Зачет по теме «Отношения и пропорции»
тренажёр по математике (6 класс)
Зачет для обучающихся 6 класса, содержит 4 варианта из 14 заданий, Каждый вариант содержит обязятельную часть, включающую в себя 9 заданий базового уровня и дополнительную часть из 4 заданий разного уровня сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
вариант 1 | 16.01 КБ |
вариант 2 | 14.55 КБ |
Предварительный просмотр:
- Найдите отношение величин: а) 75 к 3; б) 12 минут к 1 ч
- Запишите пропорцию: «2 так относится к 4, как 9 относится к 18».
- Найдите неизвестный член пропорции
- Решите уравнение: 15 : 6 = x : 4
- Для отделки 3 салфеток потребовалось 4 м кружев. Какое количество кружев потребуется для отделки 9 салфеток?
- Двумя насосами можно выкачать воду из котлована за 40 минут. За какое время можно осушить котлован четырьмя насосами?
- Решите задачу, составив пропорцию: «Для выпечки 6 тортов необходимо взять 4 стакана муки. Сколько муки потребуется для выпечки 15 тортов?»
- Чему равна длина окружности радиусом 3 см? Воспользуйтесь формулой длины окружности С= 2 πr при π ≈ 3,14. Ответ округлите до целых.
- Вычислите площадь круга, диаметр которого 6 см, по формуле S = πr 2 при π ≈ 3,14. Ответ округлите до целых.
- (3 балла) Бригада выполнила задания за 12 ч. За сколько часов она выполнит задания?
- (3 балла) Трое рабочих могут выполнить работу за 8 дней. Сколько еще нужно пригласить рабочих, чтобы они выполнили ту же работу за 6 дней?
- (2 балла) Радиус окружности увеличили в 3 раза. Во сколько раз увеличилась длина окружности?
- (5 баллов) Найдите площадь заштрихованной части квадрата (считайте π ≈ 3,14). Сторона квадрата 4 см.
Предварительный просмотр:
- Определите масштаб карты, если расстоянию в 25 км на местности соответствует расстояние на карте, равное 5 см.
- Из каких отношений: 10 : 2; 1 : 5; 1,5 : 0,3 можно составить верную пропорцию?
- Найдите неизвестный член пропорции
- Решите уравнение: 5 : 2 = 20 : х
- На выпечку 3 тортов идет 4 стакана муки. Сколько тортов можно испечь из 12 стаканов муки?
- Шесть тракторов могут вспахать поле за 12 дней. Сколько потребуется тракторов, чтобы вспахать это поле за 3 дня?
- Решите задачу, составив пропорцию: «При равномерном движении поезд проходит 625 км за 10 часов. За какое время поезд проедет 125 км?»
- Ствол баобаба может достигать 10 м в диаметре. По формуле длины окружности ( С = πd , π ≈ 3,14) определите, чему равен обхват ствола такого баобаба. Ответ округлите до десятков.
- По формуле S = πr 2 ( π ≈ 3,14) определите площадь круга, радиус которого 4 см. Ответ округлите до целых.
- (3 балла) Бригада выполнила задания за 12 ч. За сколько часов она выполнит задания?
- (3 балла) Пятеро рабочих могут выполнить работу за 12 ч. Сколько еще нужно пригласить рабочих, чтобы они выполнили ту же работу за 10 часов?
- (2 балла) Радиус окружности уменьшили в 2 раза. Во сколько раз уменьшилась длина окружности?
- (5 баллов) Найдите площадь незаштрихованной части квадрата (считайте π ≈ 3,14). Сторона квадрата 6 см.
Составление и решение пропорций в математике
Пропорции — что это в математике
Валя съела 3 яблока из пяти. Какую часть яблок съела Валя?
Вначале узнаем, какую часть яблок составляет 1 яблоко. Всего у Вали было 5 яблок, значит, одно из них — это 1 5 часть всех яблок. Тогда 3 съеденных яблока составляют 3 5 всех яблок.
Тот же ответ получим, если 3 разделим на пять.
Получается, что 3 яблока соотносятся с пятью яблоками как 3 к 5.
Другой вариант записи ответа отмечают в виде десятичной дроби и процентов: 3 5 = 0 , 6 или 60%.
Отношением двух чисел называют частное этих чисел.
Отношение показывает, во сколько раз одно число больше другого. Или какую часть первое число составляет от второго.
Термин «отношение» применяют в случаях, когда нужно выразить одну величину в долях другой. Например, одну площадь в долях другой площади. Это операцию выполняют с помощью деления.
Делимое в выражении отношения называют предыдущим членом. Делитель называют последующим членом.
В задаче 1 предыдущий член — это 3, последующий — 5.
Если есть два равных отношения, то они образуют пропорцию.
Пропорцией называют равенство двух отношений.
Даны два отношения: 3,8:2 и 5,7:3.
Можно ли составить из этих выражений пропорцию?
Найдем значения каждого из отношений:
3 , 8 : 2 = 1 , 9 ; 5 , 7 : 3 = 1 , 9 .
Значения выражений оказались равными, значит, эти отношения равны.
Тогда можно записать равенство: 3,8:2=5,7:3.
Такое равенство называется пропорцией.
Ответ: да, можно составить из этих отношений чисел пропорцию.
С помощью буквенных символов пропорцию можно записать так: a : b = c : d или a b = c d .
Полученное равенство читают: «Отношение a к b равно отношению c к d» или «a относится к b, как c относится к d».
Числа a и d в пропорции называют крайними членами пропорции.
Числа b и c — средними членами пропорции.
Назовите крайние и средние члены пропорции 42:6=49:7.
Крайние члены пропорции — 42 и 7.
Средние члены пропорции — 6 и 49.
Определите средние члены пропорции 25 5 = 35 7 .
Средние члены пропорции — 5 и 35.
Понятие «пропорция» пришло из латинского языка. Слово в переводе означает соразмерность, определенное соотношение частей между собой.
Основное свойство пропорции, правило
Основное свойство пропорции
В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов:
Определите, верна ли пропорция 6:2=9:3.
В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов.
Произведение крайних членов равно произведению 6 и 3. Получим 6 * 3 = 18 .
Произведение средних членов равно произведению 2 и 9. Получим 2 * 9 = 18 .
Значит, 6:2=9:3. Пропорция верна.
Обратное утверждение тоже верно:
Если произведение средних членов равно произведению крайних членов, то пропорция верна.
Пропорция 60:12=10:2 верна, потому что 60 * 2 = 12 * 10 = 120 .
Если поменять в это пропорции местами средние члены, получим 60:10=12:2. Эта пропорция тоже верна. При перестановке произведение крайних и средних членов не изменилось.
Если в пропорции поменять крайние члены — 2:10=12:60, то произведение тоже не изменится.
Пропорция будет верной, если поменять местами средние члены или крайние члены.
Если какой-то из членов пропорции неизвестен, то его можно найти.
По основному свойству пропорции можно найти ее неизвестный член, если все остальные компоненты известны.
Найдите неизвестный член пропорции: 4,8:b=8:2,5.
Используем основное свойство пропорции: произведение крайних членов = произведению средних членов.
Получим 4 , 8 * 2 , 5 = b * 8 .
b = 4 , 8 * 2 , 5 : 8 ;
Составление и решение пропорций
Запишите пропорцию: 6 так относится к 18, как 9 относится к 27.
Слово «относится» заменяем на знак деления.
Получаем два отношения: 6:18 и 9:27.
Если эти два отношения равны, то получаем верную пропорцию.
6 : 18 = 9 : 27 ; 1 3 = 1 3 , получили верную пропорцию.
Запишите пропорцию и проверьте ее: отношение 2 к 1 4 равно отношению 3 к 1 15 .
Записываем отношения: 2 1 4 и 3 1 15 .
Составляем пропорцию: 2 1 4 = 3 1 15 .
Проверяем, верна ли пропорция.
Для этого воспользуемся основным свойством пропорции: произведение крайних членов = произведению средних членов.
2 * 1 15 ≠ 1 4 * 3 ; 2 15 ≠ 3 4 . Условие равенства произведений не выполнилось, значит, пропорция не верна.
Определите, верна ли пропорция: 1 , 4 0 , 7 = 3 , 4 1 , 7 .
Чтобы проверить, верна ли пропорция, воспользуемся основным свойством пропорции.
Запишем произведения крайних и средних членов пропорции:
1 , 4 * 1 , 7 = 2 , 38 ; 0 , 7 * 3 , 4 = 2 , 38 .
Значит, произведение крайних членов равно произведению средних членов.
1 , 4 * 1 , 7 = 0 , 7 * 3 , 4 ; 2 , 38 = 2 , 38 .
Вывод: пропорция верна.
Примеры уравнений с решением для 6 класса
Решите уравнение: 8 , 8 4 2 5 = n 0 , 12 .
Чтобы найти неизвестный член пропорции, используем основное свойство пропорции. Находим произведение крайних и средних членов. Выражаем неизвестный компонент.
8 , 8 4 2 5 = n 0 , 12 ; 8 , 8 * 0 , 12 = 4 2 5 * n . Из равенства выражаем n : n = 8 , 8 * 0 , 12 4 2 5 Представим смешанное число 4 2 5 в виде десятичной дроби. Для этого приведем дробную часть смешанного числа к дроби со знаменателем 10 : домножим числитель и знаменатель 2 . 4 2 5 = 4 2 * 2 н а 5 * 2 = 4 4 10 . Такое смешанное число записываем в виде десятичной дроби, отделяя целую часть запятой: 4 4 10 = 4 , 4 . Тогда n = 8 , 8 * 0 , 12 4 , 4 . Сокращаем получившуюся дробь: 0 , 12 и 4 , 4 делятся на 4 . n = 8 , 8 * 0 , 03 1 , 1 ; 8 , 8 и 1 , 1 делятся на 1 , 1 . n = 8 * 0 , 03 1 ; n = 0 , 24 .
Найдите неизвестный член пропорции: 1 1 2 : 2 1 4 = 6 : m .
Используем основное свойство пропорций. Записываем равенства произведений крайних и средних членов.
1 1 2 * m = 2 1 4 * 6 . И выражаем m : m = 2 1 4 * 6 : 1 1 2 . Переводим смешанные числа в неправильные дроби: m = 2 * 4 + 1 4 * 6 : 1 * 2 + 1 2 ; m = 9 4 * 6 : 3 2 . Натуральное число переводим в обыкновенную дробь со знаменателем 1 и умножаем на первую дробь: m = 9 4 * 6 1 : 3 2 ; m = 9 * 6 4 * 1 : 3 2 . Чтобы разделить обыкновенные дроби, нужно домножить дробь на взаимно обратную данной: m = 9 * 6 4 * 1 * 2 3 ; m = 9 * 6 * 2 4 * 1 * 3 . Сокращаем получившееся выражение. 4 и 2 делятся нацело на 2 . 9 и 3 делятся нацело на 3 . m = 3 * 6 * 1 2 * 1 * 1 . Для чисел 6 и 2 общий делитель 2 : m = 3 * 3 * 1 1 * 1 * 1 ; m = 9 .
Решите уравнение: 0,25:x=3,75:3.
По основному свойству пропорции получим: 0 , 25 * 3 = x * 3 , 75 .
x = 0 , 25 * 3 : 3 , 75 ; x = 0 , 75 : 3 , 75 . Делить на десятичную дробь нельзя. Преобразуем ее в натуральное число.
После запятой в дроби 3 , 75 два знака, значит, нужно домножить ее на единицу с таким оличеством нулей. Это сто.
Но чтобы выражение осталось неизменным, нужно домножить на сто и делимое.
x = 0 , 75 * 100 : 3 , 75 * 100 ; x = 75 : 375 ; x = 0 , 2 .
Найдите неизвестное: k : 3 1 2 = 0 , 4 : 2 4 5
Чтобы найти неизвестный компонент пропорции, нужно воспользоваться основным свойством дроби.
По основному свойству дроби произведение крайних членов равно произведению средних членов.
Получим: k * 2 4 5 = 3 1 2 * 0 , 4 .
Выразим k : k = 3 1 2 * 0 , 4 : 2 4 5 .
Переведем 0,4 в обыкновенную дробь: 0 , 4 = 4 10 . Эта дробь сократима: числитель и знаменатель делятся на 2 нацело: 4 10 = 4 : 2 10 : 2 = 2 5 .
Записываем полученное выражение:
k = 3 1 2 * 2 5 : 2 4 5 .
1 действие — умножение.
Переводим смешанное число в неправильную дробь и умножаем на вторую: числитель на числитель, знаменатель на знаменатель.
3 1 2 * 2 5 = 3 * 2 + 1 2 * 2 5 = 7 2 * 2 5 = 7 * 2 2 * 5 .
Сокращаем дробь: есть одинаковые числа в числителе и знаменателе.
2 действие — деление.
Теперь делим полученное число на 2 4 5 .
Смешанное число переводим в неправильную дробь.
Умножаем 7 5 на взаимно обратную дробь.
7 5 : 2 4 5 = 7 5 : 2 * 5 + 4 5 = 7 5 : 14 5 = 7 5 * 5 14 = 7 * 5 5 * 14 = 7 * 5 5 * 14 = 7 14 = 1 2 = 0 , 5 .
Урок по математике 6 класс «отношение»»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Сценарии уроков по учебнику «Математика, 6 класс», часть 2
Тема: «Отношения» (контрольная работа).
1) сформировать способность учащихся к осуществлению процедуры контроля;
2) продолжить формирование способности учащихся к выявлению причин затруднений собственной деятельности;
3) контроль знаний, умений, навыков по теме «Отношение».
П1: Отношение двух чисел – это их частное.
П 2 : Отношение не изменится, если члены его умножить или разделить на одно и то же число.
П3: Чтобы найти отношение одноимённых величин необходимо выразить их в одной и той же единице измерения.
П4: Процентное отношение:
П5: Отношение длины отрезка на изображении к его настоящей длине называется масштабом изображения.
П6: Чтобы найти масштаб надо найти отношение расстояния на плане (карте) к расстоянию на местности.
П7: Чтобы найти расстояние на местности надо расстояние на карте умножить на делитель в отношении, показывающее масштаб.
П8: Чтобы найти расстояние на карте надо расстояние на местности разделить на делитель в отношении, показывающее масштаб.
Û ad = dc
П9: Пропорция это истинное равенство двух отношений.
П11: Чтобы найти средний член пропорции, надо произведение её крайних членов разделить на второй средний член.
П10: Чтобы найти крайний член пропорции, надо произведение её средних членов разделить на второй крайний член.
2) критерии оценивания работы.
1) а) 1 балл; 2) а) 1 балл; 3) а) 1 балл; 4) 2 балла; 5) 2 балла.
б) 1 балл; б) 1 балл; б) 2 балла;
в) 1 балл; в) 1 балл; в) 2 балла;
г) 2 балла. г) 2 балла. г) 1 балл.
Оценки: «5» – 19 – 20 баллов.
«4» – 15 – 18 балла.
«3» – 10 – 14 баллов.
1) контрольная работа.
1. Упрости отношения:
а) 24 : 84; б) 15 : ; в) ; г) 10,4 ab : 1,3а.
2. Вырази отношение в процентах:
а) 6 к 25; б) 0,3 к 2 ; в) 2,4 кг к 0,16 кг; г) 48 м к 2 км.
3. Реши уравнения:
а) ; б) 5у : 10.8 = 3,5 : 18; в) ; г) 1,5 : 0,75 = 3 : b .
4. Определи масштаб карты, если 3 см на карте соответствуют 73,5 км на местности.
5. Составь уравнение и реши его методом «весов».
«Задуманное число уменьшили на 0,1 и результат увеличили в 7 раз. В результате получили число на 8,3 большее задуманного числа. Найди задуманное число».
6*. Составь пропорцию и сделай все возможные перестановки.
1. Упрости отношения:
а) ; б) : 42; в) ; г) 43,4х : 6,2ху.
2. Вырази отношение в процентах:
а) 11 к 20; б) 0,6 к 1 ; в) 0,98 км к 2,8 км; г) 3 ч к 24 мин.
3. Реши уравнения:
а) х : 26 = 5 : 13; б) ; в) 92 : 23 = 128 : (17 + а); г) .
4. Расстояние между двумя городами на карте равно 5 см, а в действительности 117,5 км. Каков масштаб карты?
5. Составь уравнение и реши его методом «весов».
«Задуманное число увеличили на 0,2 и результат увеличили в 12 раз. В результате получили число на 7,9 большее задуманного числа. Найди задуманное число».
6*. Составь пропорцию и сделай все возможные перестановки.
2) образец выполнения работы.
а) 2 : 7 или ; б) 100 : 3 или ; в) 24 : 7 или ; г) 8 b : 1
а) 24%; б) 14%; в) 1500%; г) 2,4%
а) x = 81; б) y = 0,42; в) а = 8; г) b = 1
а) или4 : 13; б) или 1 : 196; в) 4 : 1; г) 7 : y или
а) 55%; б) 38%; в) 350%4 г) 750%
4) эталон для самопроверки выполнения работы.