данном случае необходимо определить ОДИНАКОВОЕ количество молей катионов и анионов, которому соответствует уравнение диссоциации под номером 4

4. Выбираем правильный ответ из представленных: 4

Тема: Реакции ионного обмена

Нужно знать: реакции ионного обмена, условия их осуществления

Шпаргалка на экзамене: таблица растворимости

Газ выделяется при взаимодействии

1.MgCl2 и Ba(NO3)2

2.Na2CO3 и CaCl2

1. Записываем уравнения реакции между веществами/элементами из каждого пункта

MgCl2 + Ba(NO3)2 = Mg(NO3)2 + BaCl2

Na2CO3 + CaCl2 = 2 NaCl + CaCO3

NH4Cl + NaOH = NH4OH + NaCl или NH4Cl + NaOH = NH3 + H2O + NaCl

CuSO4 + 2 KOH = Cu(OH)2 + K2SO4

3. Согласно условию задачи определяем образуется ли газ/осадок (по таблице растворимости) /вода

MgCl2 + Ba(NO3)2 = Mg(NO3)2 + BaCl2 — смотрим в таблицу растворимости: нитрат магния растворим (как и все нитраты), хлорид бария — тоже, поэтому реакция не идет, выделения газа не наблюдается

Na2CO3 + CaCl2 = 2 NaCl + CaCO3 — Карбонат кальция нерастворим, реакция ионного обмена идет, но газа в продуктах в ней нет

NH4Cl + NaOH = NH3 + H2O + NaCl – выделение газа NH3

CuSO4 + 2 KOH = Cu(OH)2 + K2SO4 — Гидроксид меди нерастворим, но газ не выделяется

4. Выбираем правильный ответ из представленных: 3

Тема: Химические свойства металлов и неметаллов

Нужно знать: реакционную способность химических веществ — металлов и неметаллов

Шпаргалка на экзамене: ряд активности металла и собственные знания

С водой при комнатной температуре реагирует

1. По ряду напряжений металлов определяем, что с водой реагируют металлы, стоящие в ряду напряжений до алюминия:

2. Определяем металл, который стоит до алюминия

До алюминия стоит только металл Са, все остальные элементы стоят после водорода

3. Выбираем правильный ответ из представленных: 3

Тема: Химические свойства оксидов

Нужно знать: реакционную способность химических веществ — оксидов.

Шпаргалка на экзамене: ряд активности металла и собственные знания

Оксид цинка реагирует с каждым из двух веществ:

1. Определить какой оксид указан в задании: кислотный/амфотерный/основный

Оксид цинка — амфотерный оксид

2. Вспомнить химические свойства данных оксидов

Т.к. он амфотерный, реагирует как с кислотами, так и с основаниями

3. Определяем, могут ли вещества из вариантов ответов реагировать с указанным в задании оксидом

Na2O (основный оксид) и H2O — Амфотерные оксиды реагируют с основными оксидами, но не реагируют с водой!

SiO2 и Ag — Оксид цинка должен реагировать с оксидом кремния при сплавлении, а с серебром нет — оно менее активно, чем цинк в ряде напряжений металлов

NaOH и HCl — Оксид цинка амфотерен и реагирует как соляной кислотой, так и с гидроксидом натрия. Данный вариант ответа подходит

HNO3 и O2 — С азотной кислотой все в порядке — она реагирует с оксидом цинка, а кислород нет — он уже и так окислил цинк до оксида.

4. Выбираем правильный ответ из представленных: 3

Тема: Химические свойства кислот и оснований

Нужно знать: реакционную способность химических веществ – кислот и оснований, знание всех типов реакций (ионные реакции, овр и т.п.)

Шпаргалка на экзамене: ряд активности металла, таблица растворимости и собственные знания

В реакцию с соляной кислотой вступает:

1. Определить какое вещество указано в условии задания – класс соединений

Соляная кислота – класс соединений «кислоты» с химической формулой HCl

2. Вспомнить химические свойства данного класса

Кислоты реагируют с основными оксидами, амфотерными оксидами, со щелочами, солями, нерастворимыми основаниями, вытеснение слабых кислот из растворов их солей, металлами

3. Определяем, могут ли вещества из вариантов ответов реагировать с указанным в задании кислотой/основанием

1.Соляная кислота и нитрат серебра. Так как нитрат серебра — соль, обменная реакция возможна, если продукт реакции осадок либо газ. В качестве продукта может образоваться азотная кислота (растворима) и хлорид серебра (нерастворим — белый творожистый осадок). Значит, реакция возможна и ответ нам подходит.

2.Нитрат бария и соляная кислота. Продукты данной реакции обмена растворимы (азотная кислота и хлорид бария), поэтому реакция не идет.

3.Серебро стоит в ряду напряжений после водорода, поэтому не реагирует с кислотами-неокислителями.

4.Оксид кремния — кислотный оксид и с кислотами не реагирует.

4. Выбираем правильный ответ из представленных: 1

Тема: Химические свойства солей

Нужно знать: реакционную способность химических веществ – соли, знание всех типов реакций

Шпаргалка на экзамене: ряд активности металла, таблица растворимости и собственные знания

Среди веществ: NaCl, Na2S, Na2SO4 – в реакцию с раствором Cu(NO3)2 вступает(-ют):

1. Берем в качестве шпаргалки таблицу растворимости

2. Пишем уравнения реакции нитрата меди с каждой из соли

3. Определяем протекает реакция или нет

NaCl + Cu(NO3)2 = 2 NaNO3 + Cu(Cl)2 — Хлорид меди растворим, нитрат натрия тоже, значит данная реакция не идёт.

Na2S + Cu(NO3)2 = 2 NaNO3 + CuS — Нитрат натрия растворим, а сульфид меди — осадок, поэтому реакция идет.

Na2SO4 + Cu(NO3)2 = 2 NaNO3 + CuSO4 — Сульфат меди растворим, а значит реакция не идет.

4. Выбираем правильный ответ из представленных: 1

Тема: Чистые вещества и смеси, правила безопасной работы в школьной лаборатории, лабораторная посуда и оборудование

Нужно знать: понятия чистые вещества и смеси, правила работы в школьной лаборатории, правила эксплуатации химической посуды и оборудования

Шпаргалка на экзамене: собственные знания

Верны ли следующие суждения об использовании лабораторного оборудования?

А. Фарфоровая ступка используется для измельчения твердых веществ.

Б. Делительная воронка используется для переливания жидкостей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

1. Необходимо знать определения «Фарфоровая ступка» и «Делительная воронка»

Фарфоровая ступка — инструмент для толчения и растирания чего-либо, но она довольно хрупкая, поэтому ни в коем случае нельзя бить в ней по веществу, только растирать круговыми движениями с небольшими усилиями

Делительная воронка — сосуд конической формы, применяемый для разделения органической и неорганической фаз несмешивающихся жидкостей (либо для переливания жидкостей)

2. Исходя из определений можем сделать вывод о том, что утверждения об использовании лабораторного оборудования верны

3. Выбираем правильный ответ из представленных: 3

Тема: Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. ОВР.

Нужно знать: об окислении и восстановлении, понятия окислитель и восстановитель, окислительно-восстановительная реакция.

Шпаргалка на экзамене: собственные знания

Сера является окислителем в реакции:

1.H2S + I2 = S + 2HI

2.3S + 2Al = Al2S3

3.2SO2 + О2 = 2SO3

4.S + 3NO2 = SO3 + 3NO

1. Определить степени окисления каждого из элементов во всех молекулах, участвующих в реакции (до и после реакции)

2. В каждой из реакций определить окислителя и восстановителя и реакции окисления и восстановления

H2S + I2 = S + 2HI: – окислитель/восстановления, — восстановитель/окисления

3S + 2Al = Al2S3: — окислитель/восстановления, – восстановитель/окисления

2SO2 + О2 = 2SO3: – окислитель/восстановления, — восстановитель/окисления

S + 3NO2 = SO3 + 3NO: — окислитель/восстановления, — восстановитель/окисления

3. Смотрим на условие задачи, что нужно найти

По условию необходимо определить, в какой из реакций сера является окислителем. Окислителем сера является во второй реакции

4. Выбираем правильный ответ из представленных: 2

Тема: Массовая доля химического элемента

Нужно знать: о массовой доли химического элемента в веществе (молекуле) и формулу ее расчета

Шпаргалка на экзамене:

ω(э) – массовая доля элемента

Ar(э) – относительная атомная масса элемента

n – число атомов элемента Э в молекуле вещества

Mr – относительная молекулярная масса вещества

На какой диаграмме распределение массовых долей элементов отвечает количественному составу фосфата аммония?

1. Необходимо точно вычислить массовую долю одного из элементов, затем найти нужное значение на диаграмме и выбрать данный вариант ответа.

2. Найдем массовую долю фосфора в фосфате аммония. Для начала найдем молекулярную массу фосфата аммония:

Mr ((NH4)3PO4) = (14+4) * 3 + 31 + 16 * 4 = 149

3. Найдем массовую долю фосфора

w(P) = 31 / 149 • 100% = 20,8% = 21%, Значение 21% встречается на 4 диаграмме, значит ответ 4.

4.Выбираем правильный ответ из представленных: 4

Тема: Периодический закон Д.И.Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов.

Нужно знать: см. Задание №2

Шпаргалка на экзамене: таблица Менделеева

Общим для магния и кремния является:

1.наличие трёх электронных слоёв в их атомах

2.существование соответствующих им простых веществ в виде двухатомных молекул

3.то, что они относятся к металлам

4.то, что значение их электроотрицательности меньше, чем у фосфора

5.образование ими высших оксидов с общей формулой ЭО2

Берем таблицу Менделеева

Определяем местоположение атомов кремния и магния в таблице

Кремний – находится в 4 группе, в 3 периоде

Магний – находится во 2 группе, в 3 периоде

Определяем свойства, которые изменяются в ряду от Mg к Si

От кремния к сере изменяются: заряд ядра атома – увеличение; электротрицательность – увеличение; неметаллические свойства – увеличиваются; число валентных электронов – увеличиваются; высшая степень окисления – увеличивается; радиус атома – уменьшается; не меняется число электронных слоев

Сравниваем полученный ответ с ответами к заданию

Mg и Si оба имеют 3 электронных уровня и электроотрицательность ниже, чем у фосфора

5. Выбираем номер правильного ответа: 1,4

Тема: Первоначальные сведения об органических веществах: предельных и непредельных углеводородах и кислородсодержащих веществах

Нужно знать: классы органических соединений, химический и физические свойства, строение веществ и классификация ИЮПАК

Шпаргалка на экзамене: органические соединения сгорают до углекислого газа и воды

спирты являются жидкостями и реагируют со щелочными металлами

карбоновые кислоты реагируют с металлами и щелочами

Для этанола верны следующие утверждения:

1.в состав молекулы входит один атом углерода

2.атомы углерода в молекуле соединены двойной связью

3.является жидкостью (н.у.), хорошо растворимой в воде

4.вступает в реакцию со щелочными металлами

5.сгорает с образованием угарного газа и водорода

1. Определить класс органических соединений

Этанол – класс спирты

2. Вспомнить все корни, которым соответствуют число атомов углерода в углеродной цепи

Корень –эт‒, который говорит о том, что в углеродной цепи 2 атома углерода

3. Вспомнить химические и физические свойства данного класса органических соединений

Этанол – прозрачная жидкость, хорошо растворимая в воде

4. Выбираем номер правильного ответа: 3,4

Тема: Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе.

Нужно знать: знать и распознавать качественные реакции на катионы и анионы, понятие «индикатор»

Шпаргалка на экзамене: собственные знания, таблица растворимости

Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.

А) Na2CO3 и Na2SiO3

Б) К2CO3 и Li2CO3

В) Na2SO4 и NaOH

Рассматриваем каждый случай по отдельности

Na2CO3 и Na2SiO3

1.с хлоридом меди реакция не идет в обоих случаях, так как карбонат и силикат меди разлагается в водном растворе

2.с соляной кислотой в случае карбоната натрия выделяется газ, а в случае силиката выпадает осадок — это качественная реакция на силикаты

3.с оксидом магния данные вещества не реагируют, и оксид магния не вступает в реакции ионного обмена

4.с фосфатом также нет качественных реакций на натрий

1.с хлоридом меди данные вещества не реагируют (на самом деле выпадает осадок гидроксида меди, но этой реакцией не отличить два реагента)

2.с соляной кислотой оба реагируют с выделением углекислого газа

3.с оксидом магния данные вещества не реагируют, и оксид магния не вступает в реакции ионного обмена

4.с фосфатом выпадает литий в виде фосфата, а калий нет

хлорид меди. С гидроксидом натрия выпадает гидроксид меди, а с сульфатом реакция не идет

Выбираем номер правильного ответа: 241

Тема: Химические свойства простых и сложных веществ Нужно знать: необходимо вспомнить все химические свойства — как простых веществ, так и сложных, качественные реакции на катионы и анионы

Шпаргалка на экзамене: собственные знания, таблица растворимости

Установите соответствие между названием вещества и реагентами, с которыми это вещество может взаимодействовать.

В) хлорид алюминия

Также рассматриваем каждый случай по отдельности

Сера. Сера как простое вещество не вступает в реакции обмена, поэтому все варианты, где присутствуют растворы, нам не подходят.

Остается последний вариант — концентрированная серная кислота и кислород.

С кислородом сера взаимодействует с образованием оксида серы 4 (SO2), и в серной кислоте окисляется:

2H2SO4(конц.) + S → 3SO2↑ + 2H2O

Оксид цинка — амфотерный оксид, а значит будет реагировать как с кислотами, так и с щелочами. Данный вариант ответа присутствует во втором варианте — это раствор соляной кислоты и гидроксида натрия.

Хлорид алюминия. Осталось два варианта ответа. В первом варианте не подходит и углекислый газ, и раствор сульфата натрия — реакции не идут, разве что гидролиз хлорида алюминия в растворе.

Остается третий вариант. С нитратом серебра выпадает осадок — хлорид серебра — это качественная реакция на хлорид ион. В растворе едкого калия выпадает гидроксид алюминия.

Выбираем номер правильного ответа: 423

Тема: Метод электронного баланса и уравнения химических реакций

Нужно знать: составление уравнения химической реакции методом электронного баланса

Шпаргалка на экзамене: собственные знания

Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

HI + H2SO4 → I2 + H2S + H2O

Определите окислитель и восстановитель

1. Вычисляем изменение степени окисления каждого элемента в уравнении химической реакции

2. Выбираем только те элементы, которые поменяли степень окисления

меняют степени окисления сера и йод. Сера находилась в степени окисления +6, а в продуктах — -2. Йод имел степень окисления -1, а стал 0.

3. Для найденных элементов составляем электронный баланс, заключающийся в подсчете количества приобретенных или отданных электронов

S +6 + 8ē → S –2
2I –1 – 2ē → I2

4. Находим наименьшее общее кратное для переданных электронов

Наименьшее общее кратное 8, и дополнительные множители 1 и 4

S +6 + 8ē → S –2 |8 |1
2I –1 – 2ē → I2 |8 |4

5. Полученные значения и есть коэффициенты в уравнении (за редким исключением)

Расставляем коэффициенты в уравнении реакции согласно полученным данным:

8HI + H2SO4 = 4I2 + H2S + 4H2O

6. Определяем окислитель и восстановитель

сера в степени окисления +6 является окислителем, а иод в степени окисления –1 – восстановителем.

Тема: вычисление по химическим

уравнениям массы (объема, количества) исходных веществ и продуктов

Нужно знать: формулы массовой доли вещества, нахождение количества моль вещества, правильное составление условия (дано-найти-решение)

Шпаргалка на экзамене: собственные знания

Через 40 г раствора с массовой долей NaOH 6% пропустили углекислый газ до образования карбоната натрия. Вычислите объем (н.у.), вступившего в реакцию газа.

Как должно выглядеть решение данной задачи

w(NaOH) = 6% или 0,06

1моль =Na2CO3 + H2O

1) Рассчитываем массу и количество вещества NaOH:

а) m(NaOH)=40г × 0,06=2,4г

V(CO2)- ? б) n(NaOH)=2,4г:40г/моль=0,06 моль

2)Определяем объем CO2:

а)по уравнению реакции n(NaOH):n(CO2)=2:1, значит, n(CO2)=0,03 моль

б)V(CO2)=22,4л/моль × 0,03 моль=0,672л

Ответ: V(CO2)=0,672 л

1.Прочитайте задачу и составьте для нее краткое условие.

2.Составьте уравнение происходящей химической реакции и расставляем коэффициенты

2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O

3.Вычислите молярные массы известного и искомого веществ.

М(NaOH) = 40г/моль; М (CO2) = 44 г/моль

4.Вычислите количество того вещества, которое известно по условию задачи.

Для этого можно воспользоваться следующими формулами:

n = m : M или n =V : Vm

1) Рассчитываем массу и количество вещества NaOH:

а) m(NaOH)=40г × 0,06=2,4г

V(CO2)- ? б) n(NaOH)=2,4г:40г/моль=0,06 моль

5.Под химическим уравнением запишите количественное соотношение

между веществом, заданным по условию задачи, и искомым веществом.

Количественное соотношение определяется по коэффициентам, записанным

перед формулами соответствующих веществ в химическом уравнении.

По количественному соотношению определите количество искомого

2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O

6. Вычислите массу (или объем) искомого вещества. Для этого можно

использовать следующие формулы: m = n × M или V= n × Vm

2)Определяем объем CO2:

а)по уравнению реакции n(NaOH):n(CO2)=2:1, значит, n(CO2)=0,03 моль

б)V(CO2)=22,4л/моль × 0,03 моль=0,672л

7. запишите правильно ответ:

Ответ: V(CO2)=0,672 л

Тема: практическая работа, составление уравнений химических реакций

Нужно знать: планировать проведение эксперимента на основе предложенных веществ; описывать признаки протекания химических реакций; составлять молекулярные и сокращенные ионные уравнения этих реакций

Шпаргалка на экзамене: собственные знания

Даны вещества: растворы NaOH, ZnSO4, BaCl2 ,NaNO3, ZnCl2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии Zn(OH)2. Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.

1. Составить схему эксперимента, чтобы в конечном итоге получить вещество, указанное в условии: Zn(OH)2

ZnSO4 → ZnCl2 → Zn(OH)2

2. Составить уравнения химических реакций согласно предложенной схеме, определить тип реакции

1) ZnSO4 + BaCl2 = ZnCl2 + BaSO4 ↓ — Реакция ионного обмена

2) ZnCl2 + 2 NaOH = Zn(OH)2 ↓ + 2NaCl — Реакция ионного обмена

3. Описать признаки протеканий реакций для каждой из стадий

Признаки протекания реакций:

1) Для первой реакции – выпадение белого плотного осадка;

2) Для второй реакции – образование белого студенистого осадка.

4. Составить сокращенное ионное уравнение для реакции ионного обмена

Сокращенное ионное уравнение для 2-ой реакции:


источники:

http://infourok.ru/prezentaciya-po-himii-na-temu-reshenie-zadach-po-himicheskim-uravneniyam-podgotovka-k-oge-klass-607114.html

http://multiurok.ru/files/algoritm-resheniia-zadanii-oge-po-khimii.html