Уравнения по геометрии 9 класс векторы

Векторы

Корзина

На данной онлайн странице электронного справочника по математике для школьников представлены следующие готовые домашние задания, решения тестовых заданий по геометрии 9 класса:

  • – представлены определения вектора, скалярных и векторных величин;
  • – в примерах с номерами 9 — 12 рассматривается, как решать геометрию по теме «Коллинеарные векторы»;
  • – решения векторов представлены в теме «Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам». Контрольные работы 13 — 15;
  • – тема «Координаты вектора» объясняется в работах 16 — 22 учебника. В данной рабочей тетради показываются ответы к вопросам, как решать задачи, если требуется найти координаты суммы, разности векторов и произведения вектора на число;
  • – задачи 1 — 8 показывают примеры решений и ответы по математике, изученных на материале курса геометрии 8 класса. Здесь рассматриваются тесты и задания по таким разделам, как средняя линия треугольника, параллелограмм, площадь треугольника, равнобедренная трапеция, вписанные и описанные окружности.

Понятие вектора

Автобус едет из города Анск в город Бинск. На карте город Анск обозначим латинской буквой A, город Бинск – буквой B латинского алфавита.

Соединив точки A и B, получаем отрезок AB. При этом точка A – начало отрезка или пункт отправления автобуса, т.е. откуда едет автобус, точка B – конец отрезка или пункт назначения автобуса, куда движется автобус.

Отрезок AB изображает схему маршрута автобуса.

Направление движения автобуса, или направление маршрута, или направление отрезка AB обозначим стрелкой –>.

Выражение «A –> B» обозначает схематичное движение автобуса из пункта A в пункт B.

Отрезок со стрелкой – направленный отрезок.

Определение:
Вектор – направленный отрезок.

В математике принято обозначать вектор как , две латинские буквы со одной стрелкой сверху (произносится: вектор а-б.).
указывает на направление движения: A – начальная точка отрезка, B – конечная точка отрезка.
Часто вектор могут обозначать маленькой буквой (произносится: вектор а).

Когда A – начальная точка отрезка и B – конечная точка отрезка совпадают, то есть когда отрезок отсутствует, тогда вектор считается нулевым и обозначается как , ноль со одной стрелкой сверху. Любая точка на карте, в тетради, на плоскости чертежной доски – нулевой вектор.

Длина отрезка AB, расстояние между городом Анск и Бинск, – абсолютная величина вектора , или модуль вектора , или длина вектора .
Модуль вектора обозначается как .
Например, дано = 1,7 км, = 6 км. В этом случае говорят, что длина вектора а равна 1,7 км (одна целая семь десятых километра), длина вектора AB равна шести километрам.
Длина нулевого вектора обозначается как и равна нулю:
= 0.

Скалярные и векторные величины

Величина может быть скалярной или векторной.

Величина является скалярной, если содержит численное значение, но не указывает на направление. Например, 5 книг, 10 метров ткани, где цифры «5», «10» – скалярные величины.

Векторная величина или вектор – величина, которая содержит количественное значение и указывает на направление.

Например, автобус едет или совершает перемещение из пункт A в пункт B со скоростью 30 км/ч.

Цифра «30» – скорость автобуса в км/ч – пример векторной величины, так как дано численное значение и указывается направление движения.

Перемещение точки, которая движется в данный момент времени, – вектор с начальной точкой в точке старта движения и с конечной точкой в точке, где данная точка находится в это время.


Например, AB = 5 км, BC = 5 км, CD = 3 км, DE = 2 км, AE = 4 км.

Длина маршрута движения автобуса из пункта A в пункт E составляет
L = AB + BC + CD + DE = 15 км.
Длина маршрута – скалярная величина, так как дано только количество километров – «15» без указания на направление движения.

Перемещение – вектор , который соединяет A – точку начала движения автобуса, E – точку остановки движения.
AE = 4 км. Перемещение – векторная величина, где число «4» – количество километров, АЕ – указывает на направление движения, из пункта Анск в пункт Eнск.

Допустим, автобус проехал 30 км: в одну сторону, из Анска в Енск – 15 км, а также обратно, из Енска в Анск – 15 км. В этом примере перемещение равно 0 км и является нулевым вектором.

Коллинеарные векторы

Лемма – теорема, вспомогательная для доказательства следующей теоремы.

Лемма о коллинеарных векторах:

Если векторы и коллинеарны (где ), то можно найти такое число k, что верно равенство (вектор равен произведению числа k на вектор )

Дано: вектор a, вектор b

Векторы и – коллинеарные, т.е. вектор b коллинеарен вектору a

Доказать: есть такое число k, что верно равенство

1 случай. Пусть векторы a и b — сонаправленные векторы, т.е.

, где k>0,т.к. . Тогда и сонаправленные векторы.

Значит,

2 случай.

Пусть a, b — противоположные векторы, т.е.

Возьмем , где k

Следовательно,

Задача 9.

вектор m, вектор n

1) – противоположно направленные векторы ,

= 0,5 см, = 2 см

2) – сонаправленные векторы ,

= 12 см, = 240 см

Решение: 1) Т.к. , то k = – = – 4

Решение: 2) Т.к. , то k>0. Тогда = = 20.

Задача 10.

Дано:

BD AC = O

M – середина отрезка AO

1)

2)

1) Т.к. , то k>0.

По свойству параллелограмма

, тогда

Ответ: k=

2) Т.к. , то k , – коллинеарные, т.к. лежат на одной прямой. Найдем середину OC и обозначим ее точкой N.

Т.к. k

Ответ: k=

Задача 11.

Дано:

1) – противоположно направленные векторы,

= 400 мм, = 4дм = 400мм

2) – сонаправленные векторы , = , =

Решение: 1) Т.к. , то k = – = –1

Решение: 2) Т.к. , то k>0. Тогда = = =5.

Задача 12.

Решить уравнение: найти значения x, y.

Решить уравнение: найти значения x, y.

y =

Ответ: x= – 1, y=

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

Определение: Если , где и – данные векторы, x и y – некоторые числа, то говорят, что вектор разложен на векторы и , причем x и y – коэффициенты разложения

Выразить вектор:

через векторы и

через и

через и

через и

а) По правилу параллелограмма (x= 1, y= 1)

б) , (x=y= 2)

в) = + , = 2 (x= 2, y = –1)

г) Т.к. = 2 = 2 +

= – 2 (x= 1, y = –2)

Задача 13.

Дано: ABCD – параллелограмм

;

M ; AM : MC = 4 : 1

Найти:

По правилу параллелограмма

или

Но , тогда

Ответ:

Задача 14.

Дано: векторы и – неколлинеарные

а)

б)

Найти: коэффициенты разложения x, y – ?

а)

3 – y = 0, x+1=0 y= 3, x= – 1

б)

4 – x = 0, 5+y=0 x = 4, y= –5

Ответ: a) x= –1, y= 3 б) x = 4, y= –5


Задача 15.

Дано: ABCD – трапеция

EF – средняя линия трапеции

Доказать: EF AD — т.е. средняя линия трапеции параллельна её основанию,

— т.е. длина средней линии трапеции равна полусумме основанию трапеции.

По правилу многоугольника

Сложив оба выражения, получаем

Т.к. E и F – середины сторон AB и CD, тогда

Т.к. , то , а

Поэтому EF || AD и

***

Теорема: Любой вектор можно разложить по двум неколлинеарным векторам, причем коэффициенты разложения определяются единственным образом.

вектор a, вектор b

и – неколлинеарные векторы

Доказать:

Через точку А и точку В проведем прямые, параллельные прямым, содержащих векторы и . Найдем точку С.

Тогда по правилу треугольника

Заметим, что векторы и – коллинеарные, также векторы и – коллинеарные

По лемме о коллинеарных векторах

,

Тогда

Единственность разложения

Знаем, что (1)

Пусть есть (2)

В результате разности выражений (1) и (2) получаем

Это равенство возможно

;

Т.е ;

Координаты вектора

Определение: Единичным вектором называется вектор, длина которого равна единице.

i и j – координатные векторы

Т.к. и – неколлинеарные векторы, то любой вектор можно разложить через векторы и .

Т.е. , где x и y – координаты вектора.

Если и ,

то , если и

Задача 16.

Найти координаты векторов.

Задача 17.

Найти координаты векторов.

<– ;–2>

Задача 18.

Найти сумму вектора по его координатам.

<–3; >

<–2;–3>

<–1;0>

<0;3>

<0;1>

Правила, позволяющие по координатам векторов находить координаты суммы, разности векторов и произведения вектора на число.

1. Суммой векторов и с координатами (a1;a2) и (b1;b2) называется вектор с координатами (a1+ b1;a2 +b2).

<a1;a2>; <b1;b2>;

Доказать: < a1+ b1;a2 +b2>

— сумма координат вектора, т.е. формула, как найти координаты вектора через сложение

< a1+ b1;a2 +b2>

Пример 1 — сложение векторов, как найти координаты векторов:

Если даны координаты векторов <3;2>; <2;5>, то

2. Разностью векторов и с координатами 1; a2> и 1; b2> называется вектор с координатами 1 – b1; a2 – b2>.

3. Произведением вектора с координатами 1; a2> на произвольное число k называется вектор с координатами 1; ka2>.

1;a2>

k – произвольное число

Доказать: 1; ka2>

— умножение вектора на число

Значит, вектор 1; ka2>

Пример 2 — как находить координаты вектора:

Найти координаты вектора , если

<1;2>; <0;3>;

Ответ:

Задача 19.

Найти координаты вектора , если даны векторы

<–7;–1>; <–1;7>;

Ответ:

Задача 20.

1)

2)

Найти: коэффициенты разложения x, y – ?

1)

По теореме о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам:

2)

По теореме о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам:

Задача 21.

Дано: координаты векторов

1) <3;6>;

2) <–5;–6>;

Найти: разность векторов

1) = =

2) = =

Задача 22.

Дано: координаты векторов

<–2;–3>; <2;–3>;

Найти: координаты векторов, противоположных данным.

<–2;–3>

<2;–3>

<0;5>

Задача 1.

M, N, K, E – середины сторон AB, BC, DC, AD

Четырехугольник MNKE – параллелограмм

Соединим точку А и точку С.

Получим треугольник Δ ABC, где MN – средняя линия треугольника Δ ABC и треугольник Δ ADC, где EK – средняя линия треугольника Δ ADC.

По свойству средней линии треугольника Δ следует, что

MN || AC – параллельны и MN= AC,

EK || AC – параллельны и EK= AC.

Тогда MN || EK – параллельны и MN=EK, поэтому

MNKE – параллелограмм (по первому признаку параллелограмма).

***

Задача 2.

Треугольник Δ ABC

Сторона треугольника AB = 8,5 см

Сторона треугольника AC = 5 см

Высота AH = 4 см, т.е отрезок AH перпендикулярен стороне BC

H BC, т.е. точка H лежит на стороне BC

S ΔABC = BC • AH

По теореме Пифагора

BH = = = = 7,5 см

По теореме Пифагора

CH = = = 3 см

BC = BH + CH = 3 +7,5 = 10,5 см

S ΔABC = • 10,5 • 4 = 21

Ответ: S ΔABC = 21

Задача 3.

Доказать, что отрезки, соединяющие середины противоположных сторон равнобедренной трапеции, взаимно перпендикулярны.

ABCD – равнобедренная трапеция

Доказать: NE KM =

Проведем перпендикуляры BH и CH1, то есть BH AD перпендикулярны; также CH1 AD перпендикулярны.

Но BH и CH1 проходят через NE тогда перпендикулярны BR NE и CR1 NE.

Стороны BH = CH1 равны параллельны BH || CH1

Поэтому BH = KM = CH1 равны параллельны BH KM CH1 как отрезок, заключенный между параллельными прямыми.

Следовательно углы равны KON = NR1C = 90° как соответственные.

Тогда KON = EOM = 90°, как вертикальные.

Задача 4.

O – произвольная точка

Вектор OC равен половине суммы двух других векторов OA и OB, исходящих из одной и той же точки O

Доказательство: По правилу треугольника

(1)

(2)

Сложив выражения (1) и (2), получаем

Задача 5.

Три вектора и – неколлинеарные векторы.

Построить:

Суммы и разности векторов.

По правилу многоугольника

a)

б)

=

***

Задача 6.

Доказать, что отрезки, соединяющие середины противоположных сторон равнобедренной трапеции, взаимно перпендикулярны.

четырехугольник ABCD – равнобедренная трапеция

Доказать: EF NM = , т.е. угол пересечения двух отрезков в равнобедренной трапеции равен 90°.

Проведем параллельные прямые

Получим равнобедренный треугольник ΔMKR

AB=MK, так как трапеция равнобедренная,

CD=MR, т.к. трапеция равнобедренная.

Следовательно, EF – средняя линия треугольника ΔMKR, поэтому

BM=MC=AK=RD, т.к. ABMK и MCDR – параллелограммы.

Тогда MN – медиана, биссектриса и высота равнобедренного треугольника ΔMKR.

Т.к. MN – высота, то отрезки MN AD – перпендикулярны.

По свойству средней линии треугольника Δ следует, что

Тогда EF NM =

Задача 7.

Доказать, что центр окружности, вписанной в равнобедренный треугольник, лежит на медиане, проведенной к основанию.

вписанная окружность в равнобедренном треугольнике

ΔABC – равнобедренный треугольник

Доказать: O BH2, т.е. центр вписанной окружности лежит на медиане равнобедренного треугольника

Проведем перпендикуляры OH1 ; OH2 ; OH3 к сторонам BC, AC, AB.

Здесь из двух точек проведен один и тот же перпендикуляр к стороне AC, но в треугольнике можно провести только один перпендикуляр к стороне и только из одной точки.

Следовательно, что O BH2

Задача 8.

Доказать, что центр окружности, описанной около равнобедренного треугольника, лежит на медиане, проведенной к основанию или на ее продолжение.

Дано:

Описанная окружность около равнобедренного треугольника

Δ ABC – вписанный равнобедренный треугольник

Доказать: O BH3

Проведем из центра окружности перпендикуляры

Здесь проведен из двух точек перпендикуляр к стороне AC, но в треугольнике можно провести только один перпендикуляр к стороне и только из одной точки.

Следовательно, что O BH3

Примеры решения задач с векторами

Вектора применяются во многих науках, таких как: математика, физика, геометрия и многих других прикладных науках. На практике, они позволяют не делать лишних операций и сократить время выполнения задач. Поэтому, будущим специалистам очень важно понять теорию векторов и научиться решать задачи с ними.

Перед изучением примеров решения задач советуем изучить теоретический материал по векторам, прочитать все определения и свойства. Список тем находится в правом меню.

Координаты вектора

Теоретический материал по теме — координаты вектора.

Векторы ( геометрия 9 класс)

В данной презентации систематизирован и обобщен материал по данной теме, известный учащимся. Рассмотрены правила действий с векторами, разобран ряд задач. Презентацию можно использовать на нескольких уроках, так как она содержит большой объем материала

Просмотр содержимого документа
«Векторы ( геометрия 9 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №4»

Презентации к урокам математики

Заслуженный учитель РФ

Кулиашвили Елена Николаевна

  • Термин вектор (от лат. Vector – “ несущий “) впервые появился в 1845 г. у ирландского математика Уильяма Гамильтона (1805 – 1865) в работах по построению числовых систем.

Что такое вектор ?

Понятие вектора возникает там, где приходится иметь дело с объектами, которые характеризуются величиной и направлением: например, скорость, сила, давление. Такие величины называются векторными величинами или векторами .

Сила, скорость, ускорение

ВЕКТОР или направленный отрезок – отрезок, у которого указано, какая из его граничных точек считается началом, а какая — концом

  • векторы обозначают двумя заглавными латинскими буквами со стрелкой над ними или одной строчной латинской буквой со стрелкой над ней
  • любая точка плоскости является нулевым вектором
  • длиной или модулем ненулевого вектора АВ называется длина отрезка АВ

  • Расстояние между началом и концом вектора называется длиной или модулем вектора. Длина вектора обозначается |а| или |АВ|.
  • Длина нулевого вектора считается равной нулю.

(каждая клетка на рисунке имеет сторону, равную единице измерения отрезков)

От любой точки можно отложить вектор равный данному , притом только один .

  • ненулевые векторы называются коллинеарными , если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых
  • коллинеарные векторы могут быть направлены одинаково и называются сонаправленными или противоположно направлены и называются противоположно направленными

  • Ненулевые векторы называются коллинеарными , если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых.
  • Нулевой вектор считается коллинеарным любому вектору.

CD, KF, O, a, b – коллинеарные

O, a – коллинеарные

O, NP – коллинеарные

NP, m – не коллинеарные

Векторы называются равными , если они сонаправлены и их длины равны .

Отложите эти векторы от одной точки.

  • На рисунке изображена равнобедренная трапеция KLMN.

а) Укажите сонаправленные, противоположно направленные, равные вектора.

б) Укажите векторы, длины которых равны. Равны ли при этом сами векторы?

  • Даны вектор BC и точка D(1;-2). Отложите от точки D вектор, равный вектору BC.
  • Как должен быть расположен ненулевой векторaотносительно прямойk, чтобы нашлись лежащие на этой прямой векторы, равныеa? Сколько таких векторов найдется? Отметьте на чертеже три из них.
  • Векторы AB и DC равны. Докажите, что если точки A, B, C и D не лежат на одной прямой, то четырехугольник ABCDпараллелограмм.

  • На рисунке изображен параллелограмм ABCD.Укажите векторы, длины которых равны. Равны ли при этом сами векторы?
  • В ромбе ABCD l AC l = 12см, l BD l = 16см. От вершины A отложен вектор AE, равный вектору BD. Найдите длину вектора EC.

Для любых чисел k , l и любых векторов a , b справедливы равенства :

Для любых чисел k , l и любых векторов a , b справедливы равенства :

  • (kl )a = k (la ) ( сочетательный закон )
  • (k+l) a = ka + la ( первый распределительный закон )
  • K ( a+b ) = ka + kb (второй распределительный закон ) .
  • (kl )a = k (la ) ( сочетательный закон )
  • (k+l) a = ka + la ( первый распределительный закон )
  • K ( a+b ) = ka + kb (второй распределительный закон ) .


источники:

http://www.webmath.ru/poleznoe/formules_4_14.php

http://multiurok.ru/files/vektory-geometriia-9-klass.html