Векторы
Корзина
На данной онлайн странице электронного справочника по математике для школьников представлены следующие готовые домашние задания, решения тестовых заданий по геометрии 9 класса:
- – представлены определения вектора, скалярных и векторных величин;
- – в примерах с номерами 9 — 12 рассматривается, как решать геометрию по теме «Коллинеарные векторы»;
- – решения векторов представлены в теме «Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам». Контрольные работы 13 — 15;
- – тема «Координаты вектора» объясняется в работах 16 — 22 учебника. В данной рабочей тетради показываются ответы к вопросам, как решать задачи, если требуется найти координаты суммы, разности векторов и произведения вектора на число;
- – задачи 1 — 8 показывают примеры решений и ответы по математике, изученных на материале курса геометрии 8 класса. Здесь рассматриваются тесты и задания по таким разделам, как средняя линия треугольника, параллелограмм, площадь треугольника, равнобедренная трапеция, вписанные и описанные окружности.
Понятие вектора
Автобус едет из города Анск в город Бинск. На карте город Анск обозначим латинской буквой A, город Бинск – буквой B латинского алфавита.
Соединив точки A и B, получаем отрезок AB. При этом точка A – начало отрезка или пункт отправления автобуса, т.е. откуда едет автобус, точка B – конец отрезка или пункт назначения автобуса, куда движется автобус.
Отрезок AB изображает схему маршрута автобуса.
Направление движения автобуса, или направление маршрута, или направление отрезка AB обозначим стрелкой –>.
Выражение «A –> B» обозначает схематичное движение автобуса из пункта A в пункт B.
Отрезок со стрелкой – направленный отрезок.
Определение:
Вектор – направленный отрезок.
В математике принято обозначать вектор как , две латинские буквы со одной стрелкой сверху (произносится: вектор а-б.).
указывает на направление движения: A – начальная точка отрезка, B – конечная точка отрезка.
Часто вектор могут обозначать маленькой буквой (произносится: вектор а).
Когда A – начальная точка отрезка и B – конечная точка отрезка совпадают, то есть когда отрезок отсутствует, тогда вектор считается нулевым и обозначается как , ноль со одной стрелкой сверху. Любая точка на карте, в тетради, на плоскости чертежной доски – нулевой вектор.
Длина отрезка AB, расстояние между городом Анск и Бинск, – абсолютная величина вектора , или модуль вектора , или длина вектора .
Модуль вектора обозначается как .
Например, дано = 1,7 км, = 6 км. В этом случае говорят, что длина вектора а равна 1,7 км (одна целая семь десятых километра), длина вектора AB равна шести километрам.
Длина нулевого вектора обозначается как и равна нулю:
= 0.
Скалярные и векторные величины
Величина может быть скалярной или векторной.
Величина является скалярной, если содержит численное значение, но не указывает на направление. Например, 5 книг, 10 метров ткани, где цифры «5», «10» – скалярные величины.
Векторная величина или вектор – величина, которая содержит количественное значение и указывает на направление.
Например, автобус едет или совершает перемещение из пункт A в пункт B со скоростью 30 км/ч.
Цифра «30» – скорость автобуса в км/ч – пример векторной величины, так как дано численное значение и указывается направление движения.
Перемещение точки, которая движется в данный момент времени, – вектор с начальной точкой в точке старта движения и с конечной точкой в точке, где данная точка находится в это время.
Например, AB = 5 км, BC = 5 км, CD = 3 км, DE = 2 км, AE = 4 км.
Длина маршрута движения автобуса из пункта A в пункт E составляет
L = AB + BC + CD + DE = 15 км.
Длина маршрута – скалярная величина, так как дано только количество километров – «15» без указания на направление движения.
Перемещение – вектор , который соединяет A – точку начала движения автобуса, E – точку остановки движения.
AE = 4 км. Перемещение – векторная величина, где число «4» – количество километров, АЕ – указывает на направление движения, из пункта Анск в пункт Eнск.
Допустим, автобус проехал 30 км: в одну сторону, из Анска в Енск – 15 км, а также обратно, из Енска в Анск – 15 км. В этом примере перемещение равно 0 км и является нулевым вектором.
Коллинеарные векторы
Лемма – теорема, вспомогательная для доказательства следующей теоремы.
Лемма о коллинеарных векторах:
Если векторы и коллинеарны (где ), то можно найти такое число k, что верно равенство (вектор равен произведению числа k на вектор )
Дано: вектор a, вектор b
Векторы и – коллинеарные, т.е. вектор b коллинеарен вектору a
Доказать: есть такое число k, что верно равенство
1 случай. Пусть векторы a и b — сонаправленные векторы, т.е.
, где k>0,т.к. . Тогда и сонаправленные векторы.
Значит,
2 случай.
Пусть a, b — противоположные векторы, т.е.
Возьмем , где k
Следовательно,
Задача 9.
вектор m, вектор n
1) – противоположно направленные векторы ,
= 0,5 см, = 2 см
2) – сонаправленные векторы ,
= 12 см, = 240 см
Решение: 1) Т.к. , то k = – = – 4
Решение: 2) Т.к. , то k>0. Тогда = = 20.
Задача 10.
Дано:
BD AC = O
M – середина отрезка AO
1)
2)
1) Т.к. , то k>0.
По свойству параллелограмма
, тогда
Ответ: k=
2) Т.к. , то k , – коллинеарные, т.к. лежат на одной прямой. Найдем середину OC и обозначим ее точкой N.
Т.к. k
Ответ: k=
Задача 11.
Дано:
1) – противоположно направленные векторы,
= 400 мм, = 4дм = 400мм
2) – сонаправленные векторы , = , =
Решение: 1) Т.к. , то k = – = –1
Решение: 2) Т.к. , то k>0. Тогда = = =5.
Задача 12.
Решить уравнение: найти значения x, y.
Решить уравнение: найти значения x, y.
y =
Ответ: x= – 1, y=
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам
Определение: Если , где и – данные векторы, x и y – некоторые числа, то говорят, что вектор разложен на векторы и , причем x и y – коэффициенты разложения
Выразить вектор:
через векторы и
через и
через и
через и
а) По правилу параллелограмма (x= 1, y= 1)
б) , (x=y= 2)
в) = + , = 2 – (x= 2, y = –1)
г) Т.к. = 2 – = 2 +
= – 2 (x= 1, y = –2)
Задача 13.
Дано: ABCD – параллелограмм
;
M ; AM : MC = 4 : 1
Найти:
По правилу параллелограмма
или
Но , тогда
Ответ:
Задача 14.
Дано: векторы и – неколлинеарные
а)
б)
Найти: коэффициенты разложения x, y – ?
а)
3 – y = 0, x+1=0 y= 3, x= – 1
б)
4 – x = 0, 5+y=0 x = 4, y= –5
Ответ: a) x= –1, y= 3 б) x = 4, y= –5
Задача 15.
Дано: ABCD – трапеция
EF – средняя линия трапеции
Доказать: EF AD — т.е. средняя линия трапеции параллельна её основанию,
— т.е. длина средней линии трапеции равна полусумме основанию трапеции.
По правилу многоугольника
Сложив оба выражения, получаем
Т.к. E и F – середины сторон AB и CD, тогда
Т.к. , то , а
Поэтому EF || AD и
***
Теорема: Любой вектор можно разложить по двум неколлинеарным векторам, причем коэффициенты разложения определяются единственным образом.
вектор a, вектор b
и – неколлинеарные векторы
Доказать:
Через точку А и точку В проведем прямые, параллельные прямым, содержащих векторы и . Найдем точку С.
Тогда по правилу треугольника
Заметим, что векторы и – коллинеарные, также векторы и – коллинеарные
По лемме о коллинеарных векторах
,
Тогда
Единственность разложения
Знаем, что (1)
Пусть есть (2)
В результате разности выражений (1) и (2) получаем
Это равенство возможно
;
Т.е ;
Координаты вектора
Определение: Единичным вектором называется вектор, длина которого равна единице.
i и j – координатные векторы
Т.к. и – неколлинеарные векторы, то любой вектор можно разложить через векторы и .
Т.е. , где x и y – координаты вектора.
Если и ,
то , если и
Задача 16.
Найти координаты векторов.
Задача 17.
Найти координаты векторов.
<– ;–2>
Задача 18.
Найти сумму вектора по его координатам.
<–3; >
<–2;–3>
<–1;0>
<0;3>
<0;1>
Правила, позволяющие по координатам векторов находить координаты суммы, разности векторов и произведения вектора на число.
1. Суммой векторов и с координатами (a1;a2) и (b1;b2) называется вектор с координатами (a1+ b1;a2 +b2).
<a1;a2>; <b1;b2>;
Доказать: < a1+ b1;a2 +b2>
— сумма координат вектора, т.е. формула, как найти координаты вектора через сложение
< a1+ b1;a2 +b2>
Пример 1 — сложение векторов, как найти координаты векторов:
Если даны координаты векторов <3;2>; <2;5>, то
2. Разностью векторов и с координатами 1; a2> и 1; b2> называется вектор с координатами 1 – b1; a2 – b2>.
3. Произведением вектора с координатами 1; a2> на произвольное число k называется вектор с координатами
k – произвольное число
Доказать:
— умножение вектора на число
Значит, вектор
Пример 2 — как находить координаты вектора:
Найти координаты вектора , если
<1;2>; <0;3>;
Ответ:
Задача 19.
Найти координаты вектора , если даны векторы
<–7;–1>; <–1;7>;
Ответ:
Задача 20.
1)
2)
Найти: коэффициенты разложения x, y – ?
1)
По теореме о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам:
2)
По теореме о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам:
Задача 21.
Дано: координаты векторов
1) <3;6>;
2) <–5;–6>;
Найти: разность векторов –
1) – = =
–
2) – = =
–
Задача 22.
Дано: координаты векторов
<–2;–3>; <2;–3>;
Найти: координаты векторов, противоположных данным.
<–2;–3>
<2;–3>
<0;5>
Задача 1.
M, N, K, E – середины сторон AB, BC, DC, AD
Четырехугольник MNKE – параллелограмм
Соединим точку А и точку С.
Получим треугольник Δ ABC, где MN – средняя линия треугольника Δ ABC и треугольник Δ ADC, где EK – средняя линия треугольника Δ ADC.
По свойству средней линии треугольника Δ следует, что
MN || AC – параллельны и MN= AC,
EK || AC – параллельны и EK= AC.
Тогда MN || EK – параллельны и MN=EK, поэтому
MNKE – параллелограмм (по первому признаку параллелограмма).
***
Задача 2.
Треугольник Δ ABC
Сторона треугольника AB = 8,5 см
Сторона треугольника AC = 5 см
Высота AH = 4 см, т.е отрезок AH перпендикулярен стороне BC
H BC, т.е. точка H лежит на стороне BC
S ΔABC = BC • AH
По теореме Пифагора
BH = = = = 7,5 см
По теореме Пифагора
CH = = = 3 см
BC = BH + CH = 3 +7,5 = 10,5 см
S ΔABC = • 10,5 • 4 = 21
Ответ: S ΔABC = 21
Задача 3.
Доказать, что отрезки, соединяющие середины противоположных сторон равнобедренной трапеции, взаимно перпендикулярны.
ABCD – равнобедренная трапеция
Доказать: NE KM =
Проведем перпендикуляры BH и CH1, то есть BH AD перпендикулярны; также CH1 AD перпендикулярны.
Но BH и CH1 проходят через NE тогда перпендикулярны BR NE и CR1 NE.
Стороны BH = CH1 равны параллельны BH || CH1
Поэтому BH = KM = CH1 равны параллельны BH KM CH1 как отрезок, заключенный между параллельными прямыми.
Следовательно углы равны KON = NR1C = 90° как соответственные.
Тогда KON = EOM = 90°, как вертикальные.
Задача 4.
O – произвольная точка
Вектор OC равен половине суммы двух других векторов OA и OB, исходящих из одной и той же точки O
Доказательство: По правилу треугольника
(1)
(2)
Сложив выражения (1) и (2), получаем
Задача 5.
Три вектора и – неколлинеарные векторы.
Построить:
Суммы и разности векторов.
По правилу многоугольника
a)
б)
=
***
Задача 6.
Доказать, что отрезки, соединяющие середины противоположных сторон равнобедренной трапеции, взаимно перпендикулярны.
четырехугольник ABCD – равнобедренная трапеция
Доказать: EF NM = , т.е. угол пересечения двух отрезков в равнобедренной трапеции равен 90°.
Проведем параллельные прямые
Получим равнобедренный треугольник ΔMKR
AB=MK, так как трапеция равнобедренная,
CD=MR, т.к. трапеция равнобедренная.
Следовательно, EF – средняя линия треугольника ΔMKR, поэтому
BM=MC=AK=RD, т.к. ABMK и MCDR – параллелограммы.
Тогда MN – медиана, биссектриса и высота равнобедренного треугольника ΔMKR.
Т.к. MN – высота, то отрезки MN AD – перпендикулярны.
По свойству средней линии треугольника Δ следует, что
Тогда EF NM =
Задача 7.
Доказать, что центр окружности, вписанной в равнобедренный треугольник, лежит на медиане, проведенной к основанию.
вписанная окружность в равнобедренном треугольнике
ΔABC – равнобедренный треугольник
Доказать: O BH2, т.е. центр вписанной окружности лежит на медиане равнобедренного треугольника
Проведем перпендикуляры OH1 ; OH2 ; OH3 к сторонам BC, AC, AB.
Здесь из двух точек проведен один и тот же перпендикуляр к стороне AC, но в треугольнике можно провести только один перпендикуляр к стороне и только из одной точки.
Следовательно, что O BH2
Задача 8.
Доказать, что центр окружности, описанной около равнобедренного треугольника, лежит на медиане, проведенной к основанию или на ее продолжение.
Дано:
Описанная окружность около равнобедренного треугольника
Δ ABC – вписанный равнобедренный треугольник
Доказать: O BH3
Проведем из центра окружности перпендикуляры
Здесь проведен из двух точек перпендикуляр к стороне AC, но в треугольнике можно провести только один перпендикуляр к стороне и только из одной точки.
Следовательно, что O BH3
Примеры решения задач с векторами
Вектора применяются во многих науках, таких как: математика, физика, геометрия и многих других прикладных науках. На практике, они позволяют не делать лишних операций и сократить время выполнения задач. Поэтому, будущим специалистам очень важно понять теорию векторов и научиться решать задачи с ними.
Перед изучением примеров решения задач советуем изучить теоретический материал по векторам, прочитать все определения и свойства. Список тем находится в правом меню.
Координаты вектора
Теоретический материал по теме — координаты вектора.
Векторы ( геометрия 9 класс)
В данной презентации систематизирован и обобщен материал по данной теме, известный учащимся. Рассмотрены правила действий с векторами, разобран ряд задач. Презентацию можно использовать на нескольких уроках, так как она содержит большой объем материала
Просмотр содержимого документа
«Векторы ( геометрия 9 класс)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №4»
Презентации к урокам математики
Заслуженный учитель РФ
Кулиашвили Елена Николаевна
- Термин вектор (от лат. Vector – “ несущий “) впервые появился в 1845 г. у ирландского математика Уильяма Гамильтона (1805 – 1865) в работах по построению числовых систем.
Что такое вектор ?
Понятие вектора возникает там, где приходится иметь дело с объектами, которые характеризуются величиной и направлением: например, скорость, сила, давление. Такие величины называются векторными величинами или векторами .
Сила, скорость, ускорение
ВЕКТОР или направленный отрезок – отрезок, у которого указано, какая из его граничных точек считается началом, а какая — концом
- векторы обозначают двумя заглавными латинскими буквами со стрелкой над ними или одной строчной латинской буквой со стрелкой над ней
- любая точка плоскости является нулевым вектором
- длиной или модулем ненулевого вектора АВ называется длина отрезка АВ
- Расстояние между началом и концом вектора называется длиной или модулем вектора. Длина вектора обозначается |а| или |АВ|.
- Длина нулевого вектора считается равной нулю.
(каждая клетка на рисунке имеет сторону, равную единице измерения отрезков)
От любой точки можно отложить вектор равный данному , притом только один .
- ненулевые векторы называются коллинеарными , если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых
- коллинеарные векторы могут быть направлены одинаково и называются сонаправленными или противоположно направлены и называются противоположно направленными
- Ненулевые векторы называются коллинеарными , если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых.
- Нулевой вектор считается коллинеарным любому вектору.
CD, KF, O, a, b – коллинеарные
O, a – коллинеарные
O, NP – коллинеарные
NP, m – не коллинеарные
Векторы называются равными , если они сонаправлены и их длины равны .
Отложите эти векторы от одной точки.
- На рисунке изображена равнобедренная трапеция KLMN.
а) Укажите сонаправленные, противоположно направленные, равные вектора.
б) Укажите векторы, длины которых равны. Равны ли при этом сами векторы?
- Даны вектор BC и точка D(1;-2). Отложите от точки D вектор, равный вектору BC.
- Как должен быть расположен ненулевой векторaотносительно прямойk, чтобы нашлись лежащие на этой прямой векторы, равныеa? Сколько таких векторов найдется? Отметьте на чертеже три из них.
- Векторы AB и DC равны. Докажите, что если точки A, B, C и D не лежат на одной прямой, то четырехугольник ABCD―параллелограмм.
- На рисунке изображен параллелограмм ABCD.Укажите векторы, длины которых равны. Равны ли при этом сами векторы?
- В ромбе ABCD l AC l = 12см, l BD l = 16см. От вершины A отложен вектор AE, равный вектору BD. Найдите длину вектора EC.
Для любых чисел k , l и любых векторов a , b справедливы равенства :
Для любых чисел k , l и любых векторов a , b справедливы равенства :
- (kl )a = k (la ) ( сочетательный закон )
- (k+l) a = ka + la ( первый распределительный закон )
- K ( a+b ) = ka + kb (второй распределительный закон ) .
- (kl )a = k (la ) ( сочетательный закон )
- (k+l) a = ka + la ( первый распределительный закон )
- K ( a+b ) = ka + kb (второй распределительный закон ) .
http://www.webmath.ru/poleznoe/formules_4_14.php
http://multiurok.ru/files/vektory-geometriia-9-klass.html